Разумеется, планы Генштаба ВС РФ сложнее, многомернее. При всех раскладах задачи СВО придется решать в глубине территории противника. День Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации отмечается ежегодно 25 января в соответствии с указом министра обороны РФ генерал-полковника Сергея Иванова от 30 января 2002 г. Дата празднования выбрана в связи с тем, что 25 января 1763 г.
Генеральный штаб вооружённых сил российской федерации
Генеральный штаб с 2012 года возглавляет генерал армии В. Герасимов, а его заместителем с 2014 года является генерал-полковник Н. Богдановский. Об этом сообщил начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Евгений Бурдинский. Так Генштаб ВСУ заявил, что этой ночью ВС РФ выпустили по Украине одиннадцать ракет, среди них восемь крылатых и три баллистических, все они якобы были сбиты. Добро пожаловать на канал Минобороны России (24675435) на RUTUBE. Здесь вы можете посмотреть 12055 интересных видео в хорошем качестве без регистрации и совершенно бесплатно.
Генеральный штаб
Генштаб ВС РФ является федеральным органом и подчиняется напрямую Министерству Обороны. Российский Генеральный штаб (сокр. Генштаб, ГШ ВС) — центральный орган военного управления вооружёнными силами России. Главные новости об организации Генштаб на Генштаб сегодня — Начальник генштаба Израиля пообещал «ответную реакцию» на удар Ирана.
СВО: задачи новой группировки российских войск "Север"
С 2012 года российским Генштабом руководит генерал армии Валерий Герасимов. Здание Генштаба находится в центре Москвы, на улице Знаменка в районе Арбата.
Её преемник на троне — император Павел I — Генштаб, являвшийся департаментом Военной коллегии, повелел упразднить, но взамен учредил «Свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части», которая высокостатусно располагалась в Михайловском Инженерном замке, а во главе этого де-факто Генштаба был поставлен всесильный фаворит граф А. Кадровый состав Генштаба екатерининского времени в основном сохранился, добавилась даже новая «чертёжная» из кадет-чертёжников. Заметный вклад в развитие Генерального штаба внесли его последующие руководители: граф П. Сухтелен и его сын П. Сухтелен, пришедший на должность отца через 16 лет после его ухода с повышением, светлейший князь П. Волконский, граф К. Толь, Ф. Шуберт — первый руководитель Корпуса топографов и создатель до сих пор поражающих точностью трёхверстных военно-топографических карт европейской части России, нынешних Украины, Беларуси, Молдовы, Латвии, Литвы и Эстонии, а также граф Ф.
Ливен и другие. Императорская Николаевская академия Генерального официально — Главного штаба. Старинная открытка Генштаб «обрастает» в это время своими учебными базами: в 1815 году возникло «Московское учебное заведение для колонновожатых» генерала Н. Муравьева; в 1820 году при штабе 1-ой армии в Могилеве открыто аналогичное 2-классное офицерское училище, в 1832-м — Императорская Николаевская военная академия, ставшая главной кузницей кадров Генштаба носившего с 1827 года название Главного штаба Русской императорской армии, подготовившая до октября 1917-го свыше 4500 офицеров, многие из которых проявили себя как видные военачальники и государственные деятели. Военная реформа императора Александра II, при которой в 1865 году произошло слияние Главного управления Главного штаба с Инспекторским департаментом, расширила круг его задач, что явилось следствием осмысления неудач Крымской войны 1853 — 1856 годов. Закономерно результаты следующей, Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов были совсем иными, для Российской империи победными. Новое поражение, в Русско-японской войне 1904 — 1905 годов неминуемо повлекло ряд армейских реформ, непосредственно коснувшихся и Главного штаба. Помимо прежних задач составления дислокаций, маршрутов и диспозиций для боя и для движения; производства военных обозрений, съёмок, рекогносцировок; вождения колонн на театре войны вообще и на поле сражения в особенности; избрания позиций и пунктов для крепостей и укреплений; выполнения военно-статистических, военно-исторических и военно-административных работ , добавилось множество других: подготовка военных агентов для службы заграницей, постоянное повышение боеготовности войск путём совершенствования учёбы высших военных кадров, качества учёбы в академии Генштаба, Военно-топографическом училище и на Офицерском курсе восточных языков. Так эти задачи прописывало военное законодательство в 1907 году.
Возвысилась и роль руководителя Главного штаба: в 1908-м он получил право иметь «всеподданейший доклад в присутствии военного министра», то есть отдавать рапорт напрямую императору, и отвечать на его вопросы. Увы, ещё через год эта привилегия была отменена стараниями военного министра В. Сухомлинова занимавшего эту должность в 1909 — 1915 годах, и ответственного за поражения России в Первой мировой войне. Позже он был судим и признан виновным по 9 из 10 пунктов обвинения, включая измену и предательство, коррупцию и другие совершённые преступления.
В этой связи хотелось бы предложить свое видение предназначения, места и роли данного важнейшего органа в системе военного управления страны, а также тех проблем, с которыми российский Генеральный штаб сталкивается в настоящее время.
Осветить не с позиции стороннего наблюдателя, а с точки зрения ветерана Вооруженных Сил России и генерала, посвятившего значительную часть своей военной биографии службе непосредственно в Генеральном штабе. За всеми проблемами, которые стоят перед Вооруженными Силами России в настоящее время, достаточно скромно и незаметно для широкой общественности приближается знаменательная дата в жизни Генерального штаба ВС РФ. Тот факт, что 2001 г. В этой связи следует отметить, что со времен распада Советского Союза и соответственно его Вооруженных Сил ни одной значимой работы по истории Генерального штаба не появилось 1. Между тем значение Генерального штаба в истории нашей страны трудно переоценить.
Весьма характерно, что образование квартирмейстерской службы русской армии, явившейся прообразом современного Генерального штаба, совпало по времени с коренной модернизацией всех основных сфер жизнедеятельности Российского государства. С созданием первых регулярных полков сразу же после неудачного для России нарвского сражения обозначилась необходимость организации четкого управления войсками на поле боя. По указу Петра I в сентябре 1701 г. В штатах по военной части, утвержденных Петром I 19 февраля 1711 г. Среди них был и генерал-квартирмейстер как глава квартирмейстерской службы.
На основе опыта Северной войны в 1716 г. Таким образом, изначально в процессе формирования военной организации России и ее регулярной армии имело место выделение органов военного управления, осуществляющих непосредственное оперативное управление войсками. Этот факт достаточно показателен и для современных реформаторов. На протяжении своей 300-летней истории Генеральный штаб формировался и развивался вместе с армией. За это время он вырос от квартирмейстерской службы до высшего органа оперативного планирования и применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Его питомцами были такие замечательные русские генералы и офицеры, как П. Волконский, И. Дибич-Забалканский, Д. Милютин, М. Фрунзе, М.
Тухачевский, Б. Шапошников, Г. Жуков, А. Василевский, А. Антонов и другие талантливые русские военачальники.
Со всей определенностью можно сказать, что победы русской армии были победами и Генерального штаба, его офицеров и генералов, поражения же армии были в первую очередь — их поражениями. Роль Генерального штаба как органа управления войсками во все времена была исключительно важна: на него возлагались разработка общего плана военных кампаний и конкретных операций, подготовка войск и штабов к ведению боевых действий и обеспечение условий для их эффективного применения. Справедливость данного определения подтверждается всей историей войн и военного искусства, свидетельствующей о том, что высокий уровень руководства Вооруженными Силами является важнейшим фактором успеха в вооруженной борьбе. Другой значимой доминантой роли Генерального штаба является его предназначение обеспечивать военную безопасность государства в мирное время посредством постоянной готовности к войне. Именно поэтому для Генерального штаба, как считали русские военные теоретики начала XX века, справедливо и другое его название — «воин мирного времени».
Думается, что дело историков определить реальный вклад Генерального штаба в обеспечение безопасности России. Нам же более близки события последней величайшей из войн человечества — Великой Отечественной войны, когда именно на Генеральный штаб легла вся основная нагрузка по подготовке страны к отражению фашистской агрессии, когда на практике проверялись не только сила и стойкость солдат противоборствующих армий, их технической оснащенности и качества вооружений, но и уровень развития военной мысли, сконцентрированной в органах военного управления. Особое внимание к событиям Великой Отечественной войны вполне оправданно. Война унесла жизни миллионов наших сограждан, боль о которых до сих пор отзывается на нашем народе. И казалось бы, сама Великая победа советского народа, доставшаяся неимоверной ценой, является истиной в последней инстанции.
Тем не менее, на фоне развернувшейся ревизии итогов Великой Отечественной войны, очернительства советской армии и органов ее военного управления, появления различного рода утверждений и измышлений о неготовности Генерального штаба к войне и его неспособности управлять войсками и, соответственно, превосходстве германской военной машины, представляется необходимым акцентировать внимание на некоторых важных аспектах деятельности Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны, тем более, что автор, как очевидец, имеет полное основание изложить свое видение событий того времени, не опосредованное никакими новомодными веяниями и измышлениями. В предвоенный период проводилась большая работа по подготовке страны к обороне. Большое значение имело то, что на посту начальника Генерального штаба в это время находился выдающийся военачальник Красной армии Маршал Советского Союза Б. Шапошников, чья книга «Мозг армии», написанная еще в 20-е годы, и по сей день является энциклопедией Генерального штаба. Нельзя отрицать также и роль выдающегося полководца XX столетия Г.
Жукова, который с первых же дней своего пребывания на посту начальника Генерального штаба с января по июль 1941 г. Война с Германией не являлась для нашей страны неожиданностью. Это был закономерный процесс в рамках реализации многовековой западной экспансии на Восток в поисках жизненного пространства Dranch nach Osten. И если политическое руководство СССР и допускало в отношениях с Германией определенный «люфт», то для Генерального штаба, его офицеров и генералов было очевидно, что вооруженный конфликт с фашистской Германией неизбежен, следовательно, к нему нужно готовиться. И к нему в Генштабе готовились, причем со всей серьезностью.
Об этом свидетельствуют, в частности, положения «Плана стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 гг.
О том, что эти угрозы вполне реальны, свидетельствует, например, развитие военно-политической на южных границах России и СНГ, беспрецедентное поглощение НАТО территорий государств Восточной Европы и целый ряд других событий. Все это в комплексе определяет достаточно сложную для России военно-политическую обстановку, при которой различные угрозы военно-политического характера из гипотетических превращаются в вполне прогнозируемые. Именно поэтому, выступая в ноябре 2000 г. Путин подчеркнул: «Нужна армия, способная достойно обеспечить безопасность России» 11. В силу того, что стратегическое руководство рассматривается в числе основных компонентов боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, считаю, что роль Генерального штаба в современных условиях неизмеримо возрастает.
Место Генерального штаба определяется уровнем возлагаемых на него функций, их положением в общей системе задач, решаемых центральными органами военного управления ВС РФ. Наиболее важной в этом плане является осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны. Важнейшей функцией Генерального штаба является проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, проведением мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. Генеральный штаб организует перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, стратегическое и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. В своей практической деятельности Генеральный штаб в современных условиях исходит из комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны, концептуально оформленных в Военной доктрине Российской Федерации. Среди них: эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ряд других, реализация которых обеспечивает безопасное и суверенное развитие нашего государства.
В целом же в системе современного военно-политического, государственного и военного планирования Генеральный штаб отвечает не только за выполнение Вооруженными Силами стратегических задач, но и согласованное применение всех сил и средств в интересах достижения целей военной безопасности, в том числе и в мирное время. Отсюда — ведущая роль Генерального штаба России в части прогнозирования и оценки военно-политической обстановки, в формировании предложений военно-политическому руководству государства в области обеспечения национальной безопасности. Генеральный штаб находится в постоянной боевой готовности, непрерывно отслеживает и анализирует военно-политическую обстановку в мире и по театрам военных действий, делает соответствующие выводы, готовит предложения. Квашнина относительно его стремления вникнуть в вопросы военно-технической политики. На мой взгляд, это типичный пример авторской некомпетентности. Для того, чтобы давать оценку деятельности начальника Генерального штаба, нужно, по крайней мере, представлять его функциональные обязанности и, соответственно, полномочия.
Военно-техническая политика реализуется в интересах обеспечения военной безопасности страны, то есть должна в полной мере обеспечивать реализацию Вооруженными Силами России возложенных на них задач. И Генеральный штаб, планируя применение Вооруженных Сил на военное время, просто обязан заниматься военно-техническими вопросами. Начальник Генерального штаба, как никто другой, представляет реальные потребности Вооруженных Сил, в том числе, и в оснащении их современной техникой и вооружением. В подтверждение своей позиции приведу пример из опыта одной военной кампании, уроки которой, к сожалению, незаслуженно забыты. Речь идет о советско-финской войне 1939 — 1940 гг. В 1939 г.
Боеспособность финского солдата, вооруженного автоматическим оружием, была значительно выше, чем красноармейца. Этим и объясняются многочисленные потери, которые понесли наши войска в ходе финской кампании. Нарком оборонной промышленности генерал-полковник Б. Ванников, ставший впоследствии трижды Героем Социалистического труда, в своих «Записках наркома» писал, что с большим трудом пробивал в Наркомате обороны автоматическое стрелковое оружие. Главным же противником оснащения соединений и частей Красной армии автоматическим оружием был заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Г. Кулик, который считал, что автомат — это оружие американских гангстеров.
И только после настойчивого вмешательства начальника Генерального штаба Б. Шапошникова на вооружение наших войск был принят пистолет-пулемет Шпагина — знаменитый ППШ. Вопросы военно-технической политики всегда были в центре внимания Генерального штаба. Более того, до недавнего времени у начальника Генерального штаба был заместитель по вооружению, а также комитет по военно-технической политике. Таким образом, военно-техническая политика является неотъемлемым атрибутом функционирования Генерального штаба. Тем более, что современные войны и вооруженные конфликты — это уже не просто противоборство посредством артиллерии или автоматического оружия, это войны высоких технологий.
И быть в стороне от развития современных средств вооруженного противоборства значит заведомо обрекать свою армию на поражение. Не менее важными сферами деятельности Генерального штаба являются военная экономика, а также внешняя и внутренняя политика. Шапошников, например, отмечал, что в условиях, когда война ведется всеми силами и средствами государства, в понятие планов войны вкладывается не только стратегическое развертывание, но и вся подготовка Вооруженных Сил к войне, в том числе экономическая и политическая подготовка. Экономический план войны должен предусматривать не только подготовку к войне армии и ТВД, не только предусматривать обеспечение Вооруженных Сил всем необходимым для ведения боевых действий, но и затрагивать вопросы функционирования экономики государства во время войны. В плане должно быть предусмотрено развитие народного хозяйства страны, продуман и подготовлен весь комплекс мобилизационных планов: финансовый, экономический и транспортный. Генеральный штаб обязан принимать участие в планировании и составлении военного бюджета государства.
Конечно, в его функции не входит подводить детальную экономическую базу под военный план, давать ему финансовое обоснование. Это задача Министерства обороны. Военный бюджет составляет одну из основных забот военного ведомства, ту реальную основу, на которой базируются мероприятия по усилению и совершенствованию боевой готовности Вооруженных Сил. Из этого следует, что основная составляющая предложений по военному плану должна вноситься Генеральным штабом. Что касается соотнесения деятельности Генерального штаба и политики, я солидарен с мнением Б. Шапошникова, что «для разрешения военных вопросов Генеральный штаб должен всегда учитывать внешнюю политику и потому должно быть отброшено ошибочное мнение, что вооруженные силы могут быть отделены от политики, быть самостоятельным организмом, точно так же, как и внутренняя политика проникает не в меньшей мере в организацию, численность, боевую готовность, подготовку и дух армии, равно как и в конкретную военную подготовку» 12.
Функции Министерства обороны РФ и Генерального штаба ВС РФ
Генштаб ВС РФ является федеральным органом и подчиняется напрямую Министерству Обороны. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений[14]. Планируется формирование двух армий — общевойсковой и воздушной, а также новых подразделений, сообщил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Евгений Бурдинский. Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации часто называют «мозгом армии». Генштаб РФ сообщил о планах сформировать в Вооруженных силах России в этом году еще два военных округа — Московский и Ленинградский, а также общевойсковую и воздушную армии, заявил замначальника Генштаба РФ Евгений Бурдинский. Генеральный штаб) является центральным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России).
Генштаб Вооруженных сил РФ отмечает 250 лет со дня основания
В предвоенные годы изменения в военном строительстве и руководстве вооружёнными силами объективно потребовали перемен во всей организации обороны страны. Но прослужил он на этом посту недолго - до 1937 года. Егоров А. После Егорова Генштаб возглавил командарм 1 ранга Борис Шапошников.
Опытный штабной работник, он начал совершенствование оргструктуры, заложил основные методы работы Генштаба, начал готовить кадры, способные решать стратегические задачи. Но в августе 1940-го Шапошникова сменил на посту генерал армии Кирилл Мерецков, его очень скоро - генерал армии Георгий Жуков. Ведущее управление - оперативное - за год возглавляли три начальника.
Кадровая «чехарда» привела к неразберихе в работе, но это была ещё не вся беда. Перед самой войной с Германией, весной 1941 года, в советском Наркомате обороны произошли очередные изменения в распределении обязанностей. Роль главы Генштаба аппаратно-административно существенно снизилась, а сам «мозг армии» утратил часть функций.
Всё это вместе взятое не могло не отразиться на подготовке РККА к отражению фашистской агрессии. Шапошников: работа на износ Происходившее на фронтах в первый месяц войны можно выразить одним словом - катастрофа. Вечером того же дня Маршал Советского Союза вылетел на фронт и возглавил штаб Западного направления.
По свидетельству многих советских полководцев, в первые дни войны Сталин не доверял Генштабу. Главные решения он принимал сам. Но полученные жестокие уроки - страшные потери личного состава армии и утрата огромных территорий - заставили советского лидера прислушаться к мнению военных профессионалов.
Маршала Шапошникова он ценил и выделял особо: тот был из крайне мизерной категории людей, к которым «вождь народов» обращался по имени и отчеству. Октябрьскую революцию Борис Михайлович Шапошников встретил в чине полковника Русской императорской армии. Офицер Генерального штаба, на различных штабных и строевых должностях он приобрёл значительный войсковой опыт, а за годы Первой мировой войны ещё и боевой опыт.
У него была действительно заслуженная репутация настоящего офицера, сочетавшего высокую военную грамотность с личным мужеством. В Гражданскую войну, перейдя на сторону красных, он разрабатывал планы операций, которые оказались более грамотными, чем у его бывших однокурсников по академии Генштаба, сражавшихся на стороне белых. Начальник оперативного управления Полевого штаба Реввоенсовета Борис Шапошников блестяще спланировал и подготовил Перекопско-Чонгарскую операцию, после которой был полностью очищен от неприятеля Крымский полуостров.
Теперь, в 1941-м, на новом «старом» посту Борис Михайлович в «ручном режиме» начал исправлять ошибки, допущенные в планировании действий и подготовке войск. На него возлагались задачи разработки директив и приказов Ставки по применению вооружённых сил, организации и руководству разведкой, сбору и обработке материалов по изучению опыта войны. Вместе с другими органами Наркомата обороны Генштаб разрабатывал и представлял в наркоматы промышленности заявки на выпуск военной продукции.
Тем не менее, на фоне развернувшейся ревизии итогов Великой Отечественной войны, очернительства советской армии и органов ее военного управления, появления различного рода утверждений и измышлений о неготовности Генерального штаба к войне и его неспособности управлять войсками и, соответственно, превосходстве германской военной машины, представляется необходимым акцентировать внимание на некоторых важных аспектах деятельности Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны, тем более, что автор, как очевидец, имеет полное основание изложить свое видение событий того времени, не опосредованное никакими новомодными веяниями и измышлениями. В предвоенный период проводилась большая работа по подготовке страны к обороне. Большое значение имело то, что на посту начальника Генерального штаба в это время находился выдающийся военачальник Красной армии Маршал Советского Союза Б. Шапошников, чья книга «Мозг армии», написанная еще в 20-е годы, и по сей день является энциклопедией Генерального штаба. Нельзя отрицать также и роль выдающегося полководца XX столетия Г.
Жукова, который с первых же дней своего пребывания на посту начальника Генерального штаба с января по июль 1941 г. Война с Германией не являлась для нашей страны неожиданностью. Это был закономерный процесс в рамках реализации многовековой западной экспансии на Восток в поисках жизненного пространства Dranch nach Osten. И если политическое руководство СССР и допускало в отношениях с Германией определенный «люфт», то для Генерального штаба, его офицеров и генералов было очевидно, что вооруженный конфликт с фашистской Германией неизбежен, следовательно, к нему нужно готовиться. И к нему в Генштабе готовились, причем со всей серьезностью.
Об этом свидетельствуют, в частности, положения «Плана стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 гг. Более того, 15 мая 1941 г. Оценка противника в названных документах сомнений в готовности Германии к агрессии не оставляла. Сомнения были лишь относительно сроков начала агрессии. Тем не менее, несмотря на проведенную Генеральным штабом работу, Вооруженные Силы страны вступили в войну неподготовленными.
Это объяснялось многими причинами. Прежде всего, тем, что сам Советский Союз к войне готов не был, поскольку реорганизация и массовое перевооружение войск началось лишь с февраля 1941 г. Были и другие причины, среди которых нельзя не упомянуть и об искусственно сдерживаемой политическим руководством страны подготовке к войне, не позволившей Генштабу в полной мере реализовать подготовительные мероприятия по отражению агрессии. Как это часто бывало в истории России, политическая конъюнктура взяла очередной раз верх над интересами военной безопасности государства. Не верной была и оценка места и роли Генерального штаба в предстоящей войне.
В частности, как вспоминает Г. Руководство Красной Армией осуществлялось Наркомом обороны через Генеральный штаб, его заместителей и систему главных и центральных управлений… Генеральный штаб выполнял громаднейшую оперативную, организационную и мобилизационную работу, являясь основным аппаратом Наркома обороны». Жуков, «…И. Сталин накануне и в начале войны недооценивал роль и значение Генерального штаба…, очень мало интересовался деятельностью Генштаба. Ни мои предшественники, ни я не имели случая с исчерпывающей полнотой доложить И.
Сталину о состоянии обороны страны, о наших военных возможностях и возможностях нашего потенциального врага» 5. К началу войны не были решены вопросы об органах Ставки и Главного Командования: их структуре, персональном предназначении, составе, размещении, аппарате обеспечения и материально-технических средствах 6. По этому поводу Г. Жуков отмечает: «В конце весны мне пришлось еще раз, уже в настоятельной форме, просить наркома доложить И. Сталину о необходимости рассмотреть разработанный Генеральным штабом проект плана организации Ставки Главного Командования… Из-за отсутствия времени и по другим обстоятельствам не были рассмотрены и мероприятия по практической подготовке Ставки Главного Командования и ее органов» 7.
Все это в конечном итоге сыграло далеко не последнюю роль в крайне неудачном развитии стратегической обстановки на фронтах в начальный период войны. Подчинив военную стратегию политической конъюнктуре, военно-политическое руководство страны не позволило Генеральному штабу полностью и своевременно реализовать необходимые меры, с неизбежностью вытекавшие из оценки обстановки накануне войны. Поэтому истинная причина тяжелых поражений в начальный период войны заключалась в принципиальной невозможности отразить удар отмобилизованной, полностью развернутой фашистской армии силами советской армии мирного времени. Вооруженные Силы СССР в канун войны не имели утвержденного плана стратегического развертывания, а единственным документом, предписывающим приведение войск приграничных округов в боевую готовность, явилась директива, направленная в войска по настоянию начальника Генерального штаба Г. Жукова буквально в считанные часы перед агрессией 21 июня 1941 г.
Стремительно изменявшаяся обстановка на фронтах заставила буквально в первую дни войны уделить внимание вопросам организации системы военного управления. Если 22 июня 1941 г. Тимошенко председатель , начальник Генерального штаба генерал армии Г. Сталин, Нарком иностранных дел В. В целях обеспечения централизованного и в тоже время гибкого управления Вооруженными Силами, а также в связи с созданием главных командований Северо-Западного, Западного и Юго-Западного стратегических направлений по постановлению ГКО от 10 июля 1941 г.
В интересах обеспечения единства политического, государственного и военного руководства И. Сталин 19 июля 1941 г. Важнейшими функциями Ставки ВГК являлись: планирование военных кампаний и стратегических операций; определение задач войскам на театрах военных действий; постановка задач объединениям видов Вооруженных Сил и согласование их усилий по цели, месту и времени. Данная система управления войсками действовала на всем протяжении войны. Сама жизнь востребовала выдвижения Генерального штаба на высший уровень иерархии органов военного управления.
При этом соответствующим образом были определены и функции Генерального штаба, а именно: разработка директив и приказов Ставки Верховного Главнокомандования по оперативному использованию Вооруженных Сил и планов войны на новых возможных театрах военных действий; организация и руководство деятельностью всех видов разведки, обработка данных и информация нижестоящих штабов и войск; разрешение вопросов противовоздушной обороны и другие. Кроме этого Генеральный штаб осуществлял руководство строительством укрепленных районов, военно-топографической службой и снабжением армии топографическими картами.
Генштаб формирует стратегические и тактические планы ведения боевых действий, а также координирует деятельность различных видов войск — сухопутных, воздушных и морских. Он оказывает поддержку командирам воинских формирований, предоставляя им информацию и аналитические материалы для принятия решений.
Главными задачами генштаба являются планирование обороны страны, подготовка к контратаке противника, разработка стратегических операций, обеспечение оперативного уровня подготовки Вооруженных Сил, управление боевыми операциями и контроль за использованием военной техники и личным составом.
Утратил силу с 22 апреля 2020 года. Генеральный штаб осуществляет также другие функции, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Руководство Генерального штаба 25. Генеральный штаб возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации далее - начальник Генерального штаба. Начальник Генерального штаба непосредственно подчиняется Министру обороны Российской Федерации и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Генеральный штаб и подчиненные непосредственно ему органы военного управления. Начальник Генерального штаба издает приказы, директивы Генерального штаба, дает указания, при реализации решений Министра обороны Российской Федерации отдает приказания подчиненным Министру обороны Российской Федерации лицам от его имени, организует и контролирует их исполнение. Начальник Генерального штаба имеет заместителей начальника Генерального штаба.
Генштаб: в России сформируют две армии и два военных округа
Подчинив военную стратегию политической конъюнктуре, военно-политическое руководство страны не позволило Генеральному штабу полностью и своевременно реализовать необходимые меры, с неизбежностью вытекавшие из оценки обстановки накануне войны. Поэтому истинная причина тяжелых поражений в начальный период войны заключалась в принципиальной невозможности отразить удар отмобилизованной, полностью развернутой фашистской армии силами советской армии мирного времени. Вооруженные Силы СССР в канун войны не имели утвержденного плана стратегического развертывания, а единственным документом, предписывающим приведение войск приграничных округов в боевую готовность, явилась директива, направленная в войска по настоянию начальника Генерального штаба Г. Жукова буквально в считанные часы перед агрессией 21 июня 1941 г. Стремительно изменявшаяся обстановка на фронтах заставила буквально в первую дни войны уделить внимание вопросам организации системы военного управления. Если 22 июня 1941 г. Тимошенко председатель , начальник Генерального штаба генерал армии Г.
Сталин, Нарком иностранных дел В. В целях обеспечения централизованного и в тоже время гибкого управления Вооруженными Силами, а также в связи с созданием главных командований Северо-Западного, Западного и Юго-Западного стратегических направлений по постановлению ГКО от 10 июля 1941 г. В интересах обеспечения единства политического, государственного и военного руководства И. Сталин 19 июля 1941 г. Важнейшими функциями Ставки ВГК являлись: планирование военных кампаний и стратегических операций; определение задач войскам на театрах военных действий; постановка задач объединениям видов Вооруженных Сил и согласование их усилий по цели, месту и времени. Данная система управления войсками действовала на всем протяжении войны.
Сама жизнь востребовала выдвижения Генерального штаба на высший уровень иерархии органов военного управления. При этом соответствующим образом были определены и функции Генерального штаба, а именно: разработка директив и приказов Ставки Верховного Главнокомандования по оперативному использованию Вооруженных Сил и планов войны на новых возможных театрах военных действий; организация и руководство деятельностью всех видов разведки, обработка данных и информация нижестоящих штабов и войск; разрешение вопросов противовоздушной обороны и другие. Кроме этого Генеральный штаб осуществлял руководство строительством укрепленных районов, военно-топографической службой и снабжением армии топографическими картами. В его обязанности также входили руководство оперативной подготовкой всех родов войск, штабов, служб и органов тыла; организация и устройство оперативного тыла действующей армии; разработка положений о вождении армейских соединений, наставлений и руководств по штабной службе и многие другие задачи, от решения которых зависел исход вооруженной борьбы с мощной, превосходно оснащенной техникой и вооружением армией, на нужды которой были поставлены все ресурсы покоренной Европы. Перечень основных функций Генерального штаба свидетельствует о том, что он был основным органом планирования и управления Вооруженными Силами в системе Ставки Верховного Главнокомандования. В силу этого начальник Генерального штаба был не просто членом Ставки, он был заместителем ее председателя.
Более того, начальник Генерального штаба наделялся полномочиями подписывать приказы и директивы Ставки ВГК, а также отдавать распоряжения по поручению Ставки. В ходе всей войны начальник Генерального штаба докладывал военно-стратегическую обстановку на театрах военных действий и предложения Генштаба лично Верховному Главнокомандующему. Хочу подчеркнуть, что именно на такой форме отношений начальника Генштаба и Верховного Главнокомандующего настаивал задолго до войны Б. Шапошников в своей книге «Мозг армии». Справедливости ради следует добавить, что в ходе Великой Отечественной войны не только начальник Генерального штаба был докладчиком по положениям на фронтах, но и начальник Оперативного управления Генштаба А. Василевский, С.
Обращает на себя внимание и другая важная мысль Б. Шапошникова, который отмечал, что «руководство войной в целом в наши дни из рук полководца решительно и бесповоротно перешло к коллективу. Такой коллектив, по мнению Б. Шапошникова, требуется для упорядочения гигантской работы по подготовке к войне. Согласовать, гармонировать подготовку… может только Генеральный штаб — собрание лиц, выковавших и проверивших свои военные взгляды в одних и тех же условия под одним и тем же руководством, отобранных тщательнейшим образом, связавших себя круговой ответственностью, дружными выступлениями достигающих переломов в военном строительстве 10. Опыт Великой Отечественной войны со всей очевидностью показал, что наряду с общеизвестными источниками победы советского народа над фашисткой Германией — патриотизмом советских людей, мужеством и героизмом солдат и офицеров Красной армии, самоотверженностью тружеников тыла, — следует добавить стратегическое и оперативное мастерство офицеров и генералов Генерального штаба, во многом превзошедших по уровню своей подготовки немецких генштабистов.
Обращение к опыту Великой Отечественной войны более чем оправданно и необходимо не только для того, чтобы воздать должное нашим соотечественникам, отстоявшим свободу и независимость Родины, но и для того, чтобы не позволять впредь забывать главный урок: «хочешь мира, готовься к войне». И если для военной политики государства это положение, конечно, требует существенных дополнений, для военной стратегии оно является незыблемым правилом и важнейшим принципом обеспечения военной безопасности. Органом, осуществляющим претворение данного принципа в практику, является Генеральный штаб как основной орган оперативного управления Вооруженными Силами. Это свидетельствует, что роль и значение Генерального штаба в обеспечении военной безопасности страны велико и нисколько не уменьшается в процессе государственного переустройства, поиска нового места России в мировом сообществе. Напротив, как показывает развитие военно-политической обстановки в мире и особенно в сопредельных с Россией государствах, названный принцип обеспечения безопасности является для Российской Федерации по-прежнему актуальным. При этом угрозы непосредственно военной безопасности страны приобрели качественно новый характер, чем тот, который преобладал в предвоенный или же в послевоенный периоды.
О том, что эти угрозы вполне реальны, свидетельствует, например, развитие военно-политической на южных границах России и СНГ, беспрецедентное поглощение НАТО территорий государств Восточной Европы и целый ряд других событий. Все это в комплексе определяет достаточно сложную для России военно-политическую обстановку, при которой различные угрозы военно-политического характера из гипотетических превращаются в вполне прогнозируемые. Именно поэтому, выступая в ноябре 2000 г. Путин подчеркнул: «Нужна армия, способная достойно обеспечить безопасность России» 11. В силу того, что стратегическое руководство рассматривается в числе основных компонентов боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, считаю, что роль Генерального штаба в современных условиях неизмеримо возрастает. Место Генерального штаба определяется уровнем возлагаемых на него функций, их положением в общей системе задач, решаемых центральными органами военного управления ВС РФ.
Наиболее важной в этом плане является осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны. Важнейшей функцией Генерального штаба является проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, проведением мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. Генеральный штаб организует перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, стратегическое и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. В своей практической деятельности Генеральный штаб в современных условиях исходит из комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны, концептуально оформленных в Военной доктрине Российской Федерации.
Выражаем вам, друзья, огромную благодарность! Приятно, что с нашими читателями удалось совместно поработать и в зоне проведения СВО. Рады, что нас читают лучшие люди нашей страны! Большое спасибо за то, что вы с нами!
Формирование отдельной группировки "Север" наряду с существующей группировкой прикрытия государственной границы РФ говорит о многом. Российские войска успешно громят артиллерию и бронетехнику ВСУ под Харьковом, уничтожают подразделения противника в Чернигове и Сумской области, близки к формированию локальных котлов для группировок украинских войск на двух участках фронта в Донбассе. В США и других странах НАТО уже поняли, что военные и экономические ресурсы России обеспечат ей победу в прокси-войне, независимо от количества и качества западных поставок оружия киевскому режиму. ВСУ нечем ответить эффективной тактике и могуществу российских войск, которые методично уничтожают украинские позиции и продвигаются вперед. Украине не хватает боеприпасов, обученных войск и ПВО. Ресурсы Запада в области обычных вооружений практически исчерпаны. Издание Politico жестко резюмировало: "Украина идет к поражению" и "Украина в ее нынешнем виде останется в прошлом". Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram.
Ярким примером такой задачи является операция в Сирии. Это восьмой по счёту начальник с момента образования современного Генштаба. У НГШ есть заместитель, назначенный в 2014 г. Структура и задачи После реформы у штаба осталось 12 задач. Уточненный в результате реформ круг функций можно кратко сформулировать так: планировка использования ВС;.
ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ ШТАБ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ
Работники Генштаба занимались сбором и анализом фронтовой обстановки, делали выводы, составляли новые планы, корректировали старые. Общество Власть 19 февраля в 01:27 В российском Генштабе назвали условие нового контрнаступления ВСУ. В Генштабе российской армии заявили, что срочники, завершающие этой весной службу, будут своевременно уволены. Генеральный штаб — высший орган военного управления, руководящий работой всех центральных и местных военных органов. Служба Г. ш. возникла в 16—17 вв., когда в армиях были учреждены должности Генерал-квартирмейстеров. В генеральный штаб принимали лишь офицеров, прослуживших определённое число лет в строю; затем систематически переводят чинов генерального штаба от строевой деятельности к военно-ученой и обратно. Портфель Генштаба. Cобытия и новости 24 часа в сутки.