Содержание Освобождение Ленинграда от блокады Армия ПВО воевала и на земле На Карельском перешейке Тактика боевого применения АЗ Против крылатых ракет Еще одна выполненная задача Итоги разгрома.
Надувные защитники ленинградского неба
- 75 мгновений блокадного Ленинграда. Самые пронзительные фотографии осажденного города
- Миф 2. Финские войска не переходили старой границы
- В небо над Петропавловкой поднялись копии аэростатов времен блокады Ленинграда
- Форма обратной связи
Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты
И всегда это ночные операции, - подчеркнул руководитель работ Игорь Кушель. Еще сильнее ощущался ветер на Синопской набережной, где в эту ночь тоже велся монтаж конструкций. Здесь на опоры фонарей развешивались треугольные баннеры с блокадной символикой. Под порывами ветра они надувались, как паруса, унося воспоминаниями на 76 лет назад в историю нашего города. Здесь же мы заметили массивную тумбу, на ее гранях реклама уже уступила место плакатам, посвященным приближающейся памятной дате. Изображения исполнены в двух основных видах: на одном в виде подложки используется фото льда Ладожского озера, вызывающего ассоциации с Дорогой жизни, на других плакатах - архивные фотографии фронтовиков. Уделяем внимание общественному транспорту, только в вагонах метро размещено 700 постеров, - рассказал Андрей Чистяков. Как сообщили оформители, в программе праздничного оформления города около полусотни адресов. Основной акцент традиционно сделан на центральную часть города, а также на территории, прилегающие к Пискаревскому мемориальному кладбищу, площади Победы, другим памятникам и местам, связанным с обороной города в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
На площади Победы будут размещены большие полотнища, которые растянут между высотными зданиями. У Пискаревского кладбища расцветут флажные композиции. На Университетской набережной поместят большие панно на фасадах зданий. В адресной программе запланировано размещение более двух тысяч самых разных элементов оформления: тросовых композиций, виниловых баннеров, панно, консолей на опорах освещения.
Воссоздав атмосферу, когда ночное небо прорезали лучи прожекторов и над городом поднимались десятки аэростатов, мы расскажем подрастающему поколению о подвиге жителей города», — отметила директор Дома молодежи Санкт-Петербурга Александра Медведева. К построению на Дворцовой площади присоединятся волонтеры Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и вместе с участниками акции запустят в небо белые шары, напомнив всему городу о трудных блокадных днях, о погибших и выживших героях Ленинграда». Также Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» совместно с молодежным проектом «Перерыв на войну» приглашает принять участие в историко-патриотической игре «871» и открыть для себя страницы истории военных дней Ленинграда. Задача квеста — познакомить участников с жизнью и бытом ленинградцев, оказавшихся в блокированном городе, в игровой форме. В течение 3 часов игрокам предстоит выполнить 9 тематических заданий и решить 9 исторических головоломок.
После этого участники акции выстроились в число 900 и после пятикратного «Спасибо! Мы не ожидали такого количества участников — на всех желающих пройти в маршрутах и выстроится затем в цифру 900 попросту не хватило шариков. Но это значит, что в любую погоду героический подвиг ленинградцев для нашей молодежи — это больше, чем просто памятная дата.
Перекрытые дороги и протесты: что происходит в Армении В мире 18 января 1943 году советским войскам в результате наступательной операции «Искра» удалось прорвать блокаду Ленинграда. Подразделения Волховского и Ленинградского фронтов выдвинулись навстречу друг другу и за неделю отбросили немцев от побережья Ладожского озера. Город находился в окружении с 8 сентября 1941 года и снабжался только благодаря Дороге жизни, которая проходила через Ладожское озеро.
Голодная зима
- Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.
- Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.
- Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой
- День полного освобождения Ленинграда 2024
- 80 лет прорыву блокады Ленинграда
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | РИА Новости Медиабанк
В честь 71-летия освобождения от блокады в воздух поднимутся аэростаты (фото)
Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 27 января вся страна отмечает 77-ую годовщину снятия блокады Ленинграда. 27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Привязной аэростат стал одним из символов блокадного Ленинграда.
Откройте свой Мир!
Петербуржцы запустят аэростаты в память о блокаде - Российская газета | Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. |
Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде | | Диссертация по теме Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда: К 60-й годовщине разгрома немецко-фашист. войск и освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 янв. 1944 г. |
В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары | (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом). |
Как Ленинград и ленинградцы пережили блокаду | Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635. |
Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде | 1942. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. |
Дирижабли противовоздушной обороны Ленинграда поднимутся в небо над Петербургом
Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787]. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек.
Куда пойти с ребенком?
Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. Итак, 21 сентября 1941 г. Очень скоро, 28 сентября, состоялось заседание полкового бюро по рационализации и изобретательству, постановившего: «Считать предложение ценным и приемлемым. Поручить автору предложения приступить к опытной проверке своего предложения». Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал. Не обошлось без происшествий. Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. После этого для безопасной эксплуатации воздушно-водородной «гремучей смеси» он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя. Многократные испытания действия гидрозатвора оказались успешными. Когда все убедились, что система работает нормально, командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего.
Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. В дальнейшем управление всеми аэростатами велось с «водородных» грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине. Осенью и зимой 1941 г. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно. В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Говорову, который одобрил идею ее создания.
Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара.
Именно в подобных местах, прямо над крышами зданий, над мостами, над заводскими трубами и запускались аэростаты заграждения, не позволяя вражеским бомбардировщиками обрушить на объект шквал огня. Высота «зависания» аэростата рассчитывалась весьма точно. Вражеский самолёт не мог подлететь под аэростат: при бомбометании с такой малой высоты машину бы просто накрыло взрывной волной от собственных бомб. А если самолёт сбрасывал бомбы сверху, они уничтожали аэростат он же поглощал и осколки , который мягко обрушивался на объект или рядом с ним.
Даже когда аэростат висел на большой высоте высоко, лётчик не мог пролететь под ним: мешали тросы, удерживающие воздушного гиганта. Французский аэростат заграждения ожидает своей очереди подняться в небо. Англичане начали использовать аэростаты заграждения ещё в Первую мировую войну. Те самые первые АЗ такое сокращение общепринято в военной литературе обычно скреплялись группами по три или более для лучшего сопротивления в случае столкновения с самолётом. Известно о них крайне мало.
Над особо важными объектами такие аэростаты висели постоянно. А, к примеру, во время знаменитых бомбардировок Лондона 1940-х годов более 2000 аэростатов поднимались над городом каждый день. Аэростаты удерживали не только бомбы, но и крылатые ракеты V-1; более того, ракеты «запутывались» в аэростатах и даже взрывались не всегда. Впрочем, самые крупные аэростаты, как ни странно, выдерживали взрыв и требовали потом разве что латки. Кроме того, аэростаты прикрывали не только постоянные объекты.
Их прикрепляли к крупному водному транспорту, защищая последний от воздушных атак. Например, 6 июня 1944 года множество аэростатов обеспечивало безопасность высадки союзников в Нормандии. Эти порядки зависели от площади обороняемой территории, от возможностей размещения аэростатов, от их количества. Побережье Ла-Манша, 1940 год, порядок «лебёдки в линию». Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения.
Подобные же антенны иногда осуществляли функцию резервной связи. Они иногда сбивали самолёты. Дело в том, что тросы, на которых держались аэростаты, были крайне плохо заметны на фоне неба и земли — и самолёты противника, заходящие на бомбометание в обход аэростатов, просто натыкались на эти тросы. Аэростат лишь слегка трясло, а самолёт могло перерезать чуть ли не пополам. Сами тросы имели диаметр 5—8 мм.
Junkers Ju 88 A с параваном. Аэростаты заграждения применялись во время Второй мировой войны в основном союзниками. Немцы попытались использовать подобные конструкции лишь в самом конце войны, и то не слишком эффективно. Зато немцы очень старались оградить собственные самолёты от «атак» аэростатов. В частности, на бомбардировщики устанавливались так называемые параваны.
Параван представлял собой треугольник тросов, соединяющий нос самолёта удлинённый специальным шестом и концы его крыльев. Таким образом, трос аэростата просто соскальзывал с самолёта, не цепляясь за пропеллеры или другие выступающие детали. Впрочем, удержать самолёт в воздухе после подобного столкновения мог только очень умелый пилот. Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов помогали они, прямо сказать, слабо , а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов.
Этот Heinkel He-111 оборудован антиаэростатным приспособлением, но столкновения с тросом он всё равно не выдержал.
Об этом сообщили в пресс-службе Дома молодежи Петербурга. Участники флешмоба с макетами дирижаблей противовоздушной обороны пройдут в колоннах и встретятся на Дворцовой площади,где запустят дирижабли в небо. Директор Дома Молодежи Александра Медведева отметила, что шествие организовано в память о днях блокадной жизни, когда люди ходили с дирижаблями противовоздушной обороны. Боевое применение аэростатов заграждения, как правило, исключало возможность пикирования вражескими самолетами и затрудняло им прицельное бомбометание по объектам прикрытия", - рассказала Медведева.
Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. В дальнейшем управление всеми аэростатами велось с «водородных» грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине.
Осенью и зимой 1941 г. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно. В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Говорову, который одобрил идею ее создания.
Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись.
А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород». И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г.
Откройте свой Мир!
Водородное топливо в блокадном Ленинграде | «Аэростаты сыграли важную роль в обороне Ленинграда в годы блокады. |
Аэростаты воздушного заграждения (39 фото) - красивые картинки и HD фото | Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер. |
Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде | Водородные автомобили в блокадном Ленинграде — пост пикабушника KO3JIODOEB. |
Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.: matynin_denis — LiveJournal | Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива (которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным), но другого надежного способа просто не было. |
Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде | Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ. |
В небо над Петропавловкой поднялись копии аэростатов времен блокады Ленинграда
На ее глазах погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Во время эвакуации девочку удалось вывезти по «Дороге жизни» на Большую землю в поселок Шатки. Однако медицинская помощь пришла слишком поздно — Таня умерла от истощения и туберкулеза Несмотря на все ужасы, ленинградцы не пали духом. Характерно, что в период блокады в городе не прекращали свою работу библиотеки, читальные залы. В библиотеке блокадного Ленинграда В январе 1943 года блокаду наконец удалось прорвать, ситуация улучшилась, уже с середины февраля в Ленинграде стали действовать «нормы продовольственного снабжения военного времени», установленные для других промышленных центров страны. Но окончательно справиться с осадой удалось только 27 января 1944-го — ныне это один из дней воинской славы России. Советские солдаты в атаке под Ленинградом во время начала прорыва блокады.
Англичане начали использовать аэростаты заграждения ещё в Первую мировую войну. Те самые первые АЗ такое сокращение общепринято в военной литературе обычно скреплялись группами по три или более для лучшего сопротивления в случае столкновения с самолётом. Известно о них крайне мало. Над особо важными объектами такие аэростаты висели постоянно. А, к примеру, во время знаменитых бомбардировок Лондона 1940-х годов более 2000 аэростатов поднимались над городом каждый день. Аэростаты удерживали не только бомбы, но и крылатые ракеты V-1; более того, ракеты «запутывались» в аэростатах и даже взрывались не всегда. Впрочем, самые крупные аэростаты, как ни странно, выдерживали взрыв и требовали потом разве что латки. Кроме того, аэростаты прикрывали не только постоянные объекты. Их прикрепляли к крупному водному транспорту, защищая последний от воздушных атак. Например, 6 июня 1944 года множество аэростатов обеспечивало безопасность высадки союзников в Нормандии. Эти порядки зависели от площади обороняемой территории, от возможностей размещения аэростатов, от их количества. Побережье Ла-Манша, 1940 год, порядок «лебёдки в линию». Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения. Подобные же антенны иногда осуществляли функцию резервной связи. Они иногда сбивали самолёты. Дело в том, что тросы, на которых держались аэростаты, были крайне плохо заметны на фоне неба и земли — и самолёты противника, заходящие на бомбометание в обход аэростатов, просто натыкались на эти тросы. Аэростат лишь слегка трясло, а самолёт могло перерезать чуть ли не пополам. Сами тросы имели диаметр 5—8 мм. Junkers Ju 88 A с параваном. Аэростаты заграждения применялись во время Второй мировой войны в основном союзниками. Немцы попытались использовать подобные конструкции лишь в самом конце войны, и то не слишком эффективно. Зато немцы очень старались оградить собственные самолёты от «атак» аэростатов. В частности, на бомбардировщики устанавливались так называемые параваны. Параван представлял собой треугольник тросов, соединяющий нос самолёта удлинённый специальным шестом и концы его крыльев. Таким образом, трос аэростата просто соскальзывал с самолёта, не цепляясь за пропеллеры или другие выступающие детали. Впрочем, удержать самолёт в воздухе после подобного столкновения мог только очень умелый пилот. Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов помогали они, прямо сказать, слабо , а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов. Этот Heinkel He-111 оборудован антиаэростатным приспособлением, но столкновения с тросом он всё равно не выдержал. Впрочем, и создатели аэростатов не бездействовали, изобретая всё новые способы повредить авиацию врага. Например, на тросы вешали мины. Даже если крыло самолёта не перерезалось тросом, к нему «сползала» мина и уничтожала крылатую машину. Другие тросы оборудовались тормозным парашютом, открывавшимся при столкновении с самолётом аэростат при этом отсоединялся. Парашют создавал сопротивление, которое вдавливало трос в крыло, удерживало самолёт — и тот падал. Первый случай эффективной работы аэростата против фашистского самолёта на территории СССР зафиксирован недалеко от города Колпино, над Ижорским заводом.
К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или на выходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты аэростатного заграждения вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон. В еще большей мере они препятствовали выполнению вражескими летчиками данных им заданий. Поэтому с первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты: истребители расстреливали их зажигательными снарядами. Воспламенялся вытекавший из пробоин водород, и выражение «небо в огне» становилось отнюдь не метафорой. За время войны полки аэростатного заграждения Ленинграда поднимали аэростаты около 500 раз. Несложные подсчеты показали, что аэростаты в ленинградском небе проработали более миллиона аэростато-часов, большинство из которых благодаря изобретению Шелища. Командование Ленинградского фронта, осознавая значимость изобретения Шелища, 20 декабря 1941 года наградило его орденом Красной Звезды. В представлении к награждению было отмечено, что его техническая новинка позволила сэкономить только в масштабах 2-го корпуса ПВО 502 тысячи рублей, и имела огромное оборонное и народно-хозяйственное значение. Первый лист наградного листа Шелища. Уже в январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов. Там двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар. Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. В том же 1942 году Шелища командируют в Москву для внедрения своей технологии в московские части ПВО. В Москве на водородное топливо было переведено триста двигателей. Летом 1943 года Борис Исаакович подаёт заявку об изобретении, зимой 1945 публикуется описание изобретения к авторскому свидетельству СССР с заголовком: «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения». К 1943 году Шелищ получает звание техника-лейтенанта, а к 1945 году — звание старшего техника-лейтенанта. После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя.
В самые тяжелые месяцы освещались только важнейшие военные, административные и хозяйственные объекты. Однако уже 15 апреля 1942 года, после самой страшной блокадной зимы в городе был запущен трамвай. В мае — июне 1942 г. Достойно преодолеть тяжелейшие испытания во многом удалось благодаря запасу прочности заложенному еще до войны. В годы войны сотрудники Ленидэпа самоотверженно работали в тылу и отважно сражались на фронте.
Новости из Петербурга
- Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде
- Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
- Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
- Жюль Верн спешит на помощь
- Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты - YouTube
- Удивительную по красоте коллекцию фарфора показали жителям Ямала
Аэростаты над Ленинградом
Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли. Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ.
В небо над Петропавловкой поднялись копии аэростатов времен блокады Ленинграда
Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат. Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б. Шелищ вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров» это не выдумка, заметки об этом сохранились в архиве изобретателя. Там, в главе «Топливо будущего», говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Стравливая «грязный водород» в атмосферу, выбрасывали энергию, которая могла работать на Победу! Это все равно что выливать бензин бочками.
И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Значит, именно водород призван помочь Ленинграду, которому именно сейчас необходим «уголь грядущих веков». Но водород опасен — Борис Исаакович помнил катастрофу «водородного летающего «Титаника» 30-х годов» — дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. Итак, 21 сентября 1941 г. Очень скоро, 28 сентября, состоялось заседание полкового бюро по рационализации и изобретательству, постановившего: «Считать предложение ценным и приемлемым.
Поручить автору предложения приступить к опытной проверке своего предложения».
Солдаты должны были укрепить свои существующие позиции, и приготовиться к обороне. Блокадному кольцу следовало быть прочным и нерушимым.
А город надо было постоянно поливать артиллерийским огнём. Обстрелы Ленинграда Первые дни блокады Ленинграда характеризовались очень разными настроениями жителей. Часто — диаметрально противоположными.
Те, кто свято верил в существующий режим, считали, что Красная армия справится с германскими войсками. А те, кто допускал сдачу Ленинграда, были уверены, что Гитлер хуже Сталина быть просто не может. Были даже такие, кто достаточно откровенно выражали надежду на то, что режим большевиков падёт.
Правда, бдительные и сознательные коммунисты не позволили смельчакам совсем уж забыться, и каких-то массовых беспорядков на этой почве не было. Простые жители никак не могли знать, что в планы фашистской блокады совсем не входило освобождение мирных жителей от чего бы то ни было. Профессор университета Санкт-Петербурга, как историк, в интервью ТАСС объяснил: «Нацистское руководство, начиная с 21 августа 1941 года, достаточно чётко определило свои намерения в отношении Ленинграда.
Немцы намеревались сжимать как можно плотнее кольцо блокады, лишив город возможности снабжения. И далее враг рассчитывал на то, что город достаточно быстро капитулирует, не имея ресурсов для обеспечения многомиллионного населения». Да, немецкое руководство просчитало, что запас продовольствия истощится очень быстро.
А значит, взвесив несоизмеримость потерь и страданий, если уж не советское правительство, так уж точно сами советские граждане прекратят бессмысленное сопротивление. Но они просчитались. Просчитались так же, как с блицкригом.
Просчитались так же, как с такими привычными «котлами», широко использованными немецкой армией во Второй мировой войне. Эта тактика также была рассчитана на то, что оказавшись в безвыходном положении и перенося страдания, человек теряет волю к борьбе. Но русские её не теряли.
И эта аксиома очередной раз была доказана блокадным Ленинградом. Не гениальными штабными офицерами. Не профессиональным умением полководцев.
А простыми людьми. Которые не утратили воли к жизни. Которые продолжали бороться изо дня в день всё то время, сколько длилась блокада Ленинграда.
Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. После быстрого наступления фашисткой армии в Прибалтике, солдаты ожидали повторения европейского блицкрига. В то время операция Барбаросса ещё разыгрывалась, как по нотам.
Конечно, и члены командования, и простые рядовые понимали, что Ленинград просто не сдастся. Об этом свидетельствовала история России. Как раз поэтому — из-за упорного сопротивления в прошлом, Гитлер так настороженно относился к этому городу.
Он очень хотел разрушить его ещё до захвата Москвы. На стороне Германии во Второй мировой войне выступала Финляндия. И именно их армия наступала на северном направлении.
А у них ещё были свежи воспоминания о финской войне, в которой однажды Советский Союз уже потерпел поражение. Поэтому в целом, ожидания наступающих бойцов были самыми радужными. Когда пришёл приказ начать блокаду, солдаты вермахта даже несколько приуныли.
Длительное нахождение в холодных окопах очень отличалось от расквартировки в уютных французских домиках. Своё решение Гитлер мотивировал тем, что таким образом будут сэкономлены военные силы. Надо просто подождать пока в городе начнётся голод.
И помочь в этом, разрушая артиллерийским огнём продовольственные склады. Огонь следовало вести мощно, массированно и регулярно. Беречь город никто не собирался.
Его участь была предрешена. Передвижение немецких солдат под блокадным Ленинградом В целом, такое положение не противоречило некой существующей военной этике. Этим не писаным правилам противоречило другое — немецкому командованию было запрещено принимать капитуляцию.
Об этом говорит Никита Ламагин: «Капитуляция как военный акт возлагала бы на нацистское руководство необходимость думать о гражданском населении». Практически это означает, что продовольственным снабжением пусть и в самом минимальном количестве нескольких миллионов людей ложилось бы на немцев. А они сами уже прочувствовали, что значит доставка продовольствия по бескрайним российским просторам и малопригодным для этого дорогам.
Профессор истории Ламагин продолжает: «Более того, любые попытки прорыва из города, будь то женщин, стариков или детей, должны были предупреждаться, сначала заградительным огнём, а затем и огнём на уничтожение».
Вновь процитируем здесь Гланца: "…внимание Сталина к этой операции очевидно - даже в то время, когда Красная армия столкнулась с серьёзными трудностями на юге России. Это наглядно иллюстрирует решимость Сталина устранить блокаду Ленинграда любой ценой"[16]. Блокада - время остановилось Подводя итог вышесказанному, нужно сказать следующее.
В 1941-1942 гг. Красной Армией было проведено четыре операции, целью которых была деблокада Ленинграда Синявинская наступательная операция 10. Хотя эта задача выполнена не была, операции всё же сыграли важную роль в обороне города. Тихвинская наступательная операция позволила восстановить железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера и, соответственно, снабжение Ленинграда в т.
Анализируя события 1941-1942 гг. Прорвать блокаду мешал целый комплекс причин, охарактеризовать который можно достаточно кратко - в 1942 году побеждать Вермахт Красная Армия ещё не научилась. Поэтому, даже обладая значительным численным превосходством, она терпела поражения и откатывалась на исходные позиции. Однако советские войска учились воевать в боях с лучшей, на тот момент, армией мира.
Закономерным итогом этого стал долгожданный прорыв блокады Ленинграда, совершённый 18 января 1943 г. Миф 2. Финские войска не переходили старой границы Краткое изложение мифа: Маннергейм остановил финские войска на советско-финской границе, существовавшей до Зимней войны. Таким образом, Ленинград был фактически "спасён" от взятия с севера.
Миф достаточно распространён в отечественной публицистике, при этом он имеет два основных варианта. Вариант 1. Маннергейм остановил войска на всём протяжении старой границы. Приведём некоторые примеры: "Ведь именно личными приказами Маннергейма были остановлены в 1941 году переход финнами нашей границы…" [17]; "Финские войска заняли Выборг, Петрозаводск, вышли на берег реки Свирь и на подступы к Ленинграду.
Но маршал решил, чтобы его войска не переходили границу Финляндии, которая существовала до Зимней войны 1939 года" [18]. Второй пример особенно поразителен, поскольку становится очевидно, что автор статьи абсолютно не знаком с географией. И Петрозаводск, и, тем более, берег реки Свирь лежат далеко за старой советско-финской границей. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться в этом.
Таким образом, замалчивается вопрос об огромной территории между Онежским и Ладожским озёрами, которая финской никогда не была. Однако даже в таком, "усечённом" виде, миф не становится более правдивым. На представленных картах хорошо видно, что и на Карельском перешейке финские войска перешли старую границу. При этом необходимо отметить, что отнюдь не благородство Маннергейма и его страстная любовь к России стали остановили наступление финских войск на Карельском перешейке.
Причинами этого стало следующее: Во-первых, возросшее сопротивление советских войск, за спиной у которых был Ленинград. К тому же здесь Красная Армия опиралась на мощную систему долговременных сооружений Карельского укрепрайона КаУРа , штурмовать которую финнам было явно не по силам. Во-вторых, солдаты финской армии начали отказываться переходить старую границу. В некоторых частях эти случаи приняли массовый характер.
Причинами этому послужили общая усталость, достаточно высокие потери, серьёзно увеличившиеся из-за усилившегося отпора советских войск, непонимание финскими военнослужащими причин, по которым они должны переходить старую границу и продолжать воевать на "чужой" территории СССР и др. В-третьих, поскольку наступление Вермахта на южных подступах к Ленинграду на тот момент сентябрь 1941 г. Как уже было сказано выше, штурмовать КаУР финнам было явно не по силам, что, кстати, отмечал и сам маршал: "…финская армия находится в таком состоянии, что не может наступать. А ведь после штурма КаУРа финским войскам предстояли ещё и бои за Ленинград - крупный город с большим количеством каменных построек.
Наконец, в-четвёртых, значительное влияние оказала крайне негативная реакция ведущих держав - Великобритании и США - на продолжающееся после перехода старой границы наступление финской армии. Как пишет Барышников, "…27 сентября через норвежского посланника в Лондоне финскому правительству была передана нота весьма резкого содержания. В ней говорилось: "Так долго, как Финляндия будет продолжать быть союзницей Германии, ведущей агрессивную войну против союзника Великобритании на его территории. Королевское правительство вынужденно будет рассматривать Финляндию членом оси, поскольку невозможно отделить боевые действия этого блока от войны, которую ведет Финляндия против России".
В документе содержалось предостережение: "Если Финляндское правительство будет считать возможным и далее продолжать вести наступление на чисто российской территории, то возникает обстановка, когда Великобритания окажется вынужденной рассматривать Финляндию в качестве своего противника". Манекены, изображающие финских солдат в униформе обр. Экспозиция Военного музея в Хельсинки Посланник Финляндии в США Прокопе отмечал удивление, вызванное в Госдепартаменте США тем, "как далеко уже продвинулись финские войска" на Карельском перешейке, в Карелии, а также то, что они перерезали Мурманскую железную дорогу". Американцы пытались выяснить "намериваются ли финны идти дальше", поскольку их армия и так "значительно продвинулись вперед от той линии, о которой говорилось, как о действительно реальной границе между Финляндией и Советским Союзом" [22].
Бои на дипломатических фронтах, таким образом, также в определённой степени связывали руки Маннергейму, хотя эта причина, естественно, не являлась главной. Нужно добавить, что наступление в Приладожье остановились примерно по тем же причинам. Финны наступали бы и дальше, однако, как уже было сказано выше, войска были истощены, немцы остановились на южных подступах к городу, и в сложившейся ситуации продолжать наступление для финской армии было явно неразумно. Итак, подводя итог, следует сказать, что "благородство" Маннергейма - не более чем миф.
Маннергейм был в первую очередь финским политиком и военным, достаточно прагматичным и заботящемся о судьбе Финляндии, а отнюдь не России, как это порой пытаются представить. Ленинградский фронт, Карельский перешеек, июнь 1944 года Миф 3. Питание Жданова Краткое изложение мифа: В то время как жители блокадного Ленинграда голодали, Андрей Александрович Жданов объедался деликатесами. Прежде всего, хочется отметить, что у автора нет никаких сомнений в том, что А.
Жданов, как, впрочем, и всё руководство города питалось лучше рядовых ленинградцев. Однако было бы, по крайней мере, странно, если бы достаточно ограниченному кругу лиц, руководящему Ленинградом, не обеспечили бы нормального питания в любых условиях. Вряд ли голод сильно улучшил бы чьи-либо организаторские способности. Сторонники мифа утверждают, что Жданов не просто питался лучше других, а прямо-таки обжирался, причём зачастую ещё и напоказ.
Однако свидетельства и доказательства, приводимые ими, не выдерживают критического рассмотрения. Интересно в связи с этим проследить, как со временем, от публикации к публикации меняется одно из свидетельств якобы очевидца обжорства Жданова. В статье д.
Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях.
А за один боевой подъем всех аэростатов полка AЗ сжигалось около 1,5 тонн бензина. Его тратили автомобильные лебедки. Шелищ внес предложение не выбрасывать на воздух отработанный водород, а использовать его в качестве топлива для автомобильных двигателей. Борис Исаакович не только внес предложение тогда не принято было много писать , но и оборудовал автолебедки необходимыми приспособлениями, продемонстрировал их в работе. Командиры и инженеры полков, собравшиеся на совет, видели, как Шелищ подсоединил шланг и включил двигатель лебедки.
Хотя была зима, двигатель легко запустился, работал мягко и устойчиво. Конечно, и после этих испытаний у нас оставались сомнения, не выйдут ли из строя двигатели, хватит ли их ресурса и т. Решили сначала в каждом полку оборудовать таким образом по пять постов и после десяти подъемов принять окончательное решение. Шли на риск, но риск себя оправдал. Шелищ ввел дополнительно в двигатель капельную подачу воды, что смягчило процессы горения.
После этого - весь 1942 год и позже - автолебедки постов AЗ работали на отработанном водороде, выпущенном из аэростатов. Они служили до конца войны; только в Ленинграде благодаря изобретению Б. Шелища было сэкономлено около ста тонн бензина. Талантливый изобретатель был награжден орденом Красной Звезды. Я не видел Б.
Шелища с 1944 года более 35 лет и удивился, когда неожиданно получил от него письмо. Он писал, что хотел бы повидаться и надеется на встречу - в День Победы - 9 мая 1982 года. Я был на этой встрече, но Бориса Исааковича, к сожалению, не увидел: он не дожил до нее. Смысл этой утвержденной Герингом операции был в уничтожении с воздуха кораблей Балтийского флота, вмерзших в лед на Неве и в Финском Заливе. Налет был дерзкий и неожиданный: впервые фашисты предприняли его средь бела дня.
Самолеты шли волнами на высоте одного-двух километров. Наши истребители и зенитчики успели встретить эту армаду на подступах к городу и частично рассеять ее. Но 58 бомбардировщиков прорвались в воздушное пространство над городом, да еще на малой высоте. Нужно было по крайней мере заставить их подняться выше, не дать бомбить прицельно. И командующий армией ПВО генерал-майор Г.
Зашихин отдал приказ: "Поднять аэростаты! Они сковали маневр противника. Фашистские стервятники, сбросив бомбы уже без прицеливания, вынуждены были набирать высоту, выходить из пространства над городом и попали в плотный огонь зенитной артиллерии. Артиллеристов поддержали наши истребители. Операция "Айсштосс" была сорвана.
Боевые корабли, стоявшие на Неве, почти не пострадали. Потери фашистской авиации в этом бою - 25 сбитых и 10 подбитых самолетов. Это - из 58, прорвавшихся к городу. Командование противника вернулось к старой тактике ночных налетов. Они были частыми в этом апреле.
Постам AЗ приходилось все время быть начеку. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но порой аэростатчикам приходилось воевать и в совсем иных условиях. Отряд под командованием лейтенанта В. Меншутина - 31 пост разместили на баржах. Баржи вывели в Финский залив и расставили их там на якорях.
Поднимавшиеся с них аэростаты прикрывали гавань, порты, город со стороны залива, подходы к Кронштадту. Связь с постами - только по рации. Иногда баржи срывало с якорей и несло в открытое море - в сторону противника. В таких случаях выручали моряки. Они выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно.
Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржой. Расчетам морских постов AЗ пришлось учиться, как от них уберечься. Лучшие стрелки расстреливали мины из винтовок. Выделялся снайперской стрельбой аэростатчик сержант Козлов. Трагедий, случаев гибели аэростатчиков было немало.
Расскажу об одном из этих драматических случаев. В августе 1942 г. Находившийся на посту командир звена лейтенант Алексей Кузнецов бросился на помощь расчету. Аэростат взмыл вверх, унося с собою висящего на стропе офицера. Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис почти на месте.
Мы навели с КП полка зенитный теодолит; было уже достаточно светло, и мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь. Физически сильный, спортсмен, он, подтягиваясь на руках, поднялся и закрепился у самого корпуса аэростата. Положение его усугублялось тем, что он был в летней гимнастерке, а на трехкилометровой высоте температура близка к нулю. Кузнецову удалось пробить ножом корпус аэростата; теряя газ, тот стал спускаться вниз, опустился в Неву. Но Нева в этом месте была не только водоразделом, но и линией фронта: на одной стороне были наши, на другой - оккупанты.
Испытавший судьбу в поднебесье, имея наверное один шанс из тысячи, проявивший редкое мужество, наконец, спасший аэростат лейтенант Кузнецов до берега не доплыл. Его убили с вражеского берега пулеметным огнем. Аэростат прибило волной к нашему берегу... Фашистская авиация постоянно пыталась налетами и бомбежками парализовать её деятельность. Только с ноября 1941 г.
Ленинградская армия, ПВО выделила для защиты в дополнение к имеющимся среде вам отряд аэростатчиков - 21 пост. Жили в палатках на трескучем морозе. Прямо с ледяного поля поднимал в воздух аэростаты. Они зависали вдоль всей трассы.