Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

Для Украины переломной эпохой стала Национально-освободительная война 1648-1657 годов под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1648 г. на территории Запорожской Сечи вспыхнуло восстание казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого (1595–1657). «С Черкас, июня 8, 1648» Богдан Хмельницкий – русскому царю: «Ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо. Возглавил восстание гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий.

Восстание Богдана Хмельницкого

В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитои, положившее начало Освободительной войне украинского народа. Корсунская битва стала триумфом Богдана Хмельницкого — казаки разгромили польское войско и взяли в плен обоих гетманов. После смерти Богдана Хмельницкого наступление на независимость Украинского государства значительно усилилось.

ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ ВОЙНА́ УКРАИ́НСКОГО И БЕЛОРУ́ССКОГО НАРО́ДОВ 1648–54

Когда в 1648 году полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий начал антипольское восстание, недостатка в добровольцах не было: в его армию массово стекались даже крестьяне, что было редкостью для той эпохи. 4. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)». Восстание Хмельницкого или Хмельнитчина — название национально-освободительной войны против польского господства на территории современной Украины, длившейся с 1648 по 1654 год и возглавляемой Богданом Хмельницким, гетманом (атаманом). Восстание Богдана Хмельницкого. Скорее наоборот, поддержка восстания Богдана Хмельницкого рассматривалась в качестве солидарности с православными братьями-украинцами.

Вы точно человек?

Восстание Богдана Хмельницкого — восстание крестьян и казаков юга-востока Польши (часть территории современной Украины) против польского государства. Один. В данной статье вы рассмотрите причины восстания Богдана Хмельницкого, а также узнаете о ходе восстания и его итогах. На третьем этапе (1652-1654) Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648-1654)». Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания.

Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого.

Этот новый подкласс подданных заполнил ту пустоту, что образовалась в нише мелкопоместного малороссийского дворянства после его «ополячивания». За свою службу они получали свободу от панов, приличный надел земли, а в период привлечения к военным действиям — еще и жалование. Количество их строго ограничивалось специальным реестром, из-за чего эти легальные казаки и носили наименование «реестровых». Простолюдин-крестьянин в их число пробиться не мог никак, поэтому слова гимна современной Украины о том, что все ее жители «казацкого роду», бесконечно далеки от истины. Нередко случалось, что по тем или иным причинам реестровый казак уходил на Сечь и на время или навсегда примыкал к запорожцам. Особенно охотно принимали они к себе уже известных казачьих предводителей, вступивших в конфликт с королевскими властями. Таким даже доверяли предводительство над куренями и полками, а иногда и над всем Запорожским войском. Иными словами — связи между запорожским и реестровым казачеством всегда были довольно тесными.

Главой реестровых казаков был гетман. Однако он не считался ровней даже «польным» полевым гетманам польскому и литовскому, не говоря уж о «великом коронном» и «великом литовском» гетманах. Только особо заслуженные малороссийские казачьи гетманы, такие как Петр Конашевич-Сагайдачный, могли отстаивать интересы реестрового казачества от ущемления его прав со стороны чванливых польско-литовских аристократов. Полки реестровых казаков относились к вспомогательными силам польско-литовского войска, хотя порой их вклад в общее дело был не менее весом, чем вклад главных сил. В ходе месячного оборонительного сражения против несметных — до 160 тысяч человек — турецких полчищ у Хотина 1621 год казаки под командованием Сагайдачного составляли почти половину всего войска Речи Посполитой, насчитывавшего примерно 50 тыс. Командовал ими всеми тот самый Ян Ходкевич, который был разбит ополчением Пожарского и Минина под Москвой в 1612 году. В грандиозном противостоянии у Хотина малороссийские казаки сыграли не меньшую роль, чем дворянская польско-литовская кавалерия и наемная профессиональная пехота.

Эта победа стоила Сагайдачному жизни он умер от полученных под Хотином ран через пару месяцев после битвы. Множество казаков сложили головы за польского короля и непосредственно в ходе сражения. Но после смерти старого гетмана возгордившаяся победой неблагодарная шляхта вновь вернулась к наглым притеснениям казачества. Притеснения эти порой приводили к бунтам, которые жестоко подавлялись регулярными войсками. Так, возглавивший одно из восстаний гетман Наливайко был схвачен и, согласно легенде, после суда инквизиции заживо зажарен с ближайшими сподвижниками в «медном быке». По крайней мере, подобные казни в те годы не были в Польше редкостью. Рано или поздно столь неравноправное положение малороссов, в сравнении с положением поляков и литовцев, должно было привести к взрыву.

И он со страшной силой громыхнул в 1648 году. Сотник-бунтарь Казачий сотник Богдан Зиновий Хмельницкий изначально вовсе не был бунтарем. Он верой и правдой служил польской короне, принимал участие в войнах и битвах. В битве с турками под Цецорой 1620 год попал в плен, откуда через два года его выкупили родственники. Участвовал на стороне короля и в Русско-польской войне 1632—1634 годов. Левина Богдан Хмельницкий. Будучи генеральным писарем реестрового казачьего войска, пользовался доверием и даже уважением со стороны короля Владислава IV он, еще будучи королевичем, претендовал на московский престол в годы Смуты.

При всем том Хмельницкий вовсе не был чужд и духа авантюризма. В молодости, после турецкого плена, он не раз участвовал в лихих предприятиях запорожцев, кульминацией которых стала высадка под самим Константинополем и разграбление его предместий. Возможно, Хмельницкий и далее исправно служил бы Речи Посполитой, если бы не произошел отвратительный инцидент с участием польского ротмистра и Чигиринского подстаросты Даниэля Чаплинского. Имея с Хмельницким личную вражду, наглый поляк в отсутствие хозяина напал на его родовой хутор, сжег дом, похитил и принудил к сожительству гражданскую жену Хмельницкого и избил по некоторым сведениям — до смерти его сына. Пытаясь найти правду в суде против польского аристократа, Хмельницкий нисколько не преуспел в этом деле. Будто в издевку над ним, суд предписал Чаплинскому выплатить компенсацию в 100 злотых при сумме одного лишь только материального ущерба не менее чем в 2000 злотых. Тогда Хмельницкий обратился лично к королю Владиславу.

Тот сочувственно отнесся к просьбе о справедливости, но в Польше король обладал полнотой власти только во время войны. В мирные годы решения короля должен был утверждать сейм, а там даже самый последний шляхтич имел право вето по любому разбираемому вопросу. Сейм, конечно же, принял сторону поляка Чаплинского. Более того, Хмельницкого обвинили в заговоре и посадили в тюрьму, откуда его с трудом смог вызволить малороссийский гетман Иван Барабаш. Такая наглость польских аристократов разозлила даже короля Владислава. Он отправил Барабашу письмо, в котором, среди прочего, призвал казаков отомстить за унижение силой: «Поневажъ вы воины есте и имаете у себе мушкеты и сабли, то что вам возбраняетъ стать за себя и за свою свободу?

Именно она кардинально изменила историческую судьбу украинского народа. И после нескольких веков подневольного, безгосударственного существования снова вывела его на путь самостоятельного развития, построения национального государства.

По словам Грушевского , Иоанн Казимир II прислал ему письмо, в котором он сообщил вождю казаков о своем избрании и заверил его, что он предоставит казакам и всему православному вероисповеданию различные привилегии. Он просил Хмельницкого прекратить поход и дождаться царской делегации. Хмельницкий ответил, что выполнит просьбу своего монарха, и повернул назад. Он триумфально въехал в Киев в Рождество в 1648 году и был провозглашен «Моисеем, спасителем, искупителем и освободителем народа из польского плена... В феврале 1649 г. Польским посланникам стало ясно, что Хмельницкий позиционирует себя уже не просто как вождь запорожского казачества, а как лидер независимого государства и заявляет о своих претензиях на наследие Руси. После Збаражских и Зборов Хмельницкий получил для казаков многочисленные привилегии по Договору о Зборов. Однако, когда военные действия возобновились, его войска потерпели крупное поражение в 1651 году в битве при Берестечке , крупнейшем сухопутном сражении 17 века, и они были оставлены их бывшими союзниками, крымскими татарами. Год спустя казаки отомстили в битве при Батихе , где в 1652 году Хмельницкий приказал казакам убить всех польских пленных и заплатил татарам за владение пленными, событие, известное как Батихская резня. Огромные потери, понесенные казаками при Берестечке, сделали невозможной реализацию идеи создания независимого государства. Хмельницкому предстояло решить, оставаться ли под польско-литовским влиянием или стать союзником москвичей. Роль татар Татары Крымского ханства , затем вассального государства Османской империи , участвовали в восстании, рассматривая его как источник пленных на продажу. Набег рабов направил большой поток пленников на невольничьи рынки Крыма во время Восстания. Османские евреи собрали средства, чтобы предпринять согласованные усилия по выкупу, чтобы получить свободу своего народа. Последствия Русско-польские и Вторые северные войны уменьшили масштабы польско-литовского контроля В течение нескольких месяцев почти все польские дворяне, чиновники и священники были уничтожены или изгнаны с земель современной Украины. Потери населения Содружества в восстании превысили один миллион человек. Кроме того, евреи понесли существенные потери, так как были самыми многочисленными и доступными представителями шляхетского режима. Восстание началось в период польской истории, известный как Всемирный потоп который включал шведское вторжение в Содружество во время Второй Северной войны 1655-1660 гг. Ослабленный войнами, в 1654 году Хмельницкий убедил казаков вступить в союз с русским царем в Переяславском мире , что привело к русско-польской войне 1654—1667. Когда Польша-Литва и Россия подписали Виленское перемирие и договорились об антишведском союзе в 1657 году, казаки Хмельницкого вместо этого поддержали вторжение в Содружество трансильванских союзников Швеции. Хотя Речь Посполитая пыталась восстановить свое влияние на казачество обратите внимание на Гадячский мир 1658 г.

Про этот период некоторые историки говорят, что именно тогда украинские а также белорусские земли полностью воссоединились с Россией. В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников. Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством. Отметим, что это соглашение положило конец русско-польской войне 1654-1667 годов, а также оставляло за Россией часть земель Левобережной Украины. Только спустя более чем сто лет — в 1793 году — Правобережье присоединилось к Российской империи. Это стало результатом второго раздела значительно ослабевшей Речи Посполитой между Пруссией и Россией. Стороны подписали конвенцию о втором разделе в январе 1793 года. Так Россия получила украинские области Подолье и Волынь.

Включение Левобережной Украины в состав России. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг

Французский инженер Боплан, который с начала 1630-х до 1648 года находился на польской службе, в частности, отмечал, что крестьяне там чрезвычайно бедны, они вынуждены отдавать своему пану всё, что тот захочет; их положение «хуже, чем положение галерных невольников». Поводом к началу восстания стало очередное проявление магнатского беспредела. Агенты чигиринского старосты во главе с подстаростой Данилом Чаплинским отняли у реестрового полковника Войска Запорожского Богдана Хмельницкого его суботовское имение, разорили хозяйство, насмерть засекли его десятилетнего сына и увезли жену. Хмельницкий начал искать суда и управы на эти бесчинства, но польские судьи нашли, что со своей женой-полькой он не был обвенчан должным образом, а нужных документов на владения Субботиным не имел. Затем Хмельницкий ринулся к Чаплинскому и устроил тому сабельный бой, но подоспевший слуга Чаплинского оглушил его дубиной.

Хмельницкий как «подстрекатель» был брошен в старостинскую тюрьму, из которой его освободили друзья. Личное обращение к польскому королю, которого Хмельницкий знал ещё по предыдущим временам, оказалось безуспешным, так как тот ответил: «У тебя есть твоя сабля…». Хмельницкий понял намёк по-своему. Так, Хмельницкий из домовитого хозяина превратился в предводителя восстания.

Мораль - 1.

Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел? Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне.

И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы? Да, его роль в этом деле была огромной. Почему Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю, хотя до этого вел переговоры с крымским ханом, турецким султаном и даже пытался примириться с польским королем?

На самом деле еще с 1648 года украинские казаки неоднократно просили о помощи у Москвы. Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен. Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным. Почему украинцы так часто меняли союзников? Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками. Это было вызвано геополитическим положением Украины, находившейся между тремя мощными соседями — Османской империей и вассальным ей Крымским ханством, Речью Посполитой и Московским государством.

Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания». Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников. А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя. Но разве украинское православное население Великого княжества Литовского в середине XVII века не считало себя русскими людьми?

Вы пишете, что после визита в Киев патриарха Паисия Богдан Хмельницкий в феврале 1649 года впервые назвал себя «единовладцем и самодержцем руським». Да, термин «руський» как отсылка к Киевской Руси активно использовался в Речи Посполитой — там существовало даже Руськое воеводство. Это территория современной Украины? Западной ее части — воеводство было образовано на землях бывшего Галицко-Волынского княжества. Но православное население Речи Посполитой не считали «руськими» жителей Московского государства — их именовали «московитами». Поэтому понятия единого народа не существовало, было лишь понимание общего православного пространства. Материалы по теме: 3 июля 2016 К примеру, термин «Малая Россия» Малороссия имеет церковное происхождение.

Первоначально под ним подразумевалась территория, подчиненная киевскому митрополиту. Неслучайно после присоединения Украины царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великия и Малыя Росии» — это было сделано явно с подсказки богословов из Киева. Но когда спустя полтора года в царскую титулатуру добавили «и Белыя Росии», для украинцев это стало неприятным сюрпризом. В их понимании Белая Русь Белоруссия была составной частью Малой России — как единого пространства, подчиненного киевскому митрополиту. Первые конфликты между украинцами и Москвой возникли в том числе из-за белорусских земель? Этот конфликт связан еще и с тем обстоятельством, что стороны очень спешили с присоединением, но по-разному трактовали подписанные соглашения. Присоединение Украины к Московскому государству означало для царя войну с Речью Посполитой, у которой царь Алексей Михайлович и патриарх Никон надеялись отвоевать Смоленск и белорусские земли с православным населением.

Военные действия для Москвы были успешными во многом благодаря поддержке украинского войска Ивана Золотаренко. И к лету 1655 года русские войска овладели Минском и Вильно, но дальше начались разногласия: царь собирался присоединить Белоруссию к Московскому государству на общих основаниях, а Хмельницкий видел ее в составе Украинского гетманства. Кадр из фильма «Богдан-Зиновий Хмельницкий» Разрыв с Москвой Почему после заключения Виленского перемирия 1656 года, когда поляки согласились избрать царя Алексея Михайловича своим королем, Хмельницкий был готов уйти под власть крымского хана? Он боялся, что «ненавистные ляхи» и «проклятые москали» договорятся между собой за счет Украины?

А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада. На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным. На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему». Просьбу подхватила казацкая старшина. Таким образом верхушка казачества хотела добиться особых гарантий по аналогии с гарантиями, которые польский король давал шляхте при вступлении на престол так называемые «Генриковы артикулы». На весьма экстравагантную просьбу присягнуть от имени царя русские послы ответили отказом. Как объяснил глава посольства Бутурлин Хмельницкому, русский царь-самодержец это не польский король, и их непристойно даже сравнивать: «Польские короли подданным своим чинят присягу, и того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы… А у прежних великих государей благочестивых царей и великих князей, всея Руси самодержцев, также и у великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, того николи не бывало, что за них великих государей давать вера». После отказа русского посла вопрос сразу же был исчерпан. В тот же день Богдан Хмельницкий посылает из Переяславля царю Алексею Михайловичу письмо с благодарностью и с заверениями в верности: «Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем. Решение Земского Собора от 1 октября 1653 Процесс воссоединения Левобережной Украины с Московским царством завершился во второй половине января 1654 года принесением присяги населения малороссийских земель русскому царю. Народ принимал присягу радостно. Вот как рассказывали об этом грек М. Константинов и его товарищи, проезжавшие через Украину как раз после долгожданного воссоединения: «Во всех городех и местех слышели, что везде православные християне благодарят бога о том, что пожаловал государь, позволил их принять под свою государскую высокую руку. И радуютца де все от мала и до велика великою радостию, что господь бог над ними умилосердился и дал им его, государя християнского благосчестивого царя». Переход части южнорусских земель под власть московского царя еще долго вызывал споры. Казацкая верхушка далеко не сразу оставила надежды отстоять свои особые «права и вольности» на украинских землях. Ради этого она неоднократно предавала Россию. Раскол гетманщины, измены пропольских гетманов, лишь одним из которых был Мазепа, будоражили Украину. При этом рядовым казакам вовсе не хотелось оказаться под безграничной властью старшины. Простой народ куда лучше относился к царской власти, видя в ней источник порядка, управу на старшину. И эту управу Москва действительно осуществляла. Со времен Мазепы старшина последовательно закрепощала не только крестьян, но и казаков. Правда, у закрепощенных до некоторых пор еще оставалась возможность свободного перехода от одного помещика к другому. Как писал известный историк А. Лазаревский: «При той обширной власти, которою пользовались козацкие старшины в Малороссии, им не стоило особенного труда подчинить себе крестьян в подданных, а самим — из старшины поделаться панами. Захватив поземельные права в свои руки, старшина стала стремиться затем к отнятию у посполитых права перехода…». И когда по инициативе старшины Генеральная войсковая канцелярия в 1739 году запретила свободные переходы, центральная власть этот запрет отменила. Тогда старшина установила порядок, согласно которому переходящий должен был оставлять своему помещику всё имущество. Также требовалось письменное разрешение от помещика на переход. Право крепостных пожаловаться местным властям было явно формальным. В 1783 году по просьбам старшины Екатерина II всего лишь закрепила его де-юре. При этом казацкая старшина обвиняла во всех бедах Украины Москву. И именно в этой среде был сформирован негативный миф о Переяславской раде. Впервые он был открыто заявлен в «Истории Русов» — фальшивой исторической хронике казацкой Украины, написанной предположительно Г. Эпоха Речи Посполитой изображалась как время равноправного сосуществования поляков и русов. А переход под власть русских царей — как потеря воли и продажа в рабство. При этом всячески подчеркивался договорной характер российско-казацких отношений, заключенных в Переяславле, а затем «коварно нарушенных» Москвой. Тарас Григорьевич Шевченко, апрель 1859 «История Русов» оказала большое влияние на общественное мнение Малороссии. Лживые утверждения этой книги отразились в творчестве главного украинского поэта Тараса Шевченко. В своих произведениях он неоднократно озвучивал мысль, заимствованную из «Истории Русов», — о том, что Россия якобы коварно нарушила заключенный в Переяславле равноправный союз с Украиной: Вон церковь БогдановаТам-то он молилсяЧтобы москаль добром и горемС казаком делился. Мир душе твоей, Богдан! Не так оно стало;Москалики, завидуя,Все-то обкорнали. Загубил убогуюСироту-Украйну! В стихотворении «Разрытая могила» Шевченко от имени Украины проклинает Хмельницкого за его неразумное решение: Ой, Богдан! Неразумный сын! Посмотри теперь на мать,На свою Украйну. Он был активным участником Кирилло-Мефодиевского братства, выдвинувшего в 1845—1847 гг. Костомаров озвучил псевдоисторический рассказ о Переяславской раде в своей «Книге бытия украинского народа» представлявшей собою полный плагиат с «Книг народа польского и польского пилигримства» польского поэта А. Мицкевича : «И хотела Украина снова жить с Польшею по-братски, неразделимо и несмесимо, но Польша никаким образом не хотела отречься от своего панства. Тогда Украина пристала к Московщине и соединилась с нею как один народ славянский с другим народом славянским неразделимо и несмесимо, по образу ипостасей божественных неразделимых и несмесимых, как некогда соединятся между собою все народы славянские. Но скоро увидела Украина, что она попалась в неволю, ибо она по своей простоте не узнала, что такое значит царь московский, а царь московский значил то же, что идол и мучитель. И отпала Украина от Московщины, и не знала, бедная, куда приютить голову». Негативный миф о Переяславской раде прочно вошел в идеологию украинства. Тезис о договорных отношениях России и Украины как двух равноправных субъектов, изображение Переяславской рады как договора о конфедерации, замалчивание факта присяги населения южнорусских земель российскому царю… Такой извращенной картиной прошлого украинские националисты объясняли и объясняют причины своей борьбы против России. Добавим, что в советское время, в 1954 году, во время празднования 300-летнего юбилея Переяславской рады, украинские националисты получили неожиданный и незаслуженный подарок. Речь идет о концепции «воссоединения» двух братских народов. Сама формулировка «воссоединение», а не «присоединение» по сути, признает равноправие сторон — то, чего так добивались украинствующие. Трактовка Переяславской рады наглядно иллюстрирует главную проблему Украины: история земли и народа подменяется в угоду национализму историей украинского движения. Вместе с российским подданством малороссийское казачество получило все возможности для самореализации в рамках большой и сильной империи. Прославившиеся в российской истории имена А. Безбородко, И. Паскевича, братьев Разумовских и других представителей казачьих родов самим фактом своего существования опровергают все разговоры о коварном московском иге и колониальном порабощении Украины. Но ни этих имен, ни их выдающихся заслуг, ни общих российско-украинских побед для националистов в истории Украины нет.

Личное обращение к польскому королю, которого Хмельницкий знал по прежним временам, оказалось безуспешным. Документов о содержании их беседы не обнаружено, но, по легенде, король ответил так: «У тебя есть твоя сабля…», намекая на известное право шляхтичей Речи Посполитой решать споры силой оружия. Хмельницкий отправился на Низ острова ниже Запорожской Сечи, которая была тогда под контролем Польши , где быстро собрал отряд охотников свести счеты с поляками. С их помощью Богдан поднял казаков всей Сечи. Начало восстания[ Приготовление[ ] В январе 1648 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где 24 января был избран гетманом. На пути в Сечь полковник собрал небольшой отряд, который даже сумел захватить польский гарнизон. В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. Главной проблемой Хмельницкого в плане подготовки к восстанию было отсутствие конницы. В этом вопросе гетман рассчитывал на союз с крымским ханом. В результате переговоров Ислам Гирей направил казакам в помощь несколько тысяч татарских всадников. Восстание разрасталось с большой скоростью. Уже в феврале великий гетман коронный военный министр Польши Николай Потоцкий докладывал королю Владиславу о том, что «не было ни одной деревни, ни одного города, в котором не раздавались бы призывы к своеволию и где бы не замышляли на жизнь и имущество своих панов и арендаторов». Потоцкий и его заместитель, польный гетман коронный Мартын Калиновский возглавили карательное войско против повстанцев. Армия Стефана Потоцкого проходила вглубь степи и не встречала сопротивление. Битва под Желтыми Водами стала первым существенным достижением восстания. После победы войско Хмельницкого направилось на Корсунь, однако поляки опередили повстанцев, напали на город, разграбили его, вырезали часть населения. Хмельницкий решил нагнать коронное войско, и 15 мая 1648 польская армия во главе с Николаем Потоцким и Мартыном Калиновским попала в засаду недалеко от Корсуня на Гороховой Дубраве и потерпела разгромное поражение. В ходе Корсунской битвы почти двадцатитысячное королевское войско было уничтожено казацко-татарской армией; польские военачальники Потоцкий и Калиновский были взяты в плен и отданы татарам в благодарность за их помощь. Первые результаты восстания[ ] Военный успех восставших имел серьёзные социальные и политические последствия. На территории Украины началось массовое изгнание поляков и евреев, сопровождавшиеся показачиванием крестьян. Богдан Хмельницкий, поднявший это восстание, теперь не знал, как с ним справиться.

Восстание Богдана Хмельницкого

По карте заметно, что восставшие двигались на северо-восток от мест своих первых побед. В сентябре они разбили остатки коронного войска около Пилявцев, а к концу 1648 года казаки осадили Львов и получили от его жителей контрибуцию. Восстание Богдана Хмельницкого, 1648 г. От Зборовского мира до смерти Хмельницкого В 1649 году решающее сражение произошло около города Зборов. Хан потребовал от гетмана заключить соглашение с королём, поэтому итогом боевых действий 1648—1649 годов стал Зборовский мир. Согласно его условиям, на территории Речи Посполитой появилась автономная Гетманщина. Единственной властью в Запорожском войске признавался гетман, и его резиденцией становился город Чигирин. Участники войны получали амнистию, а король обязался принять на службу 40 тыс. Мир был недолгим и следующим этапом стала польско-казацкая война 1651 года, которая завершилась поражением гетмана Богдана Хмельницкого в сражении под Берестечком, в том числе и из-за предательства хана Ислама III Гирея. Заключённый после неё Белоцерковский мир был для Гетманщины менее выгодным.

Сначала украинская сторона потребовала от московского посла Василия Бутурлина, чтобы он принес присягу от имени Алексея Михайловича, обязующую царя соблюдать достигнутые соглашения. Когда Бутурлин категорически отказал в этом Хмельницкому со словами, что такого «николи не бывало и впредь не будет», старшине пришлось уступить и принести присягу в одностороннем порядке. Со стороны Москвы компромисс был в том, что она переступила через негативное отношение к происходившим на Украине событиям и к украинскому казачеству, согласившись принять его «под высокую руку». Алексей Кившенко «Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией» Кажется, в Москве тогда с подозрением относились и к украинскому православию?

Да, Московское государство находилось в сложных отношениях с украинским православием, считая его «испорченным». Это было связано как с событиями после Брестской унии 1596 года, давшей начало униатской церкви, так и с реформами Петра Могилы. Поэтому православных выходцев из Великого княжества Литовского, переезжавших жить в Москву, заставляли «перекрещиваться». В 20-е годы XVII века даже был издан специальный документ, предписывающий сжигать изданные на Украине богословские книги. Такая политика продолжалась вплоть до начала патриаршества Никона.

В чем выражалось негативное отношение Москвы к происходившим на Украине событиям? Вы говорите о восстании Богдана Хмельницкого? На любые восстания и бунты в Москве всегда реагировали настороженно. Особенно это касалось украинского казачества, к которому в Московском государстве еще со времен Смуты относились крайне негативно. Жители Великого княжества Литовского, и особенно украинские казаки примерно 50-60 тысяч человек , самым активном образом участвовали в русской Смуте начала XVII века.

Они составляли костяк вооруженных формирований всех самозванцев и польско-литовской армии во время интервенции в Московское государство. Более того, в 1618 году реестровое казачество под руководством гетмана Петра Сагайдачного осадило Москву и разорило ее окрестности. Но это не помешало Сагайдачному через два года вступить с Москвой в переговоры и за 30 лет до Хмельницкого предложить казакам перейти под покровительство царя. Было не совсем так. В 1620 году Сагайдачный отправил посольство в Москву только для того, чтобы заставить польского короля Сигизмунда III пойти на серьезные уступки украинскому казачеству.

Со стороны гетмана это был хитрый дипломатический ход. Но он не обещал московскому царю, что примет подданство, — речь шла только о службе и совместных походах против турок и крымских татар. Взаимное непонимание Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события? Это было воссоединение, присоединение или объединение? На мой взгляд, речь шла о присоединении, а последующий длительный процесс вхождения Украины в Московское государство я называю инкорпорацией.

У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады 1654-1658 ». Почтовая марка СССР, 1954 год Фото: Wikipedia В этой книге вы пишете, что «стороны очень мало знали друг о друге, во многих случаях просто не понимали, о чем идет речь подчас в прямом смысле этого слова , и к тому же не слишком серьезно относились к данному объединению». Поясните, пожалуйста, о чем это. К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия.

Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Материалы по теме: 28 июля 2016 Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам.

Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете? Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались.

То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно? Да, и это свидетельствует о том, что и Москва, и Украина очень спешили с заключением соглашения. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием?

Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах. Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику. Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху. Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность.

Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий.

Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: Сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек. Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников. Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства. Гетману разрешалось самостоятельно вести переговоры со всеми послами, кроме турецких и польских.

Палий польский приказ оставить Фастов выполнять отказался, заявив, что власть Речи Посполитой на Гетманщину не распространяется. Дело в том, что демаркация границы между Речью Посполитой и Россией после "Вечного мира" не проводилась, вплоть до Первого раздела Польши. Палий попытался воспользоваться этим юридическим казусом. Однако надежд на то, что поляки будут решать проблему мирным путём, было мало, и потому полковник провёл на своих землях мобилизацию всех сил. Таким паладином православия и единой Гетманщины, союзной русским царям, оставался Семён Палий.

Ярый патриот вольного казачества, он не предавал своих идей — даже после того, как предавали его Одновременно наказной гетман Самусь отказался сдать полякам атрибуты казацкой военной власти — клейноды: булаву, бунчук, печать и пять пушек. Он поднял восстание в Корсуни и Лысенке, вырезав там всю польскую шляхту и зажиточных евреев вместе с семьями. Осенью поляки разместили на Киевщине в районе Белой Церкви, Черняховки и Бородянки свои воинские контингенты общей численностью 12 тысяч человек. Тем временем казаки пытались договориться — отправили прошения в сейм и новому королю Польши саксонскому курфюрсту Август II. Оба требования казаков отвергли.

Саксонцу вообще было не до казаков — он готовился к войне со шведами в союзе с русским царём и датским королём. Ему совсем не нужны были польские волнения. А казаков он серьёзной силой не считал, поэтому подтвердил универсал Сейма о роспуске казачьих полков и закрепощении крестьян Киевщины и Брацлавщины. От немедленного решения "казацкого вопроса" правобережных полковников тогда спасло только начало Северной войны. Августу II вновь потребовались опытные солдаты, и Палий послал ему отряды конницы и пехоты.

Тем не менее, осенью 1700 года в поход на Фастов отправилось 4-тысячное польское войско польного коронного гетмана Иеронима Любомирского. Казаки и крестьяне укрепили город и подготовились к осаде. Не ожидавшие такого активного отпора поляки пожгли посад и отступили. Как же быть с тем, что, согласно мнению целого ряда украинских историков, украинской государственности пошла не первая тысяча лет? Нестыковка какая-то.

Стоит разобраться Зимой 1702 года казаки собрались в Фастове на раду, в которой традиционно участвовали представители всех сословий православного общества. Было решено поднять антипольское восстание с целью освобождения Правобережной Украины и последующего объединения с Левобережьем. К сожалению, казаки не учитывали, что на 1702 год Россия, которая потерпела под Нарвой от шведов разгромное поражение, не могла отказаться от союзничества саксонского курфюрста. Пока Август II очень удачно отвлекал на себя шведские войска Карла XII, Пётр I восстанавливал свою армию, артиллерийский парк и потихоньку "отжимал" у скандинавов построенные ими в устье Невы крепости. Ссориться с поляками и саксонцами из-за нескольких казацких полков русскому царю в тот момент было совсем не с руки.

Восстание Восстание полыхнуло в первой половине 1702 года и быстро охватило территорию от Припяти до Днестра. Горели панские имения и фольварки, восставшие резали поляков, евреев и униатов. Главным центров антипольского сопротивления стал Фастов, а его главой — Палий, по имени которого восстание стали называть "Палиивщиной". Палия поддержал и Самусь. Восемь дней спустя казаки пошли на приступ, но поляки его отбили.

Тогда казаки частью сил обложили город, а часть Самусь повёл на север Киевщины на соединение с полковником Абазиным, который незадолго до того освободил от присутствия ляхов Брацлав и двинулся к Виннице. Они как-то по-особому праздничны и иногда кажутся гостями, надолго оставшимися в Первопрестольной. В них видна рука одного очень оригинального мастера, прибывшего в Москву из Киева Собранное Феликсом Потоцким польское ополчение Киевского воеводства — посполитое рушение — заперлось в Бердичеве. Казаки взяли этот городок штурмом и устроили в нём резню поляков и евреев. Потоцкий спасся чудом.

Тем временем остальные отряды восставших стремительно освободили Винницу, Бар, Калуш, Могилёв-Подольский, другие города и местечки. В Приднестровье 3. Сполохи восстания, зажженного Палием, достигали Волыни и Галичины.

Предпоссылки казацко-крестьянской войны под руководством Богдана Хмельницкого

  • «Хлопска вера»
  • Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад | Москва | ФедералПресс
  • Под властью Литвы
  • Николай Стариков
  • Восстание Богдана Хмельницкого кратко - причины, цели и последствия

Конспекты, лекции, краткая информация для докладов, рефератов и сообщений

  • решение вопроса
  • Под властью Литвы
  • Связанных вопросов не найдено
  • 54. Восстание под руководством б. Хмельницкого.
  • Восстание Богдана Хмельницкого

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий