Президент Сербии Александр Вучич в годовщину бомбардировок Югославии спросил у руководства НАТО, кто дал альянсу право убивать местных жителей.
21 год назад началась военная операция НАТО против Югославии
Агрессия НАТО против союзной республики Югославия (на тот момент состоящей из Сербии и Черногории) началась в ночь на 24 марта 1999 года. В январе 1999 года поступила информация о том, что сербская полиция якобы казнила 45 мирных албанцев в косовском селе Рачак. 24 марта 1999 года силы НАТО без санкции Совбеза ООН нанесли первые авиаудары по Югославии. Неудивительно – ведь объем госзаказа на вооружение и военную технику только в 1991-1994 годах снизился в 8 раз. Воевать с НАТО в 1999 году. В апреле 1999 года в Белград отправилась группа студентов из Петербурга, чтобы поддержать сербскую молодежь во время бомбардировок.
«Наступают самые тяжелые времена для Сербии». Будут ли снова бомбить Белград?
Вести переговоры с американцами в то время, когда натовцы сбрасывают бомбы на Белград, он считал невозможным. Самолет развернулся в воздухе и взял курс на Москву. Примаков рисковал, приняв решение самостоятельно, без консультаций с главой государства. Но американская агрессия категорически не устраивала и тогдашнего президента России Бориса Ельцина. Сотрудники пожарной охраны тушат огонь в разрушенном здании штаба сербской полиции после серии авиаударов. По существу — поставил «союзника» перед фактом, без обсуждений и переговоров. И даже попросил поддержать этот роковой шаг. Ельцин не скрывал возмущения и за два часа до начала операции выступил с телеобращением: «Я обращаюсь ко всему миру.
Я обращаюсь к людям, которые пережили войну. Я обращаюсь к тем, которые испытали эти бомбежки. Я обращаюсь к их детям, я обращаюсь ко всем политическим деятелям. Давайте, пока еще остались какие-то минуты, мы убедим Клинтона не делать этого трагического, драматического шага». В Штатах мало кто ожидал от Ельцина столь бескомпромиссных слов. Но он действительно почувствовал себя обманутым — и, быть может, впервые всерьез усомнился в том, что России необходим тесный союз с Вашингтоном. В первые недели натовской кампании в Югославии даже самые убежденные сторонники «равнения на Америку» в окружении Ельцина приумолкли.
В те дни политический курс страны определяла линия Примакова. Библиотека экс-президента США рассекретила его беседы с российским коллегой Удар «Ангела» Первые авианалеты на югославские города прогремели тем же вечером, вскоре после выступления Ельцина. Взрывы раздавались до четырех часов утра. В ту ночь били, главным образом, по объектам ПВО. Впервые после окончания Второй мировой войны в европейских городах была объявлена воздушная тревога. В последующие дни американцы активно атаковали гражданские объекты, откровенно запугивая население Югославии. Горели после взрывов спальные районы, школы, детские сады, нефтеперерабатывающие предприятия...
Главной целью натовской авиации стали сербские территории и поселения в Боснии и Косово. Так они намеревались окончательно решить «сербский вопрос» в этих осколках некогда процветавшей многонациональной Югославии. Взлет американского истребителя-бомбардировщика F-15 с авиабазы Авиано. Еще большим цинизмом веяло от кодового названия военно-воздушной операции — «Милосердный ангел». Имелось и другое наименование агрессии — «Союзная сила».
В состав Сербии край больше не вернулся.
Когда в Киеве бранят Россию за то, что она, взяв Крым, «впервые после 1945 года изменила международно признанные границы», это звучит дико К началу июня агрессия США и НАТО против Союзной Республики Югославия в составе Сербии и Черногории, начатая 24 марта, продолжалась уже невыносимо долгих, тягостных, трагических семьдесят дней. Сломить упрямых сербов, забросав их и их дома тысячами бомб и ракет, ни за одну, как первоначально планировали в Альянсе, ни за две-три недели не удалось. Натовские «ястребы» рвались дополнить массированные атаки с воздуха полноценной операцией вторжения на земле, однако расчеты вероятных потерь, которые неминуемо последовали бы при таком развитии событий, и общественного резонанса на них в странах-членах и в мире сдерживали их не хуже цепи, на которую сажают чересчур агрессивных псов. Югославия с и без ТитоИстория знает три государства, название которых содержало топоним «Югославия». Ни одного из них уже нет, самую же яркую и успешную из трех Югославий часто именуют «титовской» в честь ее лидера - Тито. Тито и месяц май для народов СФР Югославии всегда шли рука об руку Несмотря на огромное военное преимущество агрессора, на большие жертвы среди военных и мирного населения, на колоссальные разрушения не только военных объектов, но и заводов, фабрик, мостов, инфраструктуры, школ и больниц, Югославия сопротивлялась как могла.
Под невероятным прессом авиации врага, сопровождаемым беспрецедентным информационно-психологическим давлением, к соучастию в котором ведомый США подключился едва ли не весь западный «демократический» мир, страна и люди терпели, держались, не сдавались, не падали духом. К этому моменту в Белграде поняли, что, чтобы не потерять все, надо идти на уступки, еще вчера казавшиеся неприемлемыми. Понятно, что это был договор победителя с побежденным.
США и НАТО в очередной раз продемонстрировали свою политическую волю и стремление к полному военному доминированию в сочетании со способностью к быстрому эффективному развертыванию и применению своего военного потенциала. Относительно быстрому вынуждению противника к отступлению способствовало и выдвижение Альянсом умеренных и ограниченных политических целей кампании - НАТО не ставило целью вторжения на югославскую территорию и ее оккупации, или даже смены режима - достаточно было навязывания Белграду образа действий под полную диктовку Запада. Таким образом, главный урок событий 20-летней давности в Югославии состоит в том, что современная воздушная мощь показала способность полностью определять исход современной ограниченной войны. Опыт кампании 1999 года наглядно показал, что противостоять такой современной воздушной мощи можно только собственным значительным и передовым в техническом отношении потенциалом военной авиации и противовоздушной обороны. Слабая и технически отсталая югославская ПВО, замершая в развитии на техническом уровне середины 70-х годов, с устаревшими зенитными ракетными системами С-125М и «Куб-М», старыми радарами и всего одной эскадрильей истребителей МиГ-29 к тому же в упрощенной экспортной комплектации не смогла серьезно противостоять современному массированному воздушному удару стран Запада. Она понесла серьезные потери при минимальных результатах. Югославские силы ПВО были вынуждены перейти к засадно-партизанским «кочующим» действиям, направленным больше на сбережение своих средств и людей, чем на нанесение ущерба противнику, и в результате смогли добиться, по сути, только полуслучайных успехов в борьбе с авиацией НАТО. Использование наземных средств ПВО в любом случае заведомо отдает инициативу в руки авиации противника.
Натовцы сбрасывали снаряды с обедненным ураном с эффектом отложенной смерти. С 1999 года по сей день более 18 тысяч человек умерло от рака и 22 тысячи — заболело, — отметил адвокат. Тысяча самолетов, три авианосца в центре Европы вели войну не за смену режима на прозападный, как декларировалось официально, а на уничтожение. Нужно было сломить дух. На корню уничтожить любое сопротивление. Последние две цели так и не удалось достичь. За время конфликта блок НАТО потерял 52 летальных аппарата — это умные бомбы, беспилотники, два самолета, в том числе легендарный самолет-невидимку. Для югославских военных он оказался очень даже видимым. Вот доказательство — часть фюзеляжа, которая хранится в маленьком доме в деревне в 45 километрах от Белграда как трофей. Вскоре после такого позора стелсы сняли с производства. Мы его подпустили на 15 километров поближе, и я скомандовал «Запускай! Он вот этим пальцем нажал кнопку и выпустил две ракеты, одна попала, — поделился воспоминаниями полковник войск противоздушной обороны Югославии Золтан Дани. Формальным поводом к нападению стало противостояние сербов и албанцев в Косово. Запад закрывал глаза на этнические чистки, которые албанские боевики устраивали в сербских селах. Наоборот: бандитов назвали мучениками, сербов — организаторами геноцида.
Как проходили бомбардировки Югославии?
- Интервенция США на Балканах: история и причины югославских войн 1990-х годов
- Предпосылки
- Ровно 23 года назад НАТО начало военные действия в Сербии
- Югославия, 12.06.1999 года: конец ужаса неравной войны, начало ужаса навязанного мира
- Обстрел полицейских и нападение на монастырь. Все, что известно об обострении конфликта в Косово
Сербы кричали: «Браво, Руссия!» Как наши десантники остановили солдат НАТО
Как "Милосердный ангел" НАТО разрушил страну в 1999 году. Сербию (тогда «малую» Югославию) действительно бомбили в 1999 году, причем далеко не пару дней, а несколько месяцев. Россия не защитила Югославию в 1999 году только потому, что президент Слободан Милошевич не. Агрессия НАТО против союзной республики Югославия (на тот момент состоящей из Сербии и Черногории) началась в ночь на 24 марта 1999 года. Правительство непризнанного Косово, как заявил Вучич, спровоцировало конфликт и обвинило армию и полицию Сербии для того, чтобы втянуть в войну с НАТО.
Балканская драма: для чего Запад и НАТО стерли с лица земли Югославию
В этот день в 1999 году началась бомбардировка Югославии в рамках операции Союзная сила. Неудивительно – ведь объем госзаказа на вооружение и военную технику только в 1991-1994 годах снизился в 8 раз. Воевать с НАТО в 1999 году. Попробуем разобраться с тем, откуда пошли слухи о грандиозных успехах югославской ПВО и каковы же истинные потери НАТО в войне 1999 года. В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда.
Югославская трагедия
Большинство сотрудников миссии находились в бомбоубежище, но три человека погибли, а двадцать — получили ранения. Китайский вице-президент Ху Цзиньтао, выступив по национальному телевидению, назвал атаку «варварской и преступной». Президент Клинтон был вынужден принести извинения Китаю за «несчастный случай». Американцы оперативно выплатили раненым и родственникам погибших 4,5 млн долларов. Позже крупную сумму в возмещение ущерба получило и правительство КНР. С тех пор ежегодно 7 мая китайские дипломаты и военные проводят церемонии памяти жертв 1999 года. Мало кто в Пекине поверил в версию о случайном попадании. Китай выступал в поддержку Югославии, и вполне вероятно, что американцы, превратив посольство Поднебесной в цель для своих летчиков, показали Пекину, на чьей стороне сила. Впервые в крупномасштабной военной операции применялись искусственные спутники Земли, с которых поступала оперативная информация для военных. Впервые в серьезной войне действовали только флот и авиация, без пехоты. И конечно, югославская кампания НАТО стала пробным камнем в политическом смысле.
Согласится ли мир с безоговорочной гегемонией Штатов? Американские ВВС объявили о масштабной модернизации самолетов B-52 Раны не зарубцевались В начале июня, после переговоров с представителями России и Финляндии, президент Югославии согласился подписать соглашение, которое многие сочли капитуляцией. Но усилиями российской дипломатии позиции Запада были смягчены. Так, речь не шла о свободном перемещении натовцев по Югославии, Косово передавалось под контроль миротворческих сил ООН, а референдум о независимости самопровозглашенной республики был отложен на три года. Российские десантники, занявшие позиции в аэропорту Слатина, стали первыми миротворческими силами в зоне конфликта. Так удалось остановить агрессию против Югославии и предотвратить большую войну на Балканах. Правда, это не спасло страну, основанную маршалом Тито, от окончательного распада. Печально сложилась и судьба Слободана Милошевича. Осенью 2000 года он потерял власть, а в апреле 2001-го Сербия выдала бывшего президента Гаагскому трибуналу. Процесс над ним так и не был завершен.
Жительница города Чачак Раденко Пртенякович на развалинах своего дома после бомбардировки. За 78 дней под бомбами погибло около 2 тыс. Более 10 тыс. Потери со стороны натовцев были невелики. По официальным данным — двое военнослужащих и два самолета. С 24 марта до 10 июня натовцы выпустили по балканской стране более 400 тыс.
Первая часть переговоров длилась приблизительно два с половиной часа. После этого белорусская делегация во главе с Президентом осмотрела некоторые объекты, подвергшиеся натовским бомбардировкам. Причем Лукашенко и членам белорусской делегации пришлось воочию увидеть одну из таких бомбежек, которой был подвергнут центр столицы уже через час после их прилета в Белград. Президент осмотрел полностью разрушенный лабораторно-учебный комплекс при МВД, а также военно-медицинскую академию, пострадавшую несколько меньше. Какую угрозу могли нести натовским войскам эти здания? Президент назвал варварством уничтожение одного из красивейших городов Европы, а разрушение медицинского учреждения - вообще не поддающимся логике. Глава государства посетил больничные палаты, в которых находились на лечении не только сербы, но и албанцы. Во время взрыва, который прогремел недалеко от академии, в здании были выбиты стекла, сорвана крыша. Некоторые больные получили по второму инфаркту. А что говорить о детях, которые перенесли по несколько операций и опять оказались лицом к лицу со смертью? Затем переговоры двух президентов были продолжены. После беседы с глазу на глаз лидеры Беларуси и Югославии дали пресс-конференцию для журналистов. Милошевич оценил приезд белорусского лидера как знак большой солидарности руководства Беларуси. Это был очень длительный, очень серьезный разговор с анализом всех проблем двусторонних отношений. Мы приехали сюда только с одной целью - хотя бы на несколько миллиметров приблизить мир на этой славянской земле. На земле, где живут не только славяне. Цель - способствовать мирному решению этого конфликта - совпала с целями Президента Милошевича и чаяниями югославского народа. Я абсолютно убедился в том, что Президент Милошевич хочет решения этих и других проблем только мирным путем", - сказал Президент Беларуси. Александр Лукашенко во время торжественной встречи в резиденции Президента Югославии, 1999 год Главный итог встречи, по словам белорусского лидера, заключался в том, что Милошевич и народ Югославии, вырабатывая компромисс по разрешению кризиса, определили рубеж, за который они никогда не отступят. Для урегулирования ситуации была декларирована готовность согласовать введение на территорию Косово гражданских наблюдателей ООН или представителей других государств, не задействованных в агрессии против страны. Югославский лидер заявил о желании вернуть в свои дома беженцев независимо от их национальности и вероисповедания. Лукашенко в связи с этим отметил, что такая позиция импонирует белорусской стороне, ведь "это та политика, которую мы проводим в Беларуси, признавая, что все люди любой национальности и вероисповедания равны". Целостность страны без какого-либо дробления или раздела являлась одной из составляющих принципиальной позиции югославского руководства, равно как и констатация необходимости исключительно самостоятельного решения проблем косоварами и сербами. При этом Югославия была готова идти на компромиссы. Например, пригласить в страну и гарантировать безопасность гражданских наблюдателей. А также сокращать свои вооруженные формирования "настолько, насколько от границы страны, в частности, из Албании и Македонии, будут отведены натовские войска". Часть переговоров была посвящена и вопросу присоединения Югославии к Союзу Беларуси и России. Тема муссировалась и ранее, но именно эти переговоры положили начало возможности вести такой диалог официально. Лукашенко отметил, что Милошевич, делая шаг в Союз, не пытается втянуть государства в вооруженный конфликт и понимает, что этот непростой процесс требует определенного времени. Вместе с тем Лукашенко заверил, что будет стараться сделать все для того, чтобы не затягивать решение данного вопроса. Еще одну тему переговоров в Белграде определили экономические проблемы, решение которых могло быть реализовано в рамках гуманитарной помощи. По словам Лукашенко, это касалось прежде всего поддержки сельского хозяйства и населения страны. Примечательно, что во время переговоров Лукашенко с Милошевичем в Белграде дважды звучали сирены, оповещая жителей города о том, что воздушные силы НАТО пересекли рубеж страны. Однако белорусского лидера это не удивило. Поэтому вам судить.
По данным Североатлантического альянса, за время операции авиация натовских сил успела совершить 38 тысяч боевых вылетов, было нанесено более 10 тысяч бомбовых ударов по военной и мирной инфраструктуре страны. Скажу вам кое-что: наша обязанность прощать, но также наша обязанность не забывать. Не забывать 11-месячную Бояну Тошич, которую убили в селе Мердаре возле города Куршумлия, не забывать маленькую Милицу Ракич, которую убили в городе Батайница, не забывать маленькую Саню Миленкович, которую убили в городе Варварин, мы не смеем это забыть.
После этого мы бросились вниз по лестнице и выбежали на улицу. Я помню, что я тогда делал все наоборот в отношении советов, которые нам давали в телепередачах. Все тогда вещали, что когда начинается нападение, нужно спуститься в убежище. Я предпочитал выходить на улицу, так как считал, что лучше погибнуть на свежем воздухе, чем умирать в агонии, задыхаясь под завалами. Слава Богу, эта судьба меня миновала, но многие мои соотечественники, особенно в сербской провинции, погибли. Правды ради надо сказать, что бомбардировки Белграда в 1999 году нельзя сравнить с тем, что город пережил в 1941 или 1944 году, или со Сталинградом и блокадой Ленинграда. Однако психологическая травма была сильной: бомбардировки телецентра, посольства Китая и здания Центрального комитета, которое находится по соседству со мной, здания полиции и Генштаба в центре города, узнаваемого символа Белграда — телевизионной башни на горе Авала… Мне запомнились эти дни и по похоронам пилота МиГ-29 Миленко Павловича, который героический погиб в неравном бою. Его сын Срджан был моим одноклассником. Последние три дня бомбардировок я провел в России как гость журналистов «ТВ-Центра». Так как мой отец журналист, я оказался среди детей сербских журналистов, которых в знак солидарности российские коллеги пригласили в гости.