Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа. Думаю суть в том, что, поскольку этот метод основан по принципу вопрос-ответ, то в процессе осуществления этого метода собеседники приходят к некоему выводу, к истине.
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике
Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн. Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением.
Ценность метода майевтики Сократа — основные принципы и преимущества
Метод майевтики имеет ценность в философии, поскольку он способствует активному и самостоятельному осмыслению мира и самого себя. Метод майевтики Сократа Суть майевтики («повивальное искусство») была не в том, чтобы научить истине через постулаты, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Майевтика (от греч. μαιευτική, «повивальное искусство») — методика для «вытаскивания» внутреннего знания, которому нельзя взять и научить. Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника.
Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа
Развитие навыков критического мышления. Метод майевтики помогает студентам развивать навыки критического мышления и анализа. Они учатся задавать глубокие вопросы и искать альтернативные точки зрения. Стимулирование самостоятельного озарения. Майевтика способствует более глубокому пониманию и исследованию собственных мыслей и убеждений. Она помогает студентам приходить к озарениям и открытиям в процессе обучения. Поиск истины. Майевтика позволяет студентам проводить поиск истины самостоятельно, без навязывания взглядов преподавателя.
Это помогает развивать независимое мышление и осознанность. Участие в конструктивном диалоге. Майевтика способствует созданию конструктивного диалога между преподавателем и студентами, а также между студентами. Это развивает навыки слушания и умение вести аргументированные дискуссии. В целом, метод майевтики Сократа является мощным средством для стимулирования мыслительного развития, развития критического мышления и поиска истины у студентов. Он помогает им осознанно и самостоятельно исследовать истинные ценности и убеждения.
Позволяет судить об уровне развития коммуникативных навыков.
Умение правильно выстраивать беседу способствует лучшему продвижению по службе, имеет важное значение в работе, особенно если твоя профессия связана с коммуникативной сферой или с областью обслуживания. Несколько важных правил, как правильно вести беседу Обучение искусству диалога требует немного терпения, настойчивости и практики. Главной составляющей любого эффективного общения является увлечение и интерес к жизни. Нельзя поддержать собеседника, если тебе неинтересно ничего в этом мире. Собственное развитие, исследование жизни и поиск новых знаний, идей — движущая сила любого общения, диалога. Смысл беседы — обмен опытом, информацией по данной теме, но, если нет истинного интереса, ничего не получится. Основные принципы: Осознай тот факт, что с любым человеком есть о чем поговорить.
Хороший собеседник одинаково умеет поддержать разговор на различные темы, например, о помидорах, поиске духовных источников развития или о практических науках. Если трудно определиться с предметом общения, то всегда можно поговорить о самом человеке. Активно слушай. Это значит смотри в глаза, задавай вопросы по теме, старайся предугадать его мысли, вставляй реплики и вместе с ним познавай мир дальше. Таким образом, ты создашь атмосферу понимания и доверия. Рассказывай интересно и слушай с интересом. Если вещи, о которых рассказывает твой новый знакомый, бесконечно от тебя далеки, например, благотворительная деятельность православной общины или как открывать в себе нескончаемый источник радости, то прояви интерес со своей стороны.
Диалог может состоять из нескольких тем, и все они могут оказаться неинтересными для тебя. В каждой из них нужно научиться находить что-то занимательное для себя. Но кто знает, может, в будущем это станет твоим новым увлечением. В случае далеких от тебя тем, следует использовать прием «копилка знаний» и «мой словарь». Отмечай для себя все новое, подводи итоги разговоров, анализируй, что может тебе пригодится дальше по жизни, обогащай свою речь новыми понятиями. Выражайся проще. Говорить нужно простым, доступным языком.
Без иронии, намеков, вычурных метафор. Не следует в диалог вводить специализированные термины и модные иностранные слова. Использование непонятных слов засоряет разговор, отдаляет друг от друга собеседников. Обратную связь путем умничания не наладишь. Беседа может принимать любую форму, но тебе важно научиться всегда вести понятным языком. Это самое верное средство растопить сердце собеседника и начать разговор по душам. Называй своего друга по имени.
Согласно исследованиям психологов, нет ничего приятнее для всех нас, как слышать в процессе беседы свое имя. Отвечай, переспрашивай, рассказывай и всегда при возможности вставляй имя своего друга. Меньше говори «я». Все любят говорить о себе и своих проблемах. Но «тема» о себе служит самым плохим примером, о чем можно вести разговор. Никогда не начинай разговор со сложных, серьезных тем, умных философствований. Выбери что-нибудь полегче, поинтереснее и доступнее для беседы.
Не давай никаких советов, рекомендаций, если тебя не просят. Не демонстрируй своего превосходства, не хвастайся достижениями, не рассказывай поучительных историй, не давай своих определений жизненным явлениям и событиям. Вместо этого предложи свою помощь в чем-либо, поддержи собеседника, если он чем-то расстроен, выскажи ему свое расположение. Придет время, и собеседник сам обо всем у тебя спросит. Не перебивай, особенно во время дискуссии. Дай возможность высказаться оппоненту до конца. И даже в простой дружеской беседе не стоит прерывать друга, так ты покажешь, что его слова, убеждения, мысли интересны и значимы именно для тебя.
Всегда соблюдай границы. Не стоит торопить события и при первой же встрече пытаться у собеседника узнать подробности о его работе, семье, личной жизни. Имей терпение и прояви к нему уважение. Диалог испокон веков представлял беседу двух лиц. Согласно древним греческим учениям о правилах ведения диалога мудрость собеседников заключается не столько в умении красиво говорить, сколько в умении выслушать. Прежде чем что-то сказать, рекомендовалось тысячу раз подумать и грамотно выразить свою мысль. Важным умением считалось найти скрытый подтекст в беседе.
Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным? Тут важно понимать, насколько он разный. Если абсолютно противоположный, то возникает вопрос: как вы сошлись? Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону. Иначе это будет перетягивание каната.
И кто-то один его все-таки перетянет. Либо ты пойдешь по его дороге, либо он по твоей. Но будет ли это счастливым браком? Если человек мечтал о путешествиях, а ты о детях? И в один момент тебя убедили, что дети не нужны.
Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад. Нужен ли здесь спор или дискуссия? Может, хватит внутреннего диалога, чтобы понять свой смысл и сравнить со смыслом супруга? А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе. Майевтика в психотерапии Естественно, этот метод применяется в психотерапии.
Задача психотерапевта — откопать ответы на вопросы в клиенте. Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками. Метод не будет работать, если: Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать.
Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас». Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда.
Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо». Что именно?
Разве здоровье близких — плохо? Любящий муж — плохо? Любимая работа — плохо? Навязывать свою точку зрения. Цель психотерапевта — помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему.
Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению. Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики? Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно: Не направлять в правильную сторону.
Не склонять к своему мнению. Идти рядом как наставник. Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника.
Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника. Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников.
Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться.
Тем самым вскрывается внутренняя смысловая подвижность самоочевидного значения традиционной ценности. Во-вторых, показательны итоги смыслового раскрытия признаков мужества. И критерий стойкости, и разумная предусмотрительность в своем развитии выходят за предметные рамки мужества и даже противоречат ему. Здесь можно говорить о смысловой подвижности традиционной категории, вплоть до значения, противоречащего изначальному.
Так, во время Пелопонесской войны изменилось привычное значение слов: безрассудная отвага считалась храбростью, благоразумная осмотрительность — замаскированной трусостью см. В-третьих, попытка придать ценности ту или иную понятийную определенность ведет к ограничению, искажению и, в пределе, превращению ее в псевдоценность. Такое перерождение представлено в понятном современникам Платона историческом контексте. Ко времени написания диалога все его активные участники погибли. При этом гибель полководцев была связана со значимыми трагическими событиями в истории Афин: битвой при Мантинее гибель Лахета и катастрофой сицилийской экспедиции пленение и казнь Никия.
И можно согласиться с аргументированным мнением Д. Панченко, утверждающего, что рассматриваемый диалог можно считать продолжением апологии Сократа, поскольку в нем на конкретных примерах Платон опровергает выдвинутые обвинения против своего учителя. Вместе с тем, диалог показывает, что в своем мужестве и полезности для города Сократ не уступает, а даже превосходит прославленного Никия см. Однако нельзя согласиться с данным автором в том, что диалог «Лахет» малозначителен в философском плане. Выше мы показали логическое исследование добродетели мужества как системообразующей ценности человека, которое является одной из центральных тем в философии Сократа.
При этом данная ценность рассматривается не в качестве понятия, которое не так уж и сложно определить, а как концепт, схватывающий смысл предмета в его конкретной целостности, что предполагает активную субъектную позицию человека, диалогичность и интенциональность см. И такая конкретность концептуального исследования органически связана с судьбой главных героев диалога. Так, Лахет прославился своими десантными операциями на Сицилии, успех которых был связан с дерзостью и стремительностью, что приводило к победе над более многочисленным противником. Однако в битве при Мантинее эти же качества при отсутствии продуманного плана сражения обернулись окружением афинян, гибелью их стратегов и поражением всего войска союзников. Действия Никия, напротив, отличала осторожность и расчетливость.
Но именно эти качества стали причиной рокового для афинян затягивания осады Сиракуз, что, в конечном счете, привело к гибели всего войска. Таким образом, прекрасно известный современникам Платона исторический контекст является неотъемлемой частью диалога. Обстоятельства гибели мужественных полководцев являются конкретизацией тупиков в их подходах к определению мужества и, соответственно, однобокости в осмыслении данной ценности. Вместе с тем, смерть Сократа предстает не только примером подлинного мужества философа и гражданина, но и концептуально схватывает суть данной ценности в ее конкретности. Соответственно, осмысление ценностных оснований добродетели мужества не сводится лишь к индукции, выявлению в единичных случаях каких-либо общих признаков.
Оно направлено на удержание парадоксального сопряжения универсального и уникального, вневременного и конкретно-исторического в личностной самотождественности человека. Рассуждение о мужестве в данном контексте носит не столько логический, сколько экзистенциальный характер, помогающий родить в душе собеседника эту добродетель во всей ее конкретной полноте. Еще одна любопытная особенность в осмыслении таинственной неопределенности ценности связана с взаимопереходом и даже тождественностью одной ценности всем остальным. Мужество в своих ценностных основаниях сопряжено со справедливостью, рассудительностью и, в целом, с мудростью. Увидевший это Платон и неоплатоники показывали подчиненность и даже изначальную тождественность всех добродетелей единой идее Блага.
Поэтому осмысление ценностей представляет собой не построение системы отдельных понятий, а логику эманации, при которой каждая выделенная добродетель сохраняет внутреннюю содержательную связь со всеми остальными. Таким образом, исследование мужества в диалоге «Лахет» нельзя назвать неудачей. Неспособность собеседников достичь явного и непротиворечивого определения этой добродетели вскрывает ее апофатический смысл, преодолевающий ограниченность тех или иных рационализаций этой добродетели. В ходе диалога концептуально схватывается единство общего значения мужества и многообразие его единичных проявлений; соединяются волевой и рациональный аспекты человеческой деятельности, указывается генетическая связь всех добродетелей в их причастности к благу. Список литературы Платон.
Литература Аполлонов, И. Запесоцкий, А. Теория культуры академика В. Кессиди, Ф. Котляров, И.
Под общ. Стрябковой, А. Белгород: БелГУ, 2020. Воспоминания о Сократе. Куда идет российская культура?
Куликов, А.
Ценность метода майевтики в философии: основные принципы
МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Также метод майевтики может применяться с целью коррекции личностных качеств, например, излишней самоуверенности, хвастливости, завышенной самооценки. В чем ценность этого метода – так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы. повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, спе. Суть метода майевтики заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые провоцируют собеседника к размышлению и самостоятельному обнаружению истины. Метод майевтики Сократа Суть майевтики («повивальное искусство») была не в том, чтобы научить истине через постулаты, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Ценность метода майевтики в философии: основные принципы
Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических, религиозных, экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов. Ценность метода майевтики в поиске истины заключается в том, что он помогает нам стать более осознанными и размышляющими людьми.
Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования
Философ вызвался помочь другу таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение , и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы. Первое утверждение Евтидема После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее. Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости. Тогда Сократ поинтересовался, действительно ли тогда графа справедливости сейчас пуста, потому что всё вышеперечисленное находится в противоположной колонке? Получив утвердительный ответ, он переходит ко второму шагу — индукции. То есть интересуется, считает ли правильным взятие в плен, рабство людей жителей города, с которым ведётся вражда и война? Евтидей подтвердил, что это справедливо. А обворовать их, отобрав всё имущество, или обмануть, тоже будет верным и достойным решением?
Услышав и в этот раз согласие, мудрец предложил тогда все эти понятия перенести в колонку справедливости. Удивлённый такому ходу событий, Евтидей указал, что эти поступки считал по отношению к друзьям, поэтому отнёс в графу неправильных. Окончательное умозаключение Но и тут мыслитель не отступал, вернувшись к методу индукции, он решил выяснить, а будет ли неверным поступком то, если командир скажет своим военным, чтобы не отчаивались и не теряли боевой дух, ведь им на помощь идёт подкрепление, но на самом деле это будет неправдой? Или родители дадут лекарство тяжело больному, но капризному ребёнку незаметно, спрятав в еде? Будет ли такой обман, ради сохранения жизни несправедливым по отношению к малышу? А как быть с женщиной, которая, заметив, что любимый долгое время страдает и замышляет самоубийство — украдёт у него на всякий случай оружие и спрячет кухонные ножи? Стоит ли её осуждать и считать воровкой, которая должна ответить перед законом за свой проступок?
Евтидей понял, что ошибался, и был вынужден признать, что даже близким и друзьям ложь и обман могут быть в пользу, а воровство совершается, чтобы не причинить вред, а наоборот, защитить. В конце разговора он пришёл к выводу, что несправедливость — это действия, совершённые с целью нанести ущерб. Заключение Великий философ Сократ изобрел уникальный метод ведения дискуссии под названием майевтика. Это весьма эффективный прием, которым пользуются и в наше время. По сути, он является едва ли не единственным способом убедить своего оппонента в обратном. При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями. В чем же сущность и уникальность этого метода?
Попробуем в этом разобраться. Сократ и его жизнь О жизни Сократа известно не очень много, однако та информация, которая дошла до нас через века, представляется весьма интересной. Сократ — афинский философ, родившийся в 469 году до н. Именно его фигура ознаменовала собой так называемый поворот в философии — от рассмотрения природы к рассмотрению человека. Что касается жизни и судьбы философа, то некоторые богословы периода патристики проводили аналогии между Сократом и Иисусом. Известно, что первый был сыном скульптора. В зрелом возрасте он женился на Ксантиппе — очень сварливой женщине, имя которой даже стало нарицательным.
Известно, что философ не оставил после себя ни строчки. О его мыслях и убеждениях человечество узнало лишь из трудов его учеников — Ксенофонта и Платона. Сократ был убежден, что записывание собственных мыслей ослабляет человеческую память.
Сократ большую ценность придавал не конкретному ответу на вопрос, а самому процессу размышления и обсуждения. Он считал, что только через диалог и исследование каждый может обнаружить истину в собственной душе. В итоге, метод майевтики помогает людям развивать свое мышление, раскрывать свои способности к обдумыванию сложных вопросов и формулированию своих собственных истин. Он способствует саморазвитию и личностному росту, а также помогает создать более глубокое понимание себя и окружающего мира. Несколько важных правил Майевтика, метод сократической беседы, играет ключевую роль в развитии мышления и поиске истины.
Однако, чтобы достичь положительного результата, необходимо соблюдать определенные правила, которые помогут эффективно провести диалог. Первое правило — уважение. Важно уважать собеседника, его мнение и убеждения, даже если они кажутся нам неправильными или нелогичными. Зачастую, приверженность к своим убеждениям не позволяет нам рассмотреть другие точки зрения. Вместо того, чтобы критиковать или нападать, Сократ предлагает быть терпимым и прислушиваться к мнению других. Второе правило — задавание вопросов. Сократ основывал свой метод на активном задавании вопросов. Это помогает развить критическое мышление и побудить собеседника к самостоятельному поиску ответов.
При этом, вопросы должны быть открытыми и не включать в себя предлагаемые ответы. Цель вопроса — помочь собеседнику понять свои мысли и аргументы. Третье правило — слушание. Важно прислушиваться к мнению и аргументам собеседника. Вместо того, чтобы предполагать, что мы уже все знаем, нужно быть открытым для новых идей и готовым пересмотреть свои взгляды. Слушание поможет нам лучше понять аргументы собеседника и обнаружить возможные логические несоответствия. Четвертое правило — анализ. Майевтика подразумевает глубокий анализ вопросов и ответов.
Необходимо разбираться в предложенных аргументах, анализировать их логическую последовательность и подвергать сомнению принятые истины. Анализ помогает нам обнаружить слабые места в аргументации и улучшить свое понимание проблемы. Пятое правило — сознательность и честность. Майевтика требует от нас быть честными, как с собой, так и с собеседником. Необходимо быть готовым признать свои ошибки, изменить свое мнение, если оно оказалось некорректным, и открыто признавать, когда мы не знаем ответа на заданный вопрос. Сознательность и честность позволят нам приблизиться к истине и достичь глубокого понимания. Соблюдение этих простых правил позволит использовать метод майевтики наиболее эффективно и получить максимальную ценность от диалога. Майевтика не только развивает наше мышление и помогает находить истину, но и обогащает нашу способность общения и взаимодействия с другими людьми.
Ты уверен, что это верное решение? Что тебя подтолкнуло в тот момент? Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так? Какие эмоции это вызывает у тебя? В чём цель? Какие трудности могут возникнуть?
Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом? Каких результатов добиваешься? Что ты получишь в итоге? Согласен ли ты с этим утверждением? Что думаешь по этому поводу?
Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен? Что нужно изменить? Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли другие пути решения?
Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение? Всегда ли нужен спор и дискуссия? Для получения новых знаний, поиска истин — дискуссия будет отличным методом. В ходе такого диалога, можно ещё раз убедиться в правоте своего мнения или подвергнуть его сомнению.
Согласись, очень интересно дискутировать с умным, образованным человеком? Он выдвигает свои факты, свои доводы, а ты свои. С глупцом дискуссии не получится, только спор. А спорить с человеком, который безосновательно считает своё мнение единственно верным — бессмысленно. Общие вопросы Сократ использовал диалог для поиска ответов на вопросы, на которых нет единого мнения. Например: «в чём смысл жизни?
Для каждого он свой, но есть ли единый смысл для всех людей в целом? Вы можете спорить или дискутировать с собеседником, но вряд ли придёте к единому мнению на этот счет. В таких вопросах есть смысл вести диалог с самим собой. Ведь этот ответ нужен тебе лично. Переубеждать кого-то на этот счет — нет смысла. У вас разная жизнь, разные цели, разные ресурсы.
А дружить и существовать вместе можно и с разными целями. Семейные ценности Другое дело, если это твоя вторая половинка. Но и тут встаёт вопрос: как жить с разными целями? Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным? Тут важно понимать, насколько он разный. Если абсолютно противоположный, то возникает вопрос: как вы сошлись?
Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону. Иначе это будет перетягивание каната. И кто-то один его все-таки перетянет. Либо ты пойдешь по его дороге, либо он по твоей. Но будет ли это счастливым браком? Если человек мечтал о путешествиях, а ты о детях?
И в один момент тебя убедили, что дети не нужны. Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад.
Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души. Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей. На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший, на первый взгляд, вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующий вопрос и снова ждал ответа. Далее он задавал новый вопрос, и всё это заканчивалось тем, что, отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил тому ответу, который он дал в самом начале.
В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос. Сократ, пребывая в совершенно спокойном состоянии, отвечал на это, что он ничего не знает, а затем мирно удалялся. В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха». Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе. Классическим считается пример юного раба Менона, которому Сократ показал, как получить удвоенный квадрат другого квадрата путем его построения на диагонали данного квадрата , не вдаваясь ни в какие математические тонкости, потому что раб их не понимал, да и ни к чему ему было в них вникать. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность. На практике маейвтика довольно скоро обнаруживает свою ограниченность. Что толку вопрошать невежду? Все равно одними вопросами его ничему не научишь.