средства индивидуальной мобильности. Правила езды на электросамокате в 2023 году: что изменилось. В марте в России начнется сезон езды на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ). Езда в состоянии опьянения: нарушение этого правила также подлежит штрафу в сумме от 1000 до 1500 рублей (согласно части 3 статьи 12.29 КоАП РФ).
Сезон электросамокатов стартовал в Москве. Какие ПДД важно знать
Так, пользователей электросамокатов обяжут останавливаться по требованию сотрудников Госавтоинспекции и проходить медосвидетельствование. О том, какие правила должны соблюдать водители электросамокатов и что ждет их в случае нарушения – в материале РИАМО. Правительство РФ утвердило изменения в правилах дорожного движения, которые касаются езды на электросамокатах, гироскутерах и других подобных аппаратах.
Изменения в ПДД для электросамокатов
Их масса не должна превышать 35 кг. По словам Митрошина, уже сейчас есть набор инструментов для измерения массы и скорости перемещения этих транспортных средств. Если будет угроза безопасности дорожного движения, сотрудник Госавтоинспекции может вмешаться. Об ответственности, пьяном вождении СИМ и безопасности Ответственность пользователей средств индивидуальной мобильности наступает по ст. Максимальный штраф составляет до 1,5 тыс. Вместе с тем источник ТАСС, близкий к разработке вопроса, сообщил, что также могут появиться и новые специальные формы ответственности за нарушения ПДД на электросамокатах и других СИМ.
Об этом расскажем в следующем разделе. Где ездить взрослым и детям Если есть велосипедная дорожка для простоты будем называть так любой вид велоинфраструктуры , то нужно ехать по ней. А вот когда велоинфраструктуры нет, есть два варианта: СИМ до 35 кг: Whoosh, шеринги и личные Должен двигаться по тротуару. Если пешеходной зоны нет, то можно ехать по обочине, а если нет и ее — по правому краю дороги. СИМ больше 35 кг: как правило личные Обязан ехать по обочине, а если её нет, то по правому краю дороги.
Также есть исключения для несовершеннолетних: дети до 7 лет могут ездить только по тротуарам и пешеходным дорожкам и только в сопровождении взрослых; в возрасте от 7 до 14 лет можно ездить без сопровождения и по тротуару, и велодорожкам. Выбрать можно любой вариант, приоритета у велодорожки нет. А передвигаться по велозонам, где совмещенное движение с машинами, — нельзя. На 14-летних распространяются те же правила, что и на совершеннолетних. При этом если взрослые сопровождают ребенка, они должны ехать по той же инфраструктуре, что и дети. Прокатные самокаты предназначены для взрослых и предполагают индивидуальные поездки: детям на них ездить нельзя ни в качестве водителей, ни в качестве пассажиров. На разных дорогах для СИМ действуют разные правила и запреты.
И проблема в том, что формально по определениям в ПДД средство индивидуальной мобильности не имеет чётких отличий от таких механизмов смотрите определение мотоцикла в ПДД.
Однако, на практике такое маловероятно, потому как самокат с механическими транспортными средствами не перепутать. И, даже если инспектор ДПС попытается вас оштрафовать, то простая фотография или видео вашего устройства в суде при обжаловании штрафа за езду без прав должны убедить любого судью в том, что вы передвигались именно на электрическом самокате. У меня есть категория M — она тоже не потребуется? Категория "M" даёт право на управления мопедами и иже с ними скутерами и подобными опять же механическими ТС. Однако, она не нужна для езды на электросамокате. До какой максимальной мощности не нужны права на электросамокаты? До любой — хоть более 10 кВт тогда даже сложно представить, насколько "болидом" будет ваше средство индивидуальной мобильности. Как мы уже указали выше, мощность двигателя аппарата имеет решающее значение для механических транспортных средств — мопедов, мотоциклов, автомобилей.
Также велосипеды до определённой мощности считаются не более, чем велосипедами а выше — уже могут стать мопедами. В определении чётко указывается, что такие средства не являются механическими ТС. И это устанавливает ненужность водительских прав для электросамокатов.
Получается, что человека, который перемещается на электросамокате с двигателем мощнее 250 Вт, можно отнести как к пешеходу, так и к водителю мопеда. В последнем случае, если у него не будет прав категории М, его теоретически можно привлечь к ответственности по ст. Но это лишь мнение, которое не имеет никакой юридической силы. Во многих регионах России любой самокат, даже с объемом электродвигателя больше 250 Вт, не относят к мопедам, а значит, право на управление не нужно, — рассказывает автоюрист Лев Воропаев. Лучше исходить из правила, что если объем электродвигателя больше 250 Вт, то есть 350 Вт, то для управления подойдут права категории Б. А если водительского удостоверения нет, то необходимо получить права категории М. Если до 4 кВт, то вы приравнены к пешеходам.
И если вдруг вы наедете на пешехода, то нарушение будет расцениваться по аналогии с ситуацией, когда пешеход столкнулся с пешеходом. Каким правилам подчиняются райдеры на электросамокатах? Что выгоднее — собственный электросамокат или аренда? Если рассматривать людей на электросамокатах как пешеходов, им не нужны ни права, ни документы на транспорт, ни шлемы.
Правозащитник объяснил, почему в России не запретят самокаты
Ранее администрация Екатеринбурга, ГИБДД и кикшеринговые компании приняли решение ограничивать скорость электросамокатов во время всех крупных мероприятий в городе и сокращать число их парковок в зоне массового скопления людей. Например, в День города скорость электросамокатов ограничили до 7-8 километров в час. Разрабатывать соответствующие поправки в ПДД Минтранс начал несколько лет назад. В 2019 году была готова первая версия. Но документ отправили на доработку.
Это транспортные средства с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов: электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой аналогичный транспорт.
Мощность двигателя не имеет значения: если он есть, самокат или велосипед считают СИМ. На человека, который управляет СИМ, не распространяются общие обязанности водителей: Он не должен предъявлять документы. За нарушения ПДД отвечает как пешеход. Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности. Определили, кто и где может ездить на электросамокатах.
В возрасте от 7 до 14 лет на СИМ можно ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Там же могут передвигаться дети младше 7 лет, но только в сопровождении взрослых. В возрасте старше 14 лет на СИМ тяжелее 35 кг и велосипедах нужно двигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет или она недоступна, можно двигаться по обочине, а если нет и ее — по правой стороне проезжей части. На электросамокатах и аналогичном транспорте массой не выше 35 кг можно ездить в пешеходных зонах.
То есть фактически при большей, чем 250 Ватт, мощности мотора электросамокат вполне себе формально относился к мопеду. А для управления последним уже требуются права категории "M". Следовательно, водитель такого устройства мог подвергнуться штрафу за езду без прав , а равно всем последствиям, которые грозили водителю автомобиля: лишению прав за нетрезвую езду , скрытие с места ДТП , штрафу за езду по тротуарам и так далее. После мартовских же поправок электросамокаты стали средствами индивидуальной мобильности.
И это означает, что на любой из них не требуются водительские права. У нас есть подробная статья об изменениях по части СИМ. А если у меня устройство с сиденьем? Это не имеет никакого значения, если мы говорим именно об электросамокатах.
Но здесь может возникнуть формальная путаница. Дело в том, что есть ещё разно рода трициклы и квадрициклы, на которые уже требуются права — подкатегории B1. И в этом случае для них, в зависимости от посадки и типа руля в водительском удостоверении ставится специальная отметка. И проблема в том, что формально по определениям в ПДД средство индивидуальной мобильности не имеет чётких отличий от таких механизмов смотрите определение мотоцикла в ПДД.
Если масса электротранспорта не превышает 35 килограммов, разрешается использовать тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, предоставляя приоритет пешеходам. Кому можно ездить и где Детям с 7 до 14 лет можно ездить на СИМ по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Тем, кто младше 7 лет, разрешается ездить там же, но только в сопровождении взрослых.
При этом СИМ должно иметь тормозную систему, звуковой сигнал, фары и световозвращатели белого и красного цвета. Чего нельзя делать пересекать дорогу по пешеходным переходам, не спешиваясь ездить пьяным как и до введения новых правил перевозить груз, который мешает управлять или выступает за габариты транспорта больше чем на полметра по длине или ширине перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных мест поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге больше одной полосы в одну сторону или есть трамвайное движение Также в ПДД появился новый знак 3.
Статус есть, контроля нет: многие владельцы электросамокатов не слышали о новых правилах движения
Правило третье — ездить справа по дорогам. О том, какие правила должны соблюдать водители электросамокатов и что ждет их в случае нарушения – в материале РИАМО. написал парламентарий. общие правила для личных и прокатных самокатов. Кроме того, Минпросвещения могут обязать ввести обучение базовым правилам пользования электросамокатами в школьную программу.
За что будут штрафовать самокатчиков и где им больше нельзя ездить: разбор новых правил
Для начала, с 2023 года существуют правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым, помимо электросамокатов, относятся гироскутеры, электроскейтборды, моноколеса, сигвеи. Правительство РФ утвердило изменения в правилах дорожного движения, которые касаются езды на электросамокатах, гироскутерах и других подобных аппаратах. Правила дорожного движения (ПДД) для электросамокатов и гироскутеров в России, предусмотренные штрафы, перевозка детей и грузов.
Правила для электросамокатов: что нужно знать о поездках в 2024 году
При этом масса такого электротранспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не должна превышать 35 кг. Движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности будет регулироваться специальными дорожными знаками, разрешающими, ограничивающими или запрещающими перемещение на таких видах транспорта в тех или иных зонах. При совместном передвижении пешеходы получают приоритет.
Но в правилах дорожного движения термина «электросамокат» до сих пор нет. А раз так, как понять, какими законами регулируется движение этого вида транспорта? Формально их можно отнести к пешеходам: согласно пункту 1. Значит, если человек передвигается на самокате — неважно, с электроприводом или нет, — то он пешеход. С другой стороны, в том же пункте ПДД прописано, что двухколесное транспортное средство с электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 250 Вт — это уже мопед.
В этом случае на него нужны права категории М. Получается, что человека, который перемещается на электросамокате с двигателем мощнее 250 Вт, можно отнести как к пешеходу, так и к водителю мопеда. В последнем случае, если у него не будет прав категории М, его теоретически можно привлечь к ответственности по ст. Но это лишь мнение, которое не имеет никакой юридической силы. Во многих регионах России любой самокат, даже с объемом электродвигателя больше 250 Вт, не относят к мопедам, а значит, право на управление не нужно, — рассказывает автоюрист Лев Воропаев. Лучше исходить из правила, что если объем электродвигателя больше 250 Вт, то есть 350 Вт, то для управления подойдут права категории Б.
За перевозку детей штраф может составить 5 тыс. За движение на СИМ по автомагистрали предусматривается штраф в размере 1 тыс. Нарушение ПДД и правил эксплуатации СИМ или велосипеда в случае причинения лёгкого вреда здоровью потерпевшего предлагается наказывать штрафом от 2 до 5 тыс.
Если причинён вред здоровью средней тяжести, штраф может составить от 10 до 15 тыс. За невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке СИМ или велосипеда предполагается введение штрафа в размере от 500 до 800 руб.
Словом, запретов предостаточно — но на практике с соблюдением всех правил явно могут наблюдаться проблемы. Новые дорожные знаки в ПДД Одновременно с выделением средств индивидуальной мобильности в обособленную группу транспорта, власти добавили в ПДД несколько новых знаков — специально под электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и другие устройства. Дорожный знак 8. Никаких новых штрафов для нарушителей на СИМах в Административном кодексе не прописали. Это означает, что в части наказаний владельцы электросамокатов по-прежнему приравниваются к пешеходам. Какие штрафы: 1 000 рублей — за создание помех транспортным средствам ч. За тяжкие увечья предусмотрена уголовная ответственность по ст.
А что будет в случае ДТП? По закону 2023 года владельцы электросамокатов не считаются водителями, поэтому по ПДД у них нет обязанности оставаться на месте ДТП. Искать скрывшегося самокатчика владельцам машин придётся самостоятельно — по камерам и показаниям очевидцев аварии. Поэтому вопрос с возмещением ущерба здоровью по вине самокатчика в любом случае придётся решать в гражданском порядке, путём подачи иска в районный суд. Плюсы и минусы изменений для СИМ Решение вывести средства индивидуальной мобильности из «серой» зоны напрашивалось уже давно. Определение требований и запретов к пользователям электросамокатов должно повысить безопасность на дороге. Но есть и «ложка дёгтя» — окончательно вопрос еще не урегулирован и вопросы по-прежнему остаются. Преимущества и недостатки поправок в ПДД: Наличие статуса электросамокатов, требования по возрасту, местам допустимой езды, запреты и дорожные знаки — это, несомненно, существенный плюс, Наличие чётких правил и ответственности за их неисполнение дисциплинирует владельцев СИМ, что, в свою очередь, также должно сократить количество ДТП с участием электросамокатов, С другой стороны, теперь виден вектор в пользу «социализации» средств индивидуальной мобильности — их использование не привязали к специально оборудованным территориям, а разрешили кататься в пешеходных зонах и на проезжей части, Но до сих пор нет чётких технических регламентов, по которым можно было бы относить одни устройства к СИМ, а другие — к мопедам. Например, моноколесо даже с самым мощным двигателем не может считаться мопедом, поскольку имеет одно колесо.
Остаётся также неясным, кто и как будет наказывать нарушителей на СИМ — штатных сотрудников ГИБДД на дорогах всё меньше и меньше, а теперь им придётся отслеживать ещё и манёвры владельцев электротранспорта, Отчасти проблему могли решить камеры автофиксации. Но вряд ли этот вопрос решится настолько быстро — нужно время на разработку и настройку алгоритмов отслеживания нарушений со стороны владельцев СИМ. Окончательную картину от введения новшеств мы получим после 1 марта. Скорее всего, по мере развития событий с электросамокатами правительство будет дополнять ПДД, вплоть до 1 марта 2029 года. Об авторе статьи Максим Привалов Юрист-консультант по автоправу.