В полночь наступает светлый праздник Пасхи – день, когда воскрес Иисус Христос. Отдание праздника Рождества Христова, день преподобной Мелании Римляныни, Святки 8 день. С воскресенья Пасхи и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». Это связано с тем, что Пасха в христианском православном мире является праздником праздников и торжеством из торжеств. Пасха является центральным праздником в христианском календаре, и вместе с тем, самым радостным и торжественным днем в жизни верующих людей.
Пасха в 2024 году: дата, история и традиции праздника
Сегодня, 16 апреля, православные христиане отмечают Светлое Христово Воскресение – Пасху – один из самых главных праздников. Пасха — важнейший праздник христиан, который посвящен воскресению Иисуса Христа. Пасха для православных россиян – один из главных праздников в году, знаменующий Воскресение Иисуса Христа.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
У праздника Пасхи для христиан есть определенные правила: мы не можем праздновать Пасху раньше еврейского праздника Песах. Православная Пасха не может быть в слишком большой мере отождествлена с календарной датой, она изливает свой свет на все дни года. самый почитаемый и радостный праздник, главное событие церковного года. Воскресенье Христово или Пасха – это праздник, которого верующие ждут весь год, ведь он напоминает о чудесном воскресении Иисуса Христа.
ПАСХА или ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ?
- Пасха Христова: история и традиции праздника
- Правила комментирования
- Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
- Какого числа православная Пасха в 2024 году
4 мая – Беседа о Пасхе Христовой в храме Сретения Господня
Это похуже любого адского огня и любого червя! Поэтому уже в земной жизни мы должны воскреснуть, то есть попрать духовную, нравственную смерть, связанную отходом от веры. Читать еще Как поётся в дониконовской редакции тропаря Пасхи, «Христос воскресе из мертвых смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова». Это прямая аллюзия с пророчеством о Христе, которое мы находим в Книге Бытия: «Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» Быт. Христос берет на себя грехи всего мира, начиная от первого человека, Адама, и до последнего человека, который родится на Земле. Это победа духовной смерти и надежда на то, что мы неизбежно воскреснем в вечную жизнь. Нахождение в аду, хотя души там и существуют, — это не жизнь. Настоящая жизнь — во Христе и с Христом, в Боге и с Богом.
Если говорить о пасхальных событиях, более поразительным мне кажется не воскресение, а смерть Христа. Ведь Бог — это источник жизни, по-славянски Жизнодавец, а по-древнееврейски Яхве, что буквально значит «Сущий». Отключи нам подачу воды, света, кислорода — и все, наше существование прекращается. А Сущий значит самодостаточный. Поэтому самое поразительное — как Бог умирает на кресте. Богословы, начиная с преподобного Иоанна Дамаскина, задавались вопросом: если во Христе божественное и человеческое пребывает в единстве, то когда Он умирает, божественное остается с мертвым телом или с душою, которая сходит в ад? И вот Иоанн Дамаскин говорит, что божество не отделилось ни от тела, ни от души: сойдя душой в ад, Он «умертвил смерть блистанием Божества».
Читать еще Есть три разных слова, которые означают божественное отношение к кающемуся человеку. Первое слово — это прощение: когда ты виновен, но тебя прощают. Второе слово — милость: когда не просто согрешил, а заслужил наказание, но тебя милуют. Так вот, во Христе мы получаем не прощение и не милость — мы получаем оправдание. Слева — Вознесение Христово. Фреска церкви св. Софии в Охриде ныне — Македония , XI век.
Справа — Вознесение Господне. Фрагмент фрески. Византия, середина XI век. Охрид, собор святой Софии На Пасху мы празднуем освобождение от власти дьявола, от власти греха и от власти страха смерти. Потому что чудо Христова воскресения после Его искупительной смерти — это свидетельство о том, что грех не является реальностью нашей жизни.
Это похуже любого адского огня и любого червя! Поэтому уже в земной жизни мы должны воскреснуть, то есть попрать духовную, нравственную смерть, связанную отходом от веры. Читать еще Как поётся в дониконовской редакции тропаря Пасхи, «Христос воскресе из мертвых смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова». Это прямая аллюзия с пророчеством о Христе, которое мы находим в Книге Бытия: «Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» Быт. Христос берет на себя грехи всего мира, начиная от первого человека, Адама, и до последнего человека, который родится на Земле. Это победа духовной смерти и надежда на то, что мы неизбежно воскреснем в вечную жизнь. Нахождение в аду, хотя души там и существуют, — это не жизнь. Настоящая жизнь — во Христе и с Христом, в Боге и с Богом. Если говорить о пасхальных событиях, более поразительным мне кажется не воскресение, а смерть Христа. Ведь Бог — это источник жизни, по-славянски Жизнодавец, а по-древнееврейски Яхве, что буквально значит «Сущий». Отключи нам подачу воды, света, кислорода — и все, наше существование прекращается. А Сущий значит самодостаточный. Поэтому самое поразительное — как Бог умирает на кресте. Богословы, начиная с преподобного Иоанна Дамаскина, задавались вопросом: если во Христе божественное и человеческое пребывает в единстве, то когда Он умирает, божественное остается с мертвым телом или с душою, которая сходит в ад? И вот Иоанн Дамаскин говорит, что божество не отделилось ни от тела, ни от души: сойдя душой в ад, Он «умертвил смерть блистанием Божества». Читать еще Есть три разных слова, которые означают божественное отношение к кающемуся человеку. Первое слово — это прощение: когда ты виновен, но тебя прощают. Второе слово — милость: когда не просто согрешил, а заслужил наказание, но тебя милуют. Так вот, во Христе мы получаем не прощение и не милость — мы получаем оправдание. Слева — Вознесение Христово. Фреска церкви св. Софии в Охриде ныне — Македония , XI век. Справа — Вознесение Господне. Фрагмент фрески. Византия, середина XI век. Охрид, собор святой Софии На Пасху мы празднуем освобождение от власти дьявола, от власти греха и от власти страха смерти. Потому что чудо Христова воскресения после Его искупительной смерти — это свидетельство о том, что грех не является реальностью нашей жизни.
Ветви вербы можно освятить в любом храме накануне праздника, в Лазареву субботу, 8 апреля. Или же окропить святой водой дома. А вот выкидывать их нельзя. При каждой церкви есть специальная печка, в которой сжигаются старые иконки, крошки от просфор и такие святыньки, как освященная верба, — рассказал настоятель храма. Что же до народных традиций, то в этот день у православных принято слегка хлестать близких освященными веточками вербы. Считается, что это придает здоровья, сил и благополучия на весь год. Что касается рекомендаций и, напротив, запретов, то в Вербное воскресенье не стоит работать, а день этот посвятить молитве и встретить его в радости. Фото: 56orb. В этот день, по давней народной традиции, христиане проводят дома генеральную уборку: издавна считалось, что вместе с комнатной пылью уходит из жизни все плохое. Но, священнослужители настаивают, что наведение порядка — вовсе не самое главное. Этот день называется Великим четвергом или, в народном варианте, Чистым четвергом. По традиции — уже не народной, а церковной — верующие в Великий Четверг причащаются в храме. Вообще, сделать это можно в каждое воскресенье года а в крупных храмах и чаще , но именно в Чистый четверг желающих сделать это особенно много: ведь, как уже говорилось, в этот день вспоминается Тайная вечеря. Воскресенье Христово напоминает о чудесном воскресении Иисуса Христа после смерти на горе Голгофе.
Современная православная пасхалия была принята в 325 году на I Вселенском соборе в Никее. Несмотря на то, что часть православных церквей мира живут по григорианскому, а часть - по юлианскому календарю, Пасху все православные празднуют в один день. Богослужения этой ночи особенно торжественны и проходят во всех православных приходах, которых только у Московского патриархата насчитывается около 40 тыс. Именно паства Русской церкви составляет основную часть православного мира. Всего православными себя считают около 250 млн жителей земли.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Можно встречаться с родными и христосоваться — целоваться три раза, поздравляя с праздником. Самые необычные и пугающие пасхальные традиции, которые были на Руси Какие пасхальные традиции Главная пасхальная традиция, которая существует уже много лет, — это звон в колокола. Каждый желающий с благословением старшего священника в храме может зайти на колокольню и позвонить в колокола. Во всех храмах традиция наша", — заметил Микушин.
Традиция: в воскресенье, после ночной службы, люди в дневное время собираются, чтобы похристосоваться, поздравить друг друга со светлым праздником и в домашней обстановке отметить это торжество. Разрешается выпить по бокалу вина. Такой семейный праздник.
Александр Микушин Священник Приметы на Пасху Существуют разные приметы на Пасху: на здоровье, на беременность, на удачу, богатство и, конечно же, на погоду. Если в пасхальное воскресенье на улице мороз, лето будет тёплое и долгое, а если идёт дождь, сыро будет до конца весны. Если девушка незамужняя во время застолья нашла на столе насекомое, скоро получит предложение выйти замуж.
Счастливый брак предвещает пение кукушки. Если в Пасху выбросить мусор, благополучия не ждите, ведь вы сами вынесли его из дома. Чем заменить пасочницу и какой творог выбрать: Рецепты пасхи по-домашнему Что означают куличи Куличи — это пасхальный хлеб, а хлеб — символ древний, указал в беседе с Лайфом священник Сергей Муравьёв.
Куличи берут своё начало от богослужебного хлеба, артоса, что с греческого переводится как "квасной хлеб". Это большая просвирка цилиндрической формы, которую освящают на пасхальной службе, кладут в центр храма, а на Красную горку делят и раздают людям. В храме артос пребывает всю Светлую седмицу, потому что пасхальный период длится 40 дней.
Соответственно, после Пасхи идут семь дней, так называемая Светлая неделя — Светлая седмица. После Светлой седмицы на Антипасху — следующее воскресенье после Пасхи — артос дробится и раздаётся людям. Со времён, естественно, всё трансформировалось, преобразовалось.
Это больше культурологический такой символ. Кулич — это символ присутствия Христа в нашей жизни. Как хлеб.
Душа народная охотно подхватила обычай, и несет его - сквозь века, сквозь десятилетия атеизма: подарить крашеное яичко, что может быть проще. Но за бытовым поступком прячется и исповедание веры, и проявление милости - главной традиции Светлого Воскресения Христова. Пасха - праздник радости и любви, ведь Христос принял Крестную смерть из любви к нам, людям.
Каждый год в своих пасхальных посланиях патриарх Московского и всея Руси Кирилл напоминает о том, что совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему. А проявляться эта любовь должна действенно - помощью тем, кто нуждается. Некогда в России было отдельное явление - пасхальная благотворительность, которая охватывала всех, от самых бедных до семьи Государя Императора.
Широко открывались на дни Пасхи двери домов - не только для друзей и родственников, но и для убогих, для нищих. Им, обездоленным, накрывался праздничный стол, заранее готовились денежные подаяния. Пожадничаешь на Пасху, будешь скупиться да скопидомствовать, не видать тебе Царствия Божьего, и к тебе, грешнику, Господь не будет милостив.
Никому и в голову не приходило считать деньги, потраченные на пасхальную благотворительность, потерей. Нет, это было приобретение! Блаженнее давать, чем брать", - эти евангельские слова стали народными поговорками.
Причем конверты с твердыми тогда рублями не просто посылали в богоугодные заведения и нуждающимся. Важно было лично засвидетельствовать уж если и не любовь, то внимание к обездоленным, а как же!
Хотя бы через освящение куличей и яиц. Тайных символов за ними нет, и само их освящение — это не какой-то мистический обряд. Церковь просто благословляет верующим вкушение скоромной пищи после пасхальной ночной службы — и все. Я знаю точно: если вы постоянный прихожанин того или иного храма, то всегда сможете освятить пасхальные снеди после ночной службы, а затем вместе со всеми верующими разделить радость торжественной трапезы.
Сама пасхальная служба уникальна. Она, что называется, одна такая на весь год. В чем выражаются особенные черты этого богослужения? О чем они говорят? У этого богослужения свой особенный ритм. Оно очень динамично.
Сама жизнь струится сквозь него, потому что Христос победил смерть. Поэтому почти ничего не читается. Все тексты поются. Читаются только молитвы священника и знаменитое «Слово» Иоанна Златоуста. Это «Слово» не могли не вплести в ткань богослужения, потому что оно пронизано ликованием жизни, торжеством Воскресения, глубиной Пасхальной тайны. Иоанн Златоуст спрашивает: «Смерть, где твое жало?
Ад, где твоя победа? Он призывает: пусть и тот, кто постился, и тот, кто не постился, придет на эту великую радость, пусть все верующие приступают к Чаше Жизни, к таинству Евхаристии, к самому Воскресшему Христу. Смерти больше нет, но есть только вечная жизнь — вот единственный и главный лейтмотив всей пасхальной службы. Вместо него совершается крестный ход, в котором мы снова, как и на Страстной седмице, переносимся под покров той таинственной ночи, когда Жены Мироносицы пришли ко гробу Спасителя и не нашли Его Тела. Церковь вместе с ними идет ко гробу Спасителя и не находит там мертвого Христа. И тогда разносится великая весть: «Христос воскрес!
Тропарь Воскресения Христова «Христос воскресе из мертвых» — пожалуй, самый известный христианский гимн, троекратно поется в течение всей ночной службы всеми верующими. В этом чтение раскрывается смысл всей истории, всего мира, всего бытия, всего человека. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его Ин 1:14 — это сердце самого сердца, и Церковь возвещает о нем во время своего главного торжества. Вообще, вся Светлая седмица служится как один день. Каждый день повторяется служба первого дня. Ночная же пасхальная литургия — это литургия вечности, литургия Царствия Небесного.
Пасха стоит над всем церковным календарем, потому что в этот день времени уже нет — есть только вечность. И мы знаем о нашем спасении через Воскресение, и не можем молчать об этой радости. Поэтому мы поем. Поэтому на ночной пасхальной службе Евангелие читается на многих языках. Отсюда же и колокольный звон, который благословляется совершать во все время в течение дня на протяжении всей Светлой седмицы. Как надо подготовиться к Страстной седмице?
Какие богослужения лучше всего посетить? Как правильно настроиться на эти дни? Важно посетить все эти службы. Нужно сделать все возможное для этого. И пускай иногда даже в ущерб своим делам. Страстная седмица и Пасха — это сердце христианской жизни и средоточие христианского богослужения.
Поэтому здесь все драгоценно. Нет ничего второстепенного. Фото Владимира Ештокина Для того чтобы подготовиться к этим богослужениям, лучше всего перечитать в эти дни Евангелие целиком, чтобы уже в храме стать настоящим участником этих событий. И как некогда Господь причащал Своих учеников на Тайной Вечери, так и каждый христианин должен вместе с апостолами причаститься. Так же приступить к Евхаристической Чаше. Так же идти за Христом на Голгофу.
Светлое Христово Воскресение. Ночью по всей стране прошли крестные ходы и торжественные службы. Главная — в Храме Христа Спасителя. Ее провел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
ПАСХА - самый главный праздник года
В 2023 году Пасху — самый главный христианский праздник — отмечают 16 апреля. Пасха – самый главный праздник в православном календаре. В этот особенный день молитвы звучат в кафедральных храмах и соборах, городских и сельских церквях шли праздничные богослужения, с которых приняли участие сотни тысяч верующих. Один из наиболее почитаемых праздников христианского календаря, когда церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов на горе Синай на 50-й день от воскресения Христова и чествует Святую Троицу.
Народные приметы: 16 апреля. Как правильно встретить и провести Светлый праздник Пасха?
Когда Моисей вырос, он пришел к фараону с просьбой отпустить его людей, но фараон отказался. После этого разгневанный Бог наслал на Египет десять бедствий десять казней египетских — в стране разразился голод, мор и неурожай. В преддверии десятой ночи, когда должны были погибнуть все египетские первенцы, Бог передал через Моисея совет: пусть каждая еврейская семья зарежет ягненка и помажет его кровью дверь своего дома — это спасет их младенца от смерти. Ночью ангел-губитель спустился в Египет и действительно не тронул ни одного еврейского ребенка — прошел мимо них, а ягненок, то есть пасхальный агнец, стал символом жертвенности. Когда именно произошел переход от иудейского праздника Песах к христианскому празднику Пасхи — неизвестно Понимание новой пасхальной жертвы описано апостолом Павлом уже в Первом послании к коринфянам, в рассказе о Тайной вечере. Иисус Христос отворил двери ада.
Избавил человечество от вечных мук за наши грехи», — так определяет символическое значение Пасхи редакция российского православного портала «Правмир». Протоиерей Игорь Фомин в интервью журналу «Фома» дает празднику более краткое определение. Пасха — это жизнь вечная, освобождение от смерти Игорь Фоминпротоиерей Главные пасхальные традиции и обряды Великий пост Пасхе предшествует Великий пост. Как и дата самого праздника, день начала поста каждый год меняется — в 2023-м, например, он выпал на 27 февраля. Мнения по поводу рыбы и морепродуктов расходятся: некоторые утверждают, что их можно употреблять в определенные дни, другие — что это разрешено во все субботы и воскресенья в период поста.
Смысл Великого поста, в первую очередь, в очищении тела и души. Страстная седмица, последняя, самая строгая неделя поста, символизирует приобщение к мукам Христа и приобщение к его воскрешению Анна Карасеварелигиовед Страстная неделя Страстной неделей называют несколько дней, предшествующих Пасхе. Этот период посвящен воспоминаниям о последних днях жизни Христа на земле, а слово «страсть» в данном контексте означает «страдание». Каждый день Страстной седмицы имеет свое символическое значение. Страстная неделя в 2023 году — с 10 по 16 апреля В первый день, Великий понедельник, верующие вспоминают историю патриарха Иосифа, проданного его братьями в Египет, а также чудо, которое Иисус явил, одним словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов.
В Великий вторник священнослужители рассказывают о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме и напоминают верующим о его основных заветах. Великая среда — день, когда Иуда решился предать Христа за 30 сребреников. Великий четверг или Чистый четверг связывают с Тайной Вечерей и считают днем, с которого начинается подготовка к Пасхе: верующие убирают дома и идут причаститься, а в церквях начинается одна из самых длинных служб в году — «Двенадцать Евангелий». В Великую пятницу — день, когда Христос был распят, православные христиане погружаются в скорбь и отдают дань уважения его страданиям. Литургии в этот день не проводят.
На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе.
Читайте также — Пасха страданий Пасха в других конфессиях Католическая Пасха и Пасха у традиционных протестантов лютеран отмечается в другой день — по григорианскому календарю. Но традиции и обычаи для всех христиан остаются общими, потому что радость Воскресения Христа едина для всех конфессий. Пасха в 2024 году у католиков отмечается 31 марта. Традиции и обычаи Пасхи отличаются только в разных странах. В Германии Пасха — государственный праздник, у детей также каникулы в школе. Друг другу дарят не только традиционные крашеные яйца, но и пасхальных зайцев. Эта традиция пришла еще в XVI веке. Дети, как правило, находят крашеные яйца на Пасху у себя в саду. Рядом ставят шоколадного или игрушечного зайца, который «принес» их детям.
Белая шерстка зайца — символ непорочности и чистоты. Италия — очень религиозная страна. Главные праздники — Рождество и Пасха. Здесь чаще всего дарят друг другу шоколадные яйца. Итальянцы на Пасху готовят не куличи, а коломбы. Коломба в переводе — «голубка». Готовится она из муки, сахара, цукатов на дрожжевом тесте. До Пасхи верующие итальянцы также соблюдают Великий пост. На Пасху Папа Римский лично произносит традиционную Пасхальную проповедь. На Пасху в 2023 году она прозвучит для католиков 9 апреля.
В католических храмах накануне Пасхи проводят так называемую Литургию Света. От огромного костра, который разводят перед храмом, зажигают позже Пасхал, который вносят в костел на праздник. В Англии в день Великого Праздника принято помогать обездоленным. Богослужение у традиционных протестантов, лютеран, начинается с Пасхального приветствия. Пастор трижды произносит: «Христос воскрес! В этот день всегда совершается Евхаристия. Православные пасхальные богослужения Пасхальное богослужение начинается в 00:00 торжественным крестным ходом, Пасхальной утреней и продолжается Божественной литургией, освящением артоса. Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом.
Другое дело, если рабочий график зависит не от вас, и вы вынуждены на Пасху работать. Выполнять свои обязанности в праздник надо добросовестно и ни в коем случае не унывать. Вот этого действительно нельзя делать на Пасху, также как и ругаться с близкими или обижаться на кого-либо. На Пасху не рекомендуется ходить на кладбище, хотя многие покупают искусственные цветы, чтобы посетить могилы своих близких. В храм — нельзя. А на кладбище кресты стоят, можно и помолиться, и с родными встретиться, поздравить с праздником. Хотя по всегда церковным правилам в этот светлый день ходить на кладбище не стоило и совершать панихиду тоже. Вся Церковь — и небесная, и земная — торжествует и ликует, и скорби в сердце христианина места быть не должно. А побывать на кладбище можно и даже нужно на 9-й день после Пасхи, то есть на Радоницу. Именно в этот день начинается гласное вслух поминовение усопших и совершается первая после Великой среды панихида. Когда лучше освящать куличи? По традиции освящать куличи принято в пасхальную ночь с субботы на воскресенье после Божественной литургии. Но большое количество посетителей и долгая служба могут сделать этот процесс затруднительным для верующих, особенно пожилых. Поэтому освящать куличи, пасхи и яйца начинают утром в Великую субботу и продолжают это делать весь день. Молитвы на освящение пищи и в субботу, и в воскресенье читаются одинаковые. Фото bearfotos на freepik. Традиционно в пасхальную корзину для освящения в церкви кладут пасхальный кулич, пасху изделие из творога и яйца.
В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи. На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца. В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса. Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа — плащаницы. Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. В Страстную субботу, в преддверии Воскресения Христова, в церковных службах впервые за семь недель Великого поста появляются светлые, праздничные мотивы. После вечерней службы и литургии в храмах освящаются яйца и куличи, священнослужители меняют темные облачения на белые, пасхальные. Как проходят пасхальные торжества? До начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.
Пасха: история и традиции
- Пасха 2024. Какого числа будет, что нельзя делать и почему красят яйца
- Главный христианский праздник. Как будут отмечать Пасху в 2023 году
- 16 апреля – Пасха. Светлое Христово Воскресение
- История возникновения праздника Пасха | Пикабу
- Пасха: история и традиции
Смыслы самой строгой недели Великого поста
- Пасха 2024: Почему у католиков 31 марта, а у православных 5 мая
- Даты православной Пасхи с 1800 по 2100 год
- Пасха — больше, чем просто праздник
- Традиции и обычаи празднования Пасхи в России: что принято делать в праздник
Пасха Христова: история и традиции праздника
Почему Воскресение Христа — событие вселенского масштаба- | В этот день мы празднуем Воскресение их мертвых Господа нашего Иисуса Христа, поэтому другое название праздника — Воскресение Христово. |
Православные верующие отмечают главный церковный праздник — Пасху. Новости. Первый канал | В этот день Господь также установил Таинство Причащения, поэтому каждый православный христианин стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии в Великий Четверг. |
Пасха: когда будет в 2023 году, суть и традиции праздника | Православный праздник Пасха в 2021 году отмечается 2 мая. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | С воскресенья Пасхи и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». |
Пасха | Пасха - самый радостный праздник | центральный праздник христиан, "праздник праздников", названный в честь события Воскресения Христа Светлым Воскресением Христовым. |
Что самое главное в Пасхе и что нужно непременно сделать в Светлое Христово Воскресение
Приметы 29 апреля: что нельзя делать в первый день Страстной Седмицы 2024 | Напомним, что Пасха является главным праздником литургического рода всех христианских конфессий. |
Пасхалия на 2000 - 2030 годы по новому стилю | На Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. |
5 мая 2024: Пасха, Светлое Христово Воскресенье - Православный журнал «Фома» | На мероприятии речь шла о христианских смыслах праздника, вызовах, с которыми сталкивается Русская Православная Церковь, о связанных с Пасхой благотворительных инициативах и о том, как будут отмечать праздник в 2024 году. |
ПАСХА - самый главный праздник года | Рассказываем все о Пасхе в 2023 году: какого числа отмечается православная Пасха, в чем суть праздника, какие есть пасхальные рецепты и как украсить пасхальное яйцо. |
Пасха 2024: Почему у католиков 31 марта, а у православных 5 мая
Пасха, или Воскресение Христово — самый важный христианский праздник. Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. Праздник Пасхи для армян, которые веруют во Христа, приходится на 7 апреля 2024 года, как и у католиков.
Пасхалия на 2000 - 2030 годы
Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Православная Пасха — христианский праздник, который почитается всеми верующими. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. У православных христиан Пасха (Светлое Христово Воскресение) в 2024 отмечается 5 мая. Один из наиболее почитаемых праздников христианского календаря, когда церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов на горе Синай на 50-й день от воскресения Христова и чествует Святую Троицу.
16 апреля – Пасха. Светлое Христово Воскресение
Тематическая встреча «Светлая Пасха» пройдет в Библиотеке имени Т. Участники мероприятия познакомятся с историей православного праздника в ходе беседы «Светлый праздник Пасхи». Посмотрят видео-презентацию, из которой узнают о пасхальных традициях. Присутствующие смогут ответить на вопросы пасхальной викторины и ознакомиться с подборкой тематической литературы, посвященной светлому празднику Пасхи. Центральная городская детская модельная библиотека имени В. Ленина приглашает на Краеведческий час «Пасха в семьях Донских казаков». Присутствующие смогут узнать о забытых традициях, которыми в казачьих семьях сопровождалось празднование Светлого Христова Воскресения в давние времена. Час духовности «Дари радость на Пасху! В ходе мероприятия читатели библиотеки станут участниками Литературного путешествия «Пасха - праздник в вашем доме», познакомятся с электронной презентацией «Пасха - светлый праздник для всех» и проведут выставку рисунков юных читателей библиотеки «Пасхальный перезвон».
В Абонементе центральной городской библиотеки имени М. Горького пройдет день православного чтения «Пасха-день святых чудес». Гостям мероприятия будут предложены: книжная выставка «Пасхальный благовест», обзор литературы «Светлое Христово Воскресение в произведениях русских классиков» и мультимедийный альбом. Час православия «Праздник всех праздников - Пасха» пройдет в Абонементе центральной городской библиотеки имени М. Посетители узнают о традициях празднования праздника из слайд-шоу «Пасха-праздник семейный», книжная выставка «Светлая Пасха» познакомит с литературой по данной теме. Мастер-класс «Весенняя идиллия» пройдет в Библиотеке имени А. В ходе творческого мероприятия участники будут иметь дело с росписью имбирных пряников, а имбирь на Руси всегда был традиционен в сочетании с патокой, считалось, что именно он укрепляет память и снимает тревожность, а все хозяйки неизменно добавляли его в пряники, пасхальные куличи и булочки. Участники смогут пофантазировать на тему пасхальных дней и воплотить свое видение известных сюжетов на вкусных имбирных полотнах-пряниках.
К празднику Светлой Пасхи Библиотеки Ростова передали бойцам в зону СВО пасхальные куличи, праздничные поделки и поздравительные открытки. Ростовчане стараются поддержать боевой дух наших солдат, и выражают свои самые добрые пожелания. Светлое Христово Воскресение — самый почитаемый и радостный праздник церковного календаря. Шолохова для учащихся Донской реальной гимназии прошел Творческий урок «Традиции земли родной», посвященный празднику Светлой Пасхи и его значению в русской православной культуре. Школьники познакомились с историей праздника, народными поверьями, обрядами Пасхальной недели. Мероприятие продолжилось рассказом о теме Пасхи в произведениях русских поэтов и писателей. Прозвучали строки из стихотворений А. Майкова, К.
Фофанова и других русских поэтов.
Наверное, самая интересная тема из всех евангельских тем, потому что ничто не может быть важнее Воскресения Христова. На эту тему будет несколько лекций. Одна лекция уже состоялась. Естественно, что мы будем повторяться, потому что когда говоришь о Воскресении Христовом, эти темы все пересекаются. В прошлый раз, в основном, я отвечал на вопросы.
И это хорошо. Хорошо, что есть много вопросов. Мне в прошлый раз задали вопрос, на который я сходу не смог ответить. Вопрос звучал так: Какие ученые, исследователи занимались историчностью личности Христа? Я нашел эту книгу, могу ее посоветовать всем для прочтения, хотя эта книга написана не православным исследователем Джошем Макдауэллом. Это интересная книга, будет особенно интересна она тем, кто изучает эти вопросы.
Она была издана первый раз в 70-х годах прошлого века и называется «Неоспоримые свидетельства». Есть люди здесь, которые сомневаются в историчности Иисуса Христа? Книга Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства» переведена на русский язык в 1987 году в Чикаго. Она попала в Советский Союз и вызвала у читателей огромный интерес. В предисловии второго издания книги в 1991 году Михаил Моргулис написал, что «книги заказывали библиотеки, учебные заведения, пасторы, священники, академики и даже профессиональные начальники по борьбе с религией.
В связи с таким интересом книгу решили переиздать». Могу прочитать заключение человека, который действительно тоже искал истину: «Попытавшись доказать, что Писание не исторично и ненадежно, я пришел к выводу о его исторической достоверности. Если считать ненадежной Библию, то следует отбросить и почти всю литературу древности. Мне постоянно приходится сталкиваться с людьми, которые постоянно пытаются судить светскую литературу по одним меркам, а Библию по другим. Этот подход в корне неправильный. И к светской литературе и религиозной исследователь должен подходить с одинаковыми методами проверки.
Эту главу уместно будет завершить словами Вальтера Скотта, который выразил свое благоговение перед Писанием в следующих строках: О сей величественный том! В нем тайна тайн, и чудо в нем. Блажен, кого сподобил Бог вкусить величье этих строк, Свою познать с бессмертьем связь, Страшась, надеясь и молясь — И горе смертным тем, кто здесь впадал с сомнение или спесь». Я всю книгу полностью не читал, читал только отрывками то, что мне было нужно в моей деятельности. Мы сейчас говорим о Воскресении Христовом. И нам очень важно не доказать, потому что невозможно доказать неверующему человеку, а представить факт, реальный факт, в том числе и доказанный мировыми историками о том, что это было.
Первая часть книги говорит об историчности всей Библии, потом Нового Завета, потом уже об Иисусе Христе. И приходит к выводу, что Священное Писание Ветхого и Нового Завета исторично, что на эти книги можно ссылаться как на исторические. В двух словах поговорим о том, кто говорил об Иисусе Христе из древних нехристианских источников помимо книг Нового Завета и отцов Церкви. Это Корнелий Тацит, ученый, римский историк, который в 112 году был губернатором Азии, родился в 52 году; Лукиан из Самосаты, древнегреческий писатель, сатирик II века, тоже говорил о Христе; Иосиф Хлавий, очень авторитетный и известный историк, который занимался этими вопросами в древности, родился в 37 году от Рождества Христова; Плиний Младший; Тертуллиан; историк Талл, уроженец Самарии; Флегонт, историк I века; Иустин Мученик, сначала еврейский философ, а потом раннехристианский мученик. Еврейские талмуды — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, тоже подтверждают историчность Иисуса Христа. То есть сами евреи, которые распяли Иисуса Христа, запечатлели в своих талмудах, таких религиозных сборниках старцев как и у нас есть собрания святых отцов , для евреев праведных авторитетных отцов, что Иисус Христос был исторической личностью.
Конечно, они обвиняли Его во всех грехах и, в первую очередь, в магии. Они не могли объяснить, как Он делал такие чудеса. Естественно, что они приводили все к очень простой и древней практике опорочить человека. Если человек тебе не нравится, то скажи про него что-то плохое. О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа «Британская энциклопедия» пишет: «Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причем на весьма шатком основании, лишь в конце XVIII, в течение IXX и в начале XX века». То есть человечество начало сомневаться в Христе только через почти 19 столетий.
Благодаря, наверное, научно-техническому прогрессу люди поверили в свои силы, решили, что они такие умные, разбираются в мире и подумали, что они могут жить без Бога. Это, конечно, их право, но практика показала, что не получилось жить без Бога. Мы говорим о Воскресении Христовом. Мы будем пересекаться с прошлой лекцией. И, может быть, проведем еще одну лекцию, посвященную Евангелию о Воскресении, чтобы сопоставить разных евангелистов. Давайте вспомним, кто говорит о Воскресении Христовом в Новом Завете, какие персонажи.
Кто самый первый говорит о Воскресении Христовом? Это апостол Павел. Апостол Павел в послании к Коринфянам в 15-й главе говорит о Воскресении Христовом. Это 50-е годы после Рождества Христова, апостол Павел впервые говорит о Христе. Ну и четыре евангелиста. Первый говорит Марк в 70-х годах, потом Матфей, Лука и в 90-х годах уже говорит Иоанн.
Иоанн был самый молодой из апостолов на момент жизни Иисуса Христа и дожил до 90-х годов после Рождества Христова. Сколько ему было при жизни Иисуса Христа? Лет 18—20. На момент написания ему было примерно 80 лет. Это был уже достаточно престарелый человек. Интересный момент: евангелисты не читали между собой Евангелий.
Только Матфей и Лука знали о Евангелии Марка, они им пользовались, дописывали его. Остальные не знали. И хотя у них есть разные между собой особенности, которые можно выдать за противоречия, но ключевые моменты они описывают одинаково. Есть такая наука криминалистика, которая говорит о том, что если все свидетели свидетельствуют одно и тоже, слово в слово, то это значит, что они договорились. А если говорят похожие вещи, но по своему, то они независимы между собою. Это говорит как раз о том, что не было сговора между евангелистами.
Они писали о Христе свой личный опыт, своим языком, но по-разному. Если мы с вами будем рассказывать про нашу сегодняшнюю встречу, то каждый будет рассказывать своим языком. И если независимый человек будет читать о том, что мы рассказывали, то он подумает, что мы все были на разных лекциях, потому что каждый увидел и услышал свое, каждый свое представил. И это еще одно доказательство того, что Евангелие исторично, аутентично. Мы уже говорили на прошлой лекции о том, что Христос умер в пятницу. В 3 часа дня с Креста Его сняли, быстро похоронили в новом гробе, высеченном в горе Голгофе.
Это был гроб Иосифа Аримафейского, члена Синедриона, который покупал этот гроб для себя, но уверовал в Иисуса Христа и, можно сказать, подарил Ему этот очень дорогостоящий подарок, который по сегодняшним меркам оценивается по стоимости квартиры недешевой. И после этого в этом гробе уже никого нельзя было хоронить, кроме родственников Иисуса Христа. Могли похоронить Пресвятую Богородицу в этом гробе, но не похоронили. А почему? Потому, что царь еврейский Ирод Агриппа расширил стены Иерусалима, и гора Голгофа вошла в черту города, а в городе нельзя было никого хоронить. Все могилы они очистили.
И Богородицу хоронили в другом месте. Она воскресла, поэтому у нас тела Пресвятой Богородицы, к большому сожалению, нет. Но до сих пор сохранилась Ее одежда, которая также является объектом поклонения христиан. В ту субботу была Пасха, день покоя, никто не мог много передвигаться, перемещаться, делать много шагов. Ко гробу никто не шел, гроб охраняли римские воины, стража. Гроб опечатали, потому что саддукеи, фарисеи и прочие первосвященники еврейские боялись, что ученики украдут тело Иисуса Христа и объявят Его воскресшим.
Они поставили римскую стражу, но тем не менее Иисус Христос Воскрес, а стража разбежалась. Мы говорили про жен-мироносиц. В воскресенье был день жен-мироносиц. Жены-мироносицы зачем шли ко гробу? О том, что мироносицы несли миро для помазывания Иисуса Христа, говорил один только евангелист — Марк. Скорее всего, он не был знаком с еврейской традицией похорон.
И, скорее всего, он был не евреем. Он был учеником апостола Петра. Он пишет об этом, но потом его евангелисты Матфей и Лука поправляют: жены идут посмотреть. Это так называлось: посмотреть гроб. Восемь дней оплакивали гроб. Гроб — это две такие комнатки.
В первую комнатку заносили тело, клали его на плиту и помазывали. Кто был в Иерусалиме? Видели плиту помазывания? Ее сейчас вынесли в храм, а она лежала в Гробе Господнем в первой комнатке. Она была большая, там можно было встать. А во вторую комнатку, непосредственно в Гроб Господень, клали Тело, закрывали Его в плащаницу.
Плащаница — это длинная материя, из дорогой хорошей ткани, в которую заворачивалось тело.
Потому что чудо Христова воскресения после Его искупительной смерти — это свидетельство о том, что грех не является реальностью нашей жизни. Всякий раз, когда мы переживаем Божественное оправдание, нам как бы предоставляется возможность начать жизнь с чистого листа. Читать еще Почему Воскресение Христа — событие вселенского масштаба? Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе». А что Церковь знает о том, как воскресение повлияло на все творения, включая живую и неживую природу? Он единосущен каждому человеку, живущему на земле, независимо от его религии, нравственного состояния и так далее. И, конечно же, чудо Его воскресения — это событие, которое потрясает человеческую природу от первого человека до последнего. Мне рассказывали об одном священнике, который отрекся от веры.
На Пасху он, уже будучи безбожником, не мог себе найти места и просто напивался до бесчувствия, потому что внутри него всё приходило в движение, которое он не мог контролировать. Как весенние процессы что-то обостряют в нашем организме, так и чудо Пасхи затрагивает всю человеческую природу. В Писании сказано, что вся тварь совокупно стенает, ожидая усыновления Рим. Человек — существо между небом и землей, между ангелом и зверем, поэтому через его преображение преображается вся природа. Помните, как Моисею было сказано: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх. Предназначение человека — в частности, преображать космос. А преображение космоса материального происходит через преображение космоса духовного, но это уже такие тайны, к которым мы сможем прикоснуться только в вечности, ведь блаженство вечной жизни — это в том числе постижение Бога в Его действиях. Фреска купола Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове. Например: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще».
Что имеется в виду? Это может быть даже важнее самого покаяния. Когда человек исповедуется, он чаще всего кается в грехе как в содеянном поступке. Но при этом он может не понимать того, что грех рождается из склонностей, которые живут в нем, ведь наш чувственный аппарат в результате грехопадения был поврежден самым страшным образом. Апостол Павел пишет: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» Рим. В христианстве устанавливается, что чувствам особо доверять нельзя. Понимая это, апостол спрашивает: «Что же делать? То есть я буду контролировать умом все чувства, даже религиозные. Когда человеку удается справиться с грубыми грехами, он начинает обращать внимание на греховные прилоги.
О необходимости этого говорит и Христос: человекоубийца — тот, кто гневается на брата своего напрасно Мф.
Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. Во II веке время и чин праздника устанавливается в Христианской Церкви.
И только к V веку Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год.
Прейдя на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название Велик день. Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей...
После Тайной Вечери Христос с учениками идет в Гефсиманский сад и, оставив их, один молится перед страданиями и крестной смертью. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть.