В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. Отец Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 году, по ходатайству святителя Филарета, эта просьба была выполнена, и преподобный Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни, где прожил еще двенадцать лет. Примчавшиеся в Оптину пустынь милиционеры продемонстрировали необыкновенное служебное рвение. 16 апреля схиархимандрит Илий (Ноздрин) совершил пасхальное богослужение в Оптиной пустыни.
Ипатий хвостенко уехал на афон
В 1989 году, когда началось восстановление Оптиной Пустыни, отец Кирилл благословил его присоединиться к братии этой славной обители. В 2020 году к празднику в монастыре Оптина пустынь была по этому случаю специально написана новая икона – Собор святых, подвизавшихся в Оптиной пустыни. Мать Филарета вспоминает о случаях прозорливости духовного отца: «Батюшка иногда мог дословно повторить слова, сказанные в келье Новодевичьего монастыря, хотя находился за четыреста километров от Москвы — в Оптиной Пустыни». И я радуюсь тому, что в Оптиной пустыни есть реальное наставничество со стороны старших, более опытных пастырей; не просто принятие исповеди, что происходит в каждом монастыре, а именно наставничество. По ходатайству Московского митрополита Филарета старец Антоний был возвращен на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь.
Умер насельник Оптиной пустыни иеродиакон Илиодор
организация паломнических поездок в Оптина Пустынь +7(968)546-58-96. Вскоре, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определён начальником скита. 30 лет назад, 18 апреля 1993 года, в мужском монастыре Оптина пустынь в Калужской области произошла трагедия, которая прогремела на всю страну. На днях в интернете появился мерзкий пасквиль, сочиненный настоятелем подворья Оптиной пустыни в Москве едеком (Артюхиным), на воспоминания игумена Филиппа (Перцева) о недавно почившем.
Пустынь чудес
18 апреля в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь молитвенно почтили убиенных на Пасху 1993 года насельников обители иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева). В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. По ходатайству Московского митрополита Филарета старец Антоний был возвращен на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь. Оптина пустынь., Духовная беседа в Оптиной пустыни от 3 апреля 2022 г. Арх. Антоний (Гаврилов), В кадре молодой р с ом и 90х #оптинапустынь #оптина, р о старцах Кирилле и Илии #оптина. Я помню, как по разоренной Оптиной пустыни ходил полковник-артиллерист и объяснял своей семье, что артиллерия вряд ли могла нанести такие разрушения, скорее всего немецкая авиация работала.
Преподобный Анто́ний Оптинский
Где отдохнуть семьей в России, батюшка антоний оптина пустынь отзывы, посоветуйте интересный маршрут в горы – на тысячи вопросов вы можете найти ответ в ОК. Я, разочарован в оптиной пустыне, когда на собеседовании у Иеромонаха Питирима, к которому меня послал настоятель с целью дальнейшей службы у Архимандрита Антония,который пригласил меня. Отец Антоний (Гаврилов) из Оптиной говорил, что покровительницей монастыря будет Фекла, батюшка Илий (Ноздрин) тоже твердил про Феклу ещё до моего появления. Долго ждал должности наместника Оптиной пустыни архимандрит Мелхисседек (Артюхин). 16 апреля схиархимандрит Илий (Ноздрин) совершил пасхальное богослужение в Оптиной пустыни.
Скончался наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт
"Благословляю отцу схиархимандриту Илию при его согласии вернуться в Оптину", — цитирует сайт Русской Православной Церкви патриаршую резолюцию, адресованную наместнику Оптиной Пустыни епископу Можайскому Иосифу Королёву. Батюшка Оптина пустынь отец Антоний. Отец антоний дает нам наставление на дорогу. Отец антоний дает нам наставление на дорогу. Отец Ферапонт до прихода в Оптину занимался единоборствами, был очень живой, а в монастыре погрузился в себя, сосредоточился на молитве.
Если тебя кто-то любит, можно жить дальше
Раннюю Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин в сослужении братии монастыря в священном сане. Диаконский чин возглавил иеродиакон Илия Васильев. За Богослужением пел хор под управлением иеродиакона Александра Урбановича. По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Под теплым одеялом, накрывшись с головой. Спать до весны. До солнца. Но ведь не спрячешься от боли. В мире ее очень много. Единственная боль, которую он причинил мне, — это его смерть». Встанут после Литургии, ждут у солеи. Хотя таких ждущих его вообще-то обычно много было. Подходит к ним как-то мужик какой-то: — Ребят, а вы парень с девушкой? Или муж с женой? Или брат с сестрой? Будем знакомы, — тот протягивает руку, называя свое имя, а мои одновременно: — Николай — Мария. Кто же из близких отцу Илиодору не знал их истории! Отец Илиодор и нашего младшего сына Ваню назвал. Сам Ваня обычно иронизирует, когда вспоминаем… Но дело было так. Меня с самого начала удивило: в тот раз с самого начала отец Илиодор вариант девочки вообще не рассматривал. Давай Ванькой назови. Я потом Ванюхе, как подрос, рассказала. Теперь, когда с ребятами разговариваем, кто в честь кого назван, в память какого святого… — Я в честь скита! Вот Маша поплакала, опять рассказать что-то может. Маша рассказывает: — У меня в подростковом возрасте были серьезные проблемы со здоровьем; отец Илиодор как узнал, так запереживал, что, не зная, как тут поучаствовать, вдруг ни с того ни с сего от переполнявших его чувств: «Пусть черешню ест!!! Мы на полном серьезе стали закупаться черешней, я ее ела, но, так понимаю, дело все-таки не в черешне — это разве что нам послушание такое, а отец Илиодор молился. Хотя и я тогда именно осознанно уже, усилием, как сказано: «всей крепостью» Мф. Акафисты читала каждый день. Когда мне исполнилось 18 лет, всё как рукой сняло. Иногда какие-то искушения по здоровью, известно, попускаются, чтобы от чего-то человека уберечь. Опять плачет. Вот был человек, который меня любил. Ни за что-то. А просто любил. Ему не надо было доказывать, что ты хорошая, чтобы тебя он любил. Он просто всей своей жизнью свидетельствовал о любви Матушка Любовь: — Помню, у нас как-то от храма шел автобус в Троице-Сергиеву Лавру. Лето, жара. В автобусе — невыносимая духотища. Я думала: умру там. А по пути связь еще пропадает. Приезжаем уже в Сергиев посад, смотрю: у меня 12! Тут же набираю: — Где вы? Что это такое?! Куда пропали? Я места себе тут не нахожу. Что там с вами происходит?! У меня, разумеется, слезы на глазах. И как-то враз весь этот морок и тягота — отступают. Если тебя кто-то любит, можно жить дальше. Я думал, не случилось ли что… — Батюшка, да какая авария! Автобус большой, что там с ним случится?.. Куда вы сорвались по такому солнцепеку?! У вас там хоть кондиционер в салоне есть? Принялся тогда молиться, чтобы жара поутихла! Этот «Солнечный дар» умел со Своими договариваться. Звонил он часто. Про ребят-то расскажи. А что там Машеньке надо? Что она любит? Курточку, может? А какой у нее сейчас размер? Ой, слушай, а может, я тебе лучше денежек сейчас переведу, а ты ей купишь? А у Коли-то как дела? Потом денежку пришлет и: Коле это, Ване то, Ане то-то, Маше вот это. Так он же и переведет еще столько, что и поверх его распоряжений остается. Любил так — что свободу предоставлял. Ничему никогда не поучал. Он просто всей своей жизнью свидетельствовал о любви. Спрашивал всегда о чем-то бытовом, всем интересовался, до всего ему дело было. Во всех сложных обстоятельствах жизни он всегда оказывался рядом с тобой.
Однако этого барина старец в толпе углядел, а, углядев, приставил левую руку козырьком ко лбу, как бы загораживая глаза от солнца, и сказал: — Эка остолопина идет! Пришел, чтобы насквозь увидеть грешного Льва, а сам, шельма, семнадцать лет не исповедовался и не причащался. Сгорающему от стыда барину ничего не оставалось, как покаяться. Рассказывали и про помещика, который впервые ехал в Оптину и по дороге, очарованный красотой этих мест, решил строить здесь дом и начал в голове прикидывать план. Прибыв в обитель и увидев отца Льва, помещик подумал: «Что же это такое говорят, будто бы он необыкновенный человек! Такой же как и прочие, ничего необыкновенного не видно! Здесь вот столько-то окон, тут столько-то, крыльцо такое-то. Старчество зиждется на ответственности старца за всех, кто обращается к нему за помощью, но этого мало. Вторая составляющая — безграничное доверие старцу. Практика показывала, что старец всегда оказывался прав. Был даже случай, когда он прогнал из кельи господина, который признался, что не бросил курить, несмотря на наставление старца. Отец Лев был искусным психологом и хорошо понимал, каким способом лучше и быстрее достичь цели. Пришли к старцу два купца за благословением: они удачно продали хлеб, выручили большую сумму денег и собирались ехать домой. Старец оттянул благословение на три дня, задержав купцов в Оптиной. Как ни торопились они домой, но ослушаться отца Льва не посмели. Поехали через три дня и, когда вернулись домой, через некоторое время неожиданно получили письмо. Писали им недавние знакомые, с которыми их свел случай в оптинской гостинице. Из письма изумленные купцы узнали, что, позарившись на купеческие деньги, новые знакомые намеревались по дороге их ограбить и убить. Но теперь они искренне раскаиваются в злых помыслах, благодарят Господа, что отвел беду, и просят у купцов прощения. Бывало, что, приходящий к старцу, невольно или из-за стыда утаивал свои грехи, но отец Лев, выслушав исповедь, сам высказывал все утаенное, побуждая к чистосердечному раскаянию. Надобно его только отыскать» — это главное, что нес старец всем приходящим к нему. Вместе с тем, он понимал и внушал другим, что путь спасения души труден и тернист. Он даже сложил поговорку: «Душу спасти — не лапоть сплести». Были случаи, когда даже ему не удавалось спасти заблудшую душу. Однажды он посетил Софрониеву пустынь, где жил в затворе иеросхимонах Феодосий, которого многие почитали мужем духовным и прозорливым, поскольку он предсказал войну 1812 года и некоторые другие события. Побеседовав с затворником, отец Лев неожиданно спросил: — Как ты узнаешь и предсказываешь будущее? Феодосий напустил на себя значительный вид: Читайте также: Павел Флоренский: биография, деятельность и интересные факты — Сам Дух Святой возвещает мне будущее, являясь в виде голубя и говоря человеческим голосом. Покачал старец головой и осторожно начал предупреждать затворника, что не следует доверять таким вещам. Тот и слушать не стал: сначала оскорбился, потом разгневался — пришел, дескать, учить меня, ученого! Уезжая из обители, отец Лев предостерег настоятеля: «Берегите вашего затворника, как бы с ним беды не случилось». И как в воду глядел: очень скоро он узнал, что Феодосий удавился. Отверг предостережение старца и погиб ужасной смертью. В нашем возрасте годы пролетают незаметно. Скольким старец успел помочь, успокоить, наставить на путь, подарить надежду, исцеление. А скольким еще не успел? Посмотреть — страшно становится: людское море каждый день колышется у его кельи, куда старца не переселяй». Еще был свеж в памяти настоятеля Оптиной тяжелый разговор с калужским архиереем Николаем. Началось-то все давно и началось со своих, оптинских монахов, панически боявшихся ереси и готовых усмотреть ее во всем отличающемся от сложившегося уклада жизни. Один отец Вассиан, монастырский старожил, так и не признавший ни политики нового настоятеля Оптиной, ни старческого руководства, сколько крови попортил. Выговорился — и полегчало. Я ему — гостинец с благодарностью за науку. Писать начальству-то зачем? И что характерно — тайный донос. Считаешь себя правым — подпишись под письмом, чтобы можно было спросить с тебя за твои слова, в большинстве своем лживые. Все едино, — загрустил игумен, — скоро спросится с него, и Там лгать уже нельзя будет. Хоть и читаю я в сердце его все помыслы, но помочь отцу Вассиану не дано мне. Бежит он помощи. Господь с тобой, отец Вассиан». К недовольному гулу монахов, писавших жалобы высшему начальству, обвиняя старца в ереси, присоединились приходские священники Козельска и окрестных деревень: дескать, отец Лев сманивает их прихожан. Из епархии приехали следователи и допрашивали весь монастырь. Но все показания были благоприятны для старца и руководства обители. Однако поток доносов не уменьшился, и монахи стали практиковать интриги. В частности, в тайных доносах свидетельствовалось, что игумен Моисей несправедливо оказывает скитским монахам предпочтение перед живущими в монастыре и что скит подрывает авторитет монастыря. До поры до времени у отца Моисея хватало авторитета защитить доброе начинание и первого старца своей обители, отца Льва. Но теперь епископ получил анонимный донос не откуда-нибудь, а из московской Тайной полиции. В доносе категорически утверждалось, что деятельность скитских старцев при попустительстве игумена разрушает монастырскую жизнь и грозит окончательным разорением древней обители, если скит не будет уничтожен. И калужский архиерей был непреклонен: старца перевести из скита в монастырь, снять с него одежду схимника и запретить принимать народ. У кельи в глубине монастырского сада, куда поселили отца Льва, вернее, после отмены его схимы отца Леонида, он увидел толпу народа. Отец Моисей, укоризненно качая головой, с трудом пробрался через людское море. Войдя в келью, он с упреком напомнил хозяину, что епископ запретил ему принимать страждущих под страхом заточения в Соловки. Высокий, статный, величественный старец степенно благословил своего посетителя, поспешно вскочившего с колен при виде строгого игумена, и пошел за ним к выходу, жестом приглашая отца Моисея следовать за собой. Могу ли я его не принять? Хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите и на огонь меня поставьте, я буду все тот же Леонид. Я к себе никого не зову. А кто приходит ко мне, тех гнать от себя не могу». И тихо добавил: «Кому, как ни Вам, знать, что я ничего более не желал бы, как возможности тихонько сидеть в своей келье». С тяжелым сердцем шел игумен от старца. Душой он был на его стороне, понимал, что только величайшая жалость и любовь заставляла старца вечно быть на людях. Он не знал, как запретить страдающим искать утешения и облегчения своих страданий, как запретить верующим верить. А потому рассудил, что мешать старцу не вправе.
Им казалось, что торжествуют победу, еще немного, и уничтожат Церковь. И где сегодня эти безумцы? А Россия в ХХI веке — единственная в мире страна, где возводят тысячи новых храмов, и, несмотря на все усилия нынешних современных богоборцев, народ постепенно эти храмы наполняет. А в октябре 1993 года кровавое жертвоприношение сатанисты совершили в центре Москвы — горел расстрелянный Российский парламент, было убито много честных русских людей. И вакханалия подлости, воровства, разврата и лжи обрушилась в то страшное время на Русскую землю. Но мы видим, что служители культа золотого тельца, в то время прочно захватившие в России все финансы, СМИ, властные структуры, и вся их обслуга в СМИ и шоу-бизнесе сегодня испытывают чувство страха и дикой паники. Часть этой малопочтенной публики уже сбежала, покинула Россию. Но многие затаились и все же надеются, что все вернется на круги своя, Россия вновь помирится с Западом, станет частью т. Но самые дальновидные скорее всего предчувствуют, что война постепенно изменит Россию так, что места для них и их лакеев в стране не останется. И правильно делают, что боятся. Потому, что Россия, несмотря на все их усилия, живет со Христом. И отец Василий, и отец Ферапонт, и отец Трофим веру обрели будучи взрослыми людьми. И сподобились за чистоту сердца и любовь ко Христу мученических венцов. Отцу Василию было 33 года, отцу Трофиму 37 лет, отцу Ферапонту 38. Молодые люди, наши современники, явили такую же верность и любовь ко Христу, как христиане-мученики первых веков. И сегодня по их молитвам тысячи людей обретают веру во Христа. Я был свидетелем, как до того неверующий человек прочел книгу «Пасха Красная» и на следующий день, взяв билет на самолет, летел из Барнаула в Москву, добирался до Оптиной пустыни, стоял на могилках Оптинских новомучеников. Тут же первый раз в жизни исповедовался и приступал к Святым Христовым Таинам. Мне пришлось раздаривать разным людям в разных городах десятки экземпляров книги Нины Александровны Павловой «Пасха Красная». И я свидетельствую, что после чтения этой книги обретали веру и приходили в храм Божий люди, которых, казалось, невозможно было ничем пронять. Что же заставляло этих людей, у которых, как они говорили, «Бог в душе» и «они верят по-своему», идти в храм? Соприкосновение с живой верой и живой святостью. Оптинские новомученики пока не прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. Но их подвиг не требует дополнительной канонизации. Убиты на Пасху за Христа. На Пасхальном богослужении причастились Святых Христовых Таин. Отец Трофим, перед тем как отправиться звонить в колокола, успел зайти в келью и разговеться пасхальным яичком. Он всегда разговлялся яйцом, освященным на Пасху прошлого года. И показывал братьям, что оно хранится весь год и остается свежим. Причаститься в ночь Светлого Христова Воскресения и быть убитыми сатанистом за верность Господу — такая смерть не требует никаких дополнительных канонизаций. Как сказал на проповеди, посвященной памяти Оптинских новомучеников, игумен Ипатий, если бы это произошло в первые века христианства, то мы бы на мощах отца Василия, отца Ферапонта и отца Трофима служили литургии. Ведь в освященных антиминсах, на которых совершается Евхаристия, находятся частицы мощей мучеников. И никто не сомневается, что Господь удостоил мученических венцов отцов Василия, Ферапонта и Трофима. Каждый год 18 апреля в Оптину Пустынь приезжают паломники со всей страны. Помню, как в 2003 году на могилках новомучеников 17 и 18 апреля одна за одной служились панихиды. Паломники приезжали почтить память новомучеников из Сибири и с Украины, из Москвы и Петербурга, из Прибалтики. На стоянке перед Оптиной стояли десятки автобусов. Вся Оптина была наполнена народом. На литургии Преждеосвященных Даров причащался весь храм. После литургии вся братия обители вместе с наместником служили панихиды при огромном стечении народа. Схиигумен Илий сказал слово о новомучениках. И тысячи людей вместе с братией Оптиной пустыни запели «Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! Думаю, что это можно назвать малым прославлением Оптинских новомучеников как местночтимых святых. Уверен, что в свое время обязательно состоится торжественное прославление Оптинских новомучеников всей полнотой Русской Православной Церкви. Сегодня над их могилками стоит часовня. А раньше стояли три простых деревянных креста. Через день после погребения стали мироточить все три креста на могилах новомучеников. Вечером 18 апреля 2003 года, кресты также замироточили. В тот год, насколько я помню, впервые паломники стали класть в перекладины крестов записки с просьбами и молитвенными обращениями к братьям. Паломники часто брали земельку с могилок новомучеников. Летом могилки братьев всегда были покрыты цветами, а зимой их покрывали зелеными еловыми лапами. Помню, в те годы за тремя могилами у монастырской стены посадили после Входа Господня в Иерусалим ветви вербы. Вырос целый куст. И несколько лет мы видели, как этот куст расцветал среди зимы. Почему-то мы это воспринимали, как должное. Любовались: зимний белоснежный сказочный лес, деревья в снегу, высокие сугробы, крепкий мороз и за тремя крестами — куст расцветшей вербы. Затем эти ветви рассадили в оптинском лесу. В Оптиной пустыни собирают много свидетельств о помощи Божией после молитв иеромонаху Василию, инокам Ферапонту и Трофиму. Происходят и чудесные исцеления. Ведь святые всегда слышат тех, кто к ним обращается. Серафим Саровский и многие наши угодники Божии говорили своим духовным чадам, чтобы приходили к ним на могилки и все рассказывали, как живым. Святые обещали всегда слышать просьбы и молитвы всех, кто к ним обращается. И многие могут подтвердить, что отец Василий, иноки Ферапонт и Трофим слышат наши молитвы. Маленькие гимназисты нашей православной гимназии "Радонеж", которые проводили Рождественский пост 1990 года в Оптиной, как-то спрашивали отца Василя: "Батюшка, а у вас есть мечта какая-нибудь? Отец Василий ответил ребятам: "Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов". Господь слышит чистых сердцем. Я хотел бы сегодня вспомнить два случая, связанных с молитвой к Оптинским новомученикам. Речь пойдет не об исцелениях от тяжелых болезней или иных чудесах помощи Божией, явленной после молитвенного обращения к отцу Василию, отцу Ферапонту и отцу Трофиму. Но, думаю, что каждый из слушателей радио «Радонеж» согласится, что два случая, которые я сегодня вспомню, также могут свидетельствовать о том, что Оптинские новомученики, как все святые угодники Божии, слышат тех, кто к ним обращается, почитает их память. Много лет назад, точно не помню, в каком году это было, мы с моим другом писателем Виктором Николаевым перед отъездом пришли помолиться на могилки Оптинских новомучеников. Было это Рождественским постом. Все, кто бывал зимой в Свято-Введенской Оптиной пустыни знают, как прекрасна обитель, когда вся земля укрыта белым снегом. На новом монастырском кладбище стояла тишина. Часовни тогда еще не было. Три деревянных креста, могилки были укрыты свежими еловыми лапами. Помолились братьям, и Виктор говорит: «Давай возьмем по еловой лапе с могилки отца Василия». И мы с ним взяли с собой по еловой лапе. Приехав домой, я поставил зеленную ветку в пол-литровую пластмассовую бутылочку из-под минеральной воды, наполнив ее из-под крана. Бутылочку эту поставили на кухне, на полке перед иконами. Напомню, было это Рождественским постом. Летом следующего года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходим мы с семьей из храма, и неожиданно жена, глядя на немного пожелтевшую хвою, спрашивает: - Витя, ты воду в бутылочку не доливал? Через некоторое время жена болела, необходимо было сделать компресс. Помолившись отцу Василию, инокам Ферапонту и Трофиму, мы добавили хвойные иголочки в воду для компресса. Боль тогда очень быстро ушла. Но это можно считать совпадением, как часто любят говорить неверующие люди. Хотя верующий человек всегда в сердце чувствует ответ святых, к которым обращается с молитвой. Прошло еще полгода, в гости приехала теща. И, когда нас не было дома, наводя порядок на кухне, она выбросила немного пожелтевшую еловую лапу. Но водичку из бутылки вылить не успела. И эта бутылочка осталась у нас стоять среди бутылок и емкостей со святой водой. Прошло еще два или три года, мы затеяли ремонт. Естественно, что-то переставляешь, передвигаешь мебель, пришлось передвинуть и бутылки со святой водой. В один из дней, таская по лестницам различные тяжести, строительные материалы, я очень захотел пить и на глаза мне попалась отдельно стоявшая на столе пол-литровая бутылочка минеральной воды.
Плоды смирения
Скит и храм в честь святого Иоанна Предтечи они сами же и строят, очищая от многовекового леса участок земли. Ввиду малочисленности братства сам скитоначальник исполнял многие братские послушания. Часто доводилось ему оставаться без келейника, который исполнял обязанности то повара, то садовника, то хлебопека. Чином священства почтенных теперь у нас в скиту собралось пять человек, но все они престарелы и многонемощны, почему и тяготу служения за всех несу один». Однажды во время всенощного бдения его ноги так кровоточили, что новые кожаные сапоги насквозь промокли От многих трудов, от многочасовых молитвенных подвигов старец приобрёл тяжёлую болезнь — ноги от колен были покрыты ранами, когда раны вскрывались, текла кровь. Братия вспоминали, что многие, видя всегда светлое лицо отца Антония и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец перед ними. Однажды во время всенощного бдения обе его ноги так кровоточили, что новые кожаные сапоги насквозь промокли, будто старец по колено стоял в воде.
Болезнь продолжалась около 30 лет, до самой кончины преподобного. Ежедневно днём и ночью отец Антоний испытывал невыразимую боль в ногах, даже посмотреть на них нельзя было без содрогания: больные ноги были тверды как дерево и скорее походили на прямые круглые брёвна шириной в диаметре до пяти вершков, темно-красного цвета, постоянно рделись. Из ран глубиной до самой кости сочилась всегда сукровица. Медицинские средства почти не помогали, а часто наносили ещё больший вред и усиливали болезнь. Старец ещё и шутил по поводу своих болезней. Известна история с одним иноком, привыкшим просыпать утреню.
Преподобный Антоний убеждал его исправиться, но тот ссылался на нездоровье. Тогда старец сам пошел на утреню, несмотря на то, что по болезни ног вообще не мог стоять. После утрени он пришел в келью к тому брату и, встав на колени, стал просить пощадить его, немощного, и впредь самому посещать богослужение. От ран в его сапогах скопилась кровь, которая начала выливаться на пол. Инок был потрясён подвигом старца, который в такой болезни заботился о его спасении, и стал ревностно подвизаться.
Духовный центр интеллигенции В современных условиях Свято-Введенский ставропигиальный подчиняющийся непосредственно патриарху — прим. ТАСС мужской монастырь "Оптина пустынь" — именно таково полное название этой обители — должен стать своего рода духовным центром отечественной интеллигенции. До революции монастырь уже выполнял подобную миссию, когда он духовно окормлял, становился центром притяжения для многих известных писателей, поэтов, деятелей культуры. Гости порой подолгу живут в монастыре или в его ските, общаются с духовниками. Например, 18 июня в Оптиной пустыни был показ фильма "Русский крест" режиссера Эдуарда Боякова, который лично приезжал в обитель и встречался с духовенством и прихожанами.
Сам скитоначальник игумен Тихон, замечает наместник, с культурным образованием, стихи пишет, "к нему тянутся творческие личности, а он — к ним". Неслучайно патриарх Кирилл в прошлом году поставил нам задачу сделать монастырь площадкой для диалога с общественностью, в частности, с интеллигенцией. Мы к этому стремимся — объединяем консервативные, патриотические силы, деятелей культуры, которые несут нравственные смыслы. Безнравственные к нам не тянутся", — рассказал епископ Иосиф. Вопрос о том, есть ли сегодня в Оптиной пустыни старцы, как это было до революции в Собор преподобных старцев Оптинских входит 14 подвижников , волнует многих паломников, приезжающих в монастырь. Монахи в ответ, делится наместник, советуют людям поклониться мощам Оптинских старцев, помолиться перед их иконами. Беседовал Сергей Стефанов.
Начальствование в чуждых ему условиях жизни являлось для него тягчайшим и величайшим крестом. Даруй мне конец благий! Стараниями отца Антония был освящен Преображенский придельный храм, закончен и освящен Никольский храм монастыря.
В 1845 году за труды на благо обители преподобный Антоний был награжден золотым наперсным крестом. Он пользовался любовью и уважением святителя Филарета Дроздова , митрополита Московского, который часто приглашал его к сослужению. Отец Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 году, по ходатайству святителя Филарета, эта просьба была выполнена, и преподобный Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни, где прожил еще двенадцать лет. В течение этого времени он жил в Оптиной пустыни как лицо, находящееся на покое, и не вмешивался во внутренние дела монастыря и скита и даже избегал давать советы. Только утешал в скорбях приходивших к нему. Несмотря на ухудшение здоровья, преподобный Антоний посещал все церковные службы и неукоснительно совершал келейное правило, посвящая свободное время чтению творений святых отцов. Был неустанным молитвенником и строгим постником. Невзирая на любовь к уединению, старец никогда не отказывал приходящим к нему за духовной помощью и советом, однако на исповедь принимал в исключительных случаях, число его постоянных духовных детей было ограничено. Как духовник, преподобный Антоний, был снисходителен к человеческим немощам; успокаивая, а не обличая людей, он незаметно приводил их к искреннему покаянию. Он обладал необыкновенным красноречием — случалось, что в течение одной беседы со старцем человек духовно перерождался.
От духовных детей преподобный Антоний получал много писем, на которые всегда отвечал сам, несмотря на болезнь. После кончины удалось собрать и издать сборник его писем к этим лицам. Слог его совершенно особенный, свойственный одному старцу Антонию. В них ясно отпечатлелись все высокие душевные свойства любвеобильного старца. Читая их, как будто слышишь самую его беседу».
Нил Парнас Скачать Духовная беседа от 14 января 2024 г. Скачать Духовная беседа в Оптиной пустыни от 2 января 2024 г. Скачать 16 февраля, Пятница. Евангелие дня 2024 с толкованием. Чтимые святые Скачать Духовная беседа в Оптиной пустыни от 24 апреля 2016 г.
КАКОЕ – ПОКОСИМ?! ИДИТЕ СНАЧАЛА МОЛИТЕСЬ!
Однако поток доносов не уменьшился, и монахи стали практиковать интриги. В частности, в тайных доносах свидетельствовалось, что игумен Моисей несправедливо оказывает скитским монахам предпочтение перед живущими в монастыре и что скит подрывает авторитет монастыря. До поры до времени у отца Моисея хватало авторитета защитить доброе начинание и первого старца своей обители, отца Льва. Но теперь епископ получил анонимный донос не откуда-нибудь, а из московской Тайной полиции.
В доносе категорически утверждалось, что деятельность скитских старцев при попустительстве игумена разрушает монастырскую жизнь и грозит окончательным разорением древней обители, если скит не будет уничтожен. И калужский архиерей был непреклонен: старца перевести из скита в монастырь, снять с него одежду схимника и запретить принимать народ. У кельи в глубине монастырского сада, куда поселили отца Льва, вернее, после отмены его схимы отца Леонида, он увидел толпу народа.
Отец Моисей, укоризненно качая головой, с трудом пробрался через людское море. Войдя в келью, он с упреком напомнил хозяину, что епископ запретил ему принимать страждущих под страхом заточения в Соловки. Высокий, статный, величественный старец степенно благословил своего посетителя, поспешно вскочившего с колен при виде строгого игумена, и пошел за ним к выходу, жестом приглашая отца Моисея следовать за собой.
Могу ли я его не принять? Хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите и на огонь меня поставьте, я буду все тот же Леонид. Я к себе никого не зову.
А кто приходит ко мне, тех гнать от себя не могу». И тихо добавил: «Кому, как ни Вам, знать, что я ничего более не желал бы, как возможности тихонько сидеть в своей келье». С тяжелым сердцем шел игумен от старца.
Душой он был на его стороне, понимал, что только величайшая жалость и любовь заставляла старца вечно быть на людях. Он не знал, как запретить страдающим искать утешения и облегчения своих страданий, как запретить верующим верить. А потому рассудил, что мешать старцу не вправе.
Переселенный из скита в монастырь старец предсказал: придет время, когда наш скит запустеет и в нем будут жить одни кошки. Что в этих словах: опасение, что традиции старчества не укоренятся на Оптинской земле, или предвидение на сто лет вперед? Старца Льва никто никогда не видел возмущенным, раздраженным, гневным.
Как бы тяжело ему ни было, всегда спокоен, умиротворен, добр, наполнен светлой любовью к людям. Это вызывало удивление даже у его учеников. И слышали смиренный ответ: «Живите проще, Бог и вас не оставит и явит свою милость».
Помимо прозорливости отец Лев обладал даром исцеления. Особенно успешна была его помощь тем, у кого телесные недуги тесно переплетались со страданиями душевными. Облегчение наступало мгновенно, стоило старцу помазать больного елеем от неугасимой лампады, теплившейся в его келье перед Владимирской иконой Божьей Матери.
Эта икона следовала за ним из кельи в келью при всех его переселениях. Где икона, там он и дома. Иногда он отсылал больных людей в Воронеж к святым мощам святителя Митрофана.
Однако обычно они в дороге исцелялись и возвращались в Оптину благодарить старца. Особую славу целителя принесло отцу Льву излечение бесноватых. Кстати, известно множество случаев исцелений им людей, которые даже не догадывались, что одержимы бесом.
Обычно это были те, которые для спасения своей души тайно носили тяжелые вериги или изобретали для себя другие суровые подвиги, но при этом совершенно не помышляли об очищении, избавлении от страстей. Отец Лев снимал со страдальцев вериги, накрывал голову епитрахилью, читал краткую заклинательную молитву и помазывал елеем. Бес был посрамлен, а человек после беседы со старцем избавлялся от своих заблуждений и более плодотворно заботился о спасении души.
Но были и по-настоящему тяжелые случаи. Современники оставили воспоминания о бесноватой женщине, которую, когда привели ее к старцу в келью, с трудом удерживали шестеро крепких мужчин, — так она рвалась и металась. Увидев отца Льва, она тут же упала перед ним навзничь, а бес нечеловеческим голосом закричал в ней: «Вот этот-то седой меня выгонит.
Был я в Киеве, был в Москве, Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду! С тех пор она совершенно выздоровела и каждый год приходила в Оптину благодарить старца. Не прекратила она свои посещения и после кончины отца Льва, брала горсть земли с его могилы и помогала другим страдающим.
Старчество отца Льва Леонида продолжалось двенадцать лет, с 1829-го по 1841 год. В «Жизнеописании отца Леонида», составленном иеромонахом Климентом Зедергольмом , говорится, что этот «подвижник великого сердца» оставил свое безмолвие, «движимый духовной любовью к страждущим и немощным братьям», а его жизнь в монастыре была «служением страждущему человечеству». Лучше, пожалуй, и не скажешь.
Настоятель отец Моисей, которому и самому приходилось несладко, был всегда на стороне отца Льва. Но защита старца от гонений, столь частых в последние годы его жизни, вряд ли была бы успешной, если бы не заступничество митрополитов — Филарета Киевского и Филарета Московского. Киевский митрополит заступился за старца в Синоде, а при посещении Оптиной пустыни в присутствии епархиального духовного начальства оказывал старцу Льву знаки особого уважения.
Митрополит Филарет Московский лично написал калужскому епископу: «Ересь предполагать нет причины». Приближение своей кончины старец Лев предчувствовал или, может быть, знал о сроке своего ухода. Во всяком случае, когда в июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начали строить новую трапезную, сетовал: «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду».
В сентябре того же года он начал заметно слабеть, его мучила какая-то тяжелая болезнь, но он отказался от врачебной помощи, перестал есть и ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. Посещавшим его в эти последние дни, спешившим получить его последнее благословение, казалось, что горячая душа старца, угасая, уже не может согреть его тело: руки и ноги были ледяными. Однако он обещал: «Если получу милость Божию, тело мое согреется и будет теплое».
Он скончался 11 октября 1841 года. Тело старца Льва было перенесено в соборный храм, куда на погребение стекались сотни людей со всей России. Все они были свидетелями, как за три дня, пока тело старца стояло в соборе, оно согрело всю одежду и даже нижнюю доску гроба.
Руки были мягки, как у живого. При виде этого чуда, многие вспомнили прощальные слова учителя: «Если получу милость Божию…» Старец Лев был погребен у восточной стены Введенского храма Оптиной пустыни. Он почитается первым оптинским старцем, но, наверное, справедливее говорить о триаде первых старцев — игумене обители Моисее, скитоначальнике Антонии и отце Льве, — помогающих друг другу, поддерживающих в трудные времена, с глубокой верой созидающих крепкий фундамент оптинского старчества.
Рассказывают, что в Оптиной пустыни по молитвам происходят чудеса исцелений Чудеса Оптиной пустыни притягивают в неё паломников со всего света. Многие верующие убеждены, что молитвы в этом месте действуют сильнее. С точки зрения православия, это ничем не подкреплённое убеждение, но если в Оптиной пустыне в христианах укрепляется вера, то ничего плохого в этом нет.
О чудесах нам рассказывает Официальный сайт Оптиной пустыни Вот, например, история Любови из Брянска: «Моему сыну было 12 лет, он был совершенно неверующим и отвергал веру. Я своим родительским принуждением привезла его в Оптину пустынь. Его тяготили долгие Литургии, но после службы мы пошли на могилки новомучеников, где присели на лавочке тогда еще часовни не было.
То что произошло на могилках я считаю для себя чудом, пусть даже частным для нашей семьи: мой совершенно неверующий сын сказал: «Мама здесь так спокойно, давай посидим здесь на лавочке». Обычно посещение церкви сопровождалось гримасой недовольства, а здесь желание остаться. После посещения Оптиной пустыни мой сын закончил Воскресную школу при Епархии и некоторое время до устройства на работу служил алтарником при храме».
Когда в Камчатскую епархию поставили владыку Артемия, у него был проект — взять по три насельника с Оптиной и Валаама, чтоб они занимались миссионерством на Камчатке. Мне отец наместник предложил, я не отказался, но потом он передумал меня посылать. Я с этого момента понял, что надо исполнять волю священноначалия, не противиться, и после этого оказался уже на подворье в Петербурге.
Год провел там, на приходском служении, и эта деятельность меня многому научила, подготовила к работе в епархии, потому что если бы я сразу поехал из монастыря в епархию, мне было бы намного тяжелее. Вы были на Вятке. И там снова ваши пути пересеклись с Оптиной… — В нашей Уржумской епархии был так называемый ВятЛАГ: это те места, где сидели заключенные-исповедники за православную веру.
Там находился и насельник Оптиной, преподобноисповедник иеромонах Рафаил Шейченко , он отбывал в ВятЛАГе последние шесть лет своего двадцатилетнего заключения. Меня он как-то связал, видно, с родной обителью. Люди не хотят изменять себя, а нужно менять себя — вот что важно — В современном мире люди не хотят следовать какому-то примеру — они хотят более пассивно и более, так сказать, вяло жить.
Это же очень тяжело — следовать примеру, это надо всегда быть напряженным, всегда быть в боевом настроении, в подтянутом виде, и, конечно, когда людям дают читать жизнеописания новомучеников — им это не нравится. Им нравится что? Жизнеописания, в которых много чудес, много предсказаний старцев.
Читают, восхищаются, а пользы от этого не получают, потому что самая главная польза от жизнеописания — это когда человек не только прочитал и восхитился прочитанным, но еще и попробовал следовать примеру того человека, про которого он читал. Люди не хотят сейчас изменять себя, а нужно менять себя — вот что важно. Беседа с паломниками из Кировской области.
Бывает так, что ставишь — я про епархию скажу — на приход священника, а он не хочет особо ничего делать. Совершает богослужения, требы совершает, которые положено, но работать с прихожанами особо не хочет, нет инициативы и ответственности. Такого раньше не было, я смотрю по своим ровесникам: какое бы ни дали поручение, человек пытался исполнить.
Сейчас — «Извините, у меня не получилось», или — «Я заболел», или — «Я не могу». И все. И увольняется тут же.
А может, даже просто не хочет ничего делать. Как случилось ваше назначение наместником? Давно привык жить по послушанию, поэтому не противлюсь решению священноначалия.
Как будете их решать? Мы попытаемся, чтобы те люди, которые приезжают в обитель значительная часть — это паломники , не остались без окормления, чтобы они были приняты, размещены и уехали с духовной пользой и с хорошим впечатлением об обители. И, может быть, это впечатление они распространили бы и говорили об обители, как обо всей Церкви.
Потому что пример монашеских обителей — это ценный пример, который показывает, что Русская Православная Церковь держится, а то, что говорят СМИ, — это совсем неправда. Если сравнивать с 1990-и годами, то сейчас просто исход. Чем это можно объяснить?
И не учат, как ходить в храм, как вообще жить церковной жизнью, как жить в супружестве. Люди, начитавшись книг, хотели видеть идеальную Церковь. А реальность оказалась для них тяжела.
Некоторые в ожиданиях ставили планку, которую в действительности самим оказалось невозможно достигнуть. Сейчас что можно сделать? Только реально относиться к жизни — и попытаться найти такого священника, духовника, который объяснит, интерпретирует правила церковные к нашей жизни, не облегчит их — ни в коем случае!
Я некоторые читал. Не все. Потому что их тяжело читать.
Это пишет человек уже обиженный на все — на священнослужителей, с которыми сталкивался, обиженный на Бога. Но я вижу в этих исповедях следующее: человек ошибся сам.
Это злодеяние потрясло страну. Православные люди понимали, что наша Церковь обрела трех мучеников, пострадавших за Христа.
Но сегодня, по прошествии трех десятилетий, мы в полной мере способны осознать, как обретение мученических венцов тремя оптинскими монахами повлияло на судьбу России, на судьбу каждого из нас. Думаю, что многие хорошо помнят в каком состоянии находилась страна в том, теперь уже в далеком 93-м. Молодым людям, родившимся в 2000-е нелегко даже представить масштабы катастрофы, которая обрушилась на страну в то смутное время. Россия в октябре 1993 г.
Две тяжелейших войны на Кавказе, когда наши т. Многим казалось в те лихие 90-е, что Россия окончательно погибает. Эксперты предрекали неизбежное дальнейшее вымирание народа и постепенный, но неминуемый распад российской государственности. Что говорить, если на Урале, в Екатеринбурге, уже начинали печатать собственные деньги, да и другие республики, вдохновленные ельцинским призывом брать суверенитета сколько захотят, готовились к отделению, как тогда говорили от "федерального центра".
Многим казалось, что Россия стремительно катиться в пропасть и надежды на то, что все изменится к лучшему, нет и быть не может. У власти были либералы, искренне ненавидящие Россию и русский — этакий коллективный Троцкий вместе с коллективным Керенским. Повсеместное предательство национальных интересов, развал и сознательное уничтожение армии, разгром ВПК. И невероятный взрыв русофобии, издевательства над историей и культурой России во всех СМИ, на телеэкране.
Но самым страшным в те "святые 90-е" была попытка подменить и сломать духовный, нравственный код русского народа. Навязать поклонение идолу золотого тельца, заставить признать всевластие денег, то есть власть маммоны. Маммона — это ведь одно из имен врага рода человеческого. Для либералов 90-е были "святыми", потому что они получили возможность безнаказанно грабить и распродавать страну.
Но ведь эти годы на самом деле были святыми! Потому, что в Церковь пришли в то время такие молодые люди, как иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. По всей стране восстанавливались разрушенные храмы, восстанавливалась молитвенная жизнь и вновь служилась литургия в разоренных в начале века богоборцами монашеских обителях. Я помню, как по разоренной Оптиной пустыни ходил полковник-артиллерист и объяснял своей семье, что артиллерия вряд ли могла нанести такие разрушения, скорее всего немецкая авиация работала.
Но война не затронула Свято-Введенскую Оптину Пустынь, ее не подвергали артиллерийским обстрелам и бомбежкам. Сохранился Введенский собор, но на месте Казанского стояли три полуразрушенные стены и груда кирпичей, а на месте Владимирского храма была ровно утоптанная земля. Места, на которых находились могилки старцев в советское время верующие люди отмечали крестиками из веточек. Думаю, что многим из паломников, которые сегодня приезжают в Оптину, трудно представить, как выглядела обитель в то время, когда ее начинали возрождать первые монахи, прибывшие с владыкой Евлогием — первым наместником возрожденной Оптиной Пустыни.
Будущий иеромонах Василий. В 90-е мировая закулиса полностью списала Россию. Они не сомневались, что после методичного погрома российской государственности и миллиардов, направленных на растление народа, русский вопрос они наконец-то окончательно решили. Ну а то, что возрождались монастыри и восстанавливались разрушенные храмы на Русской земле, их особенно не беспокоило.
Они ведь были уверены, что золотой телец всесилен и противостоять ему никто не сможет. Старец Николай Гурьянов сказал в то время: "Диавол бросил свое последнее оружие — деньги". Но прошли эти три тяжелейших десятилетия и мы видим, как Россия возрождается. Не только, как великая держава, но, прежде всего, как Русская цивилизация, православная страна, отстаивающая свои традиционные духовные ценности.
Да, мы видим, как навязанный в 90-е дух стяжательства, духовного растления еще продолжает отравлять нашу жизнь. Особенно это заметно в культурном пространстве страны и системе образования. И чтобы изжить последствия этой попытки уничтожить нравственный код Русской цивилизации, предстоит еще очень серьезная и нелегкая борьба. Но ведь прошло всего 30 лет с того момента, когда Россия стояла на краю пропасти!
И нынешняя война с коллективным Западом послана Богом нашему народу, как трагическое и нелегкое испытание, в огне которого Россия должна преобразиться, должны зарубцеваться и исцелиться греховные раны, нанесенные душе народа сначала безбожием, а затем попыткой растлить дух поклонением золотому тельцу. Не все тогда понимали, что произошло в ту ночь в Оптиной пустыни. А произошло событие великого духовного значения: Россия обрела трех новых святых мучеников, которые только недавно обрели веру и пришли в Церковь, но уже удостоились небесных венцов! Это была новая православная Россия, верная Христу Спасителю, как верны были Богу преподобные старцы Оптинские, мученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений на Церковь.
Оптинские новомученики засвидетельствовали, что Россию невозможно одолеть никаким силам зла, что очередные попытки сатанистов, мечтающих построить очередную вавилонскую башню и уничтожить православную Россию, обречены. В начале ХХ века безумным богоборцам удалось сокрушить Российскую империю, ввергнуть народ в братоубийственную гражданскую войну. Ритуально убивая Русского царя и его святую семью, они были уверены, что Россия в их руках. Разрушали храмы, убивали священников и монахов, взорвали Храм Христа Спасителя, разорили Оптину Пустынь.
Но Россия выстояла, явив миру сонм новомучеников и исповедников, проявивших верность Христу Спасителю до смерти. А затем замечательный русский человек, Юрий Алексеевич Гагарин в апреле 1963 года полетел в Космос… Вторая за ХХ столетие Русская смута нанесла в 90-е нашему народу страшные раны, Россия понесла огромные потери. Но Россия жива. И звонят колокола возрожденной Оптиной.
Три оптинских монаха в конце ХХ века стали достойными венцов мученических, подвизаясь в возрождающемся монастыре всего три года! Это ведь настоящее чудо. Послушание и монашеский искус многие проходят годами, прежде чем им благословляют подрясник-рясофор первая ступень, затем постриг в мантию. Игорь Росляков в Оптиной с 1988 г.
В то время обитель восстанавливали и немногочисленные монахи. Послушники трудились день и ночь. Молитва и тяжелый труд. Разбирали развалины, бревна, кирпичи, восстанавливали стены и уцелевший Введенский храм.
Вскоре 5 января 1990 года послушника Игоря постригли в иночество с именем Василий — в честь святителя Василия Великого. На Вход Господень в Иерусалим, 8 апреля 1990 года, отца Василия рукоположили в иеродиаконы. После рукоположения во иеромонахи, которое состоялось 21 ноября того же года на Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, отец Василий записал: «Взять крест и пойти за Христом означает готовность принять смерть за Него и пострадать, а кто имеет желание умереть за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и скорби, поношения и оскорбления». Отец Трофим пришел в Оптину в 1990-м.
Он не мог скрыть своей радости. Многие отцы вспоминали, что улыбка не сходила с лица Леонида недели две, а то и больше. Отец Ферапонт пришел в монастырь в 1990 году. Весной 1991 года Пасха совпала с Благовещением — ему благословили подрясник.
В октябре 1991 года послушника Владимира постригли в иночество с именем Ферапонт, в честь преподобного Ферапонта Белозерского. Иноки Трофим и Ферапонт меньше трех лет были монахами Оптиной Пустыни. Представим, как нужно было любить Бога и нести подвиг молитвы и послушания монашеской жизни, чтобы за столь короткое время достичь такой духовной высоты, чтобы сподобиться пострадать за Христа на Пасху! Со всей России едут православные люди в Свято-Введенскую Оптину Пустынь, чтобы помолиться нашим великим святым преподобным старцам Оптинским.
И постоянно горят свечи и молится православный народ в часовне над могилками Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. В своей книге, посвященной Оптинским новомученикам "Пасха Красная" Нина Александровна Павлова пишет: "Трое оптинских братьев — это молодая православная Россия, и вместе со всеми они вошли однажды в храм. Но вошли с той огненной верой в Господа, с какой кровоточивая жена устремилась к Христу, уверовав, что исцелится, коснувшись его ризы. Не для того ли Господь прославил в чудотворениях трех Оптинских новомучеников, отдавших жизнь за православную веру, чтобы услышала страдающая Россия глас Господа нашего Иисуса Христа: «Дерзай, дщерь, вера, твоя спасе тя»?
Оптина Пустынь. Недавно закончилось Пасхальное богослужение, радостно и торжественно звонили оптинские колокола. Между Введенским и Казанским соборами находился небольшой дощатый помост, над которым была устроена временная звонница. Знаменитую оптинскую колокольню в то время только начинали восстанавливать.
Иеромонах Василий шел в скит, но услышал, что в колокольном звоне неожиданно произошел сбой. Повернулся к звоннице и в это время сатанист ударом в спину пронзил отца Василия мечом. Колокольный звон сбился потому, что за минуту до этого сатанист, подкравшись, нанес смертельные удары звонарям. Смертельно раненный отец Трофим, умирая, успел еще несколько раз ударить в колокол.
Оба звонаря, иноки Ферапонт и Трофим, возвещали Христово Воскресение колокольным звоном, когда их пронзили мечом. На мече у сатаниста было начертано число Зверя — 666. И удары он наносил подлые и трусливые, как все, что творят сатанисты. Иноки Ферапонт и Трофим скончались сразу же на колокольном помосте.
Смертельно раненного иеромонаха Василия отнесли к мощам преподобного старца Амвросия во Введенский собор. Отец Василий, умирая, не издал ни одного стона, только протянул руку к мощам батюшки Амвросия. Схиигумен Илий говорил, что лицо отца Василия стало в тот момент необыкновенно светлым. Через некоторое время стало источать благоуханное миро небольшое деревянное Распятие, привезенное отцу Василию из Иерусалима.
Очень он им дорожил, но незадолго до Пасхи подарил своему другу игумену Ипатию. Отец Василий Росляков в миру был капитаном олимпийской сборной по водному поло, двухметровый богатырь. Товарищи по команде, приехав в Оптину, говорили: «Наш капитан обладал таким мощным броском, что если бы он, даже смертельно раненный, махнул своей рукой, то этого плюгавого мелкого сатаниста одним ударом вбил бы в землю по уши».
Несмотря на это, пустынь уже прославлена своими святынями и совершающимися от них чудесами.
Ольга Рожнёва В день празднования иконы Божьей Матери «Троеручица» я приехала в монастырь Успенская Феклина женская Пустынь, где старинная икона «Троеручица» дивным образом обновилась и стала одной из главных монастырских святынь. Помолившись на службе, осмотрев монастырь и храм, где имеется более двухсот частиц мощей святых угодников Божиих, я была поражена милосердием и благодатью, которые Господь обильно изливает на эту обитель, по молитвам ее духовника и сестер. Игумения Виталия Кочетова рассказала мне удивительные истории, подобные историям древнего Патерика. Думаю, все читатели Портала Православие.
Нам часто кажется, что такая история и другие, ей подобные, были возможны лишь в далеком прошлом, и времена чудес давно миновали. Но истории Успенского Феклиного монастыря оказались не менее чудесными. Вот они: Макароны с кетчупом В 2005-м году мы в первый раз оказались в деревне Сенино, что находится в 20 километрах от Оптиной Пустыни. Тогда мы и представить не могли, что здесь будет женский монастырь и 40 сестер.
Это представлялось совершенно невозможным. Привез сюда меня, монахиню Виталию, и сестру Феодору наш духовник, Оптинский игумен, ныне архимандрит Антоний Гаврилов. Выгрузил нас с нашими котомками возле старого домика, где нам предстояло жить и где раньше обитали неработающие и сильно пьющие люди. Мы с Феодорой, тогда еще совсем молоденькие сестры, осторожно зашли внутрь.
Пахло так, что у нас перехватило дыхание, а мы обе очень мучились от аллергии. На стенах трепыхались потерявшие от старости цвет обои. Мы, хоть и городские девушки, но хорошо понимали, что без воды, как говорится, «ни туды и ни сюды». Так мы остались в Сенино.
Немного позже сварили макароны, и они получились от ржавчины красные, словно с кетчупом. Духовник обители архимандрит Антоний с первыми сестрами Светлое коммунистическое будущее без Бога Мы огляделись вокруг. Жители Сенино до революции село называлось Косынь , люди нецерковные, поначалу встретили нас враждебно: приехали какие-то монашки, непонятно зачем. Сенинцы давно позабыли те времена, когда их богобоязненные прадеды выстроили здесь, на месте старинной деревянной церкви 1686 года, огромный трехпридельный собор с бутовым фундаментом и шестидесятиметровой колокольней.
Вскоре Сенино прославилось своими криминальными подвигами на всю округу. Постепенно колхоз разорился, приказал долго жить, и только остатки сгоревшего клуба, нерабочие зерносклады и разломанная баня напоминали о том, что когда-то здесь мечтали построить светлое коммунистическое будущее без Бога. По вечерам все эти постройки использовались окрестными алкоголиками и наркоманами для «культурных» мероприятий, которые часто заканчивались трагически. За послушание мы каждый вечер начали ходить крестным ходом вокруг церкви.
АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ ПРЕПОДОБНЫЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Он долго находился в больнице, у него обострились хронические заболевания из-за коронавируса. Как указано на сайте Вятского посада, «Отец Илиодор был духовным братом и верным соратником духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия Ноздрина. С 1985 года входил в состав братии Троице-Сергиевой лавры, а в 1989 г.
Он до последней возможности принимал всех посетителей, а за некоторыми посылал сам. Спешил высказать каждому свое последнее слово. Сердца и души людские были для него открытой книгой, потому говорил он то, что было для каждого человека самым насущным. Его наставления были исполнены такой духовной силы, что проникали глубоко в сердце, оставаясь там навсегда. Отец Антоний был особорован за семнадцать дней до кончины, когда телесные силы еще не оставили его. Ежедневно он приобщался Святых Христовых Тайн и пребывал в непрестанной молитве. Во время всенощного бдения умирающий попросил, чтобы к нему пригласили настоятеля. Истинный послушник, он и в последний путь не хотел отправиться без настоятельского благословения.
Исполняя волю умирающего, настоятель, отец Исаакий, благословил его и простился с ним уже навеки. Старец Антоний был похоронен в склепе Казанского собора рядом с братом. Советы и наставления Антония Оптинского Истинно горе тому человеку, кто не имеет смирения. Кто не умеет сам смириться, того впоследствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог. Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности воле Божией… А когда б вы были здоровы всегда, всем довольны и покойны и веселы, то, кто знает, может быть, тогда и вы, якоже и прочии человеки, уклонились бы в рассеянную жизнь и жили бы по вкусу нынешнего века. Но Бог, предвидя все, предохраняет нас, как Отец милосердный, от всего бесполезного и Ему неугодного. А посему не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, что хочется, а то, чего никогда не хотелось; ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее, — здоровье или нездоровье. А наш долг с детской покорностью все принимать от Отца Небесного… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя! Так, христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа. Ропота на Бога остерегаться нужно и бояться, как смерти, ибо Господь Бог по великому милосердию Своему все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропота нашего не выносит милосердие Его.
Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных. Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания и довлеет вам. Во всяком горе: и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях — лучше меньше думать и разговаривать с собою, а чаще с молитвою, хотя краткой, обращаться ко Христу Богу и к Пречистой Его Матери, через что и дух горького уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости. Кротость и смирение сердца — такие добродетели, без которых не только Царства Небесного не достигнуть, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно. Будем учиться мысленно себя за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных любит Бог и благодать Свою на них изливает. Читайте также: Икона Дмитрия Солунского: особенности изображения, о чём молятся великомученику Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась у тебя неприятность, ты скажи: «Стерплю это я для Иисуса Христа! Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
Глава четвертая «Душу спасти — не лапоть сплести» Лев Оптинский Преподобный иеросхимонах Леонид в схиме Лев , в миру Лев Данилович Наголкин 1768 — 11 24 октября 1841 …Настоятеля Оптиной пустыни игумена Моисея уже который год тревожили тяжелые думы. Дело всей его жизни — создание рядом с монастырскими стенами скита для монахов высокого духовного опыта — находилось под угрозой. А ведь еще в апреле 1829 года перспективы были более чем радужные. По его приглашению в родную обитель вернулся схимонах Лев с шестью учениками, чтобы заложить основы традиций оптинского старчества. Начало духовного пути Лев Данилович Наголкин родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости служил приказчиком у богатого удачливого купца. По торговым делам объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел богатый житейский опыт. По воспоминаниям современников, Лев Данилович обладал не только прекрасной памятью, любознательностью и сообразительностью, но и баснословной силой: мог поднимать мешки до двенадцати пудов. Сохранилось предание о том, как однажды на глухой лесной дороге на него напал волк. Наголкин ехал один, и голодный зверь, вскочив в сани, вырвал у него из ноги кусок мяса.
Однако парень не растерялся: засунул волку в глотку кулак, другой рукой сдавил ему горло. Обессиленный зверь упал с воза, а будущий старец прихрамывал всю жизнь. Почти в тридцать лет, в 1797 году, Лев Данилович поступил послушником в Оптину пустынь под начало игумена Авраамия. Через два года он перешел в Белобережский Орловской губернии монастырь и в 1801 году принял постриг с именем Леонид. Настоятелем монастыря был игумен Василий, получивший опыт старчества на Афоне. Его личность и привлекла сюда Льва Даниловича, ныне отца Леонида. К концу года он был уже иеромонахом. В этот период его жизни произошла важная встреча, предопределившая его дальнейший путь. Он знакомится с учеником Паисия Величковского, старцем схимонахом Феодором. В 1804 году отец Леонид стал настоятелем Белобережской пустыни, а через четыре года оставил обитель и в поисках уединения и духовной сосредоточенности удалился с учениками Величковского, отцами Феодором и Клеопой, в лесную келью в двух верстах от пустыни.
Тогда же отец Леонид принял келейное пострижение в схиму с именем Лев. Однако их безмолвие и уединение было недолгим. Молва о мудрых подвижниках привела к их келье множество народа, ищущего наставлений и советов. Тогда подвижники ушли и поселились в небольшом скиту Валаамского монастыря, где прожили шесть лет, превратив скит в центр духовной жизни Валаама. Их привечал местный юродивый, как никто другой, понимая, сколько пользы принесли старцы валаамским инокам, став их мудрыми духовными руководителями, подавая пример смирения. Но пустынножители продолжали мечтать об уединении. Здесь через пять лет отец Лев потерял своего наставника и стал задумываться об еще более уединенном месте жительства. В 1828 году вместе с учениками он перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии, а на следующий год вернулся туда, откуда начинал свой духовный путь, — в Оптину пустынь. Отец Моисей не ошибся. Духовная школа отца Льва просуществовала чуть меньше века, подготовив яркую плеяду оптинских старцев, преемственно сменявших друг друга.
В 1834 году в оптинский скит перевелся иеромонах Макарий с ним отец Лев познакомился в Площанской пустыни , чтобы стать незаменимым помощником старцу. В монашеской среде сложилась поговорка: «Хочешь опыта — иди в Оптину». Высокая духовность старчества подразумевает прозорливость. Вникая во все происходящее в Оптиной обители, старец советовал, наставлял и благословлял, и очень скоро все важные дела пустыни не начинались без благословения отца Льва. Прослышав о мудрости отца Льва, стали приходить в скит и миряне со своими горестями, тревогами, душевной смутой и житейскими неурядицами. Старец Лев видел людей насквозь, все их душевные тайны и пороки, но по-отечески любил. Он никому не отказывал в совете, но «мудрость свою он прикрывал крайней простотой слова и простотой обращения и часто растворял наставления свои шутливостью». Так он утешал крестьянина, у которого украли колеса с повозки: «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, — это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малой скорбью избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан». Дошедшие до наших дней свидетельства о прозорливости и пророчествах отца Льва касаются, прежде всего, дел сугубо личных и житейских.
А что, собственно, запоминается лучше? Тем более что отцу Льву не были чужды эффектные артистические приемы, он знал, как произвести на человека впечатление.
Его духовные чада существенно помогали братской трапезной монастыря продуктами. И отец Илиодор просил разрешения после воскресной Литургии накормить их обедом. Получив благословение на это, авва вышел на крыльцо трапезной и стал звать на обед не своих вполне обеспеченных чад, а тех, кто искал около монастыря помощи, просил милостыню, покинул монастырь из-за своего пьянства. Увидев это, я не мог дальше призывать отца Илиодора к порядку, получив пример того, что Истинная Любовь выше наших представлений о порядке. Отец Илиодор особо почитал, точнее — любил Пресвятую Богородицу.
Она, несомненно, также любит своего верного послушника. Авва, уроженец Кавказа, ушел в мир иной в день празднования Иверской иконы. Его погребение состоялось сегодня — в день памяти оптинского чудотворного образа Богородицы «Спорительница хлебов». А через сорок дней мы будем молиться о его упокоении в день Введения во храм Пресвятой Богородицы — главный праздник Введенской Оптиной пустыни и день его диаконской хиротонии. Молись и ты о нас, авва… Фото: optina.
Как указано на сайте Вятского посада, «Отец Илиодор был духовным братом и верным соратником духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия Ноздрина.
С 1985 года входил в состав братии Троице-Сергиевой лавры, а в 1989 г. Отец Илиодор сопровождал батюшку во всех поездках.