Новости новгородов семен андреевич

Именем якутского учёного и просветителя, создателя первого якутского алфавита Семена Андреевича Новгородова назван сквер в Санкт-Петербурге, об этом сообщил глава Якутии Айсен Николаев в своём телеграм-канале. Семен Андреевич Новгородов родился во 2-м Хатлинском наслеге Ботурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса Республики Саха).

Семён Андреевич Новгородов

Семён Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Боотурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса), окончил реальное училище в Якутске. Семен Андреевич Новгородов в 1917 представил вариант якутского алфавита и был одним из составителей первого якутского букваря. Семён Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Ботурусского улуса (сейчас Болтогинский наслег Чурапинского Улуса, Якутия). Новгородов Семен Андреевич родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинского наслега Ботурусского улуса Якутии. Бизнесвумен владеет 4/6 долями ООО «Энергия-Криосиб», Семёну Андреевичу МИДЕДЕ и Анне Андреевне МИДЕДЕ принадлежит по 1/6 доли общества. 28 февраля 1924 якутский политик и лингвист, создатель якутской письменности Детство и молодость.

Новгородов Семен Андреевич презентация

В день рождения Семена Андреевича Новгородова, 13 февраля, отмечается День родного языка и письменности, а также 2022 год в Республике Саха (Якутия) Ил Дарханом провозглашен Годом матери. Транскрипция Новгородова целиком построена на фонетической основе. В течение восьми лет она была величайшим орудием культурной революции среди трудящихся масс неграмотной, отсталой Якутии. лингвисту-ученому, создателю первого якутского алфавита» являются: Местоположение и габариты памятника, участвующего в формировании. Видеопрезентация, посвящённая к 130-летию со дня рождения учёного-лингвиста Семёна Андреевича Новгородова.

Новгородов Семен Андреевич презентация

В 1923 году новый якутский шрифт был подготовлен в Петрограде, тогда же был опубликован ещё один букварь сурук-бичик и книга для чтения Аагар кинигэ. В 1922 году Новгородов окончил университет и вместе с М. Амосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей. Он принимал участие в установлении границ ЯССР. Умер от острой уремии 28 февраля 1924 года. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Новгородова Елена Семеновна родилась 8 марта 1924 года в Ленинграде. Успешно окончила факультет языка и литературы Якутского педагогического института по специальности «преподаватель русского языка и литературы» и факультет иностранных языков Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена по специальности «преподаватель немецкого языка». С 1953 года работала в ЛГПИ им. Герцена, сначала ассистентом, затем старшим преподавателем, с 1964 года — и.

В 1966 году стала заведующей кафедрой немецкого языка и работала в этой должности до 1990 г. Пушкин, ул. Киквидзе, 27 — А. С 1993 г. В 1954 г. Герцена от 29 апреля 1954 г. В 1966 г. Герцена преподавала немецкий язык.

В сентябре 1919 года Новгородов приехал в Якутск и присоединился к якутскому культурно-просветительному обществу «Саха аймах». Так как правительство Колчака не поддерживало идеи Новгородова, он приветствовал возвращение советской власти. В это же время Новгородов развивает бурную общественную и научную деятельность; он руководит подотделом по научному исследованию Якутской губернии , заведует его лингвистической секцией, участвует в научной экспедициях в восточные улусы Якутии, ведёт лекции на агитационно-политических и педагогических курсах, занимает должность председателя комиссии по составлению учебников на якутском языке. Так как в Якутии были проблемы с типографским оборудованием, в 1920 году Новгородову была поручена его закупка в Центральной России. Могила С. Этот букварь был гораздо лучше других и состоял из пяти частей: художественная литература, история, география, медицина и фольклор. В 1923—1924 годах букварь был распространён по всей Якутии и широко применялся в местных ликбезах. После того, как новое типографское оборудование было завезено в республику, у местных жителей появилась возможность издавать свои книги и газеты. В конце 1923 года стала выходить республиканская газета « Кыым » — на новгородовском варианте алфавита. До 1930 года, когда Якутия перешла на Яналиф , на новгородовском алфавите было издано более 200 книг, включая 30 учебников. Новый алфавит стал большим толчком в развитии якутской культуры. В 1922 году Новгородов окончил университет и вместе с М. Аммосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей. Он принимал участие в установлении границ ЯССР. Семён Новгородов умер от острой уремии 28 февраля 1924 года [2].

Входил в состав Якутского представительства Наркомата по делам национальностей с 1922. Был делегатом IX съезда Советов 1921. В 1922 году Новгородов окончил университет и вместе с М. Аммосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей.

Взамен хозяйка давала им мясную и молочную продукцию. В селе Анна Николаевна пользовалась уважением, к ней обращались за помощью, советом. Судя по фотографиям и воспоминаниям односельчан, Анна Николаевна была среднего роста, крепкого телосложения, смуглая, подвижная, целеустремленная, мудрая женщина. Задолго до начала ысыаха, зимой, старушка Аанчык объехала на лошади всех односельчан и известила о проведении ысыаха. Начала заготавливать продукты, строить планы по проведению главного праздника всех якутов. И вот наступил этот день, 20 июня 1929 года, алаас Чуораайытта начал наполняться жителями и гостями ысыаха. Нужно отметить, что Анна Николаевна имела организаторские способности.

В Омске проведены обыски у главы семейного бизнеса «Энергия-криосиб» Татьяны МИДЕДЫ

Известный просветитель Семен Андреевич Новгородов внес значительный вклад в развитие и просвещение якутского народа. Семен Андреевич Новгородов родился во 2-м Хатлинском наслеге Ботурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса Республики Саха). Воронов Александр Андреевич. Семён Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Ботурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса, Якутия). 1924). Предметный каталог. 28 февраля 1924 якутский политик и лингвист, создатель якутской письменности Детство и молодость.

Новгородов Семен Андреевич. Комментарий

Так как он изучал монгольский, он свободно говорил на бурятском и участвовал в местных собраниях. В марте 1919 года Новгородов опубликовал несколько статей, в которых требовал создания кафедры якутского языка при Иркутском государственном университете , а также отметил сходство современного якутского и языка орхоно-тюркских памятников, подтверждённое более поздними работами других исследователей. В сентябре 1919 года Новгородов приехал в Якутск и присоединился к якутскому культурно-просветительному обществу «Саха аймах». Так как правительство Колчака не поддерживало идеи Новгородова, он приветствовал возвращение советской власти. В это же время Новгородов развивает бурную общественную и научную деятельность; он руководит подотделом по научному исследованию Якутской губернии , заведует его лингвистической секцией, участвует в научной экспедициях в восточные улусы Якутии, ведёт лекции на агитационно-политических и педагогических курсах, занимает должность председателя комиссии по составлению учебников на якутском языке. Так как в Якутии были проблемы с типографским оборудованием, в 1920 году Новгородову была поручена его закупка в Центральной России. Могила С.

Этот букварь был гораздо лучше других и состоял из пяти частей: художественная литература, история, география, медицина и фольклор. В 1923—1924 годах букварь был распространён по всей Якутии и широко применялся в местных ликбезах. После того, как новое типографское оборудование было завезено в республику, у местных жителей появилась возможность издавать свои книги и газеты. В конце 1923 года стала выходить республиканская газета « Кыым » — на новгородовском варианте алфавита. До 1930 года, когда Якутия перешла на Яналиф , на новгородовском алфавите было издано более 200 книг, включая 30 учебников. Новый алфавит стал большим толчком в развитии якутской культуры.

В 1922 году Новгородов окончил университет и вместе с М. Аммосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей.

Так как правительство Колчака не поддерживало идеи Новгородова, он приветствовал возвращение советской власти. В это же время Новгородов развивает бурную общественную и научную деятельность; он руководит подотделом по научному исследованию Якутской губернии , заведует его лингвистической секцией, участвует в научной экспедициях в восточные улусы Якутии, ведёт лекции на агитационно-политических и педагогических курсах, занимает должность председателя комиссии по составлению учебников на якутском языке. Так как в Якутии были проблемы с типографским оборудованием, в 1920 году Новгородову была поручена его закупка в Центральной России. Могила С. Этот букварь был гораздо лучше других и состоял из пяти частей: художественная литература, история, география, медицина и фольклор. В 1923—1924 годах букварь был распространён по всей Якутии и широко применялся в местных ликбезах.

После того, как новое типографское оборудование было завезено в республику, у местных жителей появилась возможность издавать свои книги и газеты. В конце 1923 года стала выходить республиканская газета « Кыым » — на новгородовском варианте алфавита. До 1930 года, когда Якутия перешла на Яналиф , на новгородовском алфавите было издано более 200 книг, включая 30 учебников. Новый алфавит стал большим толчком в развитии якутской культуры. В 1922 году Новгородов окончил университет и вместе с М. Аммосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей. Он принимал участие в установлении границ ЯССР. Семён Новгородов умер от острой уремии 28 февраля 1924 года [2].

Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

В 1923 году новый якутский шрифт был подготовлен в Петрограде, тогда же был опубликован ещё один букварь сурук-бичик и книга для чтения Аагар кинигэ. Этот букварь был гораздо лучше других и состоял из пяти частей: художественная литература, история, география, мкдицина и фольклор.

В 1923—1924 годах букварь был распространён по всей Якутии и широко применялся в местных ликбезах. После того, как новое типографское оборудование было завезено в республику, у местных жителей появилась возможность издавать свои книги и газеты. В конце 1923 года стала выходить республиканская газета «Кыым» — на новгородовском варианте алфавита.

И для печатания надстрочные знаки очень часто стираются, в следствие чего не только популярные, но и научные издания изобилуют ошибками 4. Миссионерские азбуки, в т. Зиму 1916-17 гг. Новгородов вынужден был провести на родине, учительствовал в высшем начальном училище г. В осенних номерах 1916 года на страницах газеты "Якутские ведомости" публикует большую патриотическую статью "Основные задачи якутской интеллигенции" и рецензию на "Краткий русско-якутский словарь Э.

С большой радостью С. Новгородов встретил весть о падении царского режима в февральские дни 1917 года, активно участвует во многих митингах и собраниях трудящихся, посвященных этому событию, был избран членом исполкома бюро Комитета общественной безопасности КОБ г. В статье "10 марта в якутском сознании" он писал: "Якут в этот светлый и радостный день всеобщей весны чувствует себя свободным и равноправным членом российского государства, впервые подавшего ему, якуту, как прочим представителям угнетенных племен братскую руку…. Народ надеется, что будет создан государственный строй, основанный на самых широких демократических началах, вполне обеспечивающих самобытное процветание отдельных племен и национальностей, населяющих необъятную Россию" 5. В марте 1917 г.

Новгородов выступает с докладом о необходимости издания якутского букваря, составленного В. Ионовым последний съезду по телеграфу разрешил распоряжаться рукописью букваря как своей собственностью , на уже составленном им к тому времени новом якутском алфавите на базе международной фонетической транскрипции. Съезд принял его предложение, были изысканы средства на издание букваря, который был назван "Сахалыы сурук-бичик", и он всю весну и лето 1917 г. Новгородов впервые практически опробовал в данном букваре созданную им новую якутскую письменность. Правда, часть знаков латинского алфавита отсутствовала в Якутской типографии, ему пришлось заменить их другими.

При своем несовершенстве это был первый в истории букварь на якутском языке, положивший начало обучению детей на родном языке! Поздней осенью С. Новгородов выезжает в Петроград для продолжения образования. Проучившись зиму, летом 1918 г. Однако к этому времени Сибирь захватили белогвардейцы, и Новгородов вынужден был задержаться в пути.

Около четырех месяцев он работает в Эхирит-бухачатском аймаке Иркутской губернии; имея общемонгольскую подготовку, он овладел бурятским языком настолько, что выступал на собраниях бурят. В марте 1919 г. Новгородов на страницах газеты "Мысль" выступил с требованием открытия кафедры якутского языка при Иркутском государственном университете. Другая его статья "Якутология", опубликованная 5 мая 1919 г. Он в ней высказал мысль о большой близости якутского языка к языку орхоно-тюрских памятников, которая получила подтверждение в работах последующих исследователей якутского языка.

Наконец в конце сентября 1919 г. Новгородов добирается до Якутска и тут же активно включается в работу якутского культурно-просветительного общества "Саха аймах": сначала в качестве его председателя, затем в качестве руководителя его переводческой секции и заведующего курсами якутской грамоты, регулярно выступает с докладами и лекциями на его собраниях.

Семён Андреевич Новгородов төрөөбүтэ 130 сыла

При этом считается тем лучше, чем больше уснащен данный вид поэзии аллитерацией. Теперь рассмотрим некоторые виды якутской народной поэзии. Сюда относятся : песни, призывания — заклинания, благопожелания, героические поэмы, чабыргах, пословицы и загадки. Вследствие широкого развития импровизации якутские песни не подлежат строгой группировке. Тем не менее, надо отметить, что среди них бывают художественно-описательные о наступлении и смене дня и ночи, времен года, о могуществе и плодородии природы, благодати данной местности — озера, реки, елани, о величии и вечности вселенной и т. С шаманскими песнопениями граничат различные виды алгыс призывания, заклинания, обращенные к божествам, гимны. Большинство алгысов произносятся речитативом. Видное место в якутской жизни занимают героические поэмы олонхо. Умелые передатчики этих поэм в долгие зимние вечера нарасхват приглашаются в богатые дома, угощаются там изрядно и целыми ночами повествуют о своих героях и героинях, их потомстве, иногда до третьего колена включительно.

Описательная часть поэмы громко излагается мерной аллитерированной речью, а чужие слова выпеваются с модуляцией голоса согласно требованию содержания то грубым голосом демона — богатыря тьмы, то плачем похищенной им красавицы и т.

Техническую новинку создали специалисты Музея письменности совместно с сотрудниками Института математики и информатики СВФУ им. Клавиатура предназначена для персонального компьютера ОС Windows, ее можно скачать. Кроме того, в настоящее время ученые разрабатывают клавиатуру Семена Новгородова на базе операционных систем для мобильных устройств Android, iOS. Известный просветитель Семен Андреевич Новгородов внес значительный вклад в развитие и просвещение якутского народа. Этот ученый-лингвист составил и издал первые якутские учебники.

Кулаковским, защищали кириллицу. У Новгородова были следующие аргументы: Якутская кириллица использовалась лишь 50 лет, и большая часть якутов была неграмотна. Она не была унифицирована; параллельно использовались два варианта: бетлинговский академический и хитровский миссионерский. Главной проблемой якутской кириллицы было большое количество умляутов, а также знаков долготы и краткости. Новгородов считал, что они замедляют скорость письма, а также приводят к многочисленным ошибкам — при наборе, написании и произношении, особенно это касалось миссионерского варианта. Политическая деятельность Зиму 1916—1917 гг. Новгородов провёл, преподавая в якутской школе. Его статья «Основные задачи якутской интеллигенции» была опубликована в газете «Якутские ведомости». Новгородов поддерживал Февральскую революцию 1917 года. Он участвовал во многих съездах и даже был избран членом исполкома бюро Комитета общественной безопасности Якутска. На первом свободном съезде крестьян-якутов Новгородов представил свой вариант якутского алфавита, основанного на IPA, и говорил о необходимости издания первого якутского букваря речь для съезда была написана В. Ионовым, также он разрешил Новгородову пользоваться рукописью своего букваря.

Новгородова: "Первые шаги якутской письменности: Статьи и письма" 1978 и "Во имя просвещения родного народа: Сочинения, переписка, материалы" 1991. Умер 28 февраля 1924 года. Похоронен на Смоленском кладбище. Вы можете поделиться информацией:.

10 интересных фактов из жизни Семена Новгородова

Статуэтка священного Стерха – это прекрасный подарок к 130-летию первого из народа саха учёного-лингвиста, создателя первого массового якутского алфавита Семёна Андреевича Новгородова. Санкт-Петербург куоракка саха суругун-бичигин төрүттээбит лингвист-учуонай Семен Андреевич Новгородов аатынан искибиэр баар буолла. лингвисту-ученому, создателю первого якутского алфавита» являются: Местоположение и габариты памятника, участвующего в формировании. 1# $a: Новгородов, Семен Андреевич. Именно Семен Новгородов, выходец из глубинки, стал реформатором существовавшей до революции якутской письменности, основанной на русской графике.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий