Новости национальный проект беспилотные авиационные системы

До 1 сентября 2023 года планируется утверждение национального проекта по развитию БАС (беспилотных авиационных систем. За «Кадры для беспилотных авиационных систем» будет отвечать Минобрнауки. – Думаю, за этим будущее, так как в 2024 году в стране стартовал федеральный проект «Беспилотные авиационные системы», – говорит Попов.

Совещание в индустриальном парке Руднево

  • Белоусов назвал сумму, выделенную на нацпроект "Беспилотные авиасистемы" - 06.08.2023, ПРАЙМ
  • Новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
  • Беспилотная авиация стала национальным проектом
  • Список статей
  • Триллион на беспилотники

Гендиректор «БАС» отметил важность развития отрасли беспилотных авиационных систем

На основе данных каталога моделей беспилотных авиационных систем показан текущий ландшафт российской отрасли беспилотной авиации: распределение по типам ЛА, весовым категориям, уровню технологической готовности и сферам применения. Со следующего года стартует национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Управление беспилотных систем и робототехники создано в Минпромторге РФ для реализации задач профильного национального проекта «Беспилотные авиационные системы». За «Кадры для беспилотных авиационных систем» будет отвечать Минобрнауки. Правительство РФ должно в ближайшее время сформировать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Вопросы создания в России отрасли по производству и использованию беспилотных авиационных систем обсуждали сегодня на совещании, которое провел первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Путин поручил создать в 11 регионах центры поддержки производства и испытаний БПЛА

Открывая дискуссию, он отметил, что в настоящее время ведется активная работа, как будет выглядеть область беспилотной авиации в горизонте следующих десяти лет. На данный момент одним из направлений является региональная работа. Принято решение о формировании научно - производственных центров по беспилотным авиационным системам. В ряде регионов, в том числе и в Республике Башкортостан, введены экспериментально правовые режимы. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев подчеркнул, что необходимо внедрять новые цифровые решения в рамках подготовки национального проекта по беспилотным авиационным системам.

Национальный проект должен стать инструментом, с помощью которого можно будет адресно поддерживать бизнес на ключевых этапах жизненного цикла беспилотных авиационных систем как при производстве, так и при эксплуатации, - отметил Антон Ткачев.

Национальный проект по развитию беспилотной авиации в России должны утвердить до 1 сентября 2023 года. Ранее «Известия» сообщили, что также Минтранс подготовил паспорт федерального проекта по развитию инфраструктуры для полетов беспилотных авиационных систем. Уже выбраны первые девять аэродромов, с которых начнется внедрение систем, которые затем будут распространены на аэродромы по всей России.

Нужен инструмент финансирования, чтобы предприятия не внедряли новые технологии себе в убыток".

Владимир Путин поинтересовался, о каких суммах идет речь. Выслушав Кашина, президент спросил у Белоусова, какие средства заложены под такие цели для беспилотной авиации, на что первый вице-премьер ответил: "С Минфином и государственной корпорацией развития ВЭБ. РФ предварительно договорились о 10 млрд, хотя постановление на эту тему еще не выпущено". Немедленно в разговор вмешался руководитель последней Игорь Шувалов: "Завтра в правительстве будет согласительное совещание, существует спор: формировать первый портфель такой помощи в размере 10 млрд или 50 млрд рублей. Я считаю, что право на риск, которое определяется этим постановлением правительства, должно финансироваться в размере 50 млрд, а Андрей Рэмович говорит, что пока 10 достаточно.

По-моему этого маловато". Дрон сделает фермера счастливым О перспективах применения беспилотников в сельском хозяйстве президенту рассказал генеральный директор ООО "Агримакс Аэро" Максим Чижов: "Мы выходим на поле с беспилотниками, когда трудно или невозможно применить обычную технику. Дрон - отличный инструмент, чтобы удобрять почву, поливать, сеять, обрабатывать растения различными растворами. Дрон может сделать фермера счастливым. Но фермерских дронов у нас производится мало, стоят они дорого.

А на использование иностранных дронов трудно получить разрешение от службы сертификации, Росавиации и местной власти". По мнению предпринимателя и инженера, требуется финансовая поддержка как для фермеров, чтобы они могли покупать дроны, так и для производителей, чтобы имели возможность продавать летающие опрыскиватели в лизинг. Производить нужно 5-10 тысяч летающих беспилотников сельхозназначения в год, это не фантастика. В Китае на полях работают 200 тысяч дронов", - констатировал Чижов. А поддержкой производителей займется Белоусов".

Путин: "Предложения бизнеса должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации" Уже за полночь, на завершающем совещании Андрей Белоусов изложил президенту свое видение темпов дальнейшего развития отрасли. В 2023 году государство сделает заказ производителям на 4,4 млрд рублей и закупит эту технику. На период следующего бюджетного цикла с 2024 по 2026 год размер госзаказа составит 92 млрд, на период до 2030 года - 200 млрд.

Модератор секции Андрей Патраков, Авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полетов и сертификации БАС RunAvia отметил, что дискуссия получилась очень живая, разносторонняя и, самое главное, откровенная. Одним из главных выводов ее выводов является несостоятельность текущей версии нацпроекта БАС. Нынешняя версия нац. Например, он предлагает снизить стоимость сертификации БАС до экономически оправданного уровня. По мнению эксперта, эти рекомендации регулирования отрасли БАС уже показали практические результаты не только в самых экономически развитых странах мира, но даже в развивающихся странах Африки. Эксперт уверен, что и в РФ это тоже сработает как минимум по примеру того, как это уже начало работать в соседнем Казахстане с 2021 года. Меры государственной поддержки развития отрасли БАС и подготовки кадров эксперты обсудили в заключительной части программы. Андрей Толстиков, Председатель Комиссии по комплексному развитию территории и региональных финансов в Совете ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике, советник ректора "Ковровской академии им.

В России утвердили национальный проект "Беспилотные авиационные системы"

Со следующего года стартует национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) будет запущен с 1 января 2024 года, сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов. В рамках национальной технологической олимпиады для школьников с 8 по 11 класс существует профиль «Беспилотные авиационные системы», который посвящен решению современных задач с помощью беспилотных летательных аппаратов самолетного типа (БЛА). Именно в такой логике построен нац-проект по развитию беспилотных авиационных систем.

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы». На реализацию национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), о формировании которого в феврале 2023 года объявил президент России Владимир Путин, требуется более 500 млрд руб. В России стартовал пилотный проект по созданию системы непрерывной подготовки кадров для производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Управление беспилотными авиационными системами (по всем модулям компетенции) станет понятным после сборки квадрокоптера: летающего устройства с 4 пропеллерами.

Восемь НПЦ планируется создать по нацпроекту "Беспилотные авиасистемы" до 2025 г

1. О задачах создания отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) и роли субъектов Российской Федерации в формировании и реализации Национального проекта «Беспилотные авиационные системы». В рамках мероприятия участники обсудили реализацию нового национального проекта по беспилотным авиационным системам (БАС), старт которого назначен на 1 января 2024 года. Михаил Мишустин на стратсессии по развитию беспилотных авиационных систем заявил о том, что национальный проект разработан и утвержден. По словам разработчиков, главным трендом беспилотной авиации является замена двигателей внутреннего сгорания на электрические.

РЭО получил поддержку на облеты полигонов в рамках федпроекта по беспилотникам

Есть один федеральный центр, который уже был создан на базе индустриального парка в "Руднево", будут созданы крупные и малые региональные центры", - рассказали "РГ" представители "Платформа НТИ". Уже в 2024 году три региона будут готовы обеспечивать полеты беспилотников Первый региональный НПЦ зарегистрирован в Самарской области. В рамках нацпроекта модули по БАС будут разработаны и внедрены в образовательные программы общего и среднего профессионального образования, а также основные программы профессионального обучения. В 2024 году в России должно появиться 4450 образовательных организаций с такими программами, а к 2030 году их число должно вырасти до 42 800 штук.

И это залог успеха не только в беспилотной отрасли!

В ходе дискуссии важность обмена опытом, привлечения участников рынка к обсуждению также отметила руководитель проектного офиса «Аэромобильность», директор Центра ФРЦЭ, директор Центра инновационной стратегии СТК, заместитель руководителя комитета, эксперт Российского союза промышленников и предпринимателей Людмила Гонтарь. Отмечая опыт создания продукта, конкурентного на мировом рынке, Алексей Юрецкий выразил благодарность Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого и лично Алексею Ивановичу Боровкову за подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, которые принимают участие в создании конкурентоспособных изделий. А технологий в беспилотной отрасли очень много: разработка электронных модулей, моделирование, расчеты, производство и прототипирование, программирование электронных модулей, системы управления, радиосвязь, ИТ-технологии и другие. Помимо самих технологий нужна инфраструктура: цифровые двойники — это, безусловно, одна из важных частей этой мощной инфраструктуры, которая позволит развиваться в рамках разработки», — отметил спикер.

Алексей Юрецкий также представил ключевые запросы рынка видеомониторинга, нюансы разработки матриц для литья деталей, особенности дизайна и эргономики изделий, возможности производства, а также подробно рассказал о цифровом симуляторе Geoscan Trainer, который предоставляет возможность создать сценарии симуляции, позволяющие спроектировать полет по секундам, настроив параметры окружающей среды и работу внутреннего оборудования, включая отказы оборудования. Согласно стратегии развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года в России будет создаваться отечественная линейка беспилотных авиационных систем. Директор по стратегическому развитию АО «Азимут» Алексей Шапкин представил облик беспилотного воздушного судна в 2030 году. В ходе выступления, спикер отметил, что для эффективного взаимодействия систем, должна быть создана единая концепция, включающая подходы к управлению, обмен информацией и требования к оборудованию БАС, создана единая цифровая платформа возможно, в варианте свободно распространяемого ПО : «Такого рода проект концепция должна выполняться совместно разными командами.

Задача: как объединить текущих разработчиков для решения единой задачи? Важно отметить, что типовые задачи для военного и гражданского назначения должны быть детально описаны в виде конкретных вариантов применения агроиндустрия, доставка и т. Так, спикер перечислил ключевые направления, на которые необходимо обратить особое внимание в сфере беспилотных летательных аппаратов: — 1 формирование понятного спроса на продукцию БАС; — 2 обеспечение безопасности при использовании БАС; — 3 обеспечение производства компонентов БАС через стимулирование разработок в сфере беспилотных систем и их комплектующих; — 4 стандартизация в сфере БАС; — 5 подготовка кадров в беспилотной отрасли; — 6 формирование сервисов; — 7 правовое регулирование сферы БАС и их сертификации. Мы в Свердловской области реализуем такой подход в проекте экосистемы "Космос", где объединяем в одном месте ключевые аспекты любого высокотехнологичного бизнеса», — подытожил Андрей Мисюра.

Продолжая тему развития региональных стратегий беспилотных летательных аппаратов, член рабочей группы по БПЛА Комитета по экономической политике Государственной Думы, заместитель руководителя Комитета по БПЛА Минстроя Российской Федерации «Умный город» Владимир Маркин рассказал о системном подходе к формированию региональных стратегий — консолидации имеющихся ресурсов и компетенций в регионе. Так, на примере успешного взаимодействия Воронежской области и Московского авиационного института, спикер отметил, что следующий уровень эффективности регионального управления — цифровые модели. Ключевым пунктом является подготовка кадров под весь спектр задач единого цифрового регионального мониторинга и совершенствование федеральной и региональной законодательных баз», — рассказал спикер. Участники встречи договорились о продолжении взаимодействия, а также проведении ряда рабочих встреч.

Важнейшим направлением безопасности полетов является совершенствование ситуационной осведомленности экипажа и наземных служб для прогнозирования возникновения различных опасных объектов или опасных сочетаний факторов с учетом складывающейся обстановки. Об особенностях ситуационной осведомленности при интеграции БАС в общее воздушное пространство рассказал заместитель генерального директора АО «Навигатор» Анатолий Шукалов.

В числе первых резидентов — ООО «Аэромакс», одна из ведущих компаний отрасли. Производственный комплекс площадью более девяти тысяч квадратных метров, оснащенный современным оборудованием, включает участки композитных технологий, сварки, сборки и окончательной окраски. В частности, предприятие выпускает гражданские беспилотные авиационные системы вертолетного типа SH-450 грузоподъемность — 100 килограммов, дальность полета — 500 километров, время полета — шесть часов и SH-750 грузоподъемность — 300 килограммов, дальность полета — 600 километров, время полета — пять часов , предназначенные для грузоперевозок и полетов в сложных метеоусловиях. У них высокая степень сопротивляемости ветровой нагрузке, они оборудованы противообледенительной системой. На площадке «Руднево» компания «Аэромакс» работает над созданием новой модели гражданского грузового беспилотного вертолета SH-3000.

Он будет весить более трех тонн и сможет поднимать в воздух до тысячи килограммов полезной нагрузки. Беспилотной техники с подобными показателями взлетной массы и грузоподъемности в мире еще не существует. В планах компании — разместить производственные мощности еще в трех корпусах «Руднева», всего общая площадь составит около 28 тысяч квадратных метров, и увеличить объемы выпуска БПЛА. Инвестиции в реализацию проекта составят 5,4 миллиарда рублей, будет создано свыше двух тысяч рабочих мест. В начале апреля компания открыла поиск кадров — идет набор высококвалифицированных инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, инженеров по эксплуатации воздушных судов, а также внешних пилотов. До 2030 года компания «Аэромакс» планирует выпустить около 2500 гражданских беспилотных воздушных судов. В ближайшее время в «Рудневе» начнут работу: — ООО «Беспилотные авиационные системы» — настройка, испытание и тестирование беспилотных авиационных систем; — ООО «Сибирская навигационная компания» — проектирование и производство беспилотных летательных аппаратов; — ООО «Московский завод БПЛА» — производство и испытания беспилотных летательных аппаратов; — ПАО «Газпромнефть» — центр беспилотных технологий промышленного назначения, в том числе для тестирования инноваций, разработки новых решений и программных продуктов; — центр компетенций БАС МГТУ имени Н.

Баумана — центр научно-исследовательских разработок в области авиационных систем, а также другие компании. Кроме того, на базе федерального центра беспилотных авиационных систем планируется организовать: — лабораторно-исследовательский центр для проведения аэродинамических и цифровых испытаний существующих и перспективных технологий беспилотников; — центр коллективного пользования для размещения опытного и мелкосерийного производства, реверс-инжиниринга, макетирования и прототипирования; — учебно-методический центр, где будут готовить высококвалифицированных специалистов, в том числе операторский и технический персонал, формировать кадровый резерв для проектирования беспилотников; — центр анализа и обучения, который будет оценивать бизнес-модели использования беспилотников, а также займется разработкой лучших практик; — высокотехнологичный колледж беспилотной авиации — филиал колледжа имени Н. Годовикова, который сможет ежегодно выпускать не менее 350 специалистов отрасли БАС. В «Рудневе» также планируется проведение национального чемпионата в сфере проектно-конструкторских решений в режиме соревнований «Кибердром», в которых ежегодно принимают участие свыше пяти тысяч школьников и студентов страны. Таким образом, будет создана инфраструктура для привлечения талантливой молодежи начиная со школьного возраста. Тестирование беспилотников в реальных условиях «Руднево» — не единственная московская площадка развития беспилотных авиационных систем. Здесь проходят испытания отечественного наземного оборудования по контролю и мониторингу беспилотных воздушных судов.

Кроме того, ведется работа по разработке экспериментально-правовых норм и оснащению территории необходимым оборудованием. Это позволит столичным инновационным компаниям в безопасном режиме тестировать свои технологии и бизнес-модели. Более 30 компаний уже подали заявки на работу в Зеленограде. Присоединиться к проекту можно, подав заявку на платформе Московского инновационного кластера. Кроме того, Правительство Москвы проводит тестирование технологий беспилотных авиационных систем на базе полигонов в Московской, Тверской и Белгородской областях. Поддержка инновационного бизнеса При поддержке городских властей в кластере «Ломоносов» — открытом в январе 2023 года флагмане инновационного научно-технологического центра Московского государственного университета имени М. Ломоносова «Воробьевы горы» — был собран пул разработчиков БАС.

Здесь локализуют свои конструкторские бюро 12 компаний-резидентов. Малые и средние компании в сфере БАС также могут претендовать на получение грантов Правительства Москвы на покупку оборудования. При приобретении импортных позиций грант составляет 35 процентов от понесенных затрат, при закупке отечественного оборудования — до 50 процентов. Общий объем поддержки может составить до 30 миллионов рублей. Для ускорения выхода новых продуктов на рынок с 2020 года Правительство Москвы реализует программу пилотного тестирования инновационных решений. В частности, программа помогла компаниям в сфере БАС протестировать в реальных условиях беспилотники для поисково-спасательных служб, дронопорты для мониторинга города, строительных площадок и другие решения. Обучение в сфере БАС Правительство Москвы предоставляет широкий спектр возможностей для получения образования в сфере беспилотных авиационных систем.

Например, в рамках «Московской технической школы» — совместного проекта Правительства Москвы, Агентства стратегических инициатив и компании «ВЭБ. РФ» — осуществляется подготовка и переподготовка инженерно-технических специалистов по программе «Беспилотный транспорт». Ряд образовательных проектов планируется к реализации на базе федерального центра БАС в индустриальном парке «Руднево». В 2023 году на базе «Технограда» на ВДНХ были организованы краткосрочные от 16 до 72 часов практические программы по обучению программированию, сборке и управлению БАС, которые уже прошли 200 человек.

Понимание основ беспилотной авиации и беспилотных авиационных систем начиная со школьного возраста способствует упрощению и ускорению подготовки кадров в сфере беспилотных авиационных систем на уровнях среднего профессионального образования, обеспечивая потребность отрасли в специалистах средней квалификации с последующим повышением уровня образования по желанию специалиста, в том числе в образовательных организациях высшего образования.

Одной из специальностей, по которой до 2023 года велась профессиональная подготовка, является "оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом". По состоянию на 2021 год спрос на подготовку по указанной специальности в рамках основных программ профессионального обучения составляет почти 2,5 тыс. В рамках среднего профессионального образования по специальности "эксплуатация беспилотных авиационных систем" в 2021 году принято на обучение не более 2 тыс. Однако с учетом возникшего спроса со стороны работодателей в 2023 году подготовка по указанным профессиям и специальностям является актуальной, что делает необходимым для образовательных организаций среднего профессионального образования не только разработку образовательных программ, но и обеспечение соответствующей инфраструктурой включая полигоны , оснащенной материально-технической базой, отвечающей достаточным требованиям для подготовки квалифицированных кадров. Также важным аспектом является расширение работы по развитию системы подготовки квалифицированных педагогических кадров в рамках повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам технической направленности для усиления компетенций в преподавании учащимся школ и студентам образовательных организаций среднего профессионального образования специальных знаний в сфере беспилотных авиационных систем.

Для удовлетворения кадровых потребностей в области применения беспилотных авиационных систем наряду с запуском программ высшего и среднего профессионального образования со сроком реализации 3 - 5 лет необходима реализация комплекса мер по созданию системы повышения квалификации действующих работников транспортной отрасли, а также для переподготовки специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей. Средний возраст сотрудников в отрасли беспилотной авиации составляет 40 - 50 лет. Доля молодых специалистов в общей численности не превышает 10 процентов. Реализация программы подготовки специалистов в области беспилотных авиационных систем базируется на системном интегрированном подходе на основе федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем". Участие большого числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предполагает необходимость гармонизации и координации совместной деятельности, которая может быть реализована на базе образовательной организации - координатора.

По экспертным оценкам спрос на кадры в отрасли беспилотной авиации может достичь миллиона специалистов в области разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем к 2030 году. Из них 60 процентов - операторы беспилотных авиационных систем, руководители проектных команд, специалисты прикладных научно-производственных и технических направлений в том числе в области строительства, геодезии и др. Более 30 процентов кадров приходится на разработчиков, технологов и профильных программистов. Наиболее востребованными являются специалисты инженерно-технического профиля. Одним из прогнозируемых в рамках Стратегии трендов является увеличение количества лиц, которые получат квалификацию или компетенцию в сфере беспилотных авиационных систем в смежных профессиях на разных уровнях образования и в разных видах образовательных программ.

В число востребованных профессий в период реализации Стратегии предполагается включить такие профессии, как "проектировщик интерфейсов беспилотной авиации", "инженер производства малой авиации", "аналитик эксплуатационных данных", "технолог рециклинга летательных аппаратов", "проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания", "программист систем автоматизированного управления", "техник по эксплуатации беспилотных авиационных систем", "специалист по системам "антибеспилотные авиационные системы", "проектировщик наземной инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем", "специалист по разработке беспилотных воздушных судов космического назначения", "разработчик систем автоматической навигации беспилотных воздушных судов", "разработчик интеллектуальных робототехнических систем", "технолог аддитивного производства беспилотных воздушных судов" и др. Подготовка специалистов для гражданской авиации должна начинаться с уровня среднего профессионального образования для обеспечения потребности отрасли в профильных специалистах среднего уровня квалификации с последующим повышением уровня образования, в том числе в образовательных организациях высшего образования. Вместе с тем подготовка лиц, относящихся к специалистам авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , должна вестись по разработанным и утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации программам в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил на базе сертифицированных указанным уполномоченным органом авиационных учебных центров. Востребованы и программы профессиональной переподготовки для специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей. Научно-техническое развитие Сложившаяся ситуация характеризуется автономным проведением перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в заявительной форме по различным направлениям технологий беспилотной авиации при поддержке органов власти и институтов развития, а также инициативных внутренних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с участием научных и коммерческих организаций.

Первоочередные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на условиях государственно-частного партнерства должны быть направлены на повышение уровня готовности продуктов, для выпуска которых изготовителями уже сформирован задел. Российские изготовители обладают компетенциями по таким направлениям, как "организация командных линий С3 управление, контроль и обмен сообщениями ", "пульты дистанционного управления, системы предупреждения столкновения беспилотных воздушных судов в воздухе", "рулевые винты", "пилотажно-навигационное оборудование" и другие. Данные продукты и технологии, необходимые для их выпуска, критичны в том числе для безопасности полетов, обеспечиваемой качеством оборудования. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны способствовать увеличению уровня локализации производства беспилотных авиационных систем, комплектующих изделий компонентов и изделий и средств защиты от противоправного применения таких систем. В настоящее время недостаточный уровень технологий и производства наблюдается по более сложным, высокотехнологичным компонентам, таким как двигатели, электронная компонентная база, системы управления, полезные нагрузки.

Для указанной продукции требуется централизованная постадийная локализация. Организация производства Ключевой проблемой производственно-технологического характера для развития отрасли беспилотной авиации является недостаточное развитие производства российской электронной компонентной базы для систем управления и навигации, эффективных источников энергии на основе литий-ионных и водородных технологий, высокотехнологичных материалов для изготовления планера и двигателей, основных комплектующих изделий, что оказывает влияние на освоение производства. Вместе с тем имеются проблемы обеспечения организаций-разработчиков российскими средствами автоматизированного проектирования, программно-аппаратными комплексами и программным обеспечением. Мелкосерийное производство не отвечает запросам на необходимое количество готовой продукции и ее стоимости. Необходимо создавать крупные центры по разработке и производству беспилотных авиационных систем, что позволит значительно сократить путь от разработки до внедрения новых технологий в производство.

Решение проблемы ограниченных заказов, штучного и мелкосерийного производства возможно через реализацию роли базового заказчика, консолидирующего спрос на беспилотные авиационные системы и размещающего в производство, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, укрупненные заказы на наиболее востребованные модели беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках утвержденного государственного гражданского заказа. В период реализации Стратегии проектирование и развитие производств беспилотных авиационных систем, а также комплектующих изделий и компонентов должны основываться в том числе на признанных Российской Федерацией положениях международных стандартов в сфере поддержания летной годности беспилотных воздушных судов и авиационной электросвязи, установленных приложениями 8 и 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении в систему планирования отрасли беспилотной авиации информационных технологий. Организации - участники рынка беспилотных авиационных систем в своей деятельности активно используют различные информационные технологии - производственные технологии, технологии работы с большими данными, технологии робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи и другие. Важно развивать технологии, обеспечивающие интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство, включая вопросы развития бортовых средств и систем связи, обеспечивающих зависимое наблюдение и связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения, а также технологии наблюдения и идентификации беспилотных воздушных судов.

Обеспечение зависимого управления беспилотных авиационных систем и пилотируемых воздушных судов на основе анализа больших баз данных с помощью использования искусственного интеллекта является ключевым в решении задачи выполнения полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в одном районе воздушного пространства без установления запретов и ограничений и, соответственно, интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации уже сформирован определенный задел: на крупных предприятиях внедрены производственные технологии, осуществляется полный цикл аддитивного производства некоторых комплектующих для беспилотных авиационных систем; активно внедряются технологии работы с большими данными в ИТ-компаниях для оптимизации и автоматизации процесса работы с данными; на предприятиях рынка беспилотной авиации используются технологии синтеза информационно-управляющих систем, технологии робототехники и сенсорики для планирования движения и управления беспилотными воздушными судами, получения и обработки сенсорных данных; российскими организациями наращиваются компетенции в сфере защиты данных при их беспроводной передаче, необходимой для эффективной эксплуатации беспилотных авиационных систем. Одним из критериев оценки степени развития рынка беспилотной авиации является наличие достаточного количества центров разработки и производства беспилотных авиационных систем. В настоящее время такая инфраструктура дополняется центрами компетенций - центрами инженерных разработок, центрами коллективного пользования, иными инновационно ориентированными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную и или научную деятельность, и др. Функции данных центров должны быть дополнены сопровождением текущих и перспективных проектов по локализации на территории Российской Федерации производства беспилотных авиационных систем, критических комплектующих изделий, по которым в первую очередь идентифицируется дефицит.

Организациям отрасли беспилотной авиации также необходимы элементы инфраструктуры, такие как аэродромы, центры обеспечения полетов, взлетно-посадочные полосы, сертифицированные полигоны для испытаний, административные и жилые помещения. Информационная безопасность Область информационной безопасности, определяемая потребностями рынка беспилотной авиации Российской Федерации, не подлежит системной координации и или централизованному планированию. На сегодняшний день функционирование систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации по большей части основано на иностранных технологиях, реализованных преимущественно на зарубежном оборудовании и программном обеспечении. Рост производительности и пропускной способности оборудования приводит к усложнению алгоритмов обработки данных и миграции их реализации из программной в аппаратную часть. В связи с этим существенно снижается эффективность применения наложенных средств защиты, повышается риск компьютерных атак.

При этом необходимо отметить, что в настоящее время в информационном пространстве увеличивается не только число угроз компьютерной безопасности, но и усложняется их техническая структура, повышается скоординированность атак. Угрозы происходят в том числе от специальных служб иностранных государств, экстремистских и террористических организаций. Такие действия могут быть направлены на выведение полностью или частично из строя объектов беспилотной авиации, причинение ущерба государственному управлению, а также нарушение устойчивости экономики. Одним из способов обеспечения информационной безопасности в беспилотных авиационных системах является применение криптографических методов защиты информации. При этом, несмотря на достигнутые успехи в разработке российских криптографических механизмов, предназначенных для защиты информации в беспилотных авиационных системах, а также на придание им официального статуса документов национальной системы стандартизации, их практическое внедрение зачастую ограничивается государственными информационными системами.

Существенным фактором, препятствующим широкому внедрению российской криптографии, является то, что российские стандарты криптографии не представлены в международных стандартах телекоммуникационных протоколов. Системы управления и контроля за полетами беспилотной авиации, созданные на основе зарубежного оборудования, продолжают наследовать зарубежные механизмы защиты информации, тем самым не позволяют обеспечить требуемый уровень доверия даже за счет замены зарубежного оборудования российским: изменению, как правило, подвергается только программная составляющая, а не логика работы, заложенная в аппаратной части. Полноценную замену существующих технологий систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации "доверенным" оборудованием в ближайшее время произвести практически невозможно, в том числе из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих научные исследования, разработку, внедрение и техническую поддержку современных и перспективных информационно-телекоммуникационных технологий. Положения и рекомендации, закрепленные в действующих нормативных документах, направленные на обеспечение информационной безопасности, требуют усиления внимания участников отрасли и совершенствования в части инструментов и способов практической оценки защищенности, а также экономических механизмов, стимулирующих ответственное поведение диспетчеров систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации. Важным аспектом устойчивого функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации также является заложенная при их проектировании физическая защищенность и структурная живучесть.

Ульяновская область готовится войти в новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»

Всего стратегией развития беспилотной авиации , утвержденной Правительством России в июне 2023 г. К 2030 г. Уже в 2024 г. Речь идет о радиотехническом и метеорологическом оборудовании и строительстве ангаров для хранения и ремонта дронов, а также о модулях заправки или зарядки БАС, говорится в материалах Минтранса, с которыми ознакомились «Известия». Около 5 млрд руб. Когда это будет Новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников, должна появиться в России к 2030 г. Первые базы для массового запуска дронов должны появиться в 2024 г.

Внедрение БАС целесообразно начинать как раз с отдаленных регионов: там доставка грузов сейчас осуществляется вертолетами; стоимость одного вылета оценивается в сотни тысяч руб..

Уже возведено 18 производственных корпусов, включая опытное производство и конструкторское бюро. На промышленной площадке свои мощности развернут 17 компаний, большая часть из которых будет выпускать БПЛА. Московский авиационный институт представил на выставке в «Руднёво» две инновационные разработки в области беспилотных технологий. Один из проектов — система «Контур», предназначенная для мониторинга охраняемого периметра с применением беспилотного воздушного судна.

Также уже началось обучение пилотов БАС, первый сертификат был выдан 28 августа 2023 г. Участники комиссии обратили внимание на отсутствие регламентирующих документов для предоставления права компаниям-разработчикам БАС в первый раз запускать беспилотники в рамках испытательных работ. Этот вопрос будет обсуждаться Минтрансом, Росавиацией и Росатомом. Также формируются механизмы защиты внутреннего рынка, включая создание новых условий для протекционизма через особый режим закупок и оценку степени «российскости» промышленной продукции. Ожидается, что эти механизмы вступят в силу с 1 января 2024 г.

До окончания октября также будет завершена подготовка организационной инфраструктуры для создания опорного научно-производственного центра на базе парка «Руднево» в Москве.

Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии 1. Цель, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации Целью реализации Стратегии является создание в Российской Федерации новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок, оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами. Достижение указанной цели потребует введения мер финансового и нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в Российской Федерации.

Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка. Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли беспилотных авиационных систем, система подготовки кадров в Российской Федерации должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами. Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", включающее создание конкурентоспособных российских беспилотных авиационных систем, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих", в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области беспилотных авиационных систем; "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации"; "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем". В соответствии с базовым сценарием целевыми значениями показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 году являются: объем российского рынка беспилотных авиационных систем, выражающийся в прямом спросе, а также спросе на такие системы в рамках оказания услуг с учетом образовательных беспилотных авиационных систем в период 2023 - 2030 годов нарастающим итогом - более 1 млн. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров.

Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли. Мероприятия и целевые индикаторы реализации Стратегии Целевые индикаторы Стратегии достигаются в результате реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы" и мероприятий входящих в него федеральных проектов. По ключевому направлению "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" предусматривается формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования российских беспилотных авиационных систем и комплектующих. Дополнительно ожидается реализация инструментов стимулирования спроса, в том числе субсидирование части стоимости летного часа беспилотного воздушного судна и запуск механизма льготного лизинга таких систем, а впоследствии - и объектов наземной инфраструктуры. По ключевому направлению "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих" предусматриваются: развитие разработки и серийного производства беспилотных авиационных систем; развитие серийного производства унифицированных элементов наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации беспилотных авиационных систем; развитие индустрии средств производства беспилотных авиационных систем и их компонентов, производства материалов; создание и развитие российской цифровой платформы в целях оптимизации методик проектирования беспилотных авиационных систем и их компонентов; переход на российские протоколы управления беспилотными авиационными системами, телеметрии, создание собственных протоколов связи для замены ELRS и Crossfire, необходимых для управления беспилотными авиационными системами FPV; формирование и актуализация ИТ-ландшафта потребностей в области беспилотной авиации. Дополнительно ожидается создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации в рамках реализации программ деятельности инновационных институтов развития.

Сценарии развития отрасли беспилотной авиации Исходя из макроэкономических и отраслевых предпосылок рассматриваются два сценария развития отрасли - базовый и прогрессивный. Ключевые различия сценариев состоят в прогнозируемой динамике достижения технологического суверенитета отрасли, спроса на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением, внедрения проектов локализации производства беспилотных авиационных систем и критических комплектующих изделий на территории Российской Федерации, развития инфраструктуры для беспилотной авиации в субъектах Российской Федерации, совершенствования системы сертификации и системы непрерывного образования и подготовки кадров для беспилотной авиации. В Стратегии за основу берется базовый сценарий развития отрасли беспилотной авиации. Как базовый, так и прогрессивный сценарии реализуемы исключительно в условиях снятия регуляторных ограничений в области интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и старта проектирования уже на этапе внедрения Стратегии процесса перехода к услугам с использованием беспилотных авиационных систем. Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14 процентов в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025 - 2027 годах.

Прогрессивный сценарий предполагает усредненный 25-процентный прирост в период реализации Стратегии, а также повышение доли российских беспилотных авиационных систем в общем объеме российского потребления. Допускается вероятность организации экспортных поставок беспилотных авиационных систем в дружественные государства. Показатели Стратегии, в том числе объемы спроса и производства беспилотных авиационных систем, могут быть уточнены по мере ее реализации и снятия регуляторных ограничений в области применения беспилотных авиационных систем, в том числе отдельных отраслей, направлений, сегментов применения беспилотных авиационных систем. Подходы к реализации Стратегии 1. Этапы реализации Стратегии Стратегия реализуется в рамках следующих двух этапов. Второй этап 2025 - 2035 годы включает реализацию мер, направленных на стимулирование перехода участников рынка к массовому созданию беспилотных авиационных систем, а также активизации применения услуг с их использованием.

В том числе предполагается расширение апробированных при реализации первого этапа инструментов и технологий на все эксплуатируемые типы беспилотных авиационных систем, на дополнительные сценарии и регионы оказания услуг с использованием беспилотных авиационных систем. Реализация Стратегии связана с наличием макроэкономических, социальных и операционных рисков. Развитие инфраструктуры отрасли беспилотной авиации Магистральным вектором развития промышленности в сфере беспилотных авиационных систем является формирование соответствующих инфраструктурных субъектов, направленных на обеспечение достижения стратегических целей развития отрасли. Такими субъектами призваны стать научно-производственные центры испытаний и компетенций, которые обеспечат решение полного спектра методологических, научно-исследовательских и производственных задач. Научно-производственные центры испытаний и компетенций позволят создать научно-производственную инфраструктурную среду для реализации проектов по разработке, испытанию, производству, выводу на рынок и развитию беспилотных авиационных систем, а также смежных отраслей в состав таких центров могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития и иные заинтересованные российские организации. В целях комплексного развития отрасли беспилотных авиационных систем научно-производственные центры испытаний и компетенций необходимо масштабировать в сеть региональных центров, обеспечивающих равномерное развитие инфраструктуры и рынков беспилотных авиационных систем на всей территории Российской Федерации, учитывая экономическую специфику регионов страны.

В целях реализации методологического обеспечения деятельности и разработки модельной инфраструктуры, транслируемой на региональные научно-производственные центры испытаний и компетенций, на базе индустриального парка "Руднево" г. В рамках деятельности сети научно-производственных центров испытаний и компетенций будет создана единая цифровая платформа проектирования беспилотных авиационных систем, функциями которой будут являться накопление данных о цифровых испытаниях изделий, валидация и верификация методик расчетов, реализованных в рамках развития специализированных программных продуктов, интегрированных в указанную платформу в целях снижения количества натурных испытаний и упрощения процедур сертификации беспилотных авиационных систем и комплектующих создание сертифицированных виртуальных испытательных полигонов и модуля цифровой сертификации беспилотных авиационных систем. В целях устойчивого развития беспилотной авиации научно-производственные центры испытаний и компетенций будут взаимодействовать с отраслевыми лидерами и экспертно-аналитическими центрами в рамках практического применения беспилотных авиационных систем. Научно-производственные центры испытаний и компетенций будут связаны единой научно-технической политикой в области развития беспилотных авиационных систем. Их деятельность будет способствовать снижению издержек на проектирование, прототипирование, сертификацию и организацию серийного производства перспективных видов техники и технологий. Основные задачи создаваемых региональных научно-производственных центров испытаний и компетенций будут связаны с планированием создания результатов интеллектуальной деятельности, методическим сопровождением, размещением заказов на производство и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизацией, содействием в субсидировании, управлением межрегиональной кооперацией и интегрированием инициатив по нормативному регулированию отрасли.

Потенциальными пользователями научно-производственных центров испытаний и компетенций будут являться организации авиационной промышленности, выпускающие беспилотные авиационные системы, "стартапы" и команды разработчиков беспилотных авиационных систем, разработчики элементов беспилотных авиационных систем и инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, разработчики систем противодействия незаконному применению беспилотных авиационных систем, Министерство обороны Российской Федерации федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", организации - участники Военного инновационного технополиса "Эра" и компании из дружественных государств. Для ресурсной поддержки разработчиков и изготовителей беспилотных авиационных систем будет создана сеть научно-производственных центров испытаний и компетенций инновационного развития с головным федеральным центром. Индустриальные партнеры будут представлены лидерами - изготовителями отрасли беспилотной авиации. Операторы научно-производственных центров испытаний и компетенций будут определены исходя из релевантного опыта по обеспечению эффективной инфраструктуры конструкторское бюро, испытательный центр, опытное производство для реализации разработок и организации производства. Региональная привязка создаваемых научно-производственных центров испытаний и компетенций будет сформирована исходя из промышленного профиля индустриальных партнеров и предполагаемых операторов. Роль базового заказчика особенно актуальна в первые годы формирования рынка беспилотных авиационных систем и услуг, предоставляемых с использованием беспилотных авиационных систем.

Реализация роли базового заказчика предполагается в период 2023 - 2027 годов. По мере развития рынка беспилотных авиационных систем роль базового заказчика может быть исключена. Ресурсное обеспечение и источники финансирования Стратегии Механизмы финансовой поддержки отрасли беспилотной авиации будут реализованы в соответствии с положениями и в рамках финансового обеспечения национального проекта "Беспилотные авиационные системы". Источниками ресурсного обеспечения реализации Стратегии являются: средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственных программ Российской Федерации, включая государственные программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие транспортной системы", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"; средства бюджетов субъектов Российской Федерации; средства институтов развития и фондов; ресурсы организаций отрасли беспилотной авиации; средства частных инвесторов, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием; средства иных участников хозяйственной деятельности. Привлечение внебюджетных средств будет осуществляться в рамках отдельных проектов. Реализация проектов будет осуществляться на принципах разделения рисков и при наличии частной инициативы, подкрепленной готовностью к вложению инвестиций из внебюджетных источников и подтверждающей наличие у инициатив коммерческого потенциала.

При этом общим принципом привлечения внебюджетных средств является снижение доли государственного участия по мере снижения рисков реализации Стратегии, а также с учетом хода внедрения и реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы". Мониторинг, контроль и управление реализацией Стратегии Мониторинг реализации Стратегии базируется на данных отраслевого статистического наблюдения, отчетных материалах по выполнению плана мероприятий по реализации Стратегии, первичной информации от организаций промышленности, аналитике научно-исследовательских организаций, а также на других официальных данных. В рамках реализации Стратегии будет поддерживаться развитие различных форматов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с участниками отрасли беспилотных авиационных систем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий