Интервью режиссера фильма «Кавказская пленница» Леонида Гайдая газете «Коммунист Таджикистана», апрель 1967 г. несколько сотен горожан под известные песни из кинофильмов Гайдая водили хоровод. Выпуск «Как снимал Леонид Гайдай — гений комедии и недооцененный автор» к 100-летию со дня рождения выдающегося советского режиссера был представлен на YouTube-канале. Режиссер рассказал о том, как Леонид Гайдай отзывался о творчестве композитора. несколько сотен горожан под известные песни из кинофильмов Гайдая водили хоровод.
Леонид Гайдай — российский мастер комедии
Вариантов этой байки существует несколько, но история как нельзя лучше описывает Гайдая-режиссера. У дочери Гайдая и Нины Гребешковой диагностировали желчнокаменную болезнь. «Мне было тяжело с Гайдаем»: Светличная критично отозвалась о великом режиссере. почему Михалков не сыграл Остапа Бендера и чем режиссеру не угодила Мила Йовович — в материале РИА бойцаВ детстве Гайдай постоянно ходил в Иркутский. В сложнейшем жанре — комедии — Леонид Гайдай был настоящим мастером и лучшим представителем этого направления советского времени.
«Горький fest» будет посвящен 100-летию Леонида Гайдая
Пырьев покровительствовал не только Леониду Гайдаю, но также Эльдару Рязанову (это он настоял, чтобы режиссер занялся «Карнавальной ночью») и Георгию Данелии. Гайдай показательно игнорировал эту установку — не поднимал зрителя на новые высоты, а спускался с ним к покусанным попам. Пырьев покровительствовал не только Леониду Гайдаю, но также Эльдару Рязанову (это он настоял, чтобы режиссер занялся «Карнавальной ночью») и Георгию Данелии. Гайдай решил снять комедию в стиле Чарли Чаплина, своего любимого режиссера.
В Иркутск впервые прилетела внучка режиссера Леонида Гайдая Ольга Худякова
Тогда режиссер заменил Леонида Гайдая в пьесе мальчиком из «Дворца пионеров». Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. невероятно талантливый кинорежиссёр, признанный гений комедии. Биография советского режиссера Леонида Иовича Гайдая: личная жизнь, юность фронтовика, национальность, жена. в городе, где режиссер "Операции Ы" и "Бриллиантовой руки" провел значительную часть жизни, его 100-летие готовятся праздновать не один день, а. В Иркутской области в 2023 году пройдут праздничные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения кинорежиссера Леонида Гайдая.
Премию имени Леонида Гайдая впервые вручили в Иркутске
В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссера. Помимо творческого вечера Натальи Варлей около памятника режиссёру на площади возле Иркутского цирка состоялся флешмоб «Хоровод вокруг Гайдая». Леонид Гайдай — режиссер, который выработал свой узнаваемый авторский стиль», — подчеркнула директор Музея кино Лариса Вячеславовна Баженова. Почему Леонид Гайдай был в черном списке советских режиссеров и едва не лишился работы навсегда. 30 января исполняется 100 лет со дня рождения кинорежиссера Леонида Гайдая, фильмы которого — «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». Гайдай снимал картину в казино «Тадж-Махал», принадлежащем Дональду, и даже выразил бизнесмену благодарность в финальных титрах.
Режиссер Гайдай. Как он это делал?
Знаменитый режиссер нередко вспоминал, как это происходило: Когда приехали отбирать в действующую армию пополнение, на каждый вопрос военкома отвечал: «Я! Офицер, не выдержав, закричал: «Да подождите вы, Гайдай. Дайте мне огласить весь список! Он сразу же проявил себя в бою под псковской деревней Енкино, закидав гранатами вражеский дот и уничтожив всех, кто там находился.
За эти действия он был представлен к медали «За боевые заслуги». На следующий год, участвуя в Великолукской боевой операции, Гайдай подорвался на фашистской мине. Леонид Гайдай.
Человек, который не смеялся В госпитале Леонид пробыл более шести месяцев, всеми силами пытаясь сохранить ногу, которую не позволил врачам ампутировать. В результате Гайдай перенес пять хирургических операций, а последствия того ранения сопровождали Леонида всю оставшуюся жизнь. Со второй группой инвалидности был комиссован и вернулся в Иркутск, где стал учиться актерскому мастерству в театральной студии при драмтеатре.
Театр и первые фильмы По окончании учебы фронтовика Гайдая приняли в местную труппу. Первые его роли ограничивались знаменитым «кушать подано», но вскоре его ввели в постановку «Молодой гвардии» по роману Александра Фадеева. После блестящего исполнения роли Ивана Земнухова о Гайдае заговорила местная пресса.
Леонид Гайдай в молодости Однако, несмотря на успех, начинающий актер понимал, что на его фактуру ролей наберется немного, поэтому решил развиваться в режиссуре. Именно в Иркутском драмтеатре, его альма-матер, состоялся первый режиссерский опыт Гайдая — Леонид поставил сцену с дракой в спектакле «Госпожа министерша». О кино я тогда почти не думал.
А я уже из театра уволился… Ну, думаю, была не была — пойду в кино. Сдал экзамены во ВГИК. И не пожалел.
Кино, я уверен, интереснее театра, впрочем, это мнение я никому не навязываю. По воспоминаниям, студент-фронтовик отличался от своих сокурсников не только актерским талантом, но и какой-то особенной внутренней сосредоточенностью. Еще во время учебы Гайдай начал работать режиссером-практикантом у своего учителя Бориса Барнета.
У него же состоялся актерский дебют Гайдая в кинофильме «Ляна», где ему досталась роль Алексея. Увидев эту работу, знаменитый режиссер Михаил Ромм посоветовал Леониду заняться комедийным жанром. Долгий путь, первый фильм Гайдая, вышел в 1956 Через год Гайдай приступил к съемкам сатирической комедии «Жених с того света» 1958 , где впервые познакомился с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным , которого позднее будет снимать практически во всех своих фильмах.
Картина была жестко раскритикована представителями министерства культуры и сокращена почти наполовину — в ней осталось 48 минут хронометража. Все из-за того, что фильм нещадно высмеивал советский бюрократизм — главный герой пытается доказать, что умер не он, а человек, укравший его бумажник, но доказать чиновникам свое существование у него не получается. Кадр из фильма «Жених с того света» Режиссеру перестали давать сценарии для съемок, но тут на его защиту встал режиссер и лауреат шести Сталинских премий Иван Пырьев, которому Гайдай очень нравился.
Сестра Августина пошла в науку. Леонид с детства занимался музыкой, играл на балалайке в оркестре, потом увлёкся занятиями в школьном театральном кружке. Все называли его Лёнька-артист, потому что у него был подражательный талант, он передразнивал учителей, но делал это необидно. С фронта Гайдай вернулся более замкнутым, уже эдаким молодым стариком. К тому же он получил тяжёлое ранение в ногу, последствия которого мучили его всю жизнь. Тем не менее мне кажется, что всё своё веселье и чувство юмора он вложил в то, что делал, — в фильмы. Когда Гайдай уже стал известным режиссёром, его спрашивали, почему он снимает комедии, и ответ был примерно такой: «Может быть, мне и хотелось бы сделать какое-то глубокое кино, но как можно отказаться от комедии, если люди вокруг так тяжело живут». В 2012 году у нас открыли памятник, посвящённый самому режиссёру и персонажам, которых он придумал здесь, — Трусу, Балбесу и Бывалому. Иркутский памятник Леониду Гайдаю… …и его персонажам Трусу, Балбесу и Бывалому Фото: Оксана Цепилова Чего пока не удалось добиться, так это открытия полноценного музея.
Хочется, чтобы он расположился в маленьком домике семьи Гайдаев, но договориться об этом с родственниками Леонида Иовича пока не получается.
Картины этих двух мастеров российского кино выбраны неслучайно для новогодних ретроспектив, поскольку в наступающем году Гайдаю исполняется 95 лет, а Ларисе Шепитько исполнилось бы 80 лет со дня рождения.
И домой оттуда уже не вернулся. Вот как об этом вспоминает Н. Гребешкова: «У Лени было воспаление легких — они наполнялись жидкостью, ему делали откачку. Я ночевала в больнице.
Раз в три-четыре дня уезжала домой, ночью стирала пижамы — Леня очень потел — и утром ехала к нему. Постепенно он стал поправляться. В один из вечеров 19 ноября. Было шесть часов, а ужин в половине седьмого.
Леня читал газету, потом спрашивает: «Какая у нас почва на даче? А где грядки, — отличная земля». Но в этом году снега не было, они же вымерзнут». Понимаете… ничто не предвещало беды.
И вдруг он закашлялся. А у Лени была аритмия сердечная.
ГайдайЦентр | онлайн-музей Леонида Гайдая
Узнав о судьбе произведения, Никулин, под которого писалась роль царя, сразу отказался сниматься, решив, что советская цензура, даже спустя почти сорок лет, не пропустит фильм на экраны. Сценарий действительно подвергли большим изменениям, и в уже готовом фильме вырезали много «сомнительных» мест. Например, на вопрос: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет? Фразу исправили на: «Во всяком случае, не мы! В фильме провокационную реплику заменили: «В палатах». После приема послов Бунша должен был сказать: «Мир и дружба», но в окончательном варианте он произносит другую фразу: «Гитлер капут! После блестящего успеха картины актера Владимира Этуша обокрали. Но воры, узнав, что они обнесли квартиру самого Шпака, вернули добычу к его дверям. Машину времени, которая, по сценарию, занесла Буншу во времена Грозного, изготовил скульптор Вячеслав Почечуев.
За это он получил гонорар 40 рублей и справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени». В апреле 1993 года состоялась премьера фильма, а в ноябре того же года 70-летний режиссер скончался на руках у жены. Но сам режиссер гордился ею и считал фильм вторым по значимости в своей творческой биографии после «Бриллиантовой руки». В русско-американской комедии о том, как русский разведчик Федор Соколов Дмитрий Харатьян пытается помешать русской мафии в США, сыграла также молодая американская актриса Келли МакГрил. Она прилетела на съемки в СССР прямо во время августовского путча. Увидев танки, она решила, что в Москве снимается крупномасштабное кино. Когда американка узнала правду, режиссеру было очень сложно уговорить ее остаться в опасной стране. В титрах выражена особая благодарность будущему президенту США за помощь в организации съемок. Когда снимали сцены в казино, оказалось, что Леонид Гайдай подвластен пороку игромании.
И однажды съемочной группе действительно пришлось эвакуировать режиссера из злачного места, где тот потратил слишком много денег.
Узнав о судьбе произведения, Никулин, под которого писалась роль царя, сразу отказался сниматься, решив, что советская цензура, даже спустя почти сорок лет, не пропустит фильм на экраны. Сценарий действительно подвергли большим изменениям, и в уже готовом фильме вырезали много «сомнительных» мест. Например, на вопрос: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет? Фразу исправили на: «Во всяком случае, не мы! В фильме провокационную реплику заменили: «В палатах».
После приема послов Бунша должен был сказать: «Мир и дружба», но в окончательном варианте он произносит другую фразу: «Гитлер капут! После блестящего успеха картины актера Владимира Этуша обокрали. Но воры, узнав, что они обнесли квартиру самого Шпака, вернули добычу к его дверям. Машину времени, которая, по сценарию, занесла Буншу во времена Грозного, изготовил скульптор Вячеслав Почечуев. За это он получил гонорар 40 рублей и справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени». В апреле 1993 года состоялась премьера фильма, а в ноябре того же года 70-летний режиссер скончался на руках у жены. Но сам режиссер гордился ею и считал фильм вторым по значимости в своей творческой биографии после «Бриллиантовой руки».
В русско-американской комедии о том, как русский разведчик Федор Соколов Дмитрий Харатьян пытается помешать русской мафии в США, сыграла также молодая американская актриса Келли МакГрил. Она прилетела на съемки в СССР прямо во время августовского путча. Увидев танки, она решила, что в Москве снимается крупномасштабное кино. Когда американка узнала правду, режиссеру было очень сложно уговорить ее остаться в опасной стране. В титрах выражена особая благодарность будущему президенту США за помощь в организации съемок. Когда снимали сцены в казино, оказалось, что Леонид Гайдай подвластен пороку игромании. И однажды съемочной группе действительно пришлось эвакуировать режиссера из злачного места, где тот потратил слишком много денег.
Премия была учреждена Союзом кинематографистов России по инициативе Губернатора Приангарья. Вручение премии состоялось перед открытием творческого вечера заслуженной артистки РСФСР Натальи Варлей, приуроченного к празднованию 100-летия со дня рождения Леонида Гайдая. В своём видеообращении она выразила уверенность, что год юбилейных мероприятий в честь выдающегося режиссёра откроет новые творческие имена. Игорь Кобзев отметил, что для него Леонид Гайдай — пример мужества и несгибаемой силы духа. Да, он не родился на иркутской земле, но именно здесь он учился в школе, отсюда ушёл на фронт, потом окончил театральную студию и работал актёром. Иркутяне гордятся талантливым земляком. Нам очень важно сохранить память о нём. Беречь традиции, заложенные Гайдаем в кинематографе.
О причинах невероятной народной популярности фильмов режиссера рассказал декан сценарно-киноведческого факультета ВГИКа Вячеслав Марусенков. Хотя про его талант выбирать нужных актеров сказать надо. Он вел эту великую троицу из фильма в фильм, и зритель не уставал от них. Это на самом деле прием из французского и американского немого кино, переложенный на советскую реальность. Но нужно было еще этих людей найти и почувствовать их таланты и возможности. Для этого нужен еще более серьезный творческий дар. Во-вторых, он создавал легкую комедию, когда не нужно поднимать табличку, чтобы заставить зал смеяться. Когда от смеха плачет и слесарь, и доктор наук. Это дорого стоит. Само появление Ивана Грозного с по-царски сдвинутыми бровями в советской Москве в кадре уже выглядит неимоверно смешно. Это чувственная интуиция нахождения абсолютной комедии. И последняя, пожалуй, самая сложная и неоднозначная режиссерская задача заключается в поиске вечных тем. Хотя многие создатели комедий грешат выбором злободневных историй, чтобы сорвать куш.
В Иркутске впервые вручили премию имени Леонида Гайдая от Союза кинематографистов России
В 1955 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе. Леонид Иович Гайдай стал одним из самых популярных и признанных советских режиссёров, создателем бессмертных шедевров «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» и многих других, которые являются классикой советского кино. Большинство его картин стали культовыми и разошлись на цитаты. Как известно из официального заключения, причиной стала тромбоэмболия лёгочной артерии. Знаменитый режиссер похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Савин Александр Николаевич, 1924 г. Из села Багаряк. За бои в марте 1945 года Александр Николаевич был награждён двумя медалями «За отвагу». Погиб 05.
Польша, Гданьское воеводство, посёлок Зандвенг. Кобзарь Иван Васильевич, 1914 г. Из села Юго—Конево. Заряжающий роты противотанкового ружья. За бой 24. Погиб 12. Витебская область, Сиротинский район, деревня Волково.
Это будут бесплатные сеансы, специально организованные для москвичей и гостей столицы сетью «Москино. Картины этих двух мастеров российского кино выбраны неслучайно для новогодних ретроспектив, поскольку в наступающем году Гайдаю исполняется 95 лет, а Ларисе Шепитько исполнилось бы 80 лет со дня рождения.
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» решил отметить день рождения Гайдая киномарафоном с его проектами. Так, на телевидении показали «Бриллиантовую руку», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика» и др.
Иркутяне гордятся талантливым земляком. Нам очень важно сохранить память о нём. Беречь традиции, заложенные Гайдаем в кинематографе. Знакомить подрастающее поколение нашей страны с его талантом и творчеством. Я рад, что празднование 100-летия со дня рождения Леонида Иовича получило такой масштаб, объединило российское профессиональное культурное сообщество и общественность, — сказал Игорь Кобзев. Глава Иркутской области напомнил, что 30 января, в день, когда исполняется сто лет со дня рождения Леонида Гайдая, в регионе стартует череда праздничных мероприятий, посвящённых великому режиссёру, которые продлятся весь год. Справка: Павел Скоробогатов — продюсер, режиссёр, актёр.
Живое дело Леонида Гайдая
Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне. Был призван в 1942 году и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт. Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого его признали непригодным к дальнейшему несению военной службы и направили в госпиталь. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне - Иркутский академический драматический театр имени Н. Охлопкова , работал осветителем, актёром. В 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК, который закончил в 1955 году. В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая - «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Спустя два года на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины.
Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. Пырьева, Гайдай был практически отставлен от режиссёрской работы. Лишь после выпуска в 1960 году идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» о котором Гайдай сам позже никогда не упоминал его «простили». Дальше были короткометражные фильмы 1961 года - «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус - Балбес - Бывалый. На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди». Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми, истинными жемчужинами советского кинематографа.
И у него это получилось. Но как рассказывала вдова Евгения Наталья Моргунова, он никогда не заботился о том, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих и никоим образом не контролировал свое поведение. И тот раз не был исключением. Моргунов пропустил замечание режиссера картины мимо ушей. Он позволял себе открытое хамство и неоднозначные шутки в его адрес.
При этом спутницы актера громко смеялись, чем вызывали у всех присутствующих еще большее раздражение. Очевидцы рассказывали, что из уст Евгения прозвучала следующая фраза: «Подумаешь, режиссер, тоже мне Феллини! Прославленный режиссер вырезал все сцены с героем своего обидчика и сообщил ему, что группа в нем больше не нуждается. В общих сценах роль Моргунова выполнял дублер.
После окончания полкового училища будущего режиссера перевели под Москву, на Калининский фронт. Воевал сержантом во взводе пешей разведки 1263 стрелкового полка 381 стрелковой дивизии, неоднократно ходил во вражеский тыл брать языка.
В бою за деревню Енкино 14. За этот подвиг командир майор Афанасьев наградил Леонида Иовича медалью «За боевые заслуги». Вскоре Гайдай стал командиром отделения. Возвращаясь с разведывательного задания 20. Около года провел в госпиталях, перенёс 5 операций. Ему угрожала ампутация, но он от неё категорически отказался.
Врачи в госпитале ногу спасли. Но рана давала о себе знать всю оставшуюся жизнь. Его признали инвалидом, и в январе 1944 года Гайдай вернулся в Иркутск. В феврале он поступил в театральную студию при Иркутском драмтеатре. Там Гайдай учился на актера, а после окончания студии стал работать в местном театре. После двух лет работы в Иркутском драмтеатре, в 1949 году, Леонид Гайдай решил поехать в Москву — поступать в театральный институт.
В 1955 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе. Леонид Иович Гайдай стал одним из самых популярных и признанных советских режиссёров, создателем бессмертных шедевров «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» и многих других, которые являются классикой советского кино.
Война катком прокатилась по тому поколению, которое только-только вступало во взрослую жизнь в 1941 году. В июне 1941 года Гайдай окончил школу, а через несколько дней после его выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Юноша стал ожидать призыва, устроившись в Иркутский драмтеатр им. Охлопкова простым разнорабочим. В феврале 1942 года Леонида Гайдая призвали на фронт и направили в Монголию.
Там он следил за лошадьми, которых поставляли для нужд армии, объезжал их. После окончания полкового училища будущего режиссера перевели под Москву, на Калининский фронт. Воевал сержантом во взводе пешей разведки 1263 стрелкового полка 381 стрелковой дивизии, неоднократно ходил во вражеский тыл брать языка. В бою за деревню Енкино 14. За этот подвиг командир майор Афанасьев наградил Леонида Иовича медалью «За боевые заслуги». Вскоре Гайдай стал командиром отделения. Возвращаясь с разведывательного задания 20.
Около года провел в госпиталях, перенёс 5 операций. Ему угрожала ампутация, но он от неё категорически отказался. Врачи в госпитале ногу спасли. Но рана давала о себе знать всю оставшуюся жизнь.
Леонид Гайдай — российский мастер комедии
Псковская область, город Новосокольники. Востротин Дмитрий Григорьевич, 1896 г. Из Каслей. Участник Гражданской войны. За своевременный подвоз боеприпасов и горячей пищи, иногда и под огнём противника, Дмитрий Григорьевич был награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Соколов Михаил Ефимович, 1914 г. Из деревни Аллаки. Младший сержант. Шофёр автороты подвоза.
В бою 07. Награждён орденом Красной Звезды. На фронтах Великой Отечественной разведчиками, артиллеристами, миномётчиками и сапёрами воевали те, кто после войны станут гордостью советского кинематографа. Это потом они получат звания народных и заслуженных, станут кумирами миллионов благодарных зрителей. А на передовой все они были простыми солдатами и с ними бок о бок сражались и наши земляки. Сегодня молодые люди узнают о событиях войны, в том числе, и благодаря старым советским фильмам. Ведь снимаясь в фильмах о войне, бывшие фронтовики понимали и чувствовали своих героев как никто другой.
Это был настоящий кинематографический провал: зрители и критики приняли картину негативно, и Гайдай вполне мог лишиться профессии. Несмотря на хорошие отношения с директором «Мосфильма» Пырьевым, Леонида практически отстранили от съемок фильмов. После такой серьезной неудачи режиссер на некоторое время покинул Москву и отправился к родителям в Сибирь. В Иркутске он отдыхал, общался с родственниками и много читал. Тут же пришла в голову мысль экранизировать это произведение, и Гайдай принялся писать сценарий. Тогда же родились Трус, Балбес и Бывалый, которых на экране представили Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Это была короткометражка — лента «Пес Барбос и необыкновенный кросс» длилась всего 10 минут. Кадр из фильма «Пес Барбос» Коротенькую ленту впервые продемонстрировали в 1961 году на Московском кинофестивале. Благодаря «Псу Барбосу» режиссер стал знаменитым не только в СССР, но и за рубежом: картина была переведена на несколько языков и удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Успех воодушевил автора, и он решил снять продолжение фильма с теми же героями — «Самогонщики». Гайдай вновь был и режиссером, и сценаристом картины. Работа вошла в «Сборник комедийных фильмов», созданный на киностудии «Мосфильм». Новым проектом режиссера стала картина «Деловые люди» — экранизация новелл О. Сюжет объединил три самостоятельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В 1962 году фильм был признан одним из самых популярных: количество его просмотров перевалило за 20 миллионов зрителей. Он решил снять комедийный фильм со злободневным сюжетом, героями которого станут обычные советские люди. Подходящий сценарий режиссер отыскал у авторов Костюковского и Слободского, которые назвали свое произведение «Несерьезные истории». Вместе со сценаристами Гайдай переделал сюжет, добавив третий рассказ, в котором вновь появились персонажи его короткометражных фильмов Трус, Балбес и Бывалый. Съемки продолжались девять месяцев, и за это время неоднократно менялся как сценарий, так и имя главного героя. Изначально интеллигентный студент был Владиком, но в экранной версии зрители увидели уже Шурика. Кадр из фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Режиссер решил дать актерам карт-бланш: были разрешены импровизации, собственные шутки. Заучивать роли слово в слово Гайдай не требовал. Фильм, появившийся на экранах страны летом 1965 года, обрел название «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В первый же год проката картину посмотрели порядка семидесяти миллионов зрителей, она была удостоена «Серебряного дракона Вавеля» на международном фестивале кино в Кракове. Леонид Иович так увлекся приключениями Шурика, что решил не останавливаться и снять продолжение. В фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» зрители в последний раз увидели Труса, Балбеса и Бывалого. Как и в предыдущих работах, многие сцены этой картины появлялись спонтанно, по ходу творческого процесса. Он экспериментировал, по нескольку раз заставляя артистов переигрывать одни и те же эпизоды. По задумке автора, «Кавказская пленница» должна была стать зрелищным фильмом, наполненным динамикой и яркими трюками. К музыкальному сопровождению режиссер отнесся с особым вниманием: в итоге зрители получили не только захватывающий фильм, но и настоящие хиты того времени. В их число вошла знаменитый шлягер поэта Леонида Дербенева и композитора Арно Бабаджаняна «Песенка о медведях», которую многие жители нашей страны знают наизусть. Леонид Гайдай на съемках «Кавказской пленницы» «Кавказская пленница» была готова к прокату уже осенью 1966-го, но чиновники не спешили ее одобрять. Худсовет «Мосфильма» жестко раскритиковал комедию, назвав ее невыразительной и небрежно снятой. Отдельного порицания удостоились операторы и специалисты монтажа, которым выговорили за наличие «нежелательных акцентов». На переделку работы ушел почти год, и в начале 1967-го картина наконец увидела свет. Советские зрители были в восторге от нового фильма: билеты в кинотеатры раскупались мгновенно. Интересным фактом стало то, что перед очередным полетом советские космонавты попросили поставить им «Кавказскую пленницу», другие предложенные фильмы они смотреть отказались. Соавторами Гайдая по сценарию для «Бриллиантовой руки» вновь стали Слободской и Костюковский. Идею творческие люди почерпнули из журнала «За рубежом», где рассказывалось о реальной истории контрабандистов, перевозивших похищенные ценности в гипсовой повязке. В прокат фильм поступил весной 1969-го, и вновь его ждал ошеломительный успех. Леонид Гайдай на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию», Был момент, когда Леонид Иович собирался разнообразить свой репертуар и начать снимать немного другое кино.
Но не забыли авторы экспозиции и о том, что фильмы легендарного режиссёра подвергались жесткой цензуре. Один из его дебютных фильмов и вовсе был "изрезан" из полнометражного в короткометражный. Посетители выставки смогут тайно посетить "Худсовет", увидеть и услышать, как фильмы Гайдая "разносили" на редактуре, и что приходилось преодолевать режиссёру, чтобы донести свои картины до широкого зрителя. В честь празднования 100-летия Гайдая будет проведена серия экскурсий "Иркутск кинематографический", в школах области пройдут лекции "Крылатые фразы или почему мы говорим цитатами из фильмов Гайдая", а затем школьники региона напишут "Гайдай-диктант" и примут участие в серии "Гайдай-квизов", в День иркутского кино 24 марта состоится флэшмоб "Будущие Гайдаи", а о военных страницах из жизни режиссёра напомнит памятная акция "Рядовой Гайдай". Также в рамках празднования будет обустроена подсветка памятника Леониду Иовичу в Иркутске, создан стикерпак для мессенджеров, а "Кинокомпания Юрия Яшникова" создаст фильм про режиссёра в рамках документального сериала "Киноинтервью". Ярко, с юмором — как в наших любимых комедиях! При этом важно не забывать и о другой очень значимой составляющей юбилейных мероприятий. Мы благодарны Музею истории города Иркутска имени Сибирякова за идею привести в порядок могилы родителей режиссера. И то, что Ольга, внучка Леонида Иовича, приняла решение прилететь из столицы и вместе с нами сделать эту работу, придает этому особую ценность", — отметил Юрий Яшников, кинорежиссер, продюсер, руководитель Центра развития кинематографии имени Леонида Гайдая.
Ярко, с юмором — как в наших любимых комедиях! При этом важно не забывать и о другой очень значимой составляющей юбилейных мероприятий. Мы благодарны Музею истории города Иркутска имени Сибирякова за идею привести в порядок могилы родителей режиссёра. И то, что Ольга, внучка Леонида Иовича, приняла решение прилететь из столицы и вместе с нами сделать эту работу, придаёт этому особую ценность. Кроме этого, в оргкомитет вошла и Амурская область в лице министра культуры. Мы надеемся, что весь следующий год мы будем слышать, как откликаются и другие субъекты, потому что имя Леонида Гайдая для всех родное, его фильмы про нас, в них — любовь к людям. В столицу Приангарья Ольга Владимировна прилетела впервые. В программу мероприятий она предложила добавить участие профессионалов из мира кино в виде конкурса сценариев или создания короткометражных фильмов в комедийном жанре. Время идёт и жизнь меняется, возникают другие приоритеты.