Пасхальная неделя, которую называют Светлой седмицей, начнется 17 апреля 2023 года, а завершится 22-го числа. Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Сплошная или Всеядная седмица – это неделя (называемая седмицей в церковном календаре), в течение которой отсутствуют какие-либо посты.
Церковные праздники в мае
«Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!». Первые шесть недель называют Святой четыредесятницей, а последняя неделя поста широко известна как Страстная седмица. Любая сплошная седмица в православии от других отличается отсутствием поста.
Сплошные седмицы
Великий пост для христиан — это семь недель (седмиц) напряженного духовного труда. «Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!». В славянском седмица открывается Неделей (воскресным днем) и им же оканчивается.
Почему православные праздники меняют свои даты
- Когда Светлая седмица в 2023 году?
- Как называется вторая неделя Великого поста
- Сплошная седмица в православии – что это
- Светлая седмица 2023: что она означает, когда начинается у православных в этом году
Значение слова «седмица»
Происходит от ст.-слав. седмица 'неделя; семёрка' через русск.-ц.-сл., от ст.-слав. седмь 'семь', от праслав. *sedmь, от *sedmъ 'седьмой', от более раннего *sebdmъ, в конечном итоге от ПИЕ *septmós; общеслав., семантическая калька др.-греч. ἑβδομάς «семь, семерка. В России неделю когда-то называли седмицей, а воскресенье (то есть по-простому день отдыха) – неделей. Православный календарь. Сплошные седмицы. Неделя в нашем понимании в церковно-славянском языке имеет название седмица. Происходит от ст.-слав. седмица 'неделя; семёрка' через русск.-ц.-сл., от ст.-слав. седмь 'семь', от праслав. *sedmь, от *sedmъ 'седьмой', от более раннего *sebdmъ, в конечном итоге от ПИЕ *septmós; общеслав., семантическая калька др.-греч. ἑβδομάς «семь, семерка. В православии она носит название Страстная седмица, Страстная или Великая неделя.
Страстная седмица: чем обусловлен каждый из дней?
Фреска церкви св. Николая в Прилепе, Македония. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились.
Выражение «в недельный день» означает «в день воскресный». В русском языке название этого одного главного дня стало названием всего семидневного периода «неделя» в современном смысле. В то же время в церковном обиходе «седмицей», вопреки значению термина, иногда называют дни с понедельника по субботу Страстная седмица , Светлая седмица , седмица 2-я по Пасхе и др.
Смотреть что такое "Седмица" в других словарях: седмица — суббота, неделя Словарь русских синонимов. Толковый словарь Ушакова. Произносится [седьмица] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке седмица — ы; ж. Калька греч.
Что можно и чего нельзя делать В дни Светлой седмицы не положено ходить на кладбища, плакать по усопшим, ведь и они получают облегчение на время этого праздника. Люди ликуют вместе с ангелами, прославляя Христово воскресение. В течение этой седмицы надо отрешиться суеты, оставить мирские заботы и тревоги, которые, кстати, исчезают сами собой. Мир наполнен высшей духовной радостью о воскресшем Господе. Смерть побеждена, и нет места слезам и унынию. Никто да не плачет о своих грехах в этот праздник, как сказал святой Иоанн Златоуст. Все грехи прощены нам Христовым воскресением. Не стоит в этот период предаваться и другим грехам: объедению как это нередко случается после длинного поста , пьянству, ругани, разврату, ссорам и т. Провести эти святые дни надо достойно. Особенности богослужения Храмы на время Пасхальной седмицы переоблачаются в радостный красный цвет. Везде пестрят надписи «ХВ», что значит, Христос Воскресе.
Как называется у православных неделя после Пасхи
Он символизирует «часть Господню», которую ставили на своей трапезе святые апостолы по Воскресении Христовом, веруя, что Господь всегда незримо присутствует посреди них. Апостолы оставляли незанятым центральное место за столом и клали перед ним свою часть хлеба. Позднее этот обычай вошел в церковное богослужение и был определен уставным порядком. По окончании литургии Светлой Субботы артус раздробляется и раздается на вкушение молящимся. В настоящее время этот обычай сохраняется в приходах, где есть епископская кафедра. С артусом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба и для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название «Чин о Панагии», то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах хлеб Богоматери вспоминается раз в году при раздроблении артуса. Народные традиции Светлой седмицы По старинному преданию, крестьяне верили, что с первого дня Светлой недели Сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, вплоть до Своего Вознесения. Ходят они, испытуют людское милосердие, награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей».
Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников, не имевших особенно тяжких преступлений. Всю Светлую неделю по всей Руси не умолкал радостный пасхальный звон: гудели-перекликались колокольни. Пасхальный звон На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Священники ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина.
Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни. Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности.
Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства — неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю — переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом.
Что не только накладывает отпечаток на характер богослужений каждого дня, но и задает особый настрой молитвам и размышлениям верующих. Воскресенье, с которого начинается отсчет, иначе называют малой Пасхой.
Хотя недельный богослужебный цикл в Церкви сформировался только к X-XI веку, особое почитание воскресного дня установилось уже в первохристианских общинах. Сегодня, как и почти две тысячи лет назад, мы в этот день откладываем свои дела и идем в храм, на богослужение. Впрочем, не все дела неуместны в воскресенье — например, помощь ближним, благотворительность, посещение больных и нуждающихся в поддержке людей вполне согласуются с духом этого дня.
Понедельник в христианской традиции посвящен миру ангельскому и архистратигу Небесных сил бесплотных — Архангелу Михаилу. У каждого человека, начиная со дня крещения, есть свой ангел-хранитель. Молитвы ему звучат и на богослужениях этого дня; особое внимание им стоит уделить в понедельник и во время домашней молитвы.
Монашествующие, которые подражают жизни ангелов разумеется, в силу человеческой природы , нередко постятся по понедельникам — вдобавок к обязательному посту, установленному в среду и пятницу. Вторник посвящен ветхозаветным святым: праотцам, праведникам, пророкам и, особо, величайшему из них Мф. Молитвы, обращенные к нему, в этот день особенно усердны; уместной темой для размышлений во вторник будет покаяние.
Самый долгий и самый строгий пост у православных верующих длится сорок восемь дней. Как награда за старания и терпение установлена еще одна сплошная седмица — Светлая, Пасхальная. Во время нее разрешается есть все, но после долгого периода воздержания рекомендуется не «переусердствовать». Эта праздничная, радостная седмица в 2022 году продлится с 25 апреля по 1 мая.
Последняя в году сплошная седмица — Троицкая. После праздника и накануне Петрова поста с 13 по 19 июня в 2022 г. Также нужно не забывать, что отсутствие поста не равно несдержанность.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Проще говоря, каждый из семи дней недели (по-славянски – седмицы) кому-то или чему-то посвящен – ангелам, святым, важнейшим событиям Священной истории. Предваряет Страстную седмицу Лазарева суббота, т.е. воспоминание воскрешения Лазаря Четверодневного, и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). Предваряет Страстную седмицу Лазарева суббота, т.е. воспоминание воскрешения Лазаря Четверодневного, и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. «Страсти» на церковнославянском означает «муки и страдания», и Страстной неделя названа, так как посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа и его крестной смерти. — В Светлую седмицу во всех православных храмах воспевается торжество жизни и Воскресения, прославляется победа над смертью Господа нашего Иисуса Христа.