Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Уровень развития эмоционального интеллекта может зависеть от множества факторов, например. из чего состоит эмоциональный интеллект. Таким образом информация лучше у Смотрите видео онлайн «Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых» на канале «Независимое физическое развитие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 декабря 2023 года в 1:37, длительностью 00. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки».
Развитие эмоционального интеллекта: правила и упражнения
Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни. | Отличная книга Тревиса Бредберри с конкретными советами по развитию эмоционального интеллекта. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать | Эффективные упражнения для развития эмоционального интеллекта в командах. |
11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции | Станьте спонсором канала, и вы получите доступ к эксклюзивным бонусам. Подробнее: этом видео:0. |
Развитие эмоционального интеллекта: ТОП-7 упражнений | Это важно для развития любого вида интеллекта, особенно эмоционального. |
Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить
Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей. Уровень развития эмоционального интеллекта может зависеть от множества факторов, например. Обучение развитию эмоционального интеллекта с помощью актульных материалов — лучшие курсы, бесплатные вебинары, список литературы и проверенные онлайн-тесты.
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо.
Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них.
Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов.
Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу.
Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя.
Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции.
Реагировать соответствующим образом. Исследования показывают, что степень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на уровень стресса. Кроме того, эмоциональный интеллект является важнейшим фактором успеха как на работе, так и вне ее. Сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом более удовлетворены своей работой и демонстрируют лучшую производительность труда , по сравнению с их коллегами с низким уровнем этого навыка. Некоторые эксперты даже говорят о связи между эмоциональным интеллектом и тем, сколько денег мы зарабатываем.
Развитие эмоционального интеллекта Возьмите на вооружение три способа, с помощью которых можно немедленно начать работу по развитию эмоционального интеллекта и снижению стресса. Практикуйте эмоциональную грамотность Эмоциональная грамотность помогает сфокусировать собственные чувства и желания. Чтобы отточить этот навык, научитесь выражать свои мысли тремя словами лучше делать это мысленно , перенаправляя эмоции на себя. Например, в ситуации, когда коллега слишком долго выполняет вашу просьбу, не говорите ему о некомпетентности. Это только ухудшит положение, потому что обращение «вы» заставляет вашего визави защищаться. Чтобы добраться до сути своих эмоций, справиться с ними и урегулировать конфликт, скажите себе: «я чувствую нетерпение». Смотрите также: Деловые коммуникации. Как добиться успеха Как развить эмоциональную грамотность Выражайте чувства предложениями из трех слов.
Говорите «я» вместо «вы» это позволит овладеть чувством, а не транслировать его на другого человека.
В настоящее время в американских школах используется более 150 различных программ повышения эмоциональной грамотности, известных под различными названиями: «тренинг жизненных умений», «социальное осознание», «решение социальных проблем», «социальная компетентность», «творческое разрешение конфликтов». Она представляет собой план всеобщего эмоционального образования для дошкольников и младших школьников" [1, с. Основное направление данной программы это обозначение, распознавание собственных эмоций и эмоций других людей, развитие самоконтроля и управление эмоциональными состояниями, решение межличностных проблем и конфликтов.
У учащихся, прошедших эту программу, отмечался не только высокий уровень способностей к распознаванию эмоций и связанных с ними проблем, но и высокий уровень к пониманию социальных проблем вообще [1]. У них был также отмечен рост эмпатии, снижение агрессивности, повышение внимательности к собственным эмоциям, а также к эмоциям других людей. Кроме того, учащиеся, прошедшие программу Активизации стратегий альтернативного мышления, нацеленную, прежде всего, на развитие эмоционального интеллекта, проявляли более высокий уровень развития социального интеллекта. Это позволяет говорить о связанности социального и эмоционального интеллектов, а также - о связанности социальных и эмоциональных навыков.
Примечательно, что сегодня существуют специальные программы по повышению эмоционального и социального интеллектов как связанных феноменов. Так, на проведенной в России международной практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» профессор Д. Антояньяцца, эксперт в области социально-эмоционального образования, отметил, что дополнительное социально-эмоциональное образование положительно влияет на результаты обучения. В частности, повышению учебной успеваемости способствует формирование социально-эмоциональных навыков, улучшение отношения к себе, к другим и к школе, положительное поведение в классе.
Так, Д. Антояньяцца полагает, что социальным и эмоциональным навыкам можно научиться то есть, существуют возможности для их развития. Социально-эмоциональное образование, по мнению эксперта, может проводиться не в виде отдельного предмета, а реализовываться учителями на всех занятиях, на каждом уроке. Роль учителя состоит не только в том, чтобы преподавать содержание частного предмета, но и в том, чтобы обучать социально-эмоциональным навыкам и создавать поддерживающую среду [5].
Другая участница конференции, профессор психологии и педагогики Антонелла Де Амико, упомянула о важности комплексного подхода в развитии эмоционального интеллекта и создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды, в которой развитию эмоционального интеллекта способствуют не только само обучение, но и физическое пространство, в котором проводится обучение, а также атмосфера, в которой оно проводится. Участие эмоционального интеллекта в процессе обучения, по мнению А. Де Амико, гарантируется такой эмоцией, как интерес. Наличие интереса как у учащегося, так и у преподавателя, положительно влияет на качество обучения, а также на создание "эмоционально-интеллектуальной образовательной среды".
Родители также формируют эмоционально-интеллектуальную среду, поэтому родителей необходимо вовлекать в процесс развития эмоционального интеллекта детей [5]. В настоящее время в российском пространстве создаются программы по развитию эмоционального интеллекта с дальнейшим внедрением их в государственные образовательные учреждения. Хаустова [5], «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» А. Муратова [5], учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» Е.
Сергиенко [10]. В отечественной педагогике программы развития эмоционального интеллекта разрабатывались, преимущественно, в рамках дошкольного образования, однако в последнее время подобные программы разрабатываются также для подростков и для взрослых, идет речь о профессиональной подготовке помогающих практиков в области развития эмоционального интеллекта специалисты в области эмоционального интеллекта, тьюторы эмоционального интеллекта и т. Так, существуют программы обучения экспертов по развитию Soft skills и EQ В. Анализируя литературу и события по теме эмоционального интеллекта, обнаруживаем, что вопросы повышения эмоционального интеллекта в зарубежном научном пространстве актуализируются, кроме того, в связи с влиянием уровня развития эмоционального интеллекта человека на его психическое и физическое здоровье, характер социальных отношений, производительность труда.
В отечественном научно-практическом поле развитие эмоционального интеллекта - не только психолого-педагогическая задача: так, вопросы эмоционального интеллекта все чаще рассматриваются в рамках управленческих и бизнес-тренингов, разрабатываются специальные программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта руководителей и управленческого персонала, рекрутеров и т. Также создаются цифровые платформы, приложения для развития эмоционального интеллекта - как в области образовательной, профессиональной деятельности, так и адаптированные для ежедневного домашнего индивидуального применения пользователями. Отметим, что в русскоязычном научном и практическом пространстве ощущается недостаток исследований связи эмоционального интеллекта с уровнем субъективного благополучия, психического и физического здоровья человека, ощущением им счастья. Педагогические исследования характера и путей развития эмоционального интеллекта детей также, как правило, не содержат элементов лонгитюдного изучения благополучия этих детей во взрослом возрасте.
Мы полагаем, что упомянутый аспект темы эмоционального интеллекта требует глубокого изучения и развития, в связи, с чем также можно говорить о популяризации конкретных методов повышения эмоционального интеллекта. Как отмечают Р. Робертс и др. Сферы, в которых исследование возможностей развития эмоционального интеллекта сегодня наиболее перспективно: клиническая и организационная психология, геронтопсихология, педагогика, образование, современные информационные технологии и т.
В настоящее время существуют различные пути организации внешнего целенаправленного воздействия, как на отдельные компоненты эмоционального интеллекта, так и на его общий уровень. Мы классифицируем эти пути следующим образом: тренинг формирование навыка ; групповая психотерапия групповая проработка и проживание материала ; индивидуальная психотерапия индивидуальная проработка и проживание материала ; консультирование; коучинг; самостоятельное развитие эмоционального интеллекта статьи, книги, приложения, представленные в информационном пространстве. При этом, С. Деревянко отмечает важность теоретического обоснования программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое.
Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3]. В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители.
На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций , а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем. Иными словами, в работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта, нельзя обойтись без "ретроспективной составляющей" в виде анализа опыта и стереотипных реакций прошлого что предполагает, в том числе, привлечение психотерапевтической практики.
Так, Е. Гордеева отмечает положительное влияние клинической трансперсональной психотерапии на развитие как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта участников, после прохождения групповой психотерапии [2] При этом, Е. Гордеева пишет, что в результате интенсивного отреагирования психологических травм, у некоторых участников происходил спад эмоциональной чувствительности. Однако, после завершения групповой психотерапии и индивидуальной психокоррекции произошло восстановление и развитие эмоционального интеллекта.
Таким образом, можно сделать предположение о том, что создание программ, объединяющих психотерапию и тренинговый подход в области развития эмоционального интеллекта, возможно. Интерес вызывают исследования, посвященные развитию эмоционального интеллекта у людей, страдающих психическими расстройствами, с помощью арт-терапевтических методов.
О важности развития эмоционального интеллекта говорит Валерия Эдуардовна. Тот, кто управляет эмоциями, управляет и своим разумом. Например, человек, не умеющий контролировать чувства, не может донести свою точку зрения, когда раздражен или разгневан. Его сознание в такие моменты «затоплено» эмоциями. Это искажает информацию, которую он получает, и мешать ему здраво мыслить. Подавление же сильных эмоций или их неконструктивное выражение несет катастрофические последствия.
Это может стать настоящей угрозой благосостоянию, репутации, счастью, здоровью или даже жизни. Человек, который умеет управлять эмоциями, ярче ощущает вкус жизни, владеет навыками психогигиены, легче адаптируется к новым условиям и по максимуму использует свои аналитические способности. Понимать эмоции других людей важно, потому что мы взаимодействуем с ними каждый день. Если мы понимаем, что они чувствуют и почему, нам проще выстроить отношения. Человек может не обладать выдающимся интеллектом или талантами, но если он умеет общаться с людьми, его уважают и ценят. Скорее всего, он достигнет большего успеха, чем человек с теми же данными, но при низком уровне развития эмоционального интеллекта. Представьте ситуацию: у ребенка отобрали любимую игрушку. Малыш с низким уровнем EQ начнет плакать, топать ногами, громко кричать.
Если ребенок умеет выражать свои эмоции, он будет договариваться, например, предложит обменяться. Если не научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния, он будет просто реагировать на ситуацию — закатывать истерику. Когда ребенок осознает свои чувства, он сначала анализирует свое отношение к произошедшему, думает, как ему поступить, и только потом дает реакцию. Ребенок с высоким EQ быстрее адаптируется в коллективе и лучше учится. Начать развитие эмоционального интеллекта у детей можно в дошкольном возрасте. В 3—4 года ребенок активно повторяет за родителями эмоциональные состояния. Он уже осознает себя как самостоятельную личность и проявляет эмоции так, как считает нужным. Зачастую это выражается в негативизме.
Именно в этот момент важно научить ребенка осознавать свои эмоции и находить компромиссы в конфликтных ситуациях. Чтобы развивать эмоциональный интеллект, не обязательно учить скучную теорию или записываться на консультацию к психологу. Для детей и взрослых есть действенные упражнения. Хотите, чтобы упражнения были всегда под рукой?
7 привычек для повышения эмоционального интеллекта
Огромный вклад в развитие эмоционального интеллекта у ребенка вносят родители. Станьте спонсором канала, и вы получите доступ к эксклюзивным бонусам. Подробнее: этом видео:0. Упражнение «Эстафета чувств» Цель: Тренировка тактильных навыков, формирование адекватного восприятия взаимодействия с другими людьми. О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. Для развития всех сторон эмоционального интеллекта необходимы многие навыки, например, практика осознанности, увеличивающая разрыв между мыслью и эмоцией и дающая нам лучшее осознание первой и контроль над второй. Огромный вклад в развитие эмоционального интеллекта у ребенка вносят родители.
Развитие эмоционального интеллекта: как умение понимать себя и свои чувства
Для развития эмоционального интеллекта необходимо уметь продуктивно общаться с другими. IPLAY EQ — игра на развитие эмоционального интеллекта, предназначенная для взрослых. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта означает, что человек осознает свои переживания, причины злости или печали. Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Это упражнение на развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку научиться осознавать свои состояния. Второе Упражнение на Развитие Эмоционального Интеллекта у Взрослых/Игры Мозга/Тренировка Ума/Тренинг.
Развитие эмоционального интеллекта: как умение понимать себя и свои чувства
Это упражнение на развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку научиться осознавать свои состояния. Эффективные упражнения для развития эмоционального интеллекта в командах. Таким образом информация лучше у Смотрите видео онлайн «Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых» на канале «Независимое физическое развитие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 декабря 2023 года в 1:37, длительностью 00.
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых
Самоконтроль Подавлять свои эмоции или идти у них на поводу — это не позитивные вещи, так как они могут привести к чрезмерной реакции, тревоге или депрессии. Чтобы этого не происходило, вам нужно работать над самоконтролем. Сначала определите, что вы чувствуете. Если вы злитесь, выясните почему.
Это из-за того, что кто-то сделал? Это потому что у вас просто плохой день? Также важно размышлять о том, почему вы чувствуете определенную эмоцию.
Обычно это показывает скрытую потребность, которая привела вас к этой эмоции. Следующий шаг — принять ваши эмоции. Если то, что вы чувствуете, слишком интенсивно, вы можете дистанцироваться от того, что, по вашему мнению, вызвало эмоцию.
Многочисленные исследования показали, что оптимисты физически и психологически более здоровее и успешнее, чем пессимисты. Проговаривание эмоций Все люди испытывают эмоции, но мало кто может точно идентифицировать их и описать особенность их происхождения и течения. И дело тут не только в недостатке словарного запаса, но и в неумении правильно определять эмоции и их значения. Те, кто отличается высоким EQ, хорошо управляют своим поведением и эмоциями, поскольку могут точно определить и понять свои ощущения. К примеру, если человек чувствует себя плохо, то он должен уточнить для себя оттенки этой эмоции, в которую могут войти чувства раздражения, разочарования, одиночества, тревоги и пр. Чем яснее определена эмоция, тем лучше будут поняты ее причина и способы ее контроля. Тактичная настойчивость Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют найти баланс между хорошими манерами, чувством эмпатии и целеустремленностью. Это тактичное сочетание идеально подходит для разрешения конфликтов. При большинстве разногласий кто-то выбирает пассивную, а кто-то активную манеру поведения.
Эмоционально интеллектуальные люди умеют контролировать агрессию, но при этом остаются настойчивыми. Это позволяет им нейтрализовать сложное поведение их оппонентов и разрешить конфликт, не наживая врагов. Любознательность Неважно, к какому типу относится человек с высоким EQ — к интровертам или экстравертам, — он всегда любознателен. Не стоит путать эту привычку с обычным любопытством — бессознательным стремлением к познанию, которое часто выходит из-под контроля, может мешать общению и даже разрушить отношения. Любознательность является продуктом эмпатии — одной из ключевых ступеней к высокому EQ. Чем больше человек заботится о других людях и проявляет искренний интерес к ним, тем больше располагает к себе и лучше понимает эмоции других. Правильная эмоциональная память Эмоционально интеллектуальные люди живут с девизом: «Обмани меня однажды — позор тебе, обмани дважды — позор мне». Благодаря их уверенности в себе и открытости их довольно сложно обидеть. Они имеют правильную эмоциональную память: умеют прощать, чтобы избежать чувства обиды, но никогда не забывают, извлекая из каждой ситуации важный урок.
Проанализируйте свою реакцию на стрессовые ситуации. Старайтесь контролировать проявление своих эмоций и не давать им провоцировать вас на необдуманные поступки. Анализируйте свои чувства и причины их возникновения.
Учитесь брать на себя ответственность за свои действия. Помните, что ваши поступки способны в той или иной степени оказывать влияние на других людей. Если они приносят негатив, найдите в себе смелость честно это признать.
Чтобы исключить такие ситуации, попробуйте представить себя на месте другого человека и оценить какое последствие может нести для него ваш поступок. Читайте также! Подробнее Специалисты Гарвардского университета в ходе проведенных исследований установили, что люди с низким уровнем EQ отличаются ярко выраженной неуверенностью, способностью впадать в уныние и подчиняться негативным эмоциям.
Тех, у кого EQ достаточно развит, отличает стойкое понимание взаимосвязи собственных эмоций и поступков, умение держать себя в руках в стрессовых ситуациях, осознание своих сильных и слабых сторон и способность работать над собой, стремление к самореализации. Три способа, которые могут способствовать развитию EQ самостоятельно Учитесь определять свои эмоции. Следите, как воздействует на вас стресс, к каким последствиям он может привести, насколько результативны ваши действия и можно ли их как-нибудь изменить так, чтобы они принесли еще больший эффект; Не бойтесь интересоваться мнением окружающих: они со стороны могут объективно оценить ваши действия, подсказать, как на них влияют ваши эмоции, насколько высок уровень вашей эмпатии.
Их оценка поможет понять, насколько верно вы взаимодействуете с людьми. Читайте произведения, в которых присутствуют персонажи, отличающиеся многогранностью характера.
Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор. Как определить уровень эмоционального интеллекта Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах. Вот самые известные.
Тест Мэйера — Сэловея — Карузо. Самый сложный и серьезный тест , который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей. Состоит из восьми разделов со 144 вопросами. Каждый вопрос имеет правильные и неправильные варианты ответов. Баллы, полученные в тесте, не зависят от самооценки человека, его аффективного состояния, желания покрасоваться и других факторов. Потому он считается точным.
Но интерпретировать результаты теста нужно вместе с психологом. Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо. Источник: ipran. Также основана на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея, но представляет собой опросник, а не тест.
10 игр на эмоциональный интеллект для взрослых
Ведь эмоции — это всегда нечто спонтанное и неконтролируемое. А интеллект ассоциируется у нас с хладнокровием и расчётом. На самом деле, если у вас высокий EQ — это значит, что вы не бросаетесь в крайности цинизма и импульсивности, а постоянно пребываете в состоянии эмоционального дзена. Вот конкретный пример. Предположим, вы познакомились с каким-то человеком. Он вам понравился, но вы никак не можете определиться, что же испытываете к нему: симпатию, мимолётное влечение или что-то посерьёзней. Люди с высоким EQ — почти как супергерои — обладают способностью сразу определить, что именно они чувствуют. А значит, не бросаются в омут с головой, разбираясь с последствиями своих поступков постфактум долгие дни, месяцы и даже годы. Но оставим романтику и перейдём к работе. Коэффициент EQ расскажет вам не только о вас самих, но и о других людях.
То есть вы рискуете стать немножечко экстрасенсом и научиться читать мысли на расстоянии. Никаких магических шаров для этого покупать не нужно. Скорее стоит посмотреть сериал «Обмани меня». Там главный герой Кэл Лайтман определял эмоции человека по мельчайшим изменениям мимики его лица. Вот он. Когда я смотрела этот сериал, у меня постоянно возникало желание взять ручку и записывать все секреты, которыми делился Кэл. Но простая человеческая лень оказалась сильнее этого желания. Так что большинство полезной информации прошло мимо меня. Пока я не приступила к тренировке своего EQ.
Кстати, вы тоже можете проверить свой эмоциональный интеллект и пройти бесплатный тест на сайте «Викиум». Он чем-то смахивает на Кэла Лайтмана, подумала я. Так что не сомневайтесь — всё очень и очень серьёзно. Вот, кстати, и сам Калиничев. В течение первых семи уроков он объяснял мне, как определить на лице семь базовых эмоций. Самые лёгкие: радость, презрение и отвращение. Радость легко узнать по улыбке, поднятым щекам и морщинкам в углах глаз. Отвращение — по сморщенному носу и приподнятой верхней губе. А презрение — по оттянутому в одну сторону уголку рта.
Дальше — сложнее. Страх отличается от удивления более широко открытыми глазами, растянутым вдоль а не приоткрытым ртом и морщинами только в центре лба а не по всей его длине.
Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны. Как развить эмпатию: Живите по золотому правилу — относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам. Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции. Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник.
Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать. Признавайте тревоги и чувства других людей — дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения. Работайте над вашей мотивацией Мотивация — это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью. Как улучшить мотивацию: В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь. Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова.
Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться. Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете. Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов. Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь.
Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей. Улучшите навыки общения Важный аспект эмоционального интеллекта — умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой — они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие. Как улучшить навыки общения: Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками. Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной. Старайтесь понять человека, с которым разговариваете.
У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе. Источник: tedlearning. Пользу этого свойства признают и HR-ы, и руководители. Но что делать, если уровень эмоционального интеллекта не достаточно высок частое явление либо человек хочет научиться справляться со своими и чужими эмоциями еще лучше? В Сети есть тысячи тестов, но даже специалисты говорят, что все они субъективны. Наш журналист побывал на тренингах по развитию эмоционального интеллекта EQ и делится полезными упражнениями, которые рекомендуют эксперты — они помогут вашим эмоциям оставаться в равновесии и вовремя гасить конфликты. Что делать, если в сложной ситуации вы теряетесь и не можете вообще сказать ни слова.
Либо не можете успокоиться, пока не ответите на грубость — и часто так же грубостью. Или же не можете выйти из затяжной перепалки, сжигающей время, нервы и энергию. Ответ, казалось бы, прост — развивать свою эмоциональную устойчивость. Но как это сделать? Предлагаем начать с простых упражнений, которые, как минимум, помогут успокоиться. Осознать, что происходит Когда событие разговор, спор случилось и эмоция вас накрыла, что-то предпринимать уже поздно. Научитесь распознавать заранее «предвестников бури» — триггеры, которые запускают эмоцию, заранее.
Остановитесь на мгновение, забудьте обо всем и прислушайтесь к себе. Что вызвало в вас шквал эмоций? Что конкретно? Что вы чувствуете? На какое именно действие слово вы среагировали? Разбирая таким образом свои эмоции, запоминая эти раздражающие маячки, вы научитесь понимать — и предвидеть! Зачастую негативные эмоции вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация.
Но то, что вам кажется очевидным, не всегда является таковым. Сотрудники боятся: Что с новой системой их работа может быть неэффективной Вдруг они не справятся Это выход из зоны комфорта.
Но на самом деле, они только усугубляют ситуацию и разрушают отношения с окружающими людьми. Понимание своих эмоций помогает нам понять причины и научиться контролировать их.
Вместо того, чтобы взрываться гневом, мы можем найти способы решить проблему более конструктивно, с сохранением взаимопонимания и согласия. Другой пример — наша реакция на стрессовые ситуации. Когда мы переживаем неприятности, мы часто думаем, что это конец света и не видим никаких выходов. Но развитие эмоционального интеллекта помогает нам осознать, что стрессовые ситуации временны и из них всегда можно найти выход.
Мы можем научиться управлять своими эмоциями, убрать панику и сосредоточиться на поиске решения. Развитие этого навыка помогает нам не только преодолевать стресс, но и укрепляет нашу уверенность в себе.
Активное взаимодействие с внешним миром: хлопанье дверьми, летающие предметы, невозможность находиться в одной позе. Сарказм, тонкие оскорбления, раздражительность, резкость в высказываниях. Полный уход в себя, молчание, глубокая обида и чувство отстраненности. Мы привели лишь несколько примеров того, как люди себя ведут, ощущая разные эмоции. По аналогии вы можете проанализировать, что обычно чувствуете вы, когда, например, находитесь в состоянии гнева, испытываете сомнения в своих силах или паникуете оттого, что не успеваете закончить дела вовремя. Остановитесь Многих конфликтов и опрометчивых решений можно было бы избежать, если бы мы умели вовремя сделать паузу, посчитать до 10 и только потом принимать решение.
Но это не так-то просто, ведь реакция «бей или беги» срабатывает практически моментально, а вот рациональное решение приходит сильно позже. Однако упростить себе жизнь можно, если набрать побольше информации о том, какие эмоции вы испытываете в разных ситуациях и к каким шаблонам поведения обычно прибегаете. Чем лучше вы их осознаете, тем больше шансов, что в каждом конкретном случае вы сможете лучше видеть себя со стороны и верно оценивать обстановку. Но все равно перед тем, как это произойдет, надо немного подождать. Например, когда вы чувствуете прилив злости, важно проделать 3 простых шага: Сконцентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь замедлить его, делайте глубокие вдохи и выдохи, обращайте внимание на воздух, который теплеет по мере того, как попадает в нос. Отвлекитесь на физический мир. Возьмите ручку, сдвиньте блокнот на несколько миллиметров в сторону, поправьте рукава рубашки.
Придумайте мантру. Короткое предложение, которое бы напомнило вам о ваших ценностях — например, нежелании развязывать конфликт на ровном месте. Направьте реакцию в правильное русло Одна из причин, по которой мы чувствуем себя ужасно после слов и действий, которые случились под влиянием эмоций, — это то, что мы в эти секунды противоречим сами себе и отказываемся от наших ценностей. Чтобы такого не случилось, есть методика, состоящая из трех шагов: визуализация, стратегия и реализация. Как это работает? Во-первых, представьте условия, которые бы могли вывести вас на негативные эмоции. Постарайтесь как можно подробнее продумать эту ситуацию — так, как будто она вот-вот случится. Когда вы погрузитесь в контекст, вы услышите голос наставника, который скажет вам о том, что прямо сейчас случится непоправимое.
В эту секунду остановитесь и задайте себе вопросы: «Есть ли в этом смысл? Делайте это до тех пор, пока не придете к четкой и однозначной картинке того, как лучше всего отреагировать в конкретной ситуации. Во-вторых, начните развивать идеальную стратегию, которая поможет добиться ваших первоначальных целей. Ваш партнер в порыве злости говорит: «Ты не ценишь то, что я для тебя делаю! Вы чувствуете возмущение, ведь это неправда. На агрессию хочется ответить эмоционально; возможно, попытаться задеть за живое. Перенаправление мыслей.