Поэтому у всех поклонников «моря китов» и «тихих домов» в личных страницах мелькают неоднозначные видео с летающими китами. Исповедь «синего кита». Проблему "групп смерти" подростки осознают глубже, чем думают взрослые.
«Группы смерти» активизировались в России и привели к гибели двух подростков
Исповедь «синего кита». Проблему "групп смерти" подростки осознают глубже, чем думают взрослые. А все потому, что среди подростков с огромной скоростью набирает популярность очень опасная игра — «Синий кит». Тема "Синего кита" активно используется школьниками, чтобы набрать лайки, повысить популярность в соцсетях или в реальности, а также привлечь внимание самых важных людей — родителей и возлюбленных. 1) Он состоит в подозрительных группах в социальных сетях, таких, как «Синий дом», «Я в Игре», «Разбуди меня в 4:20».
«Синий кит» и другие группы смерти: как уберечь детей
На суде Глазов рассказал, что давал детям задания в рамках игры «Синий кит». Вся правда о смертельной игре "СИНИЙ КИТ". Зачем дети просыпаются в 4:20? Список заданий, общение с куратором, полная информация о новых смертельных играх. Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интернет, факты на развлекательном портале общество, новости, кыргызстан, мнение, колумнисты, игра "синий кит" встревожила кыргызстанцев.
«Синий кит» возвращается, родители в шоке: опасная «игра» вновь управляет неокрепшим сознанием
Она не афиширует свое волонтерство, однако безошибочно видит в безобидных с виду статусах на страничках подростков в соцсетях тревожные сигналы. И может подсказать родителям и друзьям этих детей, как вести себя, чтобы помочь. В ней говорилось о «группах смерти», где подросткам дают различные задания, а в итоге склоняют к самоубийству. Публикация наделала много шуму, организаторами групп занялась полиция, СМИ начали приводить устрашающие цифры — сколько детей оказались вовлеченными в смертельные игры, сколько погибло. Какое-то время о подобных «развлечениях» не было слышно, а с января этого года стало понятно — «синие киты» научились маскироваться и мигрируют из «ВКонтакта» в Instagram. В последние недели они изменили тактику. Например, мигрировали в Instagram: сейчас по нашим запросам администраторы удаляют оттуда ссылки на такие группы и хэштеги.
Известно, что в этих сообществах используют особый сленг: например, слова «тихий дом», «синий кит» и др. Две недели назад появился новый «пароль»: «ищу куратора». Ребёнок, не заходя ни в какие группы, просто пишет эту фразу на своей странице в интернете, ставит так называемый хэштег. После этого с ним связывается человек, и они начинают общаться либо в мессенджере, либо по телефону, смс, в почте, то есть в зоне личных коммуникаций. Отследить это общение мы уже не можем», — рассказал в интервью «Аргументам и фактам» глава Роскомнадзора Александр Жаров. По данным Российского общественного центра интернет-технологий, в январе фиксировалось около 4000 тегов таких групп в день.
Составленная исследователями «Тепловая карта» показывает, что нет ни одного региона России, который был бы избавлен от этой проблемы. Трагическое явление распространилось и по сопредельным странам. Уголовный кодекс не защищает Кого-то из детей-«китов» удается спасти. На днях в Красноярске стало известно о третьей за две недели школьнице, которую в последний момент удержали от суицида — знакомый девочки анонимно позвонил директору школы. До этого учителя заметили порезы на руках учениц во время профилактической беседы. Двух подростков из Подмосковья от рокового шага удержали полицейские, к которым обратились волонтеры из Краснодарского края, которые ведут в Сети борьбу с организаторами «групп смерти».
В Омске мама девятиклассницы помогла спасти двух 13-летних девочек, заметив странный символ, нацарапанный у дочери на руке. В начале недели сенатор Елена Мизулина сообщила , что намерена обратить внимание генпрокурора РФ Юрия Чайки на активизировавшиеся в соцсетях суицидальные группы для подростков.
Какая разница, когда умереть, сейчас или в 50? Конец у всех один. Так что вот. Правила такие - 50 уровней, каждый день ровно в 4. На выполнение сутки… Пришли свой телефон, а то у меня мать иногда наорет и отберет мобильник.
Если в Телегу зайти не смогу, отправлю задание по СМС». В довесок куратор отправила мне музыку, подходящую для суицида. Музыка просто жуткая. Волонтеры возглавляемой им организации действуют примерно так же, как и я, вычисляя опасные игры. И явно с проблемами. Что игры смерти устраивают какие-то специально обученные люди из-за границы или ради наживы - это миф. Дети играют с детьми.
Да, может быть и уголовка, потому что после шума в 2016-м Госдума экстренно приняла изменения в Уголовный кодекс. Появились подпункты у статьи 110 - «доведение до самоубийства группой лиц и организация суицидальных игр в интернете... Вела игру она недолго, всего несколько дней, никто еще серьезно не пострадал. Но Леонид привел несколько примеров реальных уголовных дел. Девушка созналась, что давала задания на суицид. Вела игру сама, имитируя работу целой сети. Свой проект назвала «Красный треугольник», так как по задумке финальный этап должен был пройти на «заброшке» одноименного завода, где куратор во время квеста должен был догнать и зарезать тех игроков, кто не решился на суицид.
На его счету несколько попыток собственного суицида, он был весь изрезан, а так же попыток ввести игроков в заблуждение, что его уже поймали и осудили. Итог: 6 лет колонии. До самоубийства он никого не довел, но у многих участников телесные повреждения. В результате его кураторства 2 игрока оказались в психиатрической больнице с тяжелыми расстройствами психики. Ее многочисленные аккаунты разговаривали друг с другом и рекомендовали ее как куратора. Волонтерам удалось отследить ее путь куратора с 2010 года. В чатах щедро одаривала игроков звездами и радостно предлагала всем участникам «поздравлять и дарить цветы тем, кто Герой и прошел игру», радоваться за каждого игрока, который по ее мнению «скоро совершит свой выбор».
Девушка в одной игре была куратором, причем двое из ее игроков планировали реальный суицид и были остановлены буквально в последний момент. Но в ходе расследования выяснилось, что девушка сама была игроком у другого куратора. Заведено два уголовных дела — в одном она обвиняемая, в другом потерпевшая. Вероятно, она стала одной из многих, кому стало скучно на самоизоляции. Курировала группу не более 10 дней. Обошлось постановкой на учет и направлением к психологу - 1 июня пресечена деятельность кураторши из Новгородской области. Задания должен был давать некий Король, а она «принцесса» была передаточным звеном.
Игрокам предлагалось найти себе напарника для совершения суицида. Причем так закончить свою 13-летюю жизнь собиралась и сама организатор. Как оказалось, в этой истории и правда был Король в виде голоса у девочки в голове. Поставлена на учет, ребенком занимаются врачи. Ответственность за подобные преступления предусмотрена с 16 лет. Организаторам же игр смерти часто 13 - 15 лет. Их помещают в спецшколы, отправляют на лечение, ставят на учет, что в принципе оправданно - такие дети часто оказываются с диагнозами.
Но у нас эти уголовные статьи хотя бы есть. В других странах - а «синие киты» расползлись уже по всему постсоветскому пространству - закон еще не переписали.
В Индии, где за последние месяцы увеличилось количество смертельных случаев среди подростков, в момент совершения самоубийства была спасена 17-летняя девушка. Она объяснила, что присоединилась к игре через ссылку, которая пришла ей в WhatsApp, и сказала полиции, что собиралась завершить «последний этап». В июле 14-летний индийский мальчик Манпет Сингх покончил жизнь самоубийством через несколько дней после того, как рассказал своим друзьям, что он играет в Blue Whale.
Жертвами игры, которая пришла из России в 2015 году, в основном были ребята моложе 18 лет, так как ими «проще управлять». Однако за два года возрастной диапазон изменился. В июне в Аргентине полицейские успели спасти молодую маму 22 лет, когда она собиралась покончить собой, бросившись c водонапорной башни. По словам девушки, она сыграла в игру «Синий кит».
Среди заданий — причинять себе вред и выполнять опасные действия. Вела его 15-летняя школьница из Гродненской области, приводит подробности МВД. В милицию поступила информация о возможном изнасиловании 15-летней школьницы. Факт педофилии не подтвердился, но обнаружилось кое-что другое.
Синий Кит: как вписана Новая Газета в систему пропагандонов РФ
Теперь она называется не «Синий кит», а «Новый путь». Суть суицидальной игры «Синий кит» в том, что подросткам дают разные задания, а в итоге заставляют покончить с собой. Правила игры «Синий кит» следующие – ребенку предлагается выполнить 50 опасных заданий, например, лезвием нарисовать на руке синего кита, при этом не вскрыв себе вены. общество, новости, кыргызстан, мнение, колумнисты, игра "синий кит" встревожила кыргызстанцев. С января 2017 года журналисты и родители активно обсуждают новую суицидальную игру «синий кит», якобы пришедшую на смену «группам смерти». Вела его 15-летняя школьница из Гродненской области, приводит подробности МВД.
Омич получил год условно за склонение детей к суициду в игре «Синий кит»
Осужденных организаторов групп смерти можно пересчитать по пальцам одной руки. Кроме того, все чаще за детьми в России охотятся кураторы «групп смерти» из Незалежной. Инструкции и опасные задания, по словам экспертов, им дают сотрудники украинских спецслужб. По мнению экспертов, так воздействовать на психику ребенка, чтобы довести его до самоубийства, можно только по специальной схеме, разработанной не просто любителями острых ощущений, а профессиональными психиатрами и психологами. Детям внушают, что смерть — это совсем не страшно, даже наоборот — это что-то прекрасное.
Михаил Свито, ведущий ток-шоу: Давайте вернемся в 2017 год. Тогда в соцсетях набирает популярность такая игра, как «Синий кит». Ее суть в том, что участники выполняют серию из пятидесяти заданий некого куратора, который в итоге побуждает их покончить с собой. Как итог — десятки детских суицидов. Через несколько лет уже в топе другой челлендж, который называется «Беги или умри». Эти так называемые группы смерти вводят в ужас всех родителей, потому как они захватывают умы их детей. Как понять, что твой ребенок попал в такую неприятную группу? Ольга Кондаревич, адвокат: Наверное, по каким-то внешним признакам, когда меняется поведение вашего ребенка, он непонятно чем занимается.
Опять же, мы как родители должны знать, где в течение дня находится ребенок и с кем он общается. Это идеальная ситуация.
Игрокам предложили расшифровать некий код и отправить ответ куратору группы. Если не успел подключиться к первой волне, позже будет еще одна, все успеют поиграть, — говорит Дарья. В настоящий момент решение о блокировке суицидального контента в Сети на территории России принимает Роспотребнадзор. Затем Роскомнадзор включает эти данные в Единый реестр запрещенной информации. Также в Роспотребнадзоре сообщили, что уже провели вебинар на соответствующую тему для учителей, педагогов-психологов и других специалистов. Руководитель социологического центра «Платформа» Алексей Фирсов отметил, что решение проблемы запретительными мерами ведет к тому, что молодежь просто пытается освоить обходные пути доступа к информации. Решение проблемы — в офлайне, в семейном воспитании, в умении работать с новым типом сознания, навыке понимания, — сказал эксперт. В прошлом году волна популярности игры «Синий кит» также стартовала в январе.
Затем в декабре 2017-го в соцсетях был отмечен резкий спад интереса к суицидальной тематике. Еще в сентябре того же года фиксировали в общей сложности не менее 500 тыс. Создавались новые сообщества с аналогичной тематикой, но в каждом из них было не более 200 человек.
За последние несколько дней каждый из восьми новых хештегов использовался минимум 100 раз.
Исследователи нашли уже около 30 сообществ новой волны. Прежде всего внешне. Появилось новое название — «Новый путь», символика — красная пентаграмма на черном поле с загадочными символами и хештеги. Даже если контент и блокируется соцсетью, то появляются новые теги.
«Группы смерти» активизировались в России и привели к гибели двух подростков
Многих родителей, которые обеспокоены распространением групп смерти в социальных сетях, интересует, можно ли выйти из этой смертельно опасной игры. Как показывает практика, это возможно только на начальном этапе. Если подросток не решается выполнить первое задание и предъявить фотоотчёт, его банят. А если он уже в игре, то должен дойти до конца, обратного пути нет. Участников начинают шантажировать тем, что вычислили их IP-адреса и личные данные, и угрожать неминуемой смертью родных и близких в случае отказа от самоубийства. Кто выполняет роль «ведущих», подстрекающих к смерти? Детьми в социальных сетях манипулируют взрослые.
Системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Что ими движет — вопрос второстепенный. Главное — они почти всегда достигают своей страшной цели. Как уберечь ребёнка от групп смерти Психологи советуют родителям более внимательно относиться к своим детям. В идеале ребёнок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным, замыкаться на своих порой гиперболизированных проблемах и комплексах. Он должен доверять родным и искать защиту у них, а не бродить по сети в поисках различных подозрительных групп и ответов на свои вопросы.
Вместо некогда популярного хештега F15 появились другие, например L13 и YG4 которые уже были заблокированы во «ВКонтакте» , а также тихийлес и сованикогданеспит. Чтобы принять участие в новой волне «Синих китов», нужно разместить на аватаре картинку с красной пентаграммой на черном фоне, опубликовать на «стене» хештеги, позвать в игру пятерых друзей, а затем ждать, когда куратор напишет и вышлет задания. Об этом «Известиям» рассказал руководитель Центра исследований легитимности и политического протеста Евгений Венедиктов.
Центр ведет машинный мониторинг соцсетей с помощью программного комплекса «Демон Лапласа», который был запущен в мае. Он позволяет выявлять суицидальный, экстремистский и другой запрещенных контент. За последние несколько дней каждый из восьми новых хештегов использовался минимум 100 раз.
Исследователи нашли уже около 30 сообществ новой волны. Прежде всего внешне. Появилось новое название — «Новый путь», символика — красная пентаграмма на черном поле с загадочными символами и хештеги.
Даже если контент и блокируется соцсетью, то появляются новые теги.
Он позволяет выявлять суицидальный, экстремистский и другой запрещенных контент. За последние несколько дней каждый из восьми новых хештегов использовался минимум 100 раз. Исследователи нашли уже около 30 сообществ новой волны. Прежде всего внешне.
Появилось новое название — «Новый путь», символика — красная пентаграмма на черном поле с загадочными символами и хештеги. Даже если контент и блокируется соцсетью, то появляются новые теги. К тому же уже появились каналы в Telegram, а также чаты, где дети общаются по этой теме и все вместе ждут сообщений от кураторов, — рассказал Евгений Венедиктов. В пресс-службе «ВКонтакте» отметили, что «на платформе не было зафиксировано всплеска активности по данной теме за последнее время». К тому же соцсеть «на регулярной основе блокирует сообщества, посвященные описанию способов суицида или оправданию этой темы».
Такие сообщества блокируются навсегда и без права обжалования. В мониторинге социальной сети участвуют специалисты фонда психологической помощи «Твоя территория».
Во-первых, на кризисную линию ты в любом случае должен обратиться сам. То есть тебе как минимум нужно дозреть до обращения за помощью. Это отсекает очень многих ребят с тяжелой депрессией, которые убеждены, что помочь им уже нельзя. Во-вторых, формат кризисной линии позволяет поговорить об актуальных чувствах, но к работе по формированию недостающих функций и навыков он не располагает. И если, например, обращается одинокий подросток, у которого нет друзей, потому что он не умеет общаться и боится это делать, то за час с ним можно поговорить про его страхи, но нельзя выстроить у него коммуникативные навыки. В-третьих, консультант на кризисной линии так же анонимен, как ты сам, и с ним не получиться выстроить настоящих отношений. Вопрос отношений особенно важен в ситуации текущего суицида — когда человек, например, уже успел вылезти на крышу и решил напоследок с кем-то поговорить.
Отношения — это последняя вещь, за которую можно ухватиться, когда больше тебя ничего не держит, и если собеседник говорит: «Я не хочу, чтобы ты уходил», — то есть разница, произносит ли эти слова человек, которого ты знаешь и любишь, или человек, с которым ты познакомился только что. Из этих соображений логически вытекает второй ранний формат помощи — а именно, шефство. Шефством над конкретными подростками практически с самого начала занимались волонтеры, основной задачей которых была идентификация кураторов суицидальных игр. Когда волонтер сидит в чате и общается с подростками, то естественным образом выстраиваются какие-то отношения, и с кем-то из ребят они будут особенно близкими. У подростка появляется надежный объект привязанности, человек, которому он доверяет, и когда возникают какие-то проблемы — любые проблемы, начиная от насморка, заканчивая желанием выйти в окно, — то он обращается со своими проблемами именно к этому человеку. Ограничение здесь понятное — отдельно взятый волонтер не может дружить таким образом с большим количеством подростков. И времени не хватит, и эмоционально тяжело. По опыту группы «Китобой» потолок, после которого начинается стремительное выгорание, — это два-три постоянно нуждающихся в контакте кризисных подростка на одного волонтера. Положим, в плотном сопровождении нуждаются не все члены сообщества, а только те, кто находится в особенно тяжелом состоянии и при этом не имеет других близких контактов.
Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих. И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук. Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать». Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать. От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии. Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге. Есть одно «но».
Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет. С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал. И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать. Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно.
Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время. Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще! Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать. Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется.
Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить.
Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги.
Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза.
Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают.
Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга.
Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!!
Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания.
В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать. Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом.
И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать. Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики.
Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист». По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд. Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально. И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе.
В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы. Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть. Это, в общем-то, не новая идея.
«Группы смерти» активизировались в России и привели к гибели двух подростков
Есть, с другой стороны, и ограничения. Во-первых, на кризисную линию ты в любом случае должен обратиться сам. То есть тебе как минимум нужно дозреть до обращения за помощью. Это отсекает очень многих ребят с тяжелой депрессией, которые убеждены, что помочь им уже нельзя.
Во-вторых, формат кризисной линии позволяет поговорить об актуальных чувствах, но к работе по формированию недостающих функций и навыков он не располагает. И если, например, обращается одинокий подросток, у которого нет друзей, потому что он не умеет общаться и боится это делать, то за час с ним можно поговорить про его страхи, но нельзя выстроить у него коммуникативные навыки. В-третьих, консультант на кризисной линии так же анонимен, как ты сам, и с ним не получиться выстроить настоящих отношений.
Вопрос отношений особенно важен в ситуации текущего суицида — когда человек, например, уже успел вылезти на крышу и решил напоследок с кем-то поговорить. Отношения — это последняя вещь, за которую можно ухватиться, когда больше тебя ничего не держит, и если собеседник говорит: «Я не хочу, чтобы ты уходил», — то есть разница, произносит ли эти слова человек, которого ты знаешь и любишь, или человек, с которым ты познакомился только что. Из этих соображений логически вытекает второй ранний формат помощи — а именно, шефство.
Шефством над конкретными подростками практически с самого начала занимались волонтеры, основной задачей которых была идентификация кураторов суицидальных игр. Когда волонтер сидит в чате и общается с подростками, то естественным образом выстраиваются какие-то отношения, и с кем-то из ребят они будут особенно близкими. У подростка появляется надежный объект привязанности, человек, которому он доверяет, и когда возникают какие-то проблемы — любые проблемы, начиная от насморка, заканчивая желанием выйти в окно, — то он обращается со своими проблемами именно к этому человеку.
Ограничение здесь понятное — отдельно взятый волонтер не может дружить таким образом с большим количеством подростков. И времени не хватит, и эмоционально тяжело. По опыту группы «Китобой» потолок, после которого начинается стремительное выгорание, — это два-три постоянно нуждающихся в контакте кризисных подростка на одного волонтера.
Положим, в плотном сопровождении нуждаются не все члены сообщества, а только те, кто находится в особенно тяжелом состоянии и при этом не имеет других близких контактов. Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих. И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук.
Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать». Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать.
От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии. Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге.
Есть одно «но». Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут.
Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут.
Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет. С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал. И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать.
Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно. Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ.
Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время. Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении.
Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще! Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать.
Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная.
Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте.
Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом.
Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить. Мира: Нет. Просто трачу время.
Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е.
Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать.
Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность.
В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии?
Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет.
Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает.
А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде.
Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату.
Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением.
Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же.
Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой.
Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти.
Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации.
Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема.
Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала.
Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах.
Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети.
Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен.
И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем.
В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать. Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки?
Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя.
Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий.
В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать.
Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии.
На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист». По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла.
Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд. Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально.
И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе. В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант.
Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы. Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть.
Возникают вопросы: Почему дети на это идут? Ответ прост: подростковый максимализм, когда дети пытаются чем-то выделиться среди своих одногодок, а после попадания под влияние «модераторов смерти» и помутненное сознание неокрепших умов. Почему такие странные названия: «Синий кит»,4. Синий кит- млекопитающее, которое часто само выбрасывается с океана.
Многие, впервые услышав о «синих китах» и «тихом доме» ничего не поймут и просто пройдут мимо. И это первая ошибка. Перерыв множество информации о «китах» в интернете, я наткнулся на одну из программ на НТВ ссылку на нее оставлю ниже. В ней журналист пытался разобраться почему дети вступают в группы подобного типа и активно включаются в игру. Модераторы подобных групп- хорошие психологи это связано с тем, что они такие же подростки, как и игроки, хорошо ориентируются в основных проблемах детей. Они изначально пытаются узнать болевые точки, чтобы потом умело управлять неустоявшейся психикой детей.
После того, как подросток оставит некоторые хештеги на записи у себя на стене, модераторы «групп-убийц» начинают «исследовать» страницу жертвы, на предмет фейковости.
Лига безопасного Интернета предложила школьным учителям составить списки аккаунтов своих учеников в соцсетях, а члены аналитического координационного совета Негосударственной службы безопасности призвали создать реестр «групп смерти» и искать там объявления о продаже наркотиков. Были и те, кто не поддался общей панике и считал «Синего кита» интернет-легендой, чья роль в якобы разворачивающейся эпидемии суицидов сильно преувеличена. Придерживавшиеся этой точки зрения полагали, что подростки вдохновляются историями про китов и создают одноименные группы, но не стремятся довести сверстников до самоубийства.
Но массовая истерия заглушала отдельные разумные голоса. Еще бы, в «Синего кита» ведь теперь играют даже в Европе и Америке. Кто и как играл в «Синего кита» Новая суицидальная игра представляет собой немного более законспирированную вариацию «групп смерти», о которых «Лента. Материалы по теме: 17 мая 2016 На этот раз назвавшие себя кураторами администраторы создали сразу несколько фейковых аккаунтов и пабликов во «ВКонтакте».
Во многих сообществах требовалось подписаться на резервную группу, которая активизировалась в случае блокировки основной. После того как подросток размещал у себя на стене хештеги, подписывался на паблики и добавлялся в групповой чат, выходивший с ним на связь куратор последовательно выдавал ему 50 заданий и требовал фотоотчеты об их выполнении. В финале игрока якобы заставляли совершить суицид. Снимки необходимо было присылать ровно в 4:20 утра, так что любимое время растаманов приобрело новый зловещий контекст.
Сами задания нередко балансировали на грани безумия и идиотизма — кураторы просили нарисовать на листочке кита, вырезать лезвием на руке символы f40 и f57, выйти встречать рассвет на крышу или весь день колоть себя иголкой в руку. Впрочем, делать все это было совсем необязательно, ведь анонимные собеседники удовлетворялись оперативно найденными в Google скриншотами.
Тогда я спросила, не находили ли они что-нибудь. Один из школьников протянул мне клочок бумаги и сказал, что это вторая подсказка. Там, как и в первый раз, был указан номер, но другой — 964817, и значился новый вопрос: "Ты еще хочешь играть?
Памятник, старый аэропорт. Кит с тобой". Ну уж нет! Я сказала: "Все, ребята, выходите из игры. Это действительно глупо: вы потратили полдня на какую-то ерунду, чтобы кто-то мог позабавиться, наблюдая, как вы ездите по всему городу в поисках тетрадных листочков.
Бред какой-то! У нас всех есть реальная жизнь, давайте ею заниматься.
«Синий кит» возвращается, родители в шоке: опасная «игра» вновь управляет неокрепшим сознанием
Я вышла из игры: как журналист выполняла задания "Синего кита" | В России арестовали 17-летнюю девушку, которая считается руководительницей и организатором суицидальной игры под названием Синий кит. |
«Нам задавали резать руки». Откровенный рассказ девушки, которая выжила в «Синем ките» | Очередная волна суицидов, связанная с загадочной игрой «Синий кит», заставила реагировать не только родителей подростков, но и государственные структуры. |
Синий кит. Тихий дом | Новости. Знакомства. |
«Синий кит», или Игра со смертью | На суде Глазов рассказал, что давал детям задания в рамках игры «Синий кит». |
«Порежу всю семью». Как куратор «группы смерти» склонял детей к суициду | На сегодняшний день «Синий кит» становится в стране действительно опасным явлением, что вынуждает власть принять меры. |
СИНИЙ КИТ / САМОУБИЙСТВО ДЕТЕЙ [ВСЯ ПРАВДА, СПИСОК ЗАДАНИЙ]
Их цель — держать своих жертв в страхе... Это виртуальная смертельная ловушка... Это очень мучительное испытание. После того, как я присоединился к игре, я перестал разговаривать с людьми, я постоянно сидел в комнате. Даже если бы я и хотел бросить игру, я бы не смог», - говорит Александр. В Индии, где за последние месяцы увеличилось количество смертельных случаев среди подростков, в момент совершения самоубийства была спасена 17-летняя девушка. Она объяснила, что присоединилась к игре через ссылку, которая пришла ей в WhatsApp, и сказала полиции, что собиралась завершить «последний этап».
В тихий дом он приведет. Администрация соцсети считает их суицидниками и блокирует, но ребята создают фейки и продолжают репостить необычное послание к так называемым «кураторам». Хештеги в стишке должны помочь попасть в «группы смерти», отвлечь россиян от обсуждения которых способен разве что выпуск «Пусть говорят» про изнасилование Дианы Шурыгиной. Документ утверждает: хотя администрация «ВКонтакте» заблокировала и удалила предыдущие теги, зловещие администраторы суицидальных сообществ продолжают «воспроизводить кураторов и игроков». С января 2017 года зафиксирован 41 601 возможный участник «групп смерти». Это действительно внушает опасения, так что спешивших придать происходящее огласке экспертов РОЦИТ глупо винить за то, что они не рассказали о методике подсчетов. Или не упомянули, что не каждый репостящий хештег подросток обязательно вступает в смертельную игру. Кто связал игру «Синий кит» с массовыми самоубийствами подростков Новость о возрождении «групп смерти» предсказуемо была воспринята как угроза общемирового масштаба. Даже Instagram, уже не первый год игнорирующий закон о персональных данных, обсудил ситуацию с Роскомнадзором и удалил более 300 ссылок с суицидальным контентом. Правда, это не слишком помогло в борьбе с распространением новой зловещей игры, которую на этот раз прозвали «Синий кит».
И за это стоит сказать отдельное спасибо СМИ. Замаскировав набор трафика под освещение общественно важной темы, журналисты сотен изданий тут же углубились в расследование и совместно с экспертами начали строить версии о том, кто стоит за кровавым флешмобом. Например, вице-президент Российской криминологической ассоциации, доктор философских наук Игорь Сундиев винил во всем гибридную войну, призванную «переломить тенденцию на демографический рост».
Через долгие годы спустя, Когда мне было плохо, Теперь точно знаю я, Что с китом мне будет свободно. Прими в игру» - этот детский незамысловатый стишок, написанный неизвестным автором, является одним из сигналов о том, что ребенок, разместивший его на своей страничке в соцсетях, готов к участию в суицидальной «игре». Автор: Светлана Полежаева Еще пару месяцев назад о существовании игры «Синий кит», она же «Тихий дом» и «Разбуди меня в 4. Зато большинство детей, начиная с четвертого-пятого класса, достаточно давно пребывает в теме — «китовая» эпидемия в подростковом сегменте российского интернета началась еще в 2015 году. Два года назад некоторые паблики соцсети «Вконтакте», специализирующиеся на маргинальном, шоковом контенте, переориентировались на прямую пропаганду подростковых самоубийств. Сейчас их администраторы клянутся, что изначально все задумывалось «понарошку», как флешмоб с инсценировкой суицида, призванный привлечь внимание широкой общественности к психологическим проблемам подрастающего поколения. Никто, мол, не заставлял детей сводить счеты с жизнью — мы так шутили.
Странная, страшная шутка, из-за которой сто тридцать семей по всей стране схоронили своих сыновей и дочек. Сейчас большая часть групп — основателей «китовой» тематики прекратила свое существование или кардинально сменила информационную направленность, но на их место приходят новые сообщества. Попытки подстрекательства к самоубийству теперь регистрируются не только «Вконтакте», но и в других социальных сетях, популярных в молодежной среде. В то, что это чей-то злой розыгрыш, наверное, можно было бы поверить, если бы не одно «но»: слишком уж, на наш взгляд, профессионально ведется психологическая обработка юных интернет-пользователей. Не только через интернет, но и через живое общение со сверстниками — в школе или на улице. Как дети вступают в «игру»? Инициатива в ста процентах случаев исходит от самих подростков — они размещают на своей странице в социальной сети определенные фразы или сочетания слов см. Куратор — это человек а в ряде случаев компьютерная программа, робот, обученный общаться , который дает задания в течение пятидесяти дней. Задания всегда имеют деструктивную направленность: в них чередуется призывы к членовредительству и угнетающее воздействие на психику. Каждое свое действие они подтверждают фотографиями.
Последнее, пятидесятое задание, — это суицид. Указания от куратора поступают всегда в одно и то же время — в 4:20 утра. Во-первых, в предутренние часы взрослые домочадцы наверняка спят, а значит, можно не опасаться, что ими будет замечен сам факт опасной переписки и узнано ее содержание. Во-вторых, психика ребенка, который день за днем недосыпает, становится более уязвимой для воздействия со стороны злоумышленников. Трагедия произошла в небольшом городке Томской области, но интернет, как известно, не знает границ. У нее пошла вниз успеваемость, из-за чего мы начали с ней ссориться. Если бы мне было известно о том, что моя дочь играет в «синего кита», то я всеми силами попыталась бы вырвать ее из рук злоумышленников, подключила бы психологов. А так — попытку резать вены я списывала на «несчастную любовь», а замкнутость и появившуюся апатию — на издержки переходного возраста. О том, что Юлю целенаправленно вели к суициду, ее мама узнала уже после похорон дочери. Истину помогли установить родители других российских школьников, наложивших на себя руки.
Товарищи по несчастью сумели восстановить переписку девочки с куратором, которую она удалила со своего смартфона незадолго до смерти. Время дружить По словам Натальи, до того как Юля начала выполнять задания, она была вполне обычным ребенком — в учебе звезд с неба не хватала, но и в отстающих не числилась, помогала по дому, с родными не конфликтовала. Разве что скучала по папе, который скончался несколько лет назад. До недавних пор было принято считать, что в группе риска по суициду находятся преимущественно дети из асоциальных слоев населения. Вот только мало кто из ребят, выполнивших, как и Юля, все пятьдесят заданий, рос в неблагополучной семье — хотя бы потому, что у пьющих родителей, как правило, нет денег ни на компьютер и смартфоны, ни на оплату интернета. Причины психологической уязвимости следует искать в другой плоскости. Вечером у них зачастую просто не остается сил и времени на то, чтобы поговорить с ребенком по душам, погладить его по головушке, обнять. Взросление — очень сложный период в жизни человека. Эмоции зашкаливают, психика очень лабильна — даже самое незначительное с точки зрения взрослого человека замечание может больно ранить подростка. По этой причине детям каждый день нужна родительская поддержка, которая выражается не в том, чтобы одеть и накормить, а в умении и готовности выслушать, в способности принять их интересы и увлечения, в желании проводить досуг вместе.
А вы, уважаемые родители, можете похвастаться тем, что знаете героев аниме, которое нравится вашей дочери-подростку? Рассказал ли вам сын о том, что влюбился в одноклассницу или девчонку из соседнего подъезда? Давно ли вы ходили вдвоем с ребенком на прогулку? Да, нам, взрослым, тоже приходится нелегко. Мы действительно вкалываем изо всех сил, засиживаемся за монитором допоздна — на благо семьи, конечно же. Вот только тонкая полоска света из-под двери на самом деле не является средством воспитания. Нам трудно еще и потому, что мы привыкли доносить информацию до детей с авторитарной позиции: «Сделай, как я говорю! И никак не можем принять как данность, что с подростками так нельзя — любое давление рождает протест. Когда наши дети были малышами, мы целовали их розовые пятки. А потом постепенно разучились проявлять ласку, хотя тактильный контакт необходим людям в любом возрасте.
Сейчас вроде бы и хочется подойти и обнять своего басовитого сынка — и вроде неловко: «Бать, ну что за телячьи нежности». Нам трудно. Но, пока еще на странице «Вконтакте» у вашего ребенка не появились нарисованные киты и таинственные символы, исправьте допущенные ошибки — попробуйте стать ему другом. О дельфинах и китах Стоит отметить, что дети включаются в «игру» не только из-за чувства одиночества и депрессии, проблем в семье или в школе, но еще и из банального любопытства.
Как показывает практика, это возможно только на начальном этапе.
Если подросток не решается выполнить первое задание и предъявить фотоотчёт, его банят. А если он уже в игре, то должен дойти до конца, обратного пути нет. Участников начинают шантажировать тем, что вычислили их IP-адреса и личные данные, и угрожать неминуемой смертью родных и близких в случае отказа от самоубийства. Кто выполняет роль «ведущих», подстрекающих к смерти? Детьми в социальных сетях манипулируют взрослые.
Системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Что ими движет — вопрос второстепенный. Главное — они почти всегда достигают своей страшной цели. Как уберечь ребёнка от групп смерти Психологи советуют родителям более внимательно относиться к своим детям. В идеале ребёнок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным, замыкаться на своих порой гиперболизированных проблемах и комплексах.
Он должен доверять родным и искать защиту у них, а не бродить по сети в поисках различных подозрительных групп и ответов на свои вопросы. Специалисты отмечают, что в игру «Синий кит» ввязываются те дети, которые переживают на данный момент какие-то душевные муки.