западноевропейских революционерок, Клары Цеткин и Розы Люксембург, которым, как многие считают, и принадлежит авторство этого праздника, содержание которого с годами. На международной женской конференции в 1910 году в Копенгагене три товарища Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай добиваются решения праздновать 8 марта как День солидарности всех женщин в борьбе за свои права.
Мечтала о «малюсеньком ребеночке». Кем на самом деле были самые знаменитые «феминистки»
В 1907 году Клара узнала, что 37-летняя Люксембург стала любовницей её 22-летнего младшего сына Константина. И не просто любовницей — Константин изъявил желание жениться на Розе. Клара Цеткин была очень недовольна таким поворотом событий, она даже перестала общаться с подругой. Роман Константина и Розы продолжался вплоть до начала Первой мировой войны — Константин по примеру отчима Георга записался добровольцем в армию и ушёл на фронт. Служил унтер-офицером санитарной службы, воевал на западном фронте, на Сомме, в Вердене и Реймсе. Был даже награждён за храбрость Железным крестом второй степени. Больше он к Розе не вернулся — после войны он поступил учиться во Франкфуртский университет. Там он и узнал, что в 1919 году Роза Люксембург была жестоко убита полицией в Берлине в ходе подавления восстания рабочих. Розу забили насмерть, а тело выбросили в Ландвер-канал по пути в тюрьму. Тело Люксембург нашли лишь спустя почти пять месяцев, а похоронили и вовсе в 2009 году — всё это время останки революционерки хранились в запасниках патологоанатомического театра как останки «неизвестной». Смерть Розы для Клары стала страшным ударом.
Она пережила подругу на 15 лет, но и перед смертью всё время вспоминала только ней, да и последнее её слово было «Роза». Последнее пристанище В 1920—1933 годах, на протяжении всего существования Веймарской республики, Клара Цеткин избиралась депутатом рейхстага от компартии. Более 10 лет подряд она входила в состав ЦК КПГ, была занята в Исполнительном комитете Коминтерна, а также возглавляла созданную в 1922 году Международную организацию помощи борцам революции. Но большую часть времени она проводила в Москве, где готовила программу мероприятий Коминтерна. Последний раз она приехала в Германию в 1932 году на открытие вновь избранного рейхстага. На первом заседании, председательствуя по старшинству, она выступила с воззванием противостоять фашизму всеми средствами: — Станем в единый фронт против фашизма и его доверенных лиц в правительстве! Организация, ясное осознание своих целей трудящимися в борьбе против фашизма — вот ближайшая необходимая предпосылка единого фронта в борьбе против кризисов, империалистических войн и причины их возникновения — капиталистического способа производства! После этого она и передала слово Герману Герингу — представителю фракции, получившей на недавних выборах большинство голосов. После того как левые партии в Германии были запрещены, Цеткин навсегда уехала в Советский Союз. Она умерла 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет.
Прах Цеткин был помещён в урне в кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. После оккупации Франции Цеткин эмигрировал в США, где работал в нескольких психиатрических клиниках, а затем уехал жить в Канаду. Он работал хирургом в Москве и даже вступил в ВКП б. Служил военврачом в республиканской армии во время гражданской войны в Испании, затем работал на Кавказе. По окончании Второй мировой войны в 1945 году Максим Цеткин вернулся в Германию и участвовал в восстановлении системы здравоохранения в советской зоне оккупации. Не так давно больнице в Нордхаузене и Военно-медицинскому отделению Грайфсвальдского университета было присвоено имя Максима Цеткина. О его матери в Германии практически не вспоминают.
Роза Люксембург была похоронена 13 июня 1919 года на кладбище Фридрихсфельде в Берлине. В частном заведении, где училась девушка, ей прочили блестящую карьеру педагога.
Однако в 1878 году Клара, увлекавшаяся политикой, вступила в Социал-демократическую партию. Тогда же она увлеклась политическим эмигрантом из Одессы Осипом Цеткиным. Несмотря на то, что соратник по партии не собирался заводить роман, Клара добилась своего. В 1882 году Клара Айсснер была вынуждена покинуть Германию из-за политических гонений. В Париже она разыскала Осипа и поселилась у него. Несмотря на то, что брак официально не был зарегистрирован, Клара взяла себе фамилию Цеткин. С разницей в два года у нее родились два сына — Максим и Костя. В то время женщине пришлось забросить политическую карьеру и зарабатывать на хлеб на трех работах сразу, Осип Цеткин перебивался случайными заработками и не обеспечивал семью. Кларе было 32 года, когда Осип умер от туберкулеза, но, по словам современников, выглядела она на все 45.
После смерти Осипа, Цеткин с детьми переехала в Германию, где продолжила партийную деятельность. Здесь она познакомилась с 18-летним студентом Георгом Фридрихом Цунделем. Завязался роман, который перерос в брак. Товарищ по партии Август Бабель написал тогда Кларе: "Это безумие!
Сегодня есть несколько версий, почему была выбрана именно эта дата — начиная от того, что 8 марта на марш протеста вышли работницы ткацкой фабрики в Нью-Йорке, и заканчивая конспирологическими. Если Клара Цеткин идеи о женском равноправии высказывалась в довольно мягкой, либеральной манере, то Роза Люксембург вовсю клеймила буржуазные устои, утверждая, что в основе социального неравенства лежит гендерное. Судьба подруг сложилась по-разному. Миловидная Клара была обласкана мужским вниманием, у нее был прекрасный муж, она познала счастье материнства. Роза же, хромая на одну ногу, ростом всего сто пятьдесят сантиметров, ни у кого желания не вызывала.
У нее случился страстный и мучительный роман — как раз-таки с сыном ее подруги Клары, Константином Цеткин. После чего дамы какое-то время не общались. Их жизнь тоже закончилась по-разному. Тело Розы нашли в сточной канаве, куда ее, забитую камнями и истекающую кровью, кинула толпа разъяренных мужчин. Клара, которая на склоне своих дней приехала в советское государство, похоронена у Кремлевской стены. Кстати, именно в Советском Союзе женщины получили все то, за что так яростно боролись суфражистки. Само обращение «товарищ» символизировало стирание гендерного неравенства. Женщинам предоставили не только полный пакет гражданских и социальных прав, которые и не снились Западу, но и систему охраны материнства и детства. Детские сады, отпуск по уходу за ребенком, даже право на аборты и больничный после него.
Ее началом принято считать выход в 1949 году книги «Второй пол» Симоны де Бовуар. Автор утверждала, что мир, ориентированный на потребности мужчин, воспринимается как норма.
Дабы опять всё не списали на паранойю "Фашистов едящих детей" Весну естественно было бы встречать не 1 марта. Логично было бы ее чествовать 22 марта — в день весеннего равноденствия. День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта? Почему именно 8 марта было избрано для такого праздника?
Почему большевики верхушка сплошь евреи празднуется 7 ноября — понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая — тоже всем известно по крайней мере официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго. Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта, и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне. Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно — не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди статисты, приглашенные на праздник отмечают одно, а другие организаторы празднуют нечто совсем иное? Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости?
Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем. Но у нас свой, очень частный и не всем понятный повод для праздника, а праздник мы хотим вселенский, и вот для того, чтобы весь мир искренне веселился и искренне нас поздравлял — мы дадим ему другое толкование. Раз мотивы были личными — значит, надо присмотреться к личностям. А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев революции 17 года не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилия" и призвали разрушить его "до основания".
Вам пришла в голову замечательная идея создать женский день. Но Клара Цеткин — еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура — Эсфирь Эсфири посвящен ежегодный и самый "веселый праздник" еврейского народа — праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи. Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу.
Прославлять Эсфирь. То есть — поздравлять с Пуримом всех наших женщин пусть даже и не сознавая этого. Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию. Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" Еврейская Энциклопедия.
Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем.
8 МАРТА ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА.MARCH 8 THE HISTORY OF THE HOLIDAY.#8марта история праздника#праздник#
8 марта 1910 известные немецкие революционерки Роза Люксембург и Клара Цеткин вывели на улицы немецких городов местных проституток. Почему именно 8 марта Существует версия, что Клара Цеткин и Роза Люксембург решили, что цифра 8 больше всего напоминает женские формы. Начало женскому празднику положили не текстильщицы, а "труженицы" главной древнейшей профессии. В 1910 году Клара и Роза Люксембург (деятели немецкой и европейской революционной левой социал-демократии), выступая на конференции в Копенгагене, предложили утвердить праздник и назначить его проведение именно на 8 марта.
Все из-за Клары и Розы. История 8 Марта
Уже студенткой участвовала в революционном подполье и уехала в Швейцарию. За активизм и политическую позицию несколько раз арестовывалась и сидела в тюрьме. Люксембург постоянно участвовала в социальных движениях и забастовках чаще, чем Цеткин. Историк По-разному относилась к советской власти, но после революции 1917 года писала, что не одобряет стремление большевиков к диктатуре. Люксембург была радикальнее, чем Цеткин, распространяла брошюры по забастовкам.
Но тоже выступала против Первой мировой. Руководила учредительным съездом компартии Германии, хотя эта партия не была популярной. Была одной из главных участниц январского восстания 1919 года в Берлине — важного этапа революции Германской империи. Роза Люксембург на демонстрации Цеткин и Люксембург придумали праздник 8 марта?
Проблема прав женщин больше волновала Цеткин. Люксембург не сильно увлекалась феминизмом. Появление праздника 8 марта — это заслуга Цеткин, которая часто выступала за трудовую реформу для женщин и всеобщее избирательное право. Идею Цеткин и ее соратницы взяли у американских рабочих.
Демонстрация привела к определенным результатам. Женщин стали принимать в университеты, в мире стали появляться женские профсоюзы. Затем дамы продолжили выдвигать свои требования и бастовать. В феврале 1908 года прошла ещё одна демонстрация с участием 15 тысяч женщин, которые были недовольны ограничениями в правах. Затем социалистки в Америке решили сделать ежегодные женские мирные митинги традиционными. В 1910 году Клара и Роза Люксембург деятели немецкой и европейской революционной левой социал-демократии , выступая на конференции в Копенгагене, предложили утвердить праздник и назначить его проведение именно на 8 марта. После конференции праздник утвердили, приурочив его к годовщине демонстрации работниц нью-йоркских текстильных фабрик. В России, в революционных кругах, об американском шествии узнали уже в 1908-м году. Но впервые достаточно широко день был отмечен в 1913 году в Петербурге — на волне копенгагенского предложения Цеткин.
В 1910 году Клара и Роза Люксембург деятели немецкой и европейской революционной левой социал-демократии , выступая на конференции в Копенгагене, предложили утвердить праздник и назначить его проведение именно на 8 марта. После конференции праздник утвердили, приурочив его к годовщине демонстрации работниц нью-йоркских текстильных фабрик. В России, в революционных кругах, об американском шествии узнали уже в 1908-м году. Но впервые достаточно широко день был отмечен в 1913 году в Петербурге — на волне копенгагенского предложения Цеткин. Официально петербургская манифестация называлась «научным утром по женскому вопросу». Дата к тому времени не установилась, и действо состоялось 2 марта по старому стилю. На следующий год митинги прошли уже в нескольких странах Европы и России согласованно — 8 марта. Международная популярность праздника в 1930-е постепенно сошла на нет.
Но в СССР «женский день» отмечался широко, хотя и оставался рабочим днём.
И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура — Эсфирь Эсфири посвящен ежегодный и самый "веселый праздник" еврейского народа — праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи. Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть — поздравлять с Пуримом всех наших женщин пусть даже и не сознавая этого. Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия.
Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию. Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям из проклинаемой "тюрьмы народов" — России — при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения. У многих в столице мировой империи каковым был тогда Вавилон дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять устоявшуюся клиентуру.
Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском. Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются "силовые структуры". И вот подобно Крючкову, докладывавшему Горбачеву об "агентах влияния", персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу события происходят около 480 г. Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы — отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь.
Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев… В итоге в день 13 Адара этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля — начало марта во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем… И позваны были царские писцы, и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя — о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" Есф.
Клара Цеткин и Роза Люксембург, история 8 марта
Как Клара Цеткин и Роза Люксембург придумали праздник 8 марта? Оригинал взят у tani_y в 8 марта Клары Цеткин и Розы Люксембург. это глобальный праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ознаменование культурных, политических и социально-экономических достижений женщин.[3] Она также является координационным центром движения за права женщин. Международный женский день 8 Марта — праздник, родившийся из массовых протестов за права женщин и претерпевший со временем множество изменений.
Роза, Клара и 8 марта
Сегодня 8 Марта считается Международным женским днем, и история его создания снова выходит на первый план. Вместе со своей соратницей Розой Люксембург они активно выступали за равноправие женщин. Кто такие Клара Цеткин и Роза Люксембург, за что они боролись и как создали праздник 8 марта. 8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин.
Роза Люксембург, Клара Цеткин и Александра Коллонтай: кому мы обязаны праздником 8 марта
Дуэт Клары Цеткин и Розы Люксембург боролся за права прекрасной половины человечества, и именно им принадлежит инициатива празднования Международного женского дня. Она сблизилась с Розой Люксембург, которая прославилась в своих кругах как ярая марксистка. Обратившись к истории, можно узнать, что Женский день задумывался как дата выступлений представительниц слабого пола в борьбе за свои права. Недаром же изначально полным названием праздника, отмечаемого 8 марта, было такое: «Международный день борьбы за.
Клара Цеткин и Роза Люксембург - женщины подарившие нам 8 марта!
Интересно, что журнал издавался на средства инженера Роберта Боша — основателя электротехнического концерна Robert Bosch GmbH. Но в те времена Роберт Бош был лишь подающим надежды инженером, который разрабатывал устройства зажигания от магнето для автомобильных двигателей. Он никогда не скрывал своих либеральных взглядов и с удовольствием жертвовал часть доходов на революционную печать. Впрочем, говорят, что Боша и Дикую Клару связывало нечто большее, чем просто общность политических взглядов. Так или иначе, но любовная связь, если она и существовала, осталась тайной за семью печатями — особенно после того, как жена инженера Боша Анна Кайзер родила двух дочерей, Маргариту и Паулу. Сама же Клара в это время была занята новым романом — в редакции она встретила 18-летнего художника Георга Фридриха Цунделя.
Сначала Клара просто помогала юноше получить заказы, но затем она вышла замуж за Георга. Друзья Клары отговаривали её от этого шага, считая, что такой мезальянс опозорит Цеткин и выставит на посмешище. Но Клара ещё раз доказала, что она не зря получила прозвище Дикая: ей было абсолютно всё равно, что думают другие по этому поводу. Почти два десятилетия Клара и Георг жили душа в душу. Сыновья Клары взрослели, учились на врачей.
Доходы семьи позволили приобрести хороший дом в пригороде Штутгарта, небольшую виллу в Швейцарии и даже автомобиль, что по тем временам было верхом моды и роскоши. Например, в 1907 году на Штутгартском конгрессе Клара познакомилась с Владимиром Лениным, и вскоре он стал её близким приятелем. Но в 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг Фридрих наперекор ей записался добровольцем в армию.
Клара переживала из-за ухода супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928-м, когда ей был почти 71 год, она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош — дочери Роберта Боша, с которой, как оказалось, он долгие годы состоял в неофициальных отношениях. В 1907 году Клара узнала, что 37-летняя Люксембург стала любовницей её 22-летнего младшего сына Константина. И не просто любовницей — Константин изъявил желание жениться на Розе. Клара Цеткин была очень недовольна таким поворотом событий, она даже перестала общаться с подругой.
Роман Константина и Розы продолжался вплоть до начала Первой мировой войны — Константин по примеру отчима Георга записался добровольцем в армию и ушёл на фронт. Служил унтер-офицером санитарной службы, воевал на западном фронте, на Сомме, в Вердене и Реймсе. Был даже награждён за храбрость Железным крестом второй степени. Больше он к Розе не вернулся — после войны он поступил учиться во Франкфуртский университет. Там он и узнал, что в 1919 году Роза Люксембург была жестоко убита полицией в Берлине в ходе подавления восстания рабочих.
Розу забили насмерть, а тело выбросили в Ландвер-канал по пути в тюрьму.
Мечтала о ребёночке Заниматься общественной деятельностью Роза Люксембург начала еще в варшавской гимназии, в 18 лет вынуждена была бежать из страны из-за участия в революционном кружке «Пролетариат». В Швейцарии она получила блестящее образование в области философии, политэкономии и юриспруденции и стала одной из первых женщин, получивших научную степень. Некоторые биографы небрежно отмечают, что в политику Роза пришла из-за мужчины. В 18 лет она стала любовницей социал-демократа Лео Йогихеса.
Студенты вместе писали прокламации и резолюции, участвовали в политической жизни Королевства Польского и Литвы. Вместе с тем революционерка писала своему возлюбленному полные нежности и мечтаний о «малюсеньком ребеночке» письма. Однако Лео был убежденным сторонником свободных отношений и вступать в брак не собирался. Поездки летом на дачу, дети и прочий мещанский быт Йогихеса не привлекали, вместо этого он убеждал подругу отдавать все силы политической борьбе. Роза Люксембург потратила на ожидание несбыточного 16 лет и...
А в это время Клара Цеткин родилась в саксонском городе Видерау в семье учителя сельской школы и в девичестве носила фамилию Айсснер. Девушке прочили карьеру блестящего педагога, однако она одновременно увлеклась политикой и политэмигрантом из Одессы Осипом Цеткиным. Соратник по Социал-демократической партии не собирался заводить серьезных отношений, однако Клара добилась его внимания. Позднее, когда Клара Айсснер из-за политических гонений бежала из Германии, она отыскала своего возлюбленного в Париже и поселилась у него.
После конференции праздник утвердили, приурочив его к годовщине демонстрации работниц нью-йоркских текстильных фабрик. В России, в революционных кругах, об американском шествии узнали уже в 1908-м году. Но впервые достаточно широко день был отмечен в 1913 году в Петербурге — на волне копенгагенского предложения Цеткин.
Официально петербургская манифестация называлась «научным утром по женскому вопросу». Дата к тому времени не установилась, и действо состоялось 2 марта по старому стилю. На следующий год митинги прошли уже в нескольких странах Европы и России согласованно — 8 марта. Международная популярность праздника в 1930-е постепенно сошла на нет. Но в СССР «женский день» отмечался широко, хотя и оставался рабочим днём. Проходили женские митинги, к этому дню старались приурочить награждения женщин.
В этот день более 15000 женщин прошлись маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.
В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля.
Клара Цеткин и Роза Люксембург - женщины подарившие нам 8 марта!
То есть в то время появилось много антисоветских и антикоммунистических мифов, так что говорить о том, что этого марша не было, — нельзя. Поэтому большинство историков сходятся на том, что демонстрации все-таки были. Может быть, конечно, они не были такого масштаба, который в дальнейшем им был приписан, но то, что они имели место и именно 8 марта, — это факт. Праздник передовых пионерок — Встречается мнение о том, что раньше, у самых истоков эмансипации, Международный женский день был посвящен в основном «мужественным» женщинам, которые преуспели в «мужских» профессиях. Вы согласны с этим? Какую профессию могла иметь женщина в начале XX века?
Максимум она могла быть домашним учителем, кухаркой или официанткой. Круг профессий был очень узок, а все остальные занятия считались мужскими. Даже профессия бухгалтера, которая сейчас абсолютно у всех ассоциируется с женщинами, в те времена была мужской. Преподаватель университета, где у нас сейчас тоже доминируют женщины, — раньше это тоже была мужская профессия. Поэтому естественно, что в период становления праздника большое внимание уделялось тем женщинам, которые стали первыми.
Условно говоря, одним из символов 8 Марта была и до сих пор остается Валентина Терешкова, как первая женщина-космонавт. Получение женщиной права на то, чтобы самореализоваться там, где раньше ей был закрыт путь, — вот что было главным. Таким образом, этот праздник касался не просто «мужественных» женщин, а именно передовых, пионеров — женщин, которые совершают что-то новое. Поэтому естественно, что в период, когда это было исторически и политически необходимо, акцент был сделан на этом. Когда женщина стала абсолютно уверена в своих правах и все пути для нее стали открыты, акцент праздника сместился на тот формат, который мы видим сейчас, то есть чисто гендерный — женский.
Но при этом во многих странах мира 8 Марта до сих пор имеет такой окрас. Например, для Ближнего Востока очень актуален вопрос участия женщины в политической деятельности и мужских профессиях, потому что там эта революция не случилась.
К тому же тогда Цеткин сама рассталась со своим молодым мужем-художником. Между тем, как пишет Ганна Ильберг в своей книге «Клара Цеткин», Клара Цеткин несколько раз избиралась в Рейхстаг, благодаря чему она получила трибуну для отстаивания прав женщин, а также для борьбы с национал-социализмом. После прихода Адольфа Гитлера к власти Цеткин снова была вынуждена бежать. Тогда рядом с ней уже не было Розы Люксембург, которую убили во время восстания рабочих в Берлине еще в 1919 году. К тому времени Цеткин уже исполнилось 75 лет, поэтому состояние ее здоровья оставляло желать лучшего. Ослабевшая и ослепшая она большую часть времени проводила в постели, но продолжала работать над своими трудами. В последние дни жизни Клара беспокоилась о своем детище — партии, но соратники заверили ее, что та крепка и неделима.
Оставалось только определиться с датой этого события. По счастью, у родственников Розы Люксембург были хорошие связи с хасидами Хабад Любавич, известными толкователями Торы, и через них удалось переправить запрос к самому Шолом-Дов-Беру Шнеерсону. Ответ пришел далеко не сразу и был очень объемным, так как содержал огромное количество ссылок на Тору, Агаду, Шулхан Арух ха-Рав, цитаты из Рамбама, раби Моше Гринвальда и прочих мудрых ребе.
К сожалению, документ этот был утрачен во время Второй мировой войны, от него осталось только упоминание вышеперечисленных авторитетов. Известно, что он насчитывал 352 страницы убористого почерка и был написан на идиш. На основании внимательного изучения огромного количества материалов хасидские раввины пришли к выводу, что праздновать следует не день выхода Адама и Евы из рая, а тот день, когда Ева проявила решительность и самостоятельность, сорвав плод с древа познания Добра и Зла.
Принято считать, что эту идею внушил Еве змей Быт. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?
Неравная оплата труда, сексизм на рабочих местах и так называемый «стеклянный потолок» невидимые ограничения, которые не позволяют женщинам достигать таких карьерных высот, как мужчинам увы, актуальны по-прежнему. Например, в России и это официальная статистика гендерная разница в зарплате двадцать семь процентов. Это значит, что при равной квалификации, талантах и профессиональных способностях женщина получит почти на треть меньше. В нашей стране существует из 450 видов работ, запрещенных для представителей так называемого «слабого пола». Сейчас уже есть семьи, где бытовые обязанности делятся между обоими супругами, либо делегируются третьим лицам.
Но большинство еще живет по старинке. Не учитывается тот факт, что после работы у женщины начинается «вторая смена» дома: та самая работа по хозяйству, готовка, которая никак не оплачивается. В 2016 году исследователи собрали статистику по 217 странам: оказалось, что за всю жизнь накапливается 23 года! В декретный отпуск уходят только 2 процента отцов, хотя он разрешен как обоим родителям, так и ближайшим родственникам малыша. Так что у феминисток широкое поле деятельности. Вообще, требования, предъявляемые обществом и самими женщинами к себе, достаточно противоречивы. Делает карьеру — «синий чулок», занимается домашним хозяйством — «сидит на шее у мужа», трясется над детьми — «наседка», не трясется — «мать-кукушка», ухаживает за собой и старается быть сексуально привлекательной — это в угоду патриархату, не старается — ну разве это женщина вообще?
Насущной теме посвящено все больше произведений литературы, на экраны выходят фильмы с феминистической повесткой, и поддержать ее в своих коллекциях считает за честь каждый уважающий себя модный дом, начиная с Chanel и Dior, и заканчивая молодыми дизайнерами. Не вдаваясь в особенности каждого из современных направлений феминизма, отметим, что сегодня в целом это движение, скорее, про то, чтобы разобраться в себе и жить так, как хочется. Это ваш осознанный выбор: рожать ли детей, строить ли карьеру, заниматься домашним хозяйством, носить каблуки или не носить — и все эти варианты должны быть представлены в культуре как норма. Мы должны понять, в чем наша женская сила.