“Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Новости. Пушкин и музыка. «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, — писал музыкальный критик Владимир Стасов, — оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». А в этом сезоне в театре возник цикл "Пушкин в музыке", и открылся он самой, пожалуй, любимой и популярной во всем мире оперой – "Евгением Онегиным". Основой концертной программы «Пушкин в музыке» является известное произведение А.С. Пушкина «Метель».
Пушкин в русской музыке
Собрать все таланты в единое целое и объединить различные эпохи в одной постановке прекрасно удалось нашему режиссеру Алле Масловской.
Главным действующим лицом оперы Мусоргский сделал народ. И очень важно то, что этот народ впервые на оперной сцене был показан как действенная сила, предопределяющая исход исторических событий. Причем отношение к нему композитора было тоже новым, небывалым. Таким образом, главную мысль — о решающей роли народа — он особенно подчеркнул. И потому изменил конец. Если у Пушкина «народ безмолвствует», то у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт.
Эта картина народного восстания, завершающая оперу, является едва ли не главной. Немногим больше года понадобилось Мусоргскому для создания этой оперы — так велико было его воодушевление. И действительно, каждая картина, каждое действие оперы говорят о высоком порыве вдохновения, необыкновенном подъеме творческих сил. Работал Мусоргский с таким увлечением, что на некоторое время перестал видеться с друзьями. Стасов с добродушной иронией писал: «Мусорянина, разумеется, никакими пряниками не вытянешь из берлоги». Постановка оперы стала событием, которое разделило петербургскую публику на два непримиримо враждебных лагеря. Равнодушных не было.
На протяжении лишь двух лет им созданы такие шедевры, как опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром… Но все же наибольшей популярностью пользуется опера «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку входит новый тип оперы. Уже сам подзаголовок определяет особую музыкальную настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы гениального пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». И поэтому в опере прослеживаются только основные сюжетные линии, посвященные главным героям — Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению. Жизненная правдивость и глубокое проникновение во внутренний мир основных пушкинских образов потребовали от композитора большой искренности и увлеченности. И он сумел рассказать особым языком музыки о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал Чайковский. Центральным в опере является образ Татьяны, которую Чайковский любил больше всех пушкинских героев. Так же лиричен и образ Ленского. Оба эти образа в чем-то близки друг к другу — и это утверждает музыка. Отдельные интонации, подчас очень сходные между собой, пронизывают партии Ленского и Татьяны. Им противопоставляется образ Онегина — то спокойно-холодного, то глубоко страдающего, любящего. Интересно, что в конце оперы в его партию проникают музыкальные интонации из партии Татьяны, что делает его образ теплее, лиричнее.
В трех актах оперы семи картинах четко прослеживается жизнь главных героев — Татьяны, Ленского, Онегина — на фоне деревенского быта или картин петербургской жизни. Музыка оперы отличается большой напевностью, лирической задушевностью, что так присуще и русским народным песням и русским бытовым романсам. Это наиболее типично для партий Татьяны и Ленского, для бытовых сцен. Большое значение имеют здесь и танцевальные ритмы мазурки, экосеза, полонеза. Особенно часто звучит вальс — он пронизывает своим ритмом не только танцевальные, но и лирические сцены оперы, передающие внутренние переживания героев. Однако со временем этот сюжет все более овладевал его воображением. Особенно взволновала его сцена роковой встречи Германа с графиней.
Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвал горячее желание написать оперу. Опера создавалась, по словам композитора, с самозабвением и наслаждением. В «Пиковой даме» Чайковский предстает не только гениальным драматургом, тонко чувствующим законы сцены, но и великим симфонистом, строящим действие по законам симфонического развития. Опера очень многопланова. Самые большие изменения произошли с образом Германа. У Пушкина это холодный, расчетливый авантюрист, способный из-за денег на любой безнравственный поступок, а композитор наделил героя другими чертами. Движущая сила всех поступков Германа в опере — всепоглощающая страсть к Лизе.
Но на пути Германа к счастью — неравенство их положения в обществе: в опере Лиза не бедная компаньонка, а внучка и единственная наследница богатой графини. Так благородная страсть, возвышающая человека, приводит его к низменным, корыстным побуждениям и поступкам. А это, в свою очередь, обрекает его на безумие и смерть. Основная идея оперы — столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности — показана уже в оркестровом вступлении интродукции. Короткие, но ярко очерченные темы-образы последовательно проходят перед нами. Вот в оркестре звучит спокойная неторопливая мелодия. Это тема баллады Томского, сыгравшей в жизни Германа столь роковую роль.
Из этой баллады он впервые узнал о тайне трех карт. Повествовательная мелодия перемежается суровыми, скорбными аккордами в балладе они звучат со словами «О Боже! Вторая тема интродукции — образ злого рока, который связан с образом Пиковой дамы — графини. Неотразимо-властный призыв медных духовых инструментов передает какую-то фатальную обреченность тех, кто соприкасается с этой жестокой силой. Зловещую мрачность второй темы подчеркивает и нервный, судорожный ритм, и звучание мелодии в низком и сумрачном регистре, и ослепительно резкие всплески деревянных духовых инструментов — словно всполохи молний.
Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина.
Опера впервые была исполнена в 1856 году, но из-за плохих декораций, костюмов, из-за купюр успеха не имела. Возобновлена она была в 1865 году и прошла под гром аплодисментов. По этому поводу сам Даргомыжский писал: «Опера пошла так, как будто никогда не давалась. Вызовам артистов и меня конца нет». Опера «Каменный гость» — это тот редкий, если не единственный, случай, когда пересказывать содержание оперы — это слово в слово пересказывать содержание литературного первоисточника. Как правило, всякое либретто — это в большей или меньшей степени отход от оригинала, часто — сокращение, поскольку петь текст дольше, чем произносить его.
Даргомыжский специально поставил перед собой цель: написать оперу на полный текст поэмы Пушкина. В одном из своих писем композитор признавался: «Забавляюсь над «Дон-Жуаном» Пушкина. Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» так, как они есть, не изменяя ни одного слова». Таким образом, основой музыкального действия стал речитативный диалог. Речитатив Даргомыжского — это плод многолетних наблюдений над особенностями речевой интонации и упорного труда его по переплавке этой интонации в музыку. Опера была столь непривычной, столь смелой, — ведь в ней нет ни арий, ни вокальных «вставок», ни звучных эффектных ансамблей и финалов, — что публика недоумевала, но успех всё-таки был.
В своей работе Мусоргский опирался на «Историю государства Российского» Карамзина, различные исторические документы и, конечно же, на поэму Пушкина. Композитор удивительно точно передал дух того времени и показал столкновение царя и народа, представители которого выведены в главные действующие лица. Судьба оперы «Борис Годунов» — это судьба новаторского произведения искусства — и прославляемого, и гонимого. Её значение было сразу же понято близкому окружению Мусоргского. Другие, напротив, из конформистских соображений, сделали всё, чтобы провалить её после успеха первых представлений. Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а, в особенности, в 1908 году в Париже, когда Арию царя Бориса в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин, хотя эта редакция и вызвала замешательство среди музыковедов и поклонников оригинальной версии «Бориса».
Редактор нарушил порядок сцен, некоторые убрал, изменил наиболее смелые гармонии и по-новому оркестровал партитуру, в которой и сам Мусоргский хотел кое-что переделать. Пушкин и Чайковский Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» — одна из самых популярных опер мира. Композитор глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью, пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. В «Евгении Онегине» Чайковский не стремился воплотить все многогранное содержание романа А. За основу оперы композитор взял лирический конфликт, раскрыв в ней отношения Онегина, Татьяны, Ленского.
Чайковский был подлинным новатором. Он, по сути, явился создателем новой отрасли русского театра — лирико-психологической музыкальной драмы. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку всё, что в «Онегине» просится на музыку. Я это и сделал как мог». Зрелым мастером симфонической музыки выступает Чайковский в выдающейся музыкальной драме «Пиковая дама».
Опера была заказана Чайковскому дирекцией императорских театров. Либретто написано братом композитора Модестом Чайковским, хотя некоторые тексты написал сам Чайковский. По сравнению с повестью Пушкина, либретто оперы имеет большие отличия. Они послужили для углубления социального контраста между главными героями.
Опубликовано оно было в 1830 году.
На музыку его положил композитор А. В наше время появляются песенные вариации «Зимнего вечера», нисколько не улучшающие первоначального звучания — скорее наоборот. А найдутся ли люди, которых не взволновали бы слова стихотворения, написанного летом 1825 года в селе Михайловском, где Пушкин пребывал в ссылке? Посвящено оно молоденькой генеральше Анне Керн, с которой поэт встречался в имении ее тетки, помещицы Осиповой, Тригорском, и в которую был искренне влюблен. Когда Анна Керн уезжала из Тригорского, Пушкин вручил ей посвященные ей стихи: Я помню чудное мгновенье: Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
Это стихотворение было опубликовано в 1827 году и получило высокую оценку читающей публики. Еще большую известность оно приобрело после того, как было положено на музыку М.
Другие статьи автора
- Лекция-концерт «Пушкин в музыке»
- Навигация по записям
- А. С. Пушкин и музыка ч. 1 (Наталья Ромодина) / Проза.ру
- Пушкин в музыке
- Африка, Ближний Восток и Индия
Гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник поэзии
Пушкина была музыка М. Её венцом стала опера «Руслан и Людмила». Опера звучит как гимн победе добра над злом, гимн прекрасному в жизни, в человеке, в природе, в любви. Многие номера оперы стали мировыми музыкальными бестселлерами марш Черномора, каватина Людмилы, увертюра оперы. Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора.
На протяжении всей творческой жизни М. Глинка написал десять романсов на стихи А. Пушкина и М. Глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. Навеки связаны имена А. Пушкина, А.
Пушкина Белоруссия в рамках проекта «Пушкинские дни в лицее» при поддержке фонда «Русский мир» прошёл литературно-музыкальный салон «А. Пушкин и музыка». Учащиеся познакомились с литературным наследием Пушкина в музыке: операми «Руслан и Людмила» М. Глинка , «Евгений Онегин» П. Чайковский , «Золотой Петушок» Н.
Произведения, написанные А. Пушкиным стали неисчерпаемым источником вдохновения для многих композиторов. Учащиеся музыкальной школы исполнили произведения.
Даргомыжским, А. Сколько ярких художественных импульсов вызвало пребывание Глинки в Европе — в Италии, Германии, Франции, Польше, Испании, где он познакомился с жизнью крупнейших музыкальных центров, получил профессиональное музыкальное образование. В лице Глинки русская музыкальная культура выдвинула композитора мирового значения. Он создал первые классические образцы русской оперы, симфонической музыки, романса. Глинка сумел соединить достижения европейской музыки жанры, формы, гармонию, оркестровки и другие выразительные музыкальные средства с истинно русским содержанием: народной историей, сказкой, изображением русской природы, быта, а главное — раскрыть характер русского человека. В его сочинениях зазвучали интонации народной песни, то протяжной и широкой, то плясовой и молодецкой. Ярко, мощно прозвучал хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» — первой русской национальной оперы на исторический сюжет, премьера которой 27 ноября 1836 года, стала днем рождения русской классической музыки; гениальная увертюра к опере «Руслан и Людмила» по поэме А. Пушкина, в которой впервые получили воплощение русский эпос и сказка. Симфоническое творчество было представлено фрагментом знаменитой увертюры «Камаринская», написанной на темы двух русских народных песен — свадебной «Из-за гор, гор высоких» и плясовой «Камаринская».
Глинка и Пушкин
Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Весь XIX век в русской музыке почти неотделим от имени А. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, — он активно участвовал в ее строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль. В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! Наслаждайтесь и вдохновляйтесь великолепными шедеврами! В программе возможны изменения 2 отделения по 45 минут Организатор:.
Пушкина, написанной в 1830 году. Отмечают, что литературное направление повести — яркий юношеский сентиментализм. Центральная тема — взаимоотношения человека и Рока, как по воле судьбы меняются люди, их представление о жизни и стремления к идеалу.
Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы делают, в том числе, произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.
За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон маэстро и его коллектив решили посвятить русской музыкальной классике, и одной из самых интересных и разноплановых программ станет мультимедийный проект «Пушкин в музыке».
За дирижерским пультом в этот вечер выступит лауреат международных конкурсов, заместитель художественного руководителя НФОР Арсентий Ткаченко. Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, которого еще при жизни признали гением.
В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки. Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи Анне Петровне Керн. Глинка был знаком с её дочерью Екатериной. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Е. Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора.
Для Екатерины Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвящённые её матери. Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта А. Глинка встретился с Грибоедовым летом 1828 г. Беседуя о музыке, Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни.
Концерт «Пушкин в музыке»
Пушкин и Даргомыжский Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место. Написал музыку к стихотворениям Пушкина «Старый муж, грозный муж», а так же «Ворон к ворону летит». Как замечательно сказал Пушкин о музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия».
Лекция — концерт «Пушкин в музыке».
Была у меня песня певца за сценой, «Утешься, милая княжна», сегодня уже было три романса на стихи Пушкина», - Виктор Коротич, оперный певец Мариинского театра. А с этим местом нас давнишняя дружба связывает - ещё со времен Семёна Степановича Гейченко, потому что мы дружили, приезжали, жили здесь», - Александр Чернушенко, художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. О, не кляни меня за речи злые… Во время концерта зрители не только услышали арии из известных опер, но и узнали о работе композиторов над музыкальными шедеврами. В программе фестиваля известные произведения и незаслуженно забытые - например, романсы. Не просто разные композиторы, но и разные эпохи и разные века. Показать, насколько он оплодотворял творчество великих русских композиторов, как они им вдохновлялись, питались», - Игорь Тарасов, генеральный продюсер фестиваля «Пушкин.
Наиболее ярко принципы «Могучей кучки» выразились в вокальных сочинениях М. Мусоргского 1839-1881. Композитор стал реформатором жанра песни. Еще в большей степени, чем у А. Даргомыжского, у Мусоргского выражается стремление к музыкальной декламации и «оправданной мелодии». Мусоргский глубоко драматичен он искренне старался изменить жизнь «искусством, любящим человека». Виардо-Гарсиа 1821-1910 была известна не только как выдающаяся оперная и камерная певица, но и как автор романсов и оперетт. Француженка по рождению, она называла Россию «вторым отечеством». Отдавая дань культуре и публике, к которым она испытывала «вечную признательность», в качестве поэтической основы для романсов Виардо часто брала стихи русских поэтов. В программу вошли романсы на стихи Пушкина с музыкой М. Балакирева 1836-1910.
Комментарии запрещены. На главную Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Будут широко использованы современные технологии. Пушкинская тематика - потрясающий материал. И это большая ответственность, - говорит режиссер Андрей Егоров. Но мы решили в первую очередь подойти к исторической личности поэта не как широко известной и растиражированной. Мы хотим его показать, как обычного человека, с достоинствами и слабостями. Есть номера, которые плавно перетекают из одного в другой. Есть и «конфликтующие». Сценические действия гармонично вплетаются в музыкальную ткань спектакля. Здесь уникальное либретто. Зачастую, мы сами уже не можем отличить, где строчки Александра Сергеевича, а где - Олега Аскеровича. Используются 15 стихотворений Пушкина.
Пушкин в русской музыке
Там состоялось открытие межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке». 4 июня в 19:00 в преддверии дня рождения А.С. Пушкина приглашаем на концерт «Пушкин: известный и неизвестный». Мы говорили о том, как творчество Александра Сергеевича Пушкина находило отражение в музыкальных произведениях известных русских композиторов. Вслед за песнями, романсами, альбомными стихами вошла в музыку и пушкинская поэзия мысли, выраженная в музыкальном жанре элегии. Пушкин в музыке Музыкальный вечер «Петербург-концерта» посвящен дню рождения великого русского писателя и поэта. Музыкальный и художественный критик В.В. Стасов заметил, что и Пушкин, и Глинка – «родоначальники национального оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».
Завершился «Пушкин. Музыка. Михайловское»
Билеты на концерт «Пушкин в музыке» в Доме музыки 27 мая 2024 от 2000 ₽ официальные билеты. Удобная и быстрая покупка на Ticketland. Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина. Первый — «Пушкин в Михайловском» — ретроспектива музыкальных сочинений, связанных с поэтом и его временем. В Саратове прошло открытие первого межрегионального фестиваля хоровых коллективов, который получил название «Пушкин в музыке». Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные сочинения, написанные на его произведения. Статья вой о музыкальных произведениях русских композиторов на стихи а.
Пушкин в музыке середины ХIХ века
Пушкин в музыке. Концертные исполнения опер в Театре Наталии Сац. | И сегодня, вместе с членами Пушкинского клуба мы отправились в увлекательное и познавательное путешествие в музыкальный мир А.С. Пушкина. |
Концерт «Пушкин в музыке» | Пушкин и Даргомыжский Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место. |
Георгий Василевич: Пушкинские строки в Михайловском будут петь солисты оперных театров
10.04.24 Для всех любителей настоящей поэзии и ее воплощения в музыке музыкально-поэтический вечер «Мой Пушкин». Пушкин вдохновлял и столетие спустя – в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. А.С. Пушкин интересовался самыми различными явлениям музыкальной жизни – итальянской оперой, музыкой Моцарта, Глинки, других композиторов его эпохи.