В войнах «за асфальт» вооруженные ножами бандиты из ОПГ «Жилка» подчинили 18 группировок, но споткнулись об ОПГ «Борисково», которое со временем стало крупным ОПС «Севастопольские».
Последний вердикт по делу ОПС «Севастопольские» стал более жестким
В Казани к восьми годам колонии общего режима приговорен один из лидеров ОПГ "севастопольские" Владимир Моисеев. Контроль над группировкой взяли в свои руки Радик Юсупов (Дракон) и Равиль Гатиатуллин (Джамай): во второй половине 90-х севастопольские практически перестали участвовать в боевом переделе Казани и начали уходить в бизнес. К началу 1990-х годов к ним примкнули участники других группировок, благодаря чему ОПГ «Перваки» стала одной из крупнейших в Казани: по разным данным, в нее входило 300-400 человек.
Последний вердикт по делу ОПС «Севастопольские» стал более жестким
Следует отметить, что преступники также довольно успешно штурмовали политический "олимп". Например, Зуфар Утяганов участвовал в выборах в Госсовет Татарстана, правда, в последний момент он был снят с регистрации. А другой лидер - Радик Юсупов - к моменту своего ареста занимал должность спортивного директора футбольного клуба "Рубин". Как сообщалось, оба новых лидера "севастопольских" находились в международном розыске и были задержаны Интерполом: Утяганова поймали в Черногории 8 октября 2009 года, а Моисеева - в Польше. Примечательно, что при задержании Утяганов предъявил паспорт гражданина Литвы Аликаса Каткевича. Чуть позже он признал, что документы подделал и попробовал представить еще один паспорт - на сей раз на имя российского гражданина Руслана Ворганова. Веры "литовцу" уже не было, поэтому в Россию для идентификации личности был направлен соответствующий запрос, снабженный отпечатками пальцев.
После проверки по базе данных они совпали с отпечатками Утяганова Зуфара Абдрахмановича, писала газета "Бизнес Online. Моисеев в настоящее время находится под следствием. Он сознался лишь в части предъявленных ему обвинений. Между тем 18 апреля 2011 года в Верховном суде Татарстана стартовал повторный процесс над 14 членами банды "Севастопольские", на счету которой десятки убийств и другие тяжкие преступления. Приговор по первому процессу, вынесенный в августе 2010 года, был оспорен прокуратурой Татарстана как слишком мягкий. Так, двое были освобождены от наказания в связи с истечением срока давности.
Причем среди них оказался один из лидеров - 44-летний Радик Юсупов по прозвищу Дракон. В отношении еще троих фигурантов суд уголовное преследование прекратил в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Остальным были назначены наказания от условного срока до 9,5 года колонии общего режима. Среди осужденных был и прежний спортивный директор футбольного клуба "Рубин", 47-летний Рустем Сайманов Сайман. Он получил всего шесть лет колонии общего режима. Со своей стороны гособвинение запрашивало для 12 "севастопольских" от 8 до 13 лет колонии строгого режима и лишь двоих предлагало из-за истечения срока давности оправдать или назначить им минимальные сроки наказания.
Офицер стал киллером Как ни странно, некоторых членов банды "севастопольские" затягивало в криминальный мир достаточно случайно. Но в итоге они тоже становились киллерами даже против своей воли, о чем свидетельствует эпизод с участием подсудимого Марата Ганеева. На суде отставной офицер российской армии рассказал, что в 1985 году познакомился со своей будущей женой Лилей, у которой была родная сестра Ляля. Обе девушки дружили с некой Анией, которая являлась женой Рустема Сайманова. По окончании военного училища в 1988 году Марат Ганеев уехал служить в Молдавию.
Остальные подсудимые, по словам Лосевой, получили различные сроки наказания - от условных до девяти лет шести месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Уголовные дела в отношении предполагаемых лидеров банды Владимира Моисеева и Зуфара Утяганова выделены в отдельное производство. При вынесении приговора, суд учел явку подсудимых с повинной и то, что их показания помогли раскрыть другие преступления. Кроме того, учтены наличие несовершеннолетних детей и положительные характеристики подсудимых.
По информации правоохранительных органов, ОПГ "Севастопольские" действовала на территории Татарстана с 1992 года.
Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка. Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц. Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13].
Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61]. Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60].
Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64]. Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60].
Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3].
В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1]. По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т. Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени.
Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78]. Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60].
Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77].
С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53].
Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2].
Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15].
Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16].
Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95].
В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85].
Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73].
В общей сложности «севастопольские» убили 20 участников «Жилки» и союзных с ней ОПГ. Война закончилась после убийства Хайдера, которого после нескольких неудачных покушений расстреляли 26 августа 1996 года в Санкт-Петербурге. Задержания и аресты членов группировки начались в мае 2008 года.
В марте 2010 года в Верховный суд Татарстана было направлено уголовное дело в отношении 11 человек. Это бизнесмены, менеджеры, руководители разных фирм, бывшие сотрудники милиции. В частности, среди них оказался и Рустем Сайманов, с 2006 года являвшийся спортивным директором ФК «Рубин» и организовавший для клуба самые громкие приобретения на трансферном рынке. В августе 2010 году членам банды вынесли приговор, но он не устроил прокуратуру, которая посчитала наказание слишком мягким.
В результате дело вернули на повторное рассмотрение, которое продолжается в настоящее время.
В суд направлено уголовное дело в отношении участников банды "Севастопольские".
«Мне говорили, что я «севастопольский»: в Казани по делу банды допросили экс-замглавы Минстроя | В Казани к восьми годам колонии общего режима приговорен один из лидеров ОПГ "севастопольские" Владимир Моисеев. |
Заседание по кассации "Севастопольских" не состоялось | Деловой квартал — новости Казани | В Казани к восьми годам колонии общего режима приговорен один из лидеров ОПГ «севастопольские» Владимир Моисеев. |
Опг севастопольские. «Казанским» припомнили драконовское прошлое | Следствие: ОПГ "Севастопольские" убили около двух десятков человек. История ОПГ «Борисково»: от гладиаторских боев с «Тяп-Ляп» до последнего лидера — новости Казани. |
Верховный суд Татарстана начал оглашение приговора членам банды «Севастопольские» - | 60-летний житель Казани, лидер организованной преступной группировки «Борисково» предстанет перед судом за убийство 20-летней давности, передает пресс-служба татарстанского управления следкома. |
ВС Татарстана приговорил лидера ОПГ "Севастопольские" к 8 годам
В Казани арестован лидер ОПГ "Севастопольские" | Участники ОПГ "Севастопольские" осуждены в Казани на сроки до 9,5 лет. |
Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана | За это группировка и получила название Севастопольские, одним из лидеров которой помимо Узкого был уголовный авторитет Радик Юсупов по прозвищу Дракон. |
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ | "Севастопольские" тщательно организовывали убийства конкурентов: "на дело" они выходили по 6-7 человек и зачастую использовали форму сотрудников милиции. |
Жив ли казанский феномен? | А на вопрос, входил ли Кирилов в преступную группировку «Тукаевские», ответил так: «Мне говорили, что я «севастопольский», я что — преступник?.». |
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ
Верховный суд РТ возобновил рассмотрение дела ОПГ «Севастопольские» | АиФ Казань | В войнах «за асфальт» вооруженные ножами бандиты из ОПГ «Жилка» подчинили 18 группировок, но споткнулись об ОПГ «Борисково», которое со временем стало крупным ОПС «Севастопольские». |
Справка. Русская мафия 1988–2012. Криминальная история новой России | на фото Рустем Сайманов, участник ОПГ Севастопольские, ныне гендиректор футбольного клуба "Рубин". |
Последний вердикт по делу ОПС «Севастопольские» стал более жестким | «Вечерняя Казань» решила подробнее изучить стоп-факторы уголовных по «тукаевским», чтобы попытаться ответить на вопрос: почему на родине «казанского феномена» так долго не могут признать вину видных акторов 90-х? |
"Севастопольские" хроники | В итоге защита ради собственного спасения обернулась созданием одной из мощнейших группировок Казани. |
Верховный суд Татарстана вынес приговор Джамбульскому | Главная» Новости» Перваки опг казань последние новости. |
Верховный суд РТ возобновил рассмотрение дела ОПГ «Севастопольские»
Накануне в процессе оглашения приговора Верховный суд РТ вынес постановление о прекращении уголовного преследования в отношении "Севастопольских" по статье "бандитизм" в связи с истечением срока давности. По этой же причине было прекращено уголовное преследование отдельных подсудимых за три убийства и несколько покушений. После снятия обвинений были освобождены от уголовного преследования трое из 14 предполагаемых членов "Севастопольских" - Гараев, Ханнанов и Ямалтдинов. Юсупов получил четыре года, в связи с истечением срока давности от уголовного наказания освобожден. От уголовного наказания в связи с истечением срока давности также освобожден Хабипов, получивший пять лет условно с испытательным сроком четыре года", - сказала Лосева. Другие подсудимые, по ее словам, получили различные сроки наказания - от условных до 9 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.
Он организовал несколько "сходняков", на которых присутствовали представители большинства казанских группировок. В видении Хайдера "общак" с месячным оборотом в 100 тысяч рублей должен был базироваться на "Жилке", а он руководил бы им.
Предполагалось, что каждая группировка выделит по представителю, которые вместе с Хайдером дважды в месяц решали бы "общаковские" дела. На одном из последних "сходняков" по поводу "общака" присутствовало около 300 человек, были "воры в законе" Буська, Томаз Тбилисский и даже знаменитый Паша-цируль. Поддержали инициативу Хайдера далеко не все группировки. А "борисковские" и вовсе предложили на роль хранителя "общака" своего "вора в законе" Иглама. Приезжие воры поддержали их, решив, что Хайдер будет помощником Иглама. Но "жилковский" отказался и сказал, что будет на своей половине города "общак" собирать сам. В отличие от Хайдера, ориентированного на "воровской" мир, Речапов в первую очередь был бизнесменом, причем с вполне легальным источником доходов.
И, естественно, не хотел участвовать ни в каком "общаке". Так что, когда Закиров потребовал, чтобы тот начал сдавать деньги, Речапов наотрез отказался, отметив, что криминал его больше не интересует, а если придется "подогреть пацанов на зоне", он это и без Хайдера сделает. И тот, и другой были людьми весьма амбициозными и вспыльчивыми, так что разругались в пух и прах. Для Хайдера, располагавшего огромными денежными и человеческими ресурсами, отказ "барыги" Речапова показался неимоверной наглостью. И наказать его было для Хайдера делом принципа. Между тем после ссоры с Хайдером Речапова поддержала часть "борисковских", "слободских", "грязевские", челнинские "двадцатьдевятники" и ряд других группировок. Кстати, к этому времени группу Речапова уже называли "севастопольскими".
Речапов купил в Москве два этажа гостиничного комплекса "Севастополь" а позже и всю гостиницу, представлявшую собой четыре 16-этажных корпуса , открыл в нем ночной клуб, казино и рестораны. Казанцы выкупили 10-й и 11-й этажи "Севастополя", исходя из того, что ближайшие здания максимум 9 этажей в высоту и, таким образом, их не достанет ни один снайпер. Комплекс постоянно находился под видеонаблюдением и охраной ЧОПа. Именно сюда "cевастопольские" и переехали вместе с семьями. При этом они не оставили и казанский бизнес: магазины, рестораны, оптовые поставки продуктов и прочее. Чтобы окончательно разобраться, кто в Казани хозяин, в 1994 году в санатории "Яльчик" Марий Эл Хайдер собрал авторитетов союзных группировок и договорился о создании коалиции, которая взяла бы Казань в свои руки. В коалицию с "Жилкой" вошли группировки "Северный", "Караваево", "Стандартный", "Чайники", "Московская бригада" - всего 18 группировок.
Причем в вопросе создания ОПС Хайдер проявил себя настоящим демократом, назначив замами не "жилковских", а лидеров группировки "Мельница" и "Стандартный". При этом Хайдер исходил из принципа "кто не с нами, тот против нас": главными врагами "Жилки" были объявлены "Севастопольские" и поддерживавшие их группировки.
Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61].
Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60].
Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64].
Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64].
Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49].
Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46].
Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60].
Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69].
По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1].
По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43].
Психолог Т. Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74].
По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим».
Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78].
Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6].
Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды.
Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60].
Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43].
Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81].
Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83].
Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53].
В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26].
В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86].
Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65].
По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37].
У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3].
У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53].
У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68].
Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты.
На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91].
Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71].
Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры.
Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94].
Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96].
Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15].
По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99].
В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73].
В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90]. Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43]. Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы.
По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43].
Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101]. По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг.
Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх. Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин.
На вооружении участников банды, по версии следствия, находилось 13 пистолетов ПМ, 2 пистолета ПСМ, пять пистолетов-пулеметов различных марок, 2 автоматических пистолета АПС, восемь автоматов АК, винтовки "CZ 527", ТОЗ-8м и СВД с оптическими прицелами, граната Ф-1, взрывные устройства, боеприпасы и приспособления для бесшумной стрельбы. По версии следствия, 6 октября 1995 года в Санкт-Петербурге и в ночь с 23 на 24 марта 1996 года на территории гостиничного комплекса "Севастополь" в Москве участники банды совершили убийство четырех лиц, а 26 августа 1996 года в Санкт-Петербурге — убийство трех лиц.
В Казани совершены убийства 12 человек. Обвиняемым было инкриминировано совершение различных преступлений, предусмотренных ст. Деятельность банды была пресечена в результате задержания ее руководителей и участников в мае 2008 года.
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ
По официальным данным, вплотную заниматься “Севастопольскими” начали только после того, как прижали бывших участников ОПГ “Низы”. По версии следствия, организатором банды «Севастопольские» является казанский криминальный авторитет по кличке Узкий, который переехал жить в Москву и поселился в гостинице «Севастополь» в начале 90-х годов. По версии следствия, организатором банды «Севастопольские» является казанский криминальный авторитет по кличке Узкий, который переехал жить в Москву и поселился в гостинице «Севастополь» в начале 90-х годов. Верховный суд Татарстана в среду приговорил одного из лидеров ОПГ "Севастопольские" Владимира Моисеева к восьми годам колонии, признав его виновным в умышленном убийстве и прекратив преследование по статье бандитизм, сообщила РИА Новости помощник. Практически все казанские лидеры ОПГ знали об этом, да и сам феномен казанских в том, что среди их лидеров много тех, кто поощряет жестокость. одной из крупнейших ОПГ Казани в 90-е годы.
Бандитизм «особого порядка»: Один из лидеров «Севастопольских» полностью признал свою вину
Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. Владимир Моисеев, один из лидеров ОПГ «севастопольские», приговорен в Казани к 8 годам колонии общего режима. После этого в воровской среде Казани произошел раскол: сторону «борисковских» и «севастопольских» заняли лидеры еще нескольких казанских ОПГ, таких как «Грязь» и «Слобода».
Криминальное прошлое директора «Рубина»
суд Казани условно-досрочно освободил одного из лидеров ОПГ "Севастопольские", бывшего спортивного директора футбольного клуба "Рубин" Рустема Сайманова, до вступления решения суда в силу он остается под стражей, сообщил РИА Новости во вторник представитель суда. ОПГ «Тукаевские» — одна из старейших казанских группировок, сформированных в 1980-х годах. К началу 1990-х годов к ним примкнули участники других группировок, благодаря чему ОПГ «Перваки» стала одной из крупнейших в Казани: по разным данным, в нее входило 300-400 человек. В Казани к восьми годам колонии общего режима приговорен один из лидеров ОПГ «севастопольские» Владимир Моисеев.
В Казани лидер банды "Севастопольские" приговорен к девяти годам за 22 убийства
Осужденный был извещен о том, что он должен явиться в суд, чтобы подписать необходимые документы. Сегодня он пришел вместе с адвокатом, и здесь на него надели наручники. В качестве доказательства можно рассматривать тот факт, что первый приговор Верховного суда Татарстана в 2010 году предусматривал лишь небольшие сроки колонии, а Радик "Дракон" вообще был освобожден прямо в зале суда. Это вызвало бурную реакцию СМИ и общественности. В результате прокуратура республики после некоторой паузы все же обжаловала приговор, а суд назначил более реальные сроки.
Позже к ним присоединился бывший «чайник» Радик Юсупов по кличке Дракон. С водочным бизнесом связано и первое из убийств, вменяемых подручным Речапова. В 1992 году между членами ОПГ «Борисково» возник конфликт из-за прибылей от Казанского ликеро-водочного завода, и бригада Узкого взялась за оружие - в течение года один за другим были ликвидированы несколько «борисковских», а за компанию и лидер «новотатарских» Сипок. Его, по версии следствия, застрелил Зуфар Утяганов.
Разобравшись с конкурентами в Казани, Речапов стал расширять свой бизнес и в том же 1992-м вместе с командой перебрался в Москву, где купил гостиничный комплекс «Севастополь», а также поставил под контроль серию столичных казино, ресторанов и магазинов. Члены бригады Узкого поселились в гостинице «Севастополь» со своими семьями, поэтому команду Речапова стали называть «Севастопольские». Тем временем в Казань из мест заключения вернулся «жилковский» авторитет Хайдер, который объединил под своим началом 18 казанских группировок «Чайники», «Караваево», «Московская бригада», «Стандартный»… и поднял вопрос о создании в городе единого бандитского «общака». По мнению Хайдера, «общак» должен был храниться у «Жилковских», а распределяться совместно. Инициативу Хайдера одобрили не все лидеры группировок. К примеру, «борисковские» предложили на роль хранителя «общака» своего «вора в законе» Иглама, а лидер «севастопольских» Узкий и вовсе отказался платить деньги в «общак», заявив, что его больше интересует легальный бизнес. После этого в воровской среде Казани произошел раскол: сторону «борисковских» и «севастопольских» заняли лидеры еще нескольких казанских ОПГ, таких как «Грязь» и «Слобода». В 1994 году Хайдер собрал в санатории «Яльчик» авторитетов дружественных группировок и объявил войну «борисковским», «севастопольским» и всем, кто их поддерживает.
Речапов был фигурой выдающейся. Пожалуй, ни об одном представителе татарстанской оргпреступности в народе не было сложено столько легенд. Чего стоит только история о том, как под конец жизни, якобы, Узкий до того обезумел от денег и власти, что "братву" принимал, лежа в джакузи или сидя на изготовленном по спецзаказу троне. Судимостей за ним не было, хотя он и привлекался к уголовной ответственности. С конца 80-х он занимался изготовлением фальсифицированной водки, получая спирт на казанском ЛВЗ, где в то время в отделе снабжения работал его брат. Именно на почве реализации водки он и сошелся со своей будущей командой. В советские времена самым надежным каналом сбыта фальсифицированного алкоголя были таксисты. Один из таксопарков располагался в Московском районе на территории группировки "Чайники". Позже к ним присоединился в качестве "молодого" тогда еще никому не известный бывший участник ОПГ "Чайники" Радик Юсупов по кличке Дракон.
В конце 80-х он получил срок за изнасилование и отбывал наказание "по красному", то есть сотрудничал с администрацией лагеря. В результате "чайники" "отшили" его. Причем инициатором был не кто иной, как блюститель "воровских" традиций лидер "Жилки" Хайдар Закиров Хайдер. Он обратился к лидеру "Чайников" Сыру и посоветовал во избежание позора побыстрее отделаться от Дракона… С водочным бизнесом связано и первое из убийств, вменяемых "севастопольским". Речь идет о борьбе за контроль над казанским ликероводочным заводом, развернувшийся между "борисковскими". В 1992 году один за другим были ликвидированы несколько видных "борисковских", а за компанию и лидер "новотатарских" Сипок, который поддержал противников Речапова. Его, по версии следствия, застрелил член банды Речапова Зуфар Утяганов. Немного погодя Речапов совсем ушел из ОПФ "Борисково" и даже переехал в Адмиралтейскую слободу, где приобрел довольно скромный даже по тем временам дом. Формально Речапов полностью отошел от криминала, хотя и обладал огромными связями среди казанских авторитетов еще более "крутые" знакомства у него были во властных структурах.
Нужно отметить, что "севастопольские" формировались отнюдь не по уголовным принципам. По сути, это была группа коммерсантов и их сотрудников: водителей, администраторов увеселительных заведений и охранников. Это уже потом они стали киллерами. В 1992 году Речапов стал расширять бизнес и с командой перебрался в Москву. Но спокойно работать ему все равно не дали. Он быстро объединил разобщенные группировки "Жилки". И стал претендовать на лидерство в криминальной среде Казани.
В 1994 году другой криминальный авторитет Казани — основатель казанского ОПС «Жилка» Хайдар Закиров Хайдер — попытался взять под контроль весь казанский криминалитет, в том числе он хотел заставить Узкого отчислять ему проценты с прибыли. Узкий объявил Хайдеру войну. Согласно материалам дела, первое убийство он совершил лично по указанию Узкого 5 августа 1992 года — застрелил лидера ОПГ «Новотатарские» Ильдуса Сибгатуллина Сипок на пороге его дома в Казани. В 1995 году, после того как Узкий скончался по некоторым данным, от сердечного приступа , «севастопольские» попытались помириться с Хайдером. Однако тот отказался и заявил, что будет уничтожать конкурентов и членов их семей. Тогда, по версии следствия, Утяганов стал одним из лидеров банды, которая принялась отстреливать «жилковских». В общей сложности «севастопольские» убили 20 участников «Жилки» и союзных с ней ОПГ. Война закончилась после убийства Хайдера, которого после нескольких неудачных покушений расстреляли 26 августа 1996 года в Санкт-Петербурге.
ВС Татарстана осудил участников ОПГ "Севастопольские"
В Казани к восьми годам колонии общего режима приговорен один из лидеров ОПГ «севастопольские» Владимир Моисеев. Новости России, Казань. А на вопрос, входил ли Кирилов в преступную группировку «Тукаевские», ответил так: «Мне говорили, что я «севастопольский», я что — преступник?.». История одной из старейших группировок Казани, на днях потерявшей предводителя Силовики Татарстана задержали предполагаемого лидера ОПГ «Борисково» Сергея Новоселова, он помещен в СИЗО. Один из лидеров ОПГ «Севастопольские» дольше всех оставался на свободе. на фото Рустем Сайманов, участник ОПГ Севастопольские, ныне гендиректор футбольного клуба "Рубин".