Дети узнали, что означает каждый день Масленичной недели, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом солнца. Ребята рассказами о том, как отмечают масленицу в их семьях, какие вкусные блины пекут их мамы и бабушки.
Продление онлайн
На Севере и в Поволжье снаряжали масленичный поезд — цепочку саней, на одних из которых по деревне возили чучело Масленицы. Ребятам из 4 класса Селятинской школы №1 рассказали об истории Масленичной недели, её древних и современных традициях. Рассказ библиотекаря об истории празднования Масленицы сопровождался конкурсными заданиями. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику). В последний день Масленицы по всей стране проходят масштабные гулянья. В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта.
Масленница. История праздника и традиции.
В первый день Масленичной недели в Терентьевской детской библиотеке-филиале №28 для юных читателей открылась книжно-иллюстративная выставка «Широкая Масленица». Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». История, традиции, неизвестные факты о Масленице, а также простой рецепт вкусных блинов | «Hoff Вдохновение». Приближалась Масленица и по традиции в последний день масленичной недели в посёлке должны были состояться массовые гулянья.
Встречаем Масленицу с Дядей Ваней
С десяти часов утра и до позднего вечера по Немецкой, по обеим Басманным, по Мясницкой и Покровке движется маскарадное шествие. Пляшут нимфы и вакханки. Сатиры едут на козлах, на свиньях, на обезьянах. Вокруг нестройный хор музыки; музыканты наряжены в костюмы животных. Музыканты пятятся задом, платье надето наизнанку, хористы едут верхом на быках, коровах, верблюдах. Слуги в ливреях везут карету — в карете лежит лошадь. Несколько карлиц с трудом поспевают за великанами. Медленно движется громадная люлька.
В люльке лежит спелёнатый старик. Старика кормит грудью младенец. В другой люльке дряхлая старушка играет в куклы и сосёт рожок, а за нею присматривает маленькая девочка с розгой. Снова музыканты на ослах, коровах, верблюдах, гирлянды цветов, грандиозные венки, артисты, фокусники, акробаты… В ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, в бриллиантовой диадеме императрица объезжает улицы в раззолоченной карете, запряжённой восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными цветными кокардами. За императрицей тянется нескончаемая вереница тяжёлых золотых карет, похожих на раскрытые веера. В каретах — пудреные головы и расшитые золотом бархатные кафтаны вельмож, атласные роброны дам, замысловатые фигурные причёски. На запятках стоят лакеи.
Фёдор Волков неутомим. Целые дни он разъезжает верхом по московским улицам. Его фигура мелькает то на трудном повороте процессии из одной улицы в другую, то среди золочёных карет, то в толпе зрителей. И, когда Волков видит тысячи москвичей, с любопытством наблюдающих грандиозный маскарад, ему кажется, что он достиг того, к чему стремился: показал народу красочное зрелище… Маскарад длится три дня. На четвёртый день московская жизнь входит в свою колею» [5]. Масленица в XIX веке Газета «Московские ведомости» в 1846 году приглашала на необычное зрелище: «Огромного кита в 14 сажень длины и панораму, находящуюся в большом балагане на Лубянской площади, можно видеть на Масленице ежедневно от одного часа пополуночи до семи часов вечера; между рёбрами кита помещён хор музыкантов, играющих разные пьесы» [6]. Представители высшего света предавались утончённым развлечениям в здании Благородного собрания в советское время — Дом Союзов на Большой Дмитровке: «В 1859 году, на последний день Масленицы, московская молодёжь, посещавшая великосветские вечера, устроила танцевальный день в боковых залах собрания, в благодарность семьям, у которых она бывала зимою… Танцевали в Екатерининской и Гагаринской залах.
Обед был сервирован в проходной к буфету комнате и соседней.
На веселый праздник в прощеное воскресенье собрались жители поселка. Как и положено, на Масленицу состоялись эстафетные состязания: «Перетягивание каната», «Бег в мешках», «Бой с подушками», «Эстафета с чугунками и ухватами», «Жмурки с бубенцами».
Мужчины померились в силе, поднимая шестнадцатикилограммовую гирю. Односельчанам и гостям праздника организаторы мероприятия приготовили горячий чай, русские блины, вкусные шашлыки и сладости. Первомайский Масленичные гуляния проходили на площади перед администрацией поселка.
В праздничную программу входили народные игры, забавы, конкурсы, хороводы, угощение блинами и чаем, а также выступления коллективов художественной самодеятельности. Праздник начался с поздравления главы сельского поселения В. К поздравлению присоединился Почетный гражданин Алатырского района, Заслуженный работник культуры Чувашской Республики В.
Началось представление песнями, шутками да прибаутками. А затем начались игры, конкурсы, забавы, в которых участники праздника могли помериться силой, ловкостью, хитростью и храбростью. Здесь были и бег в мешках, и «бой петухов», когда два участника стоя на бревне, сбивали друг друга подушками, и распиливание метровых поленьев с колкой дров, конкурс «накорми масленицу», и скачки верхом на метле, и поднятие гирь, и перетягивание каната.
Не обощелся праздник без горячих блинов и ароматного чая, которыми работники культуры угощали всех присутствующих. Работники культуры Стемасского сельского поселения организовали для жителей села фольклорную программу «Широкая масленица! В программу мероприятия входили конкурсы: перетягивание каната, армреслинг для юношей, конкурс «Боулинг» для детей, бой подушками.
Непременная традиция проводов Масленицы — угощение блинами. Был организован конкурс среди жителей села на лучший рецепт блинков. Многие с удовольствием приняли в нем участие.
Лучшие блины съели первыми!
Широкая Масленица - это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. Файлы cookies сохраняются на компьютере пользователя сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает. Собранная информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов LiveInternet, Яндекс.
«Масленица идет – блин да мед несет!»
Масленица в 2024 году: история и традиции праздника со вкусом блинов. В 2024 году Масленица начинается 11 марта, а завершается — 17 марта. Масленица начала называться Сырной седмицей и стала служить подготовкой к Великому посту перед Пасхой. В Ильинско-Усовской сельской библиотеке читают рассказ "Масленица"из повести "Лето Господне" Ивана Шмелева.
В клубно-досуговых учреждениях Шумерлинского муниципального округа прошла Широкая Масленица
26 февраля для получателей социальных услуг Балакиревского интерната проведена беседа на тему: «Масленица – история праздника, традиции и обычаи.». В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням. Накануне праздничной недели Масленицу встречали на посиделках «А мы Масленицу встречаем» в Верхайской сельской библиотеке и клубе. А захватывающее театрализованное шоу «Широкая Масленица», подготовленное методистом сельского клуба, оставило неизгладимое впечатление у жителей и гостей села. Ребятам из 4 класса Селятинской школы №1 рассказали об истории Масленичной недели, её древних и современных традициях.
Масленица - история и традиции.
Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…».
Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.
Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось.
Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста.
Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества.
На станции целый поезд наряженных и счастливых людей вываливается на перрон и отправляется в лес по узенькой тропинке, идти нужно около 2,5 км в лес, по дороге отгадывая загадки, развешанные на деревьях вдоль пути. Это просто невероятно!
Здесь и огромные фигуры из снега, и палаточный городок, и настоящая снежная крепость, и русские забавы, описать которые очень сложно: снежный подземный лабиринт, волейбол, качели, карусели, столб с игрушками, на который залезали самые мужественные мужчины, какие-то груши на верёвках, которые можно отбивать и смеяться до коликов, игры на доверие, горки и много много всего... А вокруг народ в костюмах нереальных, глаза разбегаются, кажется, что ты открыл дверь в другой мир и гуляешь в мире "Алисы в стране чудес". А потом все как в тумане: хохотушки, горки, качельки и потоком людей нас выносит на общую поляну перед крепостью, кричим, будим медведя, поем песни, начинается штурм снежной крепости, когда ребята, поддерживая друг друга пытаются залезть на крепость,а защитники крепости сбрасывают их и восстанавливают стены снова и снова!
Масленица идет, блин да мёд несет! Об истории праздника и его богатых традициях — в карточках.
Праздник подарил собравшимся односельчанам отличное настроение и заряд бодрости. Вот так вкусно и весело провожали зиму и встречали весну в селе Зерновое. Изумрудненская библиотека 9 марта к этому веселому празднику в Изумрудненской библиотеке библиотекарем Слепченко Р. Читатели 3-5 классов и участники кружка "Игротека" смогли много нового узнать о празднике - масленица, что его называют проводами зимы и встречей весны, что длится он целую неделю, что масленицу называют ещё блинницей, сырной, честной, широкой, боярыней.
Ребята узнали о традициях, о русских народных играх, а ещё пили чай и ели блины, которые принесли с собой. А это значит, что в этом общении принимали участие бабушки и мамы, которые старались и напекли эти блины. Спасибо им! Ведь проводы зимы — мероприятие коллективное, невозможно водить хороводы, играть в снежки и сидеть у самовара в одиночку. Так что наш праздник получился настоящим часом общения! Даже было чучело! На мероприятии присутствовало 15 человек. Колосковская библиотека "Масленица хороша — широка её душа! Гостей под веселую музыку встречала хозяйка праздника — заведующая сельским клубом Н. Библиотекарь Василенко Л.
Присутствующие узнали о том, как называется каждый день масленой недели. Продолжилось мероприятие игровой программой, где молодёжь участвовала в различных конкурсах, проявляя интеллектуальные способности, отвечая на вопросы викторины и отгадывая загадки. Не забыли и про очень важный, смысловой обряд - сжигание чучела Масленицы, ведь костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишённую своей власти. Сжигая зиму на костре, наши предки-славяне призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить. А какая Масленица без традиционного угощения — блинов?! Блины с вареньем, приготовленные гостеприимной хозяйкой праздника, удались на славу и порадовали всех! В мероприятии приняли участие 30 человек. Лобановская библиотека 09 марта в Лобановской библиотеки прошла развлекательная программа "Боярыня Масленица". Для посетителей были подготовлены разнообразные весёлые конкурсы и игры, пели песни, водили хоровод, зиму провожали, весну встречали. Всех желающих горячим чаем да блинами с вареньем и медом угощали.
Кульминацией программы по традиции стало сжигание чучела. Посетили наше мероприятие 70 человек.