На заседании также поднимался вопрос о невозможности признания иноагентом «Ельцин-центра»: единоросс Андрей Альшевских не исключил, что в будущем ситуация может измениться благодаря поправкам к закону о наследии бывших президентов России. Президент РФ подписал закон, запрещающий гражданам и компаниям размещать рекламу на информационных площадках иноагентов.
Запрет рекламы у иноагентов: как устроен новый закон
Путин подписал закон о запретах для иноагентов | Закон, регулирующий деятельность иноагентов в России, в случае его принятия начнет действовать с 1 декабря 2022 года. |
В Госдуме уточнили нормы закона об иноагентах | Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". |
«Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом? | Согласно закону, иноагентом может быть признан как человек, так и организация, получающие финансовую поддержку из-за рубежа или находящиеся под иностранным влиянием (ранее обязательным условием признания иноагентом был лишь факт иностранного финансирования). |
Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение | Отношения иноагентов и государства регулирует федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». |
В СФ считают, что новый законопроект об иноагентах нуждается в обсуждении
Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". В законе об иноагентах предусмотрели, что на иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные в законе «О рекламе». Ранее глава Минюста РФ Чуйченко заявил, что не считает закон об иноагентах репрессивным.
Читайте также
- Какие ограничения и обязанности накладывает статус иноагента - Парламентская газета
- В Госдуме уточнили нормы закона об иноагентах. 20 декабря 2022 г. Кубанские новости
- Кого будут наказывать за взаимодействие с иноагентами в России - 17 мая 2023 - Е1.ру
- Новый закон об «иноагентах» вступил в силу | Инотека
- Кого будут наказывать за взаимодействие с иноагентами в России - 17 мая 2023 - 53.ру
Чем закон об иноагентах в Грузии отличается от российского и американского
Запрет рекламы у иноагентов: что нужно знать о новом законе | Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены. |
Путин подписал закон о запретах для иноагентов | Согласно закону, иноагентом может быть признан как человек, так и организация, получающие финансовую поддержку из-за рубежа или находящиеся под иностранным влиянием (ранее обязательным условием признания иноагентом был лишь факт иностранного финансирования). |
Новости об иноагентах - РТ на русском | Новые поправки в 255-ФЗ об иноагентах и в КОАП вступят в силу 4 августа. |
Кого будут наказывать за взаимодействие с иноагентами в России - 17 мая 2023 - 53.ру | 29 июня Госдума приняла закон (законопроект № 113045-8), закрепляющий понятие «иностранного агента» и предусматривающий контроль его деятельности. |
В России вступил в силу закон о запретах для иноагентов | За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрены существенные административные штрафы, а за злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента предусмотрена уголовная ответственность. |
Чем закон об иноагентах в Грузии отличается от российского и американского
Так, и в американской, и в российской версиях иностранный агент обязан зарегистрировать свой статус, с определенной периодичностью посылать отчеты о своей деятельности Минюсту и маркировать свою услугу, продукт или контент соответствующим сообщением. Теперь пройдемся по различиям. И вот если они получают деньги от иностранных правительств или партий на какую-то свою деятельность, они должны регистрироваться. Там кроме агента иностранного есть иностранный принципал, то есть тот, кто собственно дает деньги и за эти деньги что-то от вас там требует. Там эта связь должна быть установлена каким-то договором. И вообще это касается получения денег на выполнение поручений. Потому что если НКО получает деньги на грант или от спонсоров, то это не оплата услуг, это поддержка деятельности.
Вы не заказываете ему, чтобы они что-то такое там сделали.
Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица обязаны оказывать уполномоченному органу содействие при осуществлении государственного контроля за деятельностью иностранных агентов, предусмотренного настоящей статьей, в том числе предоставлять необходимые сведения и материалы. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в части 6 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом или его территориальным органом незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плановые проверки иностранных агентов проводятся не чаще чем один раз в год. Уполномоченный орган, его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1 запрашивать у органов управления юридическим лицом распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пунктом 2 настоящей части; 2 запрашивать у органов публичной власти, а также у кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и получать такую информацию; 3 направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях; 4 проводить проверки соблюдения иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах; 5 выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проведения контрольных мероприятий лицо, деятельность которого выступает в качестве объекта контроля, вправе давать пояснения, представлять дополнительно любые сведения и материалы по своему усмотрению.
Уполномоченный орган ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о деятельности иностранных агентов, содержащий в том числе информацию об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью. Статья 11. Ограничения, связанные со статусом иностранного агента 1.
Физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума. Включение должностного лица или гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти.
Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов иностранными агентами. Иностранный агент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума.
Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума. В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещаются перечисление и или получение денежных средств, а также передача и или получение иного имущества от иностранных агентов. Иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия.
Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от иностранных агентов, а также не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с иностранными агентами. Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и или педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.
Иностранный агент не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Иностранный агент не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также принимать участие в отборе исполнителей услуг в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном муниципальном социальном заказе на оказание государственных муниципальных услуг в социальной сфере". Иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности.
Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные иностранными агентами за исключением физических лиц или в их пользу. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части, касающейся применения упрощенной системы налогообложения. Иностранный агент не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность.
На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Иностранный агент не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Иностранный агент не вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об иностранных агентах 1. Нарушение законодательства Российской Федерации об иностранных агентах влечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность.
Как заявили в СПЧ в мае, документ «фактически необоснованно» расширяет возможность признания иноагентами. Какие новые ограничения ждут иностранных агентов? Иностранные агенты не смогут работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избиркомов и организаторами любых публичных мероприятий. Также им запретят вести просветительскую и преподавательскую деятельность в отношении несовершеннолетних, получать финансовую господдержку в том числе в творческой работе , принимать участие в госзакупках, пользоваться упрощенной системой налогообложения и инвестировать в стратегические предприятия в России. Кого теперь смогут признать иноагентом? Иноагентами смогут признать людей, которые получили зарубежную поддержку или находятся «под иностранным влиянием» и занимаются в России политической деятельностью, сбором военно-технических сведений о РФ или распространяют сообщения для неограниченного круга лиц. Это значит, что получать финансовую помощь из-за границы для признания иноагентом больше не обязательно. Политической признается в том числе деятельность в сфере «социально-экономического и национального развития Российской Федерации».
Иными словами, в США в реестр иностранных агентов попадают прежде всего организации и физические лица, лоббирующие интересы другого государства. В России статус иноагента — размытая категория, которая используется государством для борьбы с независимым мнением. Можно спорить о справедливости этого высказывания, нельзя — отыскать в обозначенной деятельности влияние на актуальную политику если только не исходить из того, что актуальная российская политика подразумевает активную борьбу за прошлое и за право трактовать историю. Чем дальше, тем больше отличий? Что конкретно это означает — непонятно.
Еще одно нововведение — создание реестра физических лиц, аффилированных с иностранным агентом. Так иноагентский статус становится еще более токсичным.
Единые статус и пометка, реестры и запреты: все о законодательстве об иноагентах
Парламент Грузии принял в первом чтении резонансный законопроект об иноагентах | Согласно ст. 1 федерального закона об иноагентах, таковыми не могут быть. |
Закон об иноагентах: что это такое? | Вестник Кавказа | В Минюсте также добавили, что Закон об иноагентах «не является репрессивным» по своей сути. |
Госдума усовершенствовала закон об иноагентах: иностранное влияние и последствия | Парламент Грузии в течение следующей недели (29 апреля — 5 мая) намерен продолжать комитетские и пленарное рассмотрение закона об иностранных агентах. |
НПО отказались от сотрудничества с властями Грузии из-за закона об "иноагентах"
Государственная дума приняла в третьем чтении закон, обобщающий нормы законодательства об иноагентах, передает РИА "Новости". Что нужно знать о новом законе про иноагентов. Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
НПО отказались от сотрудничества с властями Грузии из-за закона об "иноагентах"
Госдума приняла закон об административной ответственности для всех иноагентов по одной статье КоАП. Новые поправки в 255-ФЗ об иноагентах и в КОАП вступят в силу 4 августа. В случае принятия законопроекта иноагентом смогут признать любые российские или иностранные физические и юридические лица, а также общественные объединения, действующие без образования юрлица. В законе об иноагентах предусмотрели, что на иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные в законе «О рекламе». Госдума приняла закон об административной ответственности для всех иноагентов по одной статье КоАП.
«Бюрократическая отрыжка». В России вступил в силу новый закон об иноагентах: что он изменит
Они раскрывают нормы закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» максимально широко. Среди них и приказ ФСБ от 04. Документ уже вызвал опасения у СМИ, эксперты-юристы разошлись по нему во мнениях. Граждане, пребывающие в соцсетях, о своих потенциально печальных перспективах, похоже, и не знают. Судя по всему, власти целенаправленно решили не уведомлять людей об изменении условий реализации отдельных конституционных прав. Логика нового законодательства в том, что иноагентом может стать каждый — и с 1 декабря без предупреждений. Например, первым номером в приказе ФСБ стоит такой пункт: «Сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической оперативной обстановки». Он открывает раздел 1 документа, где перечислены «сведения в области военной деятельности, не содержащие сведений, составляющих гостайну». Уже даже из этой фразы возникает вопрос: а для чего же тогда вводить какие-то ограничения, причем даже не помечая их грифами типа «для служебного пользования», «для ограниченного доступа» и т.
Если же обратиться к самой формулировке — за что гражданина или какую-либо организацию могут преследовать, то нетрудно заметить, что оценками и прогнозами, например в отношении той же самой спецоперации, занимаются сейчас практически все активные пользователи интернета. А если к вышеуказанным видам устного, письменного и видеотворчества прибавить еще и субъективное понятие «сведения», то получается, что границы дозволенного вообразить себе нельзя. Точнее сказать, и не надо, потому что их определит то должностное лицо, которое направит уже физическому или юридическому лицу уведомление: с такого-то момента имярек является иноагентом.
Непредоставление отчетов о деятельности лицом, которое уже было подвергнуто ответственности по указанной выше статье, влечет уголовную ответственность — от штрафа в размере 300 тыс. Статья 330. Возможные варианты изменения законодательства об иноагентах Юристы, журналисты и политики отмечают необходимость изменения законодательства об иностранных агентах. Предлагается уточнить понятия, изменить процедуру признания иноагентом, сделать регулирование более мягким и прозрачным. Сейчас в Государственной думе РФ рассматриваются сразу два законопроекта, направленные на изменение законодательства об иностранных агентах. Предлагается признавать иноагентами через суд и смягчить законодательство.
Есть и более радикальные предложения: так, правозащитниками подготовлен законопроект, в соответствии с которым все законодательство об иноагентах должно быть отменено. В частности, предлагается ввести предупреждение с предоставлением срока для устранения нарушений, прежде чем присваивать статус иноагента, и установить принцип признания иноагентом через суд. Для СМИ предлагается ввести понятие «принципала» — лица, в пользу или по указаниям которого действует иностранный агент. По мнению авторов законопроекта, такое изменение позволит обезопасить те СМИ, которые на самом деле не связаны с политической деятельностью и не представляют интересы иностранных лиц. В соответствии с законопроектом средства, полученные НКО в качестве премий или призов, не будут считаться иностранным финансированием, а физические лица — иноагенты не должны будут маркировать материалы, относящиеся к их частной жизни, например, посты в личных социальных сетях. Предложенные законопроектами нововведения могут оказать положительный эффект, но все же кажутся недостаточными. При их принятии многие проблемы действующего законодательства останутся нерешенными: например, законопроекты не изменяют порядок обжалования присвоения статуса иноагента и критерии таким образом, чтобы иноагентом невозможно было признать лиц, которые на самом деле не действуют в интересах иностранных государств или организаций. Законопроекты не вводят понятия «принципала» для НКО-иноагентов. Кроме того, не предлагается изменений в КоАП РФ и УК РФ, в которых содержатся нормы, предполагающие достаточно серьезные санкции даже за незначительные нарушения законодательства об иноагентах.
Также стоит отметить, что обязательность наличия связи между иностранным финансированием и политической деятельностью предлагается ввести только для СМИ; для НКО и НОО таких изменений не предусмотрено.
Не могут иноагенты и производить информационную продукцию для несовершеннолетних, а также принимать участие в госзакупках. В то же время им запрещено получать государственную финансовую поддержку, в том числе занимаясь творческой деятельностью. Значимые объекты критической информационной инфраструктуры им также не позволяется эксплуатировать, равно как и заниматься обеспечением ее безопасности. И уж тем более им не разрешается работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избирательных комиссий, выступать организаторами публичных мероприятий. Не могут они и инвестировать в стратегические российские предприятия, пользоваться системой упрощенного налогообложения, вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и политических партий. Честным быть выгодно Ранее, 11 ноября, на портале проектов нормативных правовых актов Минюст разместил два проекта приказов.
В первом ведомство устанавливает порядок ведения единого реестра физлиц, аффилированных с иностранными агентами, а также порядок их исключения из него. Документ также определяет перечень сведений, содержащихся в реестре, сроки издания Минюстом распоряжения о включении в реестр или исключении из него. Второй проект приказа утверждает порядок ведения реестра иноагентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Минюста, а также порядок принятия решения об исключении из реестра иноагентов физлиц, впервые туда включенных, в том числе формы заявления об исключении из реестра.
Об этом сообщил глава комиссии нижней палаты парламента по расследованию иностранного вмешательства Василий Пискарев в Telegram. В случае принятия предлагаемых поправок граждане и организации, признанные иноагентами, лишатся права на имущественную поддержку государства, к которой относится получение в пользование недвижимости и необходимого для бизнеса оборудования на безвозмездной или льготной основе.
Кроме того, Минюсту передадут полномочия по госконтролю за соблюдением закона об иностранном вмешательстве, а не только за деятельностью иноагентов. Это позволит ведомству выносить предупреждение тем, кто «своими действиями или бездействием способствует нарушению» закона.
Путин подписал закон о запретах для иноагентов
Иноагентом может быть признан кто угодно - россияне или иностранцы, компании или физические лица. Фото: Shutterstock Главное - иноагентом может быть признан кто угодно - россияне или иностранцы, компании или физические лица. За что можно получить эту метку: 1. Вы имеете поддержку из-за рубежа, 2. Вы находитесь под иностранным влиянием, 3. Вы ведете политическую деятельность, которая направлена против безопасности страны, 4. Или собираете сведения о военно-технической деятельности России.
СМИ, ссылаясь на иноагента, должны обязательно ставить маркировку на него. С 1 декабря вступает в силу новый федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», где впервые формулируется понятие «иностранный агент», а не лицо, выполняющее функцию иностранного агента, и даются определения и признаки иностранного агента.
Иноагенты, например, не смогут быть кандидатами на выборах или работать в госструктурах, а также заниматься преподавательской деятельностью для несовершеннолетних. Данный закон позволяет разграничить позицию граждан и организаций. Личную позицию, которая направлена на решение внутренних проблем, от позиции, которая сформирована под иностранным влиянием и с помощью иностранной поддержки.
Само же понятие «третьи лица» появилось с подачи замминистра юстиции Олега Свириденко, который 11 мая анонсировал появление законопроекта, выступая на Петербургском международном юридическом форуме. По словам Свириденко, комитет Госдумы уже поддержал законопроект, который будет касаться «любых третьих лиц, не являющихся иноагентами»: — Они даже не аффилированы с иноагентами, но они как третьи лица могут оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать 255-й закон закон о контроле за деятельностью иноагентов. Как не стать «третьим лицом» Юрист Андрей Конышев отметил, что действие законопроекта будет распространяться на каждого россиянина в случае, если он каким-либо образом взаимодействует с иноагентами с нарушением закона: например, размещает у себя на странице материалы иноагентов без соответствующей маркировки, отправляет им деньги или помогает получать информацию любым другим образом. Кроме того, даже если человек не принимает участие в распространении информации, но каким-либо образом спонсирует, поддерживает деятельность иноагента, это тоже попадает под действие законопроекта. Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Александр Ющенко, также считает, что содействие в деятельности иноагента — это действия, помогающие в достижении его целей: например, материальная помощь, помощь в получении информации и так далее. Еще один из соавторов законопроекта о «третьих лицах», депутат Госдумы Михаил Делягин, пояснял РБК, что общая концепция документа отрабатывается только при первом чтении. Именно поэтому пока рано говорить, кто может стать «третьим лицом» — Делягин предположил, что по предполагаемым нормам, если кто-то делает репост материала иноагента, в котором нет соответствующей маркировки, он должен самостоятельно ее проставить. Если концепция принимается, то все детали отрабатываются во втором чтении.
Иностранные агенты — физические лица. НКО-иноагентами считаются российские некоммерческие организации, которые: получают денежные средства и или иное имущество от иностранных источников финансирования; участвуют в политической деятельности на территории РФ. Обращаем внимание на то, что НКО и НОО, соответствующие указанным критериям, обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагента [2]. Неисполнение этого требования влечет наложение штрафа на их должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс. Под иностранным финансированием понимается любое получение средств, осложненное прямо или косвенно через посредника , например, получение денежных средств от иностранного государства, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, граждан России или российских юридических лиц, получающих денежные средства и или иное имущество от указанных источников. Понятие «участие в политической деятельности» также определено очень широко. Политической деятельностью признают в том числе организацию мероприятий и публичные обращения к государственным органам, распространение мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Фактически под политической деятельностью в рамках указанного закона можно назвать любой пост в социальной сети с мнением по какому-либо вопросу управления в стране или новому закону. При этом наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и участием в политической деятельности не требуется: это могут быть отдельные действия, никак не связанные между собой. СМИ-иноагенты СМИ-иноагентами могут быть признаны российские и иностранные организации, а также физические лица. Так, иностранное физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно: получает денежные средства и или иное имущество от иностранных источников финансирования; распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц. Российское физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно: получает денежные средства и или иное имущество от иностранных источников финансирования; распространяет сообщения и материалы, которые созданы и или распространены иностранным СМИ-иноагентом и или российским юридическим лицом, учрежденным иностранным СМИ-иноагентом, и или участвует в создании указанных сообщений и материалов. Наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и распространением материалов также необязательно. Физические лица — иноагенты Физическим лицом — иноагентом могут признать как гражданина РФ, так и иностранное лицо или лицо без гражданства, если такие лица осуществляют на территории РФ [3] : политическую деятельность в интересах иностранного источника или сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности РФ, если такая деятельность поддерживается иностранным источником в том числе путем предоставления денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи. Физические лица, которые подпадают под указанные критерии, также обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагентов [4]. Неисполнение этой обязанности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс.
Последствия признания лица иностранным агентом
- Что изменится
- Госдума приняла новый закон об иноагентах. Как он будет работать?
- Запрет рекламы у иноагентов: как устроен новый закон - новости Право.ру
- Запрет рекламы у иноагентов: что нужно знать о новом законе
- Закон об иноагентах: что это такое?
Черный список артистов 2023: кому запретили выступать в России
- Закон об иноагентах | Госдолг США | Объединяющая страну музыка | ИЗОЛЕНТА live #1149 | 16.05.23
- В России вступил в силу закон о запретах для иноагентов
- Что такое иностранное влияние
- Введены наказания за помощь иноагентам. Что нужно знать, чтобы не нарушить закон? -
- Навигация по записям
Новые запреты и реестры. Что изменится в законе об иноагентах?
Нет ни одного социального слоя, профессиональной или общественной группы, которая бы не просила власти в последние дни отозвать "российский закон", — отмечено в заявлении. Кроме того, в НПО, подписавших заявление, полагают, что власти насильно заставляют людей участвовать в анонсированной акции 29 апреля у парламента Грузии, где должны собраться сторонники закона "О прозрачности иностранного влияния". НПО призвали противников закона собраться на акцию 28 апреля на площади Первой республики в Тбилиси. Среди подписавших заявление НПО, такие как "Ассоциация молодых юристов", "Международная прозрачность - Грузия", "Тбилиси Прайд", объединение художников "Бульон" и другие. Парламент Грузии 17 апреля в первом чтении принял проект закона "О прозрачности иностранного влияния".
Власти аргументировали повторное инициирование законопроекта, который был отозван на фоне массовых протестов в марте 2023 года, тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии, несмотря на обещания о прозрачности.
Четкие критерии того, что именно будет считаться иностранным влиянием, в том числе в иных формах, установит Министерство юстиции, отмечал Василий Пискарев. Иностранными источниками могут быть как иностранные государства и организации — в том числе международные, структуры без образования юрлица, — так и граждане других стран, а также российские юрлица и граждане, уже получающие зарубежное финансирование или поддержку. Кто не может быть признан иноагентом? Законом также предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами. Среди них: органы публичной власти РФ, госкомпании и госкорпорации, а также подконтрольные им лица; религиозные организации; политические партии; объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Также иностранным агентом нельзя будет признавать членов международных организаций, приехавших в Россию для исполнения служебных обязанностей.
Какие ограничения есть для иноагентов? На иностранных агентов возлагается обязанность сообщать о наличии такого статуса своим работникам и органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы. Также они обязаны маркировать производимые ими материалы. Кроме того, иностранные агенты не смогут: осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую — в государственных и муниципальных образовательных организациях; производить информационную продукцию для несовершеннолетних; принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности; осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и деятельность по обеспечению ее безопасности; участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы. Иноагенты не смогут работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избирательных комиссий, выступать организаторами публичных мероприятий.
Один из недостатков документа — отсутствие четкого определения понятия «информационный ресурс иностранного агента», подтверждает советник юрфирмы Городисский и Партнеры Городисский и Партнеры Федеральный рейтинг.
Однако иностранные агенты могут вести сайты или какие-то телеграм-каналы, но не владеть ими», — отмечает Фридлендер. Полагаю, что под понятие информационного ресурса может потенциально подпадать любой источник данных в интернете, через который иностранный агент распространяет информацию. Антон Банковский По мнению Ольховой, понятие «информационный ресурс» по смыслу закона о рекламе включает любые сайты, группы, блоги, каналы и мобильные приложения. Юрист-конституционалист Иван Брикульский, автор телеграм-канала «Это Брикульский! Во-первых, потому что запрет носит бессрочный характер. Это отмена и умаление права.
Напомню, что если выйти из статуса иноагента можно, например, вернув все иностранные деньги, то как выйти из-под «иностранного влияния» — неизвестно», — отмечает юрист. Во-вторых, отмена и умаление прав носят скрытый характер. С другой, закон создает такие препятствия, которые делают жизнь иноагента невозможной ни при каких условиях. Единственный выход из реестра при невозможности судебной защиты — ликвидация организации или смерть лица», — отмечает Брикульский. Обходные пути «Пока сложно представить возможность обхода указанного запрета», — полагает Ольхова. Причем сложнее всего избежать ответственности будет рекламораспространителю, то есть лицу, на ресурсе которого опубликована реклама.
Ведь информация о владельце сайта, где размещена информация, практически всегда доступна. Исключение составляют порталы, в отношении которых нельзя установить владельца, если, к примеру, указаны недостоверные сведения об администраторе.
Судя по всему, власти целенаправленно решили не уведомлять людей об изменении условий реализации отдельных конституционных прав. Логика нового законодательства в том, что иноагентом может стать каждый — и с 1 декабря без предупреждений. Например, первым номером в приказе ФСБ стоит такой пункт: «Сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической оперативной обстановки». Он открывает раздел 1 документа, где перечислены «сведения в области военной деятельности, не содержащие сведений, составляющих гостайну».
Уже даже из этой фразы возникает вопрос: а для чего же тогда вводить какие-то ограничения, причем даже не помечая их грифами типа «для служебного пользования», «для ограниченного доступа» и т. Если же обратиться к самой формулировке — за что гражданина или какую-либо организацию могут преследовать, то нетрудно заметить, что оценками и прогнозами, например в отношении той же самой спецоперации, занимаются сейчас практически все активные пользователи интернета. А если к вышеуказанным видам устного, письменного и видеотворчества прибавить еще и субъективное понятие «сведения», то получается, что границы дозволенного вообразить себе нельзя. Точнее сказать, и не надо, потому что их определит то должностное лицо, которое направит уже физическому или юридическому лицу уведомление: с такого-то момента имярек является иноагентом. В базовом законе обошли необходимость предупреждать о чем-то подобном заранее крайне элегантно. Включить в реестр необходимо в течение 10 дней после выявления, а уведомить очередного иноагента можно не позднее пяти дней после включения.
Остальные пункты как раздела 1, так и раздела 2, где перечислены военно-технические сведения, которые ни в коем случае не должны достаться иностранным источникам, вроде бы сформулированы поуже. Зато все они охватывают настолько широкую сферу информационной деятельности, что это позволяет прийти к однозначному выводу: такое законодательство не может применяться в универсальном режиме, оно может быть лишь избирательным или даже точечным, то есть обусловленным политической целесообразностью.