После отпуста вечерни Архипастырь благословил духовенство и всех прихожан на Великий пост. Затем Его Преосвященство обратился с напутственным словом к народу, и по традиции первым коленопреклоненно испросил у духовенства и прихожан прощения.
Правящий Архиерей возглавил вечерню с чином прощения в Петропавловском соборе Казани
После отпуста вечерни архиерей обратился к духовенству и прихожанам собора с проповедью. По окончании проповеди были прочитаны молитвы на начало Святой Четыредесятницы и совершен чин прощения.
При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами.
Затем был совершен чин прощения. Дорогие братья и сестры, дорогие отцы, поздравляю вас с началом Великого поста. Это время не скорбное, не наполненное серьезными различными трудностями или испытаниями. Но как весна — это обычное время, когда природа оживает, расцветает, так и отцы — подвижники говорили о посте, что это время — весна для души, ибо в это время мы призваны к очищению. Давайте не забывать о том, что как Господь говорил о посте, что если ты постишься, то явись обществу, окружающим людям, аки не постящийся. Давайте не забывать, что воздерживаться от того или иного рода пищи — это одно, но отцы воспринимали пост не как воздержание от того или иного рода пищи, а в первую очередь, как воздержание от зла и упражнение в делании добра.
И вот во время Великого поста будет звучать и уже начала звучать молитва Ефрема Сирина.
Сочи Пресс-служба. Сочи, а затем возглавил Чин Прощения. Архиерею сослужили: настоятель храма святого праведного Фёдора Ушакова протоиерей Владислав Перваков, штатный клирик кафедрального собора иерей Евгений Улезько, настоятель храма прп. Сергия Радонежского мкр.
Для участия в службе и чине прощения прибыло духовенство Сочинской епархии.
Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио)
После отпуста вечерни митрополит Климент прочитал молитвы на начало Великого поста Святой Четыредесятницы и обратился к верующим со словом проповеди. Затем последовал чин прощения. Последний шаг… Осталась на планете Былой судьбы неверная печать.
Также в монастыре ведется сбор пожертвований в храме стоит копилка на гуманитарную помощь военнослужащим.
В ответном письме мы сообщим Вам о получении, имена будут переданы для поминовения на богослужении. Если Вы пожелаете оставить пожертвование, его можно перечислить на расчетный счет монастыря, он указан в разделе " Контакты ".
В тот же день митрополит Арсений совершил божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. Ему сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий Годлевский с соборным духовенством. Песнопения литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой.
В нем нет речи о том, что в этот вечер монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные огорчения, причиненные в течение совместной жизни в киновии общежитии. В богослужебных книгах, чье происхождение связано с иерусалимской савваитской богослужебной традицией, — Типиконе, Постной Триоди — также не содержится никаких указаний на то, что после окончания вечерни в канун первого дня Великого поста полагается испрашивать взаимного прощения см. В стихирах Триоди также не содержится фраз, которые могли бы служить малейшим намеком на какой-либо литургический обряд прощения. В Студийской обители существовал обычай, согласно которому монахи испрашивали друг у друга прощения ежедневно в течение Великого поста: «Надлежит знать, что после каждого повечерия бывает крестообразное — посредством рук — целование, служащее знаком примирения каждого с каждым вследствие ежедневных случающихся столкновений»12. Далее стихиры на 10, от стиха «Изведи из темницы душу мою…». Указаны четыре покаянных стихиры из Октоиха, три — из Триоди, три — из Минеи, на Слава — святому из Минеи, если имеется, на И ныне — Богородичен во глас Минеи. Рекшу иерею "Премудрость", глаголем "Свете Тихий"». Поется великий прокимен «Не отврати лице Твое от отрока Твоего, яко скорблю. Скоро услыши мя, вонми души моей и избави ея». На «Сподоби, Господи» полагается три поклона. По просительной ектении — стихиры на стиховне из Триоди. По «Ныне отпущаеши» — Трисвятое с тремя поклонами. После «Отче наш» следуют тропари «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» с поклоном на каждый тропарь. Также поется «Под Твою милость…»13 без поклона. По возгласе «Сый благословен…» молитва «Небесный Царю» с поклоном, заключительные молитвы «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови». После возгласа сотворяем прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…» с тремя поклонами. Такой порядок полагается на вечерне во все воскресные дни Четыредесятницы. В уставе, датируемом второй половиной XVI века, содержатся те же самые указания относительно службы с единственным прибавлением: «Виждь, яко всю Четыредесятницу на вечернях недельных от начала метания не творим, но от "Сподоби, Господи" начинаем поклоны»16. Печатный устав, подготовленный при Патриархе Иоасафе I и изданный после его смерти, в 1641 году, немного подробнее излагает порядок пения стихиры на «Господи, воззвах»: «И поем стихиры, покаялны, во Октаи, 4, гласу. Также здесь отражена древнерусская практика исполнения гимна «Свете Тихий», согласно которой священник возглашает «Премудрость» и запевает первые два слова — «Свете Тихий». Певцы продолжают пение гимна от слов «святыя славы…»17. Типикон, изданный в 1695 году при Патриархе Адриане, которым руководствуется Русская Православная Церковь поныне, излагает ту же схему богослужения, за исключением изменений в самих богослужебных текстах. Нет указания о цвете облачения, а также указания целовать нательный крест. Современную богослужебную практику Греческих и Болгарской Церквей регламентирует Типик Церковный по чину Христовы Великия Церкви, составленный протопсалтом Константином и изданный впервые в 1838 году. В 1851 году Типик был переведен на церковнославянский язык и издан иеромонахом Неофитом Рыльским. Относительно служения вечерни до отпуста в Типике содержатся те же указания, что и в русском Типиконе. Патриарх благословляет христиан всех до конца, затем «Молитвами святаго владыки нашего …» и конец. Типик Великия Церкви отражал преимущественно практику служения Константинопольского Патриарха в кафедральном соборе св. Георгия на Фанаре. Нужно отметить, что в данном случае патриаршее благословение после вечерни не соответствовало нашему чину прощения, поскольку подобное окончание вечерни предписывается для каждой воскресной вечерни в течение пяти седмиц Великого поста. В болгарском Типиконе, изданном в 1909 году, чин прощения кратко изложен в подстрочнике параграфа, в котором содержатся богослужебные указания относительно вечерни в неделю Сыропустную. Священники и испрашивают друг у друга прощения, присутствующие христиане приемлют по порядку благословение и целуют руки священникам. Хор пространно поет какой-либо ирмос»20. Явно, что составитель Типикона, священник Иоанн Нейчев, расценивал чин прощения как «дополнительный» обряд, который не является частью уставных предписаний, но существует как благочестивый обычай. Но в сносках составитель часто обращается к русским литургическим пособиям XIX века — «Церковному уставу в таблицах» А. Неаполитанского, «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. Булгакова и др. Отсюда можно заключить, что чин прощения в литургической практике Болгарской Церкви является заимствованием из богослужебной традиции Церкви Русской, поскольку автор не включил его упоминание в основной, «греческий» переводной текст, а поместил его в сносках, где присутствуют «русские» добавления. В русском монастыре святого великомученика Пантелеимона прощение игумена и братии совершается после повечерия. Согласно современной практике Сербской Церкви, священник начинает вечерню в светлой епитрахили. Вход также совершается в светлой епитрахили и фелони. После великого прокимна затворяются царские врата и священник переменяет светлое облачение на черную епитрахиль. После молитвы прп. Ефрема Сирина — Трисвятое по «Отче наш», и далее следует малое повечерие. После молитв «Нескверная, Неблазная… Упование мое…» — Господу помолимся, и читает молитвы на начало Четыредесятницы из Требника. Затем ектения Помолимся, о Великом господине и Отце нашем, завершающая повечерие. Священник и молящиеся целуют иконы. В монастырях по благословению игумена поют канон и стихиры Пасхи22. IV Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов опубликовал и описал ряд средневековых литургических источников, объединенных под общим собирательным названием Соборных Чиновников и отражавших практику патриаршего богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке, архиерейской службы в новгородском Софийском, холмогорском Преображенском, нижегородском Преображенском кафедральных соборах. В этих документах содержатся схожие описания служения вечерни в неделю Сыропустную с участием архиерея. Этот порядок следует считать непосредственным прототипом современного установившегося порядка совершения вечерни с чином прощения.
Владыка Евгений совершил вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе
В воскресенье патриарх Кирилл совершит вечерню с чином прощения в храме Христа Спасителя. В конце вечерни совершается чин прощения. 17 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошла вечерня с чином прощения. Чин прощения имеет давнюю традицию и связан с обычаями и установлениями раннего египетского монашества. О расхожих стереотипах — в материале РИА оттепель не навредила"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций.
Митрополит Арсений совершил вечерню с чином прощения в Псково-Печерском монастыре
Главная причина нашего несовершенного отношения по отношению друг к другу находится внутри нас. Но у нас не должно быть такого отношения, потому что для нас есть заповедь «возлюби врага своего» и «благословляй проклинающего». Святые отцы говорили, что между нами и Богом наша воля — это медная стена.
В пустынях были дикие звери, разбойники ходили тогда свободно. А потому каждый инок, который покидал свою обитель, прощаясь с братом, уходил как бы навсегда. Прощаясь с ближним, он просил прощения и сам прощал всё то, что могло отягощать душу при жизни в общежитии. Мы с вами живём в большом городе. В больших городах, как известно, суеты очень много, жизнь течёт очень быстро, и в таком ритме мы зачастую теряем сердцевину той глубины, того богатства, которое имеет всякий верующий человек, приходящий к Господу Богу. Мы не отдаём себе отчёта в том, что имеем, а ведь имеем мы великую благодать. В суете проходя мимо этого сокровища, мы теряем в этой жизни гораздо больше того, что можем приобрести в своих повседневных, иногда действительно крайне необходимых трудах, а очень часто в трудах совершенно бесполезных, на которые мы тратим свою бесценную жизнь.
А время Великого поста, пусть хотя бы внешне, но подвигает нас к тому чтобы сосредоточиться на самом главном — на том, что нам действительно нужно в этой жизни. А что нужно божественному творению, Божиему творению? Нужна связь с Творцом, с Господом Богом. Эта связь, бывает часто потеряна. Иногда потеряна навсегда, а иногда есть возможность возвратиться в Отчий дом и ощутить себя действительно сыном нашего Творца, ощутить себя тем, кем мы созданы по существу. Вновь наступает наиболее благодатное для этого время. Не будем бесцельно тратить и без того короткие дни, мгновения нашей жизни. Воспользуемся этим временем, этим ограничителем внешним, который предлагает Святая Четыредесятница, чтобы оградить нас от воздействия этого мира.
Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И сами прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверие Великого Поста может оказаться последней.
Первые слова: «Господи, и Владыко живота моего…», как отцы говорят: к Кому обращаемся, Тот и приходит. Обращаемся к Тому, Кто дал жизнь всякому творению — Творцу неба и земли, к Богу Жизнодавцу, и сразу же мы научаемся следующими молитвами, что может погубить человека: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». То есть нам надо не просто эти слова произносить, а в этом упражняться, не допускать эти вещи в свое сердце, потому что они губят нас. Уныние — это же отчаяние, неверие в Бога. Помните, как сказано в Священном Писании: «Претерпевший до конца спасен будет» Мф. И нам надо не только эти качества в себе сохранить, добрые, положительные, но и как в притче сказано о талантах, их еще и преумножить. И далее говорим: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси», это же говорит о том, что не судите да не судимы будете, каким судом вы судите, таким и вам отмерится.
Вечерня с Чином прощения
Вечерня с чином Прощения 26 февраля 2023, Храм Христа Спасителя, г. Москва. 17 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошла вечерня с чином прощения. 26 февраля 2023 года, в Прощёное воскресенье, в Тихвинском храме города Коломны была совершена вечерня, после которой состоялся чин прощения.
Вечерня с чином Прощения 26 февраля 2023, Храм Христа Спасителя, г. Москва
Рекшу иерею "Премудрость", глаголем "Свете Тихий"». Поется великий прокимен «Не отврати лице Твое от отрока Твоего, яко скорблю. Скоро услыши мя, вонми души моей и избави ея». На «Сподоби, Господи» полагается три поклона. По просительной ектении — стихиры на стиховне из Триоди. По «Ныне отпущаеши» — Трисвятое с тремя поклонами. После «Отче наш» следуют тропари «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» с поклоном на каждый тропарь. Также поется «Под Твою милость…»13 без поклона. По возгласе «Сый благословен…» молитва «Небесный Царю» с поклоном, заключительные молитвы «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови». После возгласа сотворяем прп.
Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…» с тремя поклонами. Такой порядок полагается на вечерне во все воскресные дни Четыредесятницы. В уставе, датируемом второй половиной XVI века, содержатся те же самые указания относительно службы с единственным прибавлением: «Виждь, яко всю Четыредесятницу на вечернях недельных от начала метания не творим, но от "Сподоби, Господи" начинаем поклоны»16. Печатный устав, подготовленный при Патриархе Иоасафе I и изданный после его смерти, в 1641 году, немного подробнее излагает порядок пения стихиры на «Господи, воззвах»: «И поем стихиры, покаялны, во Октаи, 4, гласу. Также здесь отражена древнерусская практика исполнения гимна «Свете Тихий», согласно которой священник возглашает «Премудрость» и запевает первые два слова — «Свете Тихий». Певцы продолжают пение гимна от слов «святыя славы…»17. Типикон, изданный в 1695 году при Патриархе Адриане, которым руководствуется Русская Православная Церковь поныне, излагает ту же схему богослужения, за исключением изменений в самих богослужебных текстах. Нет указания о цвете облачения, а также указания целовать нательный крест. Современную богослужебную практику Греческих и Болгарской Церквей регламентирует Типик Церковный по чину Христовы Великия Церкви, составленный протопсалтом Константином и изданный впервые в 1838 году.
В 1851 году Типик был переведен на церковнославянский язык и издан иеромонахом Неофитом Рыльским. Относительно служения вечерни до отпуста в Типике содержатся те же указания, что и в русском Типиконе. Патриарх благословляет христиан всех до конца, затем «Молитвами святаго владыки нашего …» и конец. Типик Великия Церкви отражал преимущественно практику служения Константинопольского Патриарха в кафедральном соборе св. Георгия на Фанаре. Нужно отметить, что в данном случае патриаршее благословение после вечерни не соответствовало нашему чину прощения, поскольку подобное окончание вечерни предписывается для каждой воскресной вечерни в течение пяти седмиц Великого поста. В болгарском Типиконе, изданном в 1909 году, чин прощения кратко изложен в подстрочнике параграфа, в котором содержатся богослужебные указания относительно вечерни в неделю Сыропустную. Священники и испрашивают друг у друга прощения, присутствующие христиане приемлют по порядку благословение и целуют руки священникам. Хор пространно поет какой-либо ирмос»20.
Явно, что составитель Типикона, священник Иоанн Нейчев, расценивал чин прощения как «дополнительный» обряд, который не является частью уставных предписаний, но существует как благочестивый обычай. Но в сносках составитель часто обращается к русским литургическим пособиям XIX века — «Церковному уставу в таблицах» А. Неаполитанского, «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. Булгакова и др. Отсюда можно заключить, что чин прощения в литургической практике Болгарской Церкви является заимствованием из богослужебной традиции Церкви Русской, поскольку автор не включил его упоминание в основной, «греческий» переводной текст, а поместил его в сносках, где присутствуют «русские» добавления. В русском монастыре святого великомученика Пантелеимона прощение игумена и братии совершается после повечерия. Согласно современной практике Сербской Церкви, священник начинает вечерню в светлой епитрахили. Вход также совершается в светлой епитрахили и фелони. После великого прокимна затворяются царские врата и священник переменяет светлое облачение на черную епитрахиль.
После молитвы прп. Ефрема Сирина — Трисвятое по «Отче наш», и далее следует малое повечерие. После молитв «Нескверная, Неблазная… Упование мое…» — Господу помолимся, и читает молитвы на начало Четыредесятницы из Требника. Затем ектения Помолимся, о Великом господине и Отце нашем, завершающая повечерие. Священник и молящиеся целуют иконы. В монастырях по благословению игумена поют канон и стихиры Пасхи22. IV Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов опубликовал и описал ряд средневековых литургических источников, объединенных под общим собирательным названием Соборных Чиновников и отражавших практику патриаршего богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке, архиерейской службы в новгородском Софийском, холмогорском Преображенском, нижегородском Преображенском кафедральных соборах. В этих документах содержатся схожие описания служения вечерни в неделю Сыропустную с участием архиерея. Этот порядок следует считать непосредственным прототипом современного установившегося порядка совершения вечерни с чином прощения.
В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и придворными. В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения23. Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. И как власти т.
Архипастырю сослужил настоятель храма иерея Ярослав Фатеев. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, Блажен человек уповаяй на Тя. Псалом 84 Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль: оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя. Псалом 85 Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь; спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Яко Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив всем, призывающим Тя. Внуши, Господи, молитву мою и вонми гласу моления моего. В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут, и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят Имя Твое, яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един. Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися Имене Твоего. Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою и не предложиша Тебе пред собою. И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый, и многомилостивый, и истинный, призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея. Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. И ныне и присно и во веки веков. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. Господи помилуй. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Архипастырю сослужил настоятель храма иерея Ярослав Фатеев. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя
Главная > Новости > Архиерейские служения > Управляющий Нижегородской епархией возглавил вечерню с чином прощения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. Вечером 26 февраля 2023 года, накануне начала Великого поста, в Казанском соборе на Красной площади была совершена вечерня с чином прощения, который возглавил настоятель протоиерей Николай Иноземцев. Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Брянский и Севский Александр совершил вечерню с чином прощения в Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы города Брянска. В Москве состоялась вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во время которой Предстоятель напутствовал и благословил многочисленных чад Русской Церкви на Великий Пост. Вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница. Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Владимир молился за Вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы.
Епископ Серафим совершил вечерню с чином прощения в Успенском кафедральном соборе города Бийска
Вечером 26 февраля, в Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Преосвященнейший Серафим, епископ Бийский и Белокурихинский совершил вечерню с чином прощения в Успенском кафедральном соборе города Бийска. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим молился за вечерней и возглавил чин прощения в Спасском кафедральном соборе в Пензе. После этого был совершен Чин прощения, за которым Правящий архиерей и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения. Вечером 17 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Епископ Игнатий совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборе г.Череповца
Далее архиерей обходил и целовал "по чину во церкви святыя иконы". По целовании, паки возшед на амвон, глаголет, зря к народу, молитву "Владыко многомилостиве…" и прочая»28. Во время молитвы народ преклоняет колени. После молитвы архиерей творит прощение. Ключарь подносит архиерею на блюде крест. Чин прощения описывается там следующим образом. После трех поклонов молитвы прп. Ефрема архиерей поклоняется образам. Затем следует в алтарь и облачается в малое облачение. После того как все молящиеся в храме приложатся, архиерей исходит из алтаря на уготованный ковер и орлец.
Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». Архиерей читает молитву «Владыко многомилостиве Господи…», затем испрашивает прощения и подает крест для целования народу. В это время поется славник «Прообразуя…»29 и «Всех скорбящих Радосте»30. Отсутствует указание о поучении народу31. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым и облачается у места своего в малое облачение. Посем говорит протодиакон ектению с кадилом пред Спасовым образом, и ектении, и возглас "Услыши ны, Боже". Посем архиерей приемлет крест и ставится у амвона на степени и глаголет молитву "Владыко многомилостиве", и по молитве бывает прощение, и посем благословляет крестом властей и всех ту предстоящих. Посем архиерей разоблачается у места ж своего и идет во свой дом»32. Здесь также отсутствует упоминание о поучении.
Возможно, составители последних двух Чиновников считали, что святительское поучение народу является обязательным, что само собой разумеется. V Уставные указания о совершении чина прощения перед наступлением Великого поста содержатся также в монастырских Обиходниках, которые составлялись, с одной стороны, как руководства для келарей относительно трапезы, с другой стороны, содержали некоторые богослужебные предписания, дополнявшие соответствующие указания Типикона. Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа. Священник иеромонах и диакон совершали вход в ризах черных. Далее затворяются царские двери. Священник и диакон слагают ризы. Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает.
После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем. Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп. Сергия, к чтимым иконам. В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют»33. Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы34. Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга35. По уставу Кирилло-Белозерского монастыря священник и диакон совершают вход в черных ризах.
После отпуста вечерни — лития заупокойная. После литии поставляется аналой с иконой Божией Матери, архимандрит полагает два земных поклона перед образом, прикладывается и полагает третий поклон. Так же и вся братия. После этого испрашивают прощения у настоятеля и принимают от него благословение37. В Валаамском монастыре совершалось взаимное прощение после вечерней трапезы. Монахи собирались в соборном храме и пели стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: Пасха священная нам днесь показася…» и пасхальный канон. Затем совершалось вечернее правило, после чего поставлялся аналой с деисусным образом Спасителя. Настоятель, совершив поклоны и приложившись к иконе Спасителя, обращался к братии: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» — и полагал земной поклон. Братия полагала в ответ земной поклон со словами: «Бог простит тя, честный отче!
Затем они становились в ряд по правую сторону настоятеля и испрашивали прощения по порядку друг у друга. В это время на клиросах пели литийные стихиры Успению Божией Матери38. VI В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона см. Духовенство перед началом богослужения облачается в светлые одежды. Совершается вход. Великий прокимен поет не канонарх, а диакон на соответствующий распев попеременно с хором.
Глава Нижегородской митрополии совершил Великую вечерню с чином прощения в Александро-Невском кафедральном соборе 26 февраля, в Прощеное воскресенье, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Великую вечерню с чином прощения в кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Главе Нижегородской митрополии сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления, ключарь собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинные округов епархии, настоятели мужских монастырей, руководители отделов и другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с многочисленными верующими молились викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, настоятельницы женских монастырей. Обращаясь к собравшимся в храме, митрополит Георгий напомнил, что в дни наступающей Святой Четыредесятницы Господь ждет от нас подвига, и пост телесный должен помочь каждому возродиться духовно: «Великий Пост святые отцы именуют весной души человека.
Священнослужители и прихожане испросили прощения друг у друга, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем.
Архиерею сослужили: настоятель храма святого праведного Фёдора Ушакова протоиерей Владислав Перваков, штатный клирик кафедрального собора иерей Евгений Улезько, настоятель храма прп. Сергия Радонежского мкр. Для участия в службе и чине прощения прибыло духовенство Сочинской епархии. За богослужением молилась настоятельница Троице-Георгиевского женского монастыря с. Лесное игумения Дросида Сорокопуд.
Вечерня с Чином прощения во временном храме Свято-Владимирского собора в Херсонесе
26 февраля епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Рыбинска. Вечером 17 марта, накануне понедельника первой седмицы Великого поста митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в. 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Владивостокский и Приморский Владимир возглавил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском соборе.