Новости в рф активное избирательное право предоставляется

В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права (право избирать) не означает принуждения их к участию в выборах. В РФ активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть. Активное избирательное право – право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активным избирательным правом обладает гражданин, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах.

Что такое активное избирательное право, и кому оно дается?

это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Что такое пассивное избирательное право? Реализации активного избирательного права инвалидов было посвящено заседание рабочей группы по взаимодействию Областной избирательной комиссии с общественными организациями инвалидов, которое прошло в стенах Избирательной комиссии Ивановской. Избирательные права обладают исключительно граждане РФ. Активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет. 9. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за. Что же касается активного избирательного права, то многие граждане традиционно не спешат его реализовывать. Чем отличается активное избирательное право от пассивного: путешествуем по странам мира и знакомимся с особенностями возрастного ценза для избирательного права.

В России предложили дать избирательное право молодым людям с 16 лет

Избирательное право предоставляется квалифицированным гражданам по достижении ими избирательного возраста. Что представляет собой квалифицированный гражданин, зависит от решения правительства. Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме | 1. Гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать. Реализации активного избирательного права инвалидов было посвящено заседание рабочей группы по взаимодействию Областной избирательной комиссии с общественными организациями инвалидов, которое прошло в стенах Избирательной комиссии Ивановской. Активное избирательное право — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя.

Политолог Данилин рассказал, для чего ввели поправки в законодательство о выборах

Для каждой вышеперечисленной группы инвалидов предусмотрены особые формы голосования, которые разработаны с учетом особенностей восприятия ими информации. Так, с целью обеспечения гарантий избирательных прав инвалидов по зрению Избирательной комиссией Ивановской области определены избирательные участки, которые будут оснащены специальными трафаретами для самостоятельного заполнения бюллетеней и информационными материалами. На всех избирательных участках будут размещены информационные материалы, которые выполнены крупным шрифтом. Кроме этого, на 38 избирательных участках будут использоваться трафареты для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней для голосования, изготовленные с применением шрифта Брайля.

Также в помещениях для голосования инвалидам по зрению предоставляются лупы, установлено дополнительное освещение, тактильные указатели. Для избирателей, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, предусмотрено создание условий безбарьерной среды для голосования. При содействии органов местного самоуправления избирательные участки по возможности размещаются на первых этажах зданий, оборудуются специальными стоянками для автомобилей, пандусами, перилами, настилами, рельсами, имеют широкие проемы дверей и лифты.

Органы социальной защиты, в свою очередь, оказывают содействие избирательным комиссиям и предоставляют услуги «Социального такси» для доставки инвалидов-колясочников на избирательные участки.

Главная О реализации активного избирательного права граждан на выборах Президента Российской Федерации в 2024 г. Проведение выборов Президента РФ регулируется ст.

Сегодня найти такое ограничение - большая редкость. Весь мир - и цивилизованные страны, и развивающиеся, - стремится к расовому равенству на всей планете.

Но если мы посмотрим даже в недавнее прошлое, то увидим, что так было не всегда. Даже если взять во внимание самое демократичное государство в мире - США. В определенную веху истории к выборам там допускалось только белое население. Половой ценз Ограничение на владение активным избирательным правом по половому признаку сегодня тоже в мире почти искоренено. А в относительно недавнем прошлом практически все страны были приверженцами патриархата - у женщин не было прав ни избирать, ни быть избранными.

Моральный ценз И последнее ограничение на избирательное право, о котором мы хотим вам рассказать. Приведем его примеры: Российская Федерация. В нашей стране не имеют права голосовать преступники - лица, приговоренные к лишению свободы, чья вина предварительно была доказана судом. Однако после освобождения такой гражданин полностью восстанавливается в избирательных правах - даже может быть избран в парламент, президентом. Права голоса нет у граждан, злоупотребляющих наркотиками.

Лица, лишенные родительских прав, автоматически теряют и избирательное. Таким образом, моральный ценз будет самым прогрессивным из всех вышеперечисленных. Ведь он прямо направлен на то, чтобы оздоровить общество. Прямое и косвенное избирательное право Помимо разделения на активное и пассивное избирательное право, вы можете встретить и такую распространенную классификацию: Прямое право. Это возможность гражданина отдать свой голос непосредственно за того кандидата, что ему кажется наиболее подходящим на определенную государственную роль.

Так избирается президент РФ, представители местных органов власти. Косвенное право. Здесь же избиратели своими отданными голосами формируют только коллегию, что признана проголосовать за назначение на должность того или иного кандидата. Выборы такого типа могут быть многоступенчатыми - система направлена на избрание самого компетентного лица.

Право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Одним из условий реализации активного избирательного права на региональных и местных выборах является наличие у избирателя регистрации по месту жительства «прописки» на территории избирательного округа, в котором проводятся выборы.

Путин призвал партии выдвигать ветеранов СВО на выборах всех уровней

одно из фундаментальных прав гражданина, от реализации которого зависит будущее страны. Право избирать главу государства, то есть реализовать свое активное избирательное право, может любой гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Понятие избирательного права Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.

5.5. Законодательство РФ о выборах

Контент доступен только автору оплаченного проекта Проблемы коррупции в избирательном процессе России Анализ проблемы коррупции в сфере избирательного права в России и возможные пути ее преодоления. Контент доступен только автору оплаченного проекта Участие молодежи в избирательном процессе Исследование активности и участия молодежи в выборах и избирательных процедурах в России. Контент доступен только автору оплаченного проекта Законодательные акты о гарантиях избирательных прав в России Анализ законодательных норм и механизмов, обеспечивающих защиту и гарантии избирательных прав граждан в России. Контент доступен только автору оплаченного проекта Избирательные технологии в России: современные тенденции Исследование современных технологий, применяемых в избирательном процессе в России, и их влияния на результаты выборов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Активное избирательное право в России: практическая реализация Анализ практической реализации активного избирательного права в России и ее влияния на избирательный процесс. Контент доступен только автору оплаченного проекта Избирательные кампании в России: особенности и стратегии Рассмотрение особенностей и стратегий избирательных кампаний в России с учетом современных трендов и изменений в законодательстве.

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Командир воинской части или лицо, его замещающее, может выступить с инициативой по образованию таких участков. Списки избирательных участков с указанием их границ если избирательный участок образован на части территории населенного пункта либо перечня населенных пунктов если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов , номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения — главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Порядок доведения до избирателей указанных сведений в случае образования избирательных участков на территориях воинских частей, в том числе позже общих сроков образования избирательных участков, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В случае образования избирательного участка на территории воинской части командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в это помещение всем членам участковой избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, а также совместно с участковой избирательной комиссией обеспечивает доступ в помещение кандидатам или их доверенным лицам, уполномоченным представителям или доверенным лицам избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатам из указанных списков, наблюдателям, иностранным международным наблюдателям и представителям средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о выборах. При этом должны соблюдаться требования законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность воинских частей, в том числе определяющих порядок въезда на территории, организации и объекты, для которого иностранным гражданам требуется специальное разрешение.

Формирование участковых избирательных комиссий и их резерва Формирование избирательной комиссии при образовании избирательного участка на территории воинской части осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, регулирующими порядок формирования участковых комиссий, а также Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В случае образования избирательного участка на территории воинской части в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона сроком на пять лет, формирование участковой избирательной комиссии осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона также на пять лет. В случае образования избирательного участка на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в период подготовки и проведения выборов участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 51 статьи 27 Федерального закона, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее дня, предшествующего дню голосования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной тайне» сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной избирательной комиссии включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном пунктом 6 статьи 26 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона.

Жизнедеятельность соц. Остальные ответы ходить и выбирать. Похожие вопросы.

ВС разъяснил, могут ли находящиеся под арестом лица голосовать на выборах

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и или форм деятельности в том числе отдельных мероприятий , в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и или выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи тем целям и или формам деятельности в том числе отдельным мероприятиям соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической. Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Федеральным законом, конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

Учитывая федеративное устройство РФ, вопросы реализации избирательных прав гражданами могут быть разграничены по соответствующим уровням: 1 федеральный; 2 уровень субъекта РФ; 3 муниципальный уровень. Избирательные права граждан составляют ядро публично-политических прав граждан в том числе как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Основные характеристики избирательных прав граждан и их реализации закреплены в Конституции РФ ст.

Можно выделить общие характеристики избирательного права граждан: 1.

Что касается лиц с двойным гражданством , то их избирательные права также могут быть ограничены. В частности, российское законодательство лишает бипатридов пассивного избирательного права, сохраняя за ними активное [4]. В некоторых государствах уровень пассивного избирательного права может зависеть от срока пребывания в гражданстве данной страны.

Их проведение регулируется, в первую очередь, Федеральными законами от 12. Право избирать главу государства, то есть реализовать свое активное избирательное право, может любой гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. Равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации обладает гражданин, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации.

Что такое активное избирательное право, и кому оно дается?

В частности, в соответствии со статьей 27. В настоящих Методических рекомендациях с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» под военнослужащими понимаются лица, проходящие воинскую службу по контракту или по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы. Права и свободы военнослужащих определяются также федеральными законами «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О пожарной безопасности», Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и иными нормативными актами. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, командованием соединений, воинских частей и иных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органов военного управления, командование воинских частей, иных воинских формирований оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий. Образование избирательных участков В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона, избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

Перечень избирательных участков и их границы могут уточняться в порядке, предусмотренном для их образования, в случае если по данным регистрации учета избирателей число избирателей на участке превысит три тысячи сто, а также если границы избирательных участков пересекают границы избирательных округов. Перечень избирательных участков и их границы могут быть уточнены в указанном порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением до пятидесяти и менее числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. Избирательные участки на территории воинских частей могут образовываться командирами воинских частей по согласованию с соответствующей избирательной комиссией в случаях, а также в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.

Каков же пример этого? Именно данным путем избирается президент Соединенных Штатов. Свободное избирательное право и плюральный вотум Широко встречается и такая классификация избирательного права.

Разберем ее: Свободное избирательное право. Голос любого избирателя будет равен по весу голосу иного гражданина. Плюральный вотум.

В этом случае голос конкретного лица будет цениться выше, чем голоса его соотечественников, принадлежащих к иной группе. Такой подход помогает защитить меньшинство. Например, если какая-то часть социума незначительна, но выборы прямо влияют на ее права и интересы, ситуацию как раз-таки и спасает плюральный вотум.

Такая с первого взгляда несправедливость позволяет защитить меньшинство от мнений подавляющей группы населения, не ущемить его в правах. Избирательное право - возможность или обязанность? Что касается России, то в нашем государстве участие в выборах в качестве избирателя или кандидата - это возможность гражданина.

Не будет никаких последствий для лица, если он ею не воспользуется. Но такая ситуация характерна не для всех стран. Где-то граждан обязывают участвовать в политической жизни.

Лицо, не явившееся на выборы, должно назвать уважительную причину, что не позволила ему воспользоваться активным избирательным правом, а также подтвердить ее. В противном случае гражданин выплачивает весомый денежный штраф. А где-то ему предстоит даже административный арест.

На фоне современной политической жизни такая обязанность рассматривается двояко. Во многих цивилизованных государствах налицо абсентеизм - нежелание гражданского общества участвовать в избирательном процессе. А так как порог явки на выборы почти повсеместно отменен, то они признаются состоявшимися даже при визите одного избирателя.

Проведение выборов Президента РФ регулируется ст. Право избирать главу государства, то есть реализовать свое активное избирательное право, может любой гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

На информационном ресурсе сайте utyug.

Какие документы нужны для голосования

  • Популярные материалы
  • Авторизация через педагогическую сеть Edu-Family.ru
  • Активное избирательное право. Большая российская энциклопедия
  • Предварительное голосование
  • § 2. Источники избирательного права в Российской Федерации
  • Что это такое активное избирательное право гражданина

Характеристика принципов избирательного права России

Если большинство интересов граждан учитывается ведущими партиями, то и общее число партий невелико, если же плюрализм интересов широк и общество разбито на множество групп по своим отраслевым, этническим, конфессиональным, идеологическим и иным признакам, то число списков естественно увеличивается. Да, кому-то может не нравиться, что кандидатом стал тот или иной человек, но наличие равных политических прав это — условие демократии. Единственный механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть работать в интересах населения — это конкуренция. Убеждена, что в нынешних российских условиях необходимо восстановить смешанную избирательную систему, сочетающую территориальные и партийные интересы. Выборы только по спискам в современной России превращаются в референдум среди отобранных кандидатов. Нет абстрактного государства, а есть лишь интересы конкретных граждан, которые имеют право использовать и используют любые ограничительные нормы закона как элемент удовлетворения своих интересов и потребностей. Излишнее ужесточение законодательства, включение в него заведомо невыполнимых норм вынуждают кандидатов, партии, прессу искать пути обхода закона, поощряют развитие коррупции, затягивают в стране формирование должного для цивилизованных стран уровня политической культуры. Необходимо называть вещи своими именами и приучать общество жить открыто, не прибегая постоянно к искусственному обхождению закона. На самом деле многие российские регионы либо находятся на грани качественного изменения отношения населения к выборам, либо уже перешли ее, не смотря на популистские обещания и фиктивные программы, а на личности тех, кто избирается и практический личный опыт их деятельности на территории.

А это говорит о том, что несмотря на все де-факто возникает и начинает все сильнее осознавать себя то, что называется гражданским обществом. Жизнь не станет проще от того, что кому-то так хочется. Все годы проведения в России того, что принято называть «демократическими выборами» а именно свободные конкурентные многопартийными выборы стали главным политическим отличием системы власти новой демократической России от однопартийного режима советской власти в СССР в России идет перманентная, не прекращающаяся избирательная реформа. Причем процесс реформирования избирательного законодательства как правило инициируется представителями исполнительной власти и имеет очевидной целью упрочить ее положение и сохранить власть в руках господствующей группировки. Вероятно, что комиссии удобнее работать с меньшим числом кандидатов и партий, только заинтересовано ли в этом общество? Сужает или расширяет уменьшение числа «допущенных» общее число представленных на выборах групп населения?

Она может представлять... В политике мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени. Равенство перед законом , равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений.

Нарушение этого принципа называется дискриминацией. Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную... Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум. Однопалатный парламент однопалатная парламентская система — функционирование одной парламентской палаты в государстве. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней или второй палате отсутствует. Рейтинговое голосование также альтернативное голосование — система выборов, используемая, для того что избрать одного победителя из двух и более представленных.

Это одна из систем преференциального голосования, в которой избиратели располагают кандидатов в порядке предпочтения, а не просто голосуют за одного кандидата. Избирательный ценз — устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения, или осуществления гражданином избирательного права. В конституционной практике различных государств используются следующие виды избирательного ценза: возрастной, гражданства, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой. Имущественный, расовый, половой цензы всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с современными демократическими принципами избирательного... Обнародование закона, или промульгация от лат. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти. Свобода ассоциаций , или свобода союзов, — одно из прав человека первого поколения, регулирующее свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право организаций исключать своих членов. Тесно связано со свободой собраний. Наиболее разработанный раздел свободы ассоциаций — право на объединение в профсоюзы.

Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Кворум лат. Принцип равного избирательного права — принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой... Женское избирательное право — право женщин участвовать в выборах народных представителей. Включает в себя право избирать и право быть избранными. Объективное избирательное право или избирательное право в широком смысле — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц президент, мэр и т. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1 избирательное право является институтом конституционного права; 2 избирательное...

Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума. Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная репрезентативная демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы... Свобода собраний — право проводить митинги, пикеты, демонстрации, а также собираться в помещениях; принадлежит к правам человека «первого поколения» гражданским и политическим. Свобода собраний закреплена в статье 20 Всеобщей декларации прав человека, статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Гражданин вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании в установленном порядке. В таком случае административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в суд по месту нахождения территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума дистанционного электронного голосования, если такая комиссия не сформирована, - в суд по месту нахождения комиссии, организующей дистанционное электронное голосование статья 641 Федерального закона N 67-ФЗ. При проведении выборов, референдума с применением дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах ; голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают находятся в населенных пунктах и в иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по месту нахождения соответствующей участковой избирательной комиссии, комиссии референдума пункт 4 статьи 631 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории данных муниципальных образований пункт 5 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, зарегистрированные в установленном порядке по адресам воинских частей организаций, учреждений, органов , в которых указанные граждане проходят военную службу, могут включаться в списки избирателей, участников референдума в том числе на образованных на территориях воинских частей избирательных участках, участках референдума пункты 5, 6 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 16 статьи 152 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Обращение в защиту пассивного избирательного права 25. Возможность лица быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не связана с нахождением его места жительства в пределах избирательного округа, продолжительностью и сроком проживания на территории округа, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации часть 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ. С учетом этих положений административное исковое заявление о защите избирательных прав, в том числе об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, подается в суд по месту нахождения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, и не может быть подано в суд по месту жительства административного истца часть 1 статьи 22, часть 3 статьи 24 КАС РФ. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу пункт 71 статьи 75, пункты 6, 61 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 10 статьи 239 КАС РФ. Следует иметь в виду, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию этого списка кандидатов и других включенных в него кандидатов либо регистрацию списка кандидатов или включенных в него кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением по этому же избирательному округу. Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, избирательным объединением, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурором пункты 7 - 9, 12 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 11 статьи 239 КАС РФ. Гражданин, которому решением избирательной комиссии отказано в регистрации кандидатом, не обладает правом на обращение в суд с административным иском об отмене регистрации другого кандидата, списка кандидатов, решения о регистрации другого кандидата, списка кандидатов, поскольку обстоятельства их регистрации не затрагивают его активного и или пассивного избирательного права пункты 1 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ. Обращение в суд в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц 28. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не могут сами обратиться в суд часть 1 статьи 39, часть 6 статьи 239 КАС РФ. В защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований прокурор также вправе, в частности, обратиться с административным иском об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации , о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме части 7 - 9, 11 статьи 239 КАС РФ. Прокурор также может обратиться в интересах неопределенного круга лиц с административным иском об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений при проведении предвыборной агитации, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения списка кандидатов деяний, предусмотренных пунктом 12 статьи 76 названного закона. В случаях, предусмотренных законом, прокурор может обратиться с административным иском об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума часть 15 статьи 239 КАС РФ. В случаях, предусмотренных законом, допускается обращение в суд иных лиц в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц часть 1 статьи 4, статья 40 КАС РФ. Принятие административного искового заявления о защите избирательных прав к производству суда 30. По общему правилу суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии административного искового заявления о защите избирательных прав пункт 1 статьи 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Вместе с тем, если такое административное исковое заявление подано лицом, не имеющим права на его подачу, в том числе лицом, признанным судом недееспособным либо содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда, то в принятии этого заявления должно быть отказано пункты 2, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ. При этом следует учитывать, что закон не ограничивает активное избирательное право и право на участие в референдуме лиц, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, если в отношении их отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор, в связи с чем в принятии административного искового заявления о защите указанных прав не может быть отказано пункт 17 статьи 17, пункт 5 статьи 19, пункт 5 статьи 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Если в административном иске, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие бездействие , не затрагивающие избирательные права административного истца либо его право на участие в референдуме, в принятии административного искового заявления также может быть отказано. Например, наблюдатель от политической партии оспаривает действия избирательной комиссии, непосредственно не связанные с осуществлением им своих полномочий, либо с административным иском обращается гражданин, место жительства которого находится за пределами избирательного округа, округа референдума пункты 2, 5 части 1 статьи 128, статья 239 КАС РФ. Право избирательной комиссии, комиссии референдума на обращение в суд реализуется ею в соответствии с компетенцией, определенной законом. В связи с этим административное исковое заявление к избирательной комиссии о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться в суд с требованием, например, об отмене регистрации кандидата не подлежит принятию к производству суда пункт 3 части 1 статьи 128 КАС РФ. С учетом необходимости оперативного рассмотрения и разрешения административного дела о защите избирательных прав требование об устранении выявленных недостатков административного искового заявления может быть изложено в определении о принятии административного искового заявления к производству, в случае если недостатки административного искового заявления не препятствуют его рассмотрению статья 133 КАС РФ. Сроки обращения в суд с административным иском о защите избирательных прав 34. День голосования на выборах определяется в соответствии с законом статья 10 Федерального закона N 67-ФЗ. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд судам следует учитывать, что законодательство о выборах и референдумах выделяет день голосования последний день голосования , иные дни голосования в частности, первый день голосования , день, предшествующий дню голосования, и день, следующий за днем голосования. С учетом этого срок на обращение в суд может отсчитываться либо до первого дня голосования, либо до дня голосования, и в этом случае день голосования первый день голосования в указанный срок не включается. Закон об основных гарантиях избирательных прав содержит правила исчисления сроков, принятия решений и совершения действий, связанных с назначением выборов, референдума, организацией и проведением избирательной кампании, кампании референдума, которые не применяются при исчислении процессуальных сроков, в том числе сроков на обращение, установленных в отношении разных видов требований о защите избирательных прав статья 111, пункт 5 статьи 31, статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 92, 93 и 240 КАС РФ. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда часть 8 статьи 240 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть оспорено в тот же срок со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума части 1 и 3 статьи 240 КАС РФ. Законом также предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме. Например, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения может быть подано административное исковое заявление об отмене решения: - избирательной комиссии о регистрации кандидата списка кандидатов ; - избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, в том числе об оспаривании решения об исключении кандидата из списка кандидатов; - избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам, об отказе в этом заверении; - избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования. В случаях предварительного обжалования решений об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, об исключении кандидата из списка кандидатов в соответствующую комиссию административное исковое заявление может быть подано в суд в течение пяти дней со дня принятия этой комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения пункт 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 4 статьи 240 КАС РФ. Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано не позднее чем за восемь дней до дня голосования до первого дня голосования. С учетом этого, если день первый день голосования установлен десятого числа месяца, то последним днем подачи такого административного искового заявления будет первое число данного месяца часть 5 статьи 240 КАС РФ. При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 10 статьи 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства. Возможность восстановления иных сроков обращения в суд должна обсуждаться судом, в том числе по своей инициативе пункт 7 статьи 6, статья 95 КАС РФ. Исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях. С учетом этого административный иск, апелляционные частная жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи. Следует также иметь в виду, что при подаче документов в электронной форме дата и время их поступления в информационную систему суда по общему правилу фиксируется по московскому времени, что должно приниматься во внимание при рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока для обращения в суд, исчисляемого с учетом часовой зоны нахождения соответствующего суда. Меры предварительной защиты 39. Часть 5 статьи 243 КАС РФ устанавливает закрытый перечень мер предварительной защиты, принимаемых при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав, которые суд не вправе применять в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума. Такими мерами являются: наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; приостановление деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума; запрет избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. Иные меры предварительной защиты, если это не противоречит природе спорных правоотношений, могут применяться судом с учетом особенностей конкретного дела о защите избирательных прав статья 85 КАС РФ. Например, суд может в качестве мер предварительной защиты наложить запрет на распространение печатных, а равно аудиовизуальных и иных агитационных материалов в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет" , допускающих злоупотребление свободой массовой информации, побуждающих к экстремистской деятельности. Суд также вправе наложить арест на соответствующие печатные материалы. При этом меры предварительной защиты, которые суд вправе применять при рассмотрении дел о защите избирательных прав, не должны приводить к нарушению прав и свобод избирателей, участников референдума. Порядок и сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав 40. Если иное не предусмотрено КАС РФ, в период избирательной кампании, кампании референдума начиная со дня официального опубликования публикации решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов либо со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией, организующей выборы, референдум отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, рассмотрение судами административных дел о защите избирательных прав осуществляется в сокращенные сроки подпункты 19 и 34 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 241 КАС РФ. Административное исковое заявление о защите избирательных прав, поступившее в суд в указанный период до дня голосования первого дня голосования, при проведении голосования в течение нескольких дней подряд , должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования первому дню голосования. Административные исковые заявления, поступившие в день, предшествующий дню голосования первому дню голосования , в день голосования в дни голосования или в день, следующий за днем голосования последним днем голосования , рассматриваются немедленно, то есть в день поступления административного иска, с выполнением необходимых процессуальных действий по подготовке дела к судебному разбирательству. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, указанное заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи часть 1 статьи 241 КАС РФ. Истечение сроков рассмотрения административного дела о защите избирательных прав, предусмотренных частями 1-6 статьи 241 КАС РФ, не является основанием для прекращения производства по делу в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций. Административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, - немедленно. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд указанное административное исковое заявление должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего первому дню голосования, а заявление, поступившее в дни голосования, - немедленно часть 2 статьи 241 КАС РФ. В период избирательной кампании, кампании референдума судам надлежит организовать свою работу в том числе в выходные и нерабочие дни таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение административных исковых заявлений пункт 11 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав. В связи с этим в период избирательной кампании, кампании референдума суд рассматривает дела о защите избирательных прав в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено часть 7 статьи 241 КАС РФ. Административный истец до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела о защите избирательных прав в суде первой инстанции, вправе изменить дополнить основания административного иска о защите избирательных прав, в том числе после истечения сроков, установленных частью 4 статьи 240 Кодекса. В таких случаях суд вправе решить вопрос об истребовании доказательств для проверки дополнительных оснований, приведенных административным истцом, с учетом временных рамок избирательного или референдумного процесса и необходимости оперативного разрешения дела. Извещение лиц, участвующих в деле о защите избирательных прав 44. В целях своевременного рассмотрения административных дел о защите избирательных прав суды вправе извещать лиц, участвующих в деле, с их согласия о дате, времени и месте рассмотрения дела путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг при условии, что участник судебного процесса не ходатайствовал о направлении ему таких извещений на бумажном носителе, либо посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия части 1, 11 статьи 96 КАС РФ. Следует иметь в виду, что согласие лица, участвующего в деле, на получение судебных извещений указанными способами может быть выражено как путем оформления расписки, так и посредством указания номера мобильного телефона, адреса электронной почты в тексте административного искового заявления, апелляционной частной жалобы или представления, кассационной жалобы или представления, путем подтверждения согласия на соответствующее извещение в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг. Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания предварительного судебного заседания лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 8, 10 статьи 96 КАС РФ. Указанные выше и иные лица, наделенные публичными полномочиями, могут извещаться судом также посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 11, 10 статьи 96, часть 6 статьи 99 КАС РФ. Лица, участвующие в деле, извещенные о его рассмотрении по изложенным выше правилам, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств часть 9 статьи 96 КАС РФ. О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, в частности, путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда часть 1 статьи 243 КАС РФ. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум, которые привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованного лица статья 47, часть 4 статьи 243 КАС РФ. Рассмотрение дела о защите избирательных прав 47.

В пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт», согласно которому партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. В России такая система применяется на выборах Государственной Думы. Ценз — специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими избирательными правами. В РФ существуют два ценза: возрастной и оседлости. Выборы — это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на нее. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор на основе политического плюрализма. Принципы избирательного права — обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными; закрепляются на конституционном уровне. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм» , это выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство устанавливает определенный процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Активное избирательное право предоставляется также иностранцам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий