Данная технология позволяет, оставаясь в рамках углеводородной энергетики, существенно снижать нагрузку на окружающую среду. Новости энергетики с Александром Фроловым и Борисом Марцинкевичем.
"Зеленый водород": настоящее и будущее низкоуглеродной энергетики РФ
Генеральный директор ООО «Н2 Чистая Энергетика» Алексей Каплун опубликовал статью «Углеродные выбросы от безуглеродных источников». Согласно утвержденной в 2021 году Концепции развития водородной энергетики, в нашей стране должны быть запущены пилотные проекты по выработке низкоуглеродного водорода. Новости энергетики с Александром Фроловым и Борисом Марцинкевичем. Смотрите видео онлайн «Критический взгляд на будущее водородной энергетики» на канале «РЭА Минэнерго России» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 октября 2023. Говоря о проблемах глобальной энергетики и экономики Игорь Сечин отметил, что недоинвестирование нефтяной отрасли с неизбежностью создаст дефицит на рынке и.
Министр энергетики Байрактар: Россия помогла Турции избежать кризиса
В текущем выпуске — об изменении подхода к низкоуглеродной энергетике в России, потребностях мирового рынка в инвестициях и новых ESG-стратегиях российского бизнеса. Пульс отрасли В России Выполнению цели по достижению углеродной нейтральности будут способствовать недавно принятые меры: комплекс мероприятий по снижению выбросов в Арктической зоне, обновлённая таксономия «зелёных» проектов, развитие инфраструктуры электротранспорта, проекты бизнеса по хранению CO2. Дирекция по ESG Сбера Развитие ESG-инфраструктуры в России и мире Низкоуглеродную водородную энергетику переориентируют на внутренний рынок Вице-премьер Александр Новак дал поручение до конца 2022 года внести изменения в «Комплексную программу развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в Российской Федерации до 2035 года». В ней должна быть увеличена доля российских технологий и снижены планы по экспорту. Около двух третей от общего объёма инвестиций должны будут поступить из-за пределов Европы и США. ЕС достиг соглашения о запрете продаж машин с ДВС после 2035 года Полный запрет на продажу и регистрацию в Европе новых авто с двигателями внутреннего сгорания ДВС вступит в силу с 2035 года. Это должно ускорить переход на электромобили, что поможет сократить выброс парниковых газов. Выполнение Парижского соглашения потребует дополнительного сокращения выбросов парниковых газов Об этом говорится в докладе Программы Организации Объединённых Наций по окружающей среде UNEP.
РФ ЦБ выступил за введение в РФ добровольного экологического страхования Банк России предлагает включить его в стратегию развития финансового рынка до 2030 года. До начала разработки его концепции необходимо определить объект страхования, круга потенциальных страхователей, страхового риска и других ключевых условий, считает ЦБ. ESG в практике российских компаний Новые стратегии и проекты крупного бизнеса Дом.
А к 2035 году уже 60 процентов должно приходиться на зеленый водород. До конца 2023 года Евросоюз планирует провести конкурсный отбор проектов по производству зеленого водорода на получение субсидий, которые будут достигать четырех долларов за килограмм. О чем это говорит? О том, что это уже не просто инициативы, которые направлены на развитие рынка, а конкретные меры поддержки конкретных проектов. В Канаде меры поддержки предусматривают возмещение компаниям части затрат на покупку и установку оборудования, необходимого для производства зеленого или голубого водорода. Схожая история в Омане, где порядка двух миллиардов долларов планируется направить на реализацию водородных проектов. Индия уже заявила в своей энергетической стратегии, что она к 2050 году собирается стать энергонезависимой, а к 2070 году обеспечить углеродную нейтральность. Это потребует коренной перестройки не только энергетики, но и в целом экономики страны. И уже сейчас выделяется четыре с половиной миллиарда рупий на пилотные водородные проекты. Бразилия существенно расширяет налоговые льготы для производства зеленого водорода. Это страна, которая ярко заявила о себе еще лет десять назад как об одном из пионеров развития водородной экономики. Сейчас она фокусируется на поддержке конкретных отраслей. Она намерена развивать авиацию с водородным топливом. В течение ближайших десяти лет Япония собирается потратить порядка 34 миллиардов долларов на технологии, связанные с водородным движением. И это только составная часть их известной программы GX, которая предполагает выпуск зеленых облигаций, развитие торговли квотами на выбросы, создание углеродного рынка по аналогии с тем, что делается в ЕС. Россия на самом деле не отстает, и у нас уже есть с 2023 года изменения в налоговом законодательстве, которые позволяют регионам уменьшать ставку налога на прибыль для новых проектов в области водорода и аммиака. Интересный для нас пример того, как страна, не обладающая достаточным уровнем природно-климатического потенциала, стремится стать лидером в области водородной энергетики, и сейчас мы ожидаем принятия парламентом этой страны закона, который предусматривает обязательное использование водорода в различных сферах промышленности, да и не только, и связанных с этим мер поддержки. Я привел одни из самых известных примеров, и это не финальный список. Пытаюсь пояснить, что все страны активно включились в эту гонку. И Парижское соглашение, и национальные стратегии требуют принятия определенных мер с тем, чтобы декарбонизировать промышленность. А водород — один из способов сделать это. Другое дело, что рынок настолько быстро развивается, что даже те меры поддержки, о которых я сейчас сказал, не успевают за ним. И именно с этим связана основная критика: все происходит гораздо быстрее, и правительства должны быстрее реагировать на тот рост проектов, который сейчас есть. Потенциальный инвестор говорит: надо быстрее принимать вот такие законы и вот такие законы, а страновая бюрократия не всегда в состоянии успеть за этим. Потому что он действительно дорогой. Сейчас его производство объективно дороже, чем производство водорода за счет паровой конверсии метана. Это может быть и шесть-восемь долларов за килограмм, а может быть и, как в Китае, два-три-четыре. Bloomberg оценивает стоимость зеленого водорода к 2030 году в полтора доллара за килограмм с учетом имеющихся тенденций по удешевлению производства. Здесь важно отметить другое. Проблема, как ни странно, не в том, чтобы произвести его. Проблема с его транспортировкой. Особенно с транспортировкой в промышленных масштабах. И вот это как раз основная составляющая его цены. Я сказал, что в Китае это два-три доллара. Но это в том случае, если вы потребляете водород недалеко от места производства. Но как только у вас появляется необходимость потребить его далеко от места производства, возникают дополнительные затраты на транспортировку. А с учетом ограниченности технической возможности его передачи начинаются основные нюансы, связанные с ростом стоимости. Например, он имеет, условно, себестоимость производства водорода восемь долларов. Но развивать рынок при такой стоимости экономически неэффективно. Поэтому государство говорит: ребят, мы вам для вашего проекта три доллара тем или иным способом субсидируем, и ваша эффективная стоимость будет уже не восемь долларов, а пять. Почему это важно? Потому что страны таким образом пытаются развить рынок, развить потребление, потому что только через развитие потребления можно развивать технологии. Основная проблема водородного рынка в том, что большая часть мер поддерживает производство, а не потребление. Как только будет стимулировано потребление водорода, это сразу же резко увеличит спрос на него. И развитие соответствующих технологий. Собственно, примерно так же, как это происходило с ВИЭ в свое время. Но как только льготы отменялись, продажи электрокаров падали. Не получится ли так же и с водородом? Государства не смогут вечно стимулировать производство и потребление водорода. Когда-то деньги кончатся. Или технологии настолько подешевеют, что в какой-то момент субсидии не понадобятся? Здесь можно привести в пример ВИЭ, где субсидии закончились не тогда, когда закончились деньги у государства, а когда стоимость производства электроэнергии от ВИЭ стала соответствовать стоимости производства электроэнергии от традиционных источников. Важно не снять поддержку раньше, иначе действительно все прекратится и бессмысленно станет то, что было сделано. Какое-то время назад стоимость хранения электроэнергии в литий-ионных батареях была больше тысячи долларов за киловатт час. Но уже долгое время цена не меняется. Удешевить не получается, и это делает электромобиль дороже, нежели обычный автомобиль на углеводородном топливе. Если так же произойдет и с водородом, что будем делать? И как только этот предел достигается, это означает, что необходимо развивать другие. В электромобилях так и происходит: развиваются пост-литиевые, те же натрий-ионные технологии, другие более энергоемкие, кстати, и водородные в том числе. Водород, особенно для большегрузов, позволяет увеличить пробег на одной заправке, для легковых — проехать 500 километров и более на пяти килограммах. Есть ли у этой технологии пределы? Конечно есть. В какой-то момент человечество будет пересаживаться уже с водорода на что-то еще. Но я не футурист. Мне сейчас сложно дискутировать о том, что появится дальше. Просто сейчас есть перспектива у водородного транспорта. Разработка проекта строительства Пенжинской приливной электростанции стартовала в 70-х годах прошлого века. Рассматривались два варианта — Южный створ и Северный. В первом случае мощность станции превышала 87 ГВт, во втором — 21,4. Оценочная стоимость, соответственно, 200 и 60 млрд долларов США Когда альтернативы нет — Мы отчасти затронули экономическую эффективность производства водорода: пока его невозможно эффективно производить без субсидий. При этом, произведя водород из электроэнергии от ВИЭ, затем из водорода мы получим электроэнергии меньше, чем потратили. И где здесь эффективность? Что касается энергетической эффективности, есть показатель, предложенный Международным энергетическим агентством, он называется «коэффициент возврата энергии на вложенный энергоресурс». То есть сколько энергии заложено в водороде в пересчете на количество энергии, потраченной для его производства. Это показатель энергетической эффективности. Например, для компримированного водорода, полученного методом паровой конверсии метана, он составляет 1,99.
Технология позволит сбытовым компаниям и предприятиям возобновляемой энергетики сглаживать пики потребления, а владельцам электротранспорта — по выгодной цене заряжать электромобили и выдавать энергию обратно в сеть, а также использовать электромобиль как источник питания. В Москве созданы инновационные зарядные станции для электромобилей Их разработал столичный производитель высокотехнологичного оборудования «Сага». Зарядка занимает 2—5 часов, процессом питания можно управлять с помощью мобильного приложения. В ближайшее время планируется выпустить около 500 таких станций. Первые три станции заработали в 2021 году, всего в проект вложено более 17 млн рублей. Отчётность о косвенных выбросах станет обязательной Раскрытие объёмов парниковых газов по «Охвату 3» косвенные выбросы, связанные с использованием поставщиков и подрядчиков, логистикой и др. В России утверждён план по снижению выбросов в Арктической зоне В него вошли 13 мероприятий по минимизации загрязнения Арктической зоны России, в том числе переход на экологически чистые виды топлива и модернизация очистных сооружений. Индия может ускорить декарбонизацию Шаги руководства страны, включая недавний закон об ускорении внедрения «зелёной» энергетики и создании углеродного рынка, могут привести к масштабной декарбонизации и экономическому подъёму. Переход к низкоуглеродной экономике создаст в стране 24 млн новых рабочих мест. Для достижения углеродной нейтральности к 2070 году Индии потребуется около 7,2 трлн «зелёных» инвестиций до 2050 года. Ограничение ответственности Данная информация доводится до вашего сведения исключительно в информационных целях, и никакая её часть, включая описание финансовых инструментов, продуктов и услуг, не рассматривается и не должна рассматриваться как рекомендация или предложение совершить какую-либо сделку, включая покупку или продажу каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг.
Итак, на повестке дня у промышленных гигантов стоит задача наладить производство максимально экологически чистого, так называемого «зелёного» водорода. В идеале топливо будущего будут получать только с использованием таких же безуглеродных возобновляемых источников энергии. Ставки на новое направление в энергетике делают высокие. Другими словами, общее потребление на планете вырастет до 370 млн т в год. Некоторые страны уже значительно продвинулись в развитии водородной энергетики. По проекту, водород будут получать путём электролиза от морских ветряных электростанций. Полученную энергию будут направлять на обеспечение теплом трёхсот шотландских домов. В уходящем 2020 году крупные концерны огорошили отрасль своими проектами, которые в идеале должны открыть двери перед «водородным будущим». Однако конкретных результатов грандиозные планы не приносили. Из последнего: зимой 2020 года «Газпром» объявил о проекте по созданию собственной технологии производства водорода из природного газа без выбросов углерода. Весной компания лишь «вскользь» упомянула о создании для собственных нужд опытных образцов газовой микротурбины, которые позволят получать водородное топливо. Нахлынувшая пандемия коронавируса, судя по всему, притормозила водородные проекты. Негласная «заморозка» продлилась до середины лета, а затем Минэнерго неожиданно представило стратегию развития водородной энергетики в России до 2035 года. Как комментировал глава Минэнерго Александр Новак, стратегия должна построить «принципиально новую индустрию низкоуглеродного производства», которая в том числе позволит завоевать экспортные рынки. Зато целевые показатели в министерстве энергетики обрисовали чётко: к 2035 году российские атомные электростанции должны нарастить годовые объёмы экспорта до 2 млн т. Фото: proekt-gaz. Газовый холдинг обязали уже в 2021 году разработать и протестировать газовую турбину на метано-водородном топливе. Водородная стратегия была представлена общественности на фоне теряющих рейтинги российских газопроводов — «Силы Сибири», «Турецкого потока» и «Голубого потока».
О качестве топлива и будущем нефти: в понедельник на НТВ интервью Александра Новака
Представители БРИКС обсудили сотрудничество в области водородной энергетики | Это шаг к качественно новой энергетике, у которой, в отличие от углеводородной, не будет проблем ни с источниками полезных ископаемых, ни борьбой за них. |
Ситуация на углеводородных рынках может стать драйвером для решений в области «новой» энергетики | «Но от углеводородной энергетики в ближайшие десятилетия, многие десятилетия человечеству никуда не деться», – добавил он. |
"Зеленый водород": настоящее и будущее низкоуглеродной энергетики РФ | В зеленой энергетике будущего одним из основных видов топлива будет водород – экологически чистый газ, который может быть крайне выгодным для энергетического применения. |
СберПро | Медиа | В основе использующейся в углеводородной энергетике новейшей технологии химического циклирования с кислородной аккумуляцией лежат так называемые CLOU-процессы. |
Регистрация
- СПИКЕРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
- Нет комментариев
- Разведка и добыча
- В России планируется развитие нового энергетического направления - водородного
Нефти и газу нашли альтернативу. Россия станет поставщиком водорода для «зелёной» энергетики
Люди ждут не только климатического, экологического улучшения, а ждут тепла в домах, чтобы был свет. Для этого политики должны работать с профессионалами. Именно стремление внедрить последние инновации позволяет любой компании в XXI веке сохранять актуальность, динамичный рост, высокие производственно-финансовые показатели». Евгений Толочек, Президент ПАО НК «РуссНефть» «Современные реалии топливно-энергетического комплекса требуют тесной координации и взаимодействия производственных компаний, научно-исследовательских центров, органов власти, СМИ и общественности. Отрадно, что в России существует и эффективно действует такая масштабная международная площадка, как РЭН.
Долгосрочные инвестиционные задачи подменяются сиюминутными конъюнктурными целями и политической демагогией. Все это раскручивает маховик хаоса, приближающего коллапс», - сказал глава «Роснефти».
Игорь Сечин отметил тот факт, что любой прирост ресурсов сегодня дается дороже, а нужно их все больше. Это прежде всего - юань. Рубль — одна из самых ресурсообеспеченных валют», - заявил он. Однако, по мнению Сечина, есть как минимум две проблемы — это геополитическое давление со стороны действующего гегемона и риски, связанные с отсутствием таргетирования курса рубля, что не позволяет ему обеспечивать трансграничное кредитование, препятствует превращению рубля в региональную расчетную систему. В долгосрочной перспективе, физические объемы потребления нефти по имеющимся оценкам вырастут на порядка 15 млн барр. Среди факторов увеличения спроса на энергию глава «Роснефти» выделил недооценку реального потенциала роста потребления в Африке.
При этом в качестве ключевой причины неизбежного дефицита энергоресурсов и роста цен на нефть глава «Роснефти» назвал недоинвестирование отрасли. Объемы поисково-разведочного бурения неуклонно снижаются, а их акцент направлен на все более и более глубоководные акватории. Сейчас средний размер открываемых месторождений в мире составляет порядка 15 млн т н. Так, ближневосточные страны ОПЕК наращивают добычу и диверсифицируют свои экономики, развивая не-нефтяной сектор, в то время как африканские страны ОПЕК устойчиво снижают добычу, утрачивая свой вес на мировом рынке нефти. В этой связи глава «Роснефти» считает целесообразным обеспечить мониторинг не только квот на добычу, но также объемов экспорта нефти, учитывая различные размеры внутренних рынков. В результате к 2025-2027 годам в Саудовской Аравии будет введено порядка 2 млн барр.
Он напомнил, что рекордные запасы нефти в Венесуэле, превышающие запасы Саудовской Аравии, остаются под сильнейшим давлением США. На этом фоне Chevron ведет работу по получению исключений из режима санкций и возобновила импорт венесуэльской нефти только в США на американские заводы. Страновые риски для Венесуэлы по-прежнему очень высоки, указал глава «Роснефти». В ожидании глобального дефицита и при отсутствии потенциала собственного роста добычи ExxonMobil усиливает контроль за ресурсами в соседней Гайане. В 2027 году мощности добычи нефти там вырастут с текущих 400 тыс. Однако прогнозируемый рост добычи в Гайане будет нивелирован снижением добычи в Мексике, Канаде, Норвегии и других странах, отметил глава «Роснефти».
В результате, несмотря на сложности, капитализация компании демонстрирует неплохую динамику. В этих условиях как никогда актуально выглядят корпоративные принципы, на которые всегда опиралась «Роснефть»: доверительность, долгосрочность, учет интересов партнеров! По его словам, есть ряд задач, решение которых позволит повысить эффективность российской энергетики, обеспечить промышленность и бытовых потребителей дешевой и доступной энергией. В частности, по словам Игоря Сечина, назрела необходимость скорейшего создания международной платежно-расчетной системы, которая была бы независимой от токсичных валют.
Туристический моногород, зелёная энергетика и цифровые технологии: в каких направлениях будет развиваться экономика Ставрополья в 2023 году Как отметил председатель краевой думы Николай Великдань, Ставрополье является не только житницей и здравницей, но и промышленным регионом. Нефтехимическая промышленность выступает одним из локомотивов экономики края на протяжении десятилетий.
Краевой парламент поддержал разработанный по инициативе губернатора Ставрополья Владимира Владимирова закон, направленный на стимулирование инвестиций в промышленность, в том числе через налоговые льготы. Компании уже используют эти возможности. Когда-то на Ставрополье добывали по несколько миллионов тонн нефти, сегодня эти объёмы, конечно, упали, но сейчас в регион заходят компании, которые начинают изыскания, разведку, применяют современные технологии», — сообщил Николай Великдань. Ранее сообщалось, что ставропольские предприниматели получили господдержку для обновления оборудования.
В августе этого года правительство утвердило концепцию развития водородной энергетики. Согласно документу, Россия сможет экспортировать к 2050 году от 15 до 50 млн. Такие суммы, конечно, покроют все издержки, связанные с декарбонизацией, и дадут толчок для развития новых производств.
Есть даже более радужные перспективы. Недавно министр Евразийской экономической комиссии по интеграции и макроэкономике, академик РАН Сергей Глазьев предложил правительству добывать водород прямо из недр Земли, а не только из газа, угля и воды, как это происходит сегодня. В основе концепции такой добычи лежит теория, что ядро планеты имеет гидридное строение состоит из соединений водорода с металлами. В зонах тектонических разломов водород из ядра проникает на поверхность Земли в огромных количествах, по некоторым оценкам — до 500 млрд. На территории России таких точек истечения, как считают некоторые специалисты, существует до двух тысяч. Это предложение Глазьева премьер-министр Михаил Мишустин поручил проработать вице-премьеру Александру Новаку и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. В общем, сейчас мы видим обычное для истории противоборство старого и нового.
Старые технологии уходят, на их место приходят новые, более совершенные. Проблема как всегда в том, что новые технологии существуют пока лишь гипотетически, а кажущиеся перспективными научные направления могут оказаться тупиком. Да и прямо скажем, для столь масштабных изысканий нужно много ресурсов и четкая системная работа. А не просто рассуждения о том, как к 2050 году все будет прекрасно. Тем более что к этому сроку члены нынешнего правительства вряд ли за что-то будут отвечать. Губкина Елена Телегина уверена, что новые технологии принесут удорожание электроэнергии: — Цены будут расти.
«Роснефть»: «Энергопереход не должен быть самоцелью»
За 10 месяцев 2020 года саудиты поставляли в КНР ежедневно в среднем около 1,6 млн баррелей. В ноябре благодаря снижению отпускных цен Saudi Aramco ожидается резкий скачок объема поставок на китайском направлении. Это может помочь саудитам догнать Россию, которая вырвалась вперед в этом году со средними поставками на уровне выше 1,7 млн баррелей. И если соперничество на рынке нефти между ключевыми производителями является уже делом совсем привычным, то озвученная амбициозная стратегия Саудовской Аравии по водороду в какой-то степени становится новым вызовом для России. Не секрет, что именно китайское направление в последнее десятилетие рассматривалось как приоритетное с точки зрения развития поставок российских энергоресурсов, построены и введены в эксплуатацию дорогостоящие как нефте-, так и газопроводные системы, и очень бы не хотелось в ближайшем будущем увидеть активное развитие нового азиатского рынка «климатически нейтральных» топлив без участия России.
Но у этилового спирта, как мы все прекрасно знаем, есть один очень большой недостаток — его пьют. Пьют в массовых количествах, с удовольствием. Кстати, себестоимость его производства ничтожна и вполне сопоставима с себестоимостью производства бензина, а выхлоп от этилового спирта экологически чист — это вода и какие-то маленькие примеси. Но мир был вынужден отказался от этилового спирта и перейти на вонючий, грязный бензин. А сейчас человечество стремится к чистой энергии.
При этом оно стремится найти источники чистой энергии, которые были бы по цене сопоставимы с углеводородным сырьем, с теми топливами, которые производятся из углеводородного сырья. И человечество на этом пути, естественно, обнаружило в первую очередь этот самый спирт. В массовом количестве к спирту как к автомобильному топливу первыми вернулись бразильцы. Они стали из своего сахарного тростника производить моторный спирт и широко его применять. Надо сказать, что многие двигатели на современных автомобилях были изначально спроектированы под спирт. Например, на очень любимом российскими потребителями автомобиле Ford Focus стоит двигатель, который вообще изначально спроектирован под спирт, а потом переделан под бензин. Тогда же очень широко развернулось производство биологических топлив. Это был и этиловый спирт в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания, и рапсовое масло, и другие виды масел, которые использовались так же, как дизельное топливо для дизельных двигателей. Это продлилось очень недолго.
Буквально в течение двух-трех лет выяснилось, что те продукты питания, которые стали использоваться для производства моторных топлив, шли в качестве гуманитарной помощи в беднейшие страны мира. Возникло мощное демографическое давление как на США, так и на Евросоюз. Надо сказать, что та гигантская волна миграции, которая сейчас давит на Европу и которая поднялась несколько лет назад, возникла вовсе не из-за ближневосточных войн. Главной причиной стало отсутствие поставок гуманитарной помощи в африканские страны. И когда правительствам и США, и Евросоюза пришлось решать демографические проблемы, они первым делом немедленно отменили все льготы для производства моторных топлив. Но машины уже запустили, и вернуться назад к поставкам бесплатной гуманитарной помощи, видимо, уже невозможно, потому что есть много людей, которые с радостью зарабатывают на этой почти бесплатной продовольственной продукции, производя моторные топлива. Поэтому в Европе в настоящий момент нет чистого нефтяного бензина, там используются исключительно газохолы — это смесь нефтяного бензина и 15 процентов этилового спирта. В России же в 1920 годы был изобретен метод гидролиза древесины. В нашей литературе это замечательное изобретение получило отражение в виде "табуретовки", которую Остап Бендер продавал американским бизнесменам.
Отправить заявку Даю согласие на обработку персональных данных Расширенный пакет: Предлагаем вам стать информационным партнером международной конференции «Повышение эффективности социальной рекламы в России». По вопросам информационного сотрудничества обращайтесь: reklama ngv. Земляной вал д.
В то же время Россия и Белоруссия прорабатывают варианты переброски экспорта белорусских нефтепродуктов из прибалтийских в российские порты Северо-Запада. Сейчас обсуждается переброска 4-6 млн тонн перевалки в год», — сказал Александр Новак. Говоря о повестке проходящей сегодня встрече Министров энергетики «Группы двадцати», Министр сообщил, что все министры стран G20 выступают за координацию усилий против пандемии коронавируса.
Технологии бестопливной электрогенерации выходят на энергорынок
Здесь мы встречаем все прелести обычной углеводородной энергетики. Новак отметил, что именно углеводородная энергетика ещё долго будет во всём мире главенствующей, поэтому нужно повышать её эффективность, снижать выбросы CO2. Организатором мероприятия выступило Российское энергетическое агентство Минэнерго России, на базе которого функционирует российский секретариат Энергоплатформы БРИКС. Многие страны активно развивают ядерную энергетику, но запасы урановых руд тоже конечны, хотя учёные-ядерщики уже создали комбинированное ядерное топливо. Организатором мероприятия выступило Российское энергетическое агентство Минэнерго России, на базе которого функционирует российский секретариат Энергоплатформы БРИКС.
"РуссНефть" модернизировала нижневартовский блок для транспортировки нефти
Это шаг к качественно новой энергетике, у которой, в отличие от углеводородной, не будет проблем ни с источниками полезных ископаемых, ни борьбой за них. Российская водородная энергетика стабильно ассоциировалась с выражениями вроде «производим только для собственных нужд» и «прорабатываем возможность создания. Николай Шульгинов заключил, что зелёная энергетика должна быть дешевле и не создавать дополнительную нагрузку на потребителей. Первый заместитель Министра в ходе своего выступления отметил: налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) доказал свою эффективность.
"Русснефть" начала сдавать нефть с Варьегана в магистральную систему в обход "Самотлора"
Особое внимание было уделено механизмам финансирования и привлечения инвестиций в отраслевые проекты, обмену опытом и передовым разработкам, а также укреплению международного сотрудничества в области водородных инноваций. Представители профильных министерств, компаний и научно-исследовательских организаций стран БРИКС отметили важность сотрудничества в разработке и реализации стратегий по решению ключевых проблем, связанных с водородными технологиями и их ролью в достижении целей устойчивого развития.
Основная идея заключается в том, чтобы упростить административные процедуры и облегчить установку в Германии солнечных панелей. В частности, это подразумевает упрощение установки таких панелей на балконах и использование самогенерируемой солнечной энергии в жилых комплексах. Однако в Европе рынок заполонили недорогие солнечные панели китайского производства. В германском кабинете министров было выдвинуто предложение о предоставлении субсидий на покупку солнечных панелей европейского производства. Но оно было сразу же отложено из-за противодействия со стороны СвДП, которая выступала против увеличения нагрузки на налогоплательщиков. Как известно, в Германии много равнин и отсутствуют обширные горные районы.
Абсурдность продвижения солнечной энергетики в Германии, которой не хватает солнечного света В любом случае в настоящее время энергия ветра является основным источником генерации возобновляемой энергии в Германии. В стране уже установлено большое количество ветряных генераторов, особенно в районах побережья Балтийского моря, где стабильно возникают сильные потоки ветра. К таким районам относятся земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. Однако возможности для установки дополнительного количества ветрогенераторов постепенно уменьшаются по мере роста их числа в стране. Установка и эксплуатация этих объектов стоит недешево. Премьер-министр Олаф Шольц из СДПГ, который продвигает производство электроэнергии из возобновляемых источников, и заместитель премьер-министра и министр экономики и защиты климата Роберт Хабек Robert Habeck из Партии зеленых уделяют особое внимание солнечной энергии как средству замены энергии ветра и не покладая рук работают над популяризацией этого направления. Однако остается вопрос, может ли производство солнечной энергии стать стабильным источником энергии в Германии, где количество солнечных дней не так уж и велико.
Ежегодное количество солнечных часов в крупных городах Германии в среднем составляет около 1700.
Если в Японии в 2018 году и впрямь начнётся коммерческая добыча гидратов метана, в среднесрочной и долгосрочной перспективе она может стабилизировать энергоресурсы страны. С тех пор как на Фукусиме произошла авария, Японии стало труднее обеспечивать себя энергией; на энергетическую безопасность страны отрицательно влияют споры, развернувшиеся вокруг 54 атомных станций и их будущего, — из-за них в 2012 году были отключены все реакторы, кроме двух. Сразу же после катастрофы 2011 года Япония заняла первое место в мире по импорту сжиженного природного газа и третье — по чистому импорту то есть разнице между совокупным объёмом импорта страны и объёмом экспорта тех видов товаров, которые импортируются в страну — прим. Зависимость от импорта и неутихающие споры сдерживали экономику Японии, да и низкая стоимость йены тоже не способствовала росту.
Но не только Япония сильно выиграет в случае коммерческого успеха добычи гидратов метана. Индия, которая сейчас импортирует львиную долю своей нефти и всё больше угля и природного газа, располагает одними из крупнейших мировых месторождений газовых гидратов. Индийское министерство топлива и природного газа уже готовится принять новую политику страны по сланцевому газу, а гидраты метана являются дополнительным потенциальным источником энергии. Индия начала программу исследования гидратов метана в 1997 году, однако, многие индийские обозреватели всё чаще выражают мнение, что Индия не добилась таких же успехов, как Япония. В 2006 году совместное американо-индийское предприятие обнаружило крупные залежи в бассейнах рек Кришна-Годавари, Маханади и Керала-Конкан, а также близ Андаманских островов.
Исследования показали, что в бассейне реки Кришна-Годавари находятся одно из крупнейших в мире месторождений газовых гидратов. Однако, несмотря на эти находки, одна из ключевых проблем Индии состоит в том, что для добычи её газовых ресурсов понадобится другая технология и куда более обширные исследования, чем те, что принесли успех JOGMEC. Индия не сможет просто купить японскую технологию: Нью-Дели придётся разрабатывать новую или адаптировать имеющуюся под особенности индийской геологии. В 2006 году Мукеш Амбани, председатель совета директоров и управляющий директор ведущей индийской энергетической компании «Reliance» заявил, что Индии нужна новая глобальная энергетическая политика, которая включала бы газовые гидраты. По имеющимся оценкам, они вдвое превышают разведанные запасы нефтяных и газовых месторождений на планете, однако, перед нами стоят невероятно сложные технологические задачи», — сказал он.
Несмотря на то, что с тех пор были осуществлены некоторые сдвиги, на формирование любой политики в индийской бюрократической паутине уйдёт много времени, как уже происходило с постоянно откладываемой политикой по сланцевому газу.
Например, для перевозки в криогенных цистернах водород необходимо превращать в жидкость и охлаждать до очень низких температур — это дорогостоящий и энергоемкий процесс, для которого в настоящее время нет подходящей инфраструктуры, в отличие от технологий, связанных с аммиаком. После доставки аммиака в страны назначения его можно снова разделить на водород и азот или использовать напрямую.
Подробности — Какие технологии, связанные с водородом как носителем энергии, вы могли бы выделить? Прорыв двух последних лет, который позволил резко нарастить объемы проектов по созданию новых водородных мощностей, — это переход от транспортировки водорода к транспортировке аммиака, фактически конвертация водорода в аммиак. При этом энергетическая способность аммиака выше, чем у водорода.
Кроме того, по всему миру уже есть устоявшиеся схемы транспортировки аммиака через газопроводы и танкеры — это давно известные и опробованные технологии. Таким образом, именно это звено, которое еще три-четыре года назад являлось одним из основных препятствий для внедрения водородной энергетики, разрешается в обозримом будущем с помощью этой технологии. Сейчас доля водорода в энергобалансе в целом очень мала.
В промышленности действительно преимущественно используется голубой водород. А если мы говорим про тенденцию — для чего вообще водородная энергетика развивается, — да, будущее в первую очередь за зеленым водородом. Довольно много исследований показывали, что углеродный след водорода при производстве его из метана значительно выше, чем след от использования непосредственно метана.
Как бы нам ни хотелось рассказывать, что метан — это «наше все» в энергетике, надо понимать, что это не так. В ближайшее время, скорее всего, производство энергии из метана будет оставаться дешевле в зависимости от региона , но в принципе при продолжающемся уменьшении стоимости строительства мощностей ВИЭ, при сокращении стоимости производства водорода и его дальнейшей конвертации в аммиак водородная энергетика может, по сути, стать могильщиком метана. Цветовые обозначения водорода В соответствии с методами производства и обусловленной ими экологической чистотой водороду присваивают разные цветовые коды.
Важно отметить, что пока они не стандартизированы, поэтому в водородных стратегиях разных стран и в различных публикациях на эту тему встречаются разные обозначения. Экологически безупречный водород называют зеленым. Он производится методом электролиза воды, при этом электричество должно поступать исключительно из возобновляемых источников.
По вопросу отнесения атомной энергии к чистым видам мировое сообщество все еще не достигло консенсуса, поэтому некоторые эксперты называют водород, произведенный методом электролиза на АЭС, также зеленым, другие же выделяют для него отдельный код — желтый, оранжевый или розовый пурпурный. Водород, произведенный из природного газа, обычно называют голубым. Здесь также есть нюансы.
В последнее время голубым чаще называют водород, произведенный методом паровой конверсии метана с использованием технологий улавливания СО2, если же такие технологии не используют, то водород, произведенный из ископаемых источников, называют серым, при этом иногда дополнительно выделяют черный водород — произведенный из угля встречается и расширенная классификация, в которой в зависимости от типа используемого угля в дополнение к черному еще выделяется бурый, или коричневый, водород. Можно встретить бирюзовый код — это водород, произведенный методом пиролиза метана, и изумрудный — произведенный из биометана или природного газа с помощью термоплазменного электролиза. Белым называют природный водород, огромные запасы которого предположительно скрыты глубоко под землей.
Некоторые компании уже ведут поиски таких залежей, чтобы «застолбить» их первыми, как это было на заре нефтяной эры.
Мощность угольной энергетики по всему миру растет, несмотря на угрозу для климата
Они стали из своего сахарного тростника производить моторный спирт и широко его применять. Надо сказать, что многие двигатели на современных автомобилях были изначально спроектированы под спирт. Например, на очень любимом российскими потребителями автомобиле Ford Focus стоит двигатель, который вообще изначально спроектирован под спирт, а потом переделан под бензин. Тогда же очень широко развернулось производство биологических топлив. Это был и этиловый спирт в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания, и рапсовое масло, и другие виды масел, которые использовались так же, как дизельное топливо для дизельных двигателей. Это продлилось очень недолго. Буквально в течение двух-трех лет выяснилось, что те продукты питания, которые стали использоваться для производства моторных топлив, шли в качестве гуманитарной помощи в беднейшие страны мира.
Возникло мощное демографическое давление как на США, так и на Евросоюз. Надо сказать, что та гигантская волна миграции, которая сейчас давит на Европу и которая поднялась несколько лет назад, возникла вовсе не из-за ближневосточных войн. Главной причиной стало отсутствие поставок гуманитарной помощи в африканские страны. И когда правительствам и США, и Евросоюза пришлось решать демографические проблемы, они первым делом немедленно отменили все льготы для производства моторных топлив. Но машины уже запустили, и вернуться назад к поставкам бесплатной гуманитарной помощи, видимо, уже невозможно, потому что есть много людей, которые с радостью зарабатывают на этой почти бесплатной продовольственной продукции, производя моторные топлива. Поэтому в Европе в настоящий момент нет чистого нефтяного бензина, там используются исключительно газохолы — это смесь нефтяного бензина и 15 процентов этилового спирта.
В России же в 1920 годы был изобретен метод гидролиза древесины. В нашей литературе это замечательное изобретение получило отражение в виде "табуретовки", которую Остап Бендер продавал американским бизнесменам. Так вот, объемы экспорта нашей "табуретовки" в Европу растут намного быстрее, чем объемы экспорта нефти и нефтепродуктов. Хотя по экспорту нефти и нефтепродуктов мы сейчас занимаем первое место в мире, обгоняя Саудовскую Аравию. Еще есть интереснейший процесс, который в природе реализован в каждом зеленом листочке, но в технологии пока реализован очень плохо — это каталитическое разделение воды на водород и кислород. Если вы получаете отдельно водород и кислород при малом потреблении энергии, то вы получаете совершенно замечательный источник энергии.
Для того, чтобы обеспечить энергией на сутки семью из пяти человек, с домом площадью 200 квадратных метров и с двумя автомобилями, достаточно расщепить один литр воды. В принципе, если вы найдете подходящий катализатор и источник энергии, который позволит расщеплять воду, то вы решите проблему энергетики раз и навсегда. Как превратить нефть в газировку — Но сегодня каталитическое расщепление воды — это мировая проблема в промышленных масштабах? Но если говорить о научной проблеме, то она не так давно была решена.
В то же время было решено способствовать развитию солнечной энергетики с целью дальнейшего увеличения производства возобновляемой энергии. Однако одно только географическое положение Германии в высоких широтах делает ее совершенно неподходящей для производства солнечной энергии. Разве не является политика Германии по отказу от ядерной и угольной энергетики при отсутствии дешевого российского газа чрезмерно идеологизированной? Этот закон устанавливает целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов для каждого экономического субъекта, но, похоже, он будет пересмотрен с целью сокращения выбросов по всей экономике в целом.
СвДП, занимающая третье место в коалиции, имеет экстремальные планы по пересмотру закона о защите климата. Член руководства СвДП министр транспорта и цифровых технологий Фолькер Виссинг Volker Wissing утверждает, что единственный способ достичь целевых показателей выбросов парниковых газов, установленных для транспортного сектора в соответствии с действующим законодательством, — это запретить в Германии по выходным движение всего автотранспорта. Другими словами, он раскритиковал действующий закон за то, что тот ставит "невыполнимые задачи". Хотя СДПГ и Партия зеленых приняли цель сокращения выбросов парниковых газов в экономике, они сохранили саму основу закона о защите климата, который направлен на достижение "климатической нейтральности" к 2045 году. Особое внимание все три коалиционные партии уделяют всемерному развитию производства солнечной энергии. Основная идея заключается в том, чтобы упростить административные процедуры и облегчить установку в Германии солнечных панелей. В частности, это подразумевает упрощение установки таких панелей на балконах и использование самогенерируемой солнечной энергии в жилых комплексах. Однако в Европе рынок заполонили недорогие солнечные панели китайского производства.
В германском кабинете министров было выдвинуто предложение о предоставлении субсидий на покупку солнечных панелей европейского производства. Но оно было сразу же отложено из-за противодействия со стороны СвДП, которая выступала против увеличения нагрузки на налогоплательщиков.
Помимо газа реактор будет вырабатывать тепло и электричество. Аналогов у этой установки нет ни в России, ни в мире. Сейчас в Передовой инженерной школе создают экспериментальную модель такого реактора.
Уже разработан и утвержден эскизный проект, специалисты ведут разработку технического проекта. Работы проводятся с помощью отечественного пакета программ «ЛОГОС», обеспечивающего проекту импортозамещение. В НГТУ провели исследования, изучая различные параметры: варианты масштабов моделей, расходы рабочей среды, ее температуры и измерительные системы. Получив результаты, ученые разработали модели отдельных элементов реакторной установки. Алексеева Сергей Дмитриев.
Это новый этап развития отрасли, такие реакторы будут введены в эксплуатацию не раньше 2030 года. Но исследовать их нужно сейчас. И мы готовим инженеров, ориентированных на новые вызовы.
Несмотря на успехи в развитии возобновляемых источников энергии, сегодня их доля в энергетическом балансе мировой экономики не превышает нескольких процентов. Как отмечают специалисты, основным энергоносителем в ближайшей перспективе останется углеводородное топливо. Исследователи Самарского государственного технического университета СамГТУ предложили метод совместного использования солнечной энергии и природного газа в газотурбинных установках.
Нефти и газу нашли альтернативу. Россия станет поставщиком водорода для «зелёной» энергетики
«„Конкурентные“ энергетические сделки с Россией помогли Турции избежать энергетического кризиса, охватившего основные европейские страны после начала конфликта [на Украине]. Об этом министр энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар рассказал в интервью газете Financial Times. Человечество не сможет отказаться от углеводородной энергетики в ближайшие десятилетия — это «медицинский факт». Инновационное развитие «зеленой» энергетики в Республике Коми должно начаться с производства «бирюзового» водорода методом пиролиза метана в ЕГТС ПАО «Газпром» на.