прим. ред.) при поставке энергетического угля в Китай в зависимости от порта отправления составлял от 2 тыс 347 рублей (порт Усть-Луга) до 4 тыс 776 рублей (Находка) за тонну. Экспортные цены на российский уголь упали до минимумов за три года, сообщает РБК. 910 объявлений по цене от 2 руб. Экспортная цена на уголь из России показала рост в прошлом месяце. Поставки угля калорийностью 5000 ккал через дальневосточные порты тоже получили отрицательный нетбэк в минус $5 за тонну.
Биржевая торговля углем в России превысила 200 тыс. тонн
Расчитан объем рынка угля в России за 2021-2023 годы. Минпромторг наблюдает рост цен на коксующийся уголь в России в апреле на 30%, что привело к повышению себестоимости листового металлопроката, – пишет газета Коммерсантъ. 910 объявлений по цене от 2 руб. Эксперт Шатов: снижение цен на российский уголь объясняется коррекцией относительно рекордно высоких цен 2022 года.
Названы российские города с самыми дорогими углём и дровами
В 1 полугодии 2023 года внебиржевые цены на 3 самые востребованные энергетические марки угля ниже по сравнению с аналогичным периодом 2022 год, сообщает ФАС. Угли марки ГЖ несколько недель находятся на уровне $216, но участники рынка, как сказано в отчете, ожидают, что их цена при контрактации в начале апреля снизится на $25–30 на тонну. Между тем цена на российский энергетический уголь в портах Балтии к середине октября увеличилась до рекордных $200 за тонну против чуть более $63 за тонну в январе этого года. «Концентрат коксующегося угля на российском рынке в первую неделю апреля подорожал в среднем на 24% по отношению к марту до 7 000-15 000 руб/т без НДС на базисе FCA. Добыча угля в России по итогам первых пяти месяцев 2023 года выросла на 2% к аналогичному периоду 2022 года, превысив 162 миллиона тонн, сообщило Минэнерго РФ со ссылкой на предварительные данные.
Цены на коксующийся уголь выросли в России
A Названы российские города с самыми дорогими углём и дровами Ханты-Мансийск, Евпатория и Черкесск — города с самыми высокими ценами на уголь в РФ, следует из данных Росстата за октябрь 2022 года. По дровам топ-3 несколько иной: среди самых "дорогих" городов — Красноярск, Комсомольск-на-Амуре и Черняховск. При этом средняя цена тонны угля по России превысила 3700 рублей, а кубометра дров — 1800 рублей.
Энергетический уголь содержит больше золы и серы, летучих примесей и влаги и имеет более низкую теплопроводную способность. Чем меньше в угле влаги и летучих примесей, тем легче он переносит транспортировку и хранение, меньше риски возгорания и дешевле перевозка. Обязательно оценивается также экологическая безопасность, поскольку при перевозке угля могут выделяться различные газы, которые опасны не только для окружающей природы, но и для вагонов и железной дороги. Поэтому для перевозки разного типа угля используются разные типы вагонов, что также влияет на стоимость.
Но заместить дешевеющий энергетический уголь дорожающими рекордными темпами коксующимся углем не получится из-за ограниченных объемов его добычи в России, отмечает Белогорцева. Его производство в 2022 году в России составило всего 75,3 млн тонн вся добыча угля в России- 443,6 млн тонн. При этом две трети этого объема потребляется отечественными металлургами, владеющими большинством компаний, специализирующихся на добыче и переработке коксующегося угля. Хотя за первый квартал 2023 года экспорт коксующегося угля увеличился почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 17,9 млн тонн, уточняет эксперт. В итоге мы имеем весьма неоднозначную ситуацию. Компании не останавливают производство, продолжают бороться за доли на экспортных рынках, но зависят от мировой конъюнктуры.
Основная причина снижения экспортных цен — падение спроса на уголь в Индии и Китае из-за периода межсезонья, роста объемов добычи угля в Индии; а также обострение конкуренции на мировом рынке. При этом угольщики вынуждены продавать продукцию с существенными скидками к международным бенчмаркам.
Это ухудшение было вызвано снижением мировых цен на уголь, ограничениями его вывоза железнодорожным транспортом и введением экспортных пошлин на уголь. Об этом заявил заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников.
В ходе интервью «Ведомостям» замминистра отметил, что поставки в Северную Америку, Западную и Восточную Европу фактически обнулены. По проекту пропускная способность здесь должна в ближайшие годы превысить 40 миллионов тонн в год. В рамках этого обсуждалось двустороннее сотрудничество, в частности, и в области добычи полезных ископаемых. Вопросы реализации проекта обсудили в Улан-Удэ глава республики Алексей Цыденов и руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин.
Хабаровский край - ключевой логистический хаб Дальнего Востока, где представлены все виды транспорта. Данные меры предотвратили возможные 6 аварий, которые могли стать крайне серьезными, сообщил в своем Telegram-канале официальный представитель ведомства Андрей Виль. В ближайшее время показатель увеличится почти в 2 раза за счет ввода в эксплуатацию первого вагоноопрокидывателя.
Обвал цен и эмбарго: есть ли перспективы у российских угольных компаний
Экспортная цена на уголь из России показала рост в прошлом месяце. В 1 полугодии 2023 года внебиржевые цены на 3 самые востребованные энергетические марки угля ниже по сравнению с аналогичным периодом 2022 год, сообщает ФАС. Напомним, средняя стоимость угля в I квартале 2024 г. была $304 за тонну (FOB Австралия), а наш прогноз на 2024 г. составил $260 за тонну, на 2025 г. — $230 за тонну. Убыточность связана со снижением мировых цен на уголь (в 1,8 раза по отношению к февралю 2022 г.), европейским эмбарго и необходимостью предоставлять дисконт покупателям, а также ростом тарифов на перевозку и перевалку. Предприятия угольной промышленности в ускоренном темпе переориентировались на восточный рынок после введения Евросоюзом санкций на импорт российского угля. За два года в России значительно выросла доля убыточных компаний в угольной отрасли.
Биржевая торговля углем в России превысила 200 тыс. тонн
То есть пока, как говорится, гора рожает мышь, — отметил глава Сибирского сельсовета края Олег Боронин. Тоже мёртвому припарка, но все же». Но даже такой помощью, считает Боронин, нужно пользоваться: «Моя позиция такая: дают — бери, пакет документов не такой уж сложный, мы поможем все это оформить организованно, с паршивой овцы — хоть шерсти клок». Алтайский чиновник также прогнозировал «вероятный дефицит твердого топлива». Хотя страны Евросоюза и Великобритания с 10 августа отказались от поставок российского угля.
В 2021 году экспорт каменного угля из Сибирского федерального округа, по данным таможни , составил 163,7 млн тонн 13,3 млрд долларов США. В конце 2021 года регионы Сибири столкнулись с небывалым дефицитом угля для отопления домов. Поставщики могли существенно увеличить продажи за границу, в том числе в Китай, на фоне высоких цен и поручения президента России Владимира Путина, говорили собеседники редакции.
Речь идет только об энергетическом угле, так называемом пылеугольном топливе, которое используют металлурги. Цены на коксующийся уголь держатся на высоком уровне Добыча угля. Текущее падение цен касается не только российского угля, говорит глава дирекции инвестиционной аналитики «БКС Мир инвестиций» Кирилл Чуйко: — Я бы не сказал, что это снижение носит какой-то критический характер, потому что снижение — это часть по большому счету сокращения суперцикла цен, который был в прошлом году. Сейчас цены на уголь в России остаются раза в два выше, чем исторически средние, цены на российский экспортный уголь остаются выше раза в полтора. Поэтому в целом, я думаю, что текущий уровень цен позволяет зарабатывать и развивать промышленность. А если говорить про эффекты этих факторов на добычу, локальное снижение у некоторых производителей возможно, но я думаю, что в массе своей производство угля и его экспорт остаются прибыльными.
Увеличение поставок из Австралии в Китай оказывает ограниченный эффект на цены. Причины столь низких объемов - высокая стоимость продукции, долгий срок доставки и отсутствие свободных объемов угля после периода дождей. Рентабельность российского экспорта угля в целом сохраняется. Как отмечают эксперты, цены еще высоки, но это не спасает отрасль от сокращения добычи. Давление на стоимость угля оказывает мировой банковский кризис, из-за которого инвесторы опасаются вкладывать средства в сырье. По данным, озвученным вице-премьером РФ А. Новаком в феврале 2023 г.
Несмотря на то, что на долю высококачественного металлургического приходится лишь четверть совокупной добычи угля, и, соответственно, объемы экспорта не столь велики, доходы от его продажи значительно превышают поступления от сбыта энергетических марок за счет более высокой — в несколько раз — цены. Экспорт дорогого металлургического угля позволяет производителям компенсировать выпадающие от продажи менее выгодного энергетического доходы. Однако часто они предпочитают использовать теневые схемы сбыта, продавая коксующийся уголь под видом более дешевого каменного и бурого «серым» трейдерам и тем самым занижая выручку, а после его реализации на экспорт как металлургического уже самими трейдерами — разделяя и выводя в офшоры сверхприбыли.
Заинтересованное в получении высоких прибылей от экспорта угля государство никак не контролирует данный сегмент — качество продаваемых углей, как правило, отслеживают собственные углехимические лаборатории, которые выдают соответствующие сертификаты. В результате бюджет остается без необходимых поступлений, тогда как теневой рынок экспорта угля, напротив, процветает. На фоне периодически вбрасываемых в публичное поле опасений, связанных с сокращением мирового спроса на уголь к 2030 году и заменой его трудозатратной добычи экологически чистыми альтернативными источниками энергии, игроки рынка таким образом пытаются успеть заработать на теневом экспорте.
Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто. Решить вопрос с подменой серыми трейдерами и перевозкой дорогого коксующегося угля под видом более дешевого энергетического можно и нужно, но введение механизма контроля потребует дополнительных затрат и времени.
Здесь еще важно, чтобы от введения нового механизма контроля не пострадали добросовестные поставщики и трейдеры, — сказал он «ФедералПресс». Потребуется время на разработку данного механизма и его обсуждение с производителями, перевозчиком и трейдерами, у всех участников возможны разные мнения, потребуется закрыть лазейки в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов ЕТСНГ ». Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых.
Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов. Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться.
Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он. Как отметила в беседе с «ФедералПресс» директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, «основная идея противодействия любым негативным явлениям заключается в том, чтобы издержки на борьбу оказались не выше, чем выгоды, которые получит страна в результате решения проблемы».
Экспортные цены на российский уголь выросли в сентябре 2023 г.
Скорее всего, вряд ли мы что-то соберем из экспортных пошлин с угольной отрасли в следующем году" - отметил Белоусов. Замминистра напомнил, что с 10 августа действует эмбарго ЕС на поставки угля из России. В этой связи перспективы развития угольной промышленности связаны с поиском новых логистических цепочек для переориентации экспортных потоков, реализацией инфраструктурных проектов и необходимостью повышения прозрачности тарифных решений для всех участников рынка.
Данные соглашения по своей сути — индикативные планы-графики по вывозу угля с поквартальным распределением объёмов перевозок в восточном направлении. При их составлении учитывались планы проведения ремонтных и строительных работ на инфраструктуре. Соглашения направлены на максимальное обеспечение потребности угольных предприятий в вывозе продукции железнодорожным транспортом. Для основных добывающих уголь регионов установление квот позволит запланировать отгрузки в течение года, что особенно актуально с началом строительного сезона и продолжения расширения пропускной способности на Восточном полигоне, когда нагрузка на железнодорожную инфраструктуру возрастёт, объясняет Кирилл Никода. По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, на фоне падения цен на сырьё у угольщиков практически нет возможности использовать западные и южные порты для экспорта продукции, поэтому доступ к восточному направлению и, конечно, квота в 100 млн тонн кажутся для угольщиков не очень обнадёживающими на фоне сложившейся конъюнктуры.
По мнению Сергея Гришунина, это связано с тем, что информация о нерентабельности поставок западными маршрутами дошла до администрации, а риски остановки отрасли велики. Бизнес угольных компаний напрямую зависит от эффективной работы холдинга, но эта зависимость взаимовыгодная», — рассказали в СУЭК. Сергей Волков Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене». Ещё больше интересных новостей в нашем.
Опыт компании. Как «Кузбассразрезуглю» удалось справиться с вызовами рынка?
Кузбасские угольщики традиционно отдают приоритет экспортным поставкам на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако за последние месяцы прибавили в популярности европейские рынки. Однако в последние месяцы европейские цены стали расти быстрее азиатских. В результате в начале августа цены FOB в балтийских портах России почти достигли цен FOB в дальневосточных портах — это произошло на фоне дальнейшего роста цен на газ под влиянием отказа «Газпрома» от бронирования дополнительных транзитных мощностей украинской ГТС и аварии на Заводе по подготовке конденсата к транспорту », — сообщил «Континенту Сибирь» заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий ИПЕМ Владимир Савчук. Вместе с тем рост цен на внешних рынках спровоцировал увеличение стоимости топлива и на внутреннем рынке. В апреле—июне они составили 2,6 тыс. Он добавил, что главной предпосылкой для снижения внутренних цен является стабилизация зарубежных цен на уголь.
Кроме того, в условиях резкого роста цен могут снизить закупки электростанции и котельные. В частности, те из них, которые способны работать на газе.
Кризис пока не затронул экспорт нашего коксующегося угля, он по-прежнему отправляется через порты Дальнего Востока Завкафедрой ГМУ Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина также подчеркнула, что у российского угля низка себестоимость добычи. Поэтому наши компании могут некоторое время работать даже на нулевой рентабельности. У конкурентов себестоимость добычи и обработки угля выше, и они могут быть выбиты с рынка частично или полностью в зависимости от того, как долго продержатся низкие цены на уголь, а это снизит объемы предложения угля и вызовет рост цен. При этом в сценарии стагнации цен или тем более их падения нашим экспортерам энергетического угля останется либо еще больше уходить в минус, или ждать окончания модернизации Восточного полигона. Как отмечает Белогорцева, длинное транспортное плечо влияет на рентабельность морских перевозок угля.
Например, экспорт энергетического угля через порты Северо-Запада сохраняет рентабельность при средних ценах выше 140-150 долл. Сейчас в Азии цены на энергетический уголь находятся на уровне 125-130 долл. Несмотря на более высокую себестоимость своего товара, конкуренты наших угольных компаний из Индонезии и Австралии только на логистике обходят нас по скидкам на свой уголь. Влияет на ситуацию и то, что Китай после годового перерыва опять стал закупать австралийский уголь. У покупателей есть выбор, и они выбирают более дешевый товар.
Скидки на российский уголь достигли 50-60% процентов
Таким образом, как поясняют в Службе по тарифам РТ, предельные розничные цены на твердое топливо, реализуемое гражданам, в зависимости от удаленности населенного пункта к угледобывающему предприятию будут варьироваться от 2 661 до 6 376 рублей. Например, в топливных складах Кызыла предельная розничная цена угля составит 3133 рубля за 1 тонну с увеличением к действующей цене 2734 рубля на 399 рублей, а в селе Мугур-Аксы — 5501 рубль за 1 тонну с аналогичным увеличением к действующей предельной цене 5102 рубля. Дешевле всего уголь можно будет купить на торговой площадке «Каа-Хемского» участка — по 2 661 рубль за тонну. Напомним, что благодаря договорённостям, достигнутым между правительством региона и Тувинской горнорудной компанией, в 2022 году властям региона удалось временно заморозить рост цен на твёрдое топливо. В качестве компенсации власти республики договорились на федеральном уровне, чтобы компании гарантировали возможность продажи своего угля на экспорт. Из-за ограниченной пропускной способности БАМа и Транссиба были введены квоты на транспортировку грузов в восточном направлении.
Этим занимается Минэнерго. Прозрачности рынка может поспособствовать цифровизация сделок по этому пути пошел Казахстан еще в 2018 году. Сопоставление типа груза в транспортных накладных и таможенной декларации позволит увидеть расхождения. Роль трейдеров может быть уменьшена при приобретении компаниями, добывающими уголь, собственных морских судов. Вопрос усложняется, так как российские компании обращаются к зарубежным трейдерам, например, из ОАЭ и Кипра. В настоящее время активно исследуется роль трейдеров сырьевыми товарами в повышении рисков незаконных финансовых потоков в условиях отказа части банков от финансирования этих отраслей и замены их трейдерами», — рассказала она. Руководитель Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ считает, что с точки зрения логистики необходимо убрать экономические стимулы для перевозки коксующегося угля под видом энергетического. Правда, в этом случае важно понять, что важнее: борьба с серыми трейдерами или конкурентоспособность российского угля на мировом рынке. А можно принять управленческие решения. Например, убрать возможности перевозки одного угля под видом другого через совершенствование Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов ЕТСНГ. В этом же направлении могут действовать введенные из-за ограничения провозной и пропускной способности Восточного полигона Временные правила иерархии перевозок на Восточном полигоне. Так, приоритет коксующегося угля выше, чем энергетического. Поэтому это уменьшает желание перевозить больше энергетического угля под видом коксующегося. Сегодня активная борьба с теневым рынком добычи и торговли углем ведется в некоторых странах — Россия могла бы соответствовать их примерам. В этом смысле, по мнению Леонида Хазанова, больших успехов достиг Китай, власти которого за счет жестких мер свели деятельность «серых» угольных разрезов и карьеров и связанных с ними посреднических компаний до минимума, говорит он. Татьяна Кулакова тоже указала на повышенное внимание со стороны финансовых органов, выявляющих уклонение от уплаты налогов, на рынке угля в ведущих странах-экспортерах. Схема была такой: энергетический уголь высокого качества на специальных складах заменяли углем низкого качества.
В течение 2021 года цены на энергетический уголь достигали рекордных значений. В сентябре—октябре 2021 года их поддерживали растущие цены на газ, в преддверии отопительного сезона остро стоял вопрос формирования запасов. Но, как пишет ЦЭП Газпромбанка в своем Telegram-канале, в ноябре—декабре ситуация стабилизировалась за счет роста добычи углей, улучшения ситуации на рынке газа, благоприятной погоды и изменения политики Китая в отношении внутреннего рынка угля. Аналитики отмечают, что рост цен на уголь в январе «противоречит обычной логике развития событий», когда к концу отопительного сезона цены снижаются. Как правило, у экспортеров убыточным является второй квартал года, тогда как третий и четвертый — прибыльные. Рост цен, по наблюдению экспертов, происходит на фоне роста ожиданий повышения цен и на рынках других сырьевых товаров, что указывает на общий рост спроса в условиях ускорения промышленного роста. ЦЭП заключает, что наблюдается не локальный рост цен, а начало повышательного тренда на рынке. Если цены на уголь продолжат расти, то повторится ситуация прошлого года, когда с завершением отопительного сезона экспортные цены не только не упали, но и, наоборот, выросли см.
Соответственно, с топливных складов предельная цена будет исходить от отпускной цены, которая определена, будет зависеть от расстояния от топливного склада до угледобывающей компании. Соответственно, в каждой местности цена будет варьироваться и зависеть, ещё раз повторюсь, от расстояния доставки угля», - пояснила руководитель Службы по тарифам РТ Елена Бочарова. С угольных складов жители республики смогут приобрести уголь по розничной цене, которая будет отличаться от отгрузочной. К ней, в частности, прибавятся затраты на доставку угля автомобильным транспортом и торгово-сбытовая надбавка. Таким образом, как поясняют в Службе по тарифам РТ, предельные розничные цены на твердое топливо, реализуемое гражданам, в зависимости от удаленности населенного пункта к угледобывающему предприятию будут варьироваться от 2 661 до 6 376 рублей. Например, в топливных складах Кызыла предельная розничная цена угля составит 3133 рубля за 1 тонну, с увеличением к действующей цене 2734 рубля на 399 рублей, а в селе Мугур-Аксы — 5501 рубль за 1 тонну, с аналогичным увеличением к действующей предельной цене 5102 рубля. Дешевле всего уголь можно будет купить на торговой площадке «Каа-Хемского» участка — по 2 661 рубль за тонну.
Биржевая торговля углем в России превысила 200 тыс. тонн
Стоимость российского угля | В итоге средние цены на энергетический уголь, отправляемый из восточных портов России, оказались выше, чем предлагает Австралия (104.8 доллара за тонну против 97.75 доллара). |
Уголь ищет выход за рубеж | | Газета Гудок | Снижение стоимости угля приведет к почти нулевой рентабельности российских экспортеров. |
Уголь каменный с доставкой в России - сравнить цены или купить на | За два года в России значительно выросла доля убыточных компаний в угольной отрасли. |
Скидки на российский уголь достигли 50-60% процентов | Если Вы заинтересованы в покупке, узнать цену угля в мешках или за тонну насыпью можно из нашего прайс-листа. |
Экспортная стоимость угля из РФ выросла в сентябре 2023 года
ФАС: В I п/г 2023 года цены на энергетический уголь ниже по сравнению с АППГ | В апреле стоимость коксующегося угля на внутреннем рынке России поднялась на 30 процентов, до 13,5 тысячи рублей за тонну. |
Сколько стоит каменный уголь: особенности и расценки | Что и сколько стоит | По итогам 2023 года добыча угля в России снизилась на 1,3%, а экспорт вырос на 1% – показатели составили 438 млн и 213 млн тонн соответственно. |
Российский уголь подорожал в сентябре — Новости о нефти и газе в России и мире - Нефть и капитал | На прошедшей неделе цены на уголь в Европе резко снижались до уровня 112-115 долл./т. Давление на. |