По официальным данным Росстата, число татар в стране сократилось с 2010 года почти на 600 тыс. человек, а носителей татарского языка стало меньше и вовсе на 1 миллион.
Сколько в Мире Татар? | Дамир Исхаков | ТАТПОЛИТ
Григорианская община стала терять свое влияние. Переломным моментом истории армяно-татов стала русско-персидская война 1796 года. По ее итогам армяно-григориане «Татистана» в большинстве своем ушли вместе с дружественной им русской армией в пределы Российской империи. И именно они, а не переселенцы из собственно Армении, основали такие существующие и сегодня населенные пункты, как Кизляр, Буденновск тогда город носил другое название — Сурб Хач, то есть город Святого Креста , а также сельское поселение Эдиссия в Курском районе Ставропольского края на самой границе с Чечней.
Это, кстати, в настоящее время единственный населенный пункт, который сохранил свое этническое своеобразие в том регионе, хотя татским языком уже никто из местных жителей давно не пользуется. То есть в этом тексте таты-григориане прямо названы таджиками и видно их соотношение с единоверцами-армянами с родным армянским языком. Позднее бывшие дербентские, а теперь уже кизлярские армяно-григориане стали основой армянских общин Моздока, некоторых причерноморских территорий и даже города Константиновка в Донецком регионе.
К концу XIX века на малой родине осталось всего три армяно-татских поселения, одно из которых, Хачмас, было полностью разорено и потеряло свой этнический облик еще в 1918 году. Горские евреи из Баку, которые в советское время использовали татский язык, утверждали, что «паспортные» армяне из этих двух сел все-таки понимали кое-что по-татски, но в быту уже язык предков не использовали, предпочитая русский и армянский. Интересно, что в XIX веке в Кизляре и Сурб-Хаче григориане-соседи, еще плохо знающие русский язык, без проблем общались между собой на языке, близком к турецкому.
И таты из Дербента, и армяне из Османской империи им достаточно сносно владели. Интересная комбинация Иудейско-татская община имеет куда более бурную и по сей день не завершенную историю. Согласно общепринятой теории, таты появились в этом уголке Прикаспия в III веке, переселившись из Персии.
Шах Шахпур II, в III веке захватив территорию нынешней Нахичевани, обнаружил там мощную иудейскую общину, а затем переселил в окрестности Дербента 16 тыс. Вполне возможно, что нахичеванские иудеи были прямыми потомками тех «колен Израилевых», которых за несколько сотен лет до Шахпура увели с собой завоевавшие Палестину ассирийцы. Но золотой век иудеев в «Татистане» наступил в момент окончания хазарско-арабских войн, когда через Дербент началась активная торговля.
Хазарская элита весьма благоволила к иудаизму как таковому, и к купцам-иудеям «рахдонитам» в частности. Купцы активно стекались в Дербент отовсюду — в первую очередь, конечно, из Персии. Но и из Византии, Вавилонии и других ближневосточных и центральноазиатских государств.
Отношение к ним было крайне благожелательное. Кто-то из иудеев, естественно, переезжал в Дербент и из Хазарии, и скорее всего из Западной Европы. После разорения Хазарского каганата Святославом торговля захирела.
Но иудеи в этой местности с хорошим климатом и богатыми почвами прижились. Кроме коммерческих успехов они имели и еще одно достижение: обратили в иудаизм многих аборигенов — как татов, так и лезгин. Получилась очень интересная комбинация из языка фарси, иудаизма и обычаев северокавказских горцев.
Все это и обусловило сильное отличие «горских евреев» от любых других. Естественно, и фенотип у них был весьма разный — тут и семитская, и кавкасионская, и переднеазиатская, и арменоидная составляющие. В силу весьма высокой конфликтности в пределах этого микрорегиона — большие войны там сменяли войны малые и просто разбойничьи набеги — сильной зажиточностью местные иудеи не отличались.
Но могли за себя постоять. Вот как выглядит их описание человеком, максимально к иудеям не расположенным, черносотенцем и антисемитом Паволакием Крушеваном: «На вокзале группа кабардинцев и еще каких-то горцев. Офицер указывает на последних: — Узнаете?
На вид — черкесы или чеченцы.
Обладали некоторыми привилегиями в торгово-ремесленных занятиях. В частности казанские слободские татары вместо жалованья имели право торговать, не будучи причисленными к купеческому сословию. Генетические исследования[ править править код ] Генетические исследования показали, что основные региональные группы татар поволжские, сибирские и крымские не имеют общих предков и, таким образом, их формирование происходило независимо друг от друга. Одновременно обнаруживается очень высокое генетическое разнообразие и внутри региональных групп татар, что обусловлено наличием в составе каждой группы нескольких генетических пластов, то есть формированием каждой группы татар из нескольких источников. Однако для поволжских татар исследовались собственно казанские татары, мишари и кряшены удалось выявить преобладание в их генофонде компонента, унаследованного от дотюркского коренного населения Восточной Европы и Приуралья предположительно связанного с наследием финно-пермских и финно-волжских популяций волго-уральского региона , у поволжских татар присутствует «южный» компонент, вероятно, связанный с миграцией с Кавказа, а центрально-азиатский компонент крайне мал. У различных групп сибирских татар по результатам изучения пяти их субэтносов установлено различное генетическое происхождение каждого субэтноса и, следовательно, разные пути этногенеза искеро-тобольских татар сложившихся из сибирского субстрата и притока из Северо-Восточной Европы , ялуторовских татар переднеазиатское происхождение , татар-бухарцев происходят от народов Западного Кавказа, а не Средней Азии , иштякско-токузских татар имеют палеосибирское происхождение , заболотных татар близки уграм Западной-Сибири и самодийцам Северного Урала [50]. Этнические группы[ править править код ] Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:.
Согласно результатам переписи 2020 года, в России проживает 4 713 669 татар Фото: realnoevremya. Ее основной этап проходил с 15 октября по 14 ноября 2021 года. Изначально она должна была состояться в октябре 2020 года, но из-за пандемии коронавируса ее перенесли сначала на апрель 2021 года, а затем — на сентябрь, а позже и на октябрь. Предварительные итоги переписи населения подвели в апреле 2022 года, а окончательные опубликовали лишь в этом месяце. Насколько увеличилось население России и стало ли больше татар — в материале «Реального времени». Россиян прибавилось больше чем на 4 миллиона Согласно результатам переписи, в России изменилась пятерка самых многочисленных народов. В 2010 году на первом месте были русские — 111 016 896, на втором — татары 5 310 649 , на третьем — украинцы 1 927 988 , на четвертом — башкиры 1 584 554.
Следом шли чуваши и чеченцы — 1 435 872 и 1 431 360 соответственно. Татар за 10 лет стало меньше почти на 597 тысяч человек. По итогам переписи 2020 года их в стране насчитали 4 713 669. По итогам последней переписи картина поменялась, но на первых двух строчках по-прежнему русские 105 579 179 и татары.
Первое, что характеризует народ — рубаха — платье. Его еще называют «кулмэк». К ним, безусловно — шаровары, бешмет — это стеганый полукафтан, чекмень и казакин. Все вышеперечисленное — верхняя одежда. Еще есть так называемая «Чоба». Это тоже верхняя одежда, но отличалась оно тем, что у нее не было подкладки и она была невероятно легкая.
В ее состав входили лён и конопляные ткани. Представительницы прекрасного пола украшали свою верхнюю одежду еще и жилетками. Что касается головных уборов. Здесь особую ступень занимает тюбетейка. Для мужчин — это главное убранство на важных церемониях. Для женщин —это безусловно калфак. Также татары любили и чалму. Для жителей сел и поселков — это лапти, или как это звучит по- татарски «чабата». А вот для тех, кто проживал в городах были придуманы ичиги. Обряды и обычаи татарского народа Татарский народ, как уже было сказано ранее, богат на традиции.
Они чтут предков, а это значит, что все обычаи сохранились в народе с давних времен. К примеру, когда рождается ребенок, его пуповину прячут в вещи папы. И по обычаю — обряд «авызландпру», что в переводе означает «давать пробовать». Хлеб, мед и масло заворачивают в ткань, мастерят, что-то вроде соски и дают новорожденному. После, спустя сутки принято делать детскую баню. Моет ребенка повитуха. Выбрать имя ребенку — тоже обряд. В дом приглашали муллу, который и давал имя новорожденному. Татары верили, что от имени зависит жизнь и будущее дитя. Особенно интересны свадебные обряды.
Первое, что нужно знать — это «калым». Итак, к любому торжеству у татар принято тщательно готовится. К свадьбе особенно. Для начала родители будущих молодожёнов обсуждают приданное — это то, что должны дат родители невесты будущей семье. После калым — то, за что жених выкупает невесту у родителей. Калым может быть уплачен не сразу. Все строится на доверии. Что касается приданного, так это вещи, которые необходимы молодоженам. Зачастую родители всю жизнь собирают это самое приданное.
Афганистан — вряд ли, Иран — да
- "Реальных цифр никто не знает": татар в Иране, в Пакистане и Афганистане — шесть миллионов?
- Республика Татарстан
- Сколько всего татар в мире
- Сколько татар в России и в мире?
- 1,1 миллион татар Башкортостана
Стало известно, сколько человек в мире говорят на татарском языке
В V — VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири , Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII — VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские племена , которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена в том числе, возможно, предков башкир и в X веке создали государство— Болгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана , Волжская Болгария была окончательно захвачена монголами. Болгарское население вытеснялось на север современный Татарстан , замещалось и частично ассимилировалось.
Об это он заявил на заседании Национального совета «Милли Шура». Сюжет Всероссийская перепись населения Это нужно для того, чтобы узнать точную численность татар. Переписью должны заняться татарские организации по всему миру, считает Тагиров. По его мнению, прошедшая перепись населения не даст точного ответа на вопрос о том, сколько татар живут в республике.
В мире сложно сказать. В целом в мире проживает около 8 млн. В Москве татарская диаспора является наиболее многочиленной и считается наиболее влиятельной. Различают крымских, астраханских, нижегородских и т. В самом Татарстане татары по численности стоят на втором месте после русских разрыв минимален. Источник: Друг-татарин, постоянно рассказывает про татар.
Насколько реально название некой группы населения в честь одного человека? В степной истории, характерной как раз сильной ролью личности, имеется по крайней мере несколько случаев соответствия имени вождя и этнополитическим объединением, им возглавляемым. Кидара Цзидоло : Булгарский правитель Котраг стоял во главе племени кутригуров, хотя в данном случае данный этноним встречается в летописи раньше имени своего правителя — тут неясно, кто в чью честь назван. Сын Чингисхана Чагатай дал название своему беспокойному уделу, а язык, известный как чагатайский был лингва-франка в этом регионе в течение многих веков. Ну и в целом, практика названия династии вкупе с уделом ею руководимым в честь своего основателя широко известна во многих частях мира. Укрепление имени. После падения жужаней термин «татар» значится в знаменитой стеле Кюль-Тегина — деятеля Второго тюркского каганата. Эта стела VIII века представляет собой камень с выдолбленными орхонским письмом надписями. Там говорится об отуз-татар, то есть, «30 татар». Датань был бы доволен, узнай он сколько родов его потомков наплодилось. Эти «30 татар» значатся рядом с племенами курыканов, киданей и татабов, то есть, учитывая, что в надписи соблюден географический порядок племен, надо полагать, что жили они на востоке Монголии или даже там, где Забайкальский край смыкается с китайской Внутренней Монголией. С этого момента ученые говорят о «конфедерации татарских племен». Стела Кюль-Тегина: С тех пор как курыканы ушли на север и стали якутами но это не точно , кидани ушли на юг и построили империю Ляо вот это точно , а татабы были ими ассимилированы, та группа, которую тюрки называли «отуз-татар» превратилось в монгольские восточномонгольские народы — целую группу племен, из которых выделялись собственно татары они сами себя так называли. Кроме них были и племена, давшие впоследствии жизнь племенам джалаиров, олхонутов, хонгиратов и некоторых других, из этих самых других и появилось объединение «монголы», название которых впервые встречается в X-XI вв. Китайцы того времени помимо черных татар выделяли белых и диких татар. В соответствии с китайским мировоззрением белые татары — это кочевники, признавшие власть императора, черные татары управлялись собственными родовитыми правителями, а дикие татары жили в лесах севера и не знали ханской или императорской власти. Такое разнообразие «татар» уже имелось среди монголоязычных народов, когда на западе это слово еще даже не было известно. Так как собственно татары являлись в восточной части Степи наиболее могущественным племенем, на протяжении очень длительного времени и тюрки на западе, и китайцы на юге называли их и все соседние родственные им народы «татарами». Об этом сильном племени поподробнее. Кочевые империи сменяли одна другую Уйгурский каганат, Кыргызский каганат, Империя Ляо, Империя Цзинь , а собственно татары в 12 в.
Сколько татар в России и в мире?
Однако, подняв стопку энциклопедий и книг, прорыскав тонны сайтов в интернет-ресурсах найти истину все же удалось. Итак, «татар» в переводе означает «иностранец» или «человек, который говорит с акцентом». Есть вероятность, что изначально татары получили свое название от другого племени. Это также говорит о том, что в древности татары были кочевым народом. Пытаясь, присоединится к другим племенем, естественно, что они говорили плохо и с акцентом. Тогда их и назвали татарами. Этноним сохранился и по сегодняшний день. Уже в 8 веке так станут называть народы, которые были покорены монголами. А в 14 веке этноним приобретет настоящий смысл. Татары с тех пор означают военную знать, в большинстве своем имеющая монгольские корни.
В дальнейшем татарами станут называть кочевников. К слову, именно с 14 века появился этноним «монголо-татары». До двадцатого века на территории Российской Федерации татарами называли все тюркоязычные народы. Это алтайцы, балкарцы, ногайцы, буряты и так далее. Вот к примеру интересный факт из истории: знаменитая «дикая дивизия» или как ее еще называли «татарский конный полк» был сформирован в 1914 году. В состав полка входили исключительно азербайджанцы. А вот в Европе, вплоть до 14 века татаров называли выходцами из преисподней. Просто потому что татары созвучны со словом Тартар, в те времена считавшийся адом. Впервые о татарах стало известно в 732 году.
Тюркская руническая надпись имела слова «отуз-татар» и «токуз-татар». После название «татары» переняли и китайские источники. Термин регулярно использовался китайцами начиная с 842 года. Итак, если верить китайским летописям, то первые племена татар обитали по течению Амура. К концу 12 века народ обретает навыки воинов и становится одним из самых сильных общин в Монголии. Во второй половине 12 века татары просто разносят монголов и обретают величие. За это Чингиз-Хан убил всех татар, которые были выше телеги. Это стало своего рода наказанием за разгром. В начале 18 века Золотая Орда и татарские ханства ушли в упадок.
Это привело к тому, что многие татары переметнулись в царство Московское. Во время гражданской войны 1918-1922 часть татар бежали в Турцию, Китай, Европу и Америку. Религия и вероисповедание татар Первой религией для татар стало тенгрианство. Это значит, что народ поклонялся духам. Были приняты магические обряды. Позже, а именно в 9 веке народ ушел в ислам. С тех пор мусульманство — официальная религия татар. Как и везде, были противники нововведений. Однако это положительно сказалось на татарах.
Кочевая жизнь ушла на второй план. Народ обосновался и стал строить. Выросли города, началось развитие инфраструктуры, поднялось на ноги и образование. Позже, в попытках усовершенствоваться татары стало вводить реформы в религию. Сами они называли это «очищением» ислама. К слову, татары исповедуют ислам суннитского толка. Однако мусульманство было не для всех в радость. Ислам вводили под давлением Золотой Орды. Но были и те, кто предпочел православие, но все-таки молчали об этом.
Царская Россия в свое время разрушала мечети и центры мусульман. Это привело к тому, что все больше татар вынужденно принимали православие. Сегодня большая часть татар исповедует ислам. Есть и те, кто остался православным. А есть и те, кто до сих пор поклоняется духам. Праздники татарского народа Как и все мусульмане, татары выделяют для себя 4 наиболее важные даты в году: День рождения пророка Мухаммада Ураза — байрам. День после священного поста Рамадана. К слову, когда наступает пост у мусульман появляется огромное количество ограничений. А именно: Нельзя есть; Нельзя курить; Нельзя предаваться любви.
Ограничения действуют от рассвета до заката. Все это в сопровождении молитв. После 30-ти дней поста наступает праздник. В этот день произносится особая молитва, праздничный стол, который «ломится» от национальных блюд. Также в этот день принято давать милостыню. Курбан- байрам. День, когда принято приносить жертвоприношения. Дата еще и день памяти пророка Ибрахима. В этот день принято надевать на себя лучшее одеяние, ходить в мечеть, и обязательно заколоть барана, овцу, корову.
Важно, чтобы животное было чистым. Мусульмане верят, что принося жертвоприношение, они чистят свои души от греха. Еще татары отмечают день рождения пророка Мухаммада. Накрывают праздничный стол и отдают дань уважения. Сабантуй — особый праздник для татар. Это праздник, имеющий древнюю историю. Все тюркские народы отмечают сабантуй. День, который знаменует начало посевных. В этот день принято накрывать на стол национальные блюда, петь национальные песни и танцевать национальные танцы.
Праздник имеет богатую историю. Начинается она в 921 году. В общем сабантуй- праздник труда и объединения народа. Семейные ценности татар Чем действительно богаты татары так это семейными ценностями. Создание семьи — первоочередная задача для каждого мусульманина. Татары не являются исключением. Это своего рода обязанность перед собой и богом. К слову, межрелигиозные браки здесь не то, чтобы под запретом, однако если мужчина выберет себе в жены православную — это не будет хорошо. Мусульмане, в том числе и татары, знамениты своим уважительным отношением к старикам и женщинам.
Данные по национально-языковому составу страны были опубликованы 30 декабря. По этим данным в стране сократилось количество татар на 600 тысяч, составив 4,7 млн человек. По экспертным данным Всемирного конгресса татар, численность татар в России увеличилась и составляет не менее 5,5 миллиона человек.
После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Введение Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Заключение Список использованной литературы Введение В конце 19 — начале 20 в.
Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе — нации национальности. Под нацией понималась общность территории расселения, культуры особенно, единого литературного языка , антропологических черт строение тела, черты лица. На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана — мировые социальные процессы не обошли стороной наш край. В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в. Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека. Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш.
И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово — «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения — смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире. Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов.
Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой — объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской». В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар. Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения: Рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар; Рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения. Названия глав будут соответствовать обозначенным задачам. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян , а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку.
Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению официальному принятию монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория. Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского булгаро-татарского народа сформировались в период Волжской Булгарии X-XIII вв. Княжества султанаты волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи Золотой Орды , пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры в частности, литературы, искусства и архитектуры носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы «булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств. В период Казанского ханства булгарский «булгаро-казанский» этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться включая и самоназвание «булгары» вплоть до 1920-х гг. Остановимся несколько подробнее.
Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары — булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские — тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар — во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов — столиц племенных союзов — Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами — например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии.
Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица — нос с горбинкой, европеоидный тип — именно в гористой местности, а не в степной. До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. Смирнов, , Н. Калинин, Л. Заляй, Г. Юсупов, Т. Трофимова, , М. Закиев, А.
Каримуллин, С. Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских центральноазиатских этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи Золотой Орды ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее. Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением. В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа. Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск — под руководством Субедея и Бату — была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины.
В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным. Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана. Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям. Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот. Археологические данные дополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеются свидетельства о присутствии кочевых кипчакских или татаро-монгольских племен, но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии. Нельзя однако отрицать, что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становление этнической группы татар. Это крепкое и уже однозначно исламское, что имело для средневековья большое значение , государство способствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранению татарской культуры. Есть аргумент и в пользу родства казанских татар с кипчаками — языковое наречие относится лингвистами к тюрко-кипчакской группе. Другой аргумент — название и самоназвание народа — «татары».
Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историки называли часть монгольских или соседствовавших с монголами племен на севере Китая Татаро-монгольская теория возникла в начале XX в. Ашмарин, В. Смолин и активно развивалась в трудах татарских З. Валиди, Р. Рахмати, М. Ахметзянов, в последнее время Р. Фахрутдинов , чувашских В. Каховский, В. Димитриев, Н.
Егоров, М. Федотов и башкирских Н. Мажитов историков, археологов и лингвистов. Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии. Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. Губайдуллина, А. Курата, Н. Баскакова, Ш.
Мухамедьярова, Р. Кузеева, М. Усманова, Р. Фахрутдинова, А. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса характерную, впрочем, для всех крупных этносов , соединяет в себе лучшие достижения других теорий.
Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал в. После того, как в конце потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса. Этап образования основных этнических компонентов. Отмечается важная роль Волжской Булгарии, и государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики после Х века , сменившая наиболее древнюю письменность -. На этом этапе булгары привязывали себя к территории — к земле, на которой селились. Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом.
В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи Золотой Орде ; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в на основе огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка литературный старотатарский язык. Этап завершился с распадом Золотой Орды XV в. В образовавшихся , началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др. В этот период о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, что пока ещё существовала центральная орда Большая Орда, Ногайская Орда большинство наместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели с центральной ордой тесные связи. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы.
Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман». Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства в первую очередь далее развивались самостоятельно. Как раз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. На первом этапе во благо сыграли попытки различных правителей провести христианизации. Политика христианизации вместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии в другую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознании местного населения. На втором этапе, после реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие система образования, литературный язык , книгоиздание и периодическая печать завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации. Именно этому этапу татарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежуток времени татарская культура успела не только восстановиться, но и достигла определенного прогресса.
Со второй половины XIX в. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Третий этап с 1905 до конца 1920 гг. Первым проявлением были требования , высказанные во время революции 1905-1907 гг. После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальная прослойка «татарская знать». Отметим, что тюрко-татарская теория — самая обширная и структурированная из рассмотренных теорий. Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса в целом и татарского этноса в частности. Кроме основных теорий этногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных - чувашская теория происхождения казанских татар.
Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а где-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана. Точно также возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики на левобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой. Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. Причем предками их были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши они же волжские булгары , удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говоривших на языке, близком к языку казанских татар. Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь — киреметий — мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г.
Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Суринское и д. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени. Попутно отметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман.
В 2010 эта цифра была на 78 604 меньше — 2 012 571 человек. В целом в республике жителей стало больше на 218 321 человека. При этом население в Приволжском федеральном округе убавилось почти на миллион человек. Ранее мы писали, что по итогам всероссийской переписи населения, в Казани проживают 1 308 660 человек.
Издание «Миллиард. Татар» назвало топ-10 татар 2023 года
Ногаи называют "татар" казанлы. В ногайских аулах все казанлы стали уже ногаями и соблюдают наши традиции и говорят на ногайском языке. Это говорит о том, что у казанлы проблемы с укреплением самоидентификации. У ногаев, даже без республики, намного выше национальное самосознание и пассионарность.
Основная статья: Татары история этнонима Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI — IX веках к юго-востоку от Байкала.
Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V — VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири , Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII — VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские племена , которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена в том числе, возможно, предков башкир и в X веке создали государство— Болгарию Волжско-Камскую.
Ведь даже без результатов переписи понятно, что у нации теряется сначала языковая, потом культурная идентичность. Перепись учитывает то, как человек сам себя ощущает и с какой этнической группой идентифицирует. Человек может не знать языка, но если он ощущает себя татарином, он и переписчику назовется татарином.
Что делать? Президент Национального конгресса татар Рустэм Ямалеевсчитает, что такой провал в результатах переписи — не повод опускать руки. Скорее наоборот — это только придаст ускорение деятельности общественников, которая направлена на сохранение татарской культуры, языка, традиций. За плечами штаба татар ежедневная монотонная, но многогранная и плодотворная работа на протяжении 25 лет, и ее невозможно перечеркнуть сомнительной статистикой Росстата. Ямалеев уверен: нужно методично работать, создавая современную татарскую информационную среду, включающую в себя такие интеллектуальные сферы жизни, которые определяют будущее цивилизации и к которым тянется образованная молодежь, вплоть до исследований космоса, робототехники, медицины, психологии, технологических новаций. Необходимо шире использовать современные исследования в области информационных и социальных систем для развития интереса и к татарскому языку и к современным направлениям жизни.
Конечно, и традиционные сферы социальной, культурной и экономической деятельности требуют внимания и активного участия. Все это в совокупности позволит и нации, и языку сохраняться и развиваться вместе с мировой цивилизацией. И тогда ни ассимиляция, ни смешанные браки не нанесут урона татарскому миру. Тем более, что интеллектуальный ,творческий и духовный потенциал у татар мощнейший, надо ему только придать татарскую языковую окраску. В Штабе татар считают, что основной вектор в развитии выбран верно — это работа с молодежью, которой мягко и ненавязчиво пытаются объяснить, что татарский язык и культура важны и нужны ради будущего. Первокурсники-второкурсники из татар и башкир, уехавших в Москву, — каждое воскресенье собираются на площадке Штаба татар.
К общению и мероприятиям активно привлекают аксакалов штаба, чтобы сохранялась преемственность, а потомкам передавались правильные ценности, верные ориентиры и амбициозные цели. Молодежи внушают идеи участия в выборных органах, в политике, в общественной и культурной жизни страны. Национальный конгресс татар свято оберегает веру, чтит религиозные традиции и проводит разъяснительную работу среди молодежи. Теперь вся эта работа будет усилена в разы. И такой же рывок должны сделать и другие общественные организации, посвятившие себя служению татарской культуре и языку. Однако выход из положения не только в этом.
После глубокого нокаута, в который было отправлено национальное образование, необходимо как можно быстрее восстанавливать новую систему. Для этого необходимо распространять в регионах компактного проживания татар, а также в малых городах и сельской местности в Татарстанешаймиевские полилингвальные школы на базе татарских гимназий. Но при этом такие образовательные центры должны быть доступны всем желающим, а не только элите. В общеобразовательных школах следует открывать татарские группы изучения родного языка, чтобы родители даже в русской школе могли потребовать изучения для своих детей его изучения в объеме не менее двух часов в неделю. В Национальном конгрессе татар уверены, что собрать такие группы в каждой школе по всей стране вполне реально, не говоря уже о самом Татарстане.
Башкиры также потеряли в численности — их стало 1,585 млн. Интересный факт За 8 лет количество татар, владеющих родным языком, снизилось сразу на 840 тыс. Снизилось число владеющих им и среди башкир — до 369,1 тыс.
А вот татары, владевшие башкирским, свое знание почти не утратили — их было 131,9 тыс. Распределение по федеральным округам Переписи показывают, что татары присутствуют практически во всех субъектах РФ, а наиболее компактно они проживают в Волго-Уральском регионе и в Западной Сибири. Больше всего татар, по понятным причинам, живет в Приволжском федеральном округе — 3,999 млн человек. В Татарстане представителей титульной национальности 2,013 млн, в Башкортостане — 1,009 млн татар. Далее, по убывающей, Оренбургская 151,5 тыс. Меньше всего татар в Кировской области 36,5 тыс. В Сибирском ФО 191,6 тыс. В Уральском ФО 581,7 тыс.
Относительно мало татар только в Курганской области — 17,0 тыс.
Татарский народ
Всего: 6 421 500 чел. Какая национальность у татарин? Как зовут Татарку? Ирина Смелая родилась 21 декабря 1991 года в Набережных Челнах. Отец девушки по национальности русский, а мать — татарка. Это и подвигло Ирину впоследствии взять псевдоним Tatarka, под которым она стала знаменитой. Ответы пользователей Отвечает Александр Зубарев Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Отвечает Антон Ахмедьяров Всего в составе татар выделено едва ли не 40 разных групп,... Там неоднократно звучали лозунги нацистов про "немецкий мир" без границ. Отвечает Анна Маринина Тем не менее в потенциале разбросанные по всему миру островки татарской идентичности — это... Отвечает Руслан Иванов Сколько татар в Казахстане?
Отвечает Вася Хлобыстин Прежде всего происходила активная русская колонизация из центральных районов Российской империи, которая к концу столетия почти прекратилась. Количество и качество.
Источник здесь и ниже: согласно данным 1 — Википедия Наибольшая численность населения у русских. Результаты ВПН 2020 по национальному составу Список с численностью более 100 тысяч человек.
Эти цифры взяты на основе многих примеров снижения доли татар, чувашей, мордвы в регионах Поволжья и Урала в предыдущие периоды при более точных данных переписей. В таблице 5 приложений приведено изменение процентной доли татар в 30 регионах по переписям населения с 1970 по 2021 годы. Нередко на изменение доли татар в регионах влияла повышенная миграционная активность татар. Татары не боятся ни переездов, ни тяжелой работ, поэтому при развитии многих районов Сибири они были в первых рядах, и где-то татары быстро прибывали, где-то убывали.
Этим часто пользовалось государство. Небольшое отступление от основной темы. Татары активно привлекались в республики Средней Азии. А вот чуваши и финно-угорские народы не были склонны к переселению в южные и западные республики. Это одна из основных причин только разгорающегося демографического кризиса у татар. Хоть часть татар и вернулась в родные края, сотни тысяч татар остались в странах Центральной Азии, регионах Сибири, Дальнего Востока,Севера, Юга, чтобы практически исчезнуть через несколько десятилетий. Группы регионов. Мы рассмотрели Татарстан и Башкортостан.
Остальные регионы можно условно поделить на 4 группы. Первая группа — экономически благополучные регионы с быстро растущим населением. Группа 1: Регионы роста населения Около 500 тысяч из 2 миллионов татар других регионов живет в экономически и демографически благополучных регионах, где ассимиляционная убыль татар, безусловно, должна компенсироваться за счет миграционного роста Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский край , или естественного и миграционного роста Тюмень, ХМАО, ЯНАО населения. Эти регионы мы более подробно рассмотрим: Оценка численности татар в Москве - 150-160 тысяч. Татары Москвы. Численность татар Москвы сократилась со 149043 в 2010 году до 84373 человек. Рассчитаем, как должна была измениться численность татар исходя из средних демографических показателей Москвы. Регионы Поволжья, где высока доля татар, в последние десятилетия стали одним из главных источников пополнения населения Москвы.
Соответственно, при средних показателях смертности и миграции, даже если бы в Москве не родилось ни одного ребенка татарской национальности за 11 лет, миграция восполнила бы потери татар. Реально численность татар Москвы должна была увеличиться. Оценка численности татар: 150-160 тысяч. Татары Подмосковья. Численность татар Московской области сократилась с 52851 в 2010 году до 46066 человек. Большинство приезжающих в Москву в поисках лучшей жизни и на заработки живут в Подмосковье. Соответственно за счет миграции численность татар Московской области должна была вырасти. Оценка численности татар: 55-60 тысяч.
Татары Тюменского макрорегиона В сети появлялась ошибочная информация о том, что в Тюменской области татар стало меньше на 143 тысяч человек. Итоги переписи 2010 года подводились как для «большой» Тюменской области, так и для её составных частей. С учетом «не указавших национальность» численность татар Тюменской области с АО достигла максимума в 2010 году, по итогам прошлых переписей уменьшения процентной доли татар здесь не было. В отличии от Москвы Санкт-Петербург далек от районов компактного проживания татар. Миграция татар в северную столицу невелика. По совокупности демографических показателей в «регионах роста» падения численности татар в 2010-2021 годах быть не могло. Здесь должен был быть небольшой рост.
Он отметил, что основном говорят на татарском языке на бытовом уровне. В Татарстане проживают только 2 миллиона татар, соответственно, довольно серьезная задача стоит и перед Правительством республики, и перед жителями, как помочь, как поддерживать то население, которое проживает за пределами Татарстана, уточнил Замалетдинов. Но при этом основная действенность республики, конечно, касается татарского языка», — заключил ученый.
Таты – это персы, которые стали азербайджанцами, армянами, евреями
Тюрко-Татарский Мир: Расселение татар. Всего в мире насчитывают порядка 12 млн. татар. Литовские татары являются потомками крымских татар, но они не сохранили своего языка и лишь но некоторым особенностям быта отличаются от литовцев. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи.
Сколько в мире татар. Татары
На татарском языке во всем мире разговаривают около 7 миллионов человек. Согласно результатам всероссийской переписи населения, в России проживает 4 713 669 татар. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Более 413 тысяч жителей Татарстана приняли участие во Всероссийском онлайн-голосовании по выбору общественных пространств для благоустройства, сообщает пресс-служба регионального.
Много ли татар живет за пределами РФ? Оказывается, больше, чем в самой России
Национальное бедствие: кто виноват в потере 600 тысяч татар и что делать? | Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. |
Татары. Этноним, мигрирующий больше этноса | Пикабу | По различным оценкам, количество татар в мире составляет от 5 до 10 миллионов человек. |
Сколько в мире татар. Татары
Сейчас во всем мире семь миллионов татар. Из них только два миллиона живут в самом Татарстане, остальные – за пределами отчей республики: три миллиона татар в разных регионах России от Москвы до Приморья. Массовая миграция татар началась после завоевания Русским государством татарских ханств, что было связано с резким усилением национального, социального и религиозного гнета. Всего в мире насчитывают порядка 12 млн. татар.