«В 2006 году в Приднестровье прошёл референдум, на котором 98% населения проголосовало за воссоединение с Россией.
Референдум в Приднестровье, — с кем будет республика — с Россией или Молдавией?
Завершился референдум в непризнанной республике Приднестровье. Вчера в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум о независимости с одновременной перспективой присоединения к России. Референдум о независимости непризнанной республики Приднестровье признан состоявшимся, сообщили РИА Новости в ЦИК непризнанной республики.
Референдум о независимости Приднестровья 2006 г. - 2006 Transnistrian independence referendum
На основании итогов республиканского референдума по вопросу взаимоотношений Приднестровской Молдавской Республики с Российской Федерацией и Республикой Молдова, состоявшегося 17 сентября 2006 года, в соответствии с которыми 97,2% граждан, принявших. 17 сентября граждане непризнанной Приднестровской молдавской республики решали свою судьбу: в Приднестровье был референдум. Для начала — привести законодательство Приднестровья в соответствие с российским на основании референдума 2006 года, на котором 97,2% жителей ПНР проголосовали за отделение от Молдавии и присоединение к России. Приднестровье прошел референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и "последующее свободное присоединение Приднестровья к России".
Признание Приднестровья как гарантия будущего России
В Приднестровье 17 сентября отмечают десятую годовщину референдума о независимости, который прошел в 2006 году, и на котором более 97% участников. На основании итогов республиканского референдума по вопросу взаимоотношений Приднестровской Молдавской Республики с Российской Федерацией и Республикой Молдова, состоявшегося 17 сентября 2006 года, в соответствии с которыми 97,2% граждан, принявших. A двойной референдум состоялось 17 сентября 2006 г. в Приднестровье. Избирателей спросили, одобряют ли они возможность отказа от независимости и интеграции с Молдово.
Эксперт: России нужно просто признать итоги референдума 2006 года в ПМР
Референдум о независимости непризнанной республики Приднестровье признан состоявшимся, сообщили РИА Новости в ЦИК непризнанной республики. В 2006 г. Приднестровье провело повторной референдум о независимости, окончательно закрепив курс на суверенитет и сближение с Россией. 10 лет референдуму в Приднестровье: вызовы 2006 года как факторы становления гражданской идентичности.
Вы точно человек?
Референдум в Приднестровье, новости политики сегодня, 17 сентября 2006. 17 сентября 2006 года в Приднестровье был проведен двойной референдум. Вчера в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум о независимости с одновременной перспективой присоединения к России. По официальным данным ЦИК Приднестровья, в референдуме 17 сентября 2006 г. приняли участие 78,6 % граждан, имевших право голоса, или около 306 тыс. из 389 тыс. человек. Уже 1 декабря 1991 года первый референдум о независимости ПМР с результатом 97,7% голосов принял соответствующее решение3. ОКК является коллективным руководящим органом миротворческой операции в ПМР, в который входят представители Молдавии, Приднестровья и России.
Итоги референдума в Приднестровье
Во-первых, итоги референдума не смогут в одночасие решить проблемы региона. Но референдум может дать толчок для интенсификации переговоров между Приднестровьем и Молдавией, стать оправной точкой для разработки новых и корректировки страых планов урегулирования конфликта. Более того, такой сценарий может быть перенесен и на другие непризнанные республики, ситуация в которых в последнее время обострилась и осложняется или упрощается, все относительно тем, что Абхазия и Южная Осетия имеют, в отличии от Приднестровья, общую границу с Россией. Во-вторых, нельзя упускать из виду то, что вся экономика Приднестровья как, собственно, и самой Молдавии ориентирована на Россию.
И в случае, если Россия не признает приднестровский референдум, она рискует нанести ущерб и собственной экономике. Впрочем, российские власти уже не раз последнее делали, налагая запрет на импорт алкогольной и сельскохозяйственной продукции из региона. А еще есть Украина, у которой, кстати, тоже все не слава богу.
Одно дело, если новое правительство пойдет на ослабление экономических санкций и даже отменит введенные таможенные правила. И совсем другое - если блокада продолжится. Долго в таком состоянии Приднестровье "протянуть" не сможет.
Во время подготовки этого материала стало известно, что Президент непризнанной республики Игорь Смирнов, не дожидаясь признания референдума Россией, объявил в своем обращении к населению о том, что в приднестровский парламент уже направлены документы, инициирующие реформу власти. Игорь Смирнов подчеркнул, что "настало время перейти от системы управления блокадной экономикой к системе управления экономикой развития", а также заявил, что "народ видит свое будущее, прежде всего, в сотрудничестве с Великой Россией". Также было объявлено о том, что Республиканскому банку было поручено проработать вопрос о вхождении в российскую рублевую зону.
Приднестровские власти, как видно, решили "ковать деньги, не отходя от кассы". Пожалуй, это наиболее близкое к реальности видение событий в непризнанной республике. Да, им действительно надоело.
Потому как сложно представить, что в условиях блокады и неопределенного политического и юридического статуса люди из упрямства и неприязни к Молдавии пошли и проголосовали за Россию. Но, даже если действовать "методом исключения", выбирая для голосования ту страну, которая, хотя бы, не закрывает границы, все равно остается только Россия. Другое дело, что последствия референдума будут зависеть уже не от Приднестровья...
Второй — принципом "постимперской ответственности метрополии". Рассмотрим каждый из них в отдельности. Принцип фактического суверенитета.
Несостоятельность внешних механизмов урегулирования коллизии непризнанных государств заставляет обратиться к главному условию полноценности государств как таковых: их внутренней состоятельности. В случае политических новообразований исходным фактором этой состоятельности является способность не только провозгласить, но и отстоять независимость — при необходимости, в вооруженной борьбе. Принцип "права наций на самоопределение", при всей его одиозности, о которой уже сказано выше, лишь на первый взгляд подразумевает широкую свободу сецессии. В действительности, это право обставлено рядом внутренних ограничений, сужающих область его применения.
Экзамен на статус нации выдерживают далеко не все претенденты на самоопределение. Суверенитет той или иной системы власти предполагает верховенство её юрисдикции. Он не может приобретаться под эгидой какой-либо иной юрисдикции, так как это противоречило бы понятию верховенства. И наоборот, фактическая состоятельность нового суверенитета является достаточным основанием для его официального признания со стороны других заинтересованных суверенов суверенных государств.
В случае постсоветских непризнанных государств решающим шагом к их состоятельности стали одержанные ими победы в войнах за независимость, разыгравшихся на руинах Советского Союза. В ряде случаев лишь миротворческое вмешательство Москвы помешало им довести военную победу до того правового состояния урегулирования конфликта, которое наступает с капитуляцией одной из сторон. Однако, как в случае Абхазии и Южной Осетии, так и в случае Приднестровья несомненен факт военной победы достигнутой вопреки изначально превосходящим силам атаковавшего их противника. Причем в данном случае это не просто исторический факт, но одна из констант нынешней ситуации.
Ведь Грузия и Молдавия и по сей день неспособны самостоятельно достичь успеха на пути военного реванша. Таким образом, победа самопровозглашенных республик политически остается в силе, и именно она является краеугольным камнем их права на самостоятельный выбор своей судьбы. Без признания этого права урегулирование определенного рода конфликтов является в принципе невозможным. Война, или точнее, победа в войне всегда была правоучреждающей реальностью в международных отношениях.
Лицемерие современных государств, воюющих, не признавая состояния войны, и прекращающих воевать, не оговаривая условий мира, не меняет этого положения вещей, а лишь создает дополнительные трудности в создании прочного мира. Разумеется, "право победы" — обоюдоострое оружие, которое может как учреждать новые государства, так и дезавуировать их. Нам всем хорошо известно, что самая мощная самопровозглашенная республика постсоветского мира — Чечня-Ичкерия, — несмотря на первоначальный относительный успех, впоследствии была ликвидирована благодаря военной победе России. Впрочем, это лишь одно из отличий чеченской ситуации от ситуации с непризнанными государствами.
Другое важное отличие состоит в том, что Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия совершенно иначе распорядились плодами своей победы. В отличие от Ичкерии образца 1990-х гг. Способность выстроить на своей территории современное регулярное государство — не менее важный, чем способность завоевать независимость, критерий внутренней состоятельности самопровозглашенных республик. С точки зрения этого критерия, их состоятельность не вызывает никакого сомнения.
Или, по крайней мере, вызывает сомнения несколько меньшие, чем государственная состоятельность Грузии и Молдавии. ПМР, Абхазия, Южная Осетия обладают базовыми атрибутами государства, такими, как: - монополия на легитимное насилие; - наличие единой системы органов государственной власти и правосудия; - контроль над фиксированной территорией. Названные признаки образуют еще один важный пункт отличия пророссийских непризнанных государств от антироссийской Ичкерии, проявившей себя как агрессивно-экспансионистское образование и постоянный источник криминальной угрозы. В этом смысле юридическое признание де-факто сложившихся суверенитетов — необходимый шаг к нормализации развития соответствующих регионов.
Принцип постимперской ответственности метрополии. Мы до сих пор отмечаем праздник 12 июня, сохраняя о нем воспоминание как о Дне независимости России. И, самое главное, продолжаем называть свою страну — государством-правопреемником бывшего СССР, то есть используем очень мягкий термин для обозначения связи между СССР и нынешней Россией. На самом деле, таковыми правопреемниками, согласно Договору 4 декабря 1991 г.
В действительности у России несколько больший фактический статус, она — государство-продолжатель Советского Союза. Иначе говоря, Россия сохраняет исторический континуитет по отношению к бывшему Союзу. Иными словами, РФ признана всем миром как государство, представляющее собой метрополию бывшей империи. И на этом основании Российская Федерация имеет полное право проводить политику, соответствующую ее статусу метрополии.
Поэтому она имеет обязанности по отношению не только к внешнему миру в плане выплаты долгов СССР и контроля над ядерным оружием , но и к своим бывшим гражданам, в первую очередь тем из них, кто не по своей оказался за пределами России и кто никогда не высказывал не малейшего стремления к независимости от СССР. Классический пример — ПМР, которая никогда не являлась частью независимой Молдавии, и жители Приднестровья никогда не голосовали в поддержку ее отделения от Советского Союза. ПМР имеет столь же законные права жить независимо от Молдавии или любого другого национального государства, какие имеют заморские территории Великобритании, а именно, Гибралтар и Фолклендские острова, жители которых на референдумах подтвердили свое желание остаться под властью британской короны.
То есть съезд приднестровских депутатов всех уровней созывается «для принятия ключевых решений», считает активист. Чорба убежден, что распоряжение о проведении мероприятия пришло из Москвы.
По его мнению, организаторы мероприятия буду ссылаться на результаты референдума 2006 года. Глава приднестровского парламента Александр Коршунов в беседе с «Новостями Приднестровья» подтвердил , что такие съезды всегда проводились в сложные для республики времена. По его словам, на мероприятии депутаты обратятся «во все структуры, в том числе европейские», чтобы осветить информацию о том, что «нарушаются права и свободы граждан Приднестровья». Ситуацию в республике Коршунов назвал «сложной» и заявил, что она может привести к гуманитарной катастрофе.
Государственная Дума полагает, что Российской Федерации должна выстраивать свою политику с учетом свободного волеизъявления народа Приднестровья. Текст документа сверен по:.
10 лет референдуму о независимости ПМР: Признания нет, но вы держитесь
Но у нас и так цели ясные и остаются неизменными: признание независимости ПМР, союз с Россией, евразийская интеграция», — подчеркнул Сафонов. Депутат Верховного совета ПМР Олег Василатий заявил «Ведомостям», что у него нет никаких данных по поводу возможного обращения о принятии в состав России, а источник этой информации он назвал «деградировавшим местным блогером». При этом он усомнился и в остроте проблемы с экономической блокадой ПМР. По его словам, споры между Кишиневом и Тирасполем скорее вызывает распределение прибыли от движения товаров через Днестр. Нельзя исключать, что съезд в резолюции формально сошлется и на референдум 2006 г. Он уверен, что главной темой мероприятия является именно ухудшение условий товарооборота с правым берегом Днестра, что действительно болезненно для ПМР и угрожает доходам госбюджета Тирасполя. Давление Молдавии на Приднестровье в последнее время вызывает беспокойство и несет серьезную угрозу в том числе экономического удушения, говорит зампред комитета Госдумы по делам СНГ Артем Туров. Он уточнил, что российские паспорта есть примерно у 220 000 уроженцев ПМР, при этом не все из них сейчас физически находятся на левом берегу Днестра — многие в России. Приднестровцы могут также проживать и в соседних странах, воспользовавшись возможностью получить их гражданство Украина, Молдова.
Сегодня его в Приднестровье можно видеть соседствующим с красно-зелёно-красным «серпасто-молоткастым» стягом на всех государственных учреждениях. Прямо, как в любом российском регионе. Учитывая, что российские дипломаты разного уровня достаточно часто посещают Тирасполь, у МИД РФ претензий на сей счёт ни разу не возникло.
Мы уже неоднократно заостряли внимание читателей нашего интернет-ресурса на том, что приднестровцы независимость своей республики от тогда ещё номинально Советской Молдавии подспудно провозгласили на череде местных референдумов, прошедших во всех городах и районах, которые в последствии вошли в её состав. Потом на референдуме принималась Конституция Приднестровья. Кстати, в ней есть положение, что наиболее важные вопросы государственного устройства и нормы, касающиеся прав и свобод граждан впредь будут также решаться путём плебисцита.
И был прецедент. Референдум о введении в ПМР частной собственности на землю провалился.
Это - Молдавия. Приднестровье не имеет статуса отдельного государства", - заявила в этой связи представитель Европейской комиссии Эмма Удвин. При этом наблюдатели признали, что референдум в Приднестровье в основном соответствовал международным стандартам, отметив что мелкие нарушения не смогли оказать какого-либо влияния на окончательный результат, сообщает ИТАР-ТАСС.
Этот референдум стал шестым за время существования Приднестровья. В 1990 году жители республики проголосовали за образование Приднестровской АССР, в 1991-м - за независимость от Молдавии, в последующем проводились всенародные голосования по вопросам вывода российских войск 1995 год и присоединения к союзу России и Белоруссии 1998 год.
Следом за признанием независимости нужно поставить вопрос о присоединении Приднестровья к РФ. Даже не потребуется проводить референдум, потому что референдум уже был проведен при участии большой группы международных наблюдателей», — напомнил политолог.
Этот референдум на итоговой пресс-конференции был признан демократическим, легитимным и соответствующим нормам международного права, отметил Соин.
Воля народа. 17 сентября 2006
Таким образом, это обращение так называемого "верховного совета" представляет собой одностороннее и категорически контрпродуктивное действие", - заявили в молдавском правительстве. Сегодняшнее обращение Приднестровья к России премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ назвал "односторонним и контрпродуктивным". По мнению главы правительства, эти действия являются прямым вызовом Кишиневу. Напомню о соглашении, подписанном Молдавией и Россией 11 ноября 2001 года подписанный в 2001 году и автоматически продленный на 10 лет в 2011 году "договор о дружбе и сотрудничестве" между Россией и Молдавией в своей преамбуле содержит поддержку Россией "территориальной целостности Республики Молдова" ", - приводит слова Воронина кишиневский телеканал Publika TV.
В свою очередь спикер парламента Молдавии Игорь Корман заявил, что обсудит эту тему в ходе намеченного на 17 апреля визита в Россию. Мы обсудим и эту проблему. Считаю, что смена позиции - не в интересах России", - заявил молдавский спикер, его слова приводит regnum.
Считаю, что смена позиции - не в интересах России", - заявил молдавский спикер, его слова приводит regnum. Президент соседней Румынии Траян Бэсеску выразил уверенность в том, что целью главы российского государства Владимира Путина является возвращение под свой контроль устья Дуная и восстановление границ СССР. Как заявил Бэсеску в эфире румынского телеканала Digi24, эти планы Москвы угрожают не только Украине, но и Молдавии. Мне страшно за Республику Молдова, меня беспокоит Приднестровье, - отметил румынский лидер. Крым был "нулевой целью", итоговой же целью является возвращение к традиционным границам СССР". В настоящее время Приднестровье как суверенную республику признают лишь частично признанные Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанная Нагорно-Карабахская Республика. В молдавской версии название звучит как «Днестровская Молдавская Республика».
Однако недвусмысленное волеизъявление приднестровцев позволит, во-первых, сохранить статус-кво республики, во-вторых, даст возможность России сохранить в регионе свое военное присутствие. Стоит напомнить, что в 2003 г.
Тогда президент Молдавии отказался от этого плана. Теперь, считает А. Макаркин, к плану Козака могут и вернуться, вот только теперь объединение будет предложено, максимум, на конфедеративной основе. Есть и другое мнение. Накануне в Тирасполе в Международном пресс-центре в ходе пресс-конференции делегации депутатов от Государственной думы Виктор Алкснис сказал: "Референдум - это судьбоносное событие для Приднестровья, в ожидании которого люди находились более чем 16 лет. Я считаю, что приднестровцы выстрадали свою судьбу, и теперь она будет основана на их свободном волеизъявлении". По приезду в Москву нашей делегации Госдума примет обращение к президенту РФ Владимиру Путину о признании независимости Приднестровья Россией в одностороннем порядке. Более того, я склонен к тому, что такое решение будет принято".
Он опроверг утверждения о том, что проведение референдума является началом его президентской кампании по выборам, которые состоятся в декабре нынешнего года. А референдум мы должны проводить сейчас, так как самое время определить свои внешнеполитические приоритеты", - заявил Смирнов. Он выразил надежду также, что референдум признает и международное сообщество, так как это "демократическая форма волеизъявления народа". Мы на референдуме заявили о независимости, подтвердили независимость, приняли конституцию. С нашим мнением не желают считаться, в то время как Молдавия заявила об интеграции с Евросоюзом и НАТО, не проведя ни одного референдума. Я считаю это несправедливым. Международные наблюдатели должны промониторить референдум, чтобы признать его результаты", - подчеркнул Смирнов. Есть мнение по теме? Оставьте Ваш комментарий.
В Приднестровье вспоминают референдум о независимости
В чем разница между двумя этими плебисцитами? Игорь Шорников: На мой взгляд, в Крыму был полностью использован приднестровский опыт. Если бы не было референдума 2006 года в Приднестровье, то не было бы и Крымского прецедента. Принципиальной разницы между двумя референдумами нет. Разница в том, какая опасность угрожала приднестровцам и крымчанам в периоды проведения плебисцитов.
В Приднестровье к сентябрю 2006 года уже не было никакой физической опасности для людей, мир на Днестре надежно защищали российские миротворцы, а экономическая блокада к тому времени уже начинала преодолеваться. А в Крыму в марте 2014 года было самое обострение, вполне мог начаться геноцид. Другого способа избежать кровопролития, наверное, не было. Россия, реализуя итоги Крымского референдума, буквально спасала жизни людей.
ПолитНавигатор: Что нужно, чтобы итоги приднестровского референдума 2006 года хотя бы частично реализовались? Игорь Шорников: Шансов на цивилизованную реализацию референдума 2006 года, в случае сохранения стабильности, нет никаких. Только острый кризис способен перечеркнуть те региональные тенденции, которые активно развиваются последние годы. К несчастью, мы видим, что региональные игроки как раз подталкивают к такому кризису.
Это парадоксальная ситуация, но может так случиться, что благополучно «забытый» референдум в какой-то момент станет единственной правовой реальностью. Не стоит напоминать, что Российская Федерация признала выбор приднестровцев легитимным, а последствия того признания «дамокловым мечом» висят над теми, кто хочет перекроить региональную ситуацию.
Мы их заставим говорить по-румынски, уважать наш язык, нашу культуру…» — таким высказыванием стала известна одна из активистов НФМ поэтесса Леонида Лари Йорга.
В конечном итоге НФМ навязал свой вариант законов о языке, который был значительно жестче и дискриминационным по отношению к нетитульным этносам МССР. Уже в июле 1989 года в Кишинёве интернациональные силы создали в противовес НФМ «Интерфронт», куда вошли и представители Приднестровья: Анатолий Большаков - директор завода литейных машин им. Тем не мене идеи интердвижения были очень популярны в Приднестровье, особенно в среде рабочих и инженерно-технических работников. Центрами сопротивления идеям национал-экстремистов из Кишинёва стали «Точлитмаш» им.
На политическую арену выходит новая сила - трудовые коллективы, которые сыграют одну из главных ролей в создании Приднестровской республики. Требуем равноправия и референдум! К лету 1989 года Советы трудовых коллективов СТК существовали на всех предприятиях. Они наряду с партийными, комсомольскими и профсоюзными органами включались в решение социально-экономических проблем.
В соответствии с документом удалось разъединить противоборствующие силы и создать между ними зону безопасности протяженностью 225 км и шириной 12-20 км. В зону безопасности были введены совместные миротворческие силы. Попытки урегулирования конфликта Начиная с 1993 года Кишинев и Тирасполь ведут переговоры о правовом статусе Приднестровья. Молдавия выступает за предоставление Приднестровью статуса особого автономно-территориального образования в составе республики. Согласно документу Приднестровье получило статус "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью" Молдавии. Закон был принят в одностороннем порядке, без консультаций с Тирасполем. Власти непризнанной республики заявили, что решение Кишинева "практически похоронило план приднестровского урегулирования". Власти Приднестровья заявили, что вопрос о возможном вхождении в состав РФ будет рассматриваться только после международного признания независимости региона, а итоги голосования "будут положены в основу позиции Тирасполя на переговорах по приднестровскому урегулированию". Отношения Кишинева и Тирасполя ухудшились после избрания в 2020 году президентом Молдавии Майи Санду от проевропейской Партии действия и солидарности.
Официальный Кишинев взял курс на сворачивание всех форм взаимодействия с Приднестровьем, включая отказ от ранее достигнутых договоренностей. Переговоры с Тирасполем не проводятся. Обстановка в Приднестровье осложнена и из-за нестабильной ситуации в соседней Украине, где в 2014 году новые власти начали репрессивную политику в отношении граждан Донбасса. Российские миротворцы в Приднестровье 29 июля 1992 года в зону безопасности, созданную в соответствии с соглашением о принципах мирного урегулирования конфликта, были введены совместные миротворческие силы СМС , в состав которых вошли российские, молдавские и приднестровские военные. Зона состоит из трех участков - северного, центрального и южного. В ней также определен район с повышенным режимом безопасности центр - город Бендеры. Разделительная зона безопасности расположена по реке Днестр в удалении от приднестровского участка молдавско-украинской границы. В непризнанной республике также дислоцирована Оперативная группа российских войск ОГРВ численностью около 1 тыс. В их задачи входит охрана складов, где хранится свыше 20 тыс.
Вывоз боеприпасов был заблокирован властями Приднестровья на фоне обострения отношений с Кишиневом. Кроме того, ОГРВ оказывает поддержку миротворцам, которые фактически оказались в блокаде после того, как Украина на своей территории перекрыла пути их снабжения.
Во-вторых, политическое присутствие. Оно выглядит более проблемным в связи с тем, что не налажен механизм постоянных политических контактов и консультаций между двумя сторонами. Однако это отчасти компенсируется достаточно регулярными переговорами на уровне парламентских делегаций и наличием должности спецпредставителя Президента РФ по торгово-экономическим отношениям с Молдовой с июля 2018 г. Козак , которая появилась взамен упраздненной должности спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью. В-третьих, социально-экономическое присутствие является крайне несбалансированным. Важным шагом, с одной стороны, стало решение о выплате российских пенсий приднестровским пенсионерам, правда не всем, а только гражданам России, постоянно проживающим на территории Приднестровья. Но при этом в Приднестровье практически не реализуются какие бы то ни было серьезные инвестиционные проекты, за исключением деятельности российского инвестора «Интер РАО», который владеет Молдавской ГРЭС, осуществляет поставки электроэнергии главным образом на молдавский рынок, но при этом активно работает и в Приднестровье.
В целом же российский бизнес, несмотря на крайне либеральное по отношению к иностранным инвесторам законодательство Приднестровья, не спешит развивать свою активность в этой непризнанной республике. В-четвертых, гуманитарное сотрудничество достаточно активно развивается, на регулярной основе проводятся конкурсы, олимпиады, научные конференции, семинары и т. Но возникает большой вопрос: достаточно ли этого для маленькой республики, зажатой между ориентирующимися на США и ЕС Молдовой и Украиной? Ведется ли активная работа по линии соответствующих российских ведомств, например Россотрудничества и др.? В-пятых, оставляет желать лучшего институциональное сотрудничество, то есть постоянное взаимодействие российских и приднестровских профильных органов. В ПМР работают несколько пунктов выездного консульского обслуживания, общественные приемные отдельных депутатов Госдумы, но отсутствуют полноценные консульские учреждения, нет генерального консульства, так и не было создано «Бюро специального представителя Президента России по Приднестровью» о его создании в свое время заявлял Д. Рогозин, занимавший эту должность в 2012-2018 гг. Нет аккредитованных в России специальных центров, которые могли бы контролировать поставки в Россию приднестровской продукции. Все это позволяет сделать вывод, что России необходимо в будущем более детально проработать свою политику по Приднестровью, чтобы избежать подобных пробелов9.
Это еще раз подтверждает тот факт, что большая часть международного сообщества поддерживает позицию Молдавии, о которой уже говорилось выше. Против данной позиции выступает не только Россия, но и МИД ПМР, который сразу же напомнил, что присутствие в зоне конфликта российских миротворцев закреплено соглашением 1992 года10. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами РФ Б. Ельциным и РМ М. Главным достижением этого соглашения явились договоренность о прекращении огня в зоне конфликта и обязательство РФ и РМ поддерживать это положение11. Не удалось реализовать, как уже отмечалось выше, и «Меморандум Козака»: с одной стороны, это произошло из-за противодействия Запада, с другой - по причине нежелания властей Молдовы сохранить присутствие в Приднестровье российских миротворцев. Тогда был подготовлен визит В. Путина в Кишинев, но в последний момент, явно поддавшись давлению со стороны Запада, Президент Молдовы В. Воронин отказался от подписания «Меморандума».
Новое пришествие Д. Козака в процесс разрешения данной проблемы состоялось 11 июля 2018 года, когда, согласно Указу Президента РФ, он был назначен специальным представителем президента по развитию торгово-экономических отношений с РМ12, что рассматривалось как возврат к «Меморандуму Козака» 2003 года. Козак действительно развил бурную деятельность. Так, только в июне 2019 года он дважды посещал столицу Молдовы Кишинев, и его визиты в какой-то мере изменили расклад политических сил в стране. В частности, Д. Козак встретился не только с представителями традиционно считающейся пророссийской Партии социалистов Республики Молдова ПСРМ , лидером которой является Президент страны И. Додон, но и с представителями явно стоящего на прозападных позициях блока «ACUM» «Сейчас» , объединяющего партии «Платформа «Достоинство и правда» и «Действие и солидарность», которые стоят на правых позициях. В основном на базе этих объединений в РМ было создано правительство во главе с М. Санду в ноябре 2019 г.
Плахотнюка, которого за глаза называли «хозяином Молдовы» и который долгое время возглавлял одну из наиболее влиятельных политических сил в стране - Демократическую партию СМИ даже писали, что бежал В. Плахотнюк весьма своеобразным способом - через неконтролируемое официальным Кишиневом Приднестровье в Одессу, а потом в неизвестном направлении. Осознавая важность и значимость контактов с Россией, ее роли в урегулировании конфликта в Приднестровье, руководство ПМР придает большое значение контактам с парламентариями РФ по вопросам урегулирования конфликта. В январе 2018 года президент ПМР В. Красносельский и министр иностранных дел В. Косачевым, в ходе которой были также обсуждены перспективы экономических связей13. Что касается последних, то соответствующий указ о выдаче жителям этих непризнанных республик паспортов в упрощенном порядке в конце апреля 2019 года подписал Президент РФ14. В Приднестровье же выдача российских паспортов началась задолго до того, как это стали делать в других непризнанных республиках постсоветского пространства. Что касается миротворческой миссии России в Приднестровье, то о ее значимости говорит хотя бы тот факт, что за 27 лет в разделительной зоне безопасности по Днестру не произошло ни одного столкновения, которое сопровождалось бы человеческими жертвами.
Эту тенденцию отмечают и в самой ПМР. В частности, в конце июля 2019 года пресс-служба президента ПМР В. Красносельского распространила заявление, приуроченное к 27-летию начала миротворческой операции на Днестре. В нем отмечалось, что деятельность российских миротворцев демонстрирует надежный и эффективный механизм преодоления данного конфликта и неповторения кровавых событий в этом регионе, которые имели место в 1992 году15. Кроме того, президент ПМР лично вручил в городе Бендеры государственные награды республики военнослужащим, отличившимся при проведении миротворческой операции.