Плохая кратковременная память и провалы у пожилых людей: проявления и лечение. Со временем такая практика приносит плохие плоды: память действительно ухудшается. Плохая память и возрастные когнитивные изменения. Плохая память на определённом этапе жизни может быть нормальной частью процесса старения.
Все помнить невозможно
- Снижение памяти: причины, симптомы, признаки, стадии, последствия, лечение | Rehab Family
- Врач объяснил, почему у пенсионеров плохая память | Москва | ФедералПресс
- Ухудшения памяти: признаки, факторы, последствия, при проблемах с памятью, советы
- 2. Заболевания других органов
- Игры разума: как мозг стирает нашу память и зачем он это делает
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Почему? Потому что кратковременная память оперирует короткими блоками информации — от пяти до девяти элементов. Самой частой причиной ухудшения памяти является пожилой возраст и, как следствие, изменение функциональной активности мозга, уменьшение объема его тканей, количества клеток и уровня метаболизма. Наиболее "популярная" причина, почему происходит ухудшение памяти, внимания это. Свои наблюдения он описал в книге «Полный гайд по памяти: наука об улучшении вашего сознания», последовательно разобрав причины снижения когнитивных способностей и описав способы, которые помогут натренировать память. Память в таком случае переходит на определенный уровень подсознания, но при подходящей ситуации плохое воспоминание всплывет.
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Стала плохой память: что делать, если причины выявлены и устранены | Другие возможные причины потери памяти включают в себя болезни щитовидной железы, а также ряд других заболеваний, влияющих на мозговую активность. Что делать, если у ребенка плохая память. |
Забывать слова — это нормально? Как отличить простую рассеянность от надвигающейся деменции | И он может «плохо себя вести» по разным причинам, особенно – при разгоне. |
Узнали, почему ухудшается память после 40 лет и в каких случаях нужно срочно бежать к врачу
Медленно прогрессирующий. Развивается в течение 1 месяца или лет вследствие опухолей и нейрогенеративных заболеваний. Расстройства памяти делятся на несколько типов: гипермнезию усиление , гипомнезию снижение , амнезию отсутствие и различные подтипы парамнезий — качественных изменений сохраненной информации. Виды снижения памяти имеют следующую классификацию: Модально-неспецифические. Проявляются нарушением в различных областях деятельности пациента: он забывает только что произошедшее событие, выполненное действие или намерение. Нарушение может проявляться как при запечатлении следов, так и при произвольной мнестической деятельности. Среди факторов, провоцирующих данный вид нарушения — корсаковский синдром при алкогольном отравлении. У больного возникают проблемы с сохранением и воспроизведением информации определенной категории, однако, целостность сознания при этом не нарушается. Как результат, у пациента могут возникнуть проблемы с акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной и двигательной памятью. В данном случае поражаются речевые зоны мозга.
Больной не может систематизировать и организовать поступающую информацию при помощи словесно-смысловой переработки. Лечение нарушения памяти зависит от правильной постановки диагноза и вида расстройства. Медлить с обращением к врачу в данном случае нельзя, так как заболевания из медленно-прогрессирующей стадии может перейти в острую фазу, тогда лечение будет не столь эффективным, а прогноз неутешительным. При малейших признаках появления проблем с памятью необходимо обратиться к специалисту в современную клинику. Осложнения снижения памяти Ухудшение памяти влияет на все аспекты жизни человека. Длительное течение болезни, и отсутствие своевременного и эффективного лечения, со временем приводит к распаду двигательных способностей человека, а также, интеллектуальному дефициту. Поначалу больной испытывает проблемы при чтении, письме и счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени. При тяжелых формах у больного теряется способность обслуживать себя, принимать пищу и говорить.
Среди последствий ухудшения памяти — социальные осложнения, снижение качества жизни, утрата профессиональных способностей. Больной не может корректно использовать инструменты, приборы, совершает неадекватные действия. Нередко пациенты испытывают депрессию, которая может носить затяжной характер и, как следствие, приводить к мыслям о самоубийстве. У некоторых пациентов развивается тревожное расстройство — беспокойство за свое и будущее своих родственников. При проявлении первых признаков ухудшения памяти необходимо посетить невропатолога в специализированной клинике. Медлить в данном случае нельзя, ведь болезнь может стремительно прогрессировать. При своевременном лечении можно добиться неполной или же полной ремиссии, в зависимости от степени тяжести болезни. Диагностика снижения памяти Постановка диагноза проводится после первичного осмотра и сбора анамнеза. При необходимости врач назначает консультацию терапевта, нейропсихолога, психотерапевта или онколога.
Диагностика позволяет проверить работу черепно-мозговых нервов, определить амплитуду движения глазных яблок, симметричность языка и зубного оскала, оценить мимические и произвольные движения. Проводится слуховая, зрительная, обонятельная, рефлекторная и речевая оценка. Для диагностики используются специальные тесты, призванные выявить способность пациента к запоминанию и воспроизведению информации. Для выявления нарушений когнитивных функций назначаются лабораторные исследования, ЭЭГ, МРТ и компьютерная томография головного мозга. Тестируются следующие виды памяти: Механическая. Используется методика 10 слов, включающая в себя запоминание слогов и 2-х рядовых слов. Тест помогает выявить колебания динамики функций психики и истощаемости. Пациенту предлагается пересказать текст разной сложности. Низкие результаты говорят о нарушении сложных форм памяти, которые обусловлены абстрактным мышлением и речью.
Врач предлагает больному запомнить материал с помощью промежуточного символа. Сделать это бывает сложно пациентам при шизофрении, эпилепсии и инертности психических процессов. Тест проводится при подозрении на грубые речевые нарушения. Выявляется способность пациента запоминать материал и удерживать его в течение разного периода времени — от нескольких минут до нескольких часов. Помимо прочего, диагностика ухудшения памяти включает в себя: оценку соматического здоровья; неврологическую, психиатрическую и психологическую оценку; психометрическое тестирование для измерения скорости и качества принятия решений, внимания и планирования. Диагноз ставится с учетом состояния больного, его поведения и результатов проведенной диагностики. Важным фактором при постановке диагноза является наличие современного и точного оборудования, поэтому лучше обращаться к специалистам в специализированную, современную клинику. Лечение снижения памяти Лечение подбирается врачом индивидуально, в зависимости от проведенной диагностики степени заболевания, а главное, причины возникновения заболевания. Среди методов лечения: Лекарственная терапия.
Ухудшается она у большинства людей по причине старения. Мозговая деятельность становится не столь активной, мозг уже не воспринимает большие потоки информации. Происходят эти процессы в норме после 50-55 лет. К сожалению, жители современных мегаполисов начинают жаловаться на качество памяти гораздо раньше этого возраста. Специалисты обеспокоены тем, что такие явления стали часто встречаться у детей и подростков. Естественно, что с плохой памятью любой школьник или студент будет медленнее усваивать информацию, и это скажется на качестве обучения.
На запоминание материала приходится тратить большее количество времени. Кратковременная и долговременная память Что же считать нормой в ухудшении памяти и ее потере? Определенного порога не существует, у каждого человека он свой. Все знают, что у памяти нет пределов. Существует такое понятие, как суперпамять. Те, кто ей владеет, способны запомнить мельчайшие подробности событий услышанных либо увиденных, произошедших когда-то в прошлом.
Многие официальные справочники и серьезные издания называют этот процесс не просто физиологическим явлением, но и способом накапливать культурный, жизненный опыт. Специалисты делят память на долговременную и кратковременную. У каждого человека соотношение их может различаться. Проблемы с памятью у молодых людей причины может иметь разные, но в любом случае большое значение имеют ее развитие и тренировка. Если вы обладаете развитой долговременной памятью, то материал, скорее всего, усваивать будете нелегко, но зато спустя годы информация останется в голове. Обладатели натренированной кратковременной памяти мгновенно запоминают материал, но буквально уже через неделю не могут воспроизвести то, что когда-то хорошо знали - информация не сохраняется.
Виды памяти Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины нужно искать в том, какие факторы этому способствовали. Видов памяти у человека очень много: есть слуховая, двигательная, зрительная. Кто-то хорошо запоминает материал зрительно, кто-то лучше воспринимает на слух, третьи лучше представляют воображают. Мозг человека разделен на зоны, каждая из которых отвечает за определенную функцию. Например, височные отделы контролируют речь и слух, затылочно-теменные отвечают за пространственное восприятие и зрение, а нижне-теменные — за речевой аппарат и движения рук. При поражении нижне-теменной зоны возникает болезнь, которая называется астереогнозия.
Человек в таком состоянии не ощущает предметы. Научные исследования подтвердили версию о том, что в процессах развития памяти и мышления немаловажное значение играют гормоны. Улучшают мозговые процессы тестостерон и эстроген, а вот окситоцин действует противоположно. Проблемы с памятью у молодых людей: причины ухудшения Частые стрессы, пребывание в затяжных депрессиях могут отрицательно сказываться на работе головного мозга. Проблемы с памятью у молодых людей основные причины : Наличие бессонницы, хроническая усталость. Нездоровый образ жизни, вредные привычки: алкоголь, курение.
Частый прием антидепрессантов, обезболивающих лекарственных препаратов. Например, лечение многими фармацевтическими средствами имеет побочные эффекты в виде ухудшения памяти. Недостаток аминокислот, витаминов групп А, В.
Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти. Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место. Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе. Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить. Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность.
Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию. Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они. Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз. К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее.
Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое.
Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов.
Когнитивные нарушения в 40 лет с меньшей вероятностью разовьются у людей с активной интеллектуальной нагрузкой. Высокая интеллектуальная нагрузка может быть обусловлена работой с большим объемом информации, например, в профессии врача, переводчика или юриста. И, наоборот, монотонная работа без необходимости поиска нестандартных решений способна ослабить когнитивный тонус. Если на работе недостаточно тренируется память, можно организовать занятия самостоятельно. Людям с гуманитарным образованием полезно решать математические задачи, а с техническим — учить иностранные языки, играть на музыкальных инструментах. В наше время можно скачать приложения для тренировки памяти на смартфон, чтобы заниматься при любом подходящем случае.
К сожалению, память нас подводит раньше, чем мы ожидали. Но с этим можно бороться. Тренировки для мозга работают по такому же принципу, как тренировки в спортивном зале для мышц. Чем больше мы стараемся запомнить каждый раз на занятиях, тем меньше будем забывать в обычной жизни. Кстати, тренировку для мышц и для мозга можно совместить в одно время, если заняться танцами.
Почему плохая память – это хорошо?
Другие возможные причины потери памяти включают в себя болезни щитовидной железы, а также ряд других заболеваний, влияющих на мозговую активность. Что делать, если у ребенка плохая память. Почему появляется провалы в памяти? Симптомом каких заболеваний является нарушение памяти, лечение симптома, список рекомендуемых анализов и исследований, к какому врачу обратиться. И он может «плохо себя вести» по разным причинам, особенно – при разгоне. Что может служить причиной потери памяти в пожилом возрасте, из-за чего вдруг возникают провалы памяти у престарелых – давайте рассмотрим на итогах многолетних исследований геронтологов, врачей и ученых. Наша память сознательно блокирует сильные негативные воспоминания, чтобы принести пользу нам и нашему здоровью, в том числе и психологическому. Прежде чем говорить о лечении плохой памяти, важно понять, что может быть причиной ухудшения памяти.
Не деменция. Мясников пояснил, из-за чего можно полностью потерять память
Почему плохая память – это хорошо? Человеческая память ненадежна, но возможно, это не так плохо, как может показаться. Бокал красного вина перед сном — это плохо или хорошо? Самой частой причиной ухудшения памяти является пожилой возраст и, как следствие, изменение функциональной активности мозга, уменьшение объема его тканей, количества клеток и уровня метаболизма. А определять истинную причину ухудшения памяти должен специалист. «Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью.
Плохая память, причины. Как улучшить память?
Важно понимать, что за астенией могут скрываться более тяжелые проявления, требующие дополнительной диагностики и специфической терапии. Да, совсем недавно был достаточно сложный случай. Ко мне обратился пациент после перенесенной две недели назад пневмонии, вызванной SARS-CoV-2, с жалобами на онемение кистей и стоп. Мы провели ряд необходимых лабораторных и инструментальных исследований. В считанные дни к онемению присоединилась слабость в конечностях и осиплость голоса. Такие симптомы характерны для серьезной аутоиммунной патологии, возникающей после ряда инфекций — полирадикулоневропатии Гийена-Барре.
Пациенты с подобными симптомами требуют обязательного нахождения и наблюдения в отделении реанимации и интенсивной терапии, так как при прогрессировании заболевания могут поражаться дыхательные мышцы. Сложность состоит в том, что в этом случае пациент и так испытывает трудности с дыханием, вызванные пневмонией. Пациент был помещен в неврологический стационар. В данном случае успешное выздоровление предопределила своевременность диагностики и лечения. Расскажем, как лечиться правильно, объясним разницу между псевдо- и доказательной медициной.
Разберем на примерах, каким новым технологиям можно доверять, а на что не стоит тратить время и деньги.
Но общие признаки у всех схожи. Вообще всё, что происходит с вашей памятью, зависит только от вас. Никакие родственники ни близкие, ни дальние предки здесь ни при чем. Память по наследству не передается.
Естественно, опыт этот никак не затрагивает гены, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. Поэтому ясно, что память ни при каких обстоятельствах не может передаваться по наследству. Получается, что прижизненный опыт человека умирает вместе с ним? В общем — да, но не все так грустно. Человек — социальное существо.
А раз так, то знания, умения и опыт, накопленные при жизни, все-таки передаются потомкам, но только не биологическим путем, а благодаря книгам, фильмам, звукозаписям, посредством демонстрации и примера, — объясняет Эдуард Коркотян. Почему мы не можем вспомнить слова, фразы и имена? Ничего удивительного в том, что вы забываете слова, нет. В современном языке их около полумиллиона, в то время как чаще всего человек обходится в среднем шестью тысячами. Вполне естественно, что мы забываем слова, которыми редко пользуемся.
Происходит это из-за того, что память строится из взаимосвязанной информации, и только от ассоциаций зависит, как быстро мы вспомним, что хотели сказать. Вы учились когда-то в одном классе. Произошло это в день, когда прошла сильная гроза, в домах гас свет. А накануне выиграла ваша любимая команда. Прошел год, и вы пытаетесь вспомнить, кого тогда встретили.
Подсказать может встреча с каким-то другим одноклассником, сильная гроза, выступление команды или перегоревшая лампочка. Принцип, изложенный здесь очень упрощенно, и называют ассоциативностью. Почему мы помним стишок из школы, но забываем, для чего пришли в магазин? Во-первых, потому что, скорее всего, этот стишок мы долго и муторно учили в школе. Во-вторых, в школьные времена наш мозг был менее засорен горой информации, которая накопилась за жизнь, и был более восприимчив к новой информации, — рассказывает Никита Жуков.
Они должны сказать, является ли данный стимул таким же, как N шагов назад. Соответственно, N может быть равным единице, двум, трем и т. Чем больше N, тем сложнее задача.
Модель рабочей памяти по Алану Бэддели. Источник За время проводимых исследований Фил вырос и сам стал заниматься научными изысканиями. Он заинтересовался идеей проблем с рабочей памятью и изучил модель рабочей памяти, предложенную Аланом Бэддели.
Поскольку дети с СДВГ показывали низкие результаты при решении аудиально-пространственной задачи на память, исследователи сделали вывод, что СДВГ вызван проблемами в развитии фонологической петли — компонента, ответственного за обработку вербальной и объектной информации. Дальнейшее углубление в изучение проблем, возникающих в рабочей памяти при СДВГ, позволило обнаружить, что расстройство может быть связано с нарушением обмена нейромедиатора дофамина во фронтальной коре и проблемами мозжечка. А это означало, что если как-то повлиять на них, то можно избавить человека от данного синдрома.
Фил был удивлен, выяснив это. Он уже знал, что рабочая память зависит в первую очередь от деятельности лобно-теменной сети. Однако, углубившись в исследования СДВГ, он убедился, что мозжечок, долгое время считавшийся исключительно двигательным центром нашего тела, также играет значительную роль в деятельности рабочей памяти.
Хотя обычно этой части мозга ученые не уделяли должного внимания. Таким образом, отчасти благодаря исследованию пациентов с СДВГ, ученые открыли еще одну зону, вовлеченную в рабочую память, — мозжечок. В то же время, изучая рабочую память, они смогли обнаружить возможные механизмы развития СДВГ — проблемы фонологической петли.
Постепенно ему стало легче концентрироваться, общаться и учиться. Врачи узнали , что Фил, опираясь на научные данные, использовал для обучения другие педагогические форматы — преимущественно аудиальные и двигательные, которые позволяли не только тренировать фонологическую петлю, но и тратить энергию тела. Вместе с тем он применял различные упражнения для развития рабочей памяти и внимания.
Кроме того, Фил некоторое время работал с психологом Вайолет Оклендер. На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками. В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику.
Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга. В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями.
И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей. Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое.
Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры.
Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы.
Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее.
Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти.
Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией.
Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением.
Также браслеты можно получить через постаматы в крупных госбанках города. Причины потери памяти Как рассказала «ВМ» клинический психолог, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья Ирина Рощина, при «неожиданной» потере памяти причиной может быть тяжелая травма головного мозга. При этом память снижается или нарушается, но не «теряется». Поэтому обычно говорить приходится только о снижении способности помнить какую-либо информацию.
А такому явлению всегда бывают причины, и его симптомы совершенно разные. Это может быть и очень мощная интоксикация например, алкоголь, наркотики , воздействующая на организм и центральную нервную систему, которая патологически влияет на психику, в том числе и на память, — рассказала Рощина. Кроме того, нарушение памяти может сопровождать некоторые виды нарушенного сознания. Например, у специалистов даже есть такое понятие, как сумеречное помрачение. В таком состоянии сознания больной может совершать какие-то действия: например, уехать далеко от дома. После того как пребывание в «сумерках» заканчивается, человек может не помнить своих действий и отрицать их.
При этом определить в толпе, например, в метро, человека в состоянии «сумерек» очень сложно. Как рассказал координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Олег Леонов, основная причина, по которой теряются люди, это беспечность, забывчивость, и недостаток внимания друг к другу. Причем часто от этого сострадают взрослые люди. Например, они куда-то уезжают и забывают сказать об этом родным. С ним все хорошо там, просто он забыл позвонить и сказать родственникам, что он там останется на три дня, планы поменялись. Или пошел в гости, остался на ночь, забыл сказать родным.
И таких случаев очень много, — рассказал собеседник издания. Дети же чаще всего теряются из-за того, что взрослые занимаются своими проблемами или делами и не смотрят за малышами и подростками. Леонов объясняет такие ситуации невнимательностью и отсутствием «проговаривания ситуации заранее».
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость
Детские проблемы с запоминанием обычно обусловлены: отсутствием психологического комфорта в семье и во время учёбы; ослаблением иммунитета; развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивностью; врождёнными патологиями головного мозга. Что влияет на ухудшение памяти? Существует ряд факторов, которые могут провоцировать снижение памяти: злоупотребление алкоголем; употребление некоторых психотропных средств, антигистаминных, обезболивающих и других специфических препаратов; дефицит тиамина витамина В1 ; отсутствие полноценного сна и отдыха; рассредоточенность при выполнении дел и отвлечённость. Профилактика снижения памяти В случае, когда серьёзных патологий у человека не обнаружено, а память всё же оставляет желать лучшего, резонно будет воспользоваться рядом профилактических средств: восполнение уровня витаминов группы В преимущественно В1 и В12 ; отлаживание графика сна, который должен составлять не менее 7 часов и приходиться на тёмное время суток; естественное насыщение крови кислородом во время прогулок на свежем воздухе и физических упражнений; развитие новых навыков и получение дополнительных знаний. Также существует ряд техник для тренировки памяти.
Записаться на прием Термином «старческий склероз» называют болезни, связанные с расстройством памяти у пожилых. На самом деле такого заболевания нет. К старости у многих людей развивается возрастная забывчивость.
Ее причинами, кроме мозгового атеросклероза, являются деменцияпозднего возраста, болезни Альцгеймера и Пика. Почему ухудшается память Это замечают многие — с возрастом сложнее вспомнить, где вы оставили ключи или телефон. Имена и фамилии, которые раньше буквально всплывали в голове, приходится «вытягивать из памяти». Майкл Яссы, невролог из Университета Джона Хопкинса США выяснил, что ухудшение памяти связано с процессами деградации в гиппокампе — этот отдел височной части мозга осуществляет оперативную обработку и хранение данных. Он чем-то схож с оперативной памятью и жесткими дисками компьютера: при необходимости человек отыскивает в мозговом «архиве» нужную информацию. С возрастом мозгу это делать труднее. Это связано не с перенасыщением ресурса, а со снижением скорости и эффективности мозговых процессов.
Атеросклероз сосудов вызывает ухудшение кровоснабжения тканей головного мозга и гибель мозговых клеток. Нейроны в нервной ткани погибают и не восстанавливаются. Физиологическим причинами Майкл Яссы объясняет и склонность пожилых людей к ностальгии и воспоминаниям молодости. Мозгу легче выдавать имеющуюся информацию, чем обрабатывать новую, особенно кратковременную.
Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. Первая — нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память. Вторая фаза запоминания — закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами. Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело. Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК дезоксирибонуклеиновой кислоты , находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами.
Меняется ли рабочая память при депрессии или обсессивно-компульсивном расстройстве? Как страх перед микробами отражается на активности разных областей мозга? Никита Отставнов рассказывает о том, как расстройства рабочей памяти влияют на людей, а ментальные расстройства — на рабочую память. Плохая пространственная и звуковая память СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности Фил казался обычным ребенком, неугомонным, стремящимся изучать окружающий мир. Он с интересом проводил опыты в компании сверстников, записывал полученные, по-детски наивные результаты, пытался утолить постоянную жажду знаний. Когда пришла пора идти в школу, родители вздохнули с облегчением: наконец-то Фил получит доступ к тому, что так активно искал, — к информации. Источник Однако в школе дела складывались не лучшим образом. Учителя жаловались на Фила: он постоянно ерзал на стуле, раскачивался, без остановки задавал вопросы, далеко не всегда связанные с изучаемой темой. Ребенок всё время отвлекался , не мог сконцентрироваться, плохо решал задачи и тесты, а в домашних работах делал много ошибок. Вскоре педагоги отметили, что он хуже остальных читает и считает, однако никто не спорил с тем, что ребенок очень смышленый. Дома Фил не переставал заниматься своими экспериментами, но теперь родители обратили внимание, что он редко доводил их до конца. Более того, мальчик стал чаще жаловаться на усталость и плохой сон. Что такое рабочая память и как она устроена Анатомия принятия решений: что такое рабочая память и можно ли ее улучшить Учителя пригласили родителей для беседы. Они утверждали, что у Фила синдром дефицита внимания и гиперактивности. Мысль, что их ребенка считают «ненормальным», возмутила родителей. Через несколько месяцев Фила перевели в другую школу, где ситуация повторилась… В конце концов родители прислушались к советам учителей, ведь жалобы на Фила не прекращались. Несмотря на укоренившийся в сознании родителей стереотип, что поход к психологу — фактически признание «ненормальности», они всё же решились на этот шаг. Невролог попросил родителей внимательно наблюдать за поведением ребенка, он проводил многочисленные интервью с Филом и его учителями, заставлял мальчика выполнять различные психологические тесты. Через 6 месяцев работы он поставил диагноз — СДВГ, потому что как минимум 6 симптомов данного расстройства непременно проявлялись в течение всего периода обследования. СДВГ — один из самых противоречивых синдромов в неврологии. Однако цифра приблизительная, так как немногие родители решаются пойти с этой проблемой к врачам и боятся навесить на ребенка ярлык «психически нездорового». Взрослые же просто не признают СДВГ. Американский психолог Вайолет Оклендер писала , что дети, подобные Филу, «не владеют своим телом», «суетливы и много двигаются на месте», «испытывают трудности в учебе, вызванные недостаточной способностью к восприятию зрительных, слуховых, а иногда и тактильных образов». СДВГ — это расстройство, с которым нужно бороться, поскольку пренебрежительное отношение к нему зачастую оборачивается образовательными и социальными проблемами. Ученый проводил исследования с применением функциональной магнитно-резонансной томографии фМРТ и с ее помощью продемонстрировал, что у Фила и других подобных детей немного отличается анатомия мозга: объем префронтальной коры и мозжечка чуть меньше, чем у обычных детей. Впрочем, к 15 годам разница нивелировалась. Кастелланос также показал, что у людей с поражениями в этих областях никогда не наблюдается СДВГ. Исследователь Рассел Барклей, наблюдая за развитием ситуации, предложил свою интерпретацию событий. Так как префронтальная кора связана с рабочей память, возможно, именно ее нарушения лежат в основе СДВГ. Эту идею подхватил другой ученый, Ларри Сьедманн, который, используя задачу на рабочую память n-back-задачу , показал, что у взрослых с СДВГ наблюдается меньшая активность в левой нижней затылочной доле и мозжечке. N-back-задача позволяет проверить способность рабочей памяти к обновлению ее содержимого. Участникам показывают серию букв звуков, изображений и т. Они должны сказать, является ли данный стимул таким же, как N шагов назад. Соответственно, N может быть равным единице, двум, трем и т. Чем больше N, тем сложнее задача. Модель рабочей памяти по Алану Бэддели. Источник За время проводимых исследований Фил вырос и сам стал заниматься научными изысканиями. Он заинтересовался идеей проблем с рабочей памятью и изучил модель рабочей памяти, предложенную Аланом Бэддели. Поскольку дети с СДВГ показывали низкие результаты при решении аудиально-пространственной задачи на память, исследователи сделали вывод, что СДВГ вызван проблемами в развитии фонологической петли — компонента, ответственного за обработку вербальной и объектной информации. Дальнейшее углубление в изучение проблем, возникающих в рабочей памяти при СДВГ, позволило обнаружить, что расстройство может быть связано с нарушением обмена нейромедиатора дофамина во фронтальной коре и проблемами мозжечка. А это означало, что если как-то повлиять на них, то можно избавить человека от данного синдрома. Фил был удивлен, выяснив это. Он уже знал, что рабочая память зависит в первую очередь от деятельности лобно-теменной сети. Однако, углубившись в исследования СДВГ, он убедился, что мозжечок, долгое время считавшийся исключительно двигательным центром нашего тела, также играет значительную роль в деятельности рабочей памяти.