Ровно 90 лет назад началась уникальная операция по спасению пассажиров корабля «Челюскин», которая продлилась два месяца. В Дании после получения фрагментов корабля подтвердили – это и есть «Челюскин». В Дании после получения фрагментов корабля подтвердили – это и есть «Челюскин».
Герои Арктики: 90 лет назад началась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин»
По льду прибегали песцы, а однажды у самого корабля ледовые пленники пристрелили белого медведя. Телеграмма за телеграммой летели на берег к летчикам, работавшим на Чукотке. Но моторы маломощных самолетов в мороз не всегда заводились, а пурга и туманы «отменяли» полеты. Тем не менее челюскинцы каждый день ходили на расчистку оборудованного на льдине аэродрома. В роковой для «Челюскина» день ветер с утра подскочил с 5 до 7 баллов. Огромный ледяной вал живым чудовищем надвигался на корабль.
В 12 часов обрушился первый удар, настолько сильный, что корабль вздрогнул и заскрежетал. С левого борта слышался пулеметный треск — лед пробил обшивку и сквозь зияющие проломы вползал в каюты. Люди, быстро разделившись на группы, начали выгружать все необходимое на лед. Работа была четко организована, никакой паники. Благодаря тому, что льды, сжавшие «Челюскин», оставались на месте в течение двух часов, выгрузить удалось многое.
Как только лед немного расступился, корабль пошел ко дну, унося с собой в пучину и замешкавшегося завхоза корабля Могилевича. Всем остальным удалось спастись, включая грудную Карину и годовалую Аллу Буйко. Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине. В черной дыре льда наутро после гибели корабля всплыли бревна, доски, ящики. Их вырубали из льда и строили барак, за ним — камбуз и смотровую вышку.
После завершения этих строительных работ люди могли спать, принимать горячую пищу в теплом помещении. Из металлических бочек сооружали печки, котлы, посуду. Ученые ни на один день не прекращали научную работу, определяя по приборам местонахождение льдины, изучая погодные условия и поведение льдов. Женщины шили из брезента рукавицы для работы — меховые в сложившихся условиях сразу же намокали и становились бесполезными. На доске, пригвожденной к двум воткнутым в снег жердям, появилась стенгазета «Не сдадимся!
Дрейфующим на льдине по воле ветра людям даже в голову не приходило, что их могут бросить на произвол судьбы в ледяном безмолвии, они твердо верили, что будут спасены, что Родина не оставит их в беде. Лед под лагерем челюскинцев тем временем жил своей жизнью.
Вплоть до мая он совершал испытательный поход, а в июне вышел в свое первое плавание до Ленинграда под командованием капитана Петериса Биезайса. Спустя два дня ледокол прибыл по назначению и в том же месяце был переименован из «Лены» в «Челюскин» в честь известного полярника-мореплавателя. Следующий поход судна состоялся в июле 1933 года. Корабль вышел из Ленинграда и направился в Мурманск, а по пути был вынужден зайти в доки города Копенгаген для устранения некоторых дефектов. Далее он успешно добрался до Мурманска, где сменил капитана на Владимира Воронина. Третье и последнее плавание «Челюскина» стартовало в августе 1933 года. Корабль взял на борт 122 человека и направился во Владивосток.
Как говорилось выше, ему предстояло пройти Северный путь за летнюю навигацию, причем прохождение судна на наиболее замерших участках должно было поддерживаться ледоколами. Гибель парохода Первые льды встали на пути корабля уже в Карском море. Он успешно преодолел их при помощи ледокола и направился к мысу Челюскин, который был пройден в начале сентября 1933 года. Далее события развивались следующим образом: После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах.
Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию. С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами. После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза. Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания.
Пароход ушёл на дно за два часа.
Этот населённый пункт является не только самой удобной точкой начала экспедиции, но и самой знаковой: сюда доставили челюскинцев после эвакуации со льдины, а местные жители оказывали им помощь. Здесь стоит школа, которую буквально через год после катастрофы на свои деньги построили Отто Шмидт и челюскинцы. Об этом напоминает мемориальная доска на здании. Правда, сейчас здесь наполовину школа, наполовину детский сад.
Историю "Челюскина" в этом посёлке помнит каждый. Представлено ООО "Фертоинг" Логистика экспедиции — очень сложная, словно на другую планету добираешься, но, по признанию участников, всё прошло гладко. И всё-таки маленькая неприятность, которая поставила под угрозу всё мероприятие, произошла… — В Анадырь наша команда прилетела в составе четырёх человек, — рассказывает Константин Богданов. К счастью, не самым популярным сегодня вирусом, а обычной простудой. Небольшая температура, насморк, отрицательный тест.
В итоге руководитель экспедиции отправил водолаза домой. Так из запланированных двух пар под погружение осталась одна тройка. Если раньше могли погружаться по очереди, теперь у нас только тройка: в новых незнакомых условиях с плохой видимостью отпускать кого-то одного неправильно. Представлено ООО "Фертоинг" 9 августа 2020 года. Погода благоволит, солнечно и без осадков, только достаточно сильный ветер.
Но у дна всё может быть иначе, местные воды непредсказуемы, предупреждают специалисты, уже нырявшие в арктических морях. Сумеют ли участники экспедиции увидеть пароход "Челюскин"? Навстречу подвигу "Челюскин" отправился в рейс по Северному морскому пути в августе 1933 года. От Мурманска до Владивостока он должен был проскочить за одну навигацию и доказать всему миру, что Арктика — наша. Экспедицию возглавил географ, руководитель Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт.
Пароход "Челюскин". Источник: wikipedia. Судно, изготовленное в Дании, предназначалось для ленских экспедиций и называлось "Лена". Это обычный пароход немного усиленной конструкции. Не бумажный, конечно, но к такому подвигу он был не готов.
Знаменитый полярник Владимир Визе написал тогда: "Набор корпуса недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, ширина парохода большая". Позднее историки писали, что "Челюскин" отправило не давление партийной номенклатуры и не мифические угрозы коллективного Сталина. Просто Отто Шмидт был по складу характера авантюристом и надеялся на удачу. Отто Юльевич Шмидт. Фото: wikipedia.
Потомственный моряк, помор Владимир Воронин тоже долго отказывался принять командование, поскольку "Челюскин" "совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам, для самостоятельного ледового плавания". И всё же Отто Юльевич уговорил Воронина: в Мурманске обещали найти капитана, который бы повёл "Челюскин" к славе, но смельчаков не нашлось. Всё предприятие стояло под угрозой срыва. Чтобы спасти честь своего товарища, Воронин согласился. В поход отправились 112 человек.
Помимо команды это учёные, журналисты, кинооператоры, художник Фёдор Решетников и поэт-конструктивист Илья Сельвинский. В успехе предстоящей экспедиции не сомневались настолько, что геодезист Васильев, к примеру, отправился в плавание с беременной женой. На путь через льды отважились несколько женщин и детей — семьи зимовщиков, которые должны были сменить команду на острове Врангеля, куда уже четыре года не могло пробиться ни одно судно. Запланированный успех обеспечивала проводка "Челюскина" ледоколом "Красин" в Карском море и ледоколом "Литке" в восточном секторе Арктики.
Раздавлен льдами
- Главная навигация
- В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин»
- 13 февраля 1934 года участники экспедиции Отто Шмидта высадились на лед
- Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин». Новости. Первый канал
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Молодые и дерзкие полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. «Челюскин» должен был пройти из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по СМП, закрепив опыт плавания «Сибирякова». Однако, в отличие от «Челюскина», этот корабль был подготовлен к плаванию в арктических льдах, имел «ледокольную» форму корпуса и был усилен по всем правилам. С борта корабля «Вице-адмирал Кулаков» в воздух подняли два вертолета Ка-27, которые доставили на побережье морских пехотинцев.
Морпехи Северного флота высадились на самой северной континентальной точке в Арктике
Его экипаж и члены находившейся на борту научной экспедиции отрабатывали схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Но в сентябре 1933-го судно было заблокировано льдами и дрейфовало пять месяцев. Когда корпус корабля дал трещину, команда и участники экспедиции высадились на лёд, забрав с собой всё самое необходимое, в том числе материалы для возведения временных построек. Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию.
С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами.
А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», — рассказал актер Глеб Калюжный. В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски — ездовых собак, которых традиционно используют на севере. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности!
Моя героиня Ольга Сомова — это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», — отметила актриса Стася Милославская. Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий.
В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине — живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре. Таким образом, конструкция в нужный момент могла поворачиваться на необходимый для кадра ракурс.
С помощью многолучевого эхолота с борта ледокола участники экспедиции провели трёхмерную акустическую съёмку судна. Также им удалось сделать фото и видео кадры объекта с помощью подводного аппарата "Марлин — 350". Это первая качественная съёмка парохода. Но до сих пор никому не удавалось сделать ни одного кадра парохода — район, где затонул корабль, находится недалеко от Берингова пролива, а здесь очень мощное течение и мутная вода», - прокомментировал руководитель медиагруппы РГО Леонид Круглов. На фото и видео хорошо видны носовая и средняя части судна, а также прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. Но, изучив отснятые материалы, специалисты пришли к выводу, что затонувший объект — пароход "Челюскин".
Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды "Челюскину" оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол "Литке", капитан которого предложил пробить для "Челюскина" проход к чистой воде. И здесь Отто Шмидт допустил ещё одну роковую ошибку. Полагая, что "Челюскин" окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, он отверг помощь "Литке". Ледокол отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября "Челюскин" стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей.
Экипаж ледокола "Литке". Время было упущено: между кораблями теперь находились поля многолетнего льда. Преодолеть их не мог даже ледокол. Стало ясно, что экипаж "Челюскина" ждёт зимовка, но ладно бы только это… Пароход не мог противостоять напору торосов, и момент, когда его раздавит, неминуемо приближался. Руководство экспедиции это понимало и разместило все важные грузы на палубе.
Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Экипаж был готов к такому исходу, за короткое время на лёд спустили людей и груз. Во время аварии завхоз Борис Могилевич упал в воду, а затем на него упало бревно. На льду оказалось 104 человека, в том числе женщины и двое маленьких детей часть пассажиров покинули судно ещё у острова Колючин. Кто искал "Челюскин"?
Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин". Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин". В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк".
Аквалангисты из Магадана и Мурманска в крайне сложных условиях достигли затонувшего корабля. На поверхность они подняли несколько металлических предметов — спинку кровати, фрагмент леерного ограждения палубы и несколько болтов и гаек. Их не передавали в музей, не подвергали экспертизе, они хранились в ныне разрушенном помещении Магаданского подводного клуба, а потом просто исчезли. Были ли они действительно с "Челюскина" — неизвестно. В 1989 году с судна "Дмитрий Лаптев" на "Челюскин" погружался журналист Сергей Мельников, который, по его словам, также достиг цели.
Но его информация вызывает у специалистов большие сомнения. Они обследовали все известные точки координат, где ранее велись поиски. Водолазы совершили несколько погружений, используя в числе прочего подводный сонар, бьющий в обе стороны на 400—500 метров. На поверхность подняли леерную стойку с корабля. Экспертиза подтвердила: это металл с "Челюскина".
Постоять на мостике "Челюскина" И вот спустя 86 лет водолазы погружаются на дно Чукотского моря, к легендарному "Челюскину". Константин Богданов первый спустился в ледяную воду. Признаётся, что такого волнения не испытывал уже давно. Представлено ООО "Фертоинг" — Первые 20 метров казалось, что нам повезло: поверхность прозрачная, бирюзовая вода, через которую пробивается яркое солнце. Но ниже началась плотная коричневая полоса и ночь.
Видимость на объекте — порядка полуметра, дальше всё мутится. Из-за того что в воде очень много взвеси, весь наш свет, который мы брали с собой, был малоэффективен: он даёт отражение — и ты ничего не видишь. Словно одновременно побывал и на Чёрном море, где абсолютная ясность воды, и на Балтике, помноженной на озёра или реки периода дождей, — рассказывает участник экспедиции.
Герои Арктики: 90 лет назад началась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин»
В 1980 году подводная лодка ВМС якобы посетила ориентировочную точку нахождения затонувшего парохода «Челюскин». 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. К 70-летию памяти "Челюскина" состоялась подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70".
Герои Арктики: 90 лет назад началась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин»
На морозе то и дело отказывали приборы. Сначала, чтобы ускорить эвакуацию, советское правительство решило купить в США два новых самолёта "Флитстер". Это предложил Маврикий Слепнёв. У него к началу челюскинской эпопеи уже был семнадцатилетний лётный стаж и большой опыт работы в Арктике. Он полагал, что самолёт, стартующий с Аляски, достигнет лагеря Шмидта раньше и с меньшим риском, чем машина, вылетевшая с Чукотки. Оба до этого уже бывали в Америке. При перелёте из США в чукотский посёлок Ванкарем, откуда планировались вылеты за челюскинцами, Леваневский повредил свой самолёт и не смог совершать вылеты. Маврикий Слепнёв до челюскинцев в итоге долетел, но при посадке ударился о ледяные торосы и смог вернуться на материк только через четыре дня. Но первым достиг лагеря не Слепнёв, а Анатолий Ляпидевский.
На Чукотку Ляпидевского вызвали ещё в декабре — на случай эвакуации кого-то с зазимовавших во льду пароходов, включая дрейфующий "Челюскин". И оказалось, что не напрасно. Ещё до катастрофы на "Челюскине" он совершил несколько полётов над океаном, приспосабливая себя и технику к суровой арктической погоде. Ляпидевский вспоминал, что всего за время экспедиции выполнил 36 вылетов. Вода для моторов при минус 40 грелась так медленно, что порой удавалось запустить только один мотор, а на второй уже не хватало светлого времени. Требовались немалые усилия просто для того, чтобы удержаться на ногах: из-за пурги уже в нескольких шагах ничего не было видно. А летящий в самолёте пилот сидел в открытой кабине. Шум мотора заглушал слова, так что переговариваться с бортмехаником, сидящим сзади, приходилось знаками или записками".
Пурга застилала горизонт, искали лагерь вслепую, всматриваясь в бесконечные белые просторы. Лётчики-герои Анатолий Васильевич Ляпидевский 1908—1983. Анатолий Ляпидевский. Сел в кабину. Чувствую — леденеют, слипаются веки. Почти ослеп. На взлёте ткнул правой лыжей, но самолёт все-таки оторвался, взмыл. Беру высоту.
Чувствую режущую боль в лице. Стащил перчатку, приложил к лицу. А тут ещё хлопает левый мотор. Нет, надо возвращаться, иначе — гроб. Начинаю планировать, перчатку уносит на ропаки. Стиснул зубы от страшной боли, стараюсь удержать штурвал, посадить машину. Посадил, подруливаю. Бортмеханик хватает из фюзеляжа снег, трёт мне лицо.
Подбегает врач Леонтьев, говорит, заикаясь: "Ай-ай-ай. Ты же отморозил нос, щёки".
Вот только историю эту стали забывать. Я столкнулся с тем, что поколение 40-летних не знают имён Отто Шмидта и Владимира Воронина. Экспедиция, в которой мы участвовали, — повод напомнить, на что были способны наши деды. Одна заброска снаряжения туда чего стоит!
Корабль с частью оборудования, с барокамерой, с запасами газов шёл из Владивостока, а это 3 тысячи миль. Команда водолазов, историки и журналисты летели до Анадыря, потом два дня ждали корабль. После этого вместе со снаряжением вертолётом ещё три часа летели до посёлка Ванкарем. Этот населённый пункт является не только самой удобной точкой начала экспедиции, но и самой знаковой: сюда доставили челюскинцев после эвакуации со льдины, а местные жители оказывали им помощь. Здесь стоит школа, которую буквально через год после катастрофы на свои деньги построили Отто Шмидт и челюскинцы. Об этом напоминает мемориальная доска на здании.
Правда, сейчас здесь наполовину школа, наполовину детский сад. Историю "Челюскина" в этом посёлке помнит каждый. Представлено ООО "Фертоинг" Логистика экспедиции — очень сложная, словно на другую планету добираешься, но, по признанию участников, всё прошло гладко. И всё-таки маленькая неприятность, которая поставила под угрозу всё мероприятие, произошла… — В Анадырь наша команда прилетела в составе четырёх человек, — рассказывает Константин Богданов. К счастью, не самым популярным сегодня вирусом, а обычной простудой. Небольшая температура, насморк, отрицательный тест.
В итоге руководитель экспедиции отправил водолаза домой. Так из запланированных двух пар под погружение осталась одна тройка. Если раньше могли погружаться по очереди, теперь у нас только тройка: в новых незнакомых условиях с плохой видимостью отпускать кого-то одного неправильно. Представлено ООО "Фертоинг" 9 августа 2020 года. Погода благоволит, солнечно и без осадков, только достаточно сильный ветер. Но у дна всё может быть иначе, местные воды непредсказуемы, предупреждают специалисты, уже нырявшие в арктических морях.
Сумеют ли участники экспедиции увидеть пароход "Челюскин"? Навстречу подвигу "Челюскин" отправился в рейс по Северному морскому пути в августе 1933 года. От Мурманска до Владивостока он должен был проскочить за одну навигацию и доказать всему миру, что Арктика — наша. Экспедицию возглавил географ, руководитель Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт. Пароход "Челюскин". Источник: wikipedia.
Судно, изготовленное в Дании, предназначалось для ленских экспедиций и называлось "Лена". Это обычный пароход немного усиленной конструкции. Не бумажный, конечно, но к такому подвигу он был не готов. Знаменитый полярник Владимир Визе написал тогда: "Набор корпуса недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, ширина парохода большая". Позднее историки писали, что "Челюскин" отправило не давление партийной номенклатуры и не мифические угрозы коллективного Сталина. Просто Отто Шмидт был по складу характера авантюристом и надеялся на удачу.
Отто Юльевич Шмидт. Фото: wikipedia. Потомственный моряк, помор Владимир Воронин тоже долго отказывался принять командование, поскольку "Челюскин" "совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам, для самостоятельного ледового плавания". И всё же Отто Юльевич уговорил Воронина: в Мурманске обещали найти капитана, который бы повёл "Челюскин" к славе, но смельчаков не нашлось.
Челюскинцы провели на льдине ровно два месяца. Их первыми в истории страны удостоили звания Героя Советского Союза. Участников похода "Челюскина" за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды.
Привет из прошлого Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было. Но в 2020 году сразу две экспедиции обследовали пароход. Обе они оказались успешными и расширили знания ученых об этом судне. Первая состоялась в августе: водолазы погрузились к "Челюскину" и даже смогли провести съемку и получить первые достоверные кадры. Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представление о примерных разрушениях корпуса. На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов.
С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Исследователи получили четкое изображение носа и средней части судна, прямоугольных иллюминаторов. Название корабля на носу и корме не сохранилось. Однако специалисты опознали объект как пароход "Челюскин". Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъемом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин".
Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин". В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк".
Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…». Это послание было отправлено уже из ледового лагеря. Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич. В ледовом лагере, посреди полярной ночи, остались 104 человека, в том числе двое маленьких детей. Пока в Москве готовились к спасению челюскинцев, те налаживали свою жизнь во льдах.
Их главной задачей стала расчистка большого пространства, на которое могли бы садиться самолёты. Все понимали, что вывезти их на большую землю возможно только по воздуху. Ледовый аэродром постоянно заносило снегом, на нём возникали трещины, и на поддержание его в постоянной готовности уходили все силы полярников. По вечерам Шмидт читал челюскинцам лекции по философии. В лагере, как и в любом советском коллективе, регулярно выходила стенгазета. Граждане Советского Союза с замиранием сердца следили за эпопеей челюскинцев. Срочно готовилось перебазирование на Чукотку лучших лётчиков страны. Самолётов для них не хватало и поэтому в феврале уполномоченный комиссии по спасению Георгий Ушаков, лётчики Сигизмунд Леваневский и Маврикий Слепнёв были отправлены в США, чтобы закупить там самолёты, предназначенные для работы в полярной обстановке. Почти месяц лётчики искали в ночной снежной мгле дрейфующий лагерь челюскинцев. Александр Ляпидевский совершил 29 безрезультатных поисковых вылета.
И только 5 марта посадил свой самолёт на ледовом аэродроме. Он доставил в лагерь продовольствие и увёз на большую землю десять женщин и двух детей. Ухудшившаяся погода на месяц прервала начавшуюся было спасательную операцию. Как только погода улучшилась, 2 апреля лётчик Бабушкин и бортмеханик Валавин на маленькой амфибии перелетели в чукотское становище Ванкарем, расположенное в полутора сотнях километров от лагеря. Маврикий Слепнёв по специальному распоряжению советского правительства эвакуировал заболевшего Шмидта в больницу на Аляске. Сигизмунд Леваневский не смог принять участие в спасении из-за поломки самолёта. Почтовая марка с изображением покинутого лагеря челюскинцев.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
В июле 1933 года "Челюскин" зашел в Копенгаген для устранения выявленных дефектов, после чего взял курс на Мурманск. Ровно 90 лет назад началась уникальная операция по спасению пассажиров корабля «Челюскин», которая продлилась два месяца. Льды дрейфовали и тащили обречённый корабль назад, затем ветра переменились — "Челюскин" мотало кругами. За 90 лет, что лежит «Челюскин» на дне Чукотского моря, не утихают споры о его судьбе, о его людях. Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина (1700-1764).
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
90 лет назад пароход "Челюскин" затонул, а участники экспедиции Отто Шмидта высадились на дрейфующий лед и прожили на нем два месяца. Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина. 23 сентября «Челюскин» был полностью заблокирован льдами. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев. «Челюскин» вез полярников на зимовку, поэтому он был обеспечен теплой одеждой, материалами и двухмесячным запасом продовольствия.
И сразу спойлеры
- Герои Арктики: 90 лет назад началась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин»
- Северный флот провел учения по высадке десанта на мысе Челюскин
- Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
- Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин" | | Дзен
- Читайте также:
- 90 лет назад погиб пароход "Челюскин" - и обессмертили свои имена спасители его пассажиров
Что узнали поисковики о пароходе "Челюскин", спустившись на дно Чукотского моря
«Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. В Дании после получения фрагментов корабля подтвердили – это и есть «Челюскин». Мы пришли на корабль, видно, что это корабль. За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. За 90 лет, что лежит «Челюскин» на дне Чукотского моря, не утихают споры о его судьбе, о его людях.