Новости когда британская империя распалась

В данной статье вы рассмотрите историю распада Британской империи и становления Содружества.

Куда исчезла Британская империя

Окончательное обособление бывших частей империи ослабило их связи, а понижение Великобритании до уровня пятой-шестой экономики мира заставило пересмотреть приоритеты. На падение популярности монархии — а его фиксируют социологические опросы — влияет смена поколений. Молодые австралийцы, канадцы и новозеландцы не чувствуют эмоциональной связи с Лондоном — во всяком случае не больше, чем они испытывают симпатию к Нью-Йорку. На таком фоне неудивительно, что пользовавшиеся популярностью королевские визиты в бывшие колонии утратили притягательность. По состоянию здоровья Елизавета II последний раз была за рубежом в 2015 году — она посетила Мальту. За пределами Евросоюза королеву досрочно подменили многочисленные родственники, но все без прежнего успеха: место восторженных подданных времен XX века в 2020-е годы заняли рассерженные иностранцы, требующие извинений за ошибки прошлого, денежных компенсаций или просто пришедшие сказать "вам здесь не рады". Над империей заходит Солнце Парламент Барбадоса призвал не считать Елизавету II официальной главой страны В наибольшей опасности наследие бывшей Британской империи оказалось на не имеющих собственного англосаксонского населения Карибах. Не дожидаясь смерти Елизаветы II, в прошлом ноябре о провозглашении республики объявило островное государство Барбадос. Весной на путь, ведущий к безоговорочной независимости, встала Ямайка: ожидается, что он займет у нее три года. Расположенное поблизости карликовое государство Антигуа и Барбуда вошло в историю тем, что первым собралось отменить монархию при новом короле Карле III.

Премьер Антигуа, едва дождавшийся монарших похорон, объяснился перед англичанами. Он не считает задуманный переход сколько-нибудь враждебным шагом. Просто ушло время Британии — и кто-то должен открыто объявить об этом. В действительности лейтмотив обиды или претензий еще вполне угадывается за действиями карибцев. Ужесточение визовой политики лишает в их глазах связи с Великобританией какого-либо смысла. Тропические острова а там располагаются финансовые гавани-офшоры сталкиваются с давлением стран первого мира и не чувствуют при этом никакой поддержки Лондона. Среди местного населения распространяются идеи панафриканизма — учения об общих интересах всех людей с черной кожей, что уверенно ссорит их с Британией. То, что в Центральную Америку предков афрокарибцев привезли невольниками, слишком хорошо известно и рождает чувство неоплаченной обиды.

К началу 1947 года риторика лидеров Конгресса, прежде выступавших за образование единого государства, претерпела кардинальные изменения. Надежд на преодоление разногласий почти не осталось после выступления британского премьера Клемента Эттли в феврале 1947 года — тот дал индуистам и мусульманам время примириться до июня 1948-го. Если же до тех пор партии так и не договорятся о том, как сформировать общее правительство и законодательный орган, то метрополия собиралась «передать власть таким образом, который покажется наиболее разумным и лучше всего будет соответствовать интересам индийского народа». Куда спешил лорд Маунтбеттен Историк Н. Раджуркар отмечает , что обстановка в Индии к моменту выступления Эттли стала «крайне взрывоопасной». В марте 1947 года дядя жениха будущей королевы Елизаветы Виндзор Филиппа Маунтбеттена лорд Луис Маунтбеттен вступил в должность последнего в истории вице-короля Индии. Именно ему предстояло осуществить передачу власти и как можно скорее свернуть все колониальные институты. Сопровождавший Маунтбеттена лорд Исмей сравнил Индию с «судном посреди моря, палуба которого охвачена огнем, а трюм заполнен порохом». Выступление Эттли с назначением дедлайна убедило тех членов Конгресса, которые до сих пор сомневались в целесообразности разделения, в том, что других вариантов не осталось. В начале марта 1947 года рабочий комитет Индийского национального конгресса принял резолюцию с требованием разделить провинцию Пенджаб на зоны с мусульманским и индуистским населением. Такие действия партии косвенно подтверждали, что она уже начала готовиться к разделению не только отдельных регионов, но и всей Индии. Вероятно, в тот период Ганди еще оставался последним влиятельным противником превращения колонии в два государства, но уже в июне 1947-го на заседании Конгресса в Бомбее он согласился, что «было бы неправильно отказываться от резолюции по поводу разделения или вносить в нее какие-то изменения». Новый вице-король Индии лорд Маунтбеттен после встречи с Мухаммадом Али Джинной описал лидера Мусульманской лиги как «типичного психопата». Поскольку в Лондоне всё больше опасались, что конфликт религиозных групп перерастет в гражданскую войну, задача родственника королевской семьи в колонии свелась к тому, чтобы убедить всех участников процесса, что разделение — единственный вариант выхода из кризиса. После этого ему следовало как можно скорее свернуть всю деятельность британской администрации. Многие исследователи считают , что основная вина за последующие события лежит не на Мусульманской лиге и не на Конгрессе, а именно на представителях метрополии и конкретно на Маунтбеттене. Когда Маунтбеттен только отправлялся в колонию, ему давали время до лета 1948-го — не 1947-го, — чтобы завершить свою миссию. Но ему не терпелось вернуться в Англию к своей карьере во флоте, и поэтому он решил передвинуть дату на 10 месяцев. Насколько важны оказались эти 10 месяцев? Именно они предопределили разницу между жестоким разделением и ужасающим террором, который ничем не отличался от геноцида». Несмотря на принадлежность к британской аристократии и даже к королевской семье, Маунтбеттен относился к вопросу о будущем европейских колоний после Второй мировой войны куда более прагматично, чем многие другие представители высшего общества. Он одним из первых среди приближенных к короне заметил , что японская оккупация Малайи, Бирмы, Индонезии и Индокитая способствовала росту националистических настроений. Истощенные империи не могли достаточно быстро подавить их и восстановить безоговорочный контроль над колониями. Маунтбеттен даже советовал французским властям прекратить войну с борцами за независимость Вьетнама под предводительством Хо Ши Мина и предлагал британскому политику-лейбористу Тому Дрибергу провести переговоры с лидером Вьетминя военно-политической организации, боровшейся за выход Вьетнама из-под контроля Франции и Японии. Родственник короля Георга VI и будущего принца-консорта Филиппа критически отзывался о попытках Нидерландов вновь подчинить себе Индонезию. В Бирме сторонники прежних колониальных порядков пришли в ужас, когда Маунтбеттен фактически открыто поддержал борца за независимость от Японии и Британии, основателя компартии и Антифашистской лиги народной свободы Аун Сана. Ганди подчинился, англофил Неру, у которого завязался роман с Эдвиной, тоже согласился. Однако угодить Джинну никак не получалось». Основная проблема на пути к организации разделения для Маунтбеттена состояла в определении границы между двумя будущими государствами. Сделать это требовалось еще и таким образом, чтобы лидеры индуистов и мусульман остались довольны. Заниматься распределением территории Маунтбеттен пригласил юриста Сирила Рэдклиффа, который до этого никогда не бывал в колонии. На составление карты и плана разделения вице-король предоставил ему меньше полутора месяцев. Самого Рэдклиффа такой расклад не радовал, но ему пришлось подчиниться. Народы нага, вооруженные британцами еще в годы Второй мировой для отражения японской агрессии, хотели, чтобы для них создали Нагастан. Сикхи составляли проекты отделения Сикхистана, а белуджи — Белуджистана». В большинстве случаев Маунтбеттену удавалось договориться с региональными правителями, махараджами, и убедить их, что выбрать обязательно надо между Индией и Пакистаном. Предложенный вице-королем принцип распределения подразумевал, что государственную принадлежность провинции определит религиозная принадлежность населения: если большинство составляли индуисты, то провинция присоединялась к Индии, если же мусульмане — то к Пакистану. Исключение составляли обладавшие большей автономией княжества, правители которых могли самостоятельно решить, в состав какого государства войти. Именно их и уговаривал сотрудничать Маунтбеттен. Официально причины, по которым вице-король перенес выход Индии из состава Британской империи и ее разделение с июня 1948-го на августа 1947-го, неизвестны до сих пор. Одна версия состояла в том, что Маунтбеттену не было никакого дела до того, что случится с бывшей колонией. Он хотел лишь побыстрее завершить командировку и вернуться к привычной жизни. Согласно другой версии , передвигая дедлайн, вице-король хотел подстегнуть обе стороны и ускорить переговоры, которые постоянно срывались и вставали на паузу из-за любой мелочи. Какое бы из этих объяснений ни соответствовало истине, именно это решение отчасти привело к последующей катастрофе. Рэдклифф, которого поджимали установленные Маунтбеттеном сроки, определяя границы Индии и Пакистана, не посещал деревни и поселки, не видел лично реки, леса и другие природные объекты, которые на его картах входили в пограничную зону. У британского юриста не было надежной информации о способах сообщения и взаимодействия между индустриальными центрами и сельскохозяйственными окраинами. Одним из последствий неосведомленности Рэдклиффа стало решение отделить мусульманское население Бенгалии от Калькутты, вокруг которой формировалась экономическая и социальная жизнь региона. Такое распределение, по словам писателя и исследователя Панкаджа Мишры, на десятилетия вперед предопределило отсталое положение Восточного Пакистана, позже отделившегося в качестве Бангладеш. Какая деревня попадет в какую страну? Какая семья окажется по одну сторону новых границ, а какая — по другую? Сложность обстановки в провинции усугублялась тем, что значительная часть ее жителей исповедовала сикхизм — индийскую религию, которая сочетала в себе черты ислама и индуизма. Не имея возможности однозначно отнести сикхов к мусульманам или индуистам, британские власти часто распределяли население между двумя будущими странами произвольно. Может показаться странным, что никто из индийских лидеров, с которыми консультировался Маунтбеттен, не предупредил его о вероятных последствиях столь хаотичной подготовки к разделению. Панкадж Мишра объясняет это тем, что, в отличие от британцев, прежде всего заинтересованных в том, чтобы покинуть колонию, их преемники стремились к тому, чтобы гарантировать себе власть. Лидеры с обеих сторон увидели самый надежный способ добиться этого в форсировании разделения, независимо от рисков для населения. И всё же именно британцы сигнализировали о начале кошмара для независимых Индии и Пакистана, утвердив новые границы. Составивший их Рэдклифф никогда больше не возвращался на субконтинент. Когда его незадолго до смерти в 1977 году спросили о несостоявшемся визите, он ответил журналисту: «Подозреваю, что обе стороны немедленно застрелили бы меня». Уже через два дня субконтинент погрузился в массовые беспорядки, которые переросли в неконтролируемое насилие. За следующие несколько месяцев около 12 миллионов человек подверглись принудительному переселению. Количество погибших жителей бывшей колонии составило около миллиона. Одной из косвенных причин насилия стало то, что Маунтбеттен, несмотря на крайне напряженную обстановку в Индии, до последнего не раскрывал новые границы. Многие узнавали, на территории какого из новых государств будут жить, уже после официального дня объявления независимости 15 августа. Из-за этого люди не успевали подготовиться и не имели возможности переехать заранее. Религиозная принадлежность внезапно предопределяла их статус чужаков в городах и поселениях, где часто мирно существовали многие поколения их семей. На момент своего образования ни одно из государств не имело представления о том, где проходят его границы. Рассуждая о причинах, побудивших Маунтбеттена хранить абсурдную скрытность, историк Стэнли Уолперт заключает , что вице-король не хотел отвлекать внимание или ставить под угрозу срыва процедуру передачи власти от метрополии. Еще одним фактором, предопределившим масштабы насилия, стало недовольство почти всех объектов разделения тем, как формировались границы. Лидеры Конгресса настаивали на том, что многие деревни и населенные пункты, которые британцы отнесли к Пакистану, на самом деле должны были стать частью Индии. Глава Мусульманской лиги Мухаммад Али Джинна назвал территорию, которую власти выделили под Пакистан «искалеченной, расчлененной и изъеденной молью». Основная причина его недовольства заключалась в том, что в состав мусульманского государства вошли восточная и западная оконечности бывшей колонии, не граничившие между собой и разделенные тысячами километров индийской территории. Пока Маунтбеттен смотрел фильм Боба Хоупа, а его подчиненные из британской администрации спешно проталкивались через толпы, чтобы добраться до железнодорожных станций, на улицах Индии и Пакистана уже начались беспорядки с множеством жертв. Сотрудники вокзалов из шлангов поливали платформы, чтобы смыть кровь.

Особенно активно суфизм распространялся в Пенджаб и Бенгалию — регионы, которые в 1947 году пострадают от наиболее ожесточенного насилия. Однако культурное смешение происходило по всему субконтиненту — в некоторых средневековых индуистских текстах, составленных на юге Индии, султан Дели упоминался как воплощение бога Вишну. А в XVII веке наследник могольского падишаха Дара Шукох осуществил перевод «Бхагавадгиты» — одного из самых значимых текстов индуистской философии — на персидский язык, а также составил сочинение «Слияние двух океанов», посвященное сходствам между двумя религиями. Последний падишах Могольской империи Бахадур Шах II, правивший до 1857 года, когда британские войска штурмом взяли Дели, писал, что индуизм и ислам «разделяют одну сущность». После установления колониального контроля Индия по-прежнему оставалась местом пересечения культур, традиций, языков и верований. Однако именно под властью Лондона индуизм и ислам постепенно вошли в противоречие друг с другом. Если до включения в состав Британской империи и индуисты, и мусульмане по большей части толерантно относились к принципам и убеждениям соседей, а отчасти даже перенимали их, то на стыке XIX и XX веков отношения между двумя группами охладели. Наметилась тенденция к осуждению связей и пересечений между взглядами и культурами. Даже те индуисты, которые раньше интерпретировали параллели между своим учением и исламом, теперь часто выступали за религиозную «чистоту». То же происходило и среди мусульман. Тем не менее в тот период среди многих публичных фигур еще сохранялась убежденность в том, что разные религиозные группы в Индии могут мирно сосуществовать. Прогресс нации возможен, только если нам удастся сохранить союз наших сердец, взаимную симпатию и любовь». Однако уже в 1885 году, когда борцы за права коренного населения колонии основали Индийский национальный конгресс, Ахмад-хан призвал мусульман не присоединяться к этой партии, поскольку большинство ее лидеров исповедовали индуизм. Принципиальность его позиции особенно примечательна с учетом того, что в первые десятилетия своего существования Конгресс позиционировался как организация, отстаивающая интересы всего народа, а не одной религиозной группы. В декабре 1887 года Ахмад-хан выступил с речью, в которой заявил, что партия не сможет представлять и мусульман, и индуистов. Если раньше он утверждал, что жителей Индии безотносительно религиозных убеждений можно считать одним народом, то теперь сказал, что это два разных народа, хоть многое их и объединяет. Он даже заверил аудиторию, что если в колонии появятся органы самоуправления, как того требовал Конгресс, то мусульмане пострадают под властью индуистского большинства. По словам Ахмад-хана, всем, кто исповедовал ислам, следовало положиться на британские власти, а не вовлекаться в борьбу за самостоятельность. Так известный мусульманский деятель сформулировал основные положения теории двух наций , согласно которой индуизм и ислам представляли собой не просто две разные религии, но два разных культурных уклада и мировоззрения, две разные социальные группы. Их объединение в один народ по территориальному или этническому признаку последователи Ахмад-хана считали невозможным. А в 1906 году образовалась Всеиндийская мусульманская лига, которая потребовала проведения отдельных выборов, то есть чтобы только мусульмане выбирали представителей своих интересов в местных советах и законодательных органах. Британцы же использовали ситуацию и говорили мусульманам, что доминирующие в Конгрессе индуисты пытаются сорвать принятие легитимной инициативы по расширению прав религиозного меньшинства. Чтобы избежать полного раскола, членам Конгресса пришлось поддержать раздельные выборы, хотя они отчетливо осознавали возможные последствия этой реформы». В 1910-х одной из наиболее значимых фигур в составе и Мусульманской лиги, и Индийского национального конгресса стал мусульманский политик Мухаммад Али Джинна. Он же выступил символом изменения отношений между двумя составлявшими основное население колонии религиозными группами. В начале своей карьеры Джинна считался миротворцем между партиями и выступал против смешения политики и религии. На очередном заседании Мусульманской лиги он призвал единомышленников «не бояться», а перспективу доминирования индуистов назвал «страшилкой, придуманной, чтобы запугать вас, заставить отказаться от сотрудничества и единства, необходимых для формирования самостоятельного правительства». В 1916 году Джинна добился того, что обе партии представили британской администрации единый список требований. Конгресс согласился поддержать прошение Лиги об отдельных выборах для мусульман. Лига взамен присоединилась к требованиям Конгресса о предоставлении Индии большей автономии и о расширении прав коренного населения. Тогда Джинну прозвали «посланником индуистско-мусульманского единства». Однако в последующие годы он начал всё сильнее отдаляться от Конгресса, пока вовсе не покинул его в 1920-м. Одной из причин подобной трансформации Джинны считаются разногласия с Махатмой Ганди. Тот постепенно стал безоговорочным лидером Конгресса. Джинна же не разделял его тактику сатьяграхи — несотрудничества и гражданского неповиновения — как метода борьбы против колониального господства. Он считал, что добиваться автономии следует путем конституционных преобразований, а запущенную Ганди общенациональную протестную кампанию называл путем к анархизму. Конфликт двух политических и религиозных лидеров в 1920-х и 1930-х привел к усилению разногласий между индуистами и мусульманами — особенно после того, как в 1924 году Джинна в третий раз возглавил Мусульманскую лигу. На этом посту он оставался до смерти в 1948-м. Ему было важно оставаться лидером и вести за собой любое движение, к которому он принадлежал. С восхождением Ганди на вершину индийской политики Джинна чувствовал себя всё менее значимым». По словам Чаглы, Джинна представлял собой полную противоположность Ганди: первый верил исключительно в политические практики, второй апеллировал к абстрактным моральным и религиозным ценностям. Конечно, события 1947 года нельзя объяснить исключительно особенностями характера одного политика. Однако факт остается фактом: когда после массовых беспорядков в первой половине 1940-х и окончания Второй мировой войны Британия всё же согласилась предоставить колонии независимость, Джинна настоял, что для этого необходимо образование двух отдельных государств для мусульман и индуистов. Но Джинна, лидер Мусульманской лиги, в 1940-х настаивал на том, что почти 100 миллионов мусульман — четверть всего населения колонии — окажутся в уязвимом положении по отношению к индуистскому большинству». В марте 1946 года британский премьер-министр Клемент Эттли анонсировал предоставление Индии независимости — но без фиксированного срока. Перспектива скорого решения судьбы колонии и ее населения внесла дополнительную напряженность в отношения сторонников Конгресса и Мусульманской лиги. Последние еще в 1940-м приняли резолюцию об образовании Пакистана. Однако к началу финальной стадии переговоров британцы еще надеялись, что разделения получится избежать. Сформированная метрополией комиссия предложила двум партиям образовать временное правительство, в котором Конгрессу отводилось бы на одно место больше, чем Мусульманской лиге. В конце июля 1946 года Мухаммад Али Джинна официально отверг такой вариант и объявил о проведении 16 августа акции протеста. Эту дату мусульманский лидер назвал Днем прямого действия. На пресс-конференции 31 июля Джинна заявил, что и британцы, и индуисты вооружены — одни в прямом смысле, другие — угрозой массовой борьбы. Такой расклад якобы не оставлял Мусульманской лиге другого выбора, кроме как продемонстрировать собственную силу, чтобы продвинуть разделение Индии и образование Пакистана. Сообщать о деталях протеста лидер партии отказался. Основным местом проведения Дня прямого действия Мусульманская лига избрала Бенгалию — единственный регион Британской Индии, где ислам исповедовали больше 50 процентов населения. Источники расходятся в том, что же именно должна была представлять из себя анонсированная Джинной акция протеста. Некоторые свидетельствуют , что она задумывалась как серия мирных демонстраций. Другие утверждают , что за несколько дней до намеченной даты в разных индийских городах распространили листовки с призывами к насилию. О, кафиры в исламе — те, кто не верит в существование Аллаха, рая и ада, Страшного суда и отрицает посланническую миссию пророка Мухаммеда. Ваша судьба близка, грядет всеобщая бойня! Вице-король Индии Арчибальд Уэйвелл провел совещания с губернаторами пяти провинций и объявил 16 августа выходным. В тот же день члены Конгресса покинули Законодательное собрание Бенгалии в знак протеста против действий правительства, которое фактически согласилось с позицией Мусульманской лиги. Британские власти заняли выжидательную позицию и никак не отреагировали на тревожные предзнаменования. Одной из основных целей радикально настроенных мусульман стал политик Сайед Наушер Али, который в 1930-х продвигал в Законодательное собрание Бенгалии мусульман, а в 1940-х вступил в Конгресс и призывал к сохранению единства Индии после обретения независимости. Он вспоминал , что еще за пять дней до начала протестов перед его домом в крупнейшем городе Бенгалии Калькутте ходили недовольные, призывавшие «прикончить Сайеда Наушера Али, врага общества». Уже тогда Наушер Али и другие сторонники сохранения единства Индии начали предполагать, что День прямого действия приведет к массовому насилию и катастрофическим последствиям. Когда он вернулся 24 августа, то обнаружил, что его дом серьезно пострадал в ходе беспорядков. На крыше установили флаг Мусульманской лиги, а на дверь прикрепили бумагу с надписью «Офис Мусульманской лиги». Однако накануне Дня прямого действия почти никто, кроме наиболее прозорливых общественных деятелей, не предполагал, к чему приведет протест последователей Джинны. Теория Митры состояла в том, что колониальные власти и сами желали разделить Индию, чтобы оставить оба независимых государства экономически неполноценными и зависимыми от себя. Однако добиться этого путем переговоров британцы и мусульмане не могли из-за несговорчивости Конгресса. Провокация, которая обострила бы конфликт религиозных групп, могла бы оставить разделение единственным способом избежать гражданской войны. Возможно, даже сами участники не до конца осознавали, какие процессы запустят своими действиями».

Глобальное противостояние двух сильнейших государств планеты попросту исключало "поле маневра" для каких-либо других крупных игроков "акторов", как их называют в политологии в мировой геополитике. Причем, если внешне главную активную внешнюю роль в распаде мировых империй сыграл СССР и руководимое им коммунистическое движение , то США для которых распад старых империй был объективно выгоден способствовали ему прежде всего тем, что в принципе не мешали. Так что мы приходим, от Вашего вопроса о неизбежности распада Британской империи, к другому интереснейшему вопросу - была ли неизбежной "холодная война"? Она была неизбежной в том смысле, что, после военного разгрома ил серьезного ослабления "старых" великих держав Германии, Италии, Франции, Японии, Великобритании в ходе второй мировой войны в мире осталась только одна великая держава капиталистической экономики - США. Которой, по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года, было уступлено к тому же управление мировой финансовой системой. Которая, в связи с этим, приобретала характер мировой империи, но уже не старого, а нового типа. А империи, как давно известно, не любят конкурентов. Конкурент же, после добровольной или насильственной капитуляции, был только один - СССР. Но заметим - США, несмотря на их огромные геополитические успехи в ходе второй мировой войны, все же были недостаточно сильны для ведения крупных войн. Касаться причин этого не буду, тем не менее из двух самых крупных войн, ведшиеся США в период распада старых империй война в Корее и война во Вьетнаме , одна закончилась возвращением к статус-кво война в Корее; ее США вели в коалиции , другая - поражением война во Вьетнаме; ее США, если не считать мизерного участия войск ее азиатских союзников, а также войск Южного Вьетнама, вели в одиночестве. И американская элита это в общем понимала иначе крупных войн с американским участием в 1945-74 было бы гораздо больше. Кто же были этими союзниками? В первую очередь, старые империи - Великобритания и Франция. Которые, таким образом, образно говоря, закопали себя сами. И Британской империи за ее распад нужно сказать персональное "мерси" Уинстону Черчиллю и его Фултонской речи. Как видим, вопрос об исторической альтернативе распаду Британской империи переплетается с исторической альтернативой "холодной войне". Альтернативой этой было следование линии Ялтинского соглашения 1945 года, частью которого было признание за СССР ее сферы влияния. Следствием Ялты было, между прочим, образование ООН, которая, при всех ее недостатках, оказалась гораздо более жизнеспособной, чем Лига Наций. Во всяком случае, относительно мирный распад нескольких мировых империй относительно - поскольку обычно этому в мировой истории сопутствовали глобальные "горячие" войны можно поставить в заслугу и ООН. Но вот как раз старым империям, точнее, их элитам, Ялта оказалась невыгодна. И они, вместо того, чтобы сотрудничать с СССР, предпочли с ним воевать.

БРИТА́НСКАЯ ИМПЕ́РИЯ

Распад Британской империи не означал, однако, полного разрыва тесных экономических, политических и культурных связей между её частями, складывавшихся на протяжении многих десятилетий. Распад Британской империи не означал, однако, полного разрыва тесных экономических, политических и культурных связей между её частями, складывавшихся на протяжении многих десятилетий. Как триумф — потому что Британской Индии после долгих десятилетий борьбы за независимость наконец удалось выйти из состава империи.

Вы точно человек?

Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими. В результате развала Британская империя трансформировалась в некое аморфное Содружество, где все еще 52 государства. Насколько болезненно протекал распад Британской империи, какие причины ускоряли данный процесс, а какие сдерживали?

Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи

Первоначально Британия выбрала Японию, подписав в 1922 году Вашингтонское морское соглашение , в котором США одновременно признавались равной с Британией морской державой [97]. Союз с Японией в Великобритании подвергался критике в 1930-е годы, после того, как к власти в Японии пришли милитаристы, составившие союз с Германией, выходящей из Великой депрессии. Британия начала опасаться, что не сможет пережить одновременного нападения обоих этих государств. В Ирландии в связи с задержками предоставления самоуправления значительно усилилась партия сторонников независимости Шинн Фейн. На парламентских выборах 1918 года она получила большинство мест от Ирландии, в 1919 году сформировала Ирландскую ассамблею в Дублине и провозгласила независимость. Ирландская республиканская армия начала партизанскую войну против британской администрации [98]. Англо-ирландская война закончилась в 1921 году подписанием англо-ирландского соглашения. В соответствии с ним было создано Ирландское Свободное государство , доминион в составе империи. Северная Ирландия , представлявшая собой 6 из 32 ирландских графств, до сих пор остаётся в составе Соединённого Королевства в соответствии с Актом о правительстве Ирландии 1920 года. Похожая борьба развернулась в Индии; Акт о правительстве Индии 1919 года не удовлетворил сторонников независимости. Британские колониальные власти опасались масштабных коммунистических и иностранных заговоров с целью свержения существующего строя и прибегли к репрессивным мерам [99] , в частности, в Пенджабе.

В ответ Махатма Ганди инициировал Движение за несотрудничество, фактически ставшее кампанией бойкота англичан со стороны населения Индии см. В 1922 году Египет, в начале Первой мировой войны объявленный британским протекторатом, получил формальную независимость , но фактически остался под управлением марионеточного правительства до 1954 года. Британские войска присутствовали в Египте до подписания англо-египетского договора 1936 года. Он предусматривал вывод войск, за исключением остающихся для охраны Суэцкого канала. После этого Египет присоединился к Лиге Наций [100]. Ирак, мандат на управление которым Британия получила в 1919 году , в 1932 году также стал независимым и присоединился к Лиге Наций. Имперская конференция 1923 года признала право доминионов проводить собственную внешнюю политику независимо от метрополии. Годом ранее, во время Чанакского кризиса в Турции, Британия вновь запросила военную помощь доминионов, но Канада и Южная Африка на этот раз отказались от участия [101]. Под давлением Ирландии и Южной Африки, Имперская конференция 1926 года приняла декларацию Бальфура , которая признала доминионы «автономными общинами в составе Британской империи, имеющими равный статус, и никаким образом друг другу не подчиняющимися» [102]. Фактически это был распад «Второй империи», и далее в обиход вошёл термин «Британское Содружество наций».

Декларация Бальфура была узаконена Вестминстерским статутом 1931 года. Они могли отменять британские законы на своей территории, а метрополия потеряла возможность проводить законы без поддержки доминионов. Ньюфаундленд отказался от своего статуса в 1933 году, в связи с финансовыми трудностями, вызванными Великой депрессией [103]. Ирландия в дальнейшем продолжала отдаляться от Великобритании, приняв в 1937 году новую Конституцию , сделавшую её независимой республикой во всём, кроме названия.

Но британцы нарушили обещание. Многие из бойцов ИНА были заключены в тюрьмы под предлогом того, что они прежде являлись военнослужащими британских колониальных войск. Против троих высших офицеров ИНА британскими властями был организован судебный трибунал в Красном форте Дели. Под давлением общественного мнении смертная казнь для них была заменена пожизненным изгнанием. Однако обстановка после войны была такова, что Великобритания уже не могла восстановить господство в своих азиатских колониях. В январе 1948 года англичане были вынуждены предоставить независимость Бирме. Ещё больше десятилетия Англия вела бессмысленную колониальную войну, пытаясь сохранить своё господство над Малайзией и Сингапуром, но в 1957-1963 гг. Оценка событий Второй мировой войны в странах Юго-Восточной Азии коренным образом отличается от её оценки в странах Европы и Америки. Вожди «коллаборационистов», такие как Аум Сан Бирма-Мьянма и Сукарно Индонезия , почитаются там как отцы-основатели независимых государств. А государственным флагом современной Республики Индия стало трёхцветное знамя Индийской национальной армии, воевавшей против Англии на стороне Японии.

Британская сухопутная армия насчитывала около 200 тыс. Успех Ирландской революции вызвал эффект домино, когда лидеры других колоний поняли: то, что сделала одна страна, могут совершить и все остальные. Важным фактором становления национального самосознания в колониях в 20 в. Если в 19 в. В межвоенный период в Ирландии, а вслед за ней в Индии сложились движения за независимость. С началом Второй мировой войны в 1939 стало ясно, что британское правление в Индии доживает последние дни. В этот период африканские колонии оставались в политическом плане более стабильными, но даже там появлялись такие панафриканские лидеры, как Джомо Кениата из Кении и Кваме Нкрума из Золотого Берега, - молодые люди, которые мечтали освободить свои страны и всех африканцев от имперской власти. Одновременно в Северной Америке и Вест-Индии сформировалась концепция негритюда, акцентировавшая тезис о самобытности африканской расы. Основная угроза исходила от Японии, которая стремилась стать господствующей силой на Дальнем Востоке. Японцы опустошили Малайю и Бирму, а в начале 1942 принудили к сдаче Сингапур - военную базу, которую англичане считали неприступной. Индия и в более отдаленной перспективе Австралия также ощутили угрозу японского вторжения. Крупные сражения развернулись в пустыне к западу от Суэцкого канала. Самоуправляющиеся страны Содружества за исключением Ирландии добровольно вступили в войну и отправили на фронт армейские контингенты; однако они уже не связывали эти действия с актом провозглашения войны Великобританией. Так, Австралия выступала как лидер небольших государств и одновременно в качестве составной части Британской империи. Британская империя, 1930 Послевоенная империя и ее падение. Во время войны У. Черчилль заявил, что он не станет способствовать распаду империи, но теперь эти слова уже ничего не значили, поскольку Великобритания не обладала ни экономической, ни военной силой, чтобы сохранить прежнюю систему. Кроме того, в 1945 к власти пришло лейбористское правительство, в принципе выступавшее против колониализма. Франция, проводившая сходную с Великобританией имперскую политику, в экономическом отношении находилась в еще более тяжелом положении. Сложившаяся во время войны либеральная идеология, защищавшая права слабых и малых народов, способствовала росту национально-освободительных движений в колониях. Особенно это проявилось в Золотом Береге, где тысячи молодых ветеранов войны сформировали костяк нового националистического движения, которое возглавил Кваме Нкрума после своего возвращения на родину в 1947. Важной послевоенной проблемой стала Палестина - после Первой мировой войны подмандатная территория Великобритании. Здесь наблюдалось несовпадение интересов большинства арабского населения, стремящегося к самоуправлению, и еврейских переселенцев. Если бы еврейская эмиграция в Палестину не стала массовой из-за разгула антисемитизма в Европе в частности, в Польше в 1920-х годах и в Германии в 1930-х годах , конфликта с арабами можно было бы избежать. Борьба народов Палестины против английского господства привела к тому, что в ноябре 1947 Генеральная ассамблея ООН приняла решение о ликвидации английского мандата и создании на территории Палестины двух независимых государств - еврейского и арабского.

Англия решила дать им статус доминиона или автономного территориального образования. Мировые войны подорвали финансовую и военную стабильность Великобритании. Дух свободы распространился на колонии, началась борьба за независимость. Чтобы удерживать отношения с бывшими колониями, Англия преобразовала отношения с ними в Содружество наций. По сути, это межправительственная организация, которая поддерживает экономические, политические и социальные связи, сложившиеся между метрополией и колониями за долгие годы. К Содружеству присоединяются страны, которые никогда не были колониями Великобритании. Сегодня Соединенное Королевство сохраняет суверенитет над 14 территориями. С 2002 года они носят статус Британских заморских территорий. Содружество наций строится на принципах равенства. Главой Содружества продолжает быть британская королева.

В Великобритании предупредили об угрозе распада королевства

Начавшийся 75 лет назад распад британской колониальной империи продолжался 25 лет. В период распада Британской империи советская политика была направлена на поддержку сил, способствовавших ее распаду. Начавшийся 75 лет назад распад британской колониальной империи продолжался 25 лет. Самым главным событием Британской империи во время кризиса капитализма стала война с англо-бурской войны 1899-1902 годов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий