Новости иверская икона богородицы

Сама Иверская икона Божией Матери находится в древнем Иверском монастыре на Святой горе Афон. Также Иверская икона Пресвятой Богородицы защищает от неурожая, стихийных бедствий, бытовых проблем. 26 октября является датой принесения на Русь списка чудотворной иконы Богородицы с младенцем из Иверского монастыря на упоминания об Иверской святы.

За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты

Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает. После Литургии начальник УМВД России по Новгородской области, генерал-майор полиции Андрей Коновалов передал митрополиту Льву Иверскую икону Богородицы и другие ценности. Также Иверская икона Божией матери считается способной помочь во всех начинаниях и стремлениях. В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. По завершении литургии епископ Сергий совершил молебен Божией Матери перед ее иконой «Иверская», после чего обратился к пастве со словами архипастырской проповеди. Иверская икона Божией Матери в часовне в Москве. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости.

Празднование иконе Божией Матери «Иверская»

День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля. Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Перед Иверской иконой Божией матери принято молиться в сложных ситуациях. Иверская икона Божией Матери носит свое название по месту своего нахождения — Иверский монастырь, расположенный на вершине Святой Афон. Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад.

День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля

Из уст священнослужителей и мирян звучало много теплых поздравлений, пожеланий и напутствий. Виктор Базилевский.

Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь.

Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен.

Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули.

Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь.

Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата! Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!

На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке. Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя. Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу.

Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Знаменитый путешественник по святым местам В. Барский 1723—1747 так описывает икону: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы.

Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно — в середине XVII века.

В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы.

Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал архимандрит Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую то есть афонскую Иверскую Вратарницу , и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону.

И та икона новый список Иверской Портаитиссы не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая». Иверскую икону встречали у Воскресенских ворот Китай-города: присутствовали Царская семья, Патриарх и множество народа. На том месте и построили Иверскую часовню.

В том же 1654-м году икону отправили к русским войскам, бывшим в походе против поляков. Уточняется также, что принесена она из Царьграда при тогдашнем Патриархе Константинопольском Парфении. Для сопровождения иконы Государь отпустил в Вязьму митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, и с ним трёх архимандритов да трёх игуменов.

На эту деталь стоит обратить внимание: икона в первый же год своего прибытия в Москву стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита, трёх архимандритов и игуменов. Икона стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита Иверские иконы на Руси прочно связаны с именем Патриарха Никона. Когда будущий Патриарх был Новгородским митрополитом, он облюбовал одно красивое место на Валдае в Новгородской епархии.

Возведённый на Патриарший престол, Никон воздвиг там монастырь по образцу Иверского. Для этого по совету с Царём он послал на Афон опытных иконописцев. Они не только составили точный план обители, но и сделали список первоначальной Иверской иконы.

В 1656-м году она была перенесена с Афона в Валдайский монастырь. В книге «Мысленный рай» Патриарх Никон поведал об одном событии, связанном с перенесением иконы. У иконописцев, иноков Корнилия и Никифора, не нашлось денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай.

А лодочники были мусульманами, и с ними никак не удавалось договориться. Иноки уже решили было вернуться на Афон, но во сне им явилась Богородица и укрепила дух их. В ту же ночь Божия Матерь явилась богатому греку Мануилу Константиеву и повелела помочь инокам.

Грек заплатил за них пошлину и даже отказался от дара, который Никон впоследствии послал ему. Патриарх Никон богато украсил новый образ, покрыв его окладом из чистого чеканного золота с алмазами и сапфирами. Стоимость ризы, по словам самого Патриарха, была на тогдашние деньги около 44 тысяч.

На эти деньги можно было бы построить ещё один небольшой монастырь. Такова была любовь Патриарха к чудотворному образу. Иверская икона исключительно популярна в Грузии.

И это естественно. Широко известна на Кавказе Иверская Моздокская икона Богородицы. В начале XIII века святая Царица Тамара а супругом её был младший сын святого благоверного князя Андрея Боголюбского Юрий прислала в храм осетинского аула Марьям-Kay список Иверской иконы в дар новопросвещённым христианам.

Трижды икона чудесным образом выходила невредимой из пожаров. Конечно, они взяли с собой чудотворную икону. Путники остановились на ночлег на берегу Терека, у города Моздок.

Всю ночь святая икона изливала яркий свет на окрестности, утром же волы, запряженные в арбу, на которой стояла почитаемая икона, не захотели двинуться с места. Одному осетину было видение: Богородица повелела оставить икону на том месте. Моздокский архиерей совершил торжественный молебен и собрался перенести икону в городской собор, но и ему было открыто, что икона должна остаться на берегу.

На том месте построили часовню, позже воздвигли Успенский храм, при котором была основана женская обитель. Как не вспомнить здесь о Владимирской иконе Богородицы, которая тем же способом выбрала место своего пребывания. Согласно преданию, Иверская Вратарница защитила Моздок от нападения горцев под предводительством Шамиля.

Своей покровительницей икону считают не только православные Кавказа, но и жители донского края, воронежских пределов. После большевистского переворота икона исчезла, а в Моздокском храме почитается её список. Своей покровительницей икону считают не только православные Кавказа, но и жители донского края Многочисленны списки чудотворной иконы.

Евгений Поселянин так описывает удивительную, особую любовь к иконе в Москве, её почитание, начатое ещё Патриархом Никоном: «…Нет другой такой святыни, которая настолько естественно вошла бы в обиход Москвы, настолько слилась бы с бытом её жителей. С раннего утра до позднего вечера вы увидите всходящий по чугунным плитам во внутрь заповедной часовни московский народ всех слоев. Многие представители крупных московских фирм не начнут торгового дня, не побывав у Иверской.

Удар пришелся по изображению правой ланиты Богоматери, и из раны потекла кровь. Женщина, в надежде спасти образ Божией Матери, упросила воинов оставить святыню до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы, смущенные кровью, выступившей на иконе, согласились. Вдова, желая спасти икону Божией Матери от поругания, отнесла святыню к морю и опустила в воду. К изумлению вдовы и ее сына, икона не упала, а встав вертикально, ликом к берегу, двинулась по морю. Как сложилась судьба вдовы в дальнейшем, неизвестно, а ее сын смог добрался до горы Афон, где стал монахом Иверского монастыря. Именно он рассказал монахам Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря. На лике Богородицы кровоточащая рана так и осталась, поэтому Иверскую Божию Матерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике. Вратарница Через два века монахи Иверского монастыря обрели икону Божией Матери. Однажды они увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в его основании образ Богоматери, стоящий на воде.

После молебна о даровании святыни обители благочестивый инок Иверского монастыря Святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял Святую икону и поставил в храме. На следующий день икона Богородицы была обретена над воротами обители, а не в храме. Так повторялось несколько раз, пока Божия Матерь не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что хочет быть Хранительницей иноков, а не хранимой ими.

В художественном отношении отделка представляла верх совершенства. На затворах ризы повторена старая вкладная надпись, сделанная по заказу патриарха Никона 1 марта 1656 года, а также вырезан текст надписи, составленной в XIX веке. В 1866 году стараниями архимандрита Лаврентия в С. Новая риза была специально сделана для использования в крестных ходах. Давыдовщина, на нее было совершено разбойное нападение. Крестьянин Г.

Васильев топором ударил по иконе. Разбилось стекло, повредилась рама, были рассечены два слоя оклада и повреждена сама икона. Если оклад на время крестного хода менялся, то сама икона оставалась прежнею, Никоновскою. В период крестных ходов ее место в Успенском соборе занимала ее точная копия, на которую надевалась «драгоценная» Иверская риза. В начале XX века в Успенском соборе было четыре Иверских иконы. Кроме того, Иверские иконы имелись в церквях Богоявления Господня, св. Филиппа, Архангела Михаила, в ризнице, таким образом, в обители в общей сложности было десять Иверских икон.

О чем молиться в день Иверской иконы Божьей Матери и что опасно для жизни в этот день

Храм иверской иконы божией матери в беляево (во). 12 ноября 2023 года митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл возглавил встречу Иверской иконы Божией Матери в Успенском храме города Ставрополя. Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. 12 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл возглавил встречу чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Успенском храме г. Ставрополя, куда святыня вернулась после реставрации. В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Правоохранители задержали похитителей иконы Иверской Богоматери из монастыря на Валдае.

Что за день Иверской иконы Божией Матери и чего категорически нельзя делать 6 мая

Образ помогает встать на правильный путь людям, которые совершили прегрешения и раскаялись в своих грехах. Были случаи, когда после обращения к образу Божией Матери в семью с покаянием возвращались супруги, а дети уходили из дурных компаний. Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — традиции и запреты Празднование в честь иконы Божией Матери совершается ежегодно 25 февраля. В этот день братия Иверского монастыря с крестным ходом идет на берег моря, где была принята икона.

В России образ тоже чтут глубоко и трепетно. Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты Иверская икона, на которой Богоматерь изображена с младенцем Христом, является покровительницей Москвы. Это образ, который уже много веков встречает людей, прибывающих в российскую столицу.

В праздник в храмах и церквях города проходят службы, на которые собирается много верующих. Совершаются они и во многих других городах России. В день почитания православной святыни верующим нельзя ссориться, конфликтовать с близкими, распространять слухи о других людях.

Запрещено употреблять пищу животного происхождения и алкоголь.

В том же году преступлено было к созданию обители и воздвигнуты были два временных деревянных храма: один во имя Пресвятой Богородицы Иверской, а другой с теплою трапезою во славу святителя Филиппа. В следующем году принесены были в новосозданную обитель из Москвы части мощей святителей Петра, Ионы и Филиппа. Сопровождавшие их встретили за 20 верст от Иверского монастыря шествующие туда же мощи преподобного Иакова из Боровичей это было 24 февраля. Отслужив литургию в крестопоклонную неделю 26 февраля , патриарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители. По написании ее совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву в 1648 году , и еще иеромонахом Никифором. Предстательство Божией Матери, явленное в разных чудесных случаях на Валдае, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной. В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая. При этом в течение 10 дней икона оставалась в городе.

При настоятеле Иверского монастыря архимандрите Лаврентии в середине XIX века сложилась традиция продолжительных крестных ходов по населенным пунктам Новгородской епархии. Чудотворную Иверскую икону при большом стечении народа выносили из монастыря 21 мая, в праздник свв. Константина и Елены в память спасения монастыря во время пожара 1825 года. Возвращалась икона в обитель к осеннему празднику Иверской иконы, отмечаемому 13 26 октября. В середине этого периода икону возвращали в монастырь, со 2 по 26 июля она находилась в Успенском соборе монастыря, а с 27 июля по 6 августа — в г.

Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом».

Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери.

Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве. Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г.

После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г.

Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г.

Через Неё становится зримым на Святой Горе, как бьётся пульс жизни мира. Такова предыстория. Иверский монастырь лежит на том пути, которым в старину ездили из Москвы в Новгород.

Знаменитый патриарх Никон, будучи Новгородским митрополитом, не раз проезжал тут и любовался величественным Валдайским озером, его живописными островами и окрестностями. У него появилось желание построить здесь монастырь и вступив на патриарший престол он привёл его в исполнение. На одном из островов Валдайских он основал мужской монастырь наподобие Иверского Афонского монастыря и решил освятить новую обитель в честь Иверской иконой Божией Матери, так как ещё будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, Святейший Никон много слышал о чудесах от Иверской Иконы Божией Матери «Портаитиссы», то есть «Вратарницы», что в Иверской обители на Святой горе Афон. По его инициативе в 1646 году была написана точная копия чудотворной иконы, написана эта икона была на святой горе Афон иконописцем монахом Иамвлихом Романовым, который, смешав краски со святою водою и со святыми мощами, постился 5 дней в неделю при написании иконы, вкушая пищу только в субботу и воскресенье и новонаписанная икона получилась точной копией первой иконы не отличаясь от неё ни длинной, ни шириною, ни ликом. При следовании иконы в Россию совершалось необыкновенное событие, о котором передает Никон в своей книге «Рай мысленный» У иноков святогорцев Корнилия и Никифора не было денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай лодочникам-магометанам. Они уже было решили вернуться на Афон, но во сне им явилась Божия Матерь и успокоила их, уверив, что они благополучно завершат свой путь. Той же ночью Божия Матерь явилась одному богатому греку Мануилу Константиев и приказала ему помочь инокам.

Грек заплатил за них нужную пошлину и отказался от дара, который Никон впоследствии из благодарности прислал ему. Но Божия Матерь за усердие к ней впоследствии даровала ему великие выгоды в торговле. Никон великолепно украсил икону, покрыв её ризой из чистого чеканного золота, жемчугом, алмазами и сапфирами. Стоимость ризы была около 44 тыс. Предстательство Божией Матери явленное в разных чудесных случаях, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной. В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая. Позже были установлены крестные ходы в городе Боровичи и Демянске.

Кроме того крестные ходы отправлялись в дни престольных праздников: Успения Божией Матери, Богоявления, во Вторник Светлой Седмицы после Пасхи, в честь празднования святаго праведного Иакова Боровичского. Валдайская Иверская икона Божией Матери В 1861 году на чудотворную икону Иверской Божией Матери сделана новая риза; в ней чистого золота 25 фунтов и серебра, чрез огонь золоченного 60 фунтов.

День празднования Иверской иконы Божией Матери

Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной. Существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона. Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail.

У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. Ныне и присно и во веки веков.

На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом — в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами. Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием.

Изображение с сайта hram-kupina. Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской. Не вы меня храните, а Я — вас Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros.

Когда они ушли [5] , женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона Прошло более полутора веков. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник.

Фото: Екатерина Иванова. RU На Руси в Агафонов день было принято ходить в баню, чтобы перед зимой пропариться по-настоящему. Считалось, что если это сделать в Агафонов день, он же Банный или Карпов день, недуги, связанные с осенне-зимними простудами, обойдут стороной. Хорошим подспорьем считались веники. В старину их делали из листьев березы, дуба, ольхи, крапивы или хвои. Распаренными вениками лечились от недугов, прогоняли темные силы. Что нельзя делать 26 октября, в Агафонов день Согласно народным приметам, люди, собравшиеся в баню, должны были снять нательный крест. Если этого не сделать, банный дух, которого прозвали Банником, может так разозлиться, что люди не заметят, как ошпарятся кипятком или получат другие увечья. В Агафонов день также запрещается: Выходить из бани лицом вперед, как это положено. Если не повернуться и не выйти с точностью до наоборот, можно получить сильный удар в спину. Таким образом, Банник давал понять, кто в бане хозяин и почему здесь надо следовать его правилам. Во время мытья в бане делиться планами, рассказывать о своих мечтах. Банник все сделает, чтобы помешать им сбыться. Употреблять спиртные напитки. Расплатой за непослушание станут болезни и безденежье. Ссориться, конфликтовать с родственниками, друзьями, соседями. Любой ценой надо избегать вражды.

А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона. Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. Ныне и присно и во веки веков. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом — в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами. Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina. Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской. Не вы меня храните, а Я — вас Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros. У берега моря расположена Климентова пристань названа в честь сщмч. Здесь же в X в.

История Иверской иконы Божией Матери

Уже на следующий день разрешение на передачу образа «в безвозмездное бессрочное пользование» было получено, и начался процесс оформления документов. Первый молебен перед вновь обретенной святыней в соборе Смоленской иконы Божией Матери этому образу посвящен монастырь возглавил Патриарх Кирилл. На нем вместе с другими верующими молился и Президент России, В. В мае 2012 года древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь Где находится святыня сегодня А после молебна святыню унесли в Успенский собор, который стал местом ее постоянного пребывания. Дело в том, что Смоленский храм, где она находилась исторически — «летний», не отапливаемый, ради сохранности древней святыни решено было сделать местом ее пребывания «зимний» Успенский.

Иверская икона Божией Матери в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Другие дни празднования Кроме двух дней празднования, связанных со списком иконы 1648 г. Патриарх Никон основал монастырь в честь образа, историю которого он узнал от афонских монахов, еще будучи архимандритом. Святыня, вошедшая в жизнь православных России чуть более 300 лет назад, ныне — в полном смысле «русская».

Вратарница благословляет «входы и исходы» верующих в часовнях при городских и монастырских вратах, в храмах, где и до сих пор — десятки чудотворных списков, через которые Матерь Божия подает благодать Своим чадам. Наталья Сазонова Советуем почитать: Толстая Т. Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:- 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора Ирина Анатольевна Ятова Похожие записи:.

Оклад, по мнению Н. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь Ин 14:16.

Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ: «Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором что вероятнее. Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия.

Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица — престол грозного Бога, окруженного у ног радугой Откр. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…» Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе». Афонские списки Иверской иконы в России Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню.

Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером.

Младенец находится справа, сидит на левой руке Богородицы. В левой руке Его — свиток, а пальцы правой руки сложены для благословения.

Голова Пресвятой Богородицы покрыта омофором со звездами. На голове Ее — царская корона. У этой иконы есть отличие от других, на правой щеке Пречистой — рана от меча, из которой струится кровь. Это изображают в воспоминание того события, происшедшего с иконой во время иконоборчества. День памяти Иверской иконы Дней памяти у образа несколько: 25 февраля; 26 октября; 6 мая.

Еще один день празднования иконы — переходящий, бывает во вторник Светлой Седмицы. По месту нахождения иконы Грузинский монастырь, то есть Иверский она получила название «Иверская». Другое название образа — Портаитисса, что значит Привратница. Так Ее называют потому, что Она Сама пожелала находиться над воротами обители. В чем помогает Иверская икона Божия Матерь помогает всегда людям, обращающимся к Ней с различными просьбами.

Это может быть просьба об исцелении близкого человека, собственном здравии, желании иметь младенца, о мире семейном и душевном.

Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение. Кондак 5 Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к берегу моря, сниде в пучину и приими икону Мою». Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся, пояше: Аллилуиа. Икос 5 Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к Ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ю быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас защитнице.

Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина радосте наша. Кондак 6 Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа». Икос 6 Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм во вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая; радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наша и надеждо; радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая.

Кондак 7 Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас.

Кондак 8 Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего. Темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие. Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение; радуйся, верных утверждение. Кондак 9 Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебная пения совершает, водою от чудныя иконы омывает дску, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже, подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными, честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9 Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы, еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый; радуйся, всякия милости подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас ходатаице к Богу; радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; радуйся, грешников к покаянию воззвание.

История Иверской иконы Божией Матери

Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон - Иверская икона Божией Матери — один из самых почитаемых образов в православном мире.
Иверская икона Божией Матери: что можно и нельзя делать 26 октября, народные приметы Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил.
26 октября 2023 года православные молятся Иверской иконе Богоматери. Иверская икона Божией Матери – один из самых известных образов Богородицы.-2.
Полицейские вернули похищенную Иверскую икону Богородицы в Валдайский монастырь У иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!» – писал будущий священномученик Фаддей (Успенский).
Иверская икона Божией Матери - Православный журнал «Фома» Верующие молятся Иверской Богородице об укреплении в вере, облегчении страданий и избавлении от душевных мук.

Сегодня верующие отмечают праздник Иверской иконы Божьей Матери

Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» «Вратарницей». Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.

В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым». Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот.

Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13 26 сентября. Святыня Москвы Часовня Иверской Богоматери. Москва, 1910.

Фото с сайта retromap. Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения».

Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская.

В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все.

Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В советские годы Иверская часовня была разрушена.

Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом.

И все потому, что не видим ясно своих нынешних грехов, а прошлые забыли. В таком случае, возлюбленные, говорю вам: просите Ее, Матерь Божию. Просите настойчиво, дерзновенно. Она «полагающих начало покаяния грешников верная предстательнице». Она «крепкое возбуждение спящих совестей». Она поможет нам вспомнить все наши грехи, может быть, давние, совсем забытые грехи детства, юности. Она всё напомнит, всё откроет, Она поможет покаяться и стать на путь исправления. Будем же помнить, дорогие мои, помнить постоянно о закрытых дверях прекрасного чертога, будем помнить о страшной участи неразумных дев, опоздавших на брачный пир к Жениху. Будем помнить и исправляться, чтобы и нам не опоздать, не лишиться вечного райского наслаждения. Она откроет нам спасительные двери покаяния и Божиего милосердия, Она откроет нам и светозарные врата небесного чертога, где все мы, по милости Божией, сподобимся вечной радости и блаженства со всеми святыми и праведными.

В Москве весьма чтится икона Иверской Богоматери, находящаяся в часовне при Воскресенских воротах. Это весьма древний список, хотя время и место написания его точно не известны. В часовне, где находится эта святая икона, ежедневно стекается множество богомольцев, и редко кто пройдет мимо, не осенив себя крестным знамением. И Бог прославил и прославляет московскую икону Богоматери Вратарницы не менее, чем самую афонскую, многими благодатными знамениями и чудесами. Братия, к кому нам лучше всего прибегать за помощью во всех обстоятельствах жизни нашей, к кому, как не к Матери Божией?

Кто из праведников сильнее, могущественнее Божией Матери? Кто ближе Ее к престолу Божию? Там, на небе, Она восседает одесную Сына Своего и ближе к Нему даже архангелов и ангелов. Кому же, следовательно, всего удобнее молиться за нас грешных, как не Ей? И если еще во время пребывания на земле Господь часто исполнял Ее прошения, то как не исполнить Ему Ее мольбы теперь, когда Он Сам же так прославил Ее?

Будем же молиться Богоматери, прибегать к Ней во всех обстоятельствах и знать, что Она возможет помочь нам. Дети свободно обращаются к матери со всеми своими нуждами, и что можно и полезно — мать всегда делает для детей своих. А Матерь Божия вместе есть и наша Матерь. Как Она болезнует о нас, когда мы в опасности, в скорби, а особенно, когда живем в грехах!

Один из святотатцев ударил копьем в лик Богородицы. Из пораженного места тотчас потекла кровь…Изумленные чудом иконоборцы на время оставили вдову. Но обещали вернуться, чтобы забрать и уничтожить образ или же выручить за него деньги. В тот же день, желая спасти икону, вдова пошла к реке, помолилась образу и опустила его в воду. Икона приняла вертикальное положение и медленно поплыла по течению. Спустя время образ увидели иноки Иверской обители на Афоне.

От него исходил достигавший до неба огненный столп. При виде этого явления пораженные монахи повторяли лишь одно: «Господи, помилуй! Но чем ближе подходила братия к водам морским, тем далее уходила от них икона.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий