Новости исторические худ фильмы

Исторические фильмы – все видео онлайн в хорошем качестве. Онлайн просмотр фильмов на ПК, телефоне или планшете бесплатно на Rutube! В этой подборке собраны фильмы о разных исторических эпохах, событиях и личностях прошлого. Перед вами самые новые и лучшие российские исторические фильмы 2022 года — наш топ список по рейтингу зрителей. Фильм заканчивается весьма пессимистично, как завершался этот этап русской истории, когда блистательная Российская империя в несколько лет превратилась царство шариковых. «Императрицы»: высокобюджетный урок истории в российском прокате — стоит ли его смотреть.

Результаты поиска

Ivi собрал несколько достоверных исторических фильмов, которые можно смело смотреть всем, кто не хочет брать в руки учебники. подборка исторические фильмов с русским перереводом! РБК Life составил список исторических фильмов для тех, кто любит кино по мотивам реальных событий. подборка зарубежных и российских фильмов. Список лучших исторических фильмов на русском языке с высоким рейтингом в подборке Афиши.

Фильмы про российскую историю

Исторические фильмы на портале «». В основе сюжета многосерийного фильма лежит исторический материал о путешествии Чжан Цяня, посланника императора Хань У-ди. Исторические фильмы – жанр игрового кинематографа, повествующий о той или иной эпохе, людях и событиях прошлых лет. Исторический фильм о вторжении поляков на территорию Руси (1611), создании Мининым и Пожарским народного ополчения. В новом историческом фильме рассказывается история наемника римской империи, который оказывается в самом сердце борьбы за трон.

Историческая судьба России в отечественном кинематографе

О художественных фильмах, посвященных событиям в Крыму и Донбассе с 2014 года, — в материале РИА Новости. Смотреть исторические фильмы онлайн бесплатно без регистрации в HD качестве. История этого фильма рассказывает о настоящих героях, которые пытались остановить лесные пожары в Аризоне 2013 года. Исторические фильмы 2023 года рассказывают о разных моментах далекого и недавнего прошлого. Неубедительная попытка с помощью документальных хроник приблизить художественное кино к реальности.

Девять фильмов о русских бунтах

Более 80 кинозрителей проголосовали за более чем 20 фильмов в списке лучших исторических фильмов 2023 года. Исторический фильм о вторжении поляков на территорию Руси (1611), создании Мининым и Пожарским народного ополчения. Смотреть фильмы в жанре Исторический Приглашаем к просмотру лучших фильмов и сериалов из наших подборок.

Фильмы про Российскую империю

Молодые кинооператоры Лев Альперин и Иван Майский в 1941 году отправляются на фронт, чтобы заснять важные события, происходящие во время битвы за Москву. Нюрнберг 2022 9 8 Полгода прошло после того, как немцы капитулировали. В немецком городе Нюрнберг организовывают военный трибунал, а несколько великих держав договариваются о создании ООН, в результате чего должны решиться судьбы нацистских преступников. Только подготовка к мероприятию становится запутывающим процессом. Чтобы полностью покончить с нацизмом, необходимо провести дипломатическую работу, в чем заинтересованы сразу все страны. И муж, и жена работают в аварийной службе. Печальные действия разделяют супругов и разводят из в разные стороны.

С одной стороны — ненависть, а с другой — дружба между народами. А повествование идет от молодого грузина — этнографа Георгия Иобадзе. Он расскажет о захватывающих событиях за столетний период того времени: традициях, обычаях, любви и потерях. Вещий Олег 2022 26 4 История о том, как начинался великий путь русского князя Олега Вещего. Именно он смог объединить славянские народы, оделенными в то время друг от друга, а также сумел выстоять перед сильным Каганатом и свирепыми викингами. Олег Вещий считается человеком, который основал Киевскую Русь.

Абсолютно любой фильм можно посмотреть бесплатно и в лучшем качестве. Хотя стоит иметь ввиду, что многие исторические фильмы на нашем сайте были сняты в 30-80 года XX века, когда об HD качестве ещё речи не шло. Мы уделяем большое внимание не только фильмам, которые появятся в этом году, но и тем, которые давно стали любимыми, заслужив высокие оценки у зрителей и критиков. Здесь вы можете найти как новинки этого года, так и старую, добрую классику.

РФ» «Культура.

РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.

Тогда никто и представить с... Римская Империя воюет с Древней Грецией! Зaвoевание Kopинфа Исторический военный фильмы про древний мир Войны древней греции и древнего рима 146 г. Римская республика пытается...

35 самых крутых исторических фильмов, которые нужно посмотреть

Сначала это ослепший от взрыва капитан Хлебников и жительница села Серафима. Позже к ним присоединяются немец-дезертир Хольц, райкомовец Демидович, уцелевший после массовой казни еврей Нохим, уголовник Казимир. У каждого своя жизненная правда, свои страхи и надежды. Вокруг блиндажа злобными хищниками шныряют братья Пилипенки, до войны они были полууголовными шкодниками, а теперь — полицаи. Есть и другие полицаи-каратели, именно им поручено расстрелять всех местных евреев.

Главный герой Квинтус Диас — единственный, кто выжил после нападения на северный форпост. Центурион присоединяется к Девятому легиону, прибывшему из Рима, и в его рядах участвует в преследовании Горлакона, вождя пиктских бойцов. Крутой хит гонконгского режиссера — один из лучших фильмов с масштабными битвами на мечах, рекомендуемых к просмотру ценителями жанра. В 208 году нашей эры первый министр императора склоняет его к войне с двумя царствами на юге Поднебесной под предлогом объединения страны. Что противопоставят жестоким северянам в битве у Красной скалы военачальники независимых княжеств? Картинку, снятую на хромакее, дорисовывали десятки компьютерных художников — от грандиозных боевых слонов до тучи стрел, закрывающей солнце. Чтобы герои выглядели реалистично, с актерами занимались батальные хореографы — и кино, вышедшее на экраны больше десяти лет назад, до сих пор в списке лучших исторических боевиков. Последнего императора, 12-летнего подростка Ромулуса Августуса, заключают под стражу на острове Капри. На помощь царственному отпрыску приходит его учитель-легионер и охранница посла из Византии. После побега они направляются в Британию, где остался единственный верный императору Девятый легион. Исторический фильм в жанре боевика с битвами на мечах снят по популярному роману Валерио Манфреди, ставшего консультантом масштабного европейского проекта. Кузнец Балиан теряет ребенка, а затем его жена накладывает на себя руки. В это время приезжает барон Готфрид и признается Балиану, что он его отец, и предлагает кузнецу присоединиться к рыцарям, следующим в Иерусалим. Тот отказывается, но когда несчастного навещает священник, вдовец замечает на его груди крест жены-покойницы, и узнает, что самоубийце отсекли голову перед погребением.

Группа бродячих актёров прибывает в город, в котором произошло чудовищное убийство маленького мальчика. Вместо того, чтобы разыгрывать представление на библейские темы, актёры дают спектакль, в котором раскрывают личность убийцы. Мрачная и завораживающая Англия, идеально переданный дух Средневековья, как всегда убедительный Уиллем Дефо и молоденький Том Харди. Реалистичная и пугающая обстановка батальных сцен, потрясающая глубина визуальных образов, бесконечно повторяемые молитвы, звон мечей, море крови и хрупкая и упрямая Орлеанская дева в исполнении Миллы Йовович. Франция переживает сложный период, она угнетена и оставлена без властителя. В это темное время на пороге дофина Карла появляется юная набожная крестьянка, которая намерена сломить англичан и изменить к лучшему жизнь в своей стране. Сюжет основан на реальных событиях, связанных с жизнью и деятельностью Бартоломью Чассени, юриста, в своё время служившего адвокатом животных, обвиняемых в преступлениях. Главный герой, молодой юрист Ришар Куртуа, уезжает из Парижа в провинциальный Абервилль в поисках «простых сельских наслаждений», но сталкивается с невежеством, предрассудками и суевериями. В считанные дни он оказывается вовлеченным в криминальную драму с убийствами.

История человечества — предмет зрелищный и драматичный, особенно если за её воссоздание берутся талантливые кинематографисты. Редакция «Канобу» собрала список самых любопытных исторических фильмов, посвящённых событиям, о которых непременно нужно знать. В подборку вошли картины, соответствующие разным увлекательным периодам мировой истории. Полковник Дэкс Кирк Дуглас командует пехотным полком на Западном фронте и получает приказ атаковать Муравьиный холм — неприступную вражескую позицию. Операция с задействованием пехоты изначально была обречена на провал, и полк Дэкса закономерно терпит неудачу в попытке атаковать Муравьиный холм. Провал операции не устраивает командующих генералов, и они решают приговорить к расстрелу трёх случайных солдат из полка якобы за трусость и неспособность справиться с поставленной задачей. Между тем полковник Дэкс, будучи адвокатом по уголовным делам в мирное время, решает взять ситуацию в свои руки и выступить на стороне защиты своих подчинённых, пусть решение военного трибунала и кажется предопределённым. Режиссёр фильма — Стэнли Кубрик. На киносайте IMDb зрительский рейтинг фильма — 8,4 из 10. Тот соглашается, хотя порыв девушки воспринимает как абсурдный. Режиссёр — Люк Бессон. Государство втянуто в кровопролитную и изматывающую Ливонскую войну, а внутри страны процветает жестокость со стороны опричников царя. В это время игумен Филипп Олег Янковский — друг детства Ивана Грозного — прибывает в Москву, чтобы занять при дворе пост митрополита, и становится свидетелем вседозволенного поведения приближённых к царю. Понимая, что за жестоким беспределом стоит никто иной, а именно Иван Грозный, митрополит Филипп решает повлиять на русского правителя с позиции человека, приближённого к Богу. Вот только безжалостную натуру Ивана Грозного не так просто искоренить молитвами и разговорами о правильном пути. Режиссёр фильма — Павел Лунгин «Остров». Прекрасная Гипатия Рэйчел Вайс занимается просвещением юных аристократов, обучая тех всевозможным наукам от философии до математики.

33 лучших исторических фильма, которые стоит посмотреть

Для постоянных пользователей портала мы предусмотрели полное отключение рекламы. Для этого вам нужно зарегистрироваться через свою соцсеть. Это займёт не более 10 секунд. Смотрите замечательные исторические и просто старые фильмы без рекламы!

Снять о таком мощном герое с непростым жизненным путем слабую работу было просто невозможно. Одно из самых громких преступлений современности подарило отличную кинокартину. Исторический фильм, в котором режиссер ищет ответ на один из главных вопросов современной истории: «Кто убил президента Кеннеди? Экранизированную историю немца Оскара Шиндлера, спасшего множество евреев во время Холокоста, должен увидеть каждый уважающий себя человек.

Привязки к современным реалиям, конечно, никакой, но снял Мел Гибсон на совесть. Сцена с разгневанным фюрером легла в основу многочисленных мемов, которые хорошо известны многим, но вот об оригинальной работе, откуда была взята основа для пародий, подозревают далеко не все. Подтверждением качества кинокартины является множество наград, которые она собрала. Реальную историю Второй мировой войны об эвакуации морем английских, французских и бельгийских солдат, заблокированных у города Дюнкерк немецкими войсками, превратили в зрелищный боевик. Смонтированный их архивных кадров, многие из которых никогда не демонстрировались, будет интересен всем, кто увлечен космосом. Однако даже самые сильные иногда оступаются. Максимус не смог победить своих самых заклятых «врагов» — завистников, распускающих придворные лживые сплетни.

Отважного генерала предали и приговорили к смертной казни. Но Максимусу удалось избежать наказания и стать сильнейшим гладиатором. Каждый город захватчики проходят с легкостью, пока на их пути не встречается один отважный воин. Рязанский витязь Евпатий Коловрат становится на защиту Родины и возглавляет группу таких же смелых молодцов. Его легендарный подвиг лег в основу сюжета исторического фильма Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого. В такие моменты главное — не потерять голову от чарующих побед, жажды равенства и свободы. Молодые офицеры так сильно погружаются в свои мечты, что ради них они готовы пожертвовать положением, богатством, любовью, жизнью и даже самой страной.

С этого и начинается знаменитое восстание декабристов 1825 года. За спортивным путем Оуэнса следил весь мир: кто-то желал ему победы, которая стала бы символом справедливости, а кто-то — жаждал его неудачи во имя нацистской идеологии. Тем не менее, легкоатлет остался в истории человеком, который бросил смелый вызов Гитлеру. Эта история знакома каждому с детства: осенью 1941 года 18-летняя девушка ушла добровольцем в диверсионную школу. После — вместе со своим партизанским отрядом попала в засаду, где была схвачена немцами во время попытки сжечь сарай. Известный подвиг Зои, которая не сдалась фашистам, лег в основу фильма «Зоя». Девушка не сказала врагу ничего из того, что могло бы сорвать выполнение заданий другим группам.

В немецкий город съезжаются тысячи людей со всего мира. Запечатлеть знаковое событие стараются журналисты, адвокаты, переводчики, участники и сотрудники процесса. Один из героев этого события Игорь Волгин — молодой переводчик, прошедший войну.

Праведник 2022 5 2 Красноармеец Николай Киселев должен выполнить непростое задание — спасти белее двухсот евреев из белорусской деревушки Долгиново и переправить их за линию фронта, иначе им всем грозит смерть.

Теперь беженцы во главе с русским офицером вместе с партизанским отрядом должны пройти 1500 км, чтобы достигнуть своей цели. Путь будет нелегким и опасным для попутчиков. Русский князь Михаил полюбил молоденькую ведьму Тиче, которая умеет превращаться в рысь. Теперь герой должен сделать нелегкий выбор: любовь или преданность родине.

Кровавые бои и множество других испытаний ложатся на плечи Михаила. Только страшнее смерти оказывается предательство своей земли. Степные боги 2022 2 Август 45-го. Дальний Восток.

Деревня, находящаяся посреди степей, граничит с концлагерем, где постоянно погибает множество военнопленных. Десятилетний мальчик Петя пытается вылечить лучшего друга Валеру от пагубной болезни. В итоге Петя просит помощи у одного пленника из Японии — доктора Хиротаро. ЭПРОН: Сокровища погибшего корабля 2022 2 Британское судно под названием «Черный принц» затонуло вместе со своими припасами около Балаклавских берегов.

И это притом что фильм неоднократно упрекали в исторической недостоверности, а в 2009 году The Times даже включил картину в список «самых исторически неточных фильмов». Отвечая на критику, режиссёр признаёт ряд неточностей, но заявляет, что всё было сделано в угоду большей «кинематографической убедительности». И, пожалуй, оно того стоило. Трагическая история Уильяма Уоллеса не оставит равнодушным, а крепкий сюжет и актёрская игра помогут на время забыть об исторических огрехах.

Битва при Чосинском водохранилище (2021)

  • Девять фильмов о русских бунтах
  • Фильмы: исторические - смотреть онлайн
  • История России в фильмах | Пикабу
  • Исторические фильмы 2023: список лучших картин года

Что посмотреть: топ-25 фильмов, основанных на реальных событиях

Главный герой Квинтус Диас — единственный, кто выжил после нападения на северный форпост. Центурион присоединяется к Девятому легиону, прибывшему из Рима, и в его рядах участвует в преследовании Горлакона, вождя пиктских бойцов. Крутой хит гонконгского режиссера — один из лучших фильмов с масштабными битвами на мечах, рекомендуемых к просмотру ценителями жанра. В 208 году нашей эры первый министр императора склоняет его к войне с двумя царствами на юге Поднебесной под предлогом объединения страны. Что противопоставят жестоким северянам в битве у Красной скалы военачальники независимых княжеств? Картинку, снятую на хромакее, дорисовывали десятки компьютерных художников — от грандиозных боевых слонов до тучи стрел, закрывающей солнце. Чтобы герои выглядели реалистично, с актерами занимались батальные хореографы — и кино, вышедшее на экраны больше десяти лет назад, до сих пор в списке лучших исторических боевиков.

Последнего императора, 12-летнего подростка Ромулуса Августуса, заключают под стражу на острове Капри. На помощь царственному отпрыску приходит его учитель-легионер и охранница посла из Византии. После побега они направляются в Британию, где остался единственный верный императору Девятый легион. Исторический фильм в жанре боевика с битвами на мечах снят по популярному роману Валерио Манфреди, ставшего консультантом масштабного европейского проекта. Кузнец Балиан теряет ребенка, а затем его жена накладывает на себя руки. В это время приезжает барон Готфрид и признается Балиану, что он его отец, и предлагает кузнецу присоединиться к рыцарям, следующим в Иерусалим.

Тот отказывается, но когда несчастного навещает священник, вдовец замечает на его груди крест жены-покойницы, и узнает, что самоубийце отсекли голову перед погребением.

Тихомирова «Издёвка над историей», в которой автор критиковал образ Руси в киноленте, особенно внешний вид смердов-ополченцев, убогость их домов и внешний бедный вид русских воинов. Критике подвергся и персонаж Василия Буслаева, который был былинным богатырём и не имел никакого отношения к Ледовому побоищу. В отличие от других битв того времени, о Ледовом побоище, кроме русских летописей, повествует «Ливонская рифмованная хроника», а также более поздняя «Хроника гроссмейстеров». Реальные политические отношения Пскова и Новгорода с Ливонским орденом были не столь примитивны, как это показано в фильме. Стороны соперничали за земли, на которых находится современная Эстония, преследуя в первую очередь экономический интерес. Приграничные стычки происходили как до Александра Невского, так и после его смерти. При этом о зверствах рыцарей в городе, так ярко показанных в фильме, история не знает. Александр Невский активно перешёл в контрнаступление, вернув Псков и захваченные крепости, и начал рейды уже на территорию Ордена.

Численность участников сражения не превышала, по всей видимости, 10 тысяч человек. Со стороны новгородцев выступило конное ополчение, дружина Александра и его брата Андрея. Участие в битве неких смердов не подтверждено, зато ливонцы отметили большое количество лучников у русских. Кроме того, существует версия, что в войске новгородцев были и монгольские отряды. Силы Ордена, согласно ливонской хронике, были меньше. При этом набранное ополчение чуди и эстов особой роли в битве не сыграло. Кстати, они в фильме вообще не показаны. Вместо этого был создан яркий и запоминающийся образ русской пехоты с копьями и щитами, ожидающей атаки со стороны немецких рыцарей. Предатель Твердило, который в фильме носит доспехи более поздней эпохи, имеет прототип в виде реального псковского посадника Твердилы, который сдал город крестоносцам.

А вот эпизод, где Александр Невский говорит, что «немец тяжелее нашего», породил миф о защитном обмундировании рыцарей, из-за которого те якобы и утонули. В реальности обе стороны в 13 веке носили лишь кольчужные доспехи. Автор «Рифмованной хроники» даже отдельно отмечает отличное вооружение русской дружины: «…многие были в блестящей броне, их шлемы сияли, как хрусталь». И десятилетия спустя после выхода фильма и развенчания мифов образы, созданные режиссёром, неотступно преследуют зрителя. Картина популяризировала историю Фермопильского сражения 480 г. Главная тема фильма — противостояние «свободных» греков и «варварских» персов. По сюжету, царь Ксеркс привёл миллионную армию, чтобы завоевать Грецию, и только небольшая группа спартанцев с немногочисленными союзниками готова дать ему отпор. Самоотверженно обороняющие Фермопильское ущелье греки вынуждены отступить после предательства Эфиальта, показавшего врагам тайную тропу в обход ущелья. Спартанцы вместе с небольшим отрядом феспийцев остаются прикрывать отход соратников.

Ознакомившись со всеми свидетельствами, монарх постановляет, что инцидент должен быть разрешен посредством поединка. От исхода битвы зависят несколько жизней. И в случае поражения ее мужа пострадавшую казнят за ложные обвинения.

Люди, стремящиеся изменить этот мир, и этого человека, и на самом деле коверкающие, уничтожающие — и мир, и человека. Но утопистам не суждено разрушить Божье творение, и сколь бы ни был несовершенен этот мир, он все равно есть творение Божие, и неподвластен воле человека, возомнившего себя его властелином. А самое главное — правда Божия всё равно являет себя миру. И вождь пролетарской революции, принесший немало скорбей, в том числе и пролетариату, предстаёт перед нами человеком, весь жизненный путь которого привел его к полному банкротству — и моральному, и физическому. Он хотел улучшить этот мир, он начал с этого, а кончил тем, что почти полностью разрушил ту страну, в которой родился и жил, и которую всегда презирал и ненавидел. Он хотел сделать людей счастливыми — по своему усмотрению, а превратил в страдальцев не только весь русский народ, но и даже своих родных и близких. И вот эта тема — не только вины Ленина, но и его несчастья, делает фильм Александра Сокурова «Телец» одним из самых глубоких и самых одухотворенных фильмов, повествующим нам о начале страшной истории нашей страны в ХХ веке.

Расшифровка лекции 2 по фильму «Собачье сердце» Сегодняшний наш разговор будет посвящен России периода 20-х годов. Это было время, когда историческая Россия переживала свое разрушение, причём кровопролитно-молниеносное разрушение, и на ее территории рождалась совершенно другая страна, в которой уже очень трудно было жить людям русским, в которой должны были жить люди советские. Это был действительно глубокий разрыв исторической преемственности. И говорить об этом новом типе — уже не русского, но советского человека, сегодня нам поможет фильм режиссера Владимира Бортко «Собачье сердце», поставленный по знаменитой повести Михаила Булгакова. Повесть была написана в 1920-е годы — в период, когда политика НЭПа создавала иллюзию того, что старая Россия еще может в какой-то форме сохраниться. Но великий писатель уже тогда провидел то, что происходит в стране, и показал в образе, с одной стороны, Шарикова, эту новую рождающуюся страну, а в лице профессора Преображенского — представителя уходящей России. Экранизация повести Булгакова, осуществленная Владимиром Бортко, наверное, не в полной мере выражает глубокий смысл этого произведения.

Но вышедший на экраны в 1988 году фильм режиссера Бортко дает нам прочтение повести Булгакова именно то, которое было естественно в это время, ибо в конце 1980-х годов наша страна переживала очень важный период. Она отторгалась от своего советского прошлого и начинала по-настоящему ценить ту Россию, которая была уничтожена большевиками. Именно поэтому противостояние в фильме профессора Преображенского и Шарикова приобретает совершенно трагический характер — возможно, не во всём соответствующий первоначальному замыслу писателя. Фильм начинается кадрами, которые являют нам Москву, которая в начале века считалась одним из самых динамично развивающихся городов, соответствовавшим самым высоким стандартам городской цивилизации; Москву, пришедшую в глубокий упадок в период гражданской войны. Мы видим социальную среду, в которой традиционным москвичам как будто уже очень сложно жить. Мы видим, как улицы Москвы — запущенные, грязные, заполняют какие-то другие люди. И постепенно открывается внутренний мир одного из этих людей — вернее, не людей, а правильнее сказать, некоегодля нас живого существа.

Итак, посмотрим первый фрагмент фильма. Итак, картины Москвы — охваченной большевистской разрухой, улицы, на которых мы не видим уже всех москвичей, которые наполняли их до революции — все это создает ощущение погружения нас в атмосферу 1920-х годов — тем более, что кадры эти сняты так, что напоминают документальное кино. И вот в этой запущенной Москве мы слышим внутренний монолог какого-то человека. Мы не знаем, что это за человек. Хочу напомнить, что повесть Михаила Булгакова практически не переиздавалась в советское время, и поэтому многие зрители конца 1980-х даже не представляли себе содержание этой повести. И фильм дает нам очень эффектно вот этот внутренний монолог персонажа — мы понимаем, что это мысли собаки Шарика, которого обварил повар. Но когда мы смотрим этот фильм впервые — тем более, если мы не знаем содержание повести, возникает ощущение, что это мысли человека, который в этой запущенной Москве пытается найти хоть какое-то пропитание, чтобы не умереть с голоду.

Так ставится одна из основных тем — не только Шарикова, как такового, а вообще советской жизни, в которой необходимые продукты — питания ли, широкого потребления — их добывание, доставание становились главным смыслом жизни целых поколений. И вот этот странный монолог человека сопровождается тем, что мы видим, как этот человек, или это существо, идет, приникнув к земле. Повторяю: мы еще не знаем, что это мысли пса, и когда произносящее эти слова существо подходит к мальчику — может быть, даже беспризорнику это тоже символ той эпохи , и мальчик опускается на четвереньки, чтобы приблизиться к тому, кто размышляет о своей тяжелой жизни, — у нас опять возникает ассоциация. Мы видим Москву, в которой люди не просто должны быть озабочены одним — как выжить — не тем, чтобы жить, а именно выживать, но что все люди в этой Москве поставлены на колени, низведены до положения животных. Это ассоциация возникает не сразу. Но когда она возникает, автор дает нам почувствовать, почему это случилось с Москвой, почему это несчастье случилось со страной. Мы видим идущих в баню красноармейцев.

Вот это та темная страшная сила, которая разрушила историческую Россию, которая создала условия, при которых люди могут не жить, а не выживать, ища себе скудное пропитание, в которых человеческое достоинство унижено до предела, в которых человек поставлен на колени, низведен практически до уровня животного. Вот так достаточно жестко, с характерной для конца 1980-х годов социально-политической заостренностью, ставит проблему Шарикова режиссер Бортко. Ну, а далее следует эпизод, который неожиданно напоминает нам о той России, которая была, и которая сейчас уходит с исторической арены. Мы видим совершенно не подходящего к интерьерам этой запущенной Москвы человека буржуйского вида, мы видим дом— доходный, но еще очень респектабельный, который хранит в себе следы прошлой жизни; и вместе с тем видим, как пес Шарик вводится в вот этот Калабуховский дом, символизирующий собой еще недоуничтоженную, старую Россию. Многим, в особенности москвичам или петербуржцам, и по сей день знакомы дореволюционные дома, в которых, несмотря на колоссальное запустение советского времени, еще сохраняются следы той самой обстановки, которая присутствовала в них в дореволюционное время. В вестибюлях, на лестницах, что-то еще сохранилось, а что-то, может быть, уже возрождается сейчас. И поэтому этот дом — Калабуховский дом, — в котором живет столь нетипичный для большевистской Москвы профессор Преображенский, символизирует собой тот островок, на котором сохраняется прежняя русская жизнь.

Кажется, что дом еще можно сохранить в этих условиях, и квартира профессора Преображенского является тем самым домом, где он позволяет себе жить так, как жили поколения русских интеллигентов — тех, кого потом стали называть презрительно буржуями на протяжении многих лет. Но уже и в этот дом, мы видим, вторгается новая жизнь разговор со швейцаром очень показателен , но самое главное — не ведая этого, профессор Преображенский, приведя к себе в квартиру пса Шарика, приводит то существо, которое будет утверждать в его последней цитадели, в его квартире, в которой продолжается старая традиционная русская жизнь, жизнь новую, жизнь шариковскую. Ну, а далее посмотрим эпизод, который очень характерно являет нам суть этих перемен, суть тех людей, которые осуществляли эти перемены в стране это страшное время — диалог профессора Преображенского и представителей домкома. Посмотрим фрагмент. Разговор профессора Преображенского со Швондером наполнен очень глубоким смыслом. И здесь талант писателя Булгакова и режиссера Бортко органично дополняют друг друга. Но прежде всего мы видим, как в квартиру профессора Преображенского вторгаются люди, как они входят в эту квартиру — в его дом, как хозяева.

Сразу возникает ассоциация со страшными обысками, арестами, расправами периода гражданской войны, когда красногвардейцы или чекисты вот так вот вторгались в дома мирных обывателей. Когда мы внимательно посмотрим на группу, вошедших в квартиру Преображенского, перед нами, по сути дела, группа людей, символизирующая суть большевистской революции. На переднем плане в кожаной куртке напоминающий еврея-комиссара Швондер, рядом с ним, видимо, вышедшая из интеллигентных слоев, судя по фамилии Вяземская, — революционерка, порвавшая со своим классом, ну а за спиной два типичных представителя революционной массы — русские мужики-маргиналы Пеструхин и Жаровкин. Это действительно яркий символ революции. Поразителен разговор, который начинает Швондер. Мы слышим вместо нормального русского языка советский новояз, аляповатость которого подчеркивает профессор Преображенский, постоянно переспрашивая. А потом начинается привычный для многих из нас, выросших в советское время, разговор, когда свое право жить в собственном доме нужно доказывать обилием бумаг.

И вот здесь хочется отметить следующее. Многим из нас смысл этого разговора, конечно, понятен, но трудно представим. Действительно, как это так: один человек живет в квартире с таким количеством комнат? И подавляющее большинство нас выросло в условиях коммунальных ли квартир, общежитий, в которых гостиная, столовая, спальня и кабинет, как правило, располагались в одной комнате, в которой живет уже по нескольку человек. Действительно, в этом разговоре, когда профессору Преображенскому указывают, сколько комнат у него должно быть, заключается очень яркая иллюстрация того, как разрушался тот привычный бытовой уклад старый России, которую олицетворяли дома, в которых жили русские люди в условиях революции. Действительно, большинству советских людей, уже незнакомых с понятием дома — домов лишались все — от помещиков до крестьян, от представителей состоятельных городских слоев до мещан, — всё заменяло понятие «жилплощадь», на которой человеку давали возможности жить в этих размерах, которые были установлены какими-то абстрактными государственными нормами. И вот мы видим, как в дом, в котором профессор Преображенский пытается сохранить уклад привычной для него старой русской жизни, вторгаются посторонние люди и указывают ему, сколько у него должно быть комнат, где он должен работать, где он должен есть, где он должен спать — и это самое страшное в разговоре.

Мы чувствуем, что рождается жизнь, при которой человек даже в своем доме не может оставаться самим собой. Профессор Преображенский пока что чувствует себя достаточно уверенно. Он иронически зло высмеивает своих оппонентов. Он знает, что один из его пациентов — высокопоставленный советский партаппаратчик, и обращается к нему. И здесь мы видим опять характерную черту советской жизни. Благоволение начальства позволяло в советском обществе избегать даже советских законов. Законов, конечно же, часто глубоко несправедливых, но всё-таки формально установленных.

Мы прекрасно понимаем, насколько всё же уязвим профессор Преображенский. Уязвим именно потому, что если бы не покровительство советского начальника, его бы лишили возможности жить в своем доме, как в своем доме. В доме, который он создавал, возможно, десятилетиями, осуществляя свою научную деятельность, в доме, который он создал своим трудом. Но в данный момент советский начальник спасает профессора Преображенского от уплотнения, и вот тогда, в бессилии покидая его квартиру, компания Швондерав лице Вяземской всё-таки пытается ему пригрозить. И далее еще один очень характерный разговор. Ему предлагают то, что очень часто предлагали людям в советском обществе — купить ненужные ему журналы для того, чтобы якобы помочь детям Германии. Здесь всё очень узнаваемо, очень напоминает советскую действительность, когда людей заставляли покупать ненужные вещи, а нужных вещей приобрести не давали возможности, когда в стране, исполненной огромных противоречий, нужно было проявлять солидарность с какими-то угнетенными в разных странах и континентах.

Действительно, какая забота о детях Германии могла иметь место в стране, в которой были многие десятки тысяч своих беспризорных детей, в которой только что в начале двадцатых годов голод унес почти пять миллионов человек. И вот когда профессор Преображенский возражает против этого абсурда, происходит очень интересный разговор. То, что он не хочет покупать ненужные ему журналы, дает основание предположить, что он контрреволюционер, он не любит пролетариат, и за это его следует арестовать. Вот здесь вот здесь проступает самая страшная черта будущего советского общества. В этом обществе человек не только не может жить в своем доме как в своем доме, но он даже не может хотеть так, как он хочет. Ему указывают, что желать, где жить, как жить, что покупать и чего, в конечном итоге, желать. А если он не подчиняется — он враг, он подлежит репрессиям.

Отстояв неприкосновенность своей квартиры от Швондера, профессор Преображенский садится обедать. Обед сразу приобретает символическое значение. Эта неспешная русская трапеза, происходящая в столовой, и изобилие на столе у профессора Преображенского символизирует не только его материальное положение в условиях НЭПа, но вот тот уклад жизни, который постепенно стал разрушаться. По ходу трапезы профессор Преображенский говорит о своем видении жизни. Он дает очень яркие характеристики того, что происходит, и его разговор обращенный, к 1920-м годам, тогда, когда этот фильм вышел, конечно же, в конце 1980-х годов приобретал очень актуальное значение. Достаточно вспомнить фразу о ненужности чтения газет советских. Эти слова, конечно же, в конце 1980-х годов звучали очень вызывающе резко, точно также, как и разговор о водке, которая производится на предприятиях государственных, на которых неизвестно что производят, и так далее.

Но главное здесь, пожалуй, другое. Профессор Преображенский пытается смотреть на окружающий его мир с точки зрения, как он говорит, здравого смысла, то есть с точки зрения тех представлений, которыми жила привычная ему дореволюционная Россия. И вот в этот разговор вторгается неожиданно пение хора. Это не просто хор, организованный домкомом. Перед нами, по сути дела, символ тех бессмысленных многочасовых собраний, политинформаций, на которых проходила жизнь целых поколений в советское время, когда люди собирались и бессмысленно говорили и слушали, отвлекая себя от конкретной работы, конкретной деятельности. Показательны слова песни, которую исполняет хор: «суровые годы проходят в борьбе за свободу страны, за ними другие приходят — они будут тоже трудны». Вот эта бессмысленная борьба всё с новыми и новыми препятствиями.

То есть, жизни нет — есть только постоянная борьба — то за выполнение пятилетнего плана, то за урожай, и так далее, и так далее. А на самом деле, полный бедлам, в том числе бедлам хозяйственный. Об этом говорит профессор Преображенский. Очевидно, что тот социальный эксперимент, который происходит в стране, вызывает у него самую резкую критику. Однако эта критика уже не может быть безобидной и безопасной для самого профессора Преображенского. Свободы уже нет в Советском обществе. И не только политическая оппозиционность, но просто честный, здравый взгляд на происходящее может быть чреват репрессиями.

Но профессор Преображенский как будто ещё ощущает себя в прежней России, поэтому и позволяет себе говорить, в частности, о том, что большевистская разруха это результат того, что люди, которым нужно заниматься чисткой сараев, решают проблемы вселенского масштаба. Ну, а далее в фильме возникает линия Шарикова. В стране, где происходит рождение нового общества, которое, впрочем, профессор Преображенский критикует, и критикует очень остроумно, видя в бытовой разрухе разруху социальную, разруху психологическую, разруху мировоззренческую — вот в этих условиях многие говорят о рождении нового человека. В 1920-е годы гонение на религию сопровождалось противопоставлением науки, которая сможет решать те задачи, которые раньше, как казалось, может решить лишь религия. В частности, будет создан новый человек. И сам того не желая, профессор Преображенский, создавая нового человека, создает именно того человека, которому надлежит жить в советском обществе. В следующем фрагменте мы увидим только то, как этот созданный из пса Шарика и Клима Чугункина человек представляется профессором Преображенским научному сообществу.

Сцена демонстрации Шарикова показана в фильме таким образом, что это сцена очень отличается от содержания повести. Действительно, мы видим, как ученые мужи, студенты — вообще публика, всем своим обликом напоминающая вот эту старую Россию, — мы видим, эта публика восторгается искусственно созданным человеком. Но наряду с тем, что здесь присутствует восторг перед возможностями науки, в сцене подчеркивается и другой момент. На Шарикова смотрят с умилением представители интеллигенции, как они смотрели на представителей народа, простонародья. Действительно, для русской интеллигенции была характерна вера в народ как носителя этой высшей идеи. Народопоклонничество, как об этом писали в сборнике «Вехи» оппоненты вот этой традиционной революционно настроенной интеллигенции. И вот Шариков являет себя.

Ему дается в руки балалайка, и он начинает исполнять песню на мотив зловеще звучавшей тогда песни «Яблочко». Под эту песню революционные матросы совершали многие свои вопиющие злодейские преступления — насилия, грабежи и убийства. Для современников это «Яблочко» звучало отнюдь не так безобидно, как для последующих поколений. Он исполняет эту песню, и мы видим, как поначалу все присутствующие умиляются ему — и как произведению науки, и как представителю простого народа, — но по мере того, как он входит в раж, и песня его начинает звучать уже со словами, все вдруг начинают понимать, что вот этот самый новый человек, представитель простого народа, призван стать их палачом. И уже с обреченным видом они слушают пение Шарикова, понимая, что в словах этой разбойничьей песни звучит приговор всем им. Сцена завершается тем, что профессор Преображенский падает в обморок, тем самым как бы констатируя ужас перед тем, кого он создал. Прозрение русской интеллигенции в момент, когда столь почти что обожествлявшийся ею простой народ сказал свое слово в революции, когда он проявил себя в лицах тех своих представителей, которые устремились в революцию, прежде всего как тот самый «грядущий Хам», о котором писал Мережковский.

Ну, а далее созданный профессором Преображенским Шариков — человек коммунистического будущего, поселяется в его квартире, в его доме, и его дом начинает превращаться в одну из самых страшных изобретений советского времени — в коммуналку, в квартиру, в которой люди совершенно разных социально-психологических типов, люди просто посторонние, чуждые друг другу, обречены были жить десятилетиями. Итак, рождение нового советского коммунального быта в еще казавшейся незыблемо традиционной дореволюционной квартире профессора Преображенского предстаёт перед нами в следующем фрагменте. Мы видим, как постепенно в квартире профессора Преображенского возникает очень серьезный конфликт. Действительно, превращение многих старых московских, петербургских — вообще дореволюционных квартир, в квартиры коммунальные, с их новым бытом представляло собой кошмар прежде всего для их прежних хозяев. Когда к ним подселяли людей, привыкших к совершенно другому образу жизни, другому способу ведения хозяйства, конфликты были неизбежные, повседневные по самым разным поводам. Нет ничего страшнее, чем жить у себя дома с совершенно чуждыми тебе людьми. И вот именно в этом постоянном пребывании в коллективе чуждых тебе людей проходила жизнь целых поколений — в том числе и тех, кто был связан с устоями прежней дореволюционной русской культуры.

Даже, может быть, очень неплохие простолюдины, поселяясь в квартирах людей интеллигентных, превращали их жизнь в ад, постепенно вымещая на периферию жизни, ибо теперь в новой жизни они были хозяевами. Мы видим, как постепенно Шариков начинает разрушать ту атмосферу прежней дореволюционной жизни, которая сохранялась в квартире профессора Преображенского, и профессору всё труднее возражать ему. Они не только разные — по внешнему облику, по манере выражать свои мысли и по образу этих мыслей. Они, по сути дела, потенциальные враги. Тем более, что Шариков — и мы слышим это в его разговорах, явно кем-то науськивается на профессора Преображенского. В его словах начинает звучать вот эта характерная социальная демагогия советского времени, неприятие которой могло быть чревато для профессора Преображенского большими осложнениями. Тут все: и скрытые угрозы, и фамильярность, и искренне непонимание того, чему профессор Преображенский пытается научить Шарикова.

Перед нами действительно люди, олицетворяющие собой два разных мира. Причем вот эта попытка поймать блох на себе, вытирание этих грязных рук с раздавленными блохами о портьеры, нарочито подчеркивает нам на уровне — даже чисто бытовом, несоизмеримость этих двух миров. Профессор Преображенский оказывается в очень сложном положении в своем собственном доме. В месте, где, казалось бы, можно найти отдохновение от заполоняющей русскую жизнь жизни советской. Ну, а в следующем эпизоде мы видим тот же самый обеденный стол, за которым так остроумно профессор Преображенский рассуждал о противоречиях советской действительности, но ситуация уже изменилась. За столом присутствует Шариков. И вот это общая трапеза приобретает совершенно другой характер.

Здесь окончательно проступает глубокий конфликт между профессором Преображенским и доктором Борменталем, с одной стороны, и Шариковым с другой. Мы видим, как за обеденным столом Шариков пытается проявить свою собственную природу. И для этой природы характерно именно отторжение от всего того, что несет на себе печать культуры — в том числе культуры застольной, бытовой, стремление быть до примитивности простым, даже вульгарным. Вот здесь ставится очень важная проблема. По мнению Шарикова, все настоящее, подлинное, должно быть простым, а всё сложное — это нечто ложное, его быть не должно. Проявляет себя Шариков, конечно же, и в отношении водки. Вот это очень характерная деталь — то, как ведет себя Шариков в данном случае — он не может спокойно смотреть на водку.

И перед нами проблема, весьма актуальная именно в советское время и всем нам хорошо знакомая. До революции, конечно же, существовала более развитая культура потребления спиртных напитков. Они всегда находились в домах людей, более или менее состоятельных, и никогда не полагалось постоянно напиваться. Да, люди выпивали по одной-две рюмки для аппетита за обедом, и на этом останавливались. То есть горожане, люди более просвещенные, пили регулярно и понемногу. К сожалению, те социальные перемены, которые произошли в нашей стране, привели к тому, что огромное количество русских крестьян, бежавших из голодавшей, разрушавшейся колхозным рабством деревни, наполняли собой города и приносили с собой свои деревенские привычки. В отличие от горожан, крестьяне пили редко и помногу.

И вот, оказываясь в условиях непривычной для них городской среды, переживая постоянный стресс, не имея потребности еще приобщаться к какой-то серьезный городской культуре, многие представители деревни в тяжелых условиях отрыва от родной среды, привносили с собой вот эту практику пития — то есть в городе они пили помногу, но уже не так редко, как в деревне, а гораздо чаще. Отсюда возник то стереотип, согласно которому в доме, где живет мужчина, не может стоять спиртного. Если оно появляется — оно сразу всё уничтожается, выпивается, доводя этого мужчину в доме до состояния пьяного бесчувствия. И вот мы видим здесь в отношении как Шарикова, так и его сотрапезников, в отношении их к водке, по сути дела разное их отношение к жизни, как таковой. И еще одна выразительная деталь. Шариков пытается продемонстрировать своим собеседникам то, как надо есть, пить и жить по-настоящему, и произносит вот этот короткий тост: «Желаю, чтобы все! Это весьма печально, как печально и другое — то, как Шариков демонстрирует свои собственные представления о жизни, с какой категоричностью, с какой напористостью он говорит, он высказывает свои мысли — достаточно грубые и примитивные.

И вот еще одна очень важная деталь этого разговора. В повести Булгакова не говорится о том, что профессор Преображенский дал Шарикову для его развития роман «Робинзон Крузо». Роман очень характерный. В нем представитель, так сказать, буржуазной Англии, буржуазного индивидуализма, как говорили в советское время, без всякого коллектива окультуривает необитаемый остров. Неслучайно возникает у режиссера мысль об упоминании именно этой книги. То есть, профессор Преображенский дает Шарикову книгу, которая может сделать его цивилизованным человеком. Очень выразительная деталь.

Действительно, когда темной массе бедных, завистливых, неразвитых людей предложили марксизм, он принял в их сознании совершенно определенную форму.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий