Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее выработку и реализацию экономической политики Правительства Ро1. Татьяна Александровна, сразу же обозначила визит деловой, и отвлекаться на лишнее не стоит, но с работой офиса знакомилась внимательно, вникая в детали, как и положено куратору национального проекта из федерального министерства.
Замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова посетила Севастополь
Интервью замглавы Министерства экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой АиФ. Илюшникова: Минэкономразвития России ежегодно анализирует сектор социально ориентированных НКО. Заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова в интервью ТАСС ко Дню предпринимателя в России рассказала о том, как малый и средний бизнес пережил период пандемии и санкционных ограничений, о том, 25.05.2023.
Замглавы Минэкономразвития Илюшникова оценила женский домашний труд в 13% ВВП
В рамках Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ на выставке «Россия» заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова приняла участие в сессии «Тренд на ДОБРО: как меняется гражданское общество?». Илюшникова Татьяна Александровна. Министерство экономического развития РФ. Премьер-министр правительства России Михаил Мишустин назначил Татьяну Илюшникову заместителем главы Минэкономразвития РФ. Татьяна Илюшникова: Системная поддержка МСП работает в пяти направлениях: налоговые решения, улучшение инвестиционного климата, включая облегчение контрольно-надзорной нагрузки, также повышение доступности финансирования. На заседании комиссии Государственного совета РФ по направлению «Малое и среднее предпринимательство» заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова рассказала о предложениях по изменению подходов и форматов работы с МСП в.
Илюшникова Татьяна Александровна
- ТА Илюшникова – Telegram
- Татьяна Илюшникова: Объем поддержанного экспорта МСП составит почти 1 млрд долл. в 2023 году
- Татьяна Илюшникова: Мы вышли на допандемийный уровень и даже немного его превысили
- Замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова посетила Севастополь
- Татьяна Илюшникова: рост количества субъектов МСП наблюдается в 78 регионах России
- Бизнес получил на развитие более 1,3 трлн рублей льготных кредитных средств
Татьяна Илюшникова: Мы вышли на допандемийный уровень и даже немного его превысили
При этом основной рост дало увеличение числа самозанятых на 1,9 млн единиц в годовом выражении, до 2,97 млн единиц. По данным МЭР, бюджет нацпроекта МСП на 2021 год составил 65,9 млрд рублей, в том числе межбюджетные трансферты субъектам РФ были выделены в объеме 17,5 млрд руб. Илюшникова также отметила, что бюджет нацпроекта МСП на 2022 г.
Ему разрешили появиться — с кучей оговорок и ограничений, но все-таки разрешили впервые со времен НЭПа.
В 1991—1998 годах предпринимательская деятельность уже обрела законный статус, после кризиса 1998 года государство осознает возможности для роста и повышения эффективности в развитии именно малого предпринимательства: появляются различные гибкие федеральные программы. Потом кризис 2008 года, который серьезно ударил по сектору МСП. Далее формировались различные меры поддержки — налоговые, правовые, экономические. Но именно в коронакризис, когда и государство, и бизнес оказались в трудном положении, в неизвестности, скованными ограничениями, мы нашли возможность слушать и слышать друг друга.
Иногда это было остро, но так и должно быть при поиске истины Мы нашли точки соприкосновения и правильные и своевременные решения. Сейчас благодаря этому диалогу мы сформировали максимально адаптированный под нужды предпринимателей пакет мер. Кроме того, он является важной частью Программы социально-экономического развития до 2030 года. Но при всем этом подход в работе с бизнесом должен обновляться постоянно, на ваш взгляд?
К тому же данный возраст — это большой этап в жизни человека, но очень маленький в исторической перспективе, в особенности для формирования целого нового класса, класса предпринимателей. Поэтому маловато, да. Но при этом за эти годы российский бизнес пережил серьезную эволюцию: предприятия вышли из так называемой серой финансовой зоны, ушла криминальная составляющая. Наши предприниматели не только научились по чужим лекалам вести бизнес, но и сформировали свой стиль, задали свою планку.
Сегодня в России, как многие знают, порядка 6 млн малых и средних предпринимателей МСП , но появляются и новые виды предпринимательства, и новое поколение людей, для которых не работают прежние установки при взаимодействии. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, работа с бизнесом для меня — это всегда трансформация и дорога с двухсторонним движением. Если самозанятые как новый статус предпринимателя появились все-таки искусственно за счет государственного эксперимента, то о креативных индустриях такого точно не скажешь. Они как понятие отдельного вида бизнеса возникли спонтанно, о них говорят последние два года.
К тому же на полях нынешнего Петербургского экономического форума это одна из главных тем нулевого дня. За счет чего сформировался такой тренд? Именно эти механизмы заложены в основу циклов создания, производства и распространения товаров и услуг креативной экономики. В креативных секторах трудится более 30 млн человек, где наибольшая доля приходится на женщин и молодежь в возрасте 15—29 лет.
Если говорить о возникновении креативной индустрии в России, считаю, что повлияло два фактора. Первый — это пандемия, второй — однозначно новое поколение людей Именно коронавирус подтолкнул людей к поиску новых форм бизнеса, сокращению затрат в хорошем смысле слова и повышению производительности труда в кризисный период. Что касается молодых людей, то на основе моей последней рабочей поездки в Санкт-Петербург могу точно сказать, что большая часть из них считают себя талантливыми и являются таковыми. Для них творчество не только хобби, но и возможность самореализовываться и зарабатывать, они не только говорят об этом, но и продвигают свое дело за счет этого самого таланта.
То самое советское мышление, где любая идея или коммерциализация своего таланта воспринималась буквально как поведение выскочки. У нового поколения другие установки, несмотря на родителей, другое мышление и другие планы на свое развитие.
Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов. Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Минэкономразвития при содействии сектора в рамках работы Общественного совета по благотворительности, действующем при Минэкономразвития, разработало предложения и форму отчетности и направило в Минюст. Также предложены изменения в законодательство. Замминистра отметила, что создание единой формы отчётности положительно повлияет на взаимодействие некоммерческого сектора с органами власти, обеспечит его прозрачность, и, как следствие, повысит доверие к нему.
Татьяна Илюшникова рассказала о точках роста госструктур и центров «Мой бизнес»
Он обратил внимание, что идеология по мерам поддержки на 2025-2030 годы существенно поменяется. Учитывается и численность занятых в сфере МСП, и общее число индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и количество вновь созданных субъектов малого и среднего бизнеса. Численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2 квартала 2023 года составила 29,7 млн человек. Из них 18,7 млн человек работают на ИП и юридических лиц, 3,6 млн являются индивидуальными предпринимателями, 7,5 млн — самозанятые. Второй показатель — общее число субъектов МСП, отражающее ситуацию в секторе в целом.
С этого года принято решение дать конкурсу новое название "Мой добрый бизнес". За время проведения конкурса специалисты рассмотрели более 2,5 тысяч заявок из 79 регионов, а 567 проектов стали победителями.
Каждый год количество желающих принять участие в конкурсе возрастает.
Предприниматели вынуждены вкладывать свои деньги, занимать у знакомых либо брать потребительский кредит. Если пять лет назад сегмент кредитования МСП — это прямо проблема была. Банкам это было неинтересно, и у них не было даже специализированных подразделений, которые занимаются этим сектором. И многие, особенно крупные банки, вообще это в качестве стратегии развития не рассматривали.
То есть отношение банков, менталитет в корне поменялся. При этом предприниматели часто жалуются, что площадки выкручивают им руки. Как вы к этому относитесь? Основными причинами этого стали ковидные ограничения и невозможность осуществлять деятельность в офлайн-режиме. За этот период число таких компаний увеличилось с 9105 до 117 844.
Хорошо, что у нас действуют как минимум три крупных маркетплейса, это значит, что они между собой конкурируют. Еще несколько лет назад доминировал «Алиэкспресс», вообще иностранная площадка. Мы знаем, что «Опора России» ставила вопрос о необходимости единого кодекса — системы договоренностей, принципов, по которым платформы взаимодействуют с бизнесом. Сейчас возможно добровольное принятие каких-то обязательств — в принципе, в мире есть такая практика. ФАС с деловыми объединениями и с участием других госорганов работают над разработкой такого кодекса.
Я считаю, мы придем к нормативному регулированию и электронной торговли. Сейчас это осложнено тем, что специфика взаимодействия платформ с бизнесом очень разная. Допустим, у агрегаторов — одна модель, у маркетплейсов — другая. Таксисты — самозанятые, у них возникают вопросы социального страхования, ответственности за пассажира. У маркетплейсов — вопросы логистики, хранения, маркетинговых издержек, налогов — это больше похоже на взаимодействие поставщика с сетями, которое описано в законе о торговле.
У досок объявлений — в первую очередь вопросы добросовестности. Блоки вопросов разные, поэтому их урегулировать одним актом невозможно. Но то, что вопросы есть и что мы точно будем двигаться в этом направлении, — это точно. Если анализировать эволюцию закона о торговле, становится понятно: ограничиваешь комиссию — возникают сопутствующие услуги, ограничиваешь сопутствующие услуги — возникают трудности доступа на полку. Хотя в отличие от физической полки в условном «Ашане» полка на маркетплейсе бесконечная.
Важно идти к регуляторике эволюционно, чтобы это не создало проблемы ни для платформ, которые мы выращивали и поддерживали, ни для поставщиков. С одной стороны, нам важно маркетплейсы не потерять — пускай растут, выходят на новые зарубежные рынки. С другой — количество продавцов увеличивается, и там тоже очень большой отсев. Мы сейчас запускаем партнерские программы с крупнейшими маркетплейсами для помощи в масштабировании бизнеса тем, кто работает на этих площадках. Продавцы приходят, но часть из них не может наладить стабильный сбыт — есть желание, но они упираются в узкое место.
Поэтому мы решили, что центры «Мой бизнес» могут стать неким квалифицированным медиатором, посредником между маркетплейсами и поставщиками. Сейчас в центрах можно получить специальную меру поддержки, разработанную Минэкономразвития и Ozon: предприниматели ИП и юрлица получают дополнительные бонусы на продвижение на старте работы с площадкой. Кроме того, разработана специальная база знаний, благодаря которой бизнес может узнать, как правильно вести работу с маркетплейсом. Отклик хороший. Думаю, в ближайшее время тиражируем эту поддержку и на самозанятых.
Надо ли его индексировать? Никаких экономических предпосылок расширять сегмент МСП нет. Мы не видим, чтобы появилось много юрлиц, которым присущи все признаки МСП, но они выпали за борт этого сектора. Более того, при общении с бизнесом выясняется, что все хотят быть МСП не потому, что они экономически идентифицируют себя с этим сектором, а чтобы получить доступ к мерам поддержки. Если сравнивать критерии, допустим, с ЕАЭС — ближайшими соседями, то в большинстве стран порог еще ниже и по численности, и по выручке.
Если сравнивать с Европой, то в эквиваленте евро — доллар наши критерии абсолютно адекватны и даже комфортнее.
Программа запущена в пилотном режиме за счет совмещения Программы стимулирования кредитования Банка России и Корпорации МСП, а также Программы 1764, реализуемой Минэкономразвития в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», который курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. На встрече также обсуждалось развитие трансграничных платежей с дружественными странами, снижение транзакционных издержек бизнеса за счет приема оплаты через Систему быстрых платежей СБП. К ней уже подключились 479 тысяч торгово-сервисных предприятий. В рамках правительственной программы Минэкономразвития до конца этого года производит полное возмещение предпринимателям комиссии за использование СБП.
Татьяна Илюшникова: Минэкономразвития предлагает снизить отчетную нагрузку на НКО
Ранее, до 2012 года, она уже работала в Минэкономразвития РФ, откуда перешла в администрацию президента РФ. Илюшникова была награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" второй степени.
По словам заместителя министра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой, в январе 2024 года был закрыт последний кредитный договор по этой программе, а в марте погашена субсидия банку. Программа ФОТ 3. Об этом сообщили в Минэкономразвития России, комментируя слова Председателя Правительства России Михаила Мишустина о том, что, благодаря слаженной работе всех ветвей власти, в ковид предпринимателям удалось сберечь коллективы, производство и рабочие места. Таким образом, государство выполнило все обязательства перед банками и бизнесом.
Готово ли государство поддерживать эти направления? Это не очень много, но, тем не менее, сам факт, что мы стали мерить, уделять этому внимание, это важно. Сегмент НКО часто сопряжен с сегментом социального предпринимательства.
Это такой отдельный вид предпринимательства, который направлен, прежде всего, на закрытие потребностей в секторах, традиционных для людей с ограниченными возможностями, для старшего возраста и т. По сектору НКО мы в ковид запустили реестр социально ориентированных организаций, ввели ряд налоговых мер на благотворительные отчисления компании и т. У нас этот сегмент стремительно развивается. Что касается креативных индустрий. Если говорить о статистике, вообще кто приходит в бизнес в последние годы, то доля молодежи до 35 лет неуклонно растет. Конечно же, эта молодежь стремится в креативные сектора, где есть возможность реализовать себя. У нас для этого сегмента разработаны как для молодежи, так и для креативных индустрий отдельные меры поддержки: помощь в размещении на маркетплейсах, отдельные гранты молодым людям, программы с крупнейшими агрегаторами в виде VK, Озон; сейчас мы прорабатываем с Авито, с Wildberries. У нас проекты с «Ярмаркой мастеров», отдельные проекты для молодежи и бизнеса на селе — маркетплейсы «Свое родное» и «Свое фермерство», для социальных предпринимателей с HeadHunter. У нас широкая линейка.
Складывается впечатление, что в последнее время она развивается семимильными шагами, буквально отгрызая у традиционного ритейла достаточно серьезную долю рынка. Видите ли вы здесь какие-то риски для малого бизнеса? Пандемия ковида толкнула нас к дистанционным форматам работы по найму, дала мощные импульсы к развитию форматов электронного взаимодействия в целом и торговли в частности.
По всем этим вопросам «средний предприниматель» оказался немного счастливее «среднего россиянина». Само понятие «счастья» у предпринимателей оказалось наполнено разными смыслами, но достаточно большое место среди них занимает семья.
Семья играет большую роль в жизни российских предпринимателей. Так, результаты ПРИМ за III квартал говорят о том, что предпринимательская деятельность влияет не только на самого предпринимателя, но и на его близких, даже если они не работают в бизнесе вместе с ним. В связи с этим думая о специальных программах и продуктах для предпринимателей, следует готовить их в том числе для членов их семей», — отметил Заместитель председателя Правления ПАО Сбербанк Анатолий Попов.
Татьяна Илюшникова проверила, как работает господдержка бизнеса в Алтайском крае
Илюшникова Татьяна Александровна. Заместитель министра Минэкономразвития РФ. Почему женщины идут в бизнес, как балансируют между домом и работой, в каких сферах открывают свое дело и как государство помогает им встать на ноги, в интервью РИА Новости в преддверии 8 Марта рассказала замглавы Минэкономразвития Татьяна Илюшникова. Такое мнение высказала заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова, отвечая на вопрос ForPost во время рабочего визита в Севастополь 23 марта.