Создавая Содружество Независимых Государств, главы государств-учредителей исходили из следующих соображений. 8 декабря 1991 года лидеры России, Белоруссии и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Еще в 1992 года страны-участницы СНГ заявили о проведении миротворческой политики в отношении друг друга.
СНГ сегодня. История создания. Знаменательные события в СНГ
СНГ — расшифровка: история образования Содружества со списком стран, входящих в это объединение | Новости Новости. |
Назарбаев рассказал, как создавалось СНГ | Создавая Содружество Независимых Государств, главы государств-учредителей исходили из следующих соображений. |
СНГ сегодня. История создания. Знаменательные события в СНГ
Созданию СНГ предшествовал процесс распада СССР, в ходе которого все республики, бывшие в Союзе, подписали Декларации о независимости и выходе из СССР. Союзу независимых государств в октябре 2021-го исполнилось 30 лет. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 союзных республик подписали соглашение о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 союзных республик подписали соглашение о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. Составил оборот взаимной торговли государств-участников СНГ в 2020 году.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств
В – 7. История создания снг, цели и принципы снг, членство и система органов снг. | Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. Ксерокопия. |
Содружество Независимых Государств | это... Что такое Содружество Независимых Государств? | Новости Новости. |
"Беловежское соглашение": как и почему 8 декабря 1991 прекратил существование СССР и появился СНГ | 8 декабря 1991 года высшими руководителями России, Белоруссии и Украины было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). |
30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств | Сегодня Содружество Независимых Государств продолжает работу по созданию общего экономического пространства. |
СНГ сегодня. История создания. Знаменательные события в СНГ | Еще в 1992 года страны-участницы СНГ заявили о проведении миротворческой политики в отношении друг друга. |
Создание СНГ
В качестве цели создания она заявляет сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. В 1993 году участники приняли Устав СНГ, который определяет основные правила функционирования содружества. Документ декларирует «развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, обеспечение прав и свобод человека, международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения, взаимную правовую помощь, мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-членами организации». Украина и Туркменистан не ратифицировали Устав. Совместная деятельность стран-участниц предполагает координацию внешней политики, формирование общего экономического пространства и таможенных правил, развитие транспорта и связи, охрану здоровья и окружающей среды, организацию социальной и миграционной политики, а также многие другие сферы сотрудничества. Органами содружества выступают Совет глав государств, Совет премьер-министров и Совет министров иностранных дел. Устав утверждает, что союз образован «на основе суверенного равенства всех стран-участниц, которые выступают как независимые и равноправные субъекты международного права». Также СНГ включает уставные органы и органы отраслевого сотрудничества, в том числе Межпарламентскую Ассамблею, Экономический суд, Исполнительный комитет, Межгосударственный банк и ряд других ведомств. В советах глав государств и премьер-министров решения принимаются на основе консенсуса. Главы двух органов СНГ председательствуют по очереди в порядке русского алфавита названий государств-членов объединения. В 2023 году страной-председателем СНГ выступает Кыргызстан.
Бюджет органов союза в этом году составил 6,6 миллиарда тенге. Какие решения принимали на базе СНГ В 1992 году Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали договор о коллективной безопасности, целью которого стала «борьба с терроризмом и организованной преступностью».
Он также предлагает в странах бывшего Советского Союза возможность иметь дело с вопросами прав человека в более привычной культурной среде. Тем не менее, члены СНГ, особенно в Центральной Азии, по-прежнему находятся среди самых отсталых стран в области прав человека в мире. Многие активисты указывают на андижанские события 2005 года в Узбекистане, или культ личности Президента Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане, чтобы показать, что не произошло практически никаких улучшений в области прав человека с момента распада Советского Союза в Центральной Азии. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к устойчивому снижению скромного прогресса прошлых лет в России.
Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в достижении даже основных международных стандартов. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений, связанных с вопросами обороны и военных разработок; доводит вопросы, связанные с предложениями и инициативами до сведения Совета глав государств СНГ. Также важной является работа Совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства. Важным проявлением интеграционных процессов в области военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году совместной системы ПВО СНГ. На протяжении многих лет, численность военнослужащих совместной системы ПВО СНГ выросла в два раза вдоль западной европейской границы СНГ и в 1,5 раза на южных границах. По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами.
Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в странах СНГ на той же самой встрече в октябре 2011 года. ЕврАзЭС был официально создан, когда договор был наконец ратифицирован всеми пятью государствами-членами в мае 2001 года. Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей. ЕврАзЭС работает над созданием общего энергетического рынка и изучением более эффективного использования воды в Центральной Азии. Россия присоединилась к ОЦАС 28 мая 2004 года.
Организации присоединились 25 января 2006 года. Единое экономическое пространство ЕЭП После дискуссии о создании единого экономического пространства, между странами Содружества Независимых Государств СНГ Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, была достигнута принципиальная договоренность о создании этого пространства после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство предполагало создание наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая базируется в Киеве, первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет в подчинении правительствами четырех стран.
В центре внимания остается экономическое сотрудничество, ведь и не все участники СНГ одинаково развиты в этом отношении. Серьезных масштабов достигла трудовая миграция в пределах СНГ, особенно в Россию. Для Азербайджана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы денежные переводы их граждан, работающих в России, — важный источник материальной поддержки. Поэтому актуальным направлением стало создание условий для приема и адаптации мигрантов, меры поддержания безопасности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено. СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики — уже не одна семья.
Однако есть и положительные результаты. СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы — армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий. Обучение в ВУЗах, туризм, трудовая миграция в пределах Содружества, равные права на охрану здоровья и пенсионного обеспечения — это преимущества, которыми пользуется сегодня население стран СНГ. Интеграция в рамках СНГ происходит не так быстро, как хотелось бы, и преграды пока существуют. Однако маленький забор выглядит не так безнадежно, как высокая, неприступная стена, а диалог всегда лучше вражды. Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.
Первый зампред думского Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин рассказывал в интервью «Парламентской газете» о том, что документ был прежде всего декларацией о намерениях: День 8 декабря в истории «Леонид Кравчук, представлявший в Вискулях Украину, впоследствии признавался и мне в разговоре, и потом в своих мемуарах, что для него идея образования СНГ стала своеобразной палочкой-выручалочкой, поскольку в голом виде роспуск Советского Союза мог всколыхнуть население, в том числе и на Украине, где люди ожидали совершенно не того и не за то голосовали на референдуме весной 1991 года.
Необходимо было увлечь их идеей, пусть ложной, создания более крепкого, современного интеграционного объединения на базе бывшего СССР. Схожая ситуация наблюдалась и у нас: Беловежские соглашения практически единогласно были ратифицированы Верховным Советом РСФСР, о чем сегодня так не любят вспоминать их яростные критики». По оценке Затулина, к созданию прочного союза та декларация не привела, но способствовала смягчению перехода от жизни в рамках единого государства к раздельному существованию бывших союзных республик.
Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами. Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшейся ассоциированным членом организации. В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере.
Страны СНГ на 2024 год
Соглашения в Беловежской пуще в 1991 году, причины, итог соглашений, создание СНГ и распад СССР, страны-участники, значение и влияние на ход мировой истории. Нынешний 2021 год является юбилейным годом образования Содружества Независимых Государств (СНГ). Содружество Независимых Государств (СНГ) – это объединение неза-висимых и суверенных государств, ряда бывших союзных республик СССР, созданное на добровольной основе и на принципах дружбы и добрососедства.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств
В алма-атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 года главами 11 государств-основателей СНГ, провозглашалось, что «взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях сохранения международной стратегической стабильности и безопасности будут сохранены объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием ; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению безъядерного и или нейтрального государства. Содружество независимых государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества». Государства—участники Содружества гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашении бывшего Союза ССР. Цели организации: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации.
В 2019 году в рамках образованного на пространстве СНГ интеграционного объединения - ЕАЭС - были заключены новые договоры, основанные на современных стандартах. Очевидно, что в отношениях между остальными странами СНГ регулирование в этой сфере необходимо оперативно обновить, создать для нее полноценно работающий правовой контур. С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций на пространстве Содружества. К сожалению, и здесь приходится преодолевать ряд серьезных и застарелых проблем. В Белоруси это второй государственный язык, в Киргизии и Казахстане - официальный, в Таджикистане - язык межнационального общения. Шире всего в быту и культуре он используется в Белоруси, Казахстане, Киргизии и Молдавии. И, конечно, на Украине - хотя нынешним киевским властям это очень не нравится. Существенным интеграционным фактором является язык общения народов СНГ - русский Тридцать лет назад в любой республике бывшего СССР для приезжего не составляло проблемы объясниться с местными жителями на русском. Сейчас он распространен меньше. Но и сегодня в СНГ, по оценкам экспертов, живут около 155 миллионов носителей русского языка и еще 100 миллионов тех, для кого он второй. Эти люди тесно связаны с нашей страной родственными, культурными, научными, рабочими контактами. Однако успело вырасти и целое поколение, которое языком Пушкина и Толстого не владеет, а таковых насчитывается не менее 38 миллионов человек. Некоторым он просто не нужен ни в быту, ни на работе, а кто-то, наоборот, даже при желании не имеет возможности его выучить. Сокращение числа русскоговорящих в странах СНГ - тенденция, которой не один десяток лет. Началось все еще в 90-е годы, когда многие русскоязычные граждане были вынуждены уехать из бывших республик СССР. Но нельзя списывать все на демографические и миграционные процессы, во многих случаях дело именно в государственной политике по отношению к "великому и могучему". Более того, формируемую в этом весьма чувствительном вопросе точку зрения можно считать своего рода маркером готовности того или иного государства СНГ двигаться в направлении дальнейшего сопряжения усилий в решении актуальных проблем развития. Культурная платформа СНГ предполагает разнообразие и взаимообогащение гуманитарных связей народов, которые входят в Содружество. Между тем мы видим порой совсем другие вещи, например, в Киргизии, где идет общественное обсуждение поправок к закону о государственном языке. Новые нормы, которые предлагается в него внести, могут существенно ограничить права русскоязычных граждан. В данном контексте нельзя не отметить, что в ряде государств СНГ историю нашего совместного прошлого сейчас активно пытаются переписать. Любовь к своей Родине - прекрасное и естественное чувство, которое присуще любому народу. Однако одно дело - патриотизм, и совсем другое - радикальный национализм и ксенофобия, насаждение ненависти к другим народам, крайней формой проявления которых становятся оправдание преступлений фашизма, массовых убийств и этнических чисток. Мы нередко сталкиваемся с возвеличиванием тех или иных исторических персоналий в республиках СНГ только за то, что они "боролись за свободу своих стран против России" в разные периоды ее истории. Так, "национальными героями" в ряде стран пытаются представить того же Гарегина Нжде, который во время Второй мировой сотрудничал с нацистами, идеологов Туркестанского легиона вермахта или басмачества в Средней Азии первой половины ХХ века, не говоря уже об украинских боевиках из ОУН-УПА и других подобных деятелях. И мы хорошо понимаем, ради чего и какими силами подогреваются подобные "ремейки истории", какое воздействие это может оказать на массовую аудиторию. При этом совершенно не важно, являются ли эпизоды глорификации псевдогероев, в той или иной степени действовавших по наущению враждебных России внешних сил, единичными или массовыми, - мириться с такими фальсификациями ни в коем случае нельзя. Что этому можно противопоставить? Конечно, прежде всего - силу убеждения и просвещения, обеспечение прав людей на свободное и мультикультурное развитие и историческую правду. Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить и укрепить общее гуманитарное пространство, существовавшее у наших народов в течение многих веков. Для этого делается очень многое. При содействии России в СНГ реализуется целый ряд проектов, направленных на поддержку русского языка и культуры в независимых республиках. В эти страны едут преподавать лучшие школьные учителя и профессора ведущих вузов. Издаются книги, успешно работают более 80 языковых центров в рамках программы "Послы русского языка", которую ведет Государственный институт русского языка им. Определенные итоги эффективности подобных действий можно будет подвести в 2023 году, объявленном в СНГ Годом русского языка как языка межнационального общения. Действуют и экономические факторы, которые в данном случае могут сыграть значимую роль. Знание русского языка - это важное конкурентное преимущество для всех, кто устраивается на работу в других государствах СНГ, переезжает на новое, более комфортное место жительства. Русский быстро "вспомнили" даже в Прибалтике, как только в местной сфере услуг возник значительный спрос на специалистов по работе с туристами из России и СНГ. Его не забывают и в вышедшей из Содружества Грузии, где позиция граждан зачастую резко отличается от официальных русофобских заявлений властей.
В течение 2005 года партнеры по ОДКБ провели несколько общих военных учений. Устав ОДКБ подтвердил стремление всех государств-участников воздерживаться от использования силы или угрозы силой. Подписавшие не могут присоединяться к другим военным союзам или другим группам государств, в то время как агрессия против одного подписавшего будет восприниматься как агрессия против всех. В них было задействовано в общей сложности 4000 военнослужащих из всех 7 стран-членов ОДКБ для проведения оперативных, стратегических и тактических учений с акцентом в сторону дальнейшего повышения эффективности работы элементов коллективной защиты партнеров по ОДКБ. Если Иран готов действовать в соответствии с нашей хартией, мы будем рассматривать его присоединение". Если бы Иран присоединился к ОДКБ, он было бы первым государством за пределами бывшего Советского Союза, которое стало членом организации. Расширение также позволит всем членам приобретать российское оружие по той же цене, как и в России. ОДКБ подписала соглашение с Шанхайской организацией сотрудничества ШОС в столице Таджикистана Душанбе, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, преступность и незаконный оборот наркотиков. В октябре 2009 года Украина отказалась разрешить Антитеррористическому центру СНГ провести антитеррористические учения на своей территории, потому что Конституция Украины запрещает размещение иностранных военных подразделений на своей территории. Крупнейшие военные учения, когда-либо проводимые ОДКБ с участием до 12 тысяч военных, были проведены в период с 19 по 27 сентября 2011 года с целью повышения готовности и координации в области методов анти-дестабилизации, чтобы противостоять любым попыткам народных восстаний, таких как арабская весна. Миссия наблюдателей СНГ Организация СНГ по наблюдению за выборами является органом по наблюдению за выборами, который был сформирован в октябре 2002 года, после совещания глав государств Содружества Независимых Государств, на котором была принята Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Демократический характер заключительного тура украинских президентских выборов 2004 года, который последовал за оранжевой революцией и привел к власти бывшую оппозицию, изобиловал нарушениями, по мнению наблюдателей СНГ, в то время как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ не обнаружила существенных проблем. Это был первый случай, когда команда наблюдателей от СНГ оспаривала законность выборов, заявив, что их следует считать нелегитимными. СНГ высоко оценил парламентские выборы в Узбекистане в 2005 году как "легитимные, свободные и прозрачные", а ОБСЕ отозвался об узбекских выборах как о выборах в "значительной степени не соответствующих обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов". Молдавские власти отказались пригласить наблюдателей от СНГ на молдавские парламентские выборы 2005 года — действие, которое подверглось резкой критике в России. Многие десятки наблюдателей из Беларуси и России были остановлены на границе Молдовы. Наблюдатели от СНГ следили за парламентскими выборами в Таджикистане в 2005 году и в конце концов объявили их "законными, свободными и прозрачными". Те же выборы были охарактеризованы ОБСЕ как не соответствующие международным стандартам демократических выборов. Вскоре после того, как Наблюдатели от СНГ приветствовали киргизские парламентские выборы 2005 года как "хорошо организованные, свободные и справедливые", по всей стране в знак протеста вспыхнули крупномасштабные и зачастую жестокие демонстрации, на которых оппозиция объявила о фальсификациях на парламентских выборах.
Экономический суд. Межпарламентская ассамблея. Исполнительный комитет — единственный постоянно действующий орган, функции которого входят администрирования, координация и контроль исполнения принятых решений. Его главный офис находится в Минске, а в Москве работает филиал. До 31 декабря 2022 года председателем Исполнительного комитета является Сергей Лебедев. Органы этих структур работают в министерствах стран Содружества, которые отвечают за развитие конкретных отраслей экономики. Они выступают координаторами в разных областях: сельскохозяйственной, промышленности и производства, строительной. В их задачи также входят борьба с преступностью, вопросы миграции, урегулирование финансовых и таможенных отношений между странами. Для принятия того или иного решения по определенному вопросу требуется консенсус — большинство голосов. Если решение принято, исполнять его обязаны только участники, подписавшие договора. Начиная с 2008 года действует Положение о председательстве в СНГ. На протяжении года одно из государств выполняет функцию страны-председателя. Смена происходит согласно русскому алфавиту — по первым буквам названия государства-участника. Цели союза Подписанная членами СНГ декларация закрепляет признание суверенитета и нерушимости границ каждой страны. Как было сказано выше, главной целью создания Содружества является обеспечение прав и свобод, безопасности живущих на его территории граждан. Союз ставит перед собой задачи по развитию сотрудничества в области культуры и экономики, сокращению гонки вооружений. При этом внимание акцентируется на сохранении национального разнообразия с одновременным созданием работающих единообразных органов и институтов. Это помогает реализовать в странах-участниках проекты в областях экономики, энергетики, строительства, инвестиций и других. На 2022-ой Содружество Независимых Государств ставит перед собой следующие цели. Поддерживать демографию в государствах. Бороться с нетерпимостью в религиозной сфере и дискриминацией отдельных групп населения. Развивать ценности и институты семьи. Реализовать масштабные проекты в науке, культуре, образовании. Сюда относятся программы, связанные с обменом специалистами, разработкой и реализацией инноваций. Улучшать систему миграции, создавая среду для адаптации людей, переезжающих в соседнюю страну Содружества. Создавать нормативно-правовую базу, на основе которой строится экономическое сотрудничество. Предоставлять игрокам рынка СНГ преференций при ведении торговли. Унифицировать основы, на базе которых работают системы налогообложения, финансовые и валютные институты. Развивать товарооборот между членами Содружества. Активно участвовать в отношениях с другими государствами мира. Это касается организации форумов в области экономики, проектов в плане инвестиций и строительства, а также торговли. Внутренняя политика стран СНГ В каждом государстве Содружества есть свои особенности политического устройства. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Внутриполитическая ситуация может считаться стабильной, с отдельными периодами неустойчивого равновесия. Беларусь является парламентско-президентской полупрезидентской республикой. Серьезных политических потрясений здесь не было: внутренняя политика Беларуси отличается высокой степенью стабильности. Молдова тоже считается парламентской республикой.
8 декабря 1991 года было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств»
В сентябре провозгласили независимость Таджикистан и Армения, а в октябре — Туркменистан. Органом власти, провозгласившим независимость республик, стал их Верховный Совет. Датой создания Содружества Независимых Государств стало 8 декабря 1991 года. К концу декабря 1991 года к ним присоединились Таджикистан, Армения и Казахстан. В начале 1992 года — Узбекистан и Кыргызстан.
С конца 1991 года ассоциированным членом является Туркменистан. Образование СНГ. Что мы узнали?
Оно было достаточно коротким, поскольку там было всего 4 пункта, объясняющих причины произошедшего: Подписание нового союзного договора продвигалось низкими темпами Коммунистическая партия в ее текущем составе правления привела к масштабному кризису в стране. В стране огромное количество межнациональных конфликтов. Назрела необходимость проведения преобразований. Заявление о подписании беловежских соглашений Подобное заявление не дает конкретных ответов на поставленные вопросы. Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР.
Изначально в политический альянс входили Россия, Украина и Белоруссия. Всего через 13 дней документ был расширен. Произошло это по Протоколу от 21. Он представлял собой дополнение к Соглашению. Для различных государств этот протокол обрел юрсилу в разное время, в зависимости от его ратификации. Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23. Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года.
Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие: Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа - незаконны. В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР - является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы. Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации Армения, Грузия и Азербайджан.
Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции. Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями. Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями. У СССР есть международные права и обязанности.
Ключевой ролью Содружества Независимых Государств он назвал обеспечение условий для мирного сотрудничества и совместной работы ради процветания и развития наших стран, повышения благосостояния граждан. И пояснил: "Все это еще раз подтверждает наши российские мудрости по поводу того, что даже плохой мир лучше, чем хорошая война, а всякая ссора красна миром". Мир и совместное развитие вместо конфликтов - именно эта логика лежит в основе любых процессов интеграции. Много споров шло о том, к чему изначально стремились основатели Содружества.
Не в этом суть, время давно расставило все акценты. Важно другое. Первые соглашения, которые были подписаны 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, и последовавшая за ними 21 декабря того же года Алма-Атинская декларация стали тогда единственным шансом хоть как-то скрепить огромное пространство, которое сталкивалось с многочисленными проблемами - парады суверенитетов, политические конфликты, экономические катаклизмы. Риск того, что события пойдут по так называемому югославскому сценарию, был тогда весьма серьезен. К счастью, совместными усилиями удалось не допустить катастрофы. Однако в период перехода от советской системы к рынку и самостоятельному развитию каждая из стран неизбежно переживала собственные трудности. Становление нового объединения в условиях этих противоречий оказалось очень непростым. Какие же задачи стоят перед Содружеством в сегодняшнем мире с его новыми ценностями и угрозами, возможностями и барьерами, противоречиями и общими интересами? Стоит ли вообще сохранять СНГ, если ряд его участников предполагает выстраивать свои внешнеполитические приоритеты без учета интересов партнеров по объединению ради получения конъюнктурных выгод от Запада? На эти вопросы сегодня особенно важно найти откровенные ответы.
Понять, почему так важно нам сегодня быть вместе. Внутри него остается ряд застарелых противостояний, из-за которых отдельные участники объединения отказываются даже садиться за стол переговоров или сводят диалог к минимуму. В первую очередь это нагорнокарабахский конфликт, который разделяет Армению и Азербайджан, а также неурегулированные территориальные вопросы и трансграничные конфликты в Центральной Азии. Не улучшает ситуацию и так называемый фактор иждивенчества. Ряд стран Содружества требуют для себя от России неких преференций, при этом сами в одностороннем порядке считают возможным нарушать достигнутые договоренности, в частности не платить по долгам. Самый яркий пример - недавняя ситуация с Молдавией и ее многомиллиардной задолженностью за российский газ. В последний момент проблема была все-таки снята. Было понятно, что так оно и произойдет, но, как обычно, после шумной антироссийской кампании и нагнетания политических страстей. Потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач Следует отметить, что потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества, созданных за три десятилетия, позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач. В рамках СНГ принято более 630 международных договоров, причем 568 из них действующие.
Вместе с тем для успеха тех или иных совместных начинаний решающее значение всегда имеет политическая воля руководства независимых государств. Однако внутриполитические процессы или просто конъюнктурные интересы при принятии решений зачастую оказываются более важным фактором, чем укрепление многосторонних институтов и механизмов взаимопомощи внутри СНГ, а страдают от этого в первую очередь простые граждане тех или иных стран. Зачастую из-за подобных аспектов многие институты СНГ работают недостаточно эффективно. В качестве примера можно привести уже упомянутую МПА. В Ассамблее порой буксует ротация кадров, сужается круг стоящих перед ней задач, который в последнее время сводится преимущественно к решению текущих административных вопросов. Максимум, чем Ассамблея занята на постоянной основе, - наблюдением за выборами на пространстве СНГ. Смысл объединения наших стран состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР. Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали продвинутые интеграционные форматы, которые стали появляться позже, - Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Еще в 1994 году было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли.
Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта соглашения о свободной торговле услугами. Курс на взаимодействие остается общим вектором внутри СНГ, несмотря на все проблемы Содружества. Государства - участники СНГ выражают стремление сотрудничать в таких значимых сферах, как цифровизация, внедрение инноваций, развитие "зеленой экономики", создание международных транспортных коридоров, поддержка малого и среднего бизнеса, рациональное использование природных ресурсов и др. Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года. Однако уровень развития связей внутри всего СНГ пока не соответствует потенциалу Содружества.
Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что все республики на равноправных началах образуют СНГ. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. На сегодняшний день СНГ — это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация.