Выставка "Павла Филонов. Художник Мирóвого расцвета" в Москве завершает год 140-летнего юбилея со дня рождения одного из ключевых художников русского авангарда. Свыше 60 работ одного из важнейших художников русского авангарда Павла Филонова на три месяца поселились в медиацентре парка «Зарядье». живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. Основоположник аналитического метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов. Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима. В начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников. Филонов – художник, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем, создатель новой фактуры и пластики рисунка, основатель и идеолог аналитического искусства, оказавший огромное влияние на своих современников и на все следующие поколения.
Другие статьи в рубрике "Культура" (Новосибирск)
- Великий отрицатель формы, цвета и голода
- Выставка «Павел Филонов и его ученики» открылась в новосибирском музее
- Читайте также
- Выставка «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета» - ТревелЭксперт
Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Павел Филонов — это особенная фигура русского авангардного искусства. Кажется, что этот художник всегда оставался в стороне от мейнстрима футуризма-конструктивизма. Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. В 1919 году, благодаря протекции художника Павла Мансурова, который был комендантом Дома литераторов, Филонов получил жилье – комнату, в которой было два окна, кровать, стол, стулья и книжные полки. Свои произведения Павел Филонов никогда не продавал. Когда все в мире художниками уже написано, им остается только заглянуть внутрь этого мира, считал Филонов. , в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей, его имя обошли стороной на открытии Олимпиады в.
В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова
В послевоенные годы много преподаёт, с 1958 года — в театральном институте имени А. Островского на постановочном факультете. Из иллюстраций к пушкинской «Истории села Горюхина». Из фондов «Михайловского» Как уточнила Ольга Сандалюк, в коллекции Пушкинского заповедника есть акварели Всеволода Сулимо-Самуйлло — виды Святогорского монастыря, деревни Луговки, Тригорского, а также несколько иллюстраций к пушкинской прозе. В фонды музея эти листы передала вдова художника.
И приняла единственно верное, как ей казалось, решение. Передала полотна и графику в Русский музей. Женщина не сомневалась, что там они будут в безопасности.
К тому же их не выставили, а убрали в запасники. Что там с ними может случиться? Но разразился один из самых громких "художественных" скандалов. В конце 1980-х годов вдруг обнаружилось, что в Русском музее — копии Филонова. А где же оригиналы? Часть нашлась в парижском Центре Жоржа Помпиду. Несколько полотен оказались в руках зарубежных частных коллекционеров.
Где остальные подлинники — неизвестно.
Выставка посвящена одному из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Фото агентства «Москва» Выставочный зал парка «Зарядье» Варварка, 6, стр. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной.
В «Святом семействе» - оно более позднее — виден уже будущий, знаменитый Филонов — в обилии мельчайших, тщательно проработанных деталей, в том числе — на дальних планах, за главными персонажами. К моменту написания этой работы Филонов уже сформулировал основные принципы своего аналитического метода: картина развивается как живой организм — от частного к общему, словно бы растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», - писал он. Филонов имел собственную терминологию, поэтому то, что я более общеупотребимо назвал клеткой, он определял как атом.
Цветы мирового расцвета Богородица с младенцем Мать Потом началась война, и Филонов принял в ней участие в качестве рядового. Вернувшись после революций, в которых он проявил себя активистом, в Петроград, Филонов забыл обо всем, кроме своего искусства. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было модно до тех пор, пока в 1932 году их все не разогнала советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию. Он стал пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице. Конечно, мессий, пророков, аскетов, и мучеников в русском авангарде хватало — достаточно вспомнить Малевича , Татлина, Хлебникова, Эля Лисицкого, Кандинского. Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х гг. Изгоями же стали все, кто к началу 30-х годов не перековался и не изменил своим принципам в пользу социалистического реализма.
А вот учителей практически не было, так как не было учеников. Вместо них были последователи, которые, быстро обретя самостоятельность, выдумывали собственные концепции и сами обзаводились последователями. У Филонова же были самые настоящие ученики, которые смотрели ему в рот и самоотверженно шли за ним, а его «мастерская аналитического искусства МАИ » вообще напоминала секту. Кроме того, практически никто из видных русских авангардистов не смог совместить все эти амплуа в одном лице, по крайней мере — надолго. А Филонов — смог, и в их самых крайних проявлениях. Но, помимо всего этого, Филонов был еще и ересиархом, если продолжать пользоваться соответствующей терминологией. Он создал свой, совершенно особый вариант авангардизма, который находился от всех прочих его вариантов гораздо дальше, чем они друг от друга. Филонов, например, осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов — он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним.
В его работах, даже в последних, можно найти следы этого искусства — и хронологически близкого, вроде модерна и символизма, и гораздо более раннего, вроде Босха. Филоновский проект можно описать как визионерский, универсалистский, натурфилософский и религиозный с уклоном в эсхатологию. Формула весны Его работы — это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого. Для него всех этих категорий не существует, Вселенная — едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует.
Великий отрицатель формы, цвета и голода
Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Человек в мире. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях. А он — презирал их вместе с их разоблачениями.
Он ведь великий.
Сплошное солнечное сплетение, продуманное фасеточным зрением и сконструированное по принципу спелого граната или же визуализацией органических процессов. Чтобы картины начали походить на карты городов и поселков с высоты птичьего полета, или на транзисторные схемы, на неснятые мультики, или на визуализации графиков роста. Каждый холст требует отдельного языка. Фото: Парк «Зарядье» То, что Рембрандт зашивал в расползающуюся дерюгу, опутывал кружевами и умел удерживать внутри прирученной материи, Филонов — раз уж дело после Фрейда пошло, — синтезировал в единый разогретый поток. Все это кандинское бессознательное, клеевских козявок, инфузорий-туфелек непроясненного, фамов и надеек незримого выпустил, как из мешка, наружу и дал им яркий, ряженый свет — лишь бы плодились и размножались многомерки да ложноножки. Авангардисты отменяли всю предыдущую историю искусства, на самом деле обобщая ее, разыгрывая очередную кульминацию, подводя промежуточные итоги всемирности. Впрочем, восприятие Филонова зависит еще и от зрительского оптимизма или пессимизма. В органике роста, явленной через разбег составных частей растительных или социальных организмов, можно увидеть разбухание нового мира. Ну или же распад, атомизацию старого.
Выставка будет интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории. Экспозиция организована при поддержке Автономной некоммерческой организации по реализации проектов в сфере культуры и искусства «Территория культуры». Варварка, влад.
Утопическая теория аналитического искусства стала одной из причин трагического одиночества художника, выпавшего из своего времени, позднее обвиненного в буржуазности и формализме, запрещенного и оболганного. Павел Филонов Автопротрет 1911 Но Филонов оказался хорошо защищенной и неприступной крепостью, которую предпочли не брать штурмом, а обойти, замолчать, не заметить: его лишили пенсии и обрекли на голодную смерть в надежде, что о нем все вскоре забудут. Но он продолжал работать, не отвлекаясь на мелкие дрязги. Работал так, что от сильного напряжения сжевал наполовину свои зубы.
Период расцвета творчества Павла Николаевича совпал с революцией и длился до тридцатых годов. Именно в это время появились его знаменитые «формулы», которые он считал вершиной своего творчества, в тридцатые-сороковые они исчезают. Филоновские «формулы» — самые абстрактные картины художника, все они - отражение процесса эволюции, перехода старого состояния в новое. Именно в силу переходности здесь всё неоднозначно, амбивалентно, противоречиво, непонятно, не завершено: старое сопротивляется, новое только нарождается, еще не оформилось, не кристаллизовалось.
Здесь главный герой — время, которое одно решает, как долго будет длиться борьба, когда она закончится и когда прекратятся колебания от старого к новому в оппозициях: память — забвение, материальное — духовное, концентрация - децентрализация, фрагментарность - целостность при постепенном тяготении к правому члену оппозиции. Проблема Человека для художника - не жанровая, а философско-экзистенциальная. Он осмысливает Человека в разных его состояниях: в отдельности и в диалоге, в толпе и в городе. Не зря Хлебников называл своего друга певцом городского страдания.
Русский музей открывает «Школу Филонова»
Афиша Plus - 29 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Павел Филонов: гений русского авангарда. Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов на сайте Федерального портала истории России. Павел Филонов — один из самых загадочных художников XX века. Современники Филонова — Малевич, Кандинский, Татлин — известны во всем мире, не только в кругу искусствоведов, но и обычным людям, которые поверхностно интересуются искусством. живописец, график. В «Зарядье» открылась выставка Павла Филонова, приуроченная к 140-летию мастера. После революции в доме разместился Дом литераторов и художников, все так же нуждающихся. Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов».
Павел Филонов. Художник мирового расцвета
Выставка к 140-летию Павла Филонова «Художник Мирового расцвета», проходящая в «Зарядье», примечательна по нескольким причинам. Во-первых, она целиком составлена из вещей, привезенных из Русского музея (проект совместно готовили ГРМ и «Росизо»). Похищенные 20 лет назад рисунки художника Павла Филонова в понедельник переданы Русскому музею в Петербурге. Рисунки были похищены путем подмены на копии, и сам факт кражи обнаружился только 10 лет спустя, после появления этих произведений в Центре Помпиду. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных. Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника Павла Филонова - одного из самых загадочных и одновременно самого узнаваемого представителя русского авангарда ХХ века.
Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, Филонов воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера Человек, который в "Декларации Мирового расцвета" написал: "Я художник мирового расцвета - следовательно только пролетарий", - не только не вписался в "иконостас" мастеров соцреализма, но был фактически фигурой non grata советского искусства. И дело, может статься, не только в том, что Филонов до голодной смерти в Ленинграде зимой 1941 года оставался аскетичным последователем русского "утопически-религиозного коммунизма", связанного с идеями воскрешения мертвых в работах Николая Федорова. Фото: Пресс-служба Зарядья Филонов, очевидно, стремился соединить новейшие достижения биологии о его знании анатомии человека ходили легенды с интуитивными художественными прозрениями, "сделанность" картины для художника была как результатом исследования, так и органического роста произведения. Его теория аналитического искусства передавалась его учениками, среди которых была, например, Алиса Порет.
Сами по себе идеи соборной общности человечества, скрещенные с идеями революции и достижениями естественных наук, разделял не только Филонов. Этот же круг идей интересовал и Чекрыгина, и Циолковского, и Хлебникова, и Заболоцкого, и Платонова… Это были идеи, в которых мысли о космосе рифмовались с образами Апокалипсиса. В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского.
Но от близких ему единомышленников Филонова отличало, по-видимому, то, что для него искусство и его личный духовный и душевный опыт были неразрывны. Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, он воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера.
В 1908—1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Ционглинского, его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело — и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна, оказали определяющее значение в становлении Филонова.
С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги. В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. Проступок Филонова больше состоял в своеволии — в классе он позволил себе писать натурщиков не по академическим канонам, а как французский фовист — чистыми красками; так многие студенты экспериментировали лишь дома. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили.
Однако уже следующей осенью учеба в Академии окончательно потеряла для него внутренний смысл, и он покинул ее стены. Бегство в Египет Его работы — это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого. Для него всех этих категорий не существует, Вселенная — едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует. Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся. Человек во вселенной Композиция Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы — то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика.
Для Филонова такой подход был научным; он изображал процессы, которые протекают, допустим, под кожей человека — ток крови, пульсацию вен, работу мозга. Пир королей История человечества для Филонова — это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, геохимических и всех прочих процессов. И, опять же как Бог, он одновременно есть везде — в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем. Одинадцать голов Лица Живая голова Естественно, все это слабо вписывалось в сталинский, не менее масштабный, проект.
Поэтому с начала 30-х гг.
И дело, может статься, не только в том, что Филонов до голодной смерти в Ленинграде зимой 1941 года оставался аскетичным последователем русского "утопически-религиозного коммунизма", связанного с идеями воскрешения мертвых в работах Николая Федорова. Фото: Пресс-служба Зарядья Филонов, очевидно, стремился соединить новейшие достижения биологии о его знании анатомии человека ходили легенды с интуитивными художественными прозрениями, "сделанность" картины для художника была как результатом исследования, так и органического роста произведения. Его теория аналитического искусства передавалась его учениками, среди которых была, например, Алиса Порет. Сами по себе идеи соборной общности человечества, скрещенные с идеями революции и достижениями естественных наук, разделял не только Филонов. Этот же круг идей интересовал и Чекрыгина, и Циолковского, и Хлебникова, и Заболоцкого, и Платонова… Это были идеи, в которых мысли о космосе рифмовались с образами Апокалипсиса. В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского. Но от близких ему единомышленников Филонова отличало, по-видимому, то, что для него искусство и его личный духовный и душевный опыт были неразрывны. Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, он воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера. Любые сравнения хромают.
Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», - писал он. Филонов имел собственную терминологию, поэтому то, что я более общеупотребимо назвал клеткой, он определял как атом. Цветы мирового расцвета Богородица с младенцем Мать Потом началась война, и Филонов принял в ней участие в качестве рядового.
Вернувшись после революций, в которых он проявил себя активистом, в Петроград, Филонов забыл обо всем, кроме своего искусства. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было модно до тех пор, пока в 1932 году их все не разогнала советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию.
Он стал пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице. Конечно, мессий, пророков, аскетов, и мучеников в русском авангарде хватало — достаточно вспомнить Малевича , Татлина, Хлебникова, Эля Лисицкого, Кандинского. Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х гг.
Изгоями же стали все, кто к началу 30-х годов не перековался и не изменил своим принципам в пользу социалистического реализма. А вот учителей практически не было, так как не было учеников. Вместо них были последователи, которые, быстро обретя самостоятельность, выдумывали собственные концепции и сами обзаводились последователями.
У Филонова же были самые настоящие ученики, которые смотрели ему в рот и самоотверженно шли за ним, а его «мастерская аналитического искусства МАИ » вообще напоминала секту. Кроме того, практически никто из видных русских авангардистов не смог совместить все эти амплуа в одном лице, по крайней мере — надолго. А Филонов — смог, и в их самых крайних проявлениях.
Но, помимо всего этого, Филонов был еще и ересиархом, если продолжать пользоваться соответствующей терминологией. Он создал свой, совершенно особый вариант авангардизма, который находился от всех прочих его вариантов гораздо дальше, чем они друг от друга. Филонов, например, осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов — он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним.
В его работах, даже в последних, можно найти следы этого искусства — и хронологически близкого, вроде модерна и символизма, и гораздо более раннего, вроде Босха. Филоновский проект можно описать как визионерский, универсалистский, натурфилософский и религиозный с уклоном в эсхатологию. Формула весны Его работы — это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого.
Для него всех этих категорий не существует, Вселенная — едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует. Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся. Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы - то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика.
Выставка "Павел Филонов. Художник Мирового расцвета"
Попытка закончилась неудачей, но, благодаря отступлению от «аналитической» манеры, Филонов сохранил для вечности спасительницу своего наследия: страшной блокадной зимой, уже похоронив брата, в полубреду она чудом дотащила несколько сот филоновских картин и рисунков до Русского музея. Портрет, за неимением лучшего, написан на дворницком фартуке, из которого приходилось извлекать мелкие занозы. Фрагмент портрета Евдокии Николаевны Глебовой. Святые, но не бесплотные Другое название «Крестьянской семьи» — «Святое семейство» — дано не зря: святость сопрягается отнюдь не с бесплотностью, и животные входят в семейство на равных. Крестьянская семья фрагмент. Стихотворение «Лицо коня» не случайно написано большим почитателем Филонова — Заболоцким. Цветы, листья — роскошны картины Филонова воистину не терпят пустоты , но «знающий глаз» угадывает в них что-то от минералов. В «Коровницах», тоже тронутых неопримитивизмом, «рогатые лица» Н. Заболоцкий коров чисто филоновские. И граненые плоды.
И нагромождение унылых городских домов, напоминающее некую кристаллическую структуру, на которой стынет тоже очень невеселый уголок «естественного» мира… Ну, а «Цветы мирового расцвета» пребывают на грани живого и неживого. Из крупных кристаллов снизу вверх вырастают кристаллы все более и более дробящиеся, складывающиеся в сказочные цветы, которые все же так и не обретают мягкой плоти живых цветов, оставаясь больше похожими на кристаллические друзы. А выше — все снова крупнеет и каменеет. Филонов сначала прописывал до полной «сделанности» один угол, чтобы вся картина вырастала из него, как дерево, как кристаллическая структура в насыщенном растворе. Зритель должен понять, напрягаясь «Портрет Армана Францевича Азибера с сыном» — снова портрет родственника мужа другой филоновской сестры и снова написан «тютелька в тютельку». Портрет Армана Францевича Азибера с сыном, фрагмент. Эта манера могла бы сделать Филонова таким же любимцем партии и правительства, как какой-нибудь И.
Ученики Филонова провели несколько ярких акций, среди которых выставка и оформление спектакля «Ревизор» в Доме Печати в 1927 году, оформление издания карело-финского эпоса «Калевала» в 1932-м. Выставка в Доме печати — первое крупное выступление филоновцев, после которого объединение получило статус официально зарегистрированного общества как «Коллектив мастеров аналитического искусства школа Филонова ». В 1928 году двадцать три художника школы показали свои работы на выставке «Современные ленинградские художественные группировки». Четыре больших панно с той экспозиции - «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь. В коллекции Русского музея хранятся все одиннадцать эскизов костюмов и композиция задника, созданные Андреем Сашиным к постановке «Ревизора» 1927 г. Эти работы все вместе прежде не показывались и не публиковались. Дополняют экспозицию эскизы костюмов художников Артура Ляндсберга и Николая Евграфова из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
Крестьянская семья фрагмент. Стихотворение «Лицо коня» не случайно написано большим почитателем Филонова — Заболоцким. Цветы, листья — роскошны картины Филонова воистину не терпят пустоты , но «знающий глаз» угадывает в них что-то от минералов. В «Коровницах», тоже тронутых неопримитивизмом, «рогатые лица» Н. Заболоцкий коров чисто филоновские. И граненые плоды. И нагромождение унылых городских домов, напоминающее некую кристаллическую структуру, на которой стынет тоже очень невеселый уголок «естественного» мира… Ну, а «Цветы мирового расцвета» пребывают на грани живого и неживого. Из крупных кристаллов снизу вверх вырастают кристаллы все более и более дробящиеся, складывающиеся в сказочные цветы, которые все же так и не обретают мягкой плоти живых цветов, оставаясь больше похожими на кристаллические друзы. А выше — все снова крупнеет и каменеет. Филонов сначала прописывал до полной «сделанности» один угол, чтобы вся картина вырастала из него, как дерево, как кристаллическая структура в насыщенном растворе. Зритель должен понять, напрягаясь «Портрет Армана Францевича Азибера с сыном» — снова портрет родственника мужа другой филоновской сестры и снова написан «тютелька в тютельку». Портрет Армана Францевича Азибера с сыном, фрагмент. Эта манера могла бы сделать Филонова таким же любимцем партии и правительства, как какой-нибудь И. Бродский, который, к чести придворного живописца, горячо настаивал на открытии выставки Филонова в Русском музее в 1930 году, называя мастера-живописца «величайшим в Европе и Америке». В каталоге так и не открывшейся выставки а от самых престижных зарубежных выставок Филонов отказывался он учил «упорно и точно» рисовать каждый атом «делаемой вещи», вводить цвет тоже в каждый атом, чтобы он «органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». В «Городе» рисунок выполнен пером, но атомистическая неисчерпаемость чувствуется и здесь. Кособокие трамвайчики, неуклюжие кораблики на мели или даже на суше, невероятно скучные, некрасивые фигуры людей из такого же скучного порошка, от которого, если долго всматриваться, начинает першить в груди.
Островского на постановочном факультете. Из иллюстраций к пушкинской «Истории села Горюхина». Из фондов «Михайловского» Как уточнила Ольга Сандалюк, в коллекции Пушкинского заповедника есть акварели Всеволода Сулимо-Самуйлло — виды Святогорского монастыря, деревни Луговки, Тригорского, а также несколько иллюстраций к пушкинской прозе. В фонды музея эти листы передала вдова художника. Напомним, что в рамках интернет-проекта «Художник и музей», стартовавшего без малого два с половиной года назад, сотрудники заповедника регулярно знакомят своих виртуальных посетителей с творчеством живописцев и графиков, в разные годы запечатлевших псковские пушкинские места, иллюстрировавших произведения поэта.