Презентация на тему «Эволюция человека» содержит подробные сведения о этапах развития человеческой расы. № слайда 15 ВЫВОДУРОКА Эволюция была, прежде всего связана с развитием его социальных призна.
«Эволюция человека» презентация в формате PowerPoint - скачать бесплатно
Презентация для урока биологии об эволюции человека. Биология, Презентации, СУЗ, Презентации, Презентация "Эволюция человека". Скачать бесплатно презентацию на тему эволюция человека для 9 класса можно на сайте Мир биологии Презентация содержит интересный рассказ о происхождении и эволюции человека. красивые картинки и многие другие фото: Процесс антропогенеза в событии. от египтопитека до современных людей. эволюции человека.
Эволюция человека – как изменятся наши лица в будущем?
Эволюция человека показывает длинный путь развития вида от человекообразных обезьян до настоящего времени. Откройте для себя увлекательную хронологию и этапы эволюции человека, читая этот пост. красивые картинки и многие другие фото: Процесс антропогенеза в событии.
Биология 9 класс
- Эволюция человека - Презентации по биологии
- Эволюция мозга человека
- Эволюция человека
- Презентация "Эволюция человека"
- Эволюция развития человека - Презентация 33013
Эволюция человека – как изменятся наши лица в будущем?
Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль культуры в процессе антропогенеза Анализ влияния культуры на эволюцию человека, включая развитие социальных структур, технологий и поведенческих особенностей. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнительный анализ различных видов людей Сопоставление различных видов людей, их анатомических особенностей, способов жизни и адаптаций к среде, с целью понимания разнообразия Homo sapiens. Контент доступен только автору оплаченного проекта Эволюция мозга человека Исследование процесса эволюции мозга человека, включая увеличение объема мозга, развитие когнитивных функций и влияние на поведенческие аспекты. Контент доступен только автору оплаченного проекта Адаптации Homo sapiens к различным условиям среды Обзор адаптаций Homo sapiens к различным условиям среды, включая изменения в образе жизни, питании, обустройстве жилищ и социокультурных практиках. Контент доступен только автору оплаченного проекта Современные теории антропогенеза Анализ современных теорий антропогенеза, включая молекулярно-генетические данные, археологические находки и сравнительный анализ с другими видами. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы.
Древнейшие люди. Слайд 14 Основные стадии эволюции человека. Древние люди. Слайд 15 Основные стадии эволюции человека.
Современные люди. Слайд 16 1. Появление вертикального положения тела. Развитие навыков по использованию орудий труда.
Кроме того, анализ внутренней поверхности черепа выявил зачаточный выступ в поле Брока, неразрывно связанный с речью у современного человека у обезьян этот отдел мозга отвечает за мимику - тоже средство коммуникации!
Habilis имел 1,5 метра в высоту и предположительно весил около 45 килограммов. Самцы были крупнее самок, но у habilis не было такого резко выраженного различия в размерах между полами, как у А. Этот череп сначала относили к H. Алексеев в 1986 г. Объем черепа 775 куб.
Плоское лицо Homo rudolfensis наводит на мысль о близком родстве с Homo Erectus. Найден в Дманиси Грузия в 2001 г. Возраст 1,8 млн. Это самая древняя находка гоминид и людей за пределами Африки она же и самая примитивная. Форма предположительно интерпретируется как переходная между H.
Объем мозга 600-680 куб. Рост 1. Найдено 3 черепа и часть скелета. Находка была описана под именем Pithecanthropus erectus 13 слайд Питекантроп У представителей erectus, живших 1,5 миллиона лет назад, объем головного мозга составлял около 900 кубических сантиметров.
Она началась с появления первых приматов около 50 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. Основные этапы эволюции человека включают: 1. Архаичные гоминиды австралопитеки, парантропы, оррорины - около 2-3 миллионов лет назад.
Биология. 11 класс
Кроме того, анализ внутренней поверхности черепа выявил зачаточный выступ в поле Брока, неразрывно связанный с речью у современного человека у обезьян этот отдел мозга отвечает за мимику - тоже средство коммуникации! Habilis имел 1,5 метра в высоту и предположительно весил около 45 килограммов. Самцы были крупнее самок, но у habilis не было такого резко выраженного различия в размерах между полами, как у А. Более поздние erectus, жившие 700-500 тыс.
Хомо пришлось меняться и становиться умнее, и именно в это время начало появляться галечное орудие труда. Также хомо начали преображаться внешне: грудная клетка стала сужаться; челюсти начали уменьшаться, так как уже не было необходимости жевать твердую пищу. Архантропы Мозг этих людей увеличился с 600 грамм до 900, что положительно повлияло на их умственную деятельность. В это же время они начали использовать огонь, изготавливать более сложные орудия труда. А спустя 150000 лет из палеоантропов появился человек-неандерталец.
По словам спикера, это «практически предшественник современного человека, но еще сохранивший основные черты первобытности». Именно неандертальцы стали первыми, кто делал похоронные могилы для одного человека, а не для групп, как было раньше, начали появляться некоторые ритуальные обряды. Сапиенсы Они окончательно вышли из Африки и начали заселять планету. Со временем они начали делать и более сложные орудия труда, чтобы добывать больше пищи, затрачивая при этом меньше усилий. В дополнение к теме Сегодня, как утверждает Станислав Дробышевский, российский антрополог и популяризатор научного мировоззрения, можно с помощью большого количества палеоантропологических, археологических и геологических данных проследить эволюцию человека от и до, подробно описать его происхождение, которое условно принято делить на четыре отрезка: австралопитеки australopithecus — «предчеловеки»; питекантропы архантропы — древнейшее население планеты; неандертальцы палеоантропы — древние люди; неоантропы — люди современного типа.
Все это первобытные люди, которые последовательно сменяли друг друга. Интереснее всего в происхождении человека — появление среди древних людей человека разумного, обладающего речевыми навыками. Для разговора первобытному человеку нужен был мозг, критическая масса которого составляет 750 граммов.
Пирогов Н. Луи Пастер — развитие науки об иммунитете, разработал метод предупредительных прививок. Мечников И. Благодаря развитию иммунологии и хирургической техники стали возможны операции по пересадке органов. Физиология — наука изучающая функции целостного организма, отдельных органов и их систем. Психология — наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства конкретного человека.
Гигиена — наука, изучающая условия для сохранения здоровья человека, правильную организацию его быта, труда и отдыха. В эволюции человека важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам, но и социальным речь, трудовая деятельность и общественное поведение. Особенности человека, обусловленные социальными факторами передаются в процессе воспитания и обучения. В дальнейшем социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека.
Ареалы неандертальцев на территории Европы.
Презентация - Эволюция человека
Смотрите видео онлайн «Эволюция человека. Учебный проект по биологии на тему "Антропогенез: этапы развития человека" рассматривает основные положения антропогенеза, перечисляет и характеризует стадии антропогенеза, называет биологические и социальные факторы, благодаря которым произошла эволюция. Презентация содержит интересный рассказ о происхождении и эволюции человека. Данная презентация подробнейшим образом знакомит слушателей с эволюцией человека.
Презентация: Эволюция человека 11 класс
Длительность этапа 10 минут Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов Работа в группах описание этапов эволюции человека по выбранным критериям и индивидуально тестирование по изученной теме по вопросам решаемых проблем урока.
С другой стороны, оперировать с понятием «эволюционная линия» намного более удобно, чем с понятием «пласт», и, выстраивая линейные схемы эволюции, многие современные исследователи подразумевают наличие в узловых точках неких обширных популяционных объединений. Нетрудно видеть, что в модели мультирегиональной эволюции постоянные генные потоки между синхронными популяциями неизбежно формируют сменяющие друг друга пласты форм. Слайд 4.
Синхронные пласты гоминид и «эволюционный конус» Автором в своё время был предложен термин «гетерогенный эволюционный пласт гоминид» для обозначения совокупности синхронных форм, репродуктивная изоляция которых не может быть ни доказана, ни опровергнута [Бахолдина, 1988]. Прогрессивные признаки могли быть рассеяны в пределах такого синхронного пласта, концентрируясь постепенно под действием отбора, по мере усиления процессов интеграции. Схема последовательно сменяющих друг друга эволюционных пластов может быть представлена в виде своеобразного конуса, внутри которого пунктиром обозначена магистральная линия прогресса, вокруг которой и происходит постепенная концентрация прогрессивных особенностей. За пределами конуса, когда видовой эволюционный полиморфизм гоминид сменяется видовым единообразием на уровне Homo sapiens sapiens, пунктир переходит в сплошную линию.
Возникает вопрос — что дальше? Представляет ли эволюция современного человека линейный процесс? Скорее всего, нет, но эволюционные прогнозы - занятие неблагодарное. Необходимо добавить, что одна из наиболее плодотворных идей современной эволюционной антропологии, идея магистральной линии прогресса, подробно разработана в трудах А.
Зубова [1985; 1996; 2004]. При этом нельзя сказать, что стадиальная теория эволюции полностью стала достоянием прошлого, ибо никто не отказывается от представления об эволюционных стадиях и их смене. Просто эти представления видоизменились и усложнились, вобрав в себя огромный массив новых данных. Слайд 5.
Одной из особенностей нынешней ситуации в эволюционной антропологии является постоянное перемещение некоторых эволюционных пластов и отдельных находок «вверх» или «вниз» вдоль эволюционной вертикали. Относительно недавно, например, произошел дрейф единичной находки нижней челюсти, найденной в начале 20-го века недалеко от города Гейдельберг от уровня древнейших людей, архантропов, к более прогрессивному эволюционному пласту, в котором эта находка объединилась вместе с находками так называемых пренеандертальцев типа Сванскомб, Эрингсдорф и Штейнгейм. Образовался новый таксон, который стал называться, как и нижняя челюсть, Homo heidelbergensis , гейдельбергские люди. Сейчас этот таксон представлен обширным пластом находок из Африки, Азии и Европы.
Другие находки попали в этот же таксон из более «высоких» пластов, как, например, знаменитый череп родезийского человека, который в учебниках антропологии 20-го века описывался в качестве африканского неандертальца. Представления о неандертальцах претерпели, пожалуй, наиболее радикальные изменения Главное из них состоит в перемещении неандертальцев от одного эволюционного уровня к другому — от уровня пусть спорной, но все же предковой формы, к уровню, занимаемому современным Homo sapiens. Сейчас неандертальцы и ископаемые сапиенсы рассматриваются как полиморфное человечество эпохи позднего плейстоцена позже 200 тыс. Слайд 6.
Находки, свидетельствующие о метисации между неандертальцами и сапиенсами Антропологи пытаются решить вопрос: насколько это древнее человечество было единым? Иными словами, можно ли с уверенностью судить о наличии или отсутствии биологических смешений между сапиенсами и неандертальцами? Что касается ископаемых свидетельств, то существует довольно много находок, которые можно рассматривать в качестве морфологических подтверждений смешений между сапиенсами и неандертальцами. Однако до самого последнего времени генетики активно выступали против возможных смешений сапиенсов и неандертальцев, поскольку результаты изучения древней ДНК показывали очень большой масштаб различий между ними.
Правда, постепенно накапливались и единичные генетические данные иного рода. Так, например, американские генетики показали, что самый распространенный вариант гена microcephalin, который определяет рост головного мозга, появился в популяции Homo sapiens 37 000 лет назад в результате скрещивания с каким-то другим архаичным видом. Этот вариант гена настолько сильно отличается от других, более редких его вариантов, которые встречаются у современных людей, что он не мог возникнуть в результате мутаций, а был получен извне. Появились и сведения о том, что связанный с речью ген FOXP2, с мутациями, характерными для сапиенсов, был обнаружен в ДНК неандертальцев.
Но самый сенсационный результат палеогенетических исследований был опубликован в мае прошлого года. В качестве материала послужили кости скелета трех неандертальских женщин из пещеры в Хорватии. Гены, по которым наблюдаются различия, кодируют некоторые белки кожи, в том числе её пигментацию, связаны с энергетическим обменом, определяют степень активности мужских половых клеток. Сравнение с отдельными группами современного человечества показало наибольшую близость неандертальцев к населению Евразии, и, прежде всего, к европейцам.
Как пишет Елена Наймарк, излагая итоги этого исследования, «… среди древних вариантов аллелей имеются такие, которые существенно чаще встречаются у европейцев, чем у африканцев.
Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность саванну. Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле.
И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным? Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5—6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации.
Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным.
Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда. Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение.
С человеком австралопитеков сближает слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, хватательная кисть с развитым большим пальцем, опорная стопа и строение таза, приспособленное для прямохождения. Человек умелый Человек умелый лат. Homo habilis — высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo, живший около 2,5 млн л. Они обитали лесах и саваннах. Их рост 1,2 — 1,5 м, вес 30 — 50 кг. Масса мозга — 650 г. Человек умелый умел обрабатывать гальку, мастерить примитивные орудия, использовать огонь. У человека умелого происходит перераспределение долей мозга ,череп расширен в подглазничной и теменно-затылочной областях, размер зубов уменьшается, нога приняла современный вид. Его лицо имело архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперёд челюстями.
Голова человека умелого стала более округлой формы. Человек умелый вел стадный образ жизни, у него повышалась способность к обучению и появились задатки примитивной речи. Человек прямоходящий Человек прямоходящий лат. Homo erectus — древнейший человек, живший около 1,8 млн л. Они имели высочайшую способность приспосабливаться к различным условиям, поэтому и произошло их быстрое расселение по Старому Свету. Их рост 1,5 — 1,8 м, вес 50 — 70 кг.
Навигация по сайту
- Категория:
- Похожие презентации
- Этапы эволюции человека
- Эволюция человека от пургаториуса до оррорина | Пикабу
- «Эволюция: Как мы стали людьми?» (Научно-познавательный, исследования, 2016)
Комментарии
- Презентация - Эволюция человека
- Эволюция человека. Часть 2. "От австралопитека до современного человека"
- Хроника эволюции человека
- Презентация на тему "Эволюция человека" по Биологии
Эволюция человека Презентацию подготовила Раздорская Анна
Эволюция человека. Часть 2. "От австралопитека до современного человека" | Долгий путь эволюции прошел человек вместе с животным миром на Земле. |
Презентация на тему "Эволюция человека" в формате powerpoint | Изучая прекрасные материалы презентации по биологии 9 класса на тему эволюция человека, скачать бесплатно которую вы сможете в конце этой статьи, можно понять, каков был долог и труден путь становления современного человека, как долго шла обезьяна по Земле. |
Антропогенез – эволюция человека | Биология | Тенденции социальной эволюции человека. Как закалялось человечество. Вступительное слово. Концепция Спенсера. Воинственный (охотничий) – борьба человека с. |
Изображения по запросу Эволюция человека презентация | Чтение лекции «Характеристика основных этапов эволюции человека» с использованием презентации PowerPoint «Эволюция человека». |
Презентация по биологии - Эволюция человека | Учебный проект по биологии на тему "Антропогенез: этапы развития человека" рассматривает основные положения антропогенеза, перечисляет и характеризует стадии антропогенеза, называет биологические и социальные факторы, благодаря которым произошла эволюция. |
Древние люди
Презентация к уроку биологии "Эволюция человека" - Презентации по биологии | Презентацию на тему "Эволюция человека" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. |
Презентация на тему "Эволюция человека" в формате powerpoint | На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему «Современный этап эволюции человека» абсолютно бесплатно. |
Найди в себе рыбу | • • Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. |
Этапы эволюции человека презентация
С какими изменениями окружающей среды был связан ключевой момент эволюции мозга человека? Данная презентация подробнейшим образом знакомит слушателей с эволюцией человека. Даёт представление о процессе историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. 1. Презентация по биологии натему«Происхождение и эволюциячеловека»Подготовила: ученица 11’.
Презентация "Эволюция человека" (11 класс) по биологии – проект, доклад
Dryopithecus 16 - 9 млн. Ramapithecus 14 - 10 млн. Pierolapithecus catalaunicus 13 млн. Sahelantropus tchadensis 7 — 6 млн. Orrorin tugenensis 6 млн. Ardipithecus kadabba 5. Ardipithecus ramidus 4,5 — 4.
Australopithecus anamensis 4. Australopithecus afarensis 4 — 3 млн.
В данной работе рассмотрен каждый этап развития человека. Презентация «Эволюция человека» расскажет ученикам все о первобытном человеке, о его развитии, инструментах, которые он использовал, о различных открытиях.
Демонстрация проекта сопровождается различными фактами и иллюстрациями по данной теме для наиболее качественного усвоения пройденного материала.
Значение леса в жизни человека. Промышленные предприятия. Меры по охране леса. Растения и животные. Благоустройство и озеленение территории школы. Типы биотических взаимоотношений. Решаем проблему. Инструкция по применению.
Подводим итоги. Работаем в группах. Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Приспособленность организмов к условиям внешней среды. Устойчивость растений к холоду. Покровительственная окраска. Приспособленность организмов. Список литературы. Приспособительное и демонстративное поведение.
Гейдельбержцы, по-видимому, уже владели метательным оружием. В Германии найдены метательные копья из стволов молодых елей с заточенным комлем, без наконечников возрастом около 400 тыс. Центр тяжести у них расположен так же, как у современных метательных копий. Азию от Испании до Узбекистана в конце плейстоцена 200 000 - 28 000 лет назад.
Климат тогда был холоднее, и за время существования неандертальцев несколько раз наступали ледниковые эпохи. Неандертальцы, по всей видимости, НЕ являются прямыми предками современных людей, они независимо произошли от питекантропов.
Эволюция человека - красивые картинки
Одной из характерных особенностей этих гоминид были очень толстые надбровные дуги и вытянутый, низкий череп. Зубы почти как у современного человека, но коренные - несколько крупнее, а нижняя челюсть - массивнее, подбородок отсутствовал. Отдельные популяции H. Объем мозга - как у современных людей или даже больше.
Проверка полученных результатов. Длительность этапа 10 минут Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов Работа в группах описание этапов эволюции человека по выбранным критериям и индивидуально тестирование по изученной теме по вопросам решаемых проблем урока.
В могилах вместе с человеческими останками нередко обнаруживаются каменные орудия, кости, рога, черепа животных, а также много цветочной пыльцы. Коллективное возведение жилищ, сложные способы охоты, длительные многоочаговые стоянки — эти особенности неандертальского быта о многом говорят учёным. Можно утверждать, что древние люди были способны к согласованным действиям и дружеским связям. Культура неандертальцев т.
У неандертальцев имелись также деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время, уже во время контактов с сапиенсами у неандертальцев появляются зачатки искусства ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде "флейт" - кости с просверленными дырочками, которые, впрочем, могли служить для разведения огня, а не для музыкальных упражнений. Около 30 тыс. Причины такого вымирания пока не ясны. Одни исследователи предполагают, что истребил неандертальского человека более развитый человек разумный. Другие думают, что неандертальцы смешались с более многочисленными людьми современного типа. Третьи — что гибель вида произошла в результате экологической катастрофы. Отечественный антрополог Я. Рогинский высказал и такую версию: неандертальцы гибли в стычках с себе подобными в результате своей сверхагрессивности.
Но что произошло в действительности, неизвестно. Также существует мнение, что неандертальцы НЕ являются прямыми предками современных людей, они независимо произошли от питекантропов. Сравнение митохондриальных ДНК показало, что линии, ведущие к неандертальцу и современному человеку, разошлись 500-600 тыс. Стадия неоантропов новый человек — Человек разумный Наиболее ранние останки современного человека найдены в Африке. Homo sapiens появился здесь примерно 130—100 тыс. По поводу происхождения человека разумного в антропологии до сих пор ведутся споры. Сторонники теории моноцентризма связывают происхождение Homo sapiens с одним регионом. Их оппоненты - приверженцы полицентризма - говорят о том, что человек разумный появился одновременно в нескольких районах Земли. Гипотеза моноцентризма гипотеза африканской прародины.
Именно из Африки, согласно этой версии, Homo sapiens около 100 тыс. Другой путь расселения пролегал в Юго-Восточную Азию. Около 50 тыс. В Америку он проник около 25—30 тыс. Гипотеза полицентризма, впервые выдвинутая американским антропологом Францем Вейденрейхом 1873—1948 , выделяет четыре центра формирования человека современного типа и соответственно его рас: Юго-Восточная Азия австралоиды , Южная Африка негроиды , Восточная Азия монголоиды и Передняя Азия европеоиды. Ныне более распространена многорегиональная гипотеза — она исходит из того, что Homo erectus расселился из Африки и вслед за тем возник — одновременно в нескольких центрах — современный человек. Неоантропы — обобщённое название людей современного вида, заменивших всех своих предшественников в период 40-30 тысяч лет назад. Активное заселение человеком разумным нашей планеты произошло 40—38 тыс. Ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами - кроманьонцы фр.
Homme de Cro-Magnon жившие 40-10 тысяч лет назад период верхнего палеолита. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита. Рост около 180 см. Уплощенный, высокий, почти вертикальный лоб. Надбровные дуги редуцированы. Образ жизни кроманьонцев Количество достижений, изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений австралопитека, питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным. Все кроманьонцы пользовались теми или иными каменными орудиями и занимались охотой и собирательством.
Они достигли множества поразительных достижений, расселились по всем географическим областям, пригодным для обитания. Кроманьонцы создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий, строили для этого печи и даже выжигали уголь. В мастерстве обработки каменных орудий они превзошли своих предков, научились делать всевозможные орудия, оружие и приспособления из кости, бивней, оленьих рогов и из дерева. Все сферы деятельности кроманьонцев были усовершенствованы по сравнению с их предками. Они изготавливали лучшую одежду, сооружали более обширные жилища и ели гораздо более разнообразную пищу, чем их предшественники. Объем мозга у «человека разумного» в два раза больше, чем у «человека умелого». Он выше ростом, у него прямая фигура. Кроме всего прочего, учёные установили, что у кроманьонцев было ещё одно важное новшество — искусство. Кроманьонский человек был пещерным, но с одним отличием: его неухоженная внешность скрывала развитый интеллект и сложную духовную жизнь.
Стены его пещер покрывали нарисованные, вырезанные и выцарапанные шедевры, очень выразительные и полные непосредственного обаяния. Кроманьонец отличался от своих предшественников физиологическими характеристиками. Во-первых, его кости легче костей его предков. Во-вторых, кроманьонский череп во всём похож на череп современных людей: чётко выраженный подбородочный выступ, высокий лоб, мелкие зубы, объём мозговой полости соответствует современному. Наконец, ему свойственны физические особенности, необходимые для формирования сложной речи. Расположение полостей носа и рта, удлинённая глотка отдел горла, находящийся непосредственно над голосовыми связками и гибкость языка давали ему возможность оформлять и издавать чёткие звуки, гораздо более разнообразные, чем те, которые были доступны ранним людям. Однако из всех живых существ только он один может задохнуться, подавившись пищей, так как его удлинившаяся глотка служит и преддверием пищевода. Прямой походке суждено было стать сначала правилом, а потом необходимостью. На долю рук тем временем доставалось всё больше и больше различных видов деятельности.
При обработке камня, дерева, шкур, при добывании огня развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжёлое копьё, и тонкую иглу. Постепенно действия руки становились все более и более уверенными и сложными. В коллективном труде развивались ум и речь людей.
Объем мозга питекантропа - 800-1400 см3, синантропа - 950-1150 см3. Древние люди - палеоантропы, неандертальцы Неандертальцы жили 600-40 тыс. Их Родина - Европа, Африка, Азия.
Жили группами в пещерах. Как средство общения возможно использовали примитивную речь типа лепета. Объем мозга составлял 1400 см3. Использовали огонь и каменные орудия труда. Неандертальцы первыми по-особенному стали относиться к смерти и мертвецам: они хоронили умерших на некотором отдалении от их своих стоянок, о чем свидетельствуют обнаруженные погребальные захоронения. Новые современные люди - кроманьонцы Появились 40-30 тыс. Родина - Европа, Азия, Америка.
Внешний облик и физическое развитие почти ничем не отличались от таковых у современного человека. Объем мозга 1600 см3. Кроманьонцы и неандертальцы существовали бок о бок десятки тысяч лет, и это было отнюдь не мирное сосуществование. Между ними шла, как бы мы сейчас сказали, война, которую в итоге выиграли кроманьонцы. Кроманьонцы использовали более современные орудия труда, носили одежду, делали рисунки на стенах пещер - занимались живописью. В систематике кроманьонцев относят к подвиду человек разумный Homo sapiens. Отличия человека от человекообразных обезьян Мы только что изучили эволюционный путь, благодаря которому появился человек.