Известность к Евгению Халдею пришла уже как к военному фотокорреспонденту. Во второй половине 1930-х годов Евгений Халдей начал работать в агентстве «Фотохроника ТАСС». Евгений Халдей проводит экскурсию по выставке своих произведений в Донецком краеведческом музее курсантам Донецкого военно-политического училища, 1980. Евгений Халдей с ним, так случилось, дружил, и сын Капы, прилетевший на вернисаж, будет вспоминать, как отец рассказывал ему о Халдее.
В Берлине открылась выставка советского фотокорреспондента Евгения Халдея
Евгений Халдей: на войне с «Лейкой» / Новости / CевТЮЗ | Евгений Халдей с ним, так случилось, дружил, и сын Капы, прилетевший на вернисаж, будет вспоминать, как отец рассказывал ему о Халдее. |
Выставка фотографий Евгения Халдея пройдет в Art of Foto | Без преувеличения можно сказать, что Евгений Халдей летописец не только Великой Отечественной войны, но и целой эпохи в жизни страны. |
«ОСВОБОЖДЕНИЕ. ПУТЬ К ПОБЕДЕ. ГЕРОИ КРЫМА» | Фото: © РИА "Новости" / Евгений Халдей. Вражеские знамёна и штандарты бросали не просто к подножию Мавзолея, а на специальный помост, чтобы знамёна нацистов не касались Красной. |
Евгений Халдей: автор фотосимволов Второй Мировой | 32 портрета были переданы в дар Новороссийскому музею 5 мая 2022 года дочерью военного фотокорреспондента ТАСС Евгения (Ефима) Халдея Анной Ефимовной Халдей. |
Малоизвестные факты о Дне Победы
Новости по тегу: #Евгений Халдей. 18.08.2020, 19:190 Фотовыставки Евгения Халдея «Знамя Победы» откроются в Изборске и Печорах. Три фоторепортажа Евгения Халдея стали свидетельствами зверств фашизма на процессе в Нюрнберге. В центре Донецка установили памятник советскому военному фотокорреспонденту Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) Евгению Халдею. Все эти и многие другие снимки сейчас можно увидеть в столичном Музее архитектуры имени Щусева, где открылась выставка фотографий Евгения Халдея. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Евгений Халдей, знаменитый и неизвестный Евгений Халдей – классический пример фотографа-самородка.
26.04.–31.05.2023. Москва. «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах»
Ошибка в тексте?
Некоторые его фотографии послужили доказательством во время Нюрнбергского трибунала. Это ему принадлежит знаменитое фото с красным знаменем, водружённым над Рейхстагом. Посол Российской Федерации Д. Мезенцев на открытии выставки «Если бы Евгений Ананьевич жил сегодня, его бы точно называли фотохудожник, потому что его фотографии — это картины, в каждой из которых есть своя драматургия, своё построение», - заметил заместитель Министра культуры Российской Федерации Николай Павлович Овсиенко. Заместитель Министра культуры Республики Беларусь Громада Валерий Иванович в свою очередь подчеркнул важность нашей общей Победы: «Это свидетельство подвига всего советского народа». После осмотра выставки состоялся круглый стол на тему музейных проектов двух стран, посвящённых 75-летию общей Победы. Отмечая значимость роли музеев вообще и военно-исторических в частности, Анатолий Мечиславович сказал: «Мы поддерживаем межкультурный диалог, понимая, что он может стать инструментом для изучения истории Великой Отечественной войны и сохранении памяти о советском солдате, который принёс освобождение всему человечеству от фашистской чумы и добыл Великую Победу...
В Великой Отечественной войне он участвовал с первого и до последнего дня и прошел путь от Мурманска до Берлина. Многие его работы стали классикой мирового фотоискусства, неоднократно демонстрировались на выставках, публиковались в СМИ и печатались в книгах. Гораздо менее известны работы Евгения Халдея, созданные им в мирное время. Евгений Халдей родился в Юзовке ныне - Донецк в 1917 году и всю жизнь поддерживал связь с малой родиной. Во время приездов в Донецк фотограф лично отбирал и регулярно дарил музею свои произведения, благодаря чему сформировалась коллекция снимков, созданных автором в 1950-1970 годах. Именно это обстоятельство придает собранию особую ценность. Фотографии отражают самые разные стороны жизни, они рассказывают об архитектуре Донецка, рабочих буднях и отдыхе земляков Халдея. Значительную часть коллекции составляют портреты тружеников Донбасса - людей, работающих в промышленности и сельском хозяйстве. Многие из произведений демонстрируются в Москве впервые.
Папа, мама, ребенок - культурный отдых! Также приходят военнослужащие, у которых увольнительная. Мы стараемся сделать так, чтобы им было интересно, чтобы в их жизни была не только война. Футбол на стадионе "Шахтер" на снимке Евгения Халдея. Фото: Артем Локалов В ночь на 1 января этого года снаряд, пущенный с украинской территории, повредил зал природы. Он же был разбомблен и в 2014-м, тогда зал восстанавливали всем миром… - К счастью, в этот раз не пострадали люди. И экспонаты почти все целы. Досталось только чучелу кабана, - говорит Максимчук. Очень важно, что хранителям Донецкого музея удалось сберечь в целости фонды, где находились и снимки Евгения Халдея, который сам отбирал их и передал музею в 1980-м. Обсуждать идею с выставкой в Москве - она тоже получила название "Выбор Халдея" - начали в начале года и к декабрю проект удалось осуществить, добавив к донецкой коллекции снимки из собрания Музея архитектуры и фотохроники ТАСС. Анна Халдей на выставке работ своего отца. Этот кадр сделан во время Нюрнбергского процесса, где судили нацистских преступников. Там он делал их снимки и Герману Герингу не понравилось, что советский фотограф запечатлел, как он ест - нацистам давали фасоль и пару галет. Один из главных соратников Гитлера принялся кричать на Халдея… - Американский солдат, который охранял преступников, спросил отца, в чем дело.
В «Мультимедиа-арт-музее» открылась выставка фоторабот Евгения Халдея
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Первый флаг был установлен вдали от рейхстага, на крыше штаба 8-й гвардейской армии , возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Халдей забрался туда с тремя бойцами и сделал несколько фотографий. Второй флаг был установлен над Бранденбургскими воротами. По воспоминаниям Халдея, утром 2 мая 1945 года лейтенант Кузьма Дудеев, сержант Иван Андреев и он забрались на Бранденбургские ворота, укрепили флаг и сделали снимок. На обратном пути Халдею пришлось прыгнуть с большой высоты, и он отшиб ноги [9]. Когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили гитлеровцев, флагов там уже было установлено множество.
Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу. Найдя удобную точку для съёмки, он отснял две кассеты. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалёв ум. Ему помогали старшина разведроты 82-й гвардейской стрелковой Запорожской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана 1916—2010 и минчанин Леонид Горычев [10]. На подлиннике одного из кадров серии фотографий стоящий внизу Абдулхаким Исмаилов, помогающий Ковалёву, имеет на каждой руке по наручным часам, что могло вызвать подозрения в мародёрстве , и хотя нельзя точно утверждать, что это именно часы, а не например, полевой компас, фактом остаётся то, что снимок перед его публикацией был отретуширован [11].
Никто не ответил. Люди были ошеломлены". Вместе с фронтом продвигался вперед и военкор Халдей. Шаг за шагом его "лейка" фиксировала ступени, ведущие к победе. Фронтовые пути-дороги, встречи, расставания, гибель героев. Берлин 45-го. Фоторепортер пробирался к центру города вместе с гвардейцами 1-й танковой армии генерала Михаила Ефимовича Катукова. Кашицером из красных скатертей, снятых со столов в буфете Фотохроники. Первое знамя репортер установил на крыше аэродрома Темпельгоф, второе — возле колесницы на Бранденбургских воротах. Там, где когда-то проходили парады фашистских войск после победы над странами Европы и стояли ликующие толпы берлинцев, приветствуя воинов фюрера, теперь реяло знамя нашей Родины. Третье знамя было установлено на крыше Рейхстага. Снимок постановочный, и автор этого не скрывал. Евгений Халдей рассказывал, как поднимался по искореженной лестнице на крышу, как Алексей Ковалев и Хаким Измайлов Исмаилов Абдулхаким Исакович удостоен звания Героя Советского Союза в 1990 году, умер 16 февраля 2010 года. Снимок этот, запечатлевший конец войны в Европе, обошел многие страны, став классикой мировой фотографии... А сколько снимков сделано на Нюрнбергском процессе! Весь мир облетела фотография "Международный трибунал допрашивает Геринга".
Вниманию посетителей предложены отпечатки с негативов из семейного архива Халдея, оригинальные фотографии, напечатанные автором, уникальные предметы, принадлежавшие мастеру: фототехника, личный дневник, семейные реликвии, служебные документы, бывшие под грифом «секретно». Многие экспонаты будут сопровождены подлинными историческими аудиозаписями, такими как стенограмма Нюрнбергского процесса. Он создал для нас, потомков, для всего мира образ нашей страны. Его кадры отличает любовь к Родине, к людям и желание показать свою эпоху с лучшей стороны. Он говорил, что грязь под ногами может увидеть каждый, а художник должен показать людям луч света. Этот жизнеутверждающий принцип через свою фотографическую летопись Халдей завещал и нам, современникам», — сказала куратор выставки Дина Иващенко.
Фотографии Евгения Халдея показали в Еврейском музее
В мультимедийной части выставочного проекта особое внимание будет уделено творческому методу и авторскому стилю Евгения Халдея. Евгений Ананьевич Халдей создал портреты советских военачальников, офицеров, солдат, лётчиков и моряков – героев и простых тружеников войны. Евгений Халдей, знаменитый и неизвестный Евгений Халдей – классический пример фотографа-самородка. После войны Евгений Халдей был признан одним из лучших фотографов страны.
В Государственном историческом музее открылась выставка фотографий Евгения Халдея
Евгений Халдей был зачислен штатным корреспондентом в фотохронику ТАСС в октябре 1936 года, когда ему было всего 19 лет. 2 мая Евгений Халдей прибыл к Рейхстагу со своим знаменем и остановил нескольких солдат, попросив их помочь. Фото: © РИА "Новости" / Евгений Халдей. Вражеские знамёна и штандарты бросали не просто к подножию Мавзолея, а на специальный помост, чтобы знамёна нацистов не касались Красной. В конце июня 1941 года Евгений Халдей был переведён в военные фотокорреспонденты.
Открытие выставки "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах"
При этом он часто был вынужден работать примитивнейшей, чуть ли не самодельной техникой, учиться на ходу. В двадцатилетнем возрасте он уже получал премии на выставках, стал объектом интереса агентства «Союзфото» и в 1936 году переехал в Москву. На пике карьеры Халдея, вместе со всей страной, настигла война. Надев форму и взяв в руки камеру Leica, он стал фотографом, которому потомки обязаны впечатляющей хроникой.
Когда советские солдаты штурмовали Берлин, Халдей был в Москве. Да, сейчас мы все знаем, что композиция была организована им специально Евгений Ананьевич рассказал об этом сам , но это не умаляет ни исторической, ни художественной ценности снимка. Забравшись вместе с автоматчиками на крышу Рейхстага, он смог в одной фотографии отразить все надежды и желания людей, триумф победы и ее дух.
В прессе, растиражировавшей снимок миллионами экземпляров, он фигурировал как репортажный, да и имена солдат были изменены. Оно позволяло Халдею выделять из всех событий ключевые, и в каждой детали на изображениях был смысл, придававший фотографиям глубину. Кроме берлинских событий, Евгений Халдей фотографировал Нюрнбергский процесс: работа на нем осложнялась тем, что корреспондентам не разрешалось перемещаться по залу суда.
Нужно было со своего места найти самый точный и эффектный ракурс, поймать главное в происходящем. Халдею удалось уговорить охранника, подойти и занять удобную позицию для того, чтобы снять Геринга с удачного ракурса.
Оказавшимся в освобожденном Ростове военкорам удалось сделать несколько трагичных кадров: ростовчане ищут среди убитых своих родных. Первому было 26 лет, второму — 32 года. Именно им пришлось делать фото, от которых кровь стынет. Этим снимкам суждено было снова стать свидетельствами вины немецких оккупантов на состоявшемся в марте 2022 года суде по признанию геноцида населения Ростовской области. Не осталось живых свидетелей, зато есть кадры фотохроники, сделанные военными корреспондентами ТАСС. Евгению Халдею в 2021 году на родине установили памятник, автором которого стал донецкий скульптор Равиль Акмаев. Отливали памятник в колокольном цех е Донецкого металлургического завода, бригада мастера Сергея Самойлова.
Вот такая история. Маршал Георгий Константинович Жуков. Парад Победы. Оркестр здесь — 800 человек — стоял.
Как заиграл «Славься», марш композитора Глинки! И из ворот выехал Жуков. Я стал дрожать. Никогда на фронтах войны я так не боялся, не дрожал. И вдруг Жуков проехал.
Вот он, Жуков! Я один раз снял. Потом он прошел вдоль ГУМа... Я пробежал метров десять и сделал этот вот снимок, который остался в истории. Ну он интересен тем, что все четыре ноги у лошади оторвались от земли.
Вот так все это было. У меня ноги отнялись, руки... Потсдамская конференция. Я стою на стуле в ожидании. Сталин пришел и копается в своих бумажках.
Разбирает бумажки, голова внизу — смотрит, что там на столе у него в бумажках. Уже прошло две минуты. Осталась одна минута для съемки. Что ж такое... И вдруг Молотов обращается к Сталину с каким-то вопросом!
Сталин вскинул голову, посмотрел... Снимок есть. Вот снимок — смотрите сами. Сталин здесь победитель. Герман Геринг на Нюрнбергском процессе.
Геринг был фигурой номер один, и мне нужно было его снять. Что я сделал. За столом сидел советский офицер, секретарь главного нашего судьи Никитченко. Я подошел к нему и говорю: «Вася, у меня к тебе просьба. Мне нужно снять Геринга обязательно на этой трибуне как следует.
Если можешь, после обеда не приходи на свое место, задержись где-нибудь. А я во время обеда приду, сяду тихо на твое место и притворюсь, что я секретарь. Понимаешь, в чем дело? После, вечером». Он говорит: «Хорошо, я согласен».
Во время обеда я подошел в это место, тихо поставил аппарат на пол, чтобы охрана не видела американская. Геринг подошел, на трибуну сел, солдаты выставили свои дубинки и тогда я тихо-тихо нажал на затвор. И вот в результате получился замечательный кадр, который был напечатан в очень многих газетах мира, журналах и так далее. Американцам особенно нравится могущество американских солдат, эти дубинки... Этого кадра ни у кого нет, хотя фотографов было много: и американцы, и французы.
Нет ни у кого. Никто не догадался сделать вот так, как я, — с помощью двух бутылок виски. Сталин и Молотов на параде физкультурников. Я пришел, поставил здесь штатив... Сказал, ага!
Трибуна вся видна, вот тут я буду снимать. Я снимал не «Лейкой», а поставил большой аппарат — американский «Спид график», который мне Роберт Капа подарил в Берлине. Навел телеобъектив — четыреста был фокус. Я так прикинул — все нормально. Появился Сталин, Молотов, все руководители партии.
В этот день были еще чехословацкие друзья у нас в гостях, тоже были там на трибуне.
Благодаря их героической работе стали известны многие моменты военной истории Крыма и Керчи. У каждой эпохи есть знаковые имена. Это те, кто не только был свидетелем героических событий, но и сам творил историю: Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Макс Альперт и многие другие. Свой наказ на открытии фотовыставки военнослужащим срочной службы дал 99-летний участник Великой Отечественной войны Георгий Федорович Пырков. Перед началом мероприятия участники возложили цветы к Мемориальному комплексу и почтили память павших Минутой молчания.
Новороссийский музей приглашает на выставку «Евгений Халдей. Их называли «ночные ведьмы»
Мастера, блестяще снимавшего и знаковые события мировой истории, и бытовые зарисовки, в первую очередь занимал человек. Халдею удавалось запечатлеть, а самое главное, передать эмоции «в моменте», затронуть самые глубокие струны души. На его снимках всегда рядом прошлое и настоящее, предатели и герои, война и мир. Халдей снимал жизнь - военную, разную, сложную, веселую - такую, какой она была. В зале послевоенного времени представлены снимки, на которых фотограф показывал страну, возвращавшуюся к миру, завоеванному колоссальной ценой. Стройки, заводы, трудовые подвиги, парады, демонстрации, счастливые дети - это снимки свидетеля возрождения страны. Ведь, как говорил сам Халдей, «главная задача фотографа и художника - показать зрителю луч солнца и надежду на лучшее». Посетители увидят фототехнику Халдея, семейные реликвии, его личный дневник, который фотограф вел в Заполярье, когда был командирован на Северный фронт.
Это кадры войны, весь блок посвященный Харбин, порту Артуру, победы нашей армии на восточных рубежах. Создатели экспозиции ориентировались на молодую аудиторию, поэтому использовали мультимедийные технологии. Некоторые экспонаты дополняют исторические аудиозаписи. Например, стенограмма Нюрнбергского процесса, архивная запись объявления о начале войны, гул военной техники. Заканчивает выставку 17-минутный документальный фильм, основанный на воспоминаниях Халдея.
Наряду с уже известными снимками зрители впервые увидят ранее не публиковавшиеся работы автора. Посетители выставки увидят отпечатки с негативов из семейного архива Халдея, раскрывающие личность фотографа. В мультимедийной части выставочного проекта особое внимание уделено творческому методу и авторскому стилю Евгения Халдея.
Выставка объединила около 400 работ мастера, из которых около 70 — кадры из исторического фонда фотографий ТАСС. Наряду с уже известными снимками, вниманию посетителей предложены ранее не публиковавшиеся работы Евгения Халдея.
Мы хотели рассказать о личности мастера, об одной из самых масштабных фигур в нашем фотоискусстве, о художнике, показать все части его творчества. В основном имя Халдея связано с военной фотографией, но при этом у него есть и потрясающие работы мирного периода. Сейчас, в канун Дня Победы, это особенно важно. Наша страна опять борется с нацизмом, и прекрасные лица победителей, которые запечатлены в работах мастера, рассказывают нам о Победе, о мирной жизни, убеждают в том, что добро обязательно торжествует над злом», — отметила генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова.
В дни празднования 35-летия Победы в Донецком краеведческом музее открылась выставка "От Новороссийска до Берлина". На выставке "Выбор Евгения Халдея" представлены все без исключения 47 работ, переданные Евгением Халдеем Донецкому республиканскому краеведческому музею.
Важно, что куратором этой коллекции был сам мастер - он лично отбирал произведения, которые хотел оставить малой родине. Некоторые из них - дубли, близкие по содержанию и композиции фотографии, полностью или частично повторяющие друг друга и позволяющие проникнуть в творческую кухню мастера. Так, на некоторых портретах можно увидеть тень самого автора. Для фотографа это брак, а для исследователей творчества Халдея - ценный с исторической точки зрения материал. Возможно, символическое значение этих фотографий понимал и сам фотограф, когда отбирал их для коллекции. Халдей - автор "первой" военной фотографии - "Москвичи у репродуктора на улице 25 Октября слушают радиосообщение о нападении гитлеровской германии на Советский Союз", и "последнего" кадра Великой Отечественной - "Знамя Победы над Рейхстагом".
Андрей Олегович Кондрашов, генеральный директор информационного агентства России ТАСС: "Удивительная связь времен: Евгений Халдей снимал преступления нацистов, так же как и сегодня тассовцы снимают зверства неонацистов.