О современных платежных технологиях и инструментах финансирования бизнеса расскажут предпринимателям в сфере туризма и досуга. Главные новости Новости компаний Новости банков События. Внедрению современных платежных технологий способствует ряд факторов.
Платежные системы
В конце февраля МТС уже столкнулась с проблемами, в частности, ее приложение менее чем через месяц было удалено из App Store. QR vs NFC ТСП, со своей стороны, пытаются вернуть клиенту тот уровень сервиса, к которому он привык с помощью бесконтактных технологий на кассе. Их преимущество в том, что они сокращают количество шагов для пользователя: не нужно включать камеру и наводить ее на QR, достаточно приложить смартфон, после чего автоматически отобразится страница с операцией и суммой платежа. Нужно лишь выбрать банк для оплаты. Подобные системы есть и у Сбера SberPay. Для оплаты не нужно скачивать дополнительные сервисы, можно совершить платежную операцию только с помощью камеры смартфона и стандартного приложения мобильного банка. Банки отмечают яркий тренд на рост интереса россиян к платежам через СБП. Так, по данным эквайринговой сети Банка «Русский Стандарт», только за 2022 год общее число таких покупок выросло в 24 раза относительно данных годом ранее, а сумма — почти в 10 раз.
По данным банка, средний чек одной покупки через СБП в 2022 году составил 1259 руб. Инна Емельянова, исполнительный директор по эквайрингу и инновационным проектам Банка «Русский Стандарт» «Подобное снижение показателя вполне объяснимо. Сервис становится неотъемлемой частью повседневной жизни россиян, они все чаще используют его для небольших ежедневных покупок. Чему, в свою очередь, способствует растущая популярность СБП у российских офлайн- и онлайн-магазинов, которые активно подключают себе подобную возможность приема платежей», — отметила Инна Емельянова, исполнительный директор по эквайрингу и инновационным проектам Банка «Русский Стандарт».
А деньги зачисляются на счёт поставщика за 15 минут без длительной обработки банком. Кроме того, если вы и ваш клиент находитесь в разных часовых поясах, то всё равно сможете выстраивать непрерывный бизнес и не беспокоиться о доступности межбанковских взаиморасчетов. Эквайринг в смартфоне — чтобы не покупать терминалы и принимать платежи где угодно Заменить долгие процедуры оформления и закупки дорогостоящего оборудования можно обычным смартфоном.
Коротко говоря, эквайринг в смартфоне — это мобильное приложение. Оно работает как POS-терминал — превращает смартфон в устройство для приёма платежей и позволяет бесконтактно принимать оплату с помощью NFC-метки. Подробнее о том, как подключить мобильный эквайринг, мы рассказывали в статье «Как превратить смартфон в платёжный терминал». Ирина Кузьмина, директор по развитию Эквайринг в смартфоне работает как классический терминал. Изначально на смартфон, принимающий деньги, устанавливается специальная программа, которая конвертирует платёжную ссылку в NFC-протокол. Далее принимающий смартфон транслирует эту метку наружу — и любое устройство, которое умеет считывать NFC, например, карту или телефон, можно приложить к смартфону и оплатить покупку. Бесконтактно принимать оплаты с карт Visa, MasterCard, Mir и платежи через Mir Pay на выгодных условиях, не открывая счета в других банках и не подключая дополнительные услуги.
Это удобно для компаний, которые принимают платежи в разных точках города, а не в одном месте. Сеть ресторанов запускает собственную доставку еды. Выдавать каждому курьеру торговый терминал — дорого, а самому курьеру неудобно возить с собой целую онлайн-кассу. Решение — подключить сотруднику мобильный эквайринг. И заказывать новое оборудование при этом не нужно — все платёжные операции происходят внутри банковского приложения, которое устанавливается на смартфон. Мы уже рассказывали об этих и других передовых технологиях, которые можно внедрить в бизнес и расширить спектр финансовых услуг, в статье « 6 финтех-решений, которые сделают ваши продукты более качественными и технологичными ». Как интегрируются финансовые технологии и почему это безопасно Рассмотрим на примере Системы быстрых платежей.
СБП интегрируется с помощью API — единого программного интерфейса, который обеспечивает связь программ банка и бизнеса.
Это один из самых высоких показателей в мире! Во-вторых, об этом говорят объемы эмиссии карт «Мир», которая на конец 2023 года составила 287,3 млн карт. Какие услуги сегодня предоставляют электронные платежные сервисы? Основная услуга — это прием платежей наиболее широкими и удобными для клиента способами, например, банковские карты, QR-коды Системы быстрых платежей — СБП, а также распространенные Pay-сервисы, электронные кошельки.
Для банков мобильные приложения — это важный канал коммуникации с клиентами, на котором они строили свое развитие и продажи продуктов. Однако санкции привели к тому, что их удалили из сторов. В итоге пришлось увольнять команды нативных разработчиков, переходить, например, к React Native, который позволяет писать кроссплатформенные мобильные приложения. И банки не исключение. Эксперты говорят, что ландшафт киберугроз после 24 февраля в России практически не претерпел изменений.
Изменения в основном коснулись повышения интенсивности атак и широты их охвата. Вместе с тем в 2022 году добавились и некоторые новые тенденции. В частности, пришлось столкнуться с массированными атаками на серверы, отключением провайдеров от крупных магистральных каналов, встраиванием вредоносного программного обеспечения, прекращением функционирования целого ряда защит зарубежных вендоров, появлением вредоносного кода в обновлениях ПО. Кроме того, мы пережили отключение международных платежных систем Visa и Mastercard за пределами РФ. Переход на новые рельсы занял месяцы Этот процесс поиска новой стратегии потребовал несколько месяцев. Только сейчас банки разворачиваются в ту сторону, где они видят возможность получить прибыль, и начинают разрабатывать сервисы, которые могут им в этом помочь. Идет возвращение на круги своя с условием тех ограничений, которые ввел Запад, в том числе ухода крупных иностранных вендоров. Сейчас банки понимают, что им надо для того, чтобы двигаться вперед, но для того чтобы это создать, потребуется время — минимум 2—3 года по подсчетам самих кредитных организаций и ЦБ РФ. Есть видение того, что наша банковская система смогла устоять. У нее есть базис, на котором мы можем двигаться дальше, но развитие замедлится из-за того, что множество систем придется замещать и создавать с нуля.
Обзор платежных систем в первой половине 2023 года
И заказывать новое оборудование при этом не нужно — все платёжные операции происходят внутри банковского приложения, которое устанавливается на смартфон. Современные платежные системы стали неотъемлемой частью нашей жизни. 2023», организованная совместно компаниями INPAS и PAX Global Technology Limited. Open Banking — новая концепция, в основе которой лежит использование открытых API (программного интерфейса приложения). Подписанное сегодня соглашение позволит масштабировать внедрение российских технологий в платежную инфраструктуру ПСБ с соблюдением всех современных стандартов безопасности и даст старт новым проектам в области инновационных платежных инструментов».
Цифровизация и импортозамещение в банках: как это будет в 2023 году
В этих условиях регулятор вынужден учитывать эволюцию рынка, предлагать новые правила и стандарты для безопасной и стабильной работы платежных систем.
Электронные кошельки, призванные упростить жизнь клиентам, ещё больше запутывают технологические противоречия. Эту проблему осветила Майя Глотова, исполнительный директор компании «КартСтандарт»: «Российский платежный рынок создал огромное количество удобного, но дискретного цифрового клиентского опыта, однако клиент не хочет думать о том как платить. Он хочет сделать это быстро и выгодно». Это игра ума», - добавил Владимир Канин, генеральный директор PayMe.
О том, что в данной ситуации важна индивидуализация клиентского опыта, заявил Максим Налютин, директор департамента консалтинга Deloitte. Именно в этом он видит основное развитие банковских и платёжных сервисов.
Еще нюанс: коль скоро в банковском проекте появляется «главный» банк, то ожидать его ровного и честного отношения к партнёрам вряд ли стоит. Кроме того, административный ресурс ЦБ РФ исчезнет. Это все риски реализации такого проекта, констатировал эксперт.
В особенности это касается крупных игроков рынка, способных быстро переводить обслуживание на цифровые рельсы. О закрытии офисов, как о неизбежной реальности, мы не раз писали в этом году. Например, в Испании за последние 18 месяцев было свернуто около полутора тысяч филиалов, а в Великобритании за пять лет закрылись почти 5,5 тыс. Россия ничуть не выбивается из этого тренда: один «Сбербанк» в 2022 году закрыл более 800 подразделений. Банковское обслуживание с «личным взаимодействием» еще долго не уйдет в прошлое, но движение началось.
Встроенные финансовые услуги Встроенные финансы англ. Примером такой модели могут быть платежные сервисы, встраиваемые в социальные сети, или карточные программы лояльности на сайтах онлайн-магазинов. Банки по-прежнему обладают огромными базами клиентов, которые перестанут переходить к их цифровым конкурентам, если им предложат аналогичные финансовые продукты. Среди всех видов встроенных финансов, вероятно, наиболее скорыми темпами будут развиваться BNPL-сервисы англ. Напомним, что подобные сервисы позволяют оплачивать онлайн-покупки по частям в течение некоторого срока, при этом клиенты не заключают кредитный договор и не платят комиссию. По данным McKinsey, в одних только США выручка от реализации встроенных финансов в 2022 году достигла 20 млрд долларов. Можно не сомневаться, что тренд на встраивание дополнительных финансовых инструментов в площадки электронной коммерции не ослабнет и в новом году. Forbes отмечают , что по прогнозам аналитиков, к 2026 году мировой объем транзакций по BNPL достигнет 576 млрд долларов, то есть вырастет практически в пять раз! Искусственный интеллект Наверняка вы слышали, какой шум в среде профессиональных художников и иллюстраторов вызвало появление целого ряда генерирующих изображения нейросетей в конце 2022 года. В ответ на их популяризацию последовали протестные действия, которые, впрочем, едва ли сумеют удержать бизнес от внедрения инструментов машинного обучения в свои процессы.
Аитов: В чём главный смысл создания новой платёжной системы?
Перенесение на платформу EDI ряда интернет-технологий, в частности расширенного языка текстовой разметки XML, только гарантирует ее перспективное развитие. Настоящая глава посвящена обзору ведущих мировых платежных технологий современного интернета, используемых малыми и средними компаниями, а также частными лицами для осуществления малых по объемам транзакций. Введение в практику интернет-платежей Электронные платежи в интернете сегодня осуществляются на основе двух ключевых технологий. В первом случае транзакция осуществляется путем снятия средств с кредитной карты покупателя продавцом. Единственным преимуществом данной системы в ее применении в онлайне стала широкая распространенность кредитных карт в странах Западной Европы и США и, как следствие, отсутствие необходимости открытия дополнительного счета, а также его пополнения. В то же время использование кредитных карт в онлайновых транзакциях является относительно рискованным.
Так, согласно данным исследовательской компании Gartner , опубликованным в феврале 2002 г. Очевидно низкий уровень защищенности электронных транзакций, осуществляемых посредством кредитных карт, заставляет провайдеров этого сервиса принимать адекватные меры. Одной из инициатив стала программа "Verified by Visa" предпринятая корпорацией Visa. В основе инициативы заложен принцип дополнительной верификации покупателя на основе трехзначного кода в системе CCV Credit Card Verification. Технология 3-D Secure, используемая в системе "Verified by Visa" считается достаточно гибкой, чтобы работать с существующими платежными системами онлайновой торговли.
Другим шагом, направленным на обеспечение дополнительной безопасности транзакций, является переход к стандарту смарт-карт EMV, объединяющий в качестве эмитентов системы EuroPay, Mastercard и Visa, что де-факто означает переход от кредитных карт к цифровой наличности.
Но и российские ученые, и зарубежное научное сообщество высоко оценивает перспективы развития банковского сектора под влиянием современного финтеха. Более развитые страны в меньшей степени используют возможности и преимущества современного финтеха и в экономике, и в социуме [6]. Очевидно, что статистические данные не позволяют сделать однозначные заключения о том, что развитые экономики в большей степени инкорпорируют современный финтех нежели развивающиеся экономики. Напротив, до начала пандемии COVID-19 развитые страны не стремились активно интегрировать современный финтех в свой реальный, финансовые и социально-бытовой сектор. Этому есть объективные причины, объясняющие такое положение дел [4, 14, 15, 16]. При этом самоочевидно, что современный финтех реализуется посредством современных цифровых технологий, а наиболее значимые инвестиции в финтех осуществляют и специально созданные компании, и традиционные коммерческие банки, которые либо оцифровывают часть своих бизнес-процессов, снижая при этом издержки и ускоряя информационный обмен, либо создают полностью цифровые офисы и бизнес-модели, что позволяет одновременно персонифицироваться и кастомизировать услуги, снижать кредитные и рыночные риски за счет наиболее быстрой и эффективной работы с большими данными big data и их анализом. Финансовые технологии уже сделали значительный вклад в финансовую индустрию. Они меняют способ, которым мы управляем своими финансами, инвестируем и получаем кредиты.
В будущем мы можем ожидать еще большего развития финтех-инноваций, что приведет к дальнейшим изменениям в финансовой индустрии. Одной из главных тенденций развития финтеха в банковском секторе является переход к более удобному и быстрому способу осуществления банковских операций. Онлайн-банкинг, мобильные приложения и электронные кошельки позволяют клиентам проводить все необходимые операции, не покидая дома или офиса. Банки, в свою очередь, получают возможность сократить расходы на обслуживание клиентов и улучшить качество обслуживания. Кроме того, финтех технологии позволяют банкам обрабатывать и анализировать большие объемы данных, что полезно как для внутреннего управления, так и для предоставления услуг клиентам. Например, системы искусственного интеллекта способны быстро обрабатывать заявки на кредит и определить кредитоспособность заемщика. Аналитические системы помогают банкам более точно оценивать риски и принимать правильные решения. Еще одной тенденцией в развитии финтеха в банковском секторе является разработка и внедрение новых продуктов и услуг, отвечающих потребностям современных клиентов. Например, банки начинают предлагать услуги по управлению финансами с помощью мобильных приложений, позволяющих контролировать расходы и планировать бюджет.
Также популярны услуги по переводу денег через интернет и мгновенные платежи. Вместе с тем, финтех технологии представляют собой новый вызов для банков в области безопасности данных и защиты от киберпреступлений. Необходимо разрабатывать и совершенствовать системы, ограничивающие доступ к конфиденциальной информации и обеспечивающие надежную защиту от хакеров и вирусов. Они помогают банкам повышать качество услуг, улучшать процессы и сокращать затраты на операции. Однако для успешной реализации новых проектов необходимо обеспечить безопасность данных и защиту от киберугроз.
Представитель банка отметил, что создание альтернативной платёжной системы "очень большая история, которая требует огромных инвестиций, как финансовых, так и людских", поэтому банки не готовы "начинать стройку века", не до конца понимая элементарные технические вопросы. Вице-президент "Тинькофф" допустил, что участие в проекте альтернативной платёжной системы могут принять и маркетплейсы. Поэтому альтернативная платежная система вполне может быть открытой — подключиться к ней смогут все, кто считает это необходимым: любой банк или не банк. Но, как у любой платёжной системы, у нее должны быть правила, стандарты, которые еще только предстоит разработать", — пояснил Сергей Хромов.
Банкомат разработан при финансовой поддержке Минпромторга России в рамках реализации постановления правительства РФ. Совместная работа ПСБ и БФС позволит обеспечить максимально надежную интеграцию платежных технологий и сервисов с соблюдением всех стандартов безопасности в сети банка, будет способствовать повышению скорости обслуживания клиентов, а также расширению функционала банкоматов. Внедрение разработок отечественных производителей способствует достижению технологического суверенитета и импортонезависимости, что соответствует стратегическим задачам государства. Подписанное сегодня соглашение позволит масштабировать внедрение российских технологий в платежную инфраструктуру ПСБ с соблюдением всех современных стандартов безопасности и даст старт новым проектам в области инновационных платежных инструментов", - отметил председатель ПСБ Петр Фрадков. Безусловно, это важный этап для компании БФС и, на мой взгляд, в целом с точки зрения импортозамещения устройств самообслуживания, которыми ежедневно пользуются миллионы россиян.
Бизнес сообщает, что банки КНР перестали обрабатывать связанные с РФ платежи
"Многие финтех-компании предложили рынку pay-сервисы (Tinkoff Pay, Yandex Pay), некоторые банки активно развивают оплату с помощью платежных стикеров. Между тем внедрение новых технологий в платежной сфере усиливает позиции новых участников платежного рынка, которые зачастую не поднадзорны финансовым регуляторам. Аннотация В статье рассматриваются современные аспекты процесса адаптации банковского сектора российской экономики к внедрению финансовых технологий в бизнес-процессы по расширению банковских услуг. Новые технологии в платежных картах и других способах оплаты, пластиковые карты со сканером отпечатка пальца, меняющийся CVV-код и другое. Ожидается, что первый российский терминал будет поддерживать все современные технологии, включая оплату по лицу, NFC-метки и отображение QR-кода для оплаты по СБП. И заказывать новое оборудование при этом не нужно — все платёжные операции происходят внутри банковского приложения, которое устанавливается на смартфон.
Тренды цифровизации банков 2023
Первые реальные операции с новым платежным средством проведут во втором квартале 2023 года. "Многие финтех-компании предложили рынку pay-сервисы (Tinkoff Pay, Yandex Pay), некоторые банки активно развивают оплату с помощью платежных стикеров. Крупные российские банки обсуждают создание альтернативной платежной системы, первыми шагами к тестированию стал обмен Pay-сервисами. Один из главных трендов банковский финансовых технологий последних лет, который стал особенно актуален в 2022-2023 годах в связи с уходом Visa, Mastercard, Apple Pay и Google Pay из России, — это бесконтактные платежи.
Уральский форум 2021 «Электронный банкинг и платёжные технологии»
При этом участники рынка активно внедряли удобные решения: платежные приложения, карты-наклейки стикеры , QR-коды, специальные таблички для бесконтактной оплаты смартфоном NFC-метки , а также другие инновационные сервисы. Рынок платежных карт показал активный рост, прежде всего за счет карт «Мир», которые замещали карты международных платежных систем. За год количество выпущенных карт «Мир» выросло в 1,6 раза и превысило 287 млн карт. Большое внимание уделялось развитию социальных и транспортных приложений на базе национального платежного инструмента. Число таких проектов увеличилось на 5 и составило 33. Кроме того, запущен проект «Виртуальная социальная карта» для пользователей портала «Госуслуги». Он позволяет льготным категориям граждан оформить виртуальную социальную карту и использовать ее в общественном транспорте в качестве льготного проездного. Значительно выросла популярность Системы быстрых платежей СБП. Граждане оценили удобство оплаты через СБП, в том числе с использованием технологии NFC, и стали чаще пользоваться именно этим безналичным инструментом.
По данным на 1 января 2024 года, через СБП каждый второй житель нашей страны переводил деньги, а каждый третий — оплачивал товары и услуги. За год количество переводов выросло более чем в 2 раза, а операций по оплате товаров и услуг — в 4,5 раза.
Система же, создаваемая в рамках EPI, по их словам, не только позволит снять ряд ограничений, но и "внесет вклад в укрепление единого рынка и европейской цифровой стратегии". Авторы коммюнике призывают другие финансовые учреждения и организации, предоставляющие услуги по осуществлению платежей, присоединиться к их инициативе до конца 2020 года.
К сентябрю их было уже три. С точки зрения технической реализации ЦФА напоминают криптовалюты: они выпускаются по технологии блокчейн с использованием принципа распределенного реестра, что обеспечивает высокую защищенность, прозрачность и надежность транзакций.
Однако в отличие от большинства криптовалют ЦФА обеспечены реальными базовыми активами. Сейчас идет дискуссия, кто будет эмитировать ЦФА. Насколько я понимаю, у ЦБ РФ пока нет финального мнения, они хотят попробовать несколько вариантов и посмотреть, как это будет работать. Как бы то ни было, отечественные компании уже осваивают новую технологию. Это важная веха по внедрению смарт-контрактов и переходу в перспективе к подписанию с их помощью платежей клиентами. И хоть она была отклонена из-за отсутствия четких целей и задач проекта, движение в этом направлении началось… Блокчейн-платформы и смарт-контракты — наше все! Можно однозначно сказать, что самое перспективное направление цифровизации банковской сферы сейчас — это разработка блокчейн-платформ и смарт-контрактов.
С технической точки зрения все готово к их внедрению в деятельность кредитных учреждений. Сейчас тот самый момент, когда создание технологии обогнало продуктовую разработку. Использовать технологию смарт-контрактов можно для удешевления транзакций при закупках товаров, услуг и материалов и повысить прозрачность процесса для надзорных органов. Но чтобы подготовить и поменять законодательную базу под применение технологии смарт-контрактов, необходимо оценить коммерческую составляющую, которая сейчас под вопросом. Кроме того проблема сейчас состоит еще и в ментальности людей, которые работают в организациях. Для большинства из них это очень резкий скачок как от дискового телефона сразу к смартфону.
Рассмотрим поближе несколько отраслевых трендов 2023 года, которые, как мы полагаем, станут магистральными. Инновации вместо «классики» Растущий спрос на обслуживание в цифровых каналах — ключевой стимул для многих банков внедрять технологические инновации и развивать свои продукты. Так, среди 257 руководителей крупнейших банков и финтех-компаний, опрошенных изданием American Banker, не менее трети признались, что в новом году продолжат развивать цифровые платформы для сбора и аналитики клиентских данных, на основе которых можно будет создать персонализированные решения. Тенденция на переход к дистанционному обслуживанию была задана еще в начале пандемии и с тех пор ничуть не ослабла. Напротив, чтобы стимулировать обращение клиентов к цифровым услугам, в 2023 году банки продолжат сворачивать сеть «физических» отделений. В особенности это касается крупных игроков рынка, способных быстро переводить обслуживание на цифровые рельсы. О закрытии офисов, как о неизбежной реальности, мы не раз писали в этом году. Например, в Испании за последние 18 месяцев было свернуто около полутора тысяч филиалов, а в Великобритании за пять лет закрылись почти 5,5 тыс. Россия ничуть не выбивается из этого тренда: один «Сбербанк» в 2022 году закрыл более 800 подразделений. Банковское обслуживание с «личным взаимодействием» еще долго не уйдет в прошлое, но движение началось. Встроенные финансовые услуги Встроенные финансы англ. Примером такой модели могут быть платежные сервисы, встраиваемые в социальные сети, или карточные программы лояльности на сайтах онлайн-магазинов. Банки по-прежнему обладают огромными базами клиентов, которые перестанут переходить к их цифровым конкурентам, если им предложат аналогичные финансовые продукты. Среди всех видов встроенных финансов, вероятно, наиболее скорыми темпами будут развиваться BNPL-сервисы англ. Напомним, что подобные сервисы позволяют оплачивать онлайн-покупки по частям в течение некоторого срока, при этом клиенты не заключают кредитный договор и не платят комиссию.
ЕАЭС сформирует новую платежно-расчетную инфраструктуру на базе цифровых валют
У коммерческих банков появятся новые возможности для предложения продуктов на основе цифрового рубля. Новая форма оплаты может стать важным инструментом и в международных расчетах. В настоящее время не ожидается, что цифровой рубль займет основную долю объема розничных платежей. У него нет очевидных преимуществ с точки зрения удобства повседневного использования, и он не так выгоден для конечных потребителей, как другие платежные средства, поскольку не предполагает начисления процентов, на остаток и, скорее всего, кешбэка. Внедрение цифрового рубля может существенно повлиять на прибыльность основных игроков рынка, поскольку они получают немалый доход за счет высоких межбанковских комиссий и процентных ставок. Банки могут лишиться чистого комиссионного дохода от обработки карточных платежей, а средняя стоимость привлечения остатков может вырасти.
Абсолютный размер сокращения доходов банковского сектора зависит от оборота цифрового рубля и объема остатков на кошельках в ЦБ. По предварительной оценке, на горизонте 3—5 лет после успешного пилотирования и полномасштабного внедрения банки могут терять до 50 млрд руб. В свою очередь, потребители могут остаться без кешбэка, начисляемого за покупки. Ритейлеры же, напротив, извлекут выгоду, поскольку смогут экономить на эквайринге и моментально зачислять средства на счет. Внедрение цифровой валюты также позволит снизить порог для входа в сектор финансовых услуг.
ЦБ планирует представить API для обработки поручений конечных пользователей при использовании цифрового рубля, поэтому на рынке могут появиться новые цифровые игроки. Они будут привлекать пользователей удобным интерфейсом взаимодействия с кошельком цифровых рублей. Таким образом, в базовом сценарии внедрения цифрового рубля затраты на обслуживание платежей снизятся, а главными выгодоприобретателями этой меры станут ритейлеры. Потребителям и финансовым организациям она, напротив, сулит снижение доходов. Наряду с механизмами оплаты по QR-коду это может стать еще одним толчком к созданию партнерств между банками и предприятиями розничной, торговли.
Как различным игрокам улучшить финансовый результат при внедрении цифрового рубля в сфере розничных платежей Чтобы минимизировать потери, банки-эмитенты могут использовать стратегию «защиты» или «атаки». В первом случае они могут заострять внимание клиентов, на таких преимуществах платежей с помощью карт, как кешбэк или проценты на остаток по счету. При этом финансовые организации могут пересмотреть программы лояльности — снизить кешбэк в категориях с меньшим риском перехода на цифровой рубль супермаркеты, рестораны быстрого питания и т. Чтобы осуществлять эту стратегию, необходимо поддержание высокого уровня межбанковских комиссий по картам, но с учетом быстрой популяризации платежей через СБП это представляется маловероятным. Скорее можно ожидать понижения комиссий, поэтому в долгосрочной перспективе такая стратегия малоэффективна.
Указанные меры открывают перед банками широкие возможности для извлечения комиссионного дохода. Целевые социальные выплаты материнский капитал, единоразовые выплаты на детей школьного возраста, Пушкинская карта составили около, 0,6 трлн руб. Что касается специализированных транзакций, один лишь рынок вторичного жилья оценивается более чем в 10 трлн руб. Рынок личного автотранспорта даже с учетом глубокого кризиса отрасли в 2022 г. Объем страховых выплат за 2021 г.
Потенциальный рынок специализированной валюты не ограничивается данными категориями и может быть еще больше. Более того, новая цифровая валюта может занять важную роль в сфере корпоративных расчетов, где объемы платежей несоразмерно выше. Так, банковский сектор имеет возможность не только восполнить потери доходов, от обработки карточных платежей и оттока дешевых пассивов, но и увеличить базу комиссионного дохода. С учетом перераспределения доходной базы от обработки платежей банки, сумевшие первыми внедрить активную стратегию адаптации к платежам через ЦВЦБ, останутся в выигрыше от внедрения нового способа расчетов. В свою очередь, пассивная стратегия не позволит возместить потенциальные потери доходов.
Выбор подходящей стратегии напоминает «дилемму заключенного»: если никто, из банков не пойдет в «атаку», то внедрение цифрового рубля затянется и банки будут нести убытки сравнительно медленно. Если же появится один лидер, то он получит непропорционально высокий доход, а другие банки понесут потери. А если стратегию «атаки» выберут многие организации, то динамика финансового результата будет зависеть от возможности заместить выпавший доход новым. В отличие от банков, ритейлеры в любом случае выиграют, если начнут «атаку» на межбанковские комиссии. Для этого подойдет как инфраструктура цифрового рубля, так, и существующая инфраструктура.
Но поскольку важнейшая задача ритейлеров — наращивать выручку, им лучше выстраивать клиентские сервисы, создающие добавленную стоимость. Например, это «бесшовная» рассрочка, в частности в офлайн-канале, бесплатная доставка и т. Общий выигрыш для ритейлеров может составить не менее 80 млрд руб. Международный опыт показывает, что снижение стоимости эквайринга приводит, не к снижению цен, а к росту прибыли ритейлеров. Например, Еврокомиссия приводит такие данные: когда в 2007 г.
Однако и эти попытки встречают сопротивление. Несмотря на сложности, Алексей надеется на улучшение ситуации, если «ВТБ Шанхай» усилит свой штат сотрудников.
О том, что в данной ситуации важна индивидуализация клиентского опыта, заявил Максим Налютин, директор департамента консалтинга Deloitte. Именно в этом он видит основное развитие банковских и платёжных сервисов. Какова глобальная повестка платёжного регулирования? Руководитель аналитического отдела Ассоциации ФинТех Никита Ломов указал на созвучие трендов мирового и российского рынков: падение маржинальности платежного бизнеса; курс на «встроенные финансы»; усиление бигтехов и иных международных игроков; монополизация рынка крупными банками и их экосистемами. По его мнению, важнейшими темами для платежей являются открытый банкинг, платёжные API, цифровые валюты центральных банков и системы быстрых платежей. Более подробно рассматривая систему мгновенных платежей, Никита Ломов отметил, что ключевыми аспектами её развития в мире являются кросс-граничные платежи, модульная инфраструктура и Request-to-Pay.
Можно выделить ряд ключевых трендов цифровизации, которым следуют банки. То есть, банки стараются не только предоставить клиенту статичный инструментарий в Личном кабинете, но также оперативно в том числе во «внебанковские» часы дать необходимые консультации и пояснения, причем на достаточно высоком уровне качества — как если бы они были предоставлены специалистом в офисе.
В результате клиент более уверенно и активно приобретает различные финансовые продукты. Современные клиенты имеют возможность быстро сравнивать условия по финансовым решениям с помощью различных онлайн-сервисов. Наиболее конкурентным будет тот поставщик, который быстрее других сможет предложить практический механизм заключения сделки, интересующей клиента, через интернет. Цифровизация — главный драйвер совершенствования методик решения подобных задач. Обоснованная персонализация предложений Кредитные организации анализируют потребительское поведение пользователей и другую информацию, чтобы на основе полученных данных предлагать каждой группе клиентов наиболее актуальные и востребованные финансовые продукты. В этих целях задействуются цифровые решения, позволяющие получать различные статистические данные, сведения от партнерских сервисов платформ для размещения контекстной рекламы, платежных агрегаторов и других. Инновационные платежные механизмы Помимо «классических» инструментов оплаты активно развиваются инновационные платежные механизмы, более выгодные для клиентов и устойчивые к внешним факторам. Так, по мере расширения функционала и доступных видов платежей, популярность оплаты через СБП растет с каждым кварталом.
Технологическая автономность платформы относительно зарубежных платежных решений также добавляет СБП привлекательности — как для банков, так и для клиентов. Решение «Взаимодействие с СБП» от «Диасофт» помогает банкам создать процессинговую экосистему для подключения к Системе быстрых платежей и предоставлять клиентам сервисы оперативного и безопасного перевода средств. Инвестирование в безопасность Банковское законодательство накладывает на кредитные организации все больше обязательств, связанных с обеспечением защищенности доступа к инструментарию для совершения клиентами юридически значимых действий.