Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской.
Масленица в вопросах и ответах: откуда появился праздник и как его отмечать?
А Масленичная неделя начинается с 11 марта. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. Однако некоторые обряды Масленица позаимствовала у Власьева дня — коровьего праздника.
Масленица древний праздник наших предков!
Постарайтесь найти время и расскажите детям про масленицу: о том, почему праздник так называется; почему масленица отмечается всегда разного числа; про то, зачем сжигают чучело и, конечно, про знаменитые масленичные блины. расскажите детям о масленице. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Согласно церковной традиции, Масленая неделя еще называется Сырной седмицей, причем сырной ее именуют потому, что вкушать мясную пищу уже нельзя – допустимы лишь молочные продукты, молоко, яйца и рыба. Один из древнейших славянских праздников – Масленица – в 2023 году будет отмечаться в России с 20 по 26 февраля. Почему праздник Масленицы имеет такое название, никому точно неизвестно.
Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ
По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника.
Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны.
Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни.
Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре. Пепел чучела закапывали на полях, чтобы там вырос хороший урожай. Со временем традиции потеряли языческое значение, хоть и сохранились до наших времен.
В старину это божество называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника.
Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве.
В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево.
У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень... Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья. Владимир Пропп, «Русские аграрные праздники» Со временем куклы стали делать из злаков — «предела желаний и стремлений» землепашца. Земледельческие праздники проходили в период посевной и первичного роста сельскохозяйственных культур.
В другое время славяне словно забывали о божестве растений, в отличие от древних египтян и греков, которые чествовали земледельческих богов наравне с остальными обитателями пантеонов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что изначально Масленица отмечалась в районе 22 марта — дня весеннего равноденствия. В марте начинался и новый год по славянскому календарю. По другой версии, праздник приходился на 24 февраля, когда чествовали «скотьего бога» Велеса.
Родственники договаривались о совместном праздничном застолье, обговаривали список гостей и так далее. К вечеру начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Мужчины плели соломенное чучело, насаживали его на кол и возили в телеге по улицам. Во вторник начинались смотрины. Родители подбирали детям достойные партии именно на Масленицу, так как считалось, что тогда свадьба выпадет на первое воскресенье Пасхи — Красную горку. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! В последний день Узкой Масленицы тёща пекла зятю блины, которые он был обязан съесть. Таким образом теща демонстрировала одобрение выбора её дочери. Наступлением Разгуляя открывался этап Широкой Масленицы. Прекращались все хозяйственные работы, люди выходили на улицы танцевать и петь песни. Народ устраивал кулачные бои, катания на конях и другие соревнования. Но главным развлечением был штурм снежного городка. Его строили на протяжении первых трёх дней недели. Мужчины и юноши разбивались на две команды: защитников и нападавших. Захватчики атаковали верхом на конях. Игра заканчивалась, когда город полностью разрушался. В пятницу тёща наносила зятю ответный визит, прихватив c собой подруг. Мужчина должен был угодить всем гостьям, всяко показывая свое уважение. Пока муж развлекал гостей, невестка пекла блины и готовила разные угощения. Изображение: free-images.
Масленица: история, обряды и обычаи
В православии Масленицу стали называть сырной, или мясопустной, неделей: в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо и рыбу, но можно сыр, сметану, масло. Четверг называется «Разгул», так как с этого дня начиналась Широкая Масленица. Последний, седьмой день Масленицы стали называть Прощеным воскресеньем. Последний, седьмой день Масленицы стали называть Прощеным воскресеньем. Почему праздник Масленицы имеет такое название, никому точно неизвестно.
Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Соколовой "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов" М. Подобный взгляд на Масленицу никак не обосновывается, а напротив, выступает в качестве аксиомы. Неудивительно, что при таком подходе самым важным элементом Масленицы автору кажется именно соломенное чучело, якобы замещающее древнее божество. Но видеть в Масленице языческий праздник мешают две веские причины: 1. В исторических источниках отсутствуют всякие упоминания о таком языческом празднике. Церковь не проявляла в связи с Масленицей никакого беспокойства. Возникает вопрос: а существовал ли такой праздник в русском средневековье, не говоря уж о временах дохристианской Руси? Похоже, что нет.
Характерно, что в научных трудах этот вопрос обычно обходится вниманием. Древность праздника не обосновывается, а постулируется, и далее авторы сразу же сосредотачиваются на материалах XIX—XX вв. Скорее всего, Масленица появилась у русских под влиянием западного карнавала. Известно, что ещё при царе Алексее Михайловиче цар. При его сыне — Петре I — курс на внедрения западных новшеств в российскую жизнь был продолжен. Отразилось это и на масленичных гуляниях, которые в Петербурге волею первого русского императора стали превращаться в маскарады. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869 В 1722 г.
На Масленой неделе Москва увидела невиданную процессию из разнообразных морских судов, водружённых на сани, запряжённые помимо лошадей и другими животными, например свиньями или медведями. Завершилось это грандиозное празднество через несколько дней, в воскресенье, пиршеством и фейерверком. Почему это важно? Да потому, что позднее этнографы, описывая Масленицу на русском севере и в Сибири, не раз упоминали нечто весьма похожее — в частности, как на Масленой неделе возят либо настоящие суда где лодку, а где и целый корабль , либо некоторые конструкции, которые называются кораблями. То же самое было и во Владимире в первой половине XIX в. Удивительно, но, даже зная об этих аналогиях, та же Соколова не обсуждала возможность выведения Масленицы из карнавала, предпочитая увидеть в лодке отражение древней погребальной ладьи! А между тем мысли о тесном родстве Масленицы и карнавала высказывались ещё в XIX в.
Пятница — "тещины вечера". Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. Зятья приглашали в гости своих тещ — угощали их блинами.
Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомку", то есть в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Так что зятья тоже могли приглашаться на блины к теще.
Но если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" приглашали на блины. Суббота — "золовкины посиделки". В этот день молодая невестка приглашала своих родных к себе.
Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала своих подруг-девиц, если золовки были замужем, то звала замужних подруг или родственниц. Невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом собраться и посудачить.
В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодые, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться "миру" — собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы.
Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: "давай, давай! Воскресение — "прощеное воскресенье", а также "проводы, целовник". В этот день принято просить прощение у всех близких, обиженных за причиненное зло, за какие-то свои проступки.
И простить про себя с чистым сердцем их же за такие же действия, которые случайно или умышленно были причинены. Это очень светлый и красивый день перед началом Великого поста. В 2018 году Великий пост начинается с 19 февраля.
После этого можно приниматься за песни и пляски, таким образом провожая пышную Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело — главную героиню праздника Масленица, олицетворяющее уходящую зиму. Чучело устанавливают в центре огромного костра и прощаются с ним шутками, песнями, танцами.
Первые карнавалы начали проводить в Италии венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским , затем во Франции и в других странах. До начала XVI в. Церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях.
При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов масленичные торжества проходят очень скромно — в отличие от католических стран. Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы.
В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост.
Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде.
В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки.
В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы.
Скоро Пасха… Масленица — время просить прощения и готовиться к посту Протоиерей Анатолий Малинин Масленица так называется потому, что в этот период времени, то есть в течение недели перед Великим постом , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресение. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам.
Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином.
И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям.
Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях.
Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде.
Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться. Время Великого поста — это время покаяния и молитвы.
Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству.
В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф. Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс.
Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».
При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора.
В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилась глубоко-покаянная проповедь патриархом.
Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных.
А еще в первый день масленичной недели заготавливалось соломенное чучело Масленицы. Вторник назывался «заигрыш» — в этот день проходили смотрины невест. Юноши и девушки катались с горок и присматривались друг к другу, чтобы после Пасхи пожениться, — поделилась Светлана Клименко. Дальше уже начиналась широкая Масленица. В четверг проводились различные уличные игры, в пятницу с ответным визитом к зятю в гости приходила уже сама теща, в субботу проходили золовкины посиделки, когда сестры мужа навещали невестку, и заканчивалась неделю прощеным воскресеньем — днем, в который все просили друг у друга прощения.
И самым главным обрядом Масленицы, конечно, остаются ее проводы. В большинстве регионов Северной и Центральной Руси, по словам Светланы Клименко, принято прощаться через сжигание. В южных регионах есть еще традиция захоранивать Масленицу, устраивать ей полноценные похороны и закапывать в каком-нибудь ящике прямо в поле, чтобы оно потом принесло много плодов в следующем году, — рассказала эксперт. Идея была именно в смерти и воскрешении земли». Традиция отмечать Масленицу хоть и потеряла свой основной смысл, но тем не менее сохранилась до наших дней вместе со многими ее обрядами. Так, народные гуляния и сожжение чучела проводятся в Северной столице каждый год. Секрет многовековой традиции По словам старшего научного сотрудника Социологического института РАН Марии Мацкевич, главный секрет этого праздника состоит в том, что каждое последующее поколение продолжало непрерывно воспроизводить эти ритуалы, поэтому многие до сих пор продолжают отмечать Масленицу.
Масленица — это не повод для раскола, а наоборот, причина для объединения. Это семейный и дружеский праздник, исключительно объединяющий символ, который не несет в себе потенциала раскола, — прокомментировала она.
Новости страны Северной
Это лишь одна из бесконечных вариаций. А еще чаще мы повторяем в любое время года, по разным поводам и чаще с иронией: "Не жизнь, а Масленица". Золотой век За фольклором следует и высокая литература. У Пушкина, который тоже всегда на Масленицу отдавал должное блинам, о семействе Лариных сказано так: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины. Сразу понятно, что семья гостеприимная, верная седым устоям. Вот и сказано это слово - главное в масленице. Скорее всего, в прежние годы их связывали с языческим культом солнца. Их славяне ели, вероятно, и полторы тысячи лет назад. Что еще осталось от тех пор?
Блины остались неизменными, это точно. А у Гоголя? Сам он вряд ли был истинным чревоугодником, тут необходим особый, редкий обжорный атлетизм, но уж поэзию застолья понимал. Достаточно вспомнить один отрывок из "Мертвых душ", раблезианский на русский лад: "Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и нивесть чего не было...
Все недели перед праздником Пасхи, Воскресения Христова, являются предуготовительными, то есть готовят нас к Пасхе.
Сырная Мясопустная неделя, или Масленица, как ее называют в народе, в свою очередь готовит нас к самому посту. В эту седмицу верующие уже начинают воздерживаться от мясной пищи — получается, что пост вступает в свои права вот так мягко, постепенно. Это для нашей жизни очень полезно. Конечно, не только с гастрономической точки зрения, но и с духовной — любой подвиг нужно брать на себя с должным разумением. Как называется каждый из дней Масленицы?
У каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. Почти все обычаи, о которых мы расскажем ниже, языческие, они существовали задолго до того, как Русь стала православной страной. Сырная седмица делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье.
Понедельник — Встреча. Вторник — Заигрыши. Среда — Лакомки. Четверг — Разгуляй. Пятница — Тещины вечерки.
Суббота — Золовкины посиделки.
Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий.
Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества.
Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей.
Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту.
Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».
Существует ошибочная теория, что блины у славян ассоциировались с солнцем. На самом деле, блины всегда были поминальным блюдом. На Масленицу принято вспоминать усопших и ходить на кладбище. Поэтому поминальные блины как нельзя кстати соответствуют сущности Масленицы. Первый этап был подготовительный к основным торжествам.
Родители давали детишкам лет десяти блины и отпускали на улицы. Те скакали на кочерге или метле и кричали «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Иногда дети собирали лапти и встречали путников, возвращающихся из городов. Приезжих спрашивали: «Везешь ли Масленицу?
Узкая Масленица — это первые три дня Масленичной недели. В понедельник, вторник и среду народ заготавливал дрова, пёк блины, убирал избы. В четверг все бытовые хлопоты бросались и стартовали гуляния. В этот день наступала Широкая Масленица. Как отмечали Масленицу на Руси?
Узкая Масленица начиналась со встреч сватов. Родственники договаривались о совместном праздничном застолье, обговаривали список гостей и так далее. К вечеру начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Мужчины плели соломенное чучело, насаживали его на кол и возили в телеге по улицам.
Во вторник начинались смотрины.
Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ
Иногда дети собирали лапти и встречали путников, возвращающихся из городов. Приезжих спрашивали: «Везешь ли Масленицу? Узкая Масленица — это первые три дня Масленичной недели. В понедельник, вторник и среду народ заготавливал дрова, пёк блины, убирал избы. В четверг все бытовые хлопоты бросались и стартовали гуляния. В этот день наступала Широкая Масленица. Как отмечали Масленицу на Руси? Узкая Масленица начиналась со встреч сватов.
Родственники договаривались о совместном праздничном застолье, обговаривали список гостей и так далее. К вечеру начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Мужчины плели соломенное чучело, насаживали его на кол и возили в телеге по улицам. Во вторник начинались смотрины. Родители подбирали детям достойные партии именно на Масленицу, так как считалось, что тогда свадьба выпадет на первое воскресенье Пасхи — Красную горку. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!
В последний день Узкой Масленицы тёща пекла зятю блины, которые он был обязан съесть. Таким образом теща демонстрировала одобрение выбора её дочери. Наступлением Разгуляя открывался этап Широкой Масленицы. Прекращались все хозяйственные работы, люди выходили на улицы танцевать и петь песни. Народ устраивал кулачные бои, катания на конях и другие соревнования. Но главным развлечением был штурм снежного городка.
В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев. Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем. Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи. В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое. Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда. В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи. Четверг называют широким, разгулом. Это самый разгар гуляний и веселья. Молодежь развлекалась различными играми, а мужчины принимали участие в кулачных боях. Пятница — это тещин вечерок, день, когда молодожены наносили визиты гостям, присутствовавшим на их свадьбе. Обязательно нужно было заехать к теще: если зять ей нравился, она накрывала богатый стол, угощала его блинам, различными лакомствами. Кроме того, именно в этот день родственники молодых парней и девушек могли сговориться о браке. В субботу проводят золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня — в общении с близкими. Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников. Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния.
У Пушкина, который тоже всегда на Масленицу отдавал должное блинам, о семействе Лариных сказано так: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины. Сразу понятно, что семья гостеприимная, верная седым устоям. Вот и сказано это слово - главное в масленице. Скорее всего, в прежние годы их связывали с языческим культом солнца. Их славяне ели, вероятно, и полторы тысячи лет назад. Что еще осталось от тех пор? Блины остались неизменными, это точно. А у Гоголя? Сам он вряд ли был истинным чревоугодником, тут необходим особый, редкий обжорный атлетизм, но уж поэзию застолья понимал. Достаточно вспомнить один отрывок из "Мертвых душ", раблезианский на русский лад: "Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и нивесть чего не было... Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить ему бричку. Настасья Петровна тут же послала Фетинью, приказавши в то же время принести ещё горячих блинов.
Кроме того, масленица исторически сначала встречалась, а в конце недели — провожалась. Масленица была народным празднованием периода подготовки к Великому посту, которое не во всем соответствовало нормам христианского благочестия. Как было отмечено выше, подобное празднование было известно и у других народов хотя на Руси оно отмечалось с особенным размахом. Однако версия о языческом происхождении масленицы не имеет серьезных оснований. Доктор филологических наук А. Мороз говорит об этом следующее: «Как и любое явление, бытующее в народной культуре и вне исключительно церковной традиции, Масленица, естественно, состоит из разных компонентов. Что касается языческого праздника, то нет никаких оснований, ни малейших оснований утверждать, что это собственный языческий праздник, который существовал до принятия Русью христианства и вообще каким-то образом в язычество уходит. Естественно, что здесь есть некоторое переосмысление того, что предлагает Церковь. Соответственно, начало поста, который в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, естественно, что перед началом поста необходимо съесть как можно больше и как можно более сытного, чтобы в течение поста не голодать. Этот механизм, лежащий в основе переосмысления мясопустной недели, конечно, ничего общего с христианством не имеет, но вместе с тем продиктован он, разумеется, христианством. Что касается более древних корней, которые, вероятно, восходят к каким-то ранним, дохристианским обрядам, то здесь можно только гадать, ничего определенного нет.
Первое и важное: когда будет праздник Масленицы
- Как проходила масленичная неделя?
- Масленица: история праздника и его традиции
- Масленица - языческий праздник? | Вестник Кавказа
- Традиции празднования русской Масленицы Lifestyle
- Дни Масленицы в 2024 году
- Масленица - 11 марта. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024
Узнайте больше о масленичных традициях
- Масленица — описание
- Смысл и традиции Масленицы
- История Масленицы
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме