Это обретение стало праздноваться как на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря. Это событие стало праздноваться как второе обретение главы святого Иоанна Предтечи.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
8 марта- 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи | Второе обретение главы Иоанна Предтечи. После того, как честная глава Иоанна Предтечи была найден, император Валент приказал перенести её в Константинополь. |
Оптина пустынь | 8 марта Церковь чтит первое и второе обретение главы святаго Пророка и Предтечи Господня Иоанна. |
Первое и второе обретение главы святаго Пророка и Предтечи Господня Иоанна | Это Собор святого, первое и второе обретение главы, третье обретение, рождество, усекновение главы, зачатие, перенесение десной руки. |
День обретения главы Иоанна Предтечи: что запрещено делать 9 марта | И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем. |
9 марта 2023. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
Проповедь в день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи Епископ Покровский. История честной главы Иоанна Предтечи — на ее счету было три обретения — очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Это Собор святого, первое и второе обретение главы, третье обретение, рождество, усекновение главы, зачатие, перенесение десной руки. Следующая В день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи епископ Мефодий совершил Литургию в Троицком храме Лениногорска. Накануне праздника в честь первого и второго обретения главы святого Иоанна Предтечи, 8 марта, Преосвященнейший епископ Коктебельский Агафон, викарий Феодосийской епархии.
Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи в 2024 году — когда празднуется
- 9 марта 2023. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
- Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
- 9 МАРТА — ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
- 8 марта- 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи
Почему первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи празднуют вместе?
Иноки дали бедняку нести мешок с сосудом и он нес этот груз до тех пор, пока ему не явился Иоанн Креститель и указал ему на то, что он должен сбежать от них вместе с данной ему по Божиему промыслу святыней. Горшечник исполнил волю святого пророка, оставил иноков и отнес честную главу домой, где и хранил ее с почестями. За эту старательность Господь благословил бедняка и тот до конца своей жизни жил безбедно, святил Того, Кому был обязан своим благополучием, был щедр и раздавал милостыни страждущим. Почувствовав приближение смерти, благочестивый гончар передал святую главу, запечатанную в водоносном сосуде, своей сестре.
С того времени святыня переходила из рук в руки богобоязненным христианам до тех пор, пока не попала к иеромонаху Евстафию, который был почитателем арианской ереси. К этому священнику приходили люди и он исцелял их, пользуясь помощью спрятанной им святой главы Иоанна Предтечи. При этом он приписывал благодать себе и таким образом пытался распространять лжеучение Ария.
Но скоро правда вышла наружу, еретик сбежал, закопав святыню в пещере возле Емессы, рассчитывая позже вернуться, достать ее и снова продолжить распространение своего лжеучения. Но случилось не так, как рассчитывал Евстафий — именно эту пещеру для своих молитв выбрали благочестивые монахи, а позже тут образовался монастырь. Прошло много лет.
Однажды Иоанн Креститель явился в видении архимандриту Емесской обители Маркеллу и указал тому место, где находится его глава. По указаниям пророка ее нашли согласно летописям Маркелла 18 февраля 452 года. При этих событиях происходили многие чудесные исцеления больных и немощных.
В этот день христиане празднуют второе обретение честной главы Иоанна Крестителя. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Церковь отмечает в один день- 8 марта 24 февраля по старому стилю. Когда в столице начались волнения, святой сосуд с главой увезли и спрятали в Емесе.
Около 810-820 гг. Емеса подвергалась набегам сарацин и поэтому главу Иоанна Предтечи переправили в Команы Абхазия , место, куда был сослан и скончался Иоанн Златоуст. Главу сокрыли в земле, где она находилась до окончания иконоборческих гонений.
Примерно в 850 году смутные времена окончились.
С тех пор она была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совершал множество исцелений от святой главы, приписывая благодать исцеления своему еретичеству.
Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать, закопав святыню в пещере, близ города Емессы. Впоследствии на этом месте возник монастырь. В 452 г.
Это обретение стало праздноваться как второе. Святая Церковь именует Иоанна Предтечу учителем покаяния. На первый взгляд может показаться непонятным — неужели покаянию нужно учиться?
Но в действительности оказывается, что покаяние — дело далеко не простое. Слово «покаяние» по греч. Но начать такое изменение может лишь тот человек, кто познает, что он не такой, какой должен быть, что он духовно глубоко болен.
Как блудный сын из евангельской притчи человек должен «придти в себя».
С тех пор она была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совершал множество исцелений от святой главы, приписывая благодать исцеления своему еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать, закопав святыню в пещере, близ города Емессы. Впоследствии на этом месте возник монастырь. В 452 г. Это обретение стало праздноваться как второе.
Святая Церковь именует Иоанна Предтечу учителем покаяния. На первый взгляд может показаться непонятным — неужели покаянию нужно учиться? Но в действительности оказывается, что покаяние — дело далеко не простое. Слово «покаяние» по греч. Но начать такое изменение может лишь тот человек, кто познает, что он не такой, какой должен быть, что он духовно глубоко болен. Как блудный сын из евангельской притчи человек должен «придти в себя».
Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. В период иконоборчества главу прятали до времени возобновления почитания святых икон. В последние времена Византии, незадолго до падения Константинополя, город грабят крестоносцы и, сейчас можно даже порадоваться тому, что крестоносцы оказались здесь раньше иноверцев — хотя бы часть христианских святынь уцелела до наших времен.
Именно так в одних развалинах одного дворца каноник Валлон де Сартон находит блюдо, на котором под стеклом— лицевая часть головы. Над бровью — отверстие. На блюде надпись, что эта глава — Иоанна Крестителя, а отверстие — от кинжального удара Иродиады по отрубленной голове. Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена, Франция.
Обретение главы Иоанна Предтечи: история праздника 9 марта, что нельзя делать
Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Читайте также — Обретение главы Иоанна Предтечи: нотка горечи среди общей сладости Поскольку вы здесь...
Дочь знаменитого театрального режиссёра, Ирина Всеволодовна с юных лет шла по стопам отца.
К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт. Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой. Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча.
Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней. Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия.
Через много лет это поместье перешло во владение некоего знатного вельможи Иннокентия. Он начал строить там церковь, и когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Так были обретены мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского в 1422 году при строительстве каменного храма на месте сожженного ханом Едигеем деревянного.
Таким было второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году в Петербургском Казанском соборе незадолго до его нового открытия. Так обретаются и возвращаются нам сегодня мощи многих святых при восстановлении и строительстве новых монастырей и храмов. Подобает дому Божию быть украшену особым присутствием в нем святых. Второе обретение — как хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их Промысл Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения. В дни равноапостольного царя Константина, когда христианская вера стала процветать, два монаха прибыли в Палестину на поклонение святым местам. Святой Иоанн Предтеча явился каждому из них ночью и открыл место нахождения своей честной главы. Ведомые благодатью, они нашли драгоценную святыню и положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, отправились в обратный путь.
По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести сокровище. Вместо того чтобы со страхом Божиим творить непрестанную молитву, — забыв о полученном даре, они увлеклись праздной беседой. Не зная, что он несет, горшечник продолжал свой путь, но ему явился сам Иоанн Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе со святой ношей. Перед смертью он положил святыню в сосуд и передал своей сестре, наказав ей не открывать его, пока она не получит указание от того, кто сокрыт в нем, что ей делать. Таким образом, голова Предтечи была хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал иеромонах Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его злые дела раскрылись, он был вынужден бежать, предварительно закопав святыню. Где утрата страха Божия и чистоты веры, там поругание святыни внутри Церкви. А где жизнь, исполненная верности Богу и правде его, — там благословение святынями.
И Промысл Божий порою как бы не спешит, ища достойных. В V веке богобоязненному архимандриту Маркеллу, наместнику монастыря, расположенного близ пещеры, где была сокрыта честная глава, явился сам Предтеча с сосудом полным меда. Он отправился по его слову за звездой, которая остановилась у входа в пещеру. Окадив святое место, Маркелл начал копать, и обрел под мраморной плитой святые мощи. Честная глава, поставленная епископом Эмесса в главном храме города, стала источником благословений и различного рода благодеяний для многих приходящих к ней.
По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре.
Оптина пустынь
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи? | Первое и второе обретение главы Предтечи Господня совершились следующим образом. |
Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Память 24 февраля. | После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. |
8 марта- 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи (Галина Николаевна Николаева) / Проза.ру | Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. |
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи?
8 марта 2024 года Православная Церковь празднует первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 9 Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Так произошло Первое обретение главы.
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
О дальнейшей судьбе главы Иоанна Предтечи сообщают византийские сказания. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Честная глава Предтечи оставалась сокрытой в пещере до тех пор, пока не появился благочестивый Маркелл, человек Божий. 9 марта Христова Церковь празднует первое и второе обретение честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Первое (IV) и второе (452) обретение главы Совершается служба с полиелеем Иоанна Предтечи.
Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах близ Сухуми , городе, в котором некогда преставился свт. Иоанн Златоуст. После утверждения православия на Константинопольском соборе 842 честную главу около 850 года возвратили в византийскую столицу.
Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы святого Иоанна Крестителя. Глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала была положена в царских палатах, а потом часть ее хранилась в Студийском Предтеченском монастыре. В этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 году.
А в алтаре молился Игорь Александрович - благотворитель и друг о. В конце службы, в своем слове о. Георгий назвал этот праздник семейным и настоящим, а всех пришедших - своими друзьями. И попросил диакона о.
Тогда я, бежал искать потерявшееся животное. Но и она, не понимая где находится, не понимает в какую сторону ей бежать, и громко звала спасителя на помощь.
И мы так же, во время Великого поста, будем искать своего Спасителя, будем звать Его на помощь. Господь искал его, а тот спрятался, потому что побоялся. Будем обращаться к Нему, звать Его в молитвах. В день нашего пострига, когда нам вручили четки, научили по ним молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Так же как овца, потерявшая своего пастыря, отошла от стада, так же будем горячо взывать, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради. Накануне в монастыре отец Василий возглавил Вечернее богослужение с Полиелеем.
Почему первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи празднуют вместе? Почему их празднуют вместе, отдельно от третьего? Честная глава пророка была сокрыта в глиняном сосуде на Елеонской горе.
9 марта – день Первого и Второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Но никто не знал, что в этой пещере обретается честная глава Предтечи. Лишь только после долгого времени архимандрит этой Емесской обители Маркелл, муж исполненный добродетели, открыл ее, о чем он сам повествует так: Благословен Бог Иисус Христос! Он сподобил меня, раба Своего Маркелла, узреть видение во время сна ночного. Сие было 18 февраля в средопостную седмицу7 святой и великой четыредесятницы.
Я видел - все врата нашей обители открыты. Меня объял ужас, и я захотел выйти, чтобы закрыть ворота. Но в сие время я увидел, как чрез ворота обители вливается река.
Я удивился и подумал, откуда такая сильная вода. Размышляя о сем, я вдруг услышал голос многих чинов, которые с шумом шествовали по воде к нам с востока. Все они - каждый на своем особом языке - возглашали: "Се является святой Иоанн, Креститель Христов".
С такими возгласами они вошли в монастырь. Я же, объятый страхом, уже забыл и думать о воде; оставив ворота, я вошел на верх лестницы. Стоя на ней, я - казалось мне - видел два двора в обители: один был к западу, другой - к югу; посреди них стояла великая церковь.
Каждый чин, входя на западный двор, направлялся к церкви; поклонившись здесь, он выходил чрез южную дверь. Когда шествие чинов прекратилось, я снова услышал глас других, которые взывали: "Се святой великий Иоанн Креститель". Взглянув, я увидел его в церкви.
С ним было два мужа, которые стояли по сторонам его. В сие время чины стали подходить к святому Иоанну и принимать от него благословение. И я задумал приступить к Крестителю и получить от него благословение.
Со страхом и трепетом я последним вошел чрез особые двери, совершил земной поклон пред Крестителем и прикоснулся к его ногам. Он же, повелев встать, с любовью обнял меня, касаясь моего лица, взял сосуд, наполненный медом, и подал его мне со словами: "Приими благословение! Когда я пошел было вслед за ним, я заметил огненный столп, предшествующий святому.
В ужасе от такого видения я проснулся. Когда наступил следующий вечер, я повелел братии петь стихи псалмов, положенные в обычном правиле. Во время сего пения, один брат по имени Исаакий, взглянув вверх, увидел чрез окно, что в пещерной церкви, где была скрыта честная глава святого Иоанна, горит огонь.
Видя сие, он воскликнул: "Отче! После этого прошло пять дней. Ночью на шестой день, когда я заснул, то некая рука трижды толкнула меня в правый бок и раздался голос: "Вот, я дарован вам; восстав, следуй за звездою, которая пойдет пред тобою, раскопай то место, куда она приведет тебя, и обрящешь меня".
С трепетом и страхом я восстал от сна, сел на своем одре и - вижу: пред дверями моей кельи сияет звезда. Ужаснулся я, но, сотворив крестное знамение, я вышел; звезда шла предо мною; следуя за ней, я вошел в пещеру; когда я дошел до места, где находилась честная глава Предтечи, звезда вдруг стала невидима. Я упал на землю и воздал хвалу Господу.
После долгой молитвы я возжег свечу, воскурил фимиам и начал копать, призывая имя Господне. Когда я копал, был слышен великий шум и стук, земля же была тверда, словно медь. Долго я трудился; наконец я нашел кирпичи; отняв их я увидел каменную доску; с большим трудом я мог вынуть ее из ямы - и там-то нашел священный сосуд, где почивала честная глава Предтечи: радуясь, но в то же время и ужасаясь, я взял свечу и фимиам, дерзнул взять сосуд, поклонился и, закрыв его снова, вышел из пещеры.
В дверях меня встретил архимандрит Геннадий, пришедший в нашу обитель. Он ввел меня в пещеру и, сотворив молитву, начал рассказывать мне о своем видении. Здесь было множество ячменного хлеба, который был чище и светлее солнца.
В пещеру входило множество народа, который воспринимал из наших рук этот хлеб. Однако количество его не только не умалилось, но наоборот, все возрастало". Сие поведал мне Геннадий.
Тогда я уразумел, что сие видение было ему от Бога, и что оно обозначало неоскудеваемую благодать Крестителя Христова, которая изобильно будет подаваться всем на том месте. Посему и я рассказал ему о своем видении и показал бесценное сокровище, обретенное мною. Увидев сие, он возрадовался и мы стали совещаться, как нам лучше поступить.
Я посоветовал сначала о сем никому не говорить, даже главному пастырю церкви - Емесскому епископу Уратию, но прежде всего известить о сем блаженного старца Стефана, который, пребывая в Даромийском монастыре, подвизался постническим подвигом.
Сие поведал мне Геннадий. Тогда я уразумел, что сие видение было ему от Бога, и что оно обозначало неоскудеваемую благодать Крестителя Христова, которая изобильно будет подаваться всем на том месте. Посему и я рассказал ему о своем видении и показал бесценное сокровище, обретенное мною. Увидев сие, он возрадовался и мы стали совещаться, как нам лучше поступить. Я посоветовал сначала о сем никому не говорить, даже главному пастырю церкви - Емесскому епископу Уратию, но прежде всего известить о сем блаженного старца Стефана, который, пребывая в Даромийском монастыре, подвизался постническим подвигом.
Он же должен сообщить о сем и епископу, с которым был в большой дружбе. Но, придя в Даромийский монастырь, мы не застали там Стефана, который отправился обозревать другие свои монастыри. Тогда мы послали за диаконом Кириаком, который занимал первое место в соборном храме того города. Пришедши к нам, Кириак приветствовал нас во Христе и рассказал нам о своем видении. Оно было во всем подобно тому, какое видел Геннадий. Тогда мы рассказали ему нашу тайну.
Оба они, Геннадий и Кириак, стали говорить, что о сем следует сказать епископу, но я стал дожидаться возвращения Стефана. Уже прошло 5 дней. На шестой - то была суббота - мы вместе все сидели и беседовали. Вдруг я упал на колена: какая-то болезнь внезапно поразила меня. Я даже не мог ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа.
Окончив молитву, они сказали мне: "Не говорили ли мы тебе, что надо было рассказать епископу о тайне? Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали: - Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца. Я же отвечал им: - Хорошо решение ваше; пусть будет так, как вы сказали. В то самое время, как я согласился с ними, я почувствовал себя совершенно здоровым: болезнь моя прошла. На утро мы все вместе отправились в город и нашли епископа в то самое время, когда он выходил из церкви после утрени, и рассказали ему все об обретении честной главы Крестителя Христова Иоанна. Епископ сильно возрадовался при таком известии.
Однако он запретил нам пока рассказывать другим о сем и приказал нам возвратиться в нашу обитель. Утром же он и сам пришел туда с пресвитерами и диаконами. Совершив соборно божественную литургию, он приступил к тому месту, где находился сосуд с честною главою. Когда диакон возгласил: "преклоним колена, Господу помолимся", все пали ниц. Епископ Ураний в сие время возносил молитву; окончив ее, он взял сосуд с честною главою и вынес его из земли. Один из пресвитеров, бывших с епископом, по имени Малх не верил сему, говоря: "Откуда здесь могла появиться глава Предтечи?
Вдруг за его неверие рука его иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ со всеми предстоящими стал прилежно возносить молитву Богу. Тогда Малх едва с большим трудом мог отнять руку от сосуда, но сам остался больным. Ураний со всем церковным причтом взял священный сосуд с лежащим в нем сокровищем, перенес его в святую церковь и положил в алтаре в диаконнике. Здесь сия святыня хранилась до тех пор, пока не был выстроен в Емесе в честь Предтечи Христова особый храм, благолепно украшенный.
Незадолго до перенесения святой главы в этот храм, Иоанн Креститель явился в видении не веровавшему пресвитеру Малху и повелел ему, при перенесении главы, рукой коснуться священного сосуда. Пресвитер, поступив так, получил исцеление". Этим оканчивается повествование блаженного Маркелла. Другой писатель, святой Симеон Метафраст, в житии преподобной Матроны повествует еще следующее об обретении честной главы Предтечи. Не один раз видел он это: в течение многих дней огонь непрестанно исходил из земли. В воскресный день, именно в тот, когда Маркелл вместе с Геннадием и Кириаком прибыли к епископу, этот человек также приехал в город Емесу и рассказал епископу Уранию о чудесном огне.
Иоанн Предтеча в пустыне. Я и сам сознал тогда, что нехорошо поступил, не рассказав епископу о такой тайне, о которой следовало поведать ради славы Божией; а между тем болезнь моя не проходила. Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали: - Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца. Я же отвечал им: - Хорошо решение ваше; пусть будет так, как вы сказали. В то самое время, как я согласился с ними, я почувствовал себя совершенно здоровым: болезнь моя прошла. На утро мы все вместе отправились в город и нашли епископа в то самое время, когда он выходил из церкви после утрени, и рассказали ему все об обретении честной главы Крестителя Христова Иоанна. Епископ сильно возрадовался при таком известии. Однако он запретил нам пока рассказывать другим о сем и приказал нам возвратиться в нашу обитель.
Утром же он и сам пришел туда с пресвитерами и диаконами. Совершив соборне божественную литургию, он приступил к тому месту, где находился сосуд с честною главою. Когда диакон возгласил: "преклоним колена, Господу помолимся", все пали ниц. Епископ Ураний в сие время возносил молитву; окончив ее, он взял сосуд с честною главою и вынес его из земли. Один из пресвитеров, бывших с епископом, по имени Малх не верил сему, говоря: "Откуда здесь могла появиться глава Предтечи? Вдруг за его неверие рука его иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ со всеми предстоящими стал прилежно возносить молитву Богу.
Тогда Малх едва с большим трудом мог отнять руку от сосуда, но сам остался больным. Ураний со всем церковным причтом взял священный сосуд с лежащим в нем сокровищем, перенес его в святую церковь и положил в алтаре в диаконнике8. Здесь сия святыня хранилась до тех пор, пока не был выстроен в Емесе в честь Предтечи Христова особый храм, благолепно украшенный9.
Если с Предтечей так поступили, то что ожидать нам грешным? Справедливость на земле несовершенна, как и весь земной мир, поврежденный грехом. У человека ум так извращен, что он ищет справедливости только по отношению к себе, и только когда это ему выгодно.
Вот, если я что-то заслужил, то ты меня вознагради, а если я чем провинился, то справедливости не нужно, ты меня прости. А к другому человеку наоборот: если он чем провинился, я ему обязательно отомщу, а если он что сделал нормально, то и слава Богу, и благодарить даже необязательно. Такое у нас понятие о справедливости, а это, если разобраться, есть самое настоящее извращение. Закон Божий говорит, что все получат воздаяние по делам своим. Но надо иметь ввиду, что часть получают здесь, на земле, а часть после смерти, и эти части могут быть разными. Можно большую часть получить здесь, а там меньшую, или наоборот, большую здесь, а меньшую — там.
Рано или поздно каждый своё получит, это гарантировано Законом Божиим. Однако за покаяние Бог может нарушить закон справедливости и простить кающегося грешника. Покаяние совершает чудо, оно отменяет закон справедливости и включает закон милости. А что такое покаяние? Покаяние в широком смысле означает изменение. А конкретно церковное покаяние состоит из трех главных частей: осознания своих грехов, Таинства исповеди и изменения своей жизни к лучшему.
Когда мы вспоминаем и пишем свои грехи на листок, мы осознаём их. Перед священником мы их исповедуем. А вот на последнее, на изменение своей жизни, мы обычно мало обращаем внимания, а это очень важно: хоть маленькое, микроскопическое изменение к лучшему должно в нас происходить. Мы должны бороться со злом в своём сердце. Наиболее частое зло, которое нас посещает, это раздражение. В повседневной жизни нас раздражают все: начиная от голубей, которые гадят на подоконник, и до самых близких людей — родственников.
Первое и второе Обретения, Главы Иоанна Предтечи
Третье обретение честной главы Иоанна Предтечи. | 8 марта 2024 года Православная Церковь празднует первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. |
СЕГОДНЯ ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ | Первое и второе обретение честной главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. |
Усекновение главы Иоанна Предтечи | 8 марта Церковь чтит первое и второе обретение главы святаго Пророка и Предтечи Господня Иоанна. |
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи | Сегодня мы празднуем первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи. |
Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи | Это обретение стало праздноваться как на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря. |
Церковь празднует Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи
- Усекновение главы Иоанна Предтечи
- Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
- Первое обретение главы Иоанна Предтечи
- Обретение главы Иоанна Предтечи: история праздника 9 марта, что нельзя делать | Известия | Дзен
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Затем проповедовал еврейскому народу. По приказу иудейской царицы Иродиады его обезглавили. Тело пророка погребли в Севастии. Его голову царица тайно поместила в кувшин и закопала на Елеонской горе. Через много лет поместье на той горе отошло чиновнику-христианину Иннокентию. Он решил построить там церковь. При заложении фундамента голова Иоанна Предтечи была найдена впервые. При жизни Иннокентий бережно хранил найденную реликвию. Он опасался, что она может попасть к иноверцам. Незадолго до смерти Иннокентий вернул святыню на прежнее место, в свою церковь, которая впоследствии разрушилась.
Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения.
Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г.
Это обретение стало праздноваться как второе.
После его смерти церковь пришла в запустение и разрушилась. Во время правления Константина Великого двум инокам явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. С тех пор эта святыня была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник-арианин Евстафий.
Он совратил в арианство множество больных людей, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.
На дороге он встретился с теми двумя иноками, несшими с собой главу Крестителя; он присоединился к ним и продолжал путь свой вместе с ними. Иноки, найдя себе попутчика, дали ему нести вретище с главой Крестителя.
А он, не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и сказал: "Оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках". Святой потому повелел это, что видел леность и нерадение тех иноков, которые сначала не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести его честную главу, но вверили ее человеку простому, им неизвестному. В то же время святой хотел оказать благодеяние этому бедному человеку и направить его на путь доброй и богоугодной жизни. Этот человек, повинуясь святому, скрылся от иноков, бежал от них и возвратился домой к своей жене, благоговейно неся, как бы некое драгоценнейшее из всех сокровищ земных, честную главу Крестителя.
И Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом его всяким довольством. Скудельник стал жить среди изобилия, забыв о прежних своих несчастиях. Но он не возгордился: он подавал щедрую милостыню нищим и убогим от своего богатства. Памятуя твердо, что он получил все это ради благоговения пред Христовым Предтечею, он всегда почитал его святую главу, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился и старался всю жизнь свою проводить честно и поступать по заповедям Христовым. Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал это сокровище своей сестре.
При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному мужу. Так святая и честная глава Предтечи Христова, переходя долгое время от одного человека к другому, преемственно была хранима среди благочестивых христиан; наконец, она была передана некоему священноиноку Евстафию, жившему недалеко от Емесы в одной пещере; он был заражен ересью Ария и не имел страха Божия. Недужные, приходившие к нему, получали исцеления от чудесной благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал втайне.
Но Евстафий стал, подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину тех чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь. Но жители Емесы, наконец, узнали его зловерие. Князь емесский, посоветовавшись с епископом, приказал изгнать его из пещеры и из пределов той области. Евстафий стал умолять посланных, чтобы они оставили его в пещере на этот день, обещаясь на другое утро уйти. Когда посланные согласились на это, он ночью скрыл сосуд со святой главой глубоко под землей в той пещере; ибо он надеялся по прошествии некоторого времени обратно вернуться, взять это сокровище и, производя чудеса при помощи святой главы Предтечи, снова распространять и утверждать свою ересь.
Но не сбылись надежды еретика. Когда он оставил пещеру, в ней поселились некие благоверные и добродетельные иноки, так что ему нельзя было войти в нее и достать сокровища, оставленного им. Спустя некоторое время на том месте собралась братия, и был основан монастырь. Но никто не знал, что в этой пещере обретается честная глава Предтечи. Лишь только после долгого времени архимандрит этой Емесской обители Маркелл, муж исполненный добродетели, открыл ее, о чем он сам повествует так: Благословен Бог Иисус Христос!
Он сподобил меня, раба Своего Маркелла, узреть видение во время сна ночного. Сие было 18 февраля в средопостную седмицу святой и великой четыредесятницы. Я видел - все врата нашей обители открыты. Меня объял ужас, и я захотел выйти, чтобы закрыть ворота. Но в сие время я увидел, как чрез ворота обители вливается река.
Я удивился и подумал, откуда такая сильная вода. Размышляя о сем, я вдруг услышал голос многих чинов, которые с шумом шествовали по воде к нам с востока. Все они - каждый на своем особом языке - возглашали: "Се является святой Иоанн, Креститель Христов". С такими возгласами они вошли в монастырь. Я же, объятый страхом, уже забыл и думать о воде; оставив ворота, я вошел на верх лестницы.
Стоя на ней, я - казалось мне - видел два двора в обители: один был к западу, другой - к югу; посреди них стояла великая церковь. Каждый чин, входя на западный двор, направлялся к церкви; поклонившись здесь, он выходил чрез южную дверь. Когда шествие чинов прекратилось, я снова услышал глас других, которые взывали: "Се святой великий Иоанн Креститель". Взглянув, я увидел его в церкви.