Новости переносное жилище некоторых народов севера

Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице.

Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!

Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем.

Яранги и дома коренных народов Камчатки

ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.

Переносное жилище у некоторых сибирских народов

Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру. Снятие внешнего нюка ея. Ямал, 2017 Чум — главный признак жизни в тундре. Лаконичный силуэт чума органично вписывается в окружающую среду. Коническая форма для тундры своя, «родная» горы, сопки.

Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» отгадка — чум точно описывает эту особую примету жилища кочевников. Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле. Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть. Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом.

С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач. Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции. Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас.

Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный. На шесте сымзы держится надочажное устройство, по нему в верхнее окно макода си идет дым «из дома в небо». Шест сымзы раньше отмечался семью вырезанными личинами, а в чуме шамана венчался фигурой мифической птицы Минлей.

Священный шест вместе с очагом не разделяет пространство чума на священное и обыденное, а объединяет его, играя роль своего рода позвоночника. Сходство чума с живым организмом вызывают его наружные и внутренние покрышки, сшитые из оленьих шкур каждая из 15-20 , придающие ему облик существа в огромной оленьей шкуре. Подобие усиливается его «живой температурой» — собственным внутренним микроклиматом. Всё и все находящиеся внутри чума называются мяд-тер содержимое чума, обитатели чума.

В этом смысле люди и вещи относятся к одному разряду существ, объединенных общим качеством — местонахождение в чуме. Можно сказать, что чум обладает собственной душой. Центром жилища являлся очаг костер, печь-буржуйка. Если от очага провести линию через си за пределы чума, то она выйдет на священную нарту хэхэ-хан, если линию провести в обратную сторону через нё вход , она укажет на «грязную» нарту сябу.

По старому обычаю, здесь хранятся культовые предметы, некоторые мужские вещи пояс с медвежьими клыками, инструменты , а также светильник обычно керосиновая лампа , часы, радиоприемник. Сегодня в синекуе располагаются телевизоры компьютеры, зарядные устройства для гаджетов. В старину женщинам запрещалось обходить очаг, т. Здесь обрабатывают шкуры и шьют одежду, хранят свои вещи хозяйка и взрослые дочери, сушат дрова для очага.

Здесь же подвешивается детская люлька. Однако, несмотря на разделение чума на си и нё, все его пространство в той или иной степени оказывается женским. Когда оленевод возвращается из тундры, он оставляет верхнюю меховую одежду в нарте, в чуме снимает с себя малицу и меняет уличные кисы на домашние, свернутый пояс с амулетами кладет в изголовье постели, то есть полностью меняет свое обличье, отдаваясь под покровительство женщины и очага. Каждый член семьи в зависимости от возраста и статуса положения занимает определенное спальное место.

Неженатые сыновья размещаются ближе к переднему углу, а незамужние дочери — ближе к двери. Другие брачные пары женатые сыновья, братья или работники с семьями проживают на противоположной половине чума. Обычно в чуме проживают одна-две семьи, каждая из них занимает свою половину. Гостей размещают, придерживаясь той же схемы: мужчины — от середины к священному углу, женщины — от середины к входу.

На день они свертываются в рулон и привязываются к шестам над постелью. Внутреннее убранство чума дополняют низенький стол и ящик для посуды с фарфоровыми или фаянсовыми чашками и блюдцами, ложками и вилками. Обычно они стоят в «перднем углу», а на время трапезы выставляются в центр, к постелям. В переднем углу также хранится посуда металлические баки, ведра, кастрюли , а также стоят телевизор, компьютер, радиоприемник, лежат батарейки и фонарики.

Для вещеоборота в чуме характерно постоянство местонахождения вещей при высокой частоте их сбора и раскладывания при перекочевках.

Сохраняя конструктивную основу яранги оленеводов, летнее жилище оседлых чукчей имело и некоторые отличия. Оно не имело дымового отверстия. В безлесной местности чукчи не устраивали даже очага. Пищу готовили на жировых лампах или в специально устроенных "кухнях" около яранги, где жгли кости морских животных, обливая их жиром. В плаваниях при необходимости укрыться от непогоды под временное жилье использовались байдары. Их вытаскивали на берег, опрокидывали вверх дном и располагались под их укрытием.

Позже А. Лазарев отметил: "Зимних юрт мы у чукчей не видели; летние же делаются книзу довольно круглыми, в диаметре от 2 с половиной до 4 сажен, а кверху выпуклыми, отчего издали походят на стог сена. Нам говорили, что чукчи живут и зимой в сих юртах, чему мы сначала не верили, но нас уверяли, что зимой в них не холодно " Записки о плавании, 1950. В XIX в. Вместо них в зимнее время используются яранги со спальными пологами из шкур оленя. Врангель , проехавший на собаках от м. Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины старых землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них.

Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Отличие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют поэтому значительные размеры" Архив МАЭ. Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. В этой связи коллективное жилище утратило свое значение. В книге З.

Соколовой "Жилище народов Сибири Опыт типологии " дается подробное описание устройства чукотской яранги: " яран. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо соединены парами диагональными перекладинами. Верхние части вертикальных жердей или треног соединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с другом и опирающиеся в стационарном жилище на центральную опорную с перекладиной наверху жердь или на три шеста в виде треноги три шеста, соединенные вершинами. Жерди конического покрытия иногда скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу...

Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном или камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи или дощатой дверью только во время буранов. Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар или родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами в виде прямоугольного ящика , отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром жирники. Пологи привязывают с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. Вдовин, Е.

Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части. В верху, ближе к дымовому отверстию, еще один ряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали мехом наружу шкурами оленей, сшитыми обычно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50 больших оленьих шкур. В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края. Для зимы использовали новые покрытия, для лета - бывшие в употреблении в минувшем году.

Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Пастухи, перегонявшие стадо на нов. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур. Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни. Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах.

Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек.

Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Стойбище Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория" Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее.

При этом во главу угла ставится «желание» оленей, ищущих вкусную еду, а не стремление человека организовать себе достойный быт. Хотя и люди не забывают о себе, стараясь обеспечить своим семьям сносные условия существования. Чум после метели не только устоял на месте, на его «крыше» не задерживается снег. Фото: discoveryamal. Древнейшим домом, который претерпел некоторые изменения является чум, имеющий конусообразную форму, которая лучше всего подходит и для суровых арктических условий ни один снегопад или метель не заставят рухнуть конструкцию под тяжестью снега , и для того, чтобы оленеводы тратили максимально минимальное количество времени и сил на его установку, демонтаж и транспортировку. Занимающиеся рыбным промыслом кочевники, обязательно разобьют стойбище на берегу реки или моря. Фото: dudinka.

При этом стоит отметить, что сам чум не является домом в нашем понимании. Для кочевых народов понятие дома не ограничено конусообразными стенами, покрытыми шкурами животных, берестой эта технология практически утеряна или современным брезентом. Домом они считают всю территорию стойбища на тот момент, когда группа семейств остановилась для ухода за животными, ведения хозяйства или промысла. При этом, если род занятий заключается в охоте или рыболовстве, то и место будет выбрано соответствующее. В холодную пору чум устанавливают поближе к деревьям, а вот летом — на открытой местности, чтобы не заедали комары. В летние месяцы жилища обязательно устанавливают на возвышенности или просто на хорошо продуваемом месте, чтобы меньше досаждали комары, а вот в холодную пору наоборот, это должна быть поляна среди леса, который спасет от ветров. Стоит отметить, места стойбищ мало когда меняют, как правило, они служат не одно десятилетие, что облегчает задачу оленеводам, заранее знающим свой маршрут, который всегда прокладывают так, чтобы он проходил возле поселков, где в магазинах можно прикупить необходимый провиант и вещи.

Из нашего видео можно узнать, во сколько обходится чум оленеводу, и почему некоторые копят на него всю жизнь: 3. Технология сборки чума Для начала выбирается ровное место, устанавливается металлический щит, на него печка, затем укладываются доски напольного покрытия. Ходят легенды, что установкой чума занимаются женщины, они также ответственны за огонь в очаге, так что на их хрупкие плечи ложится и заготовка дров, и доставка воды. Стоит отметить, что в последние годы сильная половина кочующих и даже дети участвует в сборке дома, поэтому этот процесс в хорошую погоду занимает не более получаса на один чум. А вот женщины в перерывах между переездами занимаются подготовкой шкур и шитьем нюков, которыми покрывают остов чумов, создавая надежный барьер между внутренним пространством и суровыми погодными условиями Арктики. После закрепления двух основных опорных шестов, устанавливаются все остальные, а потом они покрываются нюками или брезентом, все зависит от времени года.

Традиционно установкой чума занимаются женщины, хотя сейчас мужчины часто помогают им и тогда сборка чума не занимает больше 30 минут. Коническая форма помогает противостоять метелям и сильным ветрам, а также способствуют тому, чтобы снег скатывался вниз. Первым делом для чума выбирается место, оно должно быть ровное. Зимой присматривают менее продуваемый участок, а летом, наоборот, ищут открытое для ветра место. В центральной части на лист железа устанавливают печку, затем выкладывают доски, которые будут служить полом. Сразу же заносят стол и стелят циновки там, где будут располагаться спальные места. Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.

Как устроен чум у ненцев

ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Для того чтобы существовать в комфортных условиях даже в суровом климате севера Сибири, местные коренные народы изобрели несколько тысячелетий назад особый тип жилища — чум.

«Чумовой» быт. Почему коренные жители Севера не хотят уезжать из тундры

Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.

Чум - традиционное жилище коми-оленеводов

Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей. У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства. На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома.

Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому. Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья. К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом. К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т. Эволюция дома происходит также и путем внутреннего расчленения: создаются новые помещения посредством отгораживания некоторого пространства занавесью, перегородкой и прочим.

Внутреннее расчленение жилища на отдельные части можно наблюдать и у коренных народностей. Расчленение здесь проведено бывает даже мысленными линиями, но оно тем не менее строго соблюдается: различается мужская и женская половина жилья, место для почетных и менее почетных гостей в кибитке казахов, в якутской и бурятской юрте, в урасе тунгусов и др. Эволюция заключается в действительном разгораживании жилья на части и тем самым в усложнении его. Так, в коряцкой землянке, в чукотском шалаше для отдельных семей имеются отдельные помещения — полога. В якутской юрте занавеской отгораживается место для девушки - невесты. Три типа жилища якутов слева направо : русский дом, ураса, земляной дом. У одной и той же народности в Сибири можно встретить наличие нескольких типов жилья.

Это явление стоит в зависимости от хозяйственной жизни. Разнятся между собой: зимнее и летнее жилище; переносное жилище, удобное при перекочевках и передвижениях, и прочное жилое сооружение, воздвигаемое на более длительный срок. Юрта, или кибитка Кибитка — это название укрепилось в разговорном и литературном языке за переносным жилищем казахов и калмыков юртой. Казахи называют её — уй. Остов юрты состоит из низкой цилиндрической стенки, слегка выпуклой снаружи, составленной из нескольких дугообразно выгнутых решеток.

С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб.

В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра. Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог - жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду посредством естественного испарения влаги , а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки.

За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе.

Летом покрытием служила береста, но в современности ненцами принято использовать брезент. Чум, покрытый нюками Как было сказано выше, чаще всего в одном чуме располагались две близкие семьи. Тем не менее ни одни хозяева не могли отказать одинокому заблудившемуся путнику в ночлеге, если тот об этом попросит. Как правило, просить даже не приходилось — в светлое время одинокого путника в белой пустыне было видно издалека. Заметив его, хозяйка готовилась ко встрече. За приют с путника не только ничего не брали, но и бесплатно кормили и поили чаем — любимым напитком ненцев. Сейчас, с более активным включением в цивилизацию, подобное гостеприимство у ненцев стало редкостью и фактом из истории народа. Помимо своего основного предназначения, давать крышу над головой, чум для ненцев является более широким и важным явлением. Для них дом — важный с сакральной точки зрения атрибут, который мыслится как модель вселенной. Круглая форма жилища обозначает сферу, находясь в пределах которой человек в безопасности от суровой дикой природы. При этом он остается ее частью, ведь чум сконструирован из материалов, дарованных флорой и фауной. Во время пурги в тундре чум становится видно только вблизи Кроме того, отверстие в вершине чума служит всегда открытым окном во внешний мир. Через него наверх уходит дым от огня, в процессе чего осуществляется связь земного мира с миром духов, который традиционно связывают с небом. Огонь, которым ненцы пользуются экономно, является священной сущностью. К очагу принято относиться с уважением, а на месте прежней стоянки, маркируемой пятном от огня, располагаться второй раз не принято. Сложно себе представить более комфортное жилье в подобных суровых климатических условиях, чем чум. Занимаясь оленеводством, ненцы не могли не подстраиваться под перемещения оленьих стад, что заложено в последних естественным образом. Жилище, которое возводится практически моментально, позволяет не тратить большое количество драгоценного времени и энергии на обустройство быта. Чумами и их конструктивными элементами можно пользоваться долгие годы, используя их максимально бережно. Практически все, что требуется для создания и обустройства быта в тундре, есть у ненца под рукой.

Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами. Чукчи у яранги. Отсюда и «яранга». Как же устроена яранга? Как её установить? Вот так устроена яранга Вот так устроена яранга Это относится и к яранге чукотской. Поэтому нам, непривычным людям, лучше посмотреть видео, как устанавливают ярангу люди привычные. Тогда и устройство станет понятным. Остов яранги очень прочен и способен выдержать сильнейший ветер. После установки каркаса натягивают покрышку из сшитых вместе оленьих шкур шерстью наружу. Несколько раз в год кочевники-оленеводы перевозили свой дом на новое место. Традиционно устанавливали и разбирали жилище женщины. Работа нелёгкая. Установка яранги.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий