4 апреля 2024 Новости В Росатоме изготовлено топливо для универсального атомного ледокола «Якутия» ПОДРОБНЕЕ. Он успешно преодолел их при помощи ледокола и направился к мысу Челюскин, который был пройден в начале сентября 1933 года. 13 февраля 1934 года затонул советский ледокол "Челюскин".
Спасение ледокола
Росатом Госкорпорация «Росатом» ядерные технологии атомная энергетика АЭС ядерная медицина | «Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трехмерную акустическую съемку парохода «Челюскин». |
Челюскин-70 - Официальный сайт подводной археологической экспедиции | Ледокольный пароход «Челюскин» должен был повторить подвиг ледокола «Сибиряков» и за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. |
70 лет назад началась так называемая «Челюскинская эпопея»
"Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. с середины февраля до середины апреля 1934 года велась операция по спасению экипажа и пассажиров ледокола "Челюскин". В День Атомного ледокольного флота России в свой первый рабочий рейс из Мурманска отправился новейший ледокол "Урал". Встреча экипажа атомного ледокола «Урал» и участников экспедиции «Россия 360» прошла 24 февраля прямо посреди Енисея.
Подготовка к путешествию
- Медведицу с двумя малышами нашел экипаж атомного ледокола в Карском море
- Подготовка к путешествию
- Найден легендарный ледокол «Челюскин», затонувший в 1933 году
- Публикации
- ЛЕДОКОЛ РЕЙД | РИА Новости Медиабанк
- Смотрите также
Ученые 13-й экспедиции КНР по Северному Ледовитому океану возвращаются в Шанхай
Об этом пишет пресс-служба Атомфлота. Ранее телеканал «Санкт-Петербург» сообщал , что у пары японских макак в Ленинградском зоопарке родился второй детеныш. Петербуржцы смогут выбрать имя для малыша. Как рассказали в пресс-службе зоопарка, самец Киото и самка Миа приехали к нам из Японии в 2015 году.
Только в 29 раз, 5 марта 1934 года, Ляпидевский заметил внизу сначала гидросамолет, а затем и людей около него. Теперь, когда было обнаружено место, где затонул ледокол «Челюскин», эвакуация пошла полным ходом.
АНТ-4 Ляпидевского взял на борт всех женщин и детей 12 человек и переправил их в ближайшее поселение. Однако вслед за первым успехом последовала первая неудача. Сломался двигатель спасательного самолета, после чего операция застопорилась. Использование авиации на этом, впрочем, не ограничивалось. На север отправились дирижабли.
Также к челюскинцам пытался пробиться ледокол «Красин» и вспомогательные вездеходы. Тем не менее именно самолеты внесли основной вклад в благополучный исход полярной эпопеи. Все два месяца жизни во льдах обитатели лагеря занимались тем, что готовили для искавшей их авиации аэродромы. Каждый день мужчины посменно расчищали взлетные полосы, не теряя надежды на возвращение домой. Продолжение спасательной операции Вызволение челюскинцев из ледяного плена возобновилось 7 апреля.
Теперь в операции участвовали сразу несколько знаменитых летчиков. Михаил Водопьянов позже примет участие в отправке полярников на первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1», а Николай Каманин станет начальником первой команды советских космонавтов. Еще один пилот, Сигизмунд Леваневский, сам потерпел аварию — его также разыскали и выручили. Ледокол «Челюскин», история которого была полна подобными историями, достойными толстого романа или дорогой киноэкранизации, стал одним из главных символов своего времени. Это название начало ассоциироваться с несгибаемым духом и мужеством тех, кто помог людям вернуться домой.
Застрявший в полярных льдах экипаж переправлялся в Ванкарем — небольшое чукотское стойбище, ставшее центром всей спасательной операции. Интересно, что несколько человек с корабля, использовав уцелевший гидросамолет, добрались до заветной цели самостоятельно. Последним затерянную стоянку покинул капитан погибшего судна Владимир Воронин. Заключительные дни операции проходили во все более нервозной обстановке — ледовое поле постепенно разрушалось. На следующий день после спасения Воронина мощный шторм уничтожил временный лагерь.
Возвращение домой В дни спасательной операции экипаж и сам ледокол «Челюскин», фото которого попало во все советские и многие мировые газеты, оказались в центре внимания миллионов людей. Ликование по поводу благополучного исхода полярной драмы было общенациональным. Восторг обычных людей легко объясним: ничего похожего в истории мировой авиации и мореплавания еще не случалось. Принявшие участие в эвакуации челюскинцев летчики стали первым Героями Советского Союза. Эта высшая государственная награда была учреждена как раз накануне событий на Крайнем Севере.
Ордена Ленина получили и два американца Уильям Левери и Клайд Армстед , которые заботились об импортных самолетах, закупленных специально для операции по спасению оказавшегося на краю гибели экипажа. Участники ледовой эпопеи были с ликованием встречены в Москве. Все взрослые челюскинцы, пережившие опасную зимовку, удостоились орденов Красного Знамени. Послесловие Гибель корабля заставила советское руководство изменить свое отношение к полярным исследованиям. После возвращения Шмидта в Москву было объявлено о покорении Северного морского пути.
Тем не менее многие иностранные специалисты считали итоги экспедиции не такими радужными.
Они кружатся, перевертываются. Волна спадает… Груда льда. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. Могилевич, только что стоявший спокойно с трубкой в зубах, видимо, поскользнувшись, прыгнул не на лед, а на палубу.
Со льда, тревожно надрываясь, кричали: «Борис, Борис, прыгай скорее! Бочка сшибла его с ног. Больше Могилевича не видели. Он остался на судне Михаил Марков2-й помощник капитана «Челюскина» Так в истории экспедиции начался новый, смертельно опасный период. Лагерь челюскинцев во льдах Чукотского моря Фото: РИА Новости И тогда товарищ Шмидт достал револьвер Официальная советская пресса представляла двухмесячную зимовку челюскинцев на льдине как образец коммунистической дисциплины и беспримерной стойкости нового человека Страны Советов. Личный секретарь Сталина и главный редактор газеты «Правда» Лев Мехлис писал: Десятки миллионов людей настороженно следили за героической борьбой бесстрашного отряда челюскинцев, возглавляемого большевиком-ученым товарищем Шмидтом.
Новый человек, воспитанный великой Страной Советов, держал экзамен перед всем миром на стойкость, выдержку, способность к коллективным действиям в условии величайшей трагедии — гибели «Челюскина». Участники экспедиции показали непревзойденный образец стойкости и дисциплины. Героические дела партии Ленина-Сталина выковывают героев. В Советском Союзе воспитывается самый смелый отряд человечества. С новым общественным строем, когда каждый чувствует себя равноправным членом коллектива, героизм становится достоянием масс Личный героизм, коллективизм и железная дисциплина — все это действительно было проявлено челюскинцами, а в еще большей степени их спасателями. И идеология действительно сыграла здесь важнейшую роль.
Об этом рассказывают в своих воспоминаниях Шмидт, Воронин, летчики Ляпидевский, Леваневский, Слепнев, Молоков, Каманин, Водопьянов, Доронин и другие непосредственные участники экспедиции и их спасатели. Так проходила переправа через полынью, образовавшуюся между лагерем на льдине и самодельным аэродромом в пяти километрах от него Рисунок челюскинца художника Ф. Советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко В первые дни после катастрофы челюскинцы должны были решить, что им делать дальше: спасаться своими силами, пытаясь дойти до материка пешком или ждать помощи извне. Часть экипажа парохода была за переход. Но без специального снаряжения, точных карт пройти 200 километров в условиях полярной ночи, по торосам, пересечь открытые участки воды в пургу и 40-градусные морозы, смогли бы немногие. Для женщин, детей и более слабых участников перехода он означал верную и мучительную смерть.
Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода». Лагерь челюскинцев на льдине Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей. Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг.
Об устройстве полярного камбуза из двух металлических бочек вспоминает заместитель начальника экспедиции Иван Копусов: Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда. Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой. Иногда было картофельное пюре. Раза три за все время раздавалось свежее мясо.
Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал уже весь мир.
Об этих событиях расскажет шестисерийсный арктический сериал «Челюскин. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. Проект пополнит линейку Wink Originals «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Балет», «Библиотекарь» и другие и выйдет эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink. Пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток.
Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт Кирилл Кяро. Судном управляет опытный капитан Воронин Дмитрий Куличков. На борту — полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Но великая идея обернулась трагедией — судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения.
Экспедиция ученых КНР по Северному Ледовитому океану завершилась, их ледокол возвращается в Шанхай
Это судно, построенное в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» по заказу Наркомвода, должно было использоваться на трассе Владивосток — устье Лены, то есть для Восточных Ленских экспедиций. Судно имело ряд конструктивных особенностей, характерных для судна ледового класса, а именно: специальной конструкции форштевень, усиление корпуса в районе ватерлинии и ряд других. Тем не менее, как это отмечается во многих серьезных публикациях, это был обычный пароход, не соответствующий характеристикам ледокольного парохода. Об этом указывается в известном отчете комиссии, производившей осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде. Этот факт отмечал также и капитан Владимир Воронин. Пароход «Челюскин» «Лена» на стапеле во время постройки фирмой "Бурмейстер и Вейн". Еще перед выходом в поход Отто Шмидт в интервью газете «Известия» говорил: «Судя по многочисленным вопросам и откликам, наша общественность весьма интересуется вопросом, почему экспедиция сквозного плавания по Ледовитому океану отправляется не на мощном "Красине", "Сибирякове", а на "Челюскине", который вовсе не ледокол. На ледоколе Великий Северный путь уже пройден. Поход "Сибирякова" доказал проходимость Ледовитого океана и не нуждается в проверке. Наша задача освоить путь, и ближайшее звено — это найти, комбинируя теорию и практический опыт, тот тип грузового корабля, по которому мы будем строить северную грузовую флотилию. Объединить в одном корабле свойства ледокола и грузового судна невозможно, так как ледокол всегда должен иметь очень мощную машину по сравнению со своей величиной.
Вместе с тем мощная машина требует много топлива, так что при длительном рейсе не остается места для груза». Шмидт признавал, что «Челюскин» «для сквозного плавания не предназначался и этим условиям не вполне удовлетворяет». Но рассчитывал, что экспедиция, помимо прочих задач, выявит, как нужно изменить проект при постройке будущих судов. Далее в этом же интервью Шмидт рассказывает о планах экспедиции: «Если же льды его "Челюскина". И мы будем иметь первую проводку грузового судна ледоколом». Таким образом, поход «Челюскина» не задумывался как автономное плавание. Напротив, планировалось, что экспедиция будет работать во взаимодействии с Ленской, а в Восточном секторе — с Северо-Восточной экспедицией Наркомвода, то есть экспедиция на «Челюскине» рассчитывала на ледоколы и авиацию вышеуказанных экспедиций. Как известно, этим планам не суждено было сбыться. В сентябре, выводя суда Северо-Восточной экспедиции Наркомвода, получил тяжелые повреждения ледорез «Литке». В результате этих двух событий «Челюскин» практически лишился ледокольной поддержки.
Тем не менее он продолжал свой путь на восток, а в Чукотском море попал в тяжелые льды и начал дрейфовать вместе с ними. В дрейфе в Беринговом проливе пароход практически вышел к чистой воде, до которой оставалось всего несколько миль. Однако направление дрейфа изменилось, судно вынесло назад в Чукотское море, и 13 февраля 1934 года оно погибло при сжатии льдов. Дальнейшая история хорошо известна.
По существу, ТБ-1 был первым настоящим бомбардировщиком". На счету самолета целая череда рекордных перелетов. Более 20 лет летали АНТ-4 в нашем небе, уступив затем место огромным ТБ-3, а в дальнейшем - скоростным бомбардировщикам с гладкой обшивкой, убирающимся шасси и закрытыми кабинами. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Жуковского" в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям.
Большинство — финалисты просветительского проекта «Ледокол знаний. Вместе с ребятами на самую северную точку планеты отправляются известные ученые, популяризаторы науки и эксперты. В экспедиции детей также будет сопровождать легендарный путешественник, ученый-полярник Виктор Боярский. В Год педагога и наставника в России в рейс отправился Дмитрий Лутовинов, одержавший победу в конкурсе «Учитель года России-2022». К экспертному составу спикеров «Ледокола знаний» в этом году присоединится гроссмейстер Сергей Карякин, чемпион мира по быстрым шахматам: «Ледокол знаний — это уникальный проект, который дает возможность самым талантливым ребятам познакомиться с Арктикой, атомным флотом, а также получить новые знания и умения. Со своей стороны буду рад научить всех желающих на борту игре в шахматы. Для меня это потрясающая возможность пообщаться с ребятами, которые стоят у истоков будущих научных открытий, изобретений и прорывов, передать им мой опыт и знания».
Желаем удачи ребятам. Если что, то мы всегда готовы подставить плечо», — рассказал капитан универсального атомного ледокола «Урал» Виктор Сурядов. Маршрут континентальной экспедиции — 33 тыс.
В ледяном плену: завершены съемки сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»
На Енисее встретились атомоход «Урал» и экспедиция «Россия 360» | Отто Юльевич Шмидт (1891-1956), исследователь Севера, руководитель арктической экспедиции на ледоколе «Челюскин». Фото: РИА Новости. |
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути | Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики во Владивостоке затонул ровно 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. |
Рубрика "Событие" | | «Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. |
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
На трудных участках пути в проводке "Челюскина" планировалось участие ледоколов. В течение более чем трех месяцев — с середины февраля до середины апреля 1934 года велась операция по спасению экипажа и пассажиров ледокола «Челюскин». К "Челюскину" совершили несколько погружений. Ледокол "Челюскин" обследуют. На трудных участках пути в проводке "Челюскина" планировалось участие ледоколов. Блог › Новости › Новости сериалов › Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink! Сообщения об обнаружении легендарного советского ледокола "Челюскин" на дне Чукотского моря не соответствуют действительности и являются ложными.
Спасение ледокола
Поскольку плавания ледоколов «Челюскин» и «Сибиряков» связаны с 1930-ми годами, карта дает возможность увидеть, как выглядели в этот период советские города. Ледокол "Семен Челюскин" арктического морского порта Тикси на ледовом рейде. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
На Енисее встретились атомоход «Урал» и экспедиция «Россия 360»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в 2018 г. Главный редактор: Сумин Игорь Александрович.
Отлаженная, хорошо функционирующая трасса в полярной зоне — действительно полноценный повод для гордости. Однако путь к атомным ледоколам и регулярным рейсам современности не был усыпан розами.
Стране пришлось вовсю бороться за Арктику. Первое путешествие по Северному пути насквозь совершила экспедиция Вилькицкого в 1915 году. А вот регулярно действующей транспортной артерией его сделали уже позднее, в советскую эпоху. Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа.
Северный путь После Гражданской войны роль Севморпути только росла. Новые власти вкладывались в освоение Сибири и её ресурсов, к тому же железные дороги пребывали в упадке. Для строительства новых полярных станций, составления лоций и карт, проводки судов вовсю привлекались специалисты царской эпохи. Благо исследователи могли использовать новинки индустриальной эпохи — ледоколы и самолёты для разведки льдов.
Полярник Отто Шмидт. Этот учёный происходил из балтийских немцев. По итогам Гражданской он не уехал — он и исследовал Памир, и руководил кафедрой на физмате МГУ, и составлял Большую советскую энциклопедию. При прокладке Севморпути возникла очевидная трудность.
Задачи в Арктике должны были выполнять разные наркоматы, для каждого из которых Заполярье было глубоко второстепенным районом. Поэтому с 1932 года начало работу специальное управление — Главсевморпуть под началом Шмидта — с широкими полномочиями и кругом задач. Ведомство занималось сразу организацией сети морского и воздушного транспорта, радиосвязи, строительством всей необходимой инфраструктуры порты, мастерские и так далее , научными исследованиями. Один из ключевых вопросов состоял в том, как сделать прохождение Севморпути наиболее быстрым.
Севмор освобождается ото льда слишком ненадолго, но идея проскочить весь путь за одну навигацию не оставляла исследователей. Кроме того, было неясно, насколько свободно могут чувствовать себя в Арктике обычные пароходы — не ледоколы. Поэтому новосозданное ведомство быстро начало снаряжать новую экспедицию. Главным героем нового похода должен был стать пароход "Челюскин".
Это судно строилось в Дании по заказу СССР, и его конструкция изначально усиливалась для плаваний в полярных морях, хотя настоящим ледоколом "Челюскин" не был. Главной задачей "Челюскина" был прорыв из Мурманска во Владивосток. Требовалось отработать переход, наладить взаимодействие с ледоколами. Наконец, у перехода имелась и узко практическая цель — сменить зимовщиков на острове Врангеля, которые уже годами сидели там безвылазно.
Опыт попыток прорваться через Севмор одним махом уже имелся, но положительным его не назовешь. В 1932 году пароход "Сибиряков" прошёл от Архангельска до Чукотского моря, потерпел аварию и потерял винт. Тогда команда смогла выпутаться из положения оригинальным способом: установив самодельные брезентовые паруса. Пароход "Челюскин" перед отплытием из Ленинграда.
На "Сибирякове" раньше ходил и капитан "Челюскина" Владимир Воронин. Этот моряк из Арктики вообще не вылезал с 1916 года.
Сообщения об обнаружении легендарного советского ледокола "Челюскин" на дне Чукотского моря не соответствуют действительности и являются ложными.
Информация о том, что "Челюскин" обнаружен, переданная накануне, была ложной, сказал он.
Был построен бревенчатый барак, кухня, сигнальная вышка и аэродром. Не прерывалась и научная работа. Каждые сутки геологи и геодезисты определяли точное место лагеря, ведь дрейф льда не прекращается. Участники экспедиции организовали свою жизнь на льдине: выпускали стенгазету, сочиняли песни, рисовали карикатуры, устраивали митинги. Шмидт даже организовал кружок и читал лекции по диалектическому материализму.
На «Челюскине» родилась девочка Карина: «Крошечная, закутанная в ватные одеяла, она стала любимицей всего коллектива». По распоряжению Шмидта, малышкам Алле 1,5 года и Карине каждое утро выдавали по одной банке сгущенного молока. В операции по спасению челюскинцев было решено использовать авиацию. До этого ещё никто не садился на дрейфующую льдину и не взлетал с неё. И тем более не вывозил в таких условиях более 100 человек. Дрейфующие в северных морях льдины не имеют взлётно-посадочных полос — её сделали челюскинцы, вырубая среди разводьев, больших площадок не было.
Подготовкой взлётной полосы на льдине изо дня в день, из часа в час в мороз, пургу занимались все участники. К поискам первым приступил Анатолий Ляпидевский на самолёте-бомбардировщике Ан-4. Все лётчики до боли вглядывались в горизонт, но не видели ни лагеря, ни иных признаков жизни в ледяной пустыне.
Ученые 13-й экспедиции КНР по Северному Ледовитому океану возвращаются в Шанхай
Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал уже весь мир. Об этих событиях расскажет шестисерийсный арктический сериал «Челюскин. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. Пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт Кирилл Кяро.
Судном управляет опытный капитан Воронин Дмитрий Куличков. На борту — полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Но великая идея обернулась трагедией — судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения.
Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности.
За эти два часа организованно, без паники выгружены на лёд давно подготовленные аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился в воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения.
Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он придавлен бревном и увлечён в воду. Начальник экспедиции Шмидт». Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск».
Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся!
Сейчас состояние пациента удовлетворительное, угрозы жизни нет. Это далеко не первый случай, когда сотрудники красноярской санитарной авиации совместно с авиакомпанией "КрасАвиа" оказывают экстренную помощь людям в зоне прохождения Северного морского пути.
Подписка Корабел. Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь Свежие новости.
Как и в царские времена, когда за границей зачастую заказывали коммерческие суда, так как наши верфи были заняты строительством военных кораблей, в советское время да и сейчас тоже заказывать суда за рубежом зачастую оказывается выгоднее, быстрее и надежнее, если только речь не идет о некоторых чувствительных технологиях например, атомных , госзаказе и тем более гособоронзаказе. Но в последние годы, с учетом развития Севморпути и роста заказов, и в России активно строят и проектируют не только атомные, но и дизель-электрические ледоколы. Например, в 2020 году в Санкт-Петербурге был сдан самый большой и мощный построенный в России дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин».
Характеристики действительно внушительные: водоизмещение в 22 тыс. Мощность - 25 МВт 33,8 тыс. Во многих публикациях и даже в выступлении президента на церемонии поднятия флага говорится, что это самый мощный дизель-электрический ледокол в мире. Самый мощный ок 34 тыс. Три дизель-электрических ледокола одного проекта, построенные в Финляндии для СССР в 1974-1976 годах и до сих пор у нас работающих - «Ермак», «Адмирал Макаров» , «Красин» да, такая вот приемственность имен - святое дело на флоте , имеют мощность по 36 тыс.
Они чуть меньше в размерах и водоизмещении, и возможности по преодолению льдов у них могут быть другими, но все же по номиналу мощность у них выше. Как мы увидим ниже, даже самые мощные и современные дизель-электрические ледоколы уступают по мощности самому первому атомному ледоколу. Но и у них много задач, ледоколы бывают разные, от небольших портовых до крупных линейных, и огромная мощность и автономность нужна не везде. Тем не менее, к настоящему времени в мире построены и иные типы неатомных ледоколов, например, газотурбинные, в том числе вполне сопоставимые с атомными по мощности. Но об том в следующих статьях, когда мы будем подробнее разбирать современные атомные ледоколы.
Ледокол «Красин» 1976 год постройки - один из самых мощных 36 тыс. В военных целях, конечно, для устранения атомной монополии США на атомное оружие. Но параллельно обсуждались варианты мирного применения атома. И тут мы уже не догоняли, а опережали остальной мир. В 1954-м была запущена первая в мире атомная электростанция в Обнинске.
А в 1959-м был поднят флаг над первым в мире гражданским судном с атомной силовой установкой. Им стал атомный ледокол «Ленин». Несколько стран позже построили единичные гражданские атомные суда не очень удачно использовавшиеся , США построили атомные авианосцы, а атомные подводные лодки — самый массовый пример использования атомной энергии в качестве двигательной энергоустановки, появились у 5 стран. Но именно для СССР с его Северным морским путем оказалась востребована концепция атомного ледокола, которая и получила в дальнейшем мощное развитие. И по сей день атомные ледоколы есть только у России.
Хотя скоро к клубу возможно присоединится Китай. Дизельные ледоколы, пришедшие в 1950-е на смену паровым, имели вдвое большую мощность до 22 тыс. Но они по прежнему обладают важным недостатком — ограниченным запасом топлива, которого хватает на 1-2 месяца работы. За навигационный сезон, который может длиться 8 месяцев и больше, дизельный ледокол может сжечь топлива в несколько раз превышающее его массу, с соотвествующими выбросами продуктов сгорания. Не говоря уже о потере драгоценного времени на дозаправки в самый разгар навигации, когда от ледокола в прямом смысле слова может зависеть жизнь его подопечных во льдах.
Атомный ледокол «Ленин» в виде музея. Фото мое от 25 августа 2021 года. Атомный ледокол «Ленин» мог работать весь сезон навигации без дозаправки, а современные ледоколы работают на одной загрузке топлива по 5 лет. Ну и атом сделал возможным очередной скачок мощности ледоколов, еще вдвое по сравнению с дизелями — мощность «Ленина» была уже 44 тыс. Давайте подведем некоторый итог и сравним по параметрам основные упомянутые выше ледоколы доатомной и не только эры.
Для удобства я свел все параметры из разных источников в одну табличку. Видно, что первый атомный ледокол превосходит по мощностным характеристикам и своих современников и даже современные дизель-электрические ледоколы. А ведь нынешние атомные ледоколы почти вдвое мощнее... Сравнение параметров ледоколов. Таблица автора собрана по данным разных источников.
Продолжение следует В следующей статье я подробнее разберу устройство атомного ледокола «Ленин», особенно его энергетической части, ну и некоторые интересные истории из его 30-летней службы и довольно непростой судьбы. Постараюсь сопроводить все это не только фотографиями с недавнего визита в музей-ледокол, но и видеообзором и видеоэкскурсией. Ну а затем, конечно, планируется рассказ о новых поколениях атомных ледоколов, самом мощном ледоколе «50 лет Победы» и походе в Арктику и на Северный полюс. Маленький тизер будущих статей: PS: Традиционно я записал и видеоверсию этой статьи для своего youtube-канала об атомных технологиях. Не забывайте на него подписываться.
Последний ролик с обзором всех АЭС России уже набрал там более 120 тыс. Рекомендуемые книги по теме: «Ледокол Ермак» , книга Макарова Сокрушающие лёд.
Раздавлен льдами
- В Музее истории Кронштадта открылась выставка «Советские ледоколы» :
- Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
- Медики красноярской санавиации эвакуировали больного с атомного ледокола - Новости
- Красноярская санавиация вывезла капитана атомного ледокола с приступом аппендицита
- В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»
- Что еще почитать
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- 90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
- В зимнюю навигацию ледокол «Новороссийск» в Белом и Карском морях осуществил проводку 87 судов
- Полярный ледокол с исследовательской группой прибудет в базовый док к концу сентября
- Возобновилось строительство нового офтальмологического центра в Мурманске
Вести Чувашия
4 апреля 2024 Новости В Росатоме изготовлено топливо для универсального атомного ледокола «Якутия» ПОДРОБНЕЕ. В-четвертых, 21 августа «Челюскину» пришлось расстаться с «Красиным» — ледоколу предстояло сопровождать караван судов на пути к реке Лене. Сотрудники красноярской санитарной авиации оказали экстренную помощь члену экипажа атомного ледокола «Арктика» в зоне прохождения Северного морского пути. 31.12 Книжная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» 12+ В Центре краеведческой информа. 13 февраля 1934 года затонул советский ледокол "Челюскин".