С днем полного снятия блокады Ленинграда!
Страницы истории. 80 лет со дня наводнения 25 октября 1942 года в блокадном Ленинграде
По словам исполнителей, акустика в Морском соборе прекрасная, своды храма отражают звук и делают его объемным. И сегодня, находясь здесь, в легендарном Кронштадтском Морском соборе, проводя эти мероприятия, посвященные юбилею снятия блокады, мы говорим о том, что и Собор, и Кронштадт , сыграли также решающую роль в освобождении Ленинграда», — отметил глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга Андрей Кононов. Напомним, в годы Великой Отечественной войны внутри находились метеорологический пост и пост наблюдения за воздушной обстановкой, чтобы знать, откуда вражеская авиация будет идти на блокадный Ленинград. Во время артобстрелов в здание попало несколько артиллерийских снарядов.
Участники акции создали инсталляцию — надпись "Прорыв 1943" из зажженных лампад.
В мероприятии помимо военных моряков приняли участие заместитель главы администрации Кронштадта Андрей Бережной, глава муниципального совета Наталья Чашина и сопредседатель Кронштадтского Морского собрания Александр Горошко.
Надежно прикрыв город с моря, Кронштадт помог воинам Ленинградского фронта отразить штурм города, активно участвовал в контрбатарейной борьбе, обеспечивал боевые действия всех подразделений Краснознаменного Балтийского флота КБФ и оказывал мощную огневую поддержку частям Красной Армии. В первые часы войны Кронштадт, наряду с другими военно-морскими базами ВМБ , подвергся бомбардировкам авиации противника. В 3 ч 15 мин зенитчики передовых укреплений города открыли свой боевой счет, сбив первый самолет. Пока тяжелые оборонительные бои шли на дальних подступах, Ленинград и Кронштадт переводили свою промышленность на военные рельсы и готовились к боям. Котлин были построены новые оборонительные сооружения, усилена охрана рейдов и прилегающих к ним районов Финского залива. Кронштадтский военный порт, располагавший огромными ресурсами и хорошо налаженным военным хозяйством результат работы флотской интендантской службы , создавал все условия для сохранения и повышения боеспособности кораблей, подводных лодок, катеров и самолетов. Активные боевые действия флота продолжались до самого ледостава. В связи с военной угрозой Ленинграду повсюду продолжали формироваться новые отряды народного ополчения. Из моряков, в свою очередь, формировались отряды морской пехоты.
А всего за войну Кронштадт послал на фронт 115 тыс. Это были стойкие и бесстрашные бойцы, спаянные морской дружбой и преданностью Родине. Они участвовали и в штурме Берлина.
Лишь в 1985 году постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР на граждан, работавших в период блокады с 8 сентября 1941 и по 18 января 1943 года на предприятиях, в учреждениях города и награжденных медалью «За оборону Ленинграда» будут распространены льготы, установленные для лиц, состоявших в годы войны на штатных должностях по вольному найму в частях действующей армии.
Авиация противника произвела первый массированный налет на Ленинград: на город было сброшено 6327 зажигательных и 48 фугасных бомб. Бомбежка вызвала 178 пожаров. Во время этого налета произошел один из самых таинственных и трагических случаев за всю Ленинградскую блокаду: сгорели Бадаевские продуктовые склады. Советские историки уверяли, что сгорели они в результате налета: склады деревянные, располагались кучно.
Однако в этом происшествии было несколько очень странных моментов. Все пожары в ту ночь были довольно быстро потушены — кроме Бадаевского: склады горели более 5 часов. Почему продукты, уже в условиях блокады, хранились так небрежно, почему не была усилена их пожарная часть? Пожарная охрана города насчитывала уже почти 12 тысяч человек это помимо рядовых жителей, которые каждую ночь дежурили на крышах своих домов.
Зато загоревшиеся Бадаевские склады сразу же были оцеплены войсками НКВД, которые выстрелами отгоняли ленинградцев, сбежавшихся наскрести хоть немного горелой муки. Далее, советские историки уверяли: версия о том, что пожар на Бадаевских складах был одной из главных причин голода, не соответствует действительности. На складах было всего 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара — по действовавшим тогда нормам полуторасуточный расход муки и трехсуточный сахара для города 1 тысячу тонн горелой муки и 900 тонн горелого сахара потом использовали пищевые предприятия города; самой голодной зимой 1941—1942 годов землю Бадаевских складов, в которую впитался жженый сахар, выкапывали и ею даже торговали на ленинградских толкучках — землю заливали водой, процеживали, а мутную сладкую воду кипятили и пили. Ленинградцы были уверены, и говорили об этом открыто, что склады были подожжены: возможно, проворовавшимися работниками, возможно — войсками НКВД немцы были у самого города, а установка была такова — ни килограмма зерна, ни литра бензина не должно достаться врагу.
Невский проспект осенью 1941 г. Интересно, что именно в этот день Военный совет Ленинградского фронта по настоянию Ворошилова и Жданова утвердил план мероприятий по выводу из строя важнейших промышленных и оборонных объектов города, а также с одобрения Сталина план уничтожения кораблей Балтийского флота и судов торгового флота. Прилетевший в Ленинград 10 сентября Жуков прикажет отменить минирование кораблей. Да, возможно, они погибнут.
Но если так, они должны погибнуть только в бою, стреляя. И когда потом немцы пошли в наступление на приморском участке фронта, моряки так дали по ним со своих кораблей, что они просто-напросто бежали. Еще бы! Рабочий отряд.
Автор Александр Михайлов Представляете себе, какая это силища? Сталин осуждающе посмотрел на говорившего, но продолжал молчать, устремив взор на карту. Кроме того, они ведут активные действия под Ленинградом, что тоже отвлекает большие резервы. Целью операции был прорыв блокады Ленинграда.
Однако из-за недостатка сил и вооружений 54-я армия продвинулась на синявинском направлении только на 6—10 километров, а соединения Ленинградского фронта захватили в районе Московской Дубровки лишь небольшой плацдарм. В этот день на кавалькаде из легковых машин на фронт у Красного Села, в 25 километрах от Ленинграда, прибыл Климент Ворошилов. Тут произошел эпизод, который потом оброс множеством легенд. Одни говорили, что, когда наши войска под шквальным огнем противника начали отступать, Ворошилов с группой офицеров бросился вперед, остановил солдат, те же, увидев Ворошилова, стоявшего в полный рост, устыдились и пошли в наступление.
Автор Рафаил Мазелев Однако, по воспоминаниям очевидца, Ворошилов всего-навсего вышел из машины, поговорил с командиром подразделения, который, крутя ус, пообещал, что сейчас поднимет дивизию в бой. А дивизия эта — необстрелянная дивизия народного ополчения, состоявшая из пожилых или совсем молодых людей, с одной винтовкой на пятерых, под огнем противника лежала в окопах. Ворошилов мрачно заметил усатому командиру, что, видимо, только присутствие маршала подвигло его принять решение перейти в наступление. Английский журналист Александр Верт выскажет предположение, будто Ворошилов, осознавая свою вину за отступление войск в Прибалтике и под Ленинградом, приехал на фронт искать смерти на поле боя.
Как бы там ни было, в личной храбрости Клименту Ефремовичу отказать было нельзя. В этот день Георгий Жуков прибыл в Ленинград и сменил Климента Ворошилова в должности командующего войсками Ленинградского фронта. Жуков до своего следующего нового назначения, последовавшего 10 октября, принял энергичные меры по защите Ленинграда: усилил противотанковую оборону, начал строительство глубокоэшелонированной обороны на наиболее уязвимых участках, снял большую часть моряков с кораблей на сушу, а с конца сентября организовал активные боевые действия. Жуков вернется в Ленинград в 1943 году руководить прорывом блокады.
К началу блокады было утрачено около 70 процентов энергетических мощностей города. Энергия шла на оборонные и промышленные предприятия Ленинграда. Уже осенью в жилые дома перестали подавать свет. С распространением необоснованных иллюзий нужно покончить… Мы в дальнейшем не будем утруждать себя требованиями капитуляции Ленинграда.
Композитор Дмитрий Шостакович первый справа в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. В этот день стоявшая там советская арт-батарея отразила 10 атак танков и пехоты. В неравной схватке погибли расчеты 1, 2, 3 и 4-го орудий, лейтенант А. Антонов и политрук А.
Скулачев подорвали себя и окруживших их немцев гранатами. Раненых моряков гитлеровцы привязали колючей проволокой к стволам орудий, облили бензином и сожгли заживо. Батарея продолжит сопротивление до 14 сентября, когда, израсходовав все боеприпасы, уцелевшие моряки около 100 человек , подорвут оставшиеся орудия и отступят к Пулково. Запасов продовольствия для войск и жителей оставалось: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток.
На его борту было 3,5 тысячи человек. При первом же налете немецкой авиации взорвался боезапас; из всей команды уцелели эти семеро. Моряки под непрекращающимся обстрелом боролись с огнем. Но за эти несколько дней Жуков уже успел организовать артиллерийскую завесу — поставить на передний край все имевшиеся орудия, вплоть до снятых с кораблей Балтийского флота орудий и зениток ПВО.
Утром 14 сентября был нанесен первый удар и освобождены Сосновка и Финское Койрово. Воронка от бомбы на Фонтанке. Так как лесистая местность затрудняет обнаружение с наблюдательных пунктов, то вести прицельный огонь по дзотам невозможно. Но обещал выступить не позже 17 сентября.
А в этот день немцы возобновили наступление и начали продвигаться вперед к южным окраинам Урицка и поселка Володарского. Расход продовольствия сверх тех количеств, которые полагались выдавать по карточкам, был категорически запрещен. Выдача кому бы то ни было разовых талонов а их выдавалось до этого несколько тысяч была запрещена. Дмитрий Васильевич был выдающимся организатором, и предпринятые им меры спасли не одну жизнь в блокадном городе.
Павлов отобрал несколько сотен ленинградцев, проинструктировал их, и те прошли по городу, заглянули в каждый подвал, склад, вагон, где могло храниться съестное, и в итоге обнаружили: 8 тысяч тонн солода на пивоваренных заводах, 5 тысяч тонн овса в интендантстве, 4 тысячи тонн хлопкового жмыха в порту. Жмых этот раньше в пищу не применяли, считалось, что содержавшееся в нем ядовитое вещество госсипол опасно для здоровья. Павлов заставил провести несколько опытов, которые установили, что при высокой температуре госсипол разрушается. Все это свезли на хлебозаводы и стали добавлять к имевшейся пока муке.
Павлов обратил внимание на то, что на мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Ее тоже собирали, обрабатывали и добавляли в хлеб. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Подняли со дна Ладоги мешки с зерном с затонувших при бомбежке барж.
Все это дало 31 тысячу тонн всевозможных суррогатов, что позволило кормить население города и войска в течение 25 дней. Павлов переговорил с возглавлявшим хлебопечение в городе Николаем Смирновым, и тот придумал заменитель масла, которым смазывали формы при выпечке хлеба. Ежедневный расход масла, таким образом, удалось уменьшить на 2 тонны. В эту же ночь произошла гибель судна с большим количеством гражданских и военных людей.
Курсанты военно-морских училищ Ленинграда, успевшие повоевать, через Ладожское озеро должны были отправиться в тыл для формирования особого курсантского батальона. Но к этому времени баржа оказалась уже на треть загружена людьми из различных учреждений и другими пассажирами. В итоге, по разным данным, на барже оказалось от 1 200 до 1 500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Новая Ладога. Баржа, ведомая буксиром «Орел», вышла в рейс в ночь на 17 сентября в условиях приближающегося шторма.
Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось. Примерно в 3 часа ночи неожиданно корпус старой баржи не выдержал нагрузок, обшивка борта треснула, на судно стала поступать вода. Попытки заткнуть течь не увенчались успехом, так как на барже не было ни крепежного материала, ни инструментов. Затем образовались другие трещины в обшивке корпуса.
Вода через образовавшиеся трещины устремилась в трюм, и баржа стала тонуть. Экипаж и курсанты пытались как-то поддержать плавучесть судна — с помощью ведер и ручной помпы старались откачать воду из трюма. Но воды поступало больше, чем ее успевали откачивать. Перекатывающиеся через палубу баржи волны смывали людей в озеро.
В таких условиях даже опытному пловцу трудно было выжить в воде. Зенитчики ПВО на страже ленинградского неба. Ленинград, октябрь 1941 г. Когда баржа осела настолько, что ее палуба оказалась на уровне воды, буксир «Орел» вынужден был отдать буксировочный трос и стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SOS.
В это время вражеские самолеты обнаружили баржу и стали ее бомбить. Отбомбившись, самолеты врага улетели. На палубе относительно безопасным местом была рубка, в которую стали собирать женщин, детей и подростков. Но накатившая волна смыла рубку в озеро.
На рассвете командир буксира «Орел» с риском для буксира и его экипажа начал спасательные работы, не ожидая подхода других кораблей-спасателей. Дворцовая площадь. Осень 1941 г. Пока баржа держалась на плаву, было решено сначала спасать людей с воды, несмотря на десятибалльный шторм.
Буксир маневрировал вокруг баржи, подбирая людей. Ударами больших волн часть палубы баржи с сотнями людей на ней была оторвана от корпуса и смыта в воду. Более пяти часов буксир подбирал тонущих, но сам уже недопустимо осел под тяжестью спасенных и не мог больше принимать на борт погибающих в воде людей.
Мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку
Ораниенбаумский плацдарм стал в буквальном смысле щитом Кронштадта и Ленинграда. защитников и жителей блокадного Ленинграда. В школе №422 Кронштадтского района прошли мероприятия посвящённые 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда и 79-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В Кронштадте открылась выставка «Флот для блокадного Ленинграда»
все очевидно: "Кронштадт во время блокады Ленинграда ". Конечно, о трагедии перехода наших кораблей из Таллина вспомнили. Прошло 70 лет, подростки блокадного Ленинграда стали дедушками и бабушками, но до сих пор бережно хранят воспоминания о днях блокады. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс?
«900 дней подвига. Блокаде вопреки»
Парадная в нашем доме была большая. Вдоль стен стояли скамейки. Двери закрывали на швабру, которую просовывали в ручки. Кто жил на первом этаже, те оставались дома. Однажды в наш дом попал снаряд в боковую стену, образовалась большая дыра. Одной девочке на руку упала швейная машинка, сломала руку, а взрывной волной сломало швабру, дверь распахнулась, но никого больше не ранило.
Иногда старшие братья ходили на чердак сбрасывать зажигалки бомбы и наблюдали, как идут воздушные бои. Разве они могли пропустить такое событие. Наступали холодные дни. Дрова в город перестали привозить. Ведь наш город — это остров.
Когда прекращались бомбежки, старшие три брата с тележкой ходили к заливу, собирали глушенную взрывами рыбу, прибитые волной доски и бревна останки погибших кораблей , которые все были в мазуте и горели очень хорошо. Грузили на тележку и везли домой по булыжной мостовой, а на нашей улице Зосимова была просто земля, как в деревне. Асфальта в городе вообще тогда не было. Братья дрова распилят, расколют, и ими топили печку и плиту. Начался голод.
Было и так, что идет человек по городу и от истощения и постоянного холода падает и умирает. Братья ходили на свалку, среди выброшенных госпиталем окровавленных бинтов, ваты, ампутированных человеческих рук и ног выискивали окурки чинарики , ссыпали из них по капелькам в спичечный коробок махорку и шли к военным. За один коробок махорки военные давали кусочек хлеба. Однажды один офицер говорит старшему брату: — Парень, а ты можешь на бревне переплыть залив и вернуться обратно? Брат все сделал, как сказал офицер, и за это тот дал ему одну буханку хлеба.
Брат не отломал от нее ни кусочка и не съел. Все принес домой. Было и такое время, что от недоедания и недосыпания у отца и старших братьев пухли ноги. Русские сапоги у отца было не снять. Пришлось сначала разрезать голенища, а потом только сняли сапоги.
Голодающему Ленинграду из Кронштадта пошли баржи с продовольствием, и в связи этим военным урезали нормы питания. Немцы баржи ужасно обстреливали с другого берега, некоторые баржи шли на дно, а мешки с мукой не все тонули. Однажды братья нашли на берегу залива такой мешок с мукой, прибитый течением. Это нам было очень кстати. Блины мама пекла на воске.
Молока корова стала давать мало. Ведь у коровы молоко на языке, как покормишь, так и подоишь. А что она ела — только одну траву. Мама молоко разводила водой, чтобы всем хватило. Нашего отца оставили на брони.
Он работал вулканизатором, заваривал в горячем цеху шины и покрышки для машин, которые в этом очень нуждались. Особенно когда открылась Дорога жизни. Как ее называли: Ладога, родная Ладога. Даже песня такая есть. И пошли по льду Ладожского озера и Финского залива машины с продовольствием.
Машины всегда шли с открытыми дверцами, чтобы шофер мог выскочить при бомбежке. Однажды в цех, где работал отец, попал снаряд. Кто тогда пострадал, я не знаю. Отца нашего только контузило.
Корабли Краснознаменного Балтийского флота обеспечивали огневую поддержку наступавших частей, из Кронштадта шло обеспечение фронта боеприпасами и людскими резервами. В конце 1943 г. Десятки тысяч солдат и офицеров, тысячи орудий и минометов, сотни танков и лошадей были скрытно переброшены на Ораниенбаумский пятачок. В начале января 1944 г. За 14 дней января с Лисьего Носа было переброшено столько же войск и техники с боеприпасами, сколько за последние полтора месяца предыдущего года. Все эти перевозки осуществлялись по проделанному во льду Финского залива каналу вдоль восточной оконечности о.
Благодаря скрытной переброске частей 2-й ударной армии к началу операции на участке фронта удалось создать более чем двукратное превосходство над противником. В рамках Ленинградско-Новгородской операции 14 января 1944 г. Началу операции предшествовала мощная артиллерийская подготовка, продолжавшаяся 65 минут. За это время было израсходовано 102 тыс. В течение первых пяти минут морская артиллерия обрабатывала передний край противника вместе с фронтовой артиллерией. А потом тяжелая морская артиллерия фортов «Серая Лошадь» и «Красная Горка» совместно с батареями Кронштадта перенесла огонь вглубь обороны, разрушая огневые точки, узлы связи, штабы, скопления войск и техники.
Сотрудники жилищного отдела администрации района оказывают им компетентную помощь," — сказал Олег Довганюк. Галина Григорьевна Сидоренко родилась в Кронштадте в 1940 году.
Когда началась Великая Отечественная война ей был год. Родители отказались отправлять ребенка в эвакуацию и все 900 дней блокады Галина пережила с родителями. Отец во время войны работал на Кронштадтском Морском заводе, мама — санитаркой в воинской части.
Учёный проводил первые испытания нового прибора именно в Кронштадте. На другом берегу пруда, в здании Голландской кухни, находится Музей-макет фортов Кронштадта. Петровский док и пирс с маяком Если выйти из Музея-макета в сторону Петровского канала, а затем развернуться спиной к морю, то можно увидеть ворота Петровского дока — первого сухого дока в России, построенного в 1752 году.
Однако сам объект закрыт для осмотра. На пирсе напротив стоит Задний створный маяк Кронштадтского рейда , который виден за 30 км от берега. Также здесь пришвартованы старые корабли, в том числе и ставший музеем миноносец «Беспокойный». Объекты находятся за забором, и чтобы подойти поближе, необходимо приобрести билет. Однако подняться на борт экспонатов всё равно не получится. Петровская пристань и парк Зато с Петровской пристани — одной из лучших смотровых площадок города — хорошо видны современные боевые и исследовательские корабли, базирующиеся в Средней гавани.
Громадные серые судна завораживают своими объёмами и сложными инженерными решениями. С каменных ступеней можно сделать классические фотографии с открыточными видами на главные достопримечательности Кронштадта. Особенно интересно посещение этой локации в мае в день празднования рождения флота и в июле во время Главного военно-морского парада. К пристани можно попасть, прогулявшись через уютный и аккуратный Петровский парк, а затем вернуться через него же на Петровскую улицу. Летний сад и Музей «Подводная археология» Пеший маршрут можно завершить двумя способами. Если вы устали, то будет удобно вернуться на Якорную площадь через Летний сад.
Некоторые аллеи в нём проложены по первым не сохранившимся улицам города. А если хочется погулять ещё, можно сделать небольшой крюк, чтобы осмотреть необычное здание в стиле модерн Машинной школы Балтийского флота и экспозицию «Подводная археология» в филиале музея истории Кронштадта, где выставлены артефакты, поднятые с затонувших кораблей. День 2: форты и парки Для пешего сити-тура по небольшому Кронштадту вполне хватит одного дня. А если вы хотите посетить интересные места в округе на второй день, понадобится автомобиль. Форты Кронштадта Одно из главных достояний Кронштадта — многочисленные форты, разбросанные как на самом острове Котлин, так и в окрестной акватории. Чтобы увидеть корабли, бастионы и хозяйственные постройки с воды, можно отправиться на тематическую морскую прогулку на теплоходе.
Многие форты пока находятся в заброшенном состоянии, но некоторые уже начали реставрировать. Наибольшей популярностью у туристов пользуются главная цитадель «Кроншлодт», фактурный бастион с круглыми стенами «Император Александр I», руинированный «Павел I», а также «Риф» и «Великий Князь Константин», к которым можно добраться по суше. И если «Риф» пока больше понравится любителям заброшек, то «Константин» интересен широкой публике. Форт «Константин» В этот форт можно доехать на машине.
Завод 1941-1945
В Кронштадте прошли памятные мероприятия, посвященные 79 годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады. С днем полного снятия блокады Ленинграда! Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись.