При Петре I в столице появились трактиры, в которых в том числе подавали и кофе. В этой статье мы рассмотрим историю возникновения кофе в мире и в России, когда это произошло и как. Потребление кофе в России — 1,5 кг на человека в год, после развала СССР оно выросло в 7 раз и опередило традиционного лидера — чай. Кофе впервые появился в России в 1665 году, когда придворный лекарь Самюэль Коллинс прописал его царю Алексею Михайловичу от насморка и головной боли.
История кофейной культуры в России: часть первая
Поставки кофе продолжались в Россию, и уже в XVIII веке появились первые кофейни. Употребление кофе массово началось в России по воле первого императора – Петра I. После визита к бургомистру Амстердама российский император пристрастился к бодрящему напитку, а по возвращению на родину – издал указ, гласящий о том. В конце XVIII века статьи, восхваляющие кофе, появились в известных изданиях, таких, как "Экономический магазин" и "Всеобщее и полное домоводство".
Когда в России начали пить кофе?
Сам напиток кофе появился в Европе в конце XVI века, а в Россию его привез Петр I, который и сам-то в первый раз испробовал его будучи в Голландии. Что интересно, несмотря на крайне сложную финансовую ситуацию в стране в 90-х, именно тогда Россия вошла в первую десятку стран-потребителей кофе. Кофе обрел свою популярность в России лишь после русско-французской войны.
Природный анальгетик и модный напиток: Главархив рассказал об истории кофе в России
Запустили его в 2014 году, когда особо и маркетплейсы не были развиты и в принципе не было особого понимания у людей, что можно заказывать свежеобжаренный кофе в интернете, и тебе будут доставлять до квартиры. Мы вкладывали в него очень много усилий и с точки зрения Ай-Ти-решений. С 2016-18 года начался достаточно быстрый рост интернет-магазина, он усилился в 2020 году, когда был ковид. Фото: ИА «Сусанин» Ну а в интернет-магазине у нас получилось следующее. Рынка как такового тоже всё ещё не существует. На сегодняшний день у нас получается примерно 55-60 тысяч розничных заказов в месяц через наш интернет-магазин. Мы отгружаем кофе каждый день в полторы тысячи городов России. С точки зрения логистики и способов доставки там тоже достаточно большая работа проведена, поэтому отчасти и результаты такие.
Но опять же, это не потому, что мы огромные, а потому что продукт настолько нишевый и узкоспециализированный, что мы стараемся в принципе делать так, чтобы этот рынок существовал, и он становился больше. Конечно, сейчас существуют маркетплейсы, и там тоже стало много кофе, но рынок, действительно, пока ещё не очень большой, и хочется прилагать все усилия для того, чтобы он формировался. В чём конкретно идея существования компании сейчас? Должно быть что-то ещё. Как по пирамиде Маслоу, ты сначала должен базовые потребности удовлетворить, а потом ты начинаешь думать — а для чего это делаю, начинаешь какие-то дополнительные вопросы себе задавать, хочешь, чтобы вокруг мир лучше становился. Мне кажется, что в России, даже несмотря на то, что сейчас происходит, можно сделать так, чтобы этот рынок в значительно лучшую сторону отличался по сравнению с той же самой Европой. Каждый день собираем заказы, каждый день обжариваем и отгружаем; то есть мы начинаем день — на складе ноль, заканчиваем день — на складе ноль.
При этом почему люди покупают необычный спешелти-кофе свежей обжарки? Потому что это классный вкусовой опыт, это продукт другого уровня. Поэтому если коммерческие производители, как правило, сужают ассортиментную линейку, спешелти-производители расширяют предложения, которые у них есть. У нас сейчас порядка 60-70 лотов есть в прайсе, которые постоянно ещё ротируются и которые мы обжариваем. В итоге мы получаем: 70 лотов, каждый может быть обжарен и упакован по килограмму, 2 кг, 250 грамм, или молотый. И нет склада, и нужно отгружать каждый день. В итоге задачка перед нами стояла в том, как умудриться расти.
Если умножить количество лотов на все модификаторы, мы получаем 600 SKU товарная позиция, артикул - прим. Как производить каждый день 600 SKU без склада, чтобы он не «старел», и при этом ещё умудряться делать это эффективно? Последние лет пять мы активно старались решить эту проблему, а именно — придумать, перепридумать. Обычно это очень ручная работа, но зато все офисные процессы, все заказы, все процессы распределения этих заказов, контроля качества на производстве, какую пачку в какую коробку положить, кому что отгрузить и так далее — у нас теперь очень неплохо автоматизированы. И над этим работает куча программистов; есть много самописных систем, которые делают сквозную прослеживаемость буквально до пачки. Например, вы покупаете пачку кофе у нас в магазине. Она к вам приходит в Москве.
На каждой пачке есть индивидуальный qr-код, по которому можно отследить всю цепочку производства продукта вплоть до фермера: кто и в какое время обжарил зерна, на каком ростере, в какое время и откуда поступили зелёные зёрна. Пока не встречал, чтобы кто-то реализовал подобное, потому что это достаточно сложный процесс. Фото: ИА «Сусанин» И к чему я это всё рассказываю? К тому, что во всём мире получается следующим образом. Спешелти-обжарщики расти не могут, потому что при росте объёмов они нанимают больше людей. Например, в Европе средняя зарплата в разы выше, чем у нас. Это всё накладывается на стоимость упаковки, и цены получаются кратно больше.
Например, мы берём «Бразилию» коммерческую и «Бразилию» от какого-нибудь спешелти-обжарщика. Может в пять раз отличаться стоимость. Поэтому это такой естественный ограничитель роста. Чем отличается наша страна? Первое, у нас один из самых высоких уровней образования в мире. С точки зрения того, сколько у нас программистов, сколько у нас думающих людей, сколько у нас людей, которые вообще классно логически мыслят, мне кажется, наверное, нет больше таких стран. Особенно с таким уровнем зарплат, который в России.
Это не повод для гордости, но это реальность, которая существует. И тогда перед нами открываются намного более широкие возможности, чем перед обжарщиками спешелти-кофе в Европе. Большинство средних европейских обжарщиков обжаривают порядка 3-5 тонн кофе в месяц. Мы обжариваем около 200 тонн в месяц. У нас есть куча дружественных компаний других обжарщиков, которые тоже десятки тонн обжаривают.
Для сравнения: говядина тогда стоила примерно 6,4 рубля за 16 килограмм, пресноводная рыба — 4 рубля за 16 килограмм. С возвращением моды на кофе возвратились и старые правила по содержанию кофеен, теперь там снова можно было подавать только напитки и пирожные. Те, кто нарушал правила, могли получить уведомление от городских властей, где сообщалось о необходимости закрыть заведение. Подобная история произошла с купцом Павлом Гордеевым в 1820 году. Он содержал кофейню в «Серебряных банях» сейчас — район Серебряного бора , и по словам секретного агента Кобылинского, в его заведении: «Был буфет с чайными чашками и разного рода посудою.
Были также и жаренные съестные припасы, а в мазанной печи был котел, а в нем непрестанно кипятилась вода». Во второй половине XIX века кофе подешевел, поэтому несколько предпринимателей открыли кофейни, где подавали обжаренный кофе, который раньше ввозили из-за границы. Согласно сохранившимся документам, в конце 1870-х годов в Москве такие кофейни держали гражданин Франции Луи Бежо и подданная Бельгии Анна Брюно. Крупные компании по производству кондитерских изделий также содержали свои кофейни, например, Товарищество фабрик А. Сиу и К. В начале XX века в Россию ежегодно ввозили кофе на шесть миллионов рублей.
Некоторые горожане в целях экономии придумывали свои варианты кофе. Например, на основе цикория, порошка желудей и свеклы, а для вязкости добавляли в получившийся отвар ячменную муку и корни одуванчика.
Всем тогда хотелось соответствовать моде, так что приходилось проявить изобретательность. Нужно отметить, что кофе в первой половине XIX века был дорогостоящим продуктом, который не все могли себе позволить купить на развес. Самым дорогим считался сорт «ливанский мокко» по 28—30 руб за 16 килограмм. Самым дешевым был бразильский по 17 рублей за 16 килограмм. Для сравнения: говядина тогда стоила примерно 6,4 рубля за 16 килограмм, пресноводная рыба — 4 рубля за 16 килограмм. С возвращением моды на кофе возвратились и старые правила по содержанию кофеен, теперь там снова можно было подавать только напитки и пирожные. Те, кто нарушал правила, могли получить уведомление от городских властей, где сообщалось о необходимости закрыть заведение. Подобная история произошла с купцом Павлом Гордеевым в 1820 году.
Он содержал кофейню в «Серебряных банях» сейчас там находится район Серебрянического переулка , и по словам секретного агента Кобылинского, в его заведении: «Был буфет с чайными чашками и разного рода посудою.
Чтобы приобрести его, люди выстаивали огромные очереди. На сегодняшний день, объём операций связанных с продажей и покупкой кофе во всем мире занимает второе место, уступая лишь нефти. Сумма продажи его во всем мире каждый год превышает 2 миллиарда долларов! Для нас покупка кофе — это обычное дело, он продается практически везде: в киосках, на рынках, в супермаркетах и т. На этот напиток существует огромный спрос, практически у каждого человека и дома, и на работе есть баночка. Большое количество разных фирм предлагают кофе разных сортов и степеней обжарки, цены тоже очень разнятся.
В действительности, покупая недорогой напиток в обычном, не специализированном месте, есть возможность купить товар невысокого качества.
История кофейной культуры в России: часть первая
До сих пор помню смесь горечи, молока и сахара и запах специфический, не передать. Из ячменя делали такой «кофе» для народа. А настоящий только обкомовцы могли потреблять. Это был дефицит. Позже в обиходе попадал растворимый ужасного качества, но сравнить было не с чем и мы радовались. Запах кофейных зерен я познал только в начале 70-х. Ездил в патентную библиотеку в Москву в командировку, зашел случайно в центре в крутой магазин. Запах помню до сих пор! В Тюмени даже понюхать у меня ни разу не было возможности за свои в то время 25 лет, — рассказывает Бухвалов. Сестра его купила, и мы пошли вместе на кухню обжаривать и молоть. Получилось невкусно, и мы больше вьетнамский кофе не покупали.
А эспрессо первый раз в жизни я попробовал в Ялте, оказалось очень вкусно, но на вторую чашку денег было жалко. Мне было уже 30, — вспоминает Георгий Баженов. В Тюмени, как и в других небольших городах, были суррогаты: кофейные напитки из цикория, ячменя и желудей, а в позднем СССР появился индийский растворимый кофе в знаменитых круглых банках. Импортный кофе в позднем Советском Союзе в основном был таким. RU Популярность кофе в 60-х и 70-х годах снова начала расти — на это влияли фильмы, в которых герои пили его чаще, чем чай, а кроме того, постепенно повышался уровень жизни. Советский человек уже мог и хотел позволить себе что-то необычное. Кофе поставляли из стран развивающегося мира, с которыми у СССР были особые отношения. Растворимый кофе на предприятиях иногда выдавал профсоюз, но количество банок всегда было ограничено, так что приходилось тянуть жребий. Рассказывают, что в Тобольске в начале 80-х годов из-за кофе даже произошел политический скандал.
Этот «котик» был отнюдь неглупым, он выбирал только самые спелые и вкусные ягоды, не ел ни гниль, ни зелень. И люди заметили, что в его организме проходит процесс ферментации и что если переваренные ягоды помыть и сварить кофе, получается очень вкусно. Но что происходит сейчас? Понятно, что эти зверьки, которых специально держат на плантациях, не могут есть только лучшие ягоды, которые они выбирают сами. На фермах их кормят всем подряд — и зеленым, и испорченным зерном. Так что сорт лишился своей сути, сейчас это просто хороший маркетинговый ход. Это отборная арабика. Ягоды растут на плантациях на высоте не меньше 1000 метров. Собираются только спелые и здоровые ягоды, которые по-особому обрабатываются. На мешках с этим кофе указывается не только страна произрастания, но и название плантации и иногда даже имя фермера. Есть организация, которая все это регулирует. Так и называется — Specialty Coffee Association. Она контролирует все процессы — от выращивания зерен и их обработки до правильного хранения и приготовления. Вообще же, если говорить про очень дорогой кофе, то причин высокой цены может быть две — либо это маркетинг, как в случае с «копи лювак», либо это очень большие затраты на производство сырья. А где лучше не покупать кофе? Весь хороший кофе оттуда скупают европейцы, он идет на экспорт. А то, что остается, вряд ли можно назвать качественным. Лучше всего, кстати, покупать кофе не в магазинах, а в кофейнях.
Плоды этого дерева стали ему интересны после исследовательской поездки в Египет. Через 25 лет в Риме появилось первое кафе, открытое представителем Папы Римского, прожившим долгое время в Иране. Это был ошеломляющий дебют, после которого Марсель и любимая многими Венеция взялись за развитие кофейного мастерства. К середине XVII века в Европе не было горожан, которые не смогли бы по достоинству оценить чудодейственный напиток, несмотря на то, что врачи во многих случаях не рекомендовали его употребление. Интересно то, что некоторые кофейни до сих пор сохранились. Достаточно вспомнить знаменитую кофейню «Кафе Флориан», расположенную на площади Сан-Марко в Венеции. Она была открыта в 1720 году и работает до сих пор. Желая объявить его «нечистым», служитель Господа решил испробовал его. Священнослужитель настолько был очарован напитком, что не смог наложить на него запрет. Первая кофейня в Англии была открыта турком Паска Рози в Оксфорде в 1659 году. После чего английские лекари повсеместно советовали пить ароматный напиток, назначая его при истериках, при желудочных заболеваниях, а также в случаях, когда необходимо было стимулировать умственную работу. Мало кто знает о том, что история кофе в Великобритании хранит в себе память и о курьезных случаях. Известно, что в 1674 году посещать кофейни разрешалось только мужчинам. В результате женщины подготовили серьезную петицию, в которой осуждали употребление кофе, из-за которого «мужья стали евнухами, а галантные кавалеры потеряли свою галантность». Мужчины, узнав о такой петиции, выступили ярыми защитниками оклеветанного напитка. Взволнованный Карл II, ознакомившись с женской петицией, издал указ о закрытии всех кофеен. Но указ не был исполнен, так как правитель быстро его отозвал, опасаясь волны недовольства среди представителей сильного пола. История кофе в России Распространение кофейного напитка приходится на времена правления Петра I.
Человекомолка Буниатян, энергичный мужчина невысокого роста в мешковатом костюме встречает в своём небольшом светлом кабинете и сразу протягивает руку. Говорит усталым голосом, осторожно подбирая слова и, когда слышит вопросы о деньгах, перестаёт улыбаться. Ни одного года», — строго, почти по слогам произносит предприниматель. В начале пути пределом мечтаний партнёров были 30-40 магазинов. Сейчас на компанию работают 1300-1400 человек, количество точек дошло до 300, половина открыта по франшизе. Как это вышло? Первые 5 лет компания развивалась только в Москве, исключительно в торговых центрах: во-первых, привлекала большая проходимость, во-вторых, не нужно было тратиться на рекламу. Посмотреть в сторону регионов заставили конкуренты: в 2002 году на рынок Санкт-Петербурга вышла «Унция», также торговавшая чаем, затем появилось «Море чая» и другие. Первыми франчайзи в Москве стали старые партнёры по оптовому кофейному бизнесу. Но они быстро разочаровали — работали по заветам 90-х, «выжимали» сотрудников, некоторые даже продавали просроченный товар. Тигран и Артур быстро решил брать во франчайзи только воспитанников самой компании — менеджеров и других преданных бренду сотрудников. Многие из них хотели заниматься предпринимательством, но, как оказалось, даже не отличали доход от прибыли и уводили точку в минус. Чтобы такого больше не случалось, Буниатян перераспределил все управленческие функции: франчайзи «Кантаты» общаются с проверяющими органами и ведут бухгалтерию, а головная компания диктует, как разложить товары на полках, какое выбрать помещение, и даже сотрудников не нанимают без согласования с офисом в Москве — все новые консультанты должны пройти обучение, и чем меньше у них опыта — тем лучше. В 2012 году «Кантата» заняла девятое место в списке лучших работодателей в России, обогнав PepsiCo. Но затем количество франчайзинговых магазинов увеличилось, и начались проблемы. Но оценка самой «Кантаты» на одном из крупнейших сайтов для отзывов на работодателей не дотягивает даже до тройки. Сотрудники жалуются на тяжёлые условия труда «Понятия "обед" не существует вообще — ты ешь на корточках под прилавком, пока нет покупателей» , вмешательство работодателей в личную жизнь, обязанность консультантов выкупать просроченный товар за свой счёт. А также на лицемере: «Вы постоянно должны улыбаться. Это не шутка. Вы должны лыбиться, как Джокер… Лыбиться и впаривать чай… Без чая не должен уйти никто. Вы должны предлагать чай от поноса, от золотухи, от перелома костей и ещё бог весть от чего». На вопросы об обиженных сотрудниках и недовольных клиентах Буниатян реагирует болезненно и даже меняется в лице. Он называет это ошибками роста и утверждает: его номер есть в общей базе контактов компании, каждый сотрудник может высказать ему своё недовольство лично, но звонки приходят редко.
Всемирный день капучино. Как Петр I в Россию кофе привез
Реклама кофе в журнале «Огонек». Источник: Pinterest Стоит особо остановиться на традиционно русских способах приготовления кофе. Как и чай, кофе варили в специальном самоваре, который представлял собой сосуд цилиндрической формы, нижняя часть которого была декорирована фигурной решёткой отверстие для циркулирования воздуха , кран с фигурным репейником, а внутри на трубу-жаровню надевалась съёмная рама, к которой подвешивался холщовый мешочек для молотых кофейных зёрен. На рубеже веков из Европы были заимствованы новые приборы для приготовления чая и кофе — бульотки от франц. Традиционный русский «самовар» для кофе.
Источник: Pinterest В заключении приведём рецепт традиционного «русского кофе» опубликованный в 1900 году придворным поваром Ю. Михайловым в его книге «Здоровый домашний стол». Заваривают крутым кипятком и затем кипятят. Несколько раз кипячёный таким образом кофе ставится на 5 минут вдали от огня, чтобы дать возможность осесть гуще.
Очень хорошо осаждается гуща, если в самый кофейник бросить раскалённый уголь. Затем кофе осторожно разливается, чтобы не взболтать гущу». Мария Молчанова.
Сестра его купила, и мы пошли вместе на кухню обжаривать и молоть. Получилось невкусно, и мы больше вьетнамский кофе не покупали. А эспрессо первый раз в жизни я попробовал в Ялте, оказалось очень вкусно, но на вторую чашку денег было жалко. Мне было уже 30, — вспоминает Георгий Баженов. В Тюмени, как и в других небольших городах, были суррогаты: кофейные напитки из цикория, ячменя и желудей, а в позднем СССР появился индийский растворимый кофе в знаменитых круглых банках. Импортный кофе в позднем Советском Союзе в основном был таким. RU Популярность кофе в 60-х и 70-х годах снова начала расти — на это влияли фильмы, в которых герои пили его чаще, чем чай, а кроме того, постепенно повышался уровень жизни. Советский человек уже мог и хотел позволить себе что-то необычное.
Кофе поставляли из стран развивающегося мира, с которыми у СССР были особые отношения. Растворимый кофе на предприятиях иногда выдавал профсоюз, но количество банок всегда было ограничено, так что приходилось тянуть жребий. Рассказывают, что в Тобольске в начале 80-х годов из-за кофе даже произошел политический скандал. Намечалось повышение цен на кофе, и за несколько дней об этом сообщили высшему партийному руководству города, видимо, чтобы дать возможность партфункционерам закупить его подешевле. RU, Полина Авдошина Кофе, который подавали в местных ресторанах и кафе, как вспоминают современники, был не таким вкусным и крепким, как в столичных заведениях, куда провинциалы старались попасть при возможности. В Москве и Ленинграде даже были настоящие кофейни. Об этом рассказывает Евгений Минулин. Там было два зала.
В большом стояли, наверное, пять огромных американских кофейных машин. За каждой — буфетчица. К каждой — небольшая очередь. За спинами буфетчиц — огромные кофемолки, в которые кофе высыпали из бумажных мешков размером с картофельные.
Вторая волна: из элит в массы До XX века люди жарили кофе дома.
Конечно, наработки методов обжаривания зеленого зерна были и раньше, но именно после Первой мировой войны, с развитием электричества а значит, с появлением источника, который может крутить барабан промышленная обжарка вышла на первый план. Набирали популярность кофейные компании: например, самой популярной в Америке к 1925 году стала компания Maxwell House. Реклама кофе в газете 1921 года Если раньше основной проблемой было как-то пожарить кофе дома и не пережарить его , затем смолоть и приготовить, то теперь люди могли купить уже готовый обжаренный продукт, причем кофе стало так много, что позволить его себе мог каждый. Из нерешенных проблем оставался только метод приготовления. Почву для создания устройства, которое сварит кофе быстрее и вкуснее, готовили с XIX века, но аппараты выходили очень неудобные: они могли достигать размеров шкафа, а вероятность возгорания превышала допустимые нормы.
И вот ближе к XX веку за изобретение кофемашин берутся итальянцы. В 1884 году Анджело Мориондо патентует паровой аппарат нового типа, как было заявлено, для «мгновенного приготовления кофейного напитка». Главным новшеством стал бойлер, который существенно ускорял весь процесс. Устройство впервые представили на местной выставке в Турине, но запустить массовое производство не удалось. Другой итальянец, Луиджи Беццера, усовершенствовал прототип соотечественника, но продал свое изобретение.
Затем были Франческо Илли, Акилле Гаджиа и др. Кофемашина Беццеры Итальянцы создали кофейный аппарат, который всё еще сложно было запихнуть на кухню, но запросто — в ресторан или кофейню. Спрос на кофе начал расти еще активнее, а благодаря принципу работы кофемашины, где горячая вода под давлением пускалась в молотый кофе, готовился эспрессо, который стал основой для большинства кофейных напитков, известных сегодня. Именно эспрессо-машины способствовали популяризации напитков на основе эспрессо с добавлением молока. Кофе начали пить все: капельный кофе дома капельный способ характерен для американского и скандинавского потребления , на основе эспрессо в кофейнях и ресторанах; набирал популярность растворимый кофе американский химик Джордж Констант Вашингтон в 1906 году изобрел и запатентовал способ массового производства растворимого кофе.
Не смотрите на логотип Сам эспрессо был жестковат на вкус, так как приготовление под давлением означало выжимку большого количества концентрированных масел, и рецепторы не каждого человека были способны воспринять это. Поэтому эспрессо разбавляли водой, молоком, добавляли сиропы, сгущенку и много чего еще. Бум потребления пришелся на середину XX века. Основной мотив выпить чашку кофе — это взбодриться. В итоге люди пьют очень разный кофе, сладкий, с молоком, сиропами и, конечно, алкоголем.
За слоями молока и сиропов эспрессо не особо заметен, причем речь как о преимуществах вкуса, так и о недостатках. Стран, где кофе чаще всего пьется в чистом виде, осталось не так много: Америка, Италия, некоторые страны Азии. Третья волна: осознанное потребление ХХ век — наше время Предыдущие волны — это знакомство с кофе и его распространение. Те страны, где кофе пился давно, например Турция, старались украсить вкус кофе специями и другими добавками. Остальные употребляли кофе как продукт для стимуляции организма.
Из-за того, что в странах потребления кофейные деревья не росли, по сути, финальный потребитель получал в чашке ровно то, что ему давали. Выбора как такового не было, отсюда всевозможные эксперименты с добавками. Те же, кто очень любил кофе в чистом виде, были вынуждены привыкать и горячо любить не самый качественный, зачастую рандомный вкус. Удивительно, но более чем за 1000 лет существования кофе никто не позаботился о том, чтобы сделать его вкуснее до момента обжарки. Интерес к кофейному продукту во всем мире заставил некоторых людей относиться к нему как к вину.
Он использовал кустарный метод сбора, обращал внимание на регионы произрастания зерна. Именно такой экологический, экономический и в целом осознанный подход к кофе потом назовут «специальным». Этим словосочетанием она обозначила зерна кофе с превосходным ароматом, выращенные в специальном микроклимате. Энтузиасты предложили выделять более качественный кофе в отдельную категорию, ведь до этого времени у такого зерна не было никакой классификации. Некоммерческая организация скрупулезно относилась ко всем этапам произрастания кофе: от почвы и условий произрастания до обработки, транспортировки, обжарки и приготовления.
Вкус — самый важный параметр, который раскрывает успех всех предыдущих этапов. Широко распространенное определение спешелти кофе — это кофе, набравший 80 баллов или выше по 100-балльной шкале Q.
Кстати, в это время в определенной степени кофейной одержимостью «заболела» и Анна Иоанновна. Своей любовью к кофе славилась и Екатерина II.
Она пила очень крепкий кофе, настолько, что ее секретарь, Яков Козьмин, придя к ней с мороза, был угощен чашкой ароматного напитка от самой императрицы, дабы согреться. Чтоб Вы знали, существует мнение, что на 5 чашек кофе придворные Екатерины использовали 400 гр. И помимо того, как согреться, бедолага едва не помер от сильного сердцебиения. А вот народ кофе полюбил не сразу.
Напиток называли проклятым, творением дьявола, пить кофе означало отворачиваться от Бога.
Когда кофе появился в России?
Первые из них, естественно, появились в столичном Петербурге. В 1724 по указу Петра I тут было открыто 15 трактиров для иностранцев, привыкших к кофейной традиции. Страстной поклонницей этого напитка была Анна Иоанновна: каждое утро она непременно начинала с чашки кофе, подаваемой прямо в постель. Тогда же была осуществлена регламентация всех питейных заведений, в том числе и кофеен, в которых разрешалось подавать «одно кофе, чай, шеколад и табак».
Первой кофейней такого рода стал трактир Доминика Риц Апорта на Невском проспекте, находившийся в здании лютеранской церкви Петра и Павла. Источник: Pinterest Екатерина II отличалась ещё большей любовью к кофе, причём напиток должен был быть особенно крепким: она выпивала до 5 чашек каждое утро, на которые уходило около 400 грамм молотых зёрен, зато потом императрица чувствовала себя бодро и энергично в течение всего дня. Известен забавный случай, когда к императрице пришёл с докладом её секретарь Яков Козьмин.
Был сильный мороз, и царица, желая помочь согреться своему подданному, предложила ему чашку крепкого кофе. Однако, эффект был обратным: бедолаге стало настолько плохо, что он чуть не скончался от сильного сердцебиения. В это же время популярным развлечением становится гадание на кофейной гуще, первое упоминание о котором датируется 1747 годом.
В отличие от других колдовских способов, такой вид гадания считался менее предосудительным, а к 1760-м годам появляются даже печатные книги с наставлениями для гаданий. В знаменитом сатирическом журнале Новикова «Живописец» сообщалось о лёгкости, с которой можно «целый лист госпож, девиц и мужчин предъявить, кои при приключившихся случаях за кофейницами посылают». Существует ещё одна легенда, что в 1799 году император Павел I принимал у себя цыганку, которая якобы нагадала его скорую кончину.
Ему приписывали удивительные лечебные свойства: «…осушает любой насморк и излечивает простуду, избавляет от ветров, укрепляет печень; превосходное средство против чесотки и порчи крови; облегчает сердце и жизненно важное биение такового, приносит облегчение страдающим болями в желудке и отсутствием аппетита». Купец Витсен помимо прочего занимался экспортом кофе из портов Индийского океана, прежде всего из Мохи, йеменского порта, от имени которого происходит название одного из самых знаменитых сортов кофе — «мокка». Почти весь последующий 18 век большая часть кофе попадала в Россию через голландских купцов. Вернувшись обратно на родину, Пётр издал специальный указ, в котором велел всем подданным пить кофе и в частном порядке, и на официальных ассамблеях. Позже его стали предлагать даже посетителям Кунсткамеры: «Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компаниею смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе либо рюмкою водки…». На подобное угощение ежегодно из казны отпускалась значительная по тем временам сумма — 400 рублей.
В 1724 году по указу Петра в столице открыли трактиры для иностранцев, где подавали в том числе кофе. Первая кофейня появилась в Петербурге в 1740 году. Кофейные дома держали выходцы из Германии, Англии, Голландии и других стран Европы. По западному обычаю напиток заваривали в медных или жестяных кофейниках, фильтровали и пили либо без добавок по-немецки , либо с медом, шоколадом или сахаром, непременно украшая взбитыми сливками по-венски.
В Японии в честь него появился праздник. Отмечают День кофе 1 октября. Япония занимает третье место по количеству потребления этого напитка. Существует животное мусанга, которое питается только зернами кофе, а из его экскрементов затем готовят напиток. Он, кстати, является самым дорогим в мире.
Смертельная доза исчисляется 100 чашками в сутки. Если выпить такое количество, то сердце человека не выдержит. Кофе, если в него не добавлять сахар, сливки и молоко, - абсолютно бескалорийный напиток. Когда в России появился этот напиток, люди не сразу его признали. Поэтому сторонники Петра I стали придумывать истории про него, чтобы он стал популярным. Чашечка кофе не повредит никому. Считается, что безопасно выпивать в день не более 500-600 мл, то есть примерно 3-4 чашки объемом 150 мл. Употребление напитка является профилактикой болезни Паркинсона, слабоумия, а также кофе, являясь сильным антиоксидантом, препятствует образованию раковых клеток. Кофе применяется в косметологии.
В некоторых странах принимают ванны с ним, чтобы кожа стала упругой. Также существует множество рецептов скрабов и масок на основе молотых зерен. Этот напиток тормозит развитие желчекаменной болезни. Он также может вызвать изжогу. Причиной этому является кислота, содержащаяся в нем. Еще некоторые факты о чудесном напитке Растворимый кофе, который сейчас доступен и распространён во всех странах мира, изобрел Джордж Вашингтон еще в 1910 году. В давние времена считали, что напиток обладает лечебными свойствами. Известны интересные факты о кофе. Например, то, что его употребляли в качестве лекарств для предотвращения болезней желудка, кишечника, чтобы успокоить нервную систему.
Только с расцветом торговли в годы НЭПа удалось частично восстановить прежнюю любовь к этому напитку. И даже серия рассказов «Ленин и кофе» по аналогии с «Ленин и дети» не спасла «росу бодрости». Послевоенная хрущёвская «оттепель» вернула кофе массовому потребителю, разрешив его свободную продажу — правда, ненадолго. Как и чай, он вскоре стал весьма дефицитным продуктом, а заменителем его стал более дешёвый цикорий или такие специфические напитки как желудёвый или ячменный кофе. После надоевших советскому потребителю кофезаменителей, к 1991 году в продаже появился растворимый кофе колумбийского или бразильского производства. Этот тренд сохраняется в повседневной массовой культуре до сих пор. Реклама кофе в журнале «Огонек». Источник: Pinterest Стоит особо остановиться на традиционно русских способах приготовления кофе. Как и чай, кофе варили в специальном самоваре, который представлял собой сосуд цилиндрической формы, нижняя часть которого была декорирована фигурной решёткой отверстие для циркулирования воздуха , кран с фигурным репейником, а внутри на трубу-жаровню надевалась съёмная рама, к которой подвешивался холщовый мешочек для молотых кофейных зёрен. На рубеже веков из Европы были заимствованы новые приборы для приготовления чая и кофе — бульотки от франц.
Традиционный русский «самовар» для кофе. Источник: Pinterest В заключении приведём рецепт традиционного «русского кофе» опубликованный в 1900 году придворным поваром Ю. Михайловым в его книге «Здоровый домашний стол».
История происхождения кофе
Сам напиток кофе появился в Европе в конце XVI века, а в Россию его привез Петр I, который и сам-то в первый раз испробовал его будучи в Голландии. В России же исторически компот пили, чай, а кофе появился относительно недавно. Более 580 миллионеров появилось в России за сутки благодаря новогоднему тиражу "Русского лото". Кофе в России появился в начале XVIII века, во время правления Петра I, европеизировавшего страну.