В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. От этого сравнения литературы с гротеском один шаг до понимания литературного произведения как гротеска. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРОТЕСК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова – Щедрина, выражается в том, что животные существуют в качестве людей.
Гротеск в поэзии Кальпиди
Многие признаки гротеска, выделяемые современными исследователями, обнаруживаются и в фантастике. Гроте́ск — способ художественного формообразования, жанр в искусстве, в котором комически или трагикомически обобщаются и заостряются жизненные отношения посредством. В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на «принцип правдоподобия», на искусство педантичной верности «природе». В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые, однако многие литературоведы, например, Алексей Бушмин, опровергли этот стереотип.
Литература. 10 класс
Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье. Давайте разберемся, что такое гротеск в литературе, как он появился и почему не теряет актуальности на протяжении веков. Под гротеском в литературоведении понимают один из способов сатирического изображения в жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического.
Гротеск в поэзии Кальпиди
Росписи большей частью располагались на сводах полузасыпанных землёй помещений итал. В дальнейшем причудливые орнаменты из растительных побегов, маленьких фигурок, маскаронов , описанные Дж. Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», получили распространение в разных видах искусства, а термин — более широкое толкование. Основная статья: Гротеск орнамент Ренессансные гротески коллаж Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента , в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы, имеющие, как правило, причудливый либо фантастический характер. Подобные мотивы разрабатывались в искусстве итальянского Возрождения на основе античных орнаментов [2]. Так, гротески присутствуют в многочисленных росписях, созданных Рафаэлем и его учениками Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце , римские виллы Фарнезина и Мадама [3]. За пределами Италии гротеск также стал излюбленным жанром художников маньеризма. Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты , экспрессионисты , сюрреалисты [4]. В литературе[ править править код ] Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности.
Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; обычно образы гротеска несут в себе трагический смысл.
Думается, что социально-обобщающая функция фантастики зависит не от «вида» гротеска, а от того, как эта фантастика используется, выявлению каких противоречий подчинена. Односторонним, чересчур категоричным представляется мне и такое утверждение автора книги: «То, что в гротеске выступает как необычное, взаимоисключающее, странное, отражает — через длинный ряд эстетических опосредствовании — реальную необычность, реальную «разорванность» стр. Да, необычное в гротеске может отражать и зачастую отражает реальную необычность, реальную «разорванность». Но нередко бывает и наоборот, когда оно отражает реальную обычность чего-либо, взрывая ее при этом изнутри, обнажая ее истинную сущность. В данном случае нет возможности остановиться на некоторых других, спорных вопросах художественной структуры гротеска это предмет особого разговора. И все же об одном из них, хотя бы кратко, необходимо сказать. Я имею в виду вопрос о границах гротеска.
В начале своей книги Ю. Манн, как уже говорилось, подчеркивает, что для гротеска «характерна» фантастика стр. Однако на следующей же странице он утверждает, что «возможен гротеск и без фантастики» стр. В подтверждение этого исследователь ссылается на повесть Герцена «Доктор Крупов». Манн пишет: «В том неожиданном ракурсе, который предложил нам писатель, мы по-иному смотрим на обычные — и, в сущности, ничего не утратившие в своей обычности — предметы. Гротескное создается здесь без помощи фантастики, путем смелого сближения разных планов, развития и аргументации парадоксальной точки зрения Крупова на историю» стр. Итак, получается, будто бы для возникновения, создания гротеска вполне достаточно«неожиданного ракурса», «парадоксальной точки зрения». Но ведь тем самым автор вступает в противоречие с другими положениями книги, согласно которым гротеск предполагает нарушение «вида естественных произведений» природы стр.
Аналогичное недоумение возникает и при ознакомлении с таким тезисом: «Мольер своими гиперболами и самим принципом гиперболической обрисовки характеров в известной мере близок к гротеску» стр. Ведь если Мольера считать «близким» к гротеску, тогда «близкими» к нему окажутся и все другие писатели-сатирики, прибегающие к гиперболе, к гиперболической обрисовке характеров, а различие между гиперболой и гротеском вообще исчезнет. И хотя затем автор говорит о «неразвитости» гротеска у Мольера, вопрос о соотношении гиперболы с гротеском, о границах гротеска не становится более ясным. Как видим, книжка Ю. Манна не свободна от положений спорных или недоработанных. Да это и естественно. Слишком уж сложен и многогранен гротеск, слишком не исследован! В целом же впечатление от работы Ю.
Манна — безусловно положительное. Поставленную перед собой основную задачу — «дать общее теоретическое понимание гротеска, охарактеризовать его место в реалистической литературе» — автор, несомненно, выполнил. И не беда, что некоторые стороны специфики гротеска остались на сей раз вне поля зрения исследователя например, вопрос о своеобразии гротеска в различных поэтических родах, об особенностях литературного гротеска по сравнению с гротеском изобразительным или музыкальным и т. Надо надеяться, что Ю. Манн не ограничится сделанным, продолжит разработку избранной темы, и через несколько лет читатель будет иметь не только настоящий «очерк», но и солидную монографию, в которой история и теория гротеска будут рассмотрены досконально, со всех сторон. Schneegans, Geschichte der grotesken Satire 1894 ; W.
В мировой литературе данный прием известен с античных времен, и его черты можно найти в произведениях Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Гофмана, Н.
Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. Булгакова, М. В русской культуре особая роль в формировании и использования гротеска принадлежит Н. Гоголю, который соединил свойства разных типов гротеска - карнавального, романтического и реалистического. Для гоголевского гротеска характерны такие черты, как универсализация, связанная с нагнетанием однородных искажений здравого смысла и невероятных комбинаций в пределах одного образа, например, одна глупость следует за другой глупостью, отчего читателю гоголевских повестей неожиданно открывается, что лиц и событий иного порядка не будет и не может быть, что это унылое течение пошлости и есть жизнь. Смешное оборачивается грустным. Другим важным свойством гоголевского гротеска является «логика обратности», при которой недостойный персонаж счастливее достойного, а все моральные нормы ставятся с ног на голову. В то же время, соприкосновение, казалось бы, несовместимых явлений, например, низкого и высокого, не обязательно всегда выглядит комично, часто оно, наоборот, трагично.
Мотивы гротеска в литературе точно подошли для периода семидесятых годов советского времени, когда появились ножницы между социально-идеологическим языком вместе с соответствующей ему картиной реальности и тем, что эта реальность представляла на самом деле. Большинство авторов гротескного направления начинали как язвительные критики социального общества, но избранная ими поэтика подводила их к тому порогу, за которым — нередко помимо воли самих авторов — обнаруживалась противоречивость и проблематичность тех ценностей, которые они противопоставляли достижениями советской системы.
Было время, когда гротеск объявляли порождением идеализма и вообще отлучали от реалистического искусства.
Воюя с подобными утверждениями, Бертольт Брехт, один из прославленных мастеров реалистического гротеска, писал: «Не понятие узости, а понятие широты подходит реализму. Когда мы видим, в какой разнообразной форме можно описать действительность, мы убеждаемся, что реализм не сводится к формальному моменту. Очень опасно великое понятие «реализм» прикрепить к нескольким именам, какими бы знаменитыми они ни были, и превратить несколько форм в единственно возможный творческий метод».
Манн в своей книге, руководствуясь этим тезисом, убедительно показывает, что гротеск нисколько не «противоречит» реализму: он является не только правомерным, но и равноправным принципом типизации, существующим наряду с отображением действительности в рамках жизненного правдоподобия. Сопоставляя между собой романтический и реалистический этапы в развитии гротеска, автор книги приходит к выводу, что реализм был тем творческим методом, в недрах которого гротеск расцвел заново и достиг выдающихся художественных результатов. Если в творчестве романтиков гротесковые формы порой приобретали несколько абстрактный, самодовлеющий характер, то «реалисты, продолжившие борьбу романтиков за гротеск, с самого, начала связали этот принцип типизации с художественной правдой» стр.
В руках реалистов гротеск стал эффективнейшим средством социального исследования действительности. В то же время он явился важной формой углубленного анализа человеческой психологии. Манн, — принес с собой невиданную дотоле психологизацию гротеска, развил искусство воплощения в нем обычных и не приметных с первого взгляда душевных переживаний обыкновенных людей.
Гротеск глубоко погрузился в прозу жизни, в повседневный быт» стр. Специальную главу в своей книге автор посвящает анализу повести Гоголя «Нос». От общих рассуждений о сущности гротеска исследователь переходит к разговору сугубо конкретному.
Он наглядно демонстрирует построение гротескового произведения, показывает органичную связь фантастики с реально-бытовым планом повести, вскрывает те пружины, которые приводят в действие сложный художественный «механизм». В свое время Достоевский, подчеркивая влияние Гоголя на дальнейшее развитие русской литературы, говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». В наши дни В.
Каверин, процитировав эти слова Достоевского, пишет: «Теперь, в середине XX века, следовало бы добавить: «И из гоголевского «Носа». Это очень верно. В самом деле, именно «Нос» определил ту линию в развитии русского критического реализма, для которой характерно смелое использование гротесковых форм.
Вот почему развернутый анализ этой повести в теоретической работе о гротеске не только оправдан, но в известной мере и необходим. Разумеется, «конкретный» материал книги Ю. Манна не ограничивается «Носом» Гоголя.
Свои теоретические положения автор подкрепляет разбором произведений Свифта и Щедрина, Брехта и Маяковского, Пиранделло и Шварца. Выводы, к которым приходит исследователь, в большинстве своем интересны и убедительны. Нельзя, например, не присоединиться к Ю.
Манну, когда он пишет: «… гротеск возникает как стремление к крайнему обобщению, «подведению итогов», к извлечению некоего смысла, концентрата явления, времени, истории. Автор гротеска делает это не иначе, как путем предельного заострения, — до нарушения привычных связей, иначе говоря, до создания своего, особого, гротескного микромира, который способен вобрать в себя самое существенное из лежащих вне его огромных явлений» стр. Немало в книге и других справедливых замечаний и наблюдений относительно природы гротеска.
Так, в главе «Сущность гротеска» автор совершенно верно подчеркивает, что «алогизм гротескного сохраняет свою силу да и само право на существование лишь постольку, поскольку отражает реальную действительность, реальные закономерности» стр.
Вопрос 33. Гротеск и фантастическое в литературе.
Гроте́ск — способ художественного формообразования, жанр в искусстве, в котором комически или трагикомически обобщаются и заостряются жизненные отношения посредством. (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Однако в искусстве, перформансе и литературе гротеск может также обозначать нечто, что одновременно вызывает у зрителей чувство неловкой странности и сочувственной жалости. Что такое гротеск в литературе и примеры его использования. Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы".
Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе)
Гротеск в литературе Под гротеском в литературоведении понимают один из способов сатирического изображения в жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического. Литературные термины гротеск. Что такое гротеск в литературе и примеры его использования. Объясняем, что такое гротеск, зачем его используют в литературе и приводим примеры. ГРОТЕСК в литературе — один из видов типизации (преим. сатирич.), при к-ром деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов. Что такое гротеск в литературе и примеры его использования.
Значение слова гротеск – что это такое в литературе
История гротеска История гротеска берет свое начало в античной культуре. До наших дней сохранились немногочисленные уникальные образцы причудливых росписей домов знати Древнего Рима, обнаруженные в ходе археологических раскопок. Фрагмент росписи Дома Веттиев, I век После падения Римской империи в V веке искусство гротеска было утрачено на тысячу лет.
Гротеск в литературе и других видах искусства «Гротеск» — слово, имеющее несколько значений. Чаще всего о гротеске упоминают как о понятии из области литературоведения. Однако первоначально этот термин стали употреблять в архитектуре, а затем — в искусствоведении. Гротеск в искусстве Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок. Впервые это слово было употреблено в Италии в конце XV века после нахождения подземных комнат «Золотого дома» императора Нерона.
Салтыкова-Щедрина «История одного города» в вымышленном городе Глупове один градоначальник имел вместо мозгов приборчик, выдававший одну из запрограммированных фраз, а у другого была фаршированная голова.
Смешное и пугающее неотделимы. Это позволяет продемонстрировать свойственные жизни противоречия и показать остросатирические образы. К примеру, в стихотворении В. Маяковского «Прозаседавшиеся» присутствуют образы чиновников, разорвавшихся на два заседания сразу: «сидят людей половины», при этом главный герой, увидев это, восклицает, что их «зарезали, убили! Гротескные образы невозможно истолковать буквально. До конца непонятно, что они могут означать, поэтому они остаются непостижимы для человеческого разума и логики, благодаря чему сохраняют элементы загадочности. Примерами могут послужить образы из произведений Н. Гоголя «Нос», «Вий».
Гротескные образы свободно пересекаются и взаимодействуют с обычными. Гротеск «живёт» в составе реальности, что только усиливает комический и экспрессивный эффект. При этом часто персонажи ничуть не удивляются происходящим из ряда вон выходящим событиям. Можно вспомнить повесть М. Булгакова «Собачье сердце»: даже если люди и удивлялись превращению собаки в человека, все считали это вполне возможным научным прорывом, но никак не фантастикой. Может проявляться в виде композиционного контраста.
Стих — это устойчивая поэтическая единица […]... Его не знала античность. В начале XIX ст. Безобразные и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они восхищали людей мастерством художников, […]... Серков говорит о предрассудках, ханжестве и лицемерии. Только вместо критики этих, казалось бы, отрицательных качеств, он заставляет людей капнуть глубже, увидеть суть их вещей. Что это за предрассудки? Где ханжество и лицемерие? Где та черта, которая отделает хорошее от плохого? Другой вид комического — юмор, или веселый смех. Например, в рассказе А. И в каждой составляющей творчества Гоголя мы неизменно находим гротеск. Гротеск присущ художественному миру Гоголя как литературный прием, при котором часто преувеличивается не […]... Название гротесков получили орнаменты, найденные в конце XV в. На них человеческие фигуры и их части причудливо срастались с растениями, телами животных и фантастических существ. Прием был […]... С его слов можно понять, что именно с помощью фантазии и преобразования реальности он создал красоту. Гротеск — это литературный термин, который под собой понимает максимальное преувеличение, которое почти разрушает реальный образ. Ирония — это насмешка, которая скрыта. Она не передается прямым текстом, а находится в середине […]... Проблема роли искусства в жизни человека: примеры и аргументы ЕГЭ по русскому Я считаю, что искусство — это наш дар. Причем важно то, что это дар, который мы можем дарить, и который мы можем принимать. Искусство — это не просто рисунки, мелодии или странные скульптуры. Искусство передает внутренний мир человека, мудрость людей, частичку истины. Человек, который хоть немного увлекается искусством, всегда найдет, о чем поговорить. И говорить […]... Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Щедрин был великим мастером художественного преувеличения, заострения образов, фантастики и сатирического гротеска, то есть такого фантастического преувеличения, которое показывает явление реальной жизни в причудливой невероятной форме, но позволяет раскрыть их сущность. Каждый образ градоначальника в романе […]... Однако не всякое преувеличение является гротеском. Здесь оно имеет особый характер: изображаемое абсолютно фантастично, нереально, неправдоподобно и ни в каком случае не возможно […]... Гипербола и гротеск в сказке Михаилп Салтыкова? Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. Гоголя, создавшего сатирико философскую картину современного мира. Однако Салтыков Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял […]... Для описания русской истории в разрезе взаимоотношений народа с властью писатель использует такие приемы, как фантастику, гиперболу, гротеск. Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М. Сатира — род искусства, где гиперболизм выражения является законным приемом. Однако от художника-сатирика требуется, чтобы фантазия преувеличения вытекала […]... Гипербола Гипербола 1 Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Гипербола основана на чрезмерном преувеличении какой-нибудь черты или свойства описываемого предмета: Редкая птица долетит до середины Днепра. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. Гипербола близка гротеску. Однако в гротеске всегда присутствует невозможное, фантастическое. Гротеск — это прием, основанный на причудливом сочетании […]...