Новости файзулла ходжаев

Восставшие празднуют победу, а Файзулла Ходжаев избирается главой правительства бухарской республики. FU Ходжаев Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узбек: Файзулла Убайдуллоевич Хо'джаев, Файзулла Убайдуллоевич Хўжаев; русский. Так кто же был этот наилучший друг Дыбенко Файзулла Ходжаев, и какие были у него мысли, которые в точности совпадали с мыслями бывшего председателя Центробалта? Такая же участь постигла Файзуллу Ходжаева, ему приписали попытку переметнуться на Запад.

Деятели Узбекистана

Был Файзулла, и нет Файзуллы Ходжаев, Файзулла ГубайдуллаевичФайзулла Губайдуллаевич Ходжаев — 15 марта 1938, также именовался Файзулла Ходжаоглы, в некоторых русских документах — Фай.
Ходжаев Файзулла Губайдуллаевич, биография — РУВИКИ Блогер Фозилходжа Арифходжаев, в начале прошлого года осуждённый на 7,5 лет колонии, вышел на свободу.

В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ.

Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4. Такая же участь постигла Файзуллу Ходжаева, ему приписали попытку переметнуться на Запад. Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ходжаев. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев узб. Fayzullo Ubaydulloyevich Xojayev 1-й Председатель ЦИК СССР от Узбекской ССР 21 мая 1925 года — 17 июня 1937 года.

Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева

Файзулла Ходжаев, патриот или предатель Файзулла Ходжаев 1896-1938 предпринимательскую жилку от отца не унаследовал, он был государственным деятелем, занимался продвижением идей джадидизма.
Семь мифов о Файзулле Ходжаеве Файзулла Ходжаев (1896-1938) родился в Бухаре и принадлежал к среде наиболее богатых людей Бухарского ханства.
Имя Файзуллы Ходжаева попало на Стену памяти жертв репрессий, открытую в России Так кто же был этот наилучший друг Дыбенко Файзулла Ходжаев, и какие были у него мысли, которые в точности совпадали с мыслями бывшего председателя Центробалта?
Алексей Арапов: «Мы не войдём в историю…!?» — Письма о Ташкенте В двадцатилетнем возрасте Файзулла Ходжаев, несмотря на противодействие правящих кругов, стал одним из руководителей джадидского движения в Бухаре.
Файзулла Ходжаев, патриот или предатель Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии (с 1917 — член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате.

Деятели Узбекистана

В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г. Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов — председателем Кабульского отдела, а У,Пулатходжаев — представителем в Турции, М.

Чокаев — представителем в Европе [39]. Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер — Салим-паша. Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г.

Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику.

Ходжаев Аминов Муинджан [35], C. Но когда в конце 1922 г. Шанс независимого развития был потерян.

Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана.

Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г. В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде.

Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг.

В декабре 1923 г. Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен.

Для Ф. Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г.

ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР. В сентябре 1924 г.

На основании этого в ноябре 1924 г. Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности. С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы.

Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф. Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом.

Прагматический курс Ф. Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг. Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М.

Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г.

Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф.

Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы.

В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф.

Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р. Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии.

В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г.

За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф.

В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил — Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф.

Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г.

Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости…» [22].

Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией».

Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф.

Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г.

Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован.

На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г.

На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана.

Согласно религиоведческой экспертизе материалов, проведённой экспертами Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана, некоторые его публикации в Facebook признаны «пропагандирующими идеи религиозного фундаментализма». Адвокат подсудимого Сергей Майоров сообщил, что против Арифходжаева возбудили уголовное дело за перепост публикации от 6 марта 2021 года, где приводится комментарий о том, «уместно ли мусульманину поздравлять немусульман с их религиозными праздниками», в частности, с Международным женским днём 8 марта. В международной правозащитной организации Human Rights Watch заявили, что задержание Арифходжаева является «произвольным и нарушает международное право». Адвокат Сергей Майоров подавал апелляционную жалобу и отмечал, что религиоведческая экспертиза материалов проводилась с нарушениями, но решение суда первой инстанции осталось без изменений.

Файзулла Ходжаев родился в семье богатого бухарского купца Убайдуллы Ходжаева. Его отец стремился дать ему самое лучшее светское воспитание, поэтому Файзулла Ходжаев долгое время учился в России. В 1913 году примкнул к джадидскому движению. Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму.

Был одним из организаторов демонстрации в поддержку «Манифеста» эмира Алим-хана с объявлением демократических реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары , работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в « Колесовских событиях » — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой.

Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева

ХОДЖАЕВ Файзулла Губайдуллаевич (1896, Бухара – 15.3.1938, полигон НКВД «Коммунарка» в Ленинском р-не Моск. обл.), бухарский политич. и гос. деятель, сов. парт. и гос. деятель. Выступление Файзуллы Ходжаева во главе "группы 18-ти" было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма. Личность Файзуллы Ходжаева была одной из самых ярких на политической арене Бухары в начале XX века.

Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev

FU Ходжаев Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узбек: Файзулла Убайдуллоевич Хо'джаев, Файзулла Убайдуллоевич Хўжаев; русский. Блогер Фозилходжа Арифходжаев, в начале прошлого года осуждённый на 7,5 лет колонии, вышел на свободу. член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате. Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК, выступившей против монархического режима в эмирате. Официально Ф. Ходжаев считается узбеком по национальности и принадлежит к тюркскому племени карлуков. Её возглавляли Файзулла Ходжаев, Муинджан Аминов, Мухтар Саиджанов, Саттар Ходжаев и Ата Ходжаев ([22]).

Файзулла Ходжаев, патриот или предатель

Ворота полигона «Коммунарка» на 24-километре Калужского шоссе РФ , где в 1938 году были расстреляны и погребены в братской могиле Акмаль Икрамов и Файзулла Ходжаев. Миф третий. Там была целая цепь обстоятельств. Эмир, — верный присяге царский генерал, — после гибели Николая II собрал вокруг себя белых офицеров, постоянно нагнетая обстановку на границе с Туркестаном. В принятии решения о бомбардировках совсем молодой для политики Ходжаев играл не первую, вторую, и даже десятую роли. Миф четвертый. О коллективизации Вот уже более тридцати лет у нас безудержно ругают коллективизацию, но посмотрите, как системно, с позиций мирового экономического кризиса, Великой депрессии, нарождавшейся мировой войны, оценивают ее западные историки. Какой бы ни была судьба сельского хозяйства как способа производства, считают, например, турецкие специалисты, новые аграрные методы при Сталине ускорили процессы исторической трансформации ландшафта советских республик. Большие шаги были предприняты при переходе от тысячелетнего сельского прошлого к новой эпохе, промышленно-городская составляющая развивалась полным ходом, а сельская составляющая сохраняла свой вес, несмотря на стагнацию и беспорядки.

Миф пятый.

Эмир с остатками приверженцев бежал…» [20], C. Несмотря на факт внешнего российского военного вторжения, после «революции» 1920 г. Изгнание всей амирской государственной верхушки из Бухары позволило объединившимся младобухарцам и коммунистам взять власть в стране в свои руки.

При этом политический авторитет, образование, общественное положение младобухарцев обеспечивали им лидерство в государственном управлении, разработке концепции развития и модернизации бухарской государственности. Ходжаев получил пост главы правительства Бухарской Республики — Председателя Совета народных назиров, а Р. Фитрат — назира просвещения. Несмотря на молодость, Ф.

Ходжаев оказался великим мастером компромиссов. Войдя в ЦК Компартии Бухары, стал идеологом центристской линии, балансирующей между левыми большевиками и сторонниками национально-патриотического курса. Это отразила программа БКП, подготовленная во второй половине 1921 г. Конечно, это была политическая «псевдоморфоза», советизация Бухары оставалась мифом на протяжении всего периода существования БНСР.

Тем не менее Бухарская Республика не входила в Российскую Федерацию и была суверенным государством. В сентябре 1921 г. В ней отсутствовало положение о диктатуре пролетариата, сохранялась частная собственность и право её наследования. Отменялись ограничения в отношении частного владения и распоряжения капиталом, свободного занятия промышленностью.

Правом избирать и быть избранным наделялись все граждане, в т. Отражением мусульманской специфики Бухары стало то обстоятельство, что судебные функции в БНСР исполнялись на основе шариата народные суды казиев [29], C. Однако сам характер бухарской «революции» определил силу и слабость новой Республики, запрограммировав ее будущее. Она произошла при помощи красных российских штыков и не могла без них существовать.

Уже с первых дней БНСР столкнулась с вооруженным сопротивлением, организованным свергнутым амиром. К декабрю 1920 г. Антисоветские мятежи были подняты сторонниками амира в Шахрисябзе, Китабе, Яккабаге, Чиракчи. На основании его в конце 1920-начале 1921 г.

Сначала Алим-хан остановился в Ханабаде, а в мае 1921 г. В результате этой военной операции власть БНСР распространилась на всю территорию бывшего амирата. В августе 1921 г. Однако это не остановило антисоветского басмаческого движения, имевшего такого лидера как Ибрагим-бек, назначенного амиром «главнокомандующим войсками ислама» [20], C.

Поэтому на территории Восточной Бухары для противовеса басмаческим отрядам были оставлены небольшие гарнизоны российской Красной Армии [19], C. Бухарскому правительству удалось добиться от России шагов, о которых амир не смел и мечтать. Уже 15 сентября 1920 г. Ходжаев в телеграмме афганскому амиру Аманнуле-хану 1919-1929 выразил намерение поддерживать «вековое добрососедское отношение между афганским и бухарским народами».

В ответ афганская сторона установила дипломатические отношения с БНСР и направила посольство в Бухару. Особо доверительные отношения сложились с «братским» правительством Турции во главе с Кемалем Ататюрком. Учитывая захват странами Антанты Стамбула и оккупацию части турецкой территории, правительство БНСР даже передало Ататюрку в качестве помощи часть казны бывшего амира. Образование независимой БНСР сделало Бухару центром притяжения и консолидации пантюркистских сил, что привело к учреждению в августе 1921 г.

Его целью ставилось создание самостоятельной демократической Тюркской Республики от Башкирии до границ Афганистана. В основе этого нового государства была идея общности тюркской нации, которая «…. Председателем «Национального союза» был избран А. Валиди, переехавший в Среднюю Азию после провала плана создания «Башкирской автономии».

В период 1921-1922 гг. Были утверждены флаг и другие государственные атрибуты будущей республики [39]. Согласно мемуарам Валиди Программа «союза» предусматривала: самостоятельное экономическое управление, строительство железных дорог, прокладку каналов в интересах Туркестана; подъем просвещения и знакомство с европейской культурой без посредства России; решение национальных вопросов, использование природных ресурсов с учетом количества проживающих в государстве наций; полную свободу вероисповедания, недопущение вмешательства религии в светские дела и наоборот [25], C. Последующие события и свидетельства самого Валиди позволяют считать, что основной опорой планов «Национального союза» была политическая база БНСР и в его деятельности прямо участвовали ряд лидеров БНСР.

С учетом международной обстановки на первом этапе был неизбежен военный союз с РСФСР, однако для будущего решающее значение имело формирование бухарской национальной армии и поэтапный вывод российских войск с территории БНСР. В силу дефицита собственных кадров к государственному и военному строительству БНСР были привлечены турецкие офицеры, татарские и башкирские специалисты. Масштаб событий, назревавших вокруг БНСР, привлек в Бухару крупнейшую фигуру пантюркистского движения — одного из лидеров младотюрков, бывшего вице-генералиссимуса, министра обороны и начальника Генерального штаба Турции генерала Энвер-пашу 1881-1922. Это был человек с огромными международными связями и опытом руководства вооруженными силами Турции.

После поражения военной диктатуры 1913-1918 гг. Для большевистского центра Энвер-паша представлялся перспективной фигурой в организации просоветского исламского движения и антибританского сопротивления на Востоке, а давлении на нового турецкого лидера Кемаля Ататюрка. Но союза с большевиками не получилось. Москва сделала ставку на Ататюрка, и в октябре 1921 г.

Ходжаева [35], C. Энвер-паша начинает работу по сплочению всех антисоветских военных сил, устанавливает контакты с бывшим амиром Алим-ханом и перебазируется в Восточную Бухару для подъема басмаческого движения. Когда Энвер-паша прибыл в расположение восточнобухарских курбаши, то неожиданно был арестован Ибрагим-беком как агент БНСР и только вмешательство Алим-хана позволило ему добиться признания [21]. Сторонникам амира в Восточной Бухаре было отправлено послание Алим-хана, где, представляя Энвера, амир писал: «Брат мой волею Аллаха совершит дела, которые возвратят мусульманам их земли, их богатства, славу и великую честь» [30], C.

Получив от бывшего бухарского амира полномочиями «главнокомандующего войск ислама», Энвер начал готовить стратегическую операцию по свержению советской власти в Бухаре [34]. Экономические планы Энвер-паши предполагали привлечение иностранных капиталов для разработки природных богатств региона. Его эмиссарам в Германии было поручено проработать вопрос вербовки для работы в Бухаре горных инженеров и шахтеров, а также возможность фрахтовки дирижабля для установления воздушной связи «Берлин-Бухара» [36]. В этот момент происходит принципиальный раскол пантюркистского движения.

Сторонники «Национального союза» во главе с А. Пулатходжаевым выбирают союз с Энвер-пашей и встают на путь открытой вооруженной борьбы с Советами. Другая группа во главе с Ф. Ходжаевым и Р.

Фитратом продолжает следовать линии национально-государственного самоопределения в рамках советской системы. Причем, как свидетельствуют архивы СНБ Узбекистана, наряду с легальной политической деятельностью, группа Ф. Ходжаева также использовала тайные формы. Сохранились документы, подтверждающие о существовании в Бухарской Республике тайной организации «Милли Иттихад Национальное единение », нацеленной на создание «независимого национального государства».

Политическая линия Ходжаева-Фитрата означала сохранение сложившейся ориентации на союз с Россией, линия Валиди-Пулатходжаева вела к переориентации среднеазиатской государственности на антироссийские мировые державы, в конкретной ситуации 1920-х гг. Москва серьезно просчитались в оценке Энвер-паши. К концу 1921 г. Осенью 1921 г.

ВсехбухЦИК для осуществления первоочередных мер государственного строительства направил в Восточной Бухару своего руководителя У. Его поездка была организована как крупная военно-политическая экспедиция ок. Прибыв Душанбе в декабре 1921 г. Бухарцам удалось разоружить часть душанбинского гарнизона.

Другая его часть оказала сопротивление, освободила арестованных и, захватить часть оружия, сообщила о ситуации по радио в штаб Туркфронта. На помощь душанбинскому гарнизону выступили российские части из Байсуна. Отряд Пулатходжаева, понеся потери, отступил на юг в горы Бабатага [28], C. Часть бухарцев сдалась в плен, другая вернулась в Душанбе.

Пулатходжаев с Али-Ризой ушли в Афганистан. В итоге красноармейские командиры, не вникая в тонкости раскола среди бухарских лидеров, заняли жесткую линию к органам БНСР в Восточной Бухаре и временно арестовало их руководителей. Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши. К началу 1922 г.

Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г. Энвер-паша осадил Душанбе. Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г.

К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C.

Вождь еще в 1922 году высказался об Узбекии. Молодую страну создала «группа товарищей» с характерными для того времени биографиями. Курировал весь процесс глава Туркестанской компартии латыш Ян Рудзутак, закончивший два класса приходской школы. Уже в 18 лет он был приговорен к 10 годам каторги, отсидел почти весь срок в Бутырке, где и «продолжил образование». Был даже среди тех, кого Ленин метил на место Сталина. Впоследствии был заместителем Молотова, министром путей сообщения.

Расстрелян как латышский националист 15 марта 1938 года в подмосковной Коммунарке. Одновременно поставили к стенке как троцкиста другого «автора» УзССР, еврея Исаака Зеленского-начальное ремесленное училище. Он руководил компартией вплоть до 1937-го. Именно он в Самарканде и провозгласил Узбекскую республику. Был расстрелян как троцкист в 1938-ом.

По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент, где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР, участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии.

В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ.

Ходжаев оказался одним из обвиняемых на судебном процессе вместе с Н. Бухариным, А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации националистического заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 г.

В 1907 году, Файзулла вместе с отцом поехал в Россию, где начал активно заниматься учебой. Вскоре после возвращения в Среднюю Азию примкнул к джадидистскому движению и боролся против бухарского эмира. В 1919 году в Ташкенте организовал бюро младобухарцев-революционеров, снабжал их революционными книгами и начал публиковать газету «Учкун». В 1920 году он вступил в компартию, и под руководством Михаила Фрунзе в рядах Красной армии участвовал в свержении с престола Алимхана. Затем он был назначен председателем Совета народных комиссаров, а с 1924 года — после образования Узбекской Республики в составе СССР - председателем Совнаркома Узбекистана, то есть главой республики. Согласно историческим источникам, вплоть до лета 1937 года Москва относилась к нему с доверием, но в июне он был исключен из партии, а еще через месяц арестован.

Одновременно поставили к стенке как троцкиста другого «автора» УзССР, еврея Исаака Зеленского-начальное ремесленное училище. Он руководил компартией вплоть до 1937-го. Именно он в Самарканде и провозгласил Узбекскую республику.

Был расстрелян как троцкист в 1938-ом. Такая же участь постигла Файзуллу Ходжаева, ему приписали попытку переметнуться на Запад. В жернова смертельных репрессий попали литовец Иосиф Варейкис, знаменитый матрос Павел Дыбенко, юрист, бывший дворянин юрист Иван Межлаук, таджик Шириншо Шотемор, выпусник ташкентской учительской семинарии туркмен Кайгысыз Сердарович Константин Сергеевич Атабаев и почти все остальные члены Среднеазиатского бюро. Среди немногих уцелевших оказался Юлдаш Ахунбабаев. Правда, все при Хрущеве были оправданы и восстановлены в партии. Выходит, все они правильно сделали… Кроить новые границы Средней Азии усердно помогали ведущие востоковеды того времени-Бартольд, Андреев, Малицкий, Поливанов, Магидович, Зарубин и другие светила. Именно они разнимали яростных спорщиков. Как пишет ташкентский историк Светлана Горшенина, ныне доктор наук Сорбонны, при дележке возникали самые фантастические предложения.

На этот раз жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник в центре старого города выдающемуся сыну Бухары, известному советскому государственному и партийному деятелю — Файзулле Убайдуллаевичу Ходжаеву 1896-1938. Его постигла та же участь, что и все памятники и мемориальные плиты, которые были поставлены в годы советской власти отцам-основателям этой страны. Бухарские чиновники позаботились, чтобы ни один приехавший на фестиваль представитель нового «гармонично развитого поколения» ни в коем случае не задумался: «Кто этот дядька и что же он такого сделал, что ему поставили здесь памятник? Хотя наивно полагать, что узбекский чиновник с периферии думает о школьнике. Он скорей всего дрожит при одной мысли, что такой же «слуга народа» только выше его рангом, да ещё и из столицы, окинет его холодным взглядом за то, что он до сих пор не отнёсся серьёзно к делу расправы с персонажами из ненавистного прошлого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий