Новости эйзенхауэр высадка в нормандии

Во время высадки в Нормандии приготовил речь на случай провала. Высадка десанта союзников в Нормандии 6 июня 1944 года стала полной неожиданностью для гитлеровского командования. Высадка в Нормандии — морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Высадка в Нормандии является крупнейшей десантной операцией в истории – в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию. Высадка в Нормандии — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги.

Операция «Оверлорд». Высадка в Нормандии и открытие Западного фронта

Высадка в Нормандии (англ. Normandy landings, фр. Débarquement de Normandie) или Опера́ция «Непту́н» (англ. Operation Neptune, фр. Opération Neptune) — морская десантная операция. Монтгомери расширил предложение Моргана о высадке на трех участках полуострова Котантен, увеличив их число до пяти. Генерал Эйзенхауэр открыто заявил, что после высадки в Нормандии французы должны полностью подчиняться предписаниям «союзного командования», а организации де Голля нет места в этом раскладе сил. Высадка в Нормандии — морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Высадка союзных войск в Нормандии. Высадка в Нормандии является крупнейшей десантной операцией в истории – в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.

Нормандия 1944 - настоящие реальные кадры высадки

Оценивая успех высадки союзников в Нормандии, Сталин писал Черчиллю, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения. Высадка в Нормандии, или День «Д» — одно из самых смелых наступлений Второй мировой войны и крупнейшая морская десантная операция в мировой истории – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, вторая мировая война, высадка в. – Алексей, говоря о высадке союзников в Нормандии, хочется прежде всего поговорить о сроках. Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней. Спустя 70 лет после высадки союзников на побережье Нормандии фотограф агенства Reuters — Крис Хельгрен — приехал во Францию, чтобы отыскать и сфотографировать те самые места с военных архивных кадров, на которых запечатлены драматические события. Руководил англо-американскими силами при форсировании десантными силами пролива Ла Манш и высадке войск в Нормандии 6 июня 1944 года на Европейском континенте во Франции.

Дуайт Эйзенхауэр - биография, новости, личная жизнь

Если вспомнить эпические кадры фильма "Спасая рядового Райана": побережье Нормандии представляло собой неприступную крепость, которую силой духа и мужеством покорили бесстрашные американцы и частично канадцы, англичане. По факту же на участке высадки немцы имели исключительно старые, трофейные орудия, часто со времен Первой мировой войны, где использовались 252 типа боеприпасов, причем 47 из них были давно сняты с производства. На одном участке защитных сооружений вообще практически не было, а в общем и целом на "Атлантическом валу" готовность укреплений не превышала 50 процентов. Сами "грозные орды гитлеровцев" в районе высадки представляли собой винегрет из частей, собранных из солдат с "ограниченной годностью" возрастные, инвалиды, раненые и даже целая дивизия из солдат, страдающих расстройством желудка и разношерстных подразделений из солдат оккупированных европейских стран, которые мгновенно сдавались без боя. Россия отдает Турции свои козыри в Европе Перед высадкой союзники обрушили на побережье всесокрушающий шквал — за 30 минут было выпущено 15 тыс. Но шквал не задался: ни бункеры, ни окопы совершенно не пострадали. Армады бомбардировщиков сбросили тысячи тонн бомб, однако ни одна из них не попала не только в укрепления, но и даже по пляжу.

На выбор влияли такие факторы, как расстояние до портов Англии, эшелонированность и мощность оборонительных укреплений, радиус действия авиации сил союзников. Совокупность этих факторов и определила выбор командования союзников. Немецкое же командование до самого последнего момента считало, что высадка будет происходить в районе Па-де-Кале, так как это место ближе всего к Англии, а, значит, требуется меньше всего времени для перевозки грузов, техники, новых солдат. В Па-де-Кале был создан знаменитый «Атлантический Вал» — неприступная линия обороны фашистов, в то время как в районе высадки укрепления едва ли были готовы наполовину. Высадка проходила на пяти пляжах, которые получили кодовые названии «Юта», «Омаха», «Голд», «Сорд», «Юнона». Время же начала операции определялось соотношением уровня прилива воды и временем восхода солнца. Эти факторы рассматривались для того, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от подводных заграждений, была возможность высадить технику и десант как можно ближе к берегу. В итоге днем начала операции стало 6 июня, этот день и получил название «День Д». За ночь до высадки основных сил в тыл врага был скинут парашютный десант, который должен был помочь основным силам, а непосредственно перед началом основной атаки немецкие укрепления подверглись массированному авианалету и обстрелу кораблями союзников. Ход операции Такой план был разработан в штабе. На деле же все пошло не совсем так. Десант, который был сброшен в тыл немцев за ночь до операции, был рассеян на огромной территории — свыше 216 кв. Большая часть 101-ой дивизии, которая высаживалась близ Сент-Мэр-Эглиз, исчезла без следа. Некоторые судна с танками были потоплены еще до того, как добрались до берега. Уже во время второй части операции — операция «Кобра» — авиация союзников нанесла удар по своему же командному пункту. Наступление шло куда медленнее, чем было запланировано. Самым кровавым событием всей компании была высадка на пляже «Омаха». По плану рано утром немецкие укрепления на всех пляжах подвергались обстрелу корабельными орудиями и бомбежкам авиацией, в результате чего укрепления значительно пострадали. Но на «Омахе» из-за тумана и дождя корабельные орудия и самолеты промахнулись, и укрепления не получили никакого урона. К концу первого дня операции, на «Омахе» американцы потеряли более 3 тыс. Несмотря на все это, в целом высадка войск союзников прошла вполне успешно. Далее была успешно начата вторая фаза операции «Оверлорд», в рамках которой были взяты такие города как Шербур, Сен-Ло, Кан и другие.

Архивные фото Слайд 4 Погрузка на корабли, июнь 1944 года. Архивные фото Слайд 5 Американские войска первого эшелона приближаются к сектору Омаха. Архивные фото Слайд 6 Высадка войск первого эшелона. Сектор Омаха, 6 июня 1944 года. Архивные фото Слайд 7 Высадка войск первого эшелона. Архивные фото Слайд 8 Выжившие солдаты из потонувших транспортных кораблей, 6 июня 1944 года.

Пока в вышестоящих немецких штабах, вплоть до ставки фюрера, с понятным беспокойством воспринимались и изучались вое поступавшие донесения, первые высадившиеся парашютно-десантные части противника между 1 час. Высадившиеся на сравнительно небольшом участке английские войска закрепились восточнее реки Орн, захватив переправы через эту реку. Кроме того, для прикрытия своего восточного фланга они взорвали мосты через реку Див. В ряде пунктов им приходилось преодолевать упорное сопротивление немецких войск или отражать контратаки последних. В эти бои были втянуты передовые части 21-й танковой дивизии. Обе менее подготовленные американские воздушно-десантные дивизии высадились на участке шириной 40 и глубиной 25 км, простиравшемся от района севернее Сент-Мер-Эглиза до района севернее Карантана. При этом было потеряно значительное количество вооружения и снаряжения, войска оказались разбросанными на большом пространстве. Тем не менее они в течение дня смогли выполнить обе поставленные перед ними задачи — удержать дамбы через район болот восточнее Сент-Мер-Эглиза для обеспечения наступления своих войск с моря и прикрыть южный фланг района высадки со стороны Карантана. С наступлением рассвета авиация и корабли засыпали северное побережье Нормандии от реки Орн до залива Гран-Ве и далее градом авиабомб и снарядов. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, сметали проволочные заграждения, уничтожали минные поля и повреждали линии связи. Под прикрытием этого адского огня к берегу подошли десантные суда. Штормовой силы норд-вест поднял уровень прилива выше, чем предполагалось, волны стали захлестывать заграждения у берега. Разбушевавшееся море швыряло, как скорлупки, мелкие десантные суда. Немало их было выброшено на рифы или опрокинуто. Лишь в двух пунктах высадки удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу. Заграждения, поставленные у самого берега, в условиях шторма невозможно было полностью устранить, поэтому они причинили значительные потери. Изнуренные морской болезнью американские, канадские и английские пехотинцы с трудом выбирались на берег. Но огромной интенсивности огневая подготовка не осталась безрезультатной. И восемь полков, полностью укомплектованных по штату военного времени и сосредоточенных в пяти пунктах высадки, перешли в наступление против в полтора раза более слабых, растянутых по всему побережью Нормандии немецких дивизий, из которых только часть могла вступить в бой в районах непосредственно атакованных пунктов. Американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли эа пределы захваченных узких плацдармов. Особенно тяжело пришлось двум полкам, наступавшим в районе Вьервиля: они натолкнулись здесь на 352-ю дивизию, как paз сосредоточенную в этом районе для проведения маневров и поэтому оказавшуюся в полной готовности к отражению противника.

Генерал Эйзенхауэр: «Наша высадка не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска»

Если вспомнить эпические кадры фильма "Спасая рядового Райана": побережье Нормандии представляло собой неприступную крепость, которую силой духа и мужеством покорили бесстрашные американцы и частично канадцы, англичане. По факту же на участке высадки немцы имели исключительно старые, трофейные орудия, часто со времен Первой мировой войны, где использовались 252 типа боеприпасов, причем 47 из них были давно сняты с производства. На одном участке защитных сооружений вообще практически не было, а в общем и целом на "Атлантическом валу" готовность укреплений не превышала 50 процентов. Сами "грозные орды гитлеровцев" в районе высадки представляли собой винегрет из частей, собранных из солдат с "ограниченной годностью" возрастные, инвалиды, раненые и даже целая дивизия из солдат, страдающих расстройством желудка и разношерстных подразделений из солдат оккупированных европейских стран, которые мгновенно сдавались без боя.

Россия отдает Турции свои козыри в Европе Перед высадкой союзники обрушили на побережье всесокрушающий шквал — за 30 минут было выпущено 15 тыс. Но шквал не задался: ни бункеры, ни окопы совершенно не пострадали. Армады бомбардировщиков сбросили тысячи тонн бомб, однако ни одна из них не попала не только в укрепления, но и даже по пляжу.

При этом еще со времен Первой мировой войны, поняв необходимость беречь жизнь каждого солдата, Монтгомери обладал редким умением планировать операции, руководствуясь этим основополагающим принципом, за что и был признан мастером пехотного боя. Именно под его командованием в начале ноября 1942 года 8-я британская армия нанесла поражение немцам и итальянцам у Эль-Аламейна западее Александрии египетской , что привело к перелому всей Североафриканской кампании. Монтгомери разъезжал на танке, который украшала надпись «Монти», а в войсках его принимали на ура. Главнокомандующим германскими войсками на Западе являлся 69-летний фельдмаршал Герд фон Рундштедт. Полководцу столь преклонных лет управлять частями в боевых условиях достаточно затруднительно, и потому начальник оперативного штаба германских вооруженных сил генерал А. Йодль предложил Гитлеру передать тактическое руководство на западе 42-летнему генерал-фельдмаршалу Эрвину Роммелю, ранее командовавшему германскими частями в Северной Африке и за свою изворотливость и хитрость в противоборстве с союзниками прозванному Лисом пустыни хотя и ему не удалось избежать поражения от Монтгомери под Эль-Аламейном. В задачу его штаба на этапе разработки десантной операции входило налаживание постоянного контакта с войсками, которым предназначено было выполнять столь ответственную боевую задачу. Верховный главнокомандующий должен был иметь объективную информацию о результатах боевых учений и маневров, степени эффективности тех или иных действий. Не теряя времени, уже в январе 1944 года Эйзенхауэр, Монтгомери и другие британские и американские генералы прибыли в Лондон для совместного обсуждения общего плана вторжения в северную Францию операция получила кодовое наименование «Overlord», или «правитель», «господин».

Задача союзников сводилась к тому, чтобы осуществить в день «Д» высадку войск на 80-километровом участке морского побережья реки Сены. На завершающем этапе операции планировалось во взаимодействии с десантом, который должен был высадиться в южной Франции, предпринять широкое наступление по направлению к границам Германии. Британские и даже американские генералы по достоинству оценили талант генерала Монтгомери по организации тщательнейшим образом подготовленного наступления при вторжении в северную Францию. Форсирование Ла-Манша должно было проводиться строго по плану, импровизации в управлении войсками абсолютно исключались. Шансы на успех в десантной операции во многом зависели от характера оборонительных сооружений немцев. Строительство на французском побережье системы немецких долговременных укреплений «Атлантический вал», начатое еще в 1942-м, к лету 1944-го завершено так и не было: не хватало ни средств, ни строительных материалов. Последние были способны распороть днища десантных судов союзников. На всех участках побережья, которые могли быть признаны пригодными для морской высадки, в большом количестве разбрасывались мины, обнаружить которые было нелегко из-за тщательной их маскировки. Рельефная цветная карта Нормандии шириной с улицу была развернута на полу большого зала в здании школы Святого Павла, где находилась штаб-квартира командующего 21-й армейской группой.

В Нормандии одна британская и одна канадская армии должны были отвлечь резервы противника, сковав их на восточном фланге плацдарма союзников. Пока резервы немцев отвлекались в районе Кана, американцы стремились прорвать их фронт на западе. Высокопоставленные особы дали добро на ее осуществление. Территорию, которая по плану должна была быть занята десантом, составляли 5 районов сосредоточения. В целом было выделено 5 десантных отрядов, каждый из которых обеспечивал высадку одной усиленной пехотной дивизии. Десант поддерживали две группировки военно-морских сил: американская свыше 300 боевых кораблей различных классов и 1 700 десантных судов и британская около 350 кораблей и свыше 2 400 десантных судов. Немецкое командование, ожидая десантной операции союзников, сохраняло уверенность в том, что нацелена она будет на Па-де-Кале, поскольку горловина пролива Ла-Манш в этом месте наиболее узка. А поэтому именно в этом районе немцы развернули в прибрежной полосе интенсивные работы по строительству укреплений. Роммель чаще всего инспектировал именно Па-де-Кале, ревностно следя за тем, чтобы полоса укреплений росла и усовершенствовалась.

И здесь нельзя не заметить, что и по сей день трудно переоценить усилия англо-американских союзников по дезинформации противника. Через сеть «двойных агентов» в тылу врага, ложную радиосвязь, а также такие открытые источники информации, как, например, пресса, немцы получили множество порой крайне противоречивых сведений относительно предполагаемых районов высадки англо-американских соединений. Назывались и побережье Бискайского залива, и район Марселя, и Балканский полуостров. Например, 4-я британская армия в Шотландии, которая якобы готовилась к «нападению» в Норвегии, существовала лишь на радиоволнах английских передатчиков. Результат операции «Фортитюд», несмотря на многоопытность немцев в деле организации собственных кампаний по дезинформации противника, оказался просто ошеломляющим. К началу лета 1944 года, то есть непосредственно накануне дня «Д», германское командование не только перебросило в Норвегию 13 дивизий в дополнение к уже имевшимся там военно-морским и военно-воздушным силам. Гитлер, введенный в заблуждение союзниками, отменил уже отданный им же по просьбе Роммеля приказ о передислокации 5 пехотных дивизий из этой страны на побережье северной Франции. При подготовке Нормандской десантной операции на вооружение был также взят и фактор внезапности. Благодаря умело организованным мероприятиям оперативной маскировки противника удалось ввести в заблуждение относительно не только района высадки морского десанта, но и времени начала Нормандской операции.

Достаточно сказать, что Роммель, в общем-то, неплохо знавший повадки своих «старых знакомых» Эйзенхауэра и Монтгомери, в день «Д» находился не во французском местечке Ла-Рош-Гюйон, где размещалась его штаб-квартира, а в Германии, на пути в Берхтесгаден. Он следовал в ставку фюрера, чтобы лично доложить ему о ситуации на Западном фронте. Сам же Гитлер получил информацию о вторжении англо-американских войск в Нормандию спустя несколько часов после его начала, во время традиционного послеобеденного доклада Йодля. На этапе наращивания сил транспортировка личного состава и военных грузов из США и Канады в Англию производилась главным образом морским путем, через Атлантику. Для этой цели использовался десантно-танковый корабль ДТК , сравнимый с легким крейсером длиной 100 м и водоизмещением 4 тыс. Куда более трудной задачей представлялись форсирование Ла-Манша и высадка личного состава с боевой техникой и вооружением на французский берег, который почти на всем протяжении был буквально начинен минными полями, за которыми находились огневые точки противника и его фортификационные сооружения с мощными орудиями. Поэтому основная задача союзного командования заключалась в том, чтобы обеспечить войска такими плавучими средствами, которые были бы способны подойти прямо к берегу, дабы непосредственно с них осуществить высадку пехоты, танков и бронемашин. Такие суда могли пересекать большие водные пространства.

Экспедиционные силы союзников в штормовую погоду внезапно для германского командования и при полном господстве на море и в воздухе в ночь на 6 июня высадили в Нормандии морские и воздушные десанты и к 12 июня сосредоточили на плацдарме до 12 дивизий. В результате боёв к 30 июня союзные войска расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20—40 км в глубину, а к исходу 24 июля вышли на рубеж Лесе, южнее Сен-Ло, Комона, Кана. Кадры из фильма «Военные действия в Северной Франции». Режиссёр: Н. Из фонда Российского государственного архива кинофотодокументов. В результате операции «Оверлорд» союзные войска захватили стратегический плацдарм Нормандская десантная операция — самая крупная десантная операция 2-й мировой войны , открыли второй фронт в Европе, который стал важным фактором успешного ведения военных действий странами антигитлеровской коалиции на завершающем этапе войны против Германии. Успеху операции «Оверлорд» также способствовало наступление войск РККА в Белоруссии Белорусская операция 1944 , не позволившее германскому командованию перебросить резервы с советско-германского фронта на запад. Потери германских войск составили 113 тыс.

До Дня-Д союзники провели крупномасштабную операцию по дезинформации противника, призванную ввести в заблуждение немцев о предполагаемой цели вторжения. К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать. В ноябре 1943 года Адольф Гитлер 1889-1945 , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил Эрвина Роммеля 1891-1944 возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники. Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий. В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр 1890-1969 был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале самое узкое место между Великобританией и Францией , а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест. Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями.

Второй фронт: правда и мифы

Планируя высадку войск, союзники учли такой важный фактор, как разграничительные линии между зонами ответственности войск противника. Удар был нанесён в стык разграничительной линии между 7-й и 15-й немецкими армиями , что создало большие проблемы с организацией взаимодействия между командованиями двух немецких армий. Подготовка войск к операции [ править править код ] Британские коммандос перед погрузкой на десантные корабли. Подготовка к самой масштабной десантной операции в истории войн шла не только путём тренировки войск и сил, которые должны были непосредственно участвовать в операции, но и за счёт наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств. Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 тысяч единиц разнородных десантных судов , а также десантно-высадочных средств. Были разработаны и запущены в массовое производство специальные средства для обеспечения пехотных подразделений в бою во время высадки: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и т.

Для ускорения темпов загрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвлённая сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю. Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов. Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс. Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах.

Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки. Для каждого порта «Малберри» нужно было 146 кессонов различных размеров, весом от 1672 до 6044 т, в зависимости от глубины их затопления [21]. Параллельно с кессонами строились плавающие пирсы, или, как их иначе называли, «наплавные мосты» общей протяжённостью около 7 миль, которые держались на понтонах.

Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег. С первых дней высадки и до окончания строительства портов «Малберри», для обеспечения временной стоянки транспортных судов, предполагалось создать в сравнительно мелководных районах Ароманша и Сен-Лорана пять искусственных гаваней «Гузберри». Эти укрытия, созданные путём затопления старых судов, защищали гавань от ветра и волн, предназначались для стоянки и разгрузки большого количества малых судов и одновременно должны были служить продолжением портов «Малберри». Для затопления было выделено 60 судов в том числе старые линкоры и крейсеры , которые образовали волнолом длиной около 7300 м [22]. Прибуксированные и установленные в районе высадки кессоны создавали гавань, равную по размерам гавани Дувра.

С целью обеспечения горюче-смазочными материалами войск, которые должны высаживаться на побережье Нормандии, была подготовлена, а с началом высадки осуществлена прокладка по дну моря через пролив Ла-Манш 20 нефтепроводов для бесперебойного питания войск горючим. Операция «Плуто» была реализована британскими учёными, экспертами нефтяных компаний и представителями вооружённых сил. Создание трубопроводной системы, которая пролегала по дну Ла-Манша прямо на плацдармы, позволяло избавиться от необходимости привлекать в угрожающих условиях боевых действий танкеры, очень уязвимые для уничтожения немецкими подводными лодками. Десант готовится для посадки на десантные корабли. Десантные формирования проходили специальную подготовку в нескольких районах: английские — в юго-восточной части Англии, американские — в юго-западной.

Районы сосредоточения войск, в которых проводилась боевая подготовка этих войск, располагались за 100—150 км от южного побережья. При этом тренировки войск осуществлялись в нескольких различных по характеру ландшафта районах. Для сокрытия намерений вторжения лишь один из 10 районов по своим географическим свойствам был похож на настоящий район высадки. После трёх месяцев напряжённой подготовки, в конце мая — в начале июня, войска были передислоцированы в районы сбора — по 20—25 км от пунктов посадки на транспортные судна. Около 7 тысяч зенитных пушек и свыше 1 тысячи аэростатов защищали это огромное скопление людей и машин от нападений с воздуха [23].

В лагерях каждый солдат получал соответствующий приказ и после этого уже не мог оставлять лагерь. Дополнительно с целью сохранения операции в тайне, за 10 дней до высадки была задержана вся почта, адресованная воинским частям, иностранным посольствам, временно запрещена посылка шифрованных телеграмм, задерживалась даже дипломатическая почта [24]. Меры введения в заблуждение В разделе не хватает ссылок на источники см. С целью достижения внезапности вторжения во Францию командование западных союзников широко применяло меры дезинформирования и дезориентации противника для введения его в заблуждение относительно времени и района проведения операции. Кампания по дезинформации получила название «Бодигард» [25].

Союзники всячески поддерживали и распространяли слухи о том, что наиболее вероятным районом вторжения будет район Кале - Булонь. Англо-американская авиация наносила массированные удары по средствам противодесантной обороны именно в этом районе, усилив интенсивность ударов непосредственно перед самой высадкой 30 мая — 5 июня. Для дезинформации противника использовались различные средства: радио, пресса как собственные, так и нейтральных стран , сооружение ложных макетов районов высадки [25] , возведение целых городков и специальных аэродромов, которые могли бы ввести в заблуждение воздушную или агентурную разведку противника.

Однако агрегаты были повреждены при падении и не оказали никакой помощи. Боевые прыжки Профильзадания Запланированные зоны высадки с воздуха на полуострове Котантен, день «Д», 6 июня 1944 г. С-47 из 439-й авианосной группы, на борту которой находился члены 506-го ПИР Братья известности в Нормандию.

Зоны высадки 101-й дивизии находились к северо-востоку от Карентана и обозначены буквами A, C и D с севера на юг зона высадки B была зоной высадки B. Каждый парашютно-пехотный полк ПИР , подразделение численностью около 1800 человек, организованных в три батальона, перевозилось тремя или четырьмя серийными войсками, соединениями, состоящими из 36, 45 или 54 самолетов С-47, и отделенных друг от друга по определенным временным интервалам. Сериалы были запланированы по зонам сброса с шестиминутными интервалами. Десантников разделили на дубинки - самолетом войск численностью 15-18 человек. Чтобы добиться внезапности, парашюты были направлены к Нормандии на малой высоте с запада. Сериалы вылетели в начале в 22:30 5 июня, собрались в боевые порядки в пунктах сбора командования и крыла и вылетели на юг в пункт отправления, получивший кодовое название «Флэтбуш».

Там они спустились и полетели на юго-запад над проливом Ла-Манш на высоте 500 футов 150 м MSL , чтобы оставаться вне зоны действия радаров Германии. Каждый полет в рамках серийного полета находился на 300 м позади полета впереди. Полеты столкнулись с ветром, который выдвинул их на пять минут раньше запланированного срока, но эффект был одинаковым для всей силы вторжения и незначительно повлиял на расписание. После над водой все огни, кроме огней группировки, были выключены, и они были уменьшены до минимальной практической интенсивности. Через 24 минуты 57 миль 92 км над проливом поток военнослужащих подошел к стационарной маркерной лодке под кодовым названием «Хобокен» с маяком «Эврика», где они резко повернули налево, чтобы на юго-восток и пролетел между Нормандскими островами Гернси и Олдерни. Погода над каналом была ясной; Все сериалы летели по своим маршрутам точно и плотным строем, приближаясь к своим начальным точкам на побережье Котантена, где они повернули к своим зонам высадки.

Начальная точка 101-го в Портбейл , под кодовым названием «Мулшу», находилась примерно в 10 милях 16 км к югу от точки 82-го, «Пеория», недалеко от Фламанвилл. Разбросанный капли Несмотря на точное выполнение над каналом, множество факторов, встречавшихся на полуострове Котантен, нарушали точность капель, многие из которых встречались в быстрой последовательности или одновременно. Зенитная артиллерия немецких зенитных орудий вызвала улетание самолетов ниже или выше их предписанной высоты. Некоторые из мужчин, которые прыгали с самолетов на более низких высотах, были ранены при ударе о землю из-за того, что у их парашютов не было достаточно времени, чтобы замедлить их снижение, в то время как другие, прыгнувшие с большейвысоты, сообщили об ужасающем снижении в течение нескольких минут, наблюдая, как разлетается трассирующий огонь. Из 20 сериалов, составляющих две миссии, девять упали в облачную гряду и были сильно рассеяны. Из шести сериалов, в которых удалось достичь концентрированного падения, ни один не пролетел сквозь облака.

Однако основным фактором, ограничивающим успех парашютно-десантных подразделений, поскольку он увеличивал все ошибки, возникающие из-за вышеперечисленных факторов, было решение совершить массовое падение с парашютом ночью, концепция, которая больше не использовалась в трех последующих крупномасштабных воздушно-десантных операциях.. Это было дополнительно проиллюстрировано, когда те же группы авианосцев позже в тот же день точно и успешно вылетели второй лифт под сильным огнем. Первая волна: Миссия Олбани Схема высадки 101-й воздушно-десантной авиации, день Д, 6 июня 1944 Десантники 101-й воздушно-десантной дивизии «Кричащие орлы» первыми совершили прыжок 6 июня, между 00:48 и 01:40. Британское двойное летнее время. Первые рейсы, направлявшиеся в DZ A, не были удивлены плохой погодой, но из-за навигационных ошибок и отсутствия сигнала Eureka 2-й батальон 502-го PIR приземлился не в той зоне высадки. Большая часть оставшейся части 502-го полка беспорядочно прыгнула вокруг импровизированной зоны высадки, созданной первопроходцами возле пляжа.

Два командира батальона взяли на себя управление небольшими группами и выполнили все свои миссии в день «Д». Парашютная артиллерия дивизии испытала один из худших падений в ходе операции, потеряв все, кроме одной гаубицы, и большую часть своих войск. Три серийных самолета с 506-м ПИР были сильно рассеяны облаками, а затем подверглись интенсивному зенитному огню. Небольшое подразделение достигло выхода Пуппевиль в 06:00 и провело шестичасовую битву, чтобы захватить его, незадолго до прибытия войск 4-й дивизии для соединения. Серийный номер 501-го ПИР также столкнулся с серьезной зенитной артиллерией , но все же совершил точный прыжок в зону высадки D. Часть DZ была прикрыта заранее зарегистрированным немецким огнем, что привело к тяжелым потерям перед многими войсками.

Среди убитых были двое из трех командиров батальонов и один из их старших офицеров. К 04:00 группа из 150 военнослужащих захватила главную цель - шлюз Ла-Баркетт. Штабной офицер собрал взвод и достиг другой цели, захватив два пешеходных моста возле Ла-Порте в 04:30. Планерные батальоны 101-го 327-го планерного пехотного полка были доставлены по морю и высадились через Юта-Бич вместе с 4-й пехотной дивизией. В день «Д» его третий батальон, 1-й батальон 401-й ГИР, высадился сразу после полудня и расположился лагерем возле пляжа.

Но, как показали недавние протесты против государственного визита президента Трампа, линии разлома между союзниками в Атлантике возникают и совсем по другим причинам. Героические мифы о Дне Д очень сильны. Их создала популярная пресса, а потом укрепил кинематограф. Самый известный фильм «Спасти рядового Райана» — это чисто американская версия дня высадки, где показана ужасающая действительность сектора «Омаха». Да, картина демонстрирует противоречия между коллективной необходимостью и инстинктом выживания отдельного человека, но голливудские штампы ведут к предсказуемой и банальной развязке, когда пестрая компания американских рейнджеров отражает атаку немецких танков и эсэсовцев. Британский рассказ о той операции был бы совершенно иным. После унизительных поражений в первые годы войны, кульминацией которых стала эвакуация из Дюнкерка, британцы гораздо больше американцев страдали от нервного стресса в День Д и испытывали страх перед возможным провалом. Об этом рассказал один из английских штабных офицеров. Мне кажется весьма показательным то, что в самых известных британских фильмах, таких как «Дюнкерк» и «Темные времена», повествуется не о высадке 1944 года в Нормандии, а об эвакуации союзников с берегов Франции в 1940 году. Британцы продемонстрировали резкое отличие от американцев с их любовью к успеху и победам, проявив гораздо больший интерес к своим военным катастрофам в поэзии, прозе и на экране. Если сегодня оглянуться назад, победа в Нормандии кажется неизбежной, потому что союзники обладали превосходством в воздухе и на море. Но в истории нет ничего предопределенного. В то время разделительная линия между блестящей победой и полным поражением была совершенно непредсказуема. Поздно вечером 4 июня генерал Эйзенхауэр и высшее командование союзных войск собрались в его временном штабе в поместье Саутвик-Хаус под Портсмутом. Им предстояло принять важнейшее решение: поверить прогнозам метеорологов, которые обещали 6 июня необходимый военным перерыв в штормовой погоде, или отложить операцию. Эйзенхауэр принял решение наступать. Если бы он решил иначе и отсрочил высадку на две недели, огромный флот вторжения союзников попал бы в Ла-Манше в самый страшный шторм за 40 лет. Мне очень не нравятся спекулятивные «что если», но необходимо признать, что если бы шторм рассеял суда союзников, послевоенная карта Европы могла выглядеть совсем иначе. Всю подготовку пришлось бы начинать заново и с нуля. Уинстон Черчилль тоже был в нервном напряжении, но по другим причинам. Он никогда не поддерживал план вторжения в Германию через северо-запад Европы. Его вынудили поступить таким образом Сталин и президент Рузвельт на конференции в Тегеране, которая состоялась за полгода до высадки в ноябре. Теперь ему пришлось скрывать свое нежелание наступать и поддерживать вторжение через Ла-Манш. С 18 века Британия, будучи маленьким островным государством, всегда предпочитала «периферийную стратегию». Она предусматривала изматывание имеющего численное превосходство противника силами Королевских ВМС, особенно в Средиземном море, а после этого наступление против его армий в Европе в составе коалиции. Американцы, со своей стороны, верили в «континентальную стратегию», включающую мощное столкновение наземных сил и разгром противника решительным лобовым наступлением. Черчилль мечтал пойти в наступление на Центральную Европу с северо-востока Италии, чтобы не допустить советской оккупации, однако горная местность вокруг долин Любляны мешала этому. Исключительно медленное и трудное продвижение союзников на север Италии должно было подсказать ему, насколько эффективно могут сражаться немцы в ходе отступления. Рузвельт в 1943 году пошел на компромисс и позволил Черчиллю осуществить вторжение на Сицилию и в Италию. Но теперь командовали американцы, и пришло время вступить в бой с вермахтом на северо-западе Европы. Все те, кто участвовал в десантной операции в Нормандии, будь это пехотинцы, моряки или летчики, никогда не забудут это зрелище. Это был самый большой флот вторжения в истории. К высадке десанта было привлечено 7 700 кораблей и 12 000 самолетов. Вид с воздуха захватывал дух. Многие летчики позже рассказывали: на море было так много кораблей, что казалось, будто до Франции можно дойти по ним пешком. Высадка в Нормандии была очень эмоциональным моментом. Британцы, которые долгие годы терпели поражения и сталкивались с трудностями, наконец, возвращались на континент с мощными силами. Естественно, мысль об освобождении Европы от нацистского гнета повсюду вызывала сильные чувства — у участников боев, у тех, кто остался дома, и конечно, у жителей оккупированных стран, тосковавших по свободе. Конечно, это случайное совпадение, но оно вызывает осознанные и подсознательные ассоциации. И сторонники Брексита, и его противники ищут во Второй мировой войне доказательства в оправдание своих устремлений. Еврофобы говорят, что после Дюнкерка Британия оказалась в одиночестве, а еврофилы подчеркивают необходимость альянсов для защиты свободы и демократии. Аналогичный раскол очевиден и в Америке, где сторонники Трампа насмехаются над институтами международного сотрудничества, а его противники в ужасе от такого отношения. Мы по-прежнему видим в Дне Д и в боевых действиях в Нормандии отчаянную борьбу американцев и британцев с одной стороны, и немцев с другой. Однако это было многонациональное военное столкновение.

На первом этапе операции был сброшен воздушный десант, состоящий из 24 тысяч американских, британских, канадских и французских парашютистов ночью в первые часы 6 июня 1944 года, а на втором этапе в 6:30 утра начинался морской десант. Высадка морского десанта проводилась на участке побережья шириной 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль. Полоса высадки была разделёна на пять основных секторов вторжения: «Юта», «Омаха», «Голд», «Джуно» и «Сворд». Подготовка войск к высадке в Нормандии Подготовка к высадке союзников в Нормандии шла несколько месяцев, до этого никто не проводил настолько масштабных десантных операций за всю историю второй мировой войны. Готовился и тренировался личный состав, наращивались темпы производства оружия и боеприпасов, в авральном режиме строились специальные десантные плавсредства — всего в 1944 году было построено около 30 тысяч единиц различных десантных судов и десантно-высадочных средств для успешного штурма береговой обороны. Английский порт во время подготовки операции Нептун U. National Archives В ходе подготовке к операции «Нептун» были разработаны и построены новые плавающие танки, бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и многое другое. Это была действительно война моторов, без которых десантная операция была бы обречена на провал. Для этих моторов необходимо было топливо, поэтому была подготовлена, а с началом высадки в Нормандии осуществлена прокладка нефтепроводов по дну Ла-Манша 20 для бесперебойного снабжения войск горючим — операция по обеспечению десантируемых войск горюче-смазочными материалами получила название «Плуто» и была реализована в сотрудничестве учёных, экспертов нефтяных компаний и представителей вооружённых сил США и Великобритании. Американские рейнджеры на борту британских десантных катеров типа LCA в порту Уэймут В конце мая — начале июня 1944 года союзнические войска были передислоцированы в районы сбора на дистанции в 20-25 км от пунктов посадки на транспортные судна , и для их прикрытия с воздуха были развернуты около 7000 зенитных орудий и свыше 1000 аэростатов. Дезинформация о времени и месте высадки союзников Объеденное командование союзников было уверено, что скрыть подготовку к вторжению и достигнуть оперативной внезапности невозможно по объективным причинам, учитывая масштабы десанта и объем сил и средств, необходимых для его осуществления. Но вот добиться тактической неожиданности и дезинформировать о главных направлениях вторжения было вполне осуществимой задачей. Макеты танков Шерман использовались в операции Фортитьюд, для создания ложных полевых армий в Эдинбурге и на юге Англии , которые угрожали высадкой в Норвегии или Па-де-Кале, что позволило союзникам отвлечь немецкое внимание от Нормандии. Дезинформированию и дезориентации противника командование союзников уделяло огромное внимание! Кампания по дезинформации была названа «Бодигард», во время подготовки основной высадки союзники целенаправленно и всеобъемлюще запускались фейковые новости по радио, в прессе, как английской и американской, так и в средствах массовой информации нейтральных стран и слухи, что районом вторжения во Францию станет Кале-Булонь. Поддержка такой «легенды» была даже в том, что авиация Англии и США начала регулярно наносить массированные авиаудары по средствам береговой противодесантной обороны именно в районе Кале-Булонь, с 30 мая — 5 июня 1944 года усилив интенсивность бомбардировок непосредственно перед самой высадкой в Нормандии. Для дезинформации немецкого командования во Франции союзники строили ложные городки и специальные аэродромы, которые могли бы ввести в заблуждение воздушную или агентурную разведку Германии относительно места и времени вторжения. За некоторое время перед началом операции «Оверлорд» королевский флот Великобритании и ВМС США начали демонстративные выходы своих военно-морских сил в море, что выматывало силы береговой обороны Вермахта и в итоге снижало бдительность противника. Репетиция высадки союзников в Нормандии. Учения Тигр проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании.

Орденами «Победа» награждены командующие союзников Эйзенхауэр и Монтгомери

Цель операции была захватить и как можно дольше удерживать плацдарм, так как руководство союзников понимало, что удерживать его длительное время не удастся. И хотя эта операция с точки зрения тактики завершилась полным поражением [прим. Ключевыми выводами из этого опыта, которые повлияли на разработку морской десантной операции, стали следующие факторы: во-первых, по результатам высадки стало понятно, что проводить её нужно только на открытых пляжах с минимальным количеством фортификационных сооружений противника. Кроме того, во время десантирования нужна мощная сбалансированная авиационная и артиллерийская поддержка боевых кораблей для подавления береговых оборонительных сооружений.

Также, для успешного прорыва пехотных частей с захваченных плацдармов вглубь обороны противника требуется определённое количество специализированной инженерной бронетехники и множество приспособлений для преодоления инженерных заграждений береговой обороны. И главное, опыт Дьепа доказал, что необходима сложная комбинированная военная операция всех видов вооружённых сил, в которой вопросы взаимодействия будут играть исключительно важную роль [11]. Чтобы минимизировать переброску германских войск с восточного фронта, СССР согласился начать крупномасштабное наступление одновременно с высадкой союзников в Нормандии [12].

Поиски района высадки морского десанта В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок.

Союзники исходили из того, что полностью скрыть процесс подготовки к вторжению миллионной группировки невозможно, но противнику неизвестно главное — место и время начала операции «Оверлорд». Поэтому главной задачей было правильно выбрать места высадки, которые будут наилучшим образом удовлетворять ряду требований: наличию удобных пляжей для высадки войск, степени мощности береговых укреплений противника, расстоянию районов высадки до портов Великобритании и возможности эффективного применения союзниками истребительной авиации, исходя из радиуса их действия с целью поддержки флота союзников и десанта. Командование союзников тщательно обследовало всё атлантическое побережье, где немцами был построен так называемый « Атлантический вал » от Норвегии до Бискайского залива.

Для высадки десанта наиболее подходили районы Па-де-Кале , Нормандии и Бретани , потому что остальные районы — побережье Нидерландов , Бельгии и Бискайского залива — были на значительном расстоянии от Великобритании и не соответствовали определённым требованиям дальнейшего снабжения морским путём. Немецкое командование считало, что вероятнее всего местом вторжения союзников на континент будет район Па-де-Кале, за то, что оно ближе всего к Британским островам. Поэтому системы фортификационных сооружений «Атлантического вала» на этом направлении были мощнейшими.

Руководство союзников, тщательно проанализировав масштабы вероятных потерь в случае вторжения на этом участке, сразу отказалось от такого простейшего варианта высадки морского десанта. Англо-американские союзники прекрасно понимали грандиозность масштабов запланированного вторжения и настоятельную потребность в мощной морской инфраструктуре для обеспечения успешного продвижения своих армий во Франции. Немецкое командование также признавало тот факт, что противнику в случае их вторжения в континентальную Европу будет необходимо иметь порты, через которые должны снабжаться войска.

Поэтому немцы считали, что лучшего варианта, чем Па-де-Кале , где существовало множество отличных портов, не существует. Исходя из этого, Верховное командование Вермахта и, в частности, командование войск «Запад» концентрировало свои главные силы в этом регионе. Позже выяснилось, что немцы менее всего ожидали высадки союзников именно на нормандском участке « Атлантического вала ».

Это объясняется тем, что немецкое командование считало Нормандию непригодной для высадки из-за отсутствия соответствующей морской береговой инфраструктуры для выгрузки войск и военных запасов, и не догадывалось, что союзники на начальном этапе вторжения рассчитывали обойтись без захвата морских портов, вместо этого планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри» , которые должны были компенсировать эти недостатки. Соответственно, союзному руководству пришлось направить своё внимание на менее привлекательную, но гораздо более безопасную зону Нормандии и Бретани. Полуостров Бретань имел много преимуществ, в частности, отличные мощные порты, такие как Брест , однако общее расстояние от морского побережья южной Англии и возможности дальнейшего снабжения войск и сил были крайне ограничены.

К тому же высадка на побережье Бретани могла привести к тому, что немцы просто заблокировали бы союзников и лишили их возможности прорваться на оперативный простор. Нормандское побережье практически не имело удобных портов, которые бы удовлетворяли потребность союзников в выгрузке войск, техники и имущества, за исключением Шербура , который к тому же находился почти в тупике полуострова Котантен. Возможности остальных портовых структур, которые имелись на этом направлении, были незначительны и в планах вторжения они не играли существенной роли.

Плацдарм, прилегающий к побережью Сенской бухты, можно было изолировать от контратак наземных войск противника, расположенных на территории Франции и Германии , разрушая мосты и переправы и устанавливая контроль над многочисленными путями, которые вели к Сенской бухте. Кроме того, Сенская бухта не имела островов, банок , отмелей или рифов у берега. От постоянных западных ветров её прикрывал полуостров Котантен.

Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13]. Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта.

Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам. Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14]. Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта.

Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта». После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале.

Сомнения генерала Эйзенхауэра Характерно, что в течение нескольких дней советская пресса сообщала лишь об упорных боях в Нормандии, бомбежках немецких позиций. Журналисты и военные специалисты избегали прогнозов — то ли боясь сглазить, то ли опасаясь, что немцы приготовили какой-то дьявольский сюрприз. Действительно, в Третьем рейхе была закончена работа над крылатой ракетой Фау-1, которая в марте сорок четвертого атаковала Лондон. На подходе было более мощное детище конструктора Вернера фон Брауна — Фау-2… Между прочим, и сам Эйзенхауэр, несмотря на громадное преимущество союзников — в живой силе в два раза, в авиации в 23! На всякий случай, он подготовил обращение — к счастью, не пригодившееся — на случай неудачи.

В нем были такие слова: «Наша высадка в районе Шербур-Гавр не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска. Мое решение атаковать в это время и в этом месте было основано на той информации, которой я располагал. Войска, авиация и флот сделали все, что могли сделать храбрость и верность долгу. Если кто-то виновен в неудаче этой попытки, то это только я…» Сегодня высадка в Нормандии выдается Западом как самое важное, чуть ли не решающее сражение Второй мировой войны. Но всем, кто хоть понаслышке знаком с историческими реалиями, может лишь скептически улыбнуться, услышав такое утверждение. Для Запада словно не было битвы под Москвой, Курского сражения, эпопеи под Сталинградом, боев за Крым, освобождения Украины. Именно там солдаты и офицеры Советской армии показали невиданное мужество и стойкость, в тех местах они превратили лучшие части Вермахта и СС в бесконечную вереницу могильных крестов.

Летом 1944 года Германия, изнуренная долгой войной, лежащая в руинах, неуклонно таяла на глазах, словно больной, которого настиг неизлечимый недуг. Это были важные участки Второй мировой войны, но отнюдь не решающие. Наконец, в ноябре 1943-го Черчилль и Рузвельт пообещали Сталину, что откроют Второй фронт в будущем году. Небольшое отступление. Второй фронт все же существовал, причем, давно. Только в виде… тушенки. Консервами и другими продуктами исправно снабжали Советский Союз союзники — громадное им спасибо!

Эту большую и необходимую поддержку нельзя забыть. Сталин в Париже После Сталинграда и Курска Советская армия стала одолевать неприятеля, а потом стала ломать ему хребет. Русские армии неумолимо наступали, немецкие же лишь пятились назад. Исход войны уже не вызывал сомнений… В 1944 году политики в Лондоне и Нью-Йорке с ужасом представляли, что бесчисленная, разноязыкая армада Сталина, промаршировав по Европе, возьмет не только Берлин, но и ворвется в Париж. Вся Европа могла окраситься в красный цвет! И не было бы потом никакого НАТО, а британцы на своих островах затаились, как мыши, ожидая вторжения русского десанта. Да и американцы вели бы себя почтительно… Вернемся, однако, в реальность.

И восемь полков, полностью укомплектованных по штату военного времени и сосредоточенных в пяти пунктах высадки, перешли в наступление против в полтора раза более слабых, растянутых по всему побережью Нормандии немецких дивизий, из которых только часть могла вступить в бой в районах непосредственно атакованных пунктов. Американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли эа пределы захваченных узких плацдармов. Особенно тяжело пришлось двум полкам, наступавшим в районе Вьервиля: они натолкнулись здесь на 352-ю дивизию, как paз сосредоточенную в этом районе для проведения маневров и поэтому оказавшуюся в полной готовности к отражению противника. Наступавшие американцы понесли тяжелые потери, и временами даже казалось, что они не смогут удержаться. Значительно удачнее протекали предпринятые у Арроманша, Курселя и Лиона-сюр-Мер высадки двух английских и канадской дивизий. Но и они не выполнили задачи дня, то есть не вышли ни к Байе, ни к горной дороге между Байе и Каном, ни к самому Кану, ни к устью реки Орн. Англичанам оказывала упорнейшее сопротивление 716-я дивизия, хотя вскоре ее оборона распалась на отдельные разрозненные, не связанные друг с другом узлы сопротивления. Ее положение несколько облегчила 21-я танковая дивизия.

Вскоре командованию группы армий «Б» стало ясно, что на сей раз дело идет о серьезной операции. К вечеру 21-я танковая дивизия получила приказ выйти из боя с воздушно-десантными частями противника и нанести удар из Кана в северо-западном направлении. Английские танки местами сумели ее задержать, хотя немцам все таки удалось продвинуться до Лиона-сюр-Мер. Однако затем эта дивизия, к большому облегчению для англичан, отошла назад, ее командир решил, что в результате новой высадки планерных частей противника над дивизией нависла угроза с тыла. С самого раннего утра командование немецкими войсками на Западе и группа армий «Б» вели безуспешные переговоры с ОКВ о немедленном выделении в их распоряжение учебной танковой дивизии, располагавшейся южнее Парижа, и 12-й танковой дивизии СС. Только в 16 час, обе дивизии вместе со штабом 1-го танкового корпуса СС были переданы в их распоряжение. Но использовать эти дивизии можно было теперь не раньше, чем на следующее утро. Во второй половине дня фельдмаршал Роммель вернулся из поездки в Германию.

У него было намерение посетить Гитлера и изложить ему свои сомнения относительно общей военной обстановки, а заодно и вытекавшие отсюда политические соображения, которые сводились к необходимости окончить войну до полного разрушения Германии. Вторжение помешало Роммелю осуществить это намерение. Прибыв на фронт, он отдал единственно возможные распоряжения относительно действий на следующий день. Ярость охватила его при мысли о том, что по крайней мере одна иэ двух обещанных танковых дивизий уже несколько недель могла бы находиться в районе между Каном и Фалезом, если бы его неоднократные запросы были приняты во внимание. Эйзенхауэр и Монтгомери могли быть довольны результатами дня.

Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Фото этого места сегодня Плененные немцы идут по пляжу «Юнона» — место высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции.

Здесь проходили одни из самых ожесточенных сражений. И сегодня... Американские военные изучают захваченный немецкий бункер на пляже "Омаха". Самые тяжелые потери понесли части, высадившиеся на крайних концах Омахи-бич. На востоке в секторе Fox Green и примыкающей к нему части сектора Easy Red, рассеявшиеся подразделения трех рот, потеряли половину людей, прежде чем добрались до гальки, где оказались в относительной безопасности. Солдаты высаживаются с кораблей и пробираются к берегу, пляж "Омаха". Седьмой по счету солдат, так же как и я, выскочил на берег, не получив ущерба для себя.

А вот все между нами были подстрелены: двое убиты, трое ранены. Вот насколько везучим нужно было быть" — вспоминает капитан Ричард Меррил, из второго батальона рейнджеров. Бульдозер очищает путь рядом с башней разрушенной церкви, единственным строением, которое осталось стоять после бомбежки союзных сил, Оне-сюр-Одон коммуна во Франции, находится в регионе Нижняя Нормандия. Позже церковь была восстановлена. Американские военные готовят план сражения, остановившись на территории фермы, где от артиллерийских ударов погиб скот, пляж "Юта". К исходу дня 6 июня американцы потеряли на «Омахе» около 3 тыс. Фермеру Раймонду Берто было 19 лет, когда союзные войска сошли на берег в 1944 году.

Операцию можнор считать успешной, но далась немалой ценой, о чем свидетельствуют письма, дневники и воспоминания ее участников. Мо Вейнер, уроженец Бруклина, США: Практически невозможно просто сесть и спокойно написать письмо так, как будто ничего не происходит. Конечно, все тихо, но мы ждем события, которое потрясет весь мир. И хотя меня просто распирает от желания все тебе рассказать, я не могу. Да и вообще, нельзя сказать, что мне хоть что-то известно, даже иметь собственное мнение в данный момент запрещено. Однако, я могу сказать, что рад, что это изматывающее ожидание, наконец, закончено. Капитан Алистер Баннерман, британская армия: Завтра мы все разойдемся по кораблям и лодкам и уже больше не увидимся, во всяком случае, не увидимся до того, как прибудем на место назначения.

Я уже поговорил со всеми [подчиненными], пожелав им спокойной ночи. Теперь мне осталось познакомить их с тремя приказами от сегодняшнего дня: от командира, от Монти [фельдмаршал Монтгомери], и еще один - от Эйзенхауэра [американский командующий]. Да поможет нам Господь. И, может быть, если будет на то его воля, мы покончим с этим ужасом. Джон Хьюстон, США, 101-я воздушно-десантная дивизия: Правая ступня на краю двери, чтобы оттолкнуться, мах правой ногой, полуповорот, спина к струе от пропеллера, ступни вместе, колени согнуты, руки на запаске, голову вниз. Стропы дергает, купол раскрыт. Мы так низко, что времени на обзор просто нет.

Земля приближается. Толчок, перекатиться на бок. Это - Франция... Фредерик Райт, военный моряк Королевского флота: Большие корабли начали артобстрел, а в воздухе полно самолетов. Ребята поют "Ты мое солнышко", настроение у них прекрасное. Все отлично видно. Большие корабли бабахают, как в аду.

Слышно только: Бум! Мы все потрясены, до нас никак не доходит, что в небе нет ни одного немецкого самолета. Хьюз, моряк на HMS военном корабле "Глазго", запись из дневника 6 июня: 05. Я помолился и теперь думаю обо всех вас, оставшихся дома. Мы начали обстреливать пляжи и подходы. ВВС все еще бомбят. Кормовая башня первой открыла огонь, наша цель: батареи и неутихающие дымовые мортиры.

Настроение поднимается, потому что в небе полно наших самолетов. Правда, тем, кто на десантных кораблях, не до веселья. Стенли Блекер, морской пехотинец, Королевский флот: Шум при высадке был оглушающий. Впереди, насколько хватало глаз, берег и деревни в дыму и огне. Дональд Вон, 79-я танковая дивизия британской армии: Шума было полно: самолеты летали, немцы стреляли, а за нами большие военные корабли палили из 15-дюймовок. Я их раньше не слышал, грохот был, как от летящих паровозов. Рассел Стоувер, 116 полк 29-й пехотной дивизии США: Рампа откинулась, и мы попрыгали в воду, оказавшись в ней по пояс, и это при трехфутовых [почти метр] волнах.

До берега было ярдов 200 [182 метра]. Впереди был только один танк, и один - слева, но он не стрелял и не двигался. Укрыться было негде. Я сообразил, что что-то пошло сильно не так. Справа горела лодка. Мы продирались через прибой и какие-то обломки. Добравшись до песка, я попробовал побежать, но одежда так отяжелела, пропитавшись водой, что я просто рухнул.

Я возблагодарил Бога, что дымовая завеса еще как-то держалась. Если бы не она, нам бы не выжить. Переведя дух, я бросился вперед. Парень справа от меня так и остался лежать. Кажется, он был нашей первой потерей. Они качались на волнах, как мусор в гавани. Тут и там плавали какие-то обломки оборудования и тела солдат и моряков.

Несколько часов мы смотрели, как прибой выносил на берег мусор и мертвых. Первый десант на "Омаху" стоил союзникам сотен погибших. К концу 6 июня только на этом участке союзники недосчитались более 2000 человек. И все же силы союзников были достаточно велики, так что, в конце концов, они добрались и до немецких бункеров. Неизвестный солдат из Восточно-Йоркширского полка, Британия: Это было как в каком-то... Ребят валило, как кегли под шаром. Я еще подумал: "Ну и повезет же тебе парень, если ты отсюда выберешься!

Альфред Леонард, британский торговый флот корабли были привлечены для переброски войск : В воде плавали куски человеческих тел. Страшно было. Все, что предшествовало высадке, было здорово: орудия, знамена, все куда-то двигаются, но при этом все живы. А потом видишь мертвых парней в воде и думаешь: "Черт, что же это такое? Он был живым, но не долго. За мною бежали два канадца. Бош вышел с огневой позиции со своим "шмайсером".

Я еще подумал: черт, они же его не видят. Но они и не думали останавливаться. Они просто прихлопнули его прикладами винтовок, и это было все. Майор Ф. Гуд, Глостерширский полк: Мы пробились в район главных немецких укреплений, которые непрерывно обстреливали флот и ВВС.

Высадка в Нормандии, или Операция Нептун презентация

Высадка войск в Нормандии войдет в военную историю как одна из самых неудачных благодаря доблестной немецкой армии». Так называемые учения Тигр (Exercise Tiger) американских войск должны были стать репетицией их высадки в Нормандии. Руководил англо-американскими силами при форсировании десантными силами пролива Ла Манш и высадке войск в Нормандии 6 июня 1944 года на Европейском континенте во Франции. Генерал Эйзенхауэр открыто заявил, что после высадки в Нормандии французы должны полностью подчиняться предписаниям «союзного командования», а организации де Голля нет места в этом раскладе сил. это морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года (в День Д) во французской Нормандии во время Второй.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий