Дон Ширли пианист и Тони Валлелонга. Don Shirley was an American jazz pianist who was born in Pensacola, Florida, in 1927.
Metro провело собственное расследование - был ли Дон Ширли в Ленинграде?
- Poetry Corner
- Ширли, Дон - Википедия
- Don Shirley (1927-2013)
- Правдивая история дона ширли, джима ворона - История 2024
Дон Ширли биография Пианист
Don Shirley is a 86 years old American-Jamaican jazz pianist and composer from Pensacola, Florida. Биография Дона рассказывает, что отправился он в Ленинград в 9 лет и учился теории у Mittolovski, но в русских источниках такого товарища нет. Don Shirley is one of the most gifted musical geniuses of the 20th Century. Don Shirley was a 20th-century Jamaican American pianist and composer who often performed with the Don Shirley Trio.
Дон ширли пианист биография
В память о нем Ширли написал «Дивертисмент для герцога Дона». Начало 70-х — в правой руке музыканта развился тендинит. Ширли пришлось ограничить свои выступления перед публикой. Он более чем на 20 лет выпал из поля зрения своих поклонником. Это не единственный раз, когда музыкант выступал в России.
Осложнения сердечной недостаточности. На кинофестивале в Торонто фильм стал обладателем награды «Выбор народа», даже претендовал на «Оскар». Хотя многое в фильме не понравилось членам семьи Ширли — не соответствует действительности. Его избранницей стала Джин К.
Хилл из округа Кук штата Иллинойс. Они поженились в 1952 году, но вместе прожили совсем недолго. Ночные гулянки и пристрастие к спиртному Джин терпеть не пожелала. Сам Дон говорил в интервью, что причина развода кроется в другом — он не может быть хорошим мужем и одновременно строить карьеру.
Дон никогда не имел детей. Но одиноким не был. Ширли был близок со своей семьей. Любил своих племянников и даже брал с собой на гастроли.
Талант Темнокожему таланту пришлось столкнуться со всеми «прелестями» шоу-бизнеса. Но безвольным слабаком Ширли не был никогда. Он терпел унизительное, даже жестокое обращение к себе, дружеские советы забыть о покорении классической сцены, прямые указания, что его удел — джазовое ремесло. Его талант и мастерство высоко оценил Игорь Стравинский, отметив, что искусство Ширли «достойно богов».
А к 70-м давал больше сотни концертов в год, со своими музыкантами или со знаменитыми оркестрами. Писал экспериментальную джазовую музыку, концерты для фортепиано, органные симфонии, струнные квартеты, концерты для виолончели, одноактные оперы, музыку для фортепиано, органа и скрипки. Музыку этого талантливого композитора-аранжировщика трудно отнести к какой-либо определенной категории. Дон Ширли видел в каждой музыкальной композиции что-то новое, необычное, даже стандартную мелодию он исполнял нестандартным способом.
Настоящий виртуоз, которому подвластны как выставочные мелодии, так и баллады, джаз и прочие музыкальные направления. Советскому слушателю его имя ничего не говорило, в России его узнали только в 2018 году, после выхода скандального фильма «Зеленая книга», написанного на основе биографии и личной жизни музыканта. Детство и юность Полное имя музыканта — Дональд Уолбридж Ширли. Он родился в городе Пенсаколе, штата Флорида 29 января 1927 года.
Родители будущего известного музыканта — ямайские эмигранты. Мама — Стелла Гертруда Янг, учитель.
Семья Ширли говорит, что это фильм о белом спасителе; фильм, в котором белый мужчина учит чернокожего, как наслаждаться жареным цыпленком и музыкой его собственной культуры, и который завершается тем, что Тони Лип помогает Ширли отказаться от душного шоу классической музыки в пользу поп-песен в полностью черном ночном клубе. Семья настаивает на том, что все это неправда. По словам племянницы Ширли, фильм является не чем иным, как «изображением версии жизни черного человека для белого человека». Хотя настоящий Дон Ширли был общеизвестно скрытным в своей жизни, мы действительно знаем, что происходило в жизни Ширли до и после того, как началась эта вызывающая много споров поездка - и в его жизненной истории, возможно, есть некоторые сильные намеки на правду, окружающую Зеленую книгу. Дон Ширли был одним из величайших пианистов мира. Он был абсолютным вундеркиндом. Родился 29 января 1927 года в Пенасколе, штат Флорида, он начал играть на фортепиано, когда ему было всего два года, и в девять лет учился на дневном отделении в Ленинградской консерватории в Советском Союзе. К 18 годам он дебютировал на концерте, а к 19 исполнил свое первое оригинальное произведение с Лондонским филармоническим оркестром.
Он был невероятен; признан одним из лучших своего времени. Сам знаменитый композитор Игорь Стравинский похвалил Дона Ширли, сказав: «Его виртуозность достойна богов». Но он был не просто гением игры на фортепиано. Он свободно говорил на восьми языках, имел репутацию опытного художника и получил степень доктора психологии. Он был из тех людей, которых мир видит раз в столетие, и обладал невероятным умом, который настолько превосходил обычного человека, что казалось невероятным, что он вообще может существовать. По всем правилам имя Дона Ширли должно было быть нарицательным в свое время, но из-за его расы это не так. Ему прямо сказали, что его цвет кожи был причиной того, что он этого не сделает. Сол Хурок, один из самых влиятельных импресарио в мире - или, другими словами, человек, финансировавший мировые концерты и оперы - сам сказал Ширли, что ни одна американская публика никогда не примет цветного человека на сцене классической музыки.
Поезд тем временем отправился дальше», — говорила Анна Павловна. Потом, когда после всего произошедшего мы с сестрой были в Одессе, то встретились с подругой Анны Павловны. Но когда немцы уходили, она пришла ко мне с маленьким чемоданом, совершенно бледная, глядела куда-то вдаль и говорила: «Я ухожу», — рассказала нам эта женщина. Подруга пыталась ее образумить, но Анна Павловна стояла на своем: «Я ухожу». Фото — be. В ней американец рассказывает о том, как стал свидетелем встречи Рихтера с матерью. Так получилось, что именно Мур, в 1958 году первым написавший в западной прессе о Рихтере, сделал все, чтобы эта встреча состоялась. Узнав, что в небольшом немецком городке Швебиш-Гмюнд живет некая фрау Рихтер, которая называет себя матерью пианиста, он немедленно сел в машину и отправился к ней. До этого во всех разговорах сам Рихтер на вопросы о родителях отвечал, что «они умерли». А потому иностранному журналисту и музыковеду захотелось самому разобраться, что же это за фрау Рихтер. Разыскав небольшой двухэтажный дом, одну из квартир в котором занимала та самая дама с мужем, Мур приготовился объяснить, кто он и зачем приехал. Но едва он появился на пороге, как хозяйка дома сама узнала его. Фрау сказала: «С тех пор как мы ее увидели, мы все время молились о встрече с вами. У нас не было никаких контактов со Славой с 1941 года, так что даже возможность повидать кого-то, кто видел его самого, для нас была настоящая сенсация», — вспоминал Пол Мур. Анна Павловна рассказала американцу и об обстоятельствах своего отъезда из Советского Союза: «Отца Славы арестовали вместе с примерно шестью тысячами других одесситов, носивших немецкие фамилии. Таков был приказ, полученный от Берия. Мой муж ничего предосудительного не совершал, ничего. Он был просто музыкантом, я тоже; большинство наших предков и родственников были либо музыкантами, либо артистами, и мы никогда не занимались политической деятельностью. Единственное, в чем его могли обвинить — в давнем, 1927 году он давал уроки музыки в немецком консульстве в Одессе. Но при Сталине и Берии этого было вполне достаточно, чтобы его арестовать и посадить в тюрьму. Потом они его убили. Когда войска «оси» дошли до Одессы, то город был оккупирован, в основном румынами; потом они начали отступать, мы с моим вторым мужем ушли вместе с ними. Увезти с собой многое было невозможно, но я захватила все, что смогла, связанное с воспоминаниями о Славе. Та встреча Мура с Анной Павловной продолжалась недолго: «Фрау Рихтер в основном пыталась выудить из меня любые, самые незначительные новости о Славе, или, как она иногда называла его, Светике, что в переводе означает «маленький свет». Тогда же Анна Павловна передала через журналиста короткую записку для сына, которая начиналась со слов «Mein uber alles Geliebter! Через общую знакомую Пол Мур сумел переслать записку Рихтеру в Москву. А первая встреча пианиста с матерью состоялась осенью 1960 года в Нью-Йорке, где импресарио Сол Юрок устроил концерт Рихтера. Анна Павловна потом вспоминала, что ей так долго пришлось доказывать Юроку, что она приходится Рихтеру матерью, что она почувствовала себя на допросе в полиции. Тогда же Рихтеру задали вопрос, собирается ли он добиваться реабилитации отца. На что Рихтер ответил: «Как можно реабилитировать невинного человека? Но женщина отказалась. И, в свою очередь, пригласила в гости сына. Этот визит стал возможен через два года. Пол Мур оставил детальные воспоминания о той встрече, при которой он также присутствовал. Все стены были покрыты его фотографиями с детства и до зрелых лет. На одной из них он был изображен загримированным под Ференца Листа, роль которого ему довелось однажды сыграть в советском фильме о Михаиле Глинке. Тут же висели цветные акварели домов Рихтеров в Житомире и Одессе, а также угла в одесском доме, где стояла его кровать. Один из снимков юного Славы в шестнадцатилетнем возрасте доказывает, что в молодости, до того, как стали постепенно исчезать его белокурые волосы, он был поистине поразительно красив. Хозяйка дома рассказала, что в ее сыне смешана русская, польская, немецкая, шведская и венгерская кровь… Фрау Рихтер провела сына по квартире и показала ему те картины, которые ей довелось спасти из их старого гнезда в Одессе. Рихтер рассеянным взглядом рассматривал карандашный рисунок своего старого дома в Житомире и другого, в Одессе». Их поезд прибыл из Парижа. На вокзале Рихтера и Дорлиак встречал Пол Мур. С такой же дружелюбной насмешкой Рихтер продемонстрировал длинный круглый пакет, завернутый в коричневую бумагу: по его словам, это был торшер, который Нина была намерена тащить с собой из Лондона до Москвы через Париж, Штутгарт, Вену и Бухарест». Они пробыли в Германии в общей сложности несколько дней. Тот же Пол Мур вспоминал, как во время обратной дороги на вокзал, откуда Рихтер и Дорлиак должны были ехать в Лондон, вел себя «муж фрау Рихтер». Вдруг он неожиданно спросил: «Светик, в твоем паспорте все еще значится, что ты немец? Рихтер снисходительно улыбнулся, но, обменявшись втихомолку взглядами с женой, решительно произнес: «Имя Святослав меня вполне устраивает». На вокзале, пока ждали поезд, все решили выпить чаю с пирожными. Сели за стол, сделали заказ. Но Рихтер в последний момент передумал пить чай и отправился побродить по городу. На платформе он появился одновременно с поездом. Потом фрау Рихтер пыталась внушить сыну, как важно для нее получать от него весточки. Но я сомневался в эффективности ее просьб: Нина как-то сказала мне со смехом, что за все эти годы, что они знают друг друга, Слава посылал ей множество телеграмм, но никогда не писал ни одного письма, даже открытки». О чем был самый последний разговор матери с сыном, Пол Мур не знает, так как нарочно оставил их наедине. Он подошел к фрау Рихтер, лишь когда состав тронулся. Я попыталась расспросить его о подробностях, ведь прошло столько лет. А вместо мамы — маска. Мы ни на одно мгновение не остались наедине. Но я и не хотел. Мы поцеловались, и все», — сказал Слава. Нина Дорлиак пыталась отвлечь мужа Анны Павловны, придумывая всякие уловки, например, прося показать дом. Но тот не поддался. После этого Светик еще несколько раз выезжал в Германию. Газеты писали: «Рихтер едет к матери», все выглядело очень мило. Но говорили они только об искусстве. Когда Анна Павловна тяжело заболела, Рихтер все заработанные на гастролях деньги потратил на ее лечение.
Он был виртуозом, играя все от выставочных мелодий, к балладам, к его личным мерам негритянского spirituals, чтобы исполнить джаз, и всегда с обертоном классически обученного музыканта, который испытывает предельное уважение к музыке, которую он играет. В возрасте девяти лет он был приглашен изучить теорию с Миттоловским в Ленинградской Консерватории Музыки, и он позже учился с известным органистом Конрадом Бернье и изучил передовой состав и с Бернье и с доктором Таддеусом Джонсом в Католическом университете Америки в Вашингтоне D. Он сделал свой дебют концерта в возрасте 18 лет с Бостонской Популярностью 25 июня 1945 с Дином Диксоном как приглашенный дирижер, играющий Си-бемоль Чайковского незначительный концерт.
Правдивая история дона ширли, джима ворона
It is a colorful and fascinating booklet, beautifully executed, containing numerous photos highlighting his career in music from a very personal perspective. Your best bet that you will receive your CDs before Christmas, however, is to send your order now. Shirley is immensely happy with the many e-mails you have sent him. He keeps them all, re-reads them often, and answers when he can. I know this because I see him at least once a week for my piano lesson! They have been a strong motivating factor in his wish to record again. Perhaps you will send him another note at DonShirleyTrio after you have listened to Home With Donald Shirley Finally, promotional efforts are underway, as is construction of the new DonShirley. The very best PR, however, is of a kind that money can never buy, because it flows from the enthusiasm and devotion of us, his listeners. So introduce family and friends to the musical genius of Donald Shirley--they are bound to thank you! Ask your local radio stations to play it; request your Public Library to buy it; tell the Music Editor of your Newspaper to review it, then everyone will thank you. And Dr.
Shirley will most sincerely thank you. I thought you all would enjoy reading about the concert from someone who was there. Jim Sommerville. I would like to think Dr. And a lot of people met him. He was in great spirits, gregarious and charming, funny and down to earth. He has a photographic memory, which he seems able to tap with ease. Whenever anyone would mention a previous concert years ago, Dr. Shirley would recall it in detail and share anecdotes galore with them.
During the 1950s and 1960s, Shirley recorded many albums for Cadence Records. Flowers was a world renowned African American mezzo-soprano. Shirley hired Vallelonga as his driver and bodyguard, to protect him as he performed in southern states, and required him to wear a uniform and cap. Shirley said yes, but asked that it not be released until after his death. In 2018, the movie The Green Book was released. Donald Walbridge Shirley died from complications of heart disease at his home above Carnegie Hall in in New York City on April 6, 2013, at the age of 86. A small donation would help us keep this available to all.
Самое интересное, что Ширли и Липа даже умерли в один год, с разницей в несколько месяцев. Однако брат прославленного музыкант с подобными доводами не согласен. Вот, что он рассказал одному из журналистов: «…Мой брат никогда не воспринимал Тони как «друга». Для него тот был не более чем шофёр и личный секьюрити. Скорее всего, Дону просто был приятен сам факт, что он — состоятельный, востребованный чернокожий артист, который мог позволить себе нанять в прислуги парня, совершенно непохожего на него…». Затрагивая личную жизнь музыканта, нельзя не отметить, что большую часть своей жизни Ширли провёл в одиночестве. В 1952 он женился на Джин К. Хилл, однако девушка не в силах была терпеть ночные гулянки возлюбленного, а уж тем более — его пристрастие к спиртному, в связи с чем пара вскоре развелась. В апреле 2013 года, в возрасте 86 лет, Дон Ширли скончался в своём доме на Манхеттене.
Он проявлял исключительный интерес к джазу, что в конечном итоге стало его основным музыкальным стилем. После окончания средней школы Ширли продолжил своё образование в университете Нью-Йорка, где изучал музыку и специализировался на классической и джазовой пианистике. Именно здесь он впервые начал регулярно выступать в ночных клубах, чем привлек внимание музыкальных критиков и почитателей джаза. За годы обучения в университете Дон Ширли получил не только профессиональное образование, но и обогатил свой репертуар и улучшил свои навыки игры на фортепиано. Его необычный, изысканный стиль исполнения придавал уникальность ему как музыканту и привлекал внимание публики. Возрождение в мире музыки После длительного периода отстранения от сцены, Дон Ширли решил возродить свою карьеру в мире музыки. Его возвращение в классическую музыку было ожидаемо и долго желано как его поклонниками, так и музыкальными критиками. Чтобы достичь новых высот в своем искусстве, Ширли начал серьезные тренировки и обучение у опытных пианистов и дирижеров. Он глубоко погрузился в изучение классической музыки и техники игры, чтобы восстановить свои навыки и обрести новые. Он также начал выпускать новые альбомы, на которых исполнил свои оригинальные композиции и известные произведения в новых интерпретациях. Его музыка стала более экспериментальной, сочетая элементы джаза, классики и народной музыки. Однако, Ширли не только возрождал себя в своей собственной музыке, но и работал со многими другими талантливыми музыкантами.
Правдивая история дона ширли, джима ворона
И если авторы действительно сильно изменили биографию Дона Ширли, недовольство его родственников можно понять. Дон Ширли – талантливый американский пианист, который прославился своим уникальным стилем игры и непростой ориентацией. Дон Ширли пианист и Тони Валлелонга.
Don Shirley Interview
Дон Ширли (1927–2013) был чернокожим композитором и пианистом, родившимся в семье иммигрантов с Ямайки. On this day in Jamaican History: Prodigal pianist, Don Shirley, was born. Дон Ширли был афро-американским пианистом и композитором 20-го века, который часто выступал с трио Дона Ширли. Интересно, что в картине, как и в официальной биографии Дона Ширли, говорится, что в возрасте 9 лет он был отправлен в СССР и проходил обучение в Ленинградской консерватории.
Правдивая история дона ширли, джима ворона
Уже в юном возрасте он потрясал своим мастерством и умением передать эмоции через музыку. Все это не осталось незамеченным, и юный пианист был приглашен выступать на самых престижных концертных площадках. Доктор Ширли получил музыкальное образование в Московской консерватории, где его талант и техническое мастерство только стали ощутимыми. Он стал непревзойденным виртуозом на клавишных и славился своей глубокой интерпретацией музыкальных произведений. Каждое его выступление было настоящим шествием эмоций и вдохновения. Доктор Ширли стал лауреатом множества международных конкурсов, его записи звучат на радио и ТВ по всему миру. Бесчисленные награды и призы подтверждают его безупречную музыкальность и техническое мастерство.
Искусство Доктора Ширли пересекло границы жанров и стало популярно в самых разных музыкальных кругах. Он владеет не только классической музыкой, но и современными направлениями, такими как джаз, рок и электронная музыка. Ранние годы и образование Ширли родился 10 апреля 1985 года в маленьком городке в северной части России. С самого детства пианист проявлял огромный талант и страсть к музыке. Всего в 8 лет Ширли начал учиться игре на пианино и уже в 12 лет впервые выступил на концерте перед публикой. По окончании средней школы Ширли решил посвятить себя полностью музыке и поступил в музыкальное училище имени М.
Здесь он встретил своего первого учителя по пианино, который заметил его потенциал и стал его наставником. В училище Ширли активно принимал участие во множестве концертов и конкурсов и каждый раз удивлял своей выразительной, красивой и технически безупречной игрой. Его талант быстро заметили и после окончания училища Ширли был принят в престижную музыкальную академию. В академии Ширли продолжал активно развиваться и совершенствовать свое мастерство. Он участвовал во множестве международных конкурсов и каждый раз побеждал. Его выдающийся талант уже в то время привлекал внимание критиков и музыкальных экспертов со всего мира.
За эти годы обучения Ширли разработал собственный уникальный стиль игры на пианино. Его подход к интерпретации музыкальных произведений стал его отличительной чертой, обеспечившей ему мировую известность и признание. С самого детства он проявлял огромный интерес к музыке и пока еще не умел ходить, начал играть на рояле. В возрасте трех лет было принято решение о его дальнейшем музыкальном образовании. Доктор Ширли со временем стал виртуозным пианистом, отличающимся своим уникальным стилем игры и яркой эмоциональной интерпретацией произведений. В его репертуаре была широкая палитра композиций: от классики до современной музыки.
В ранние годы он также проявлял интерес к наукам и искусству, изучая физику, астрономию, живопись и литературу. Знания, полученные в этих областях, стали важной составляющей его творческого подхода к музыке. Уже с детства Доктор Ширли проявлял удивительный музыкальный талант и признаки гениальности. Его ранние интересы искусства и фундаментальных наук составили основу для его будущего успеха в музыкальной карьере. Музыкальное образование и первые успехи С детства Доктор Ширли проявлял необычайный талант к музыке. Его музыкальное образование началось в раннем возрасте, когда он начал изучать фортепиано под руководством своей бабушки.
Основатель лейбла Арчи Блейер [en] настаивал, чтобы Ширли называли Доном. Эта фамильярность оставалась с ним на протяжении всей его карьеры [4]. В 1961 году его сингл «Water Boy» достиг 40-й позиции в чарте « Hot 100 » журнала Billboard и оставался там в течение 14 недель. В 1955 году он выступил с симфоническим оркестром NBC на премьере фортепианного концерта Эллингтона в Карнеги-холл. Он также появился на телевидении в шоу « Артур Годфри и его друзья [en] ». В « Зеленой книге негритянских автомобилистов» перечислены места, обслуживающие чернокожих путешественников в штатах Глубокого Юга В 1960-х годах Ширли, надеясь своим творчеством изменить предубеждения людей, давал концерты в США, включая ряд южных штатов.
Он нанял нью-йоркского вышибалу из ночного клуба Тони Липа на должность водителя и телохранителя. Их история легла в основу сюжета фильма 2018 года « Зелёная книга », в котором роль Ширли сыграл Махершала Али [1].
Even with his immense musical genius, Shirley found that opportunities for classical black musicians were extremely limited. He abandoned music for a time and earned a doctorate of Music, Psychology and Liturgical Arts at the University of Chicago. Music still called to him and he received a grant to study the relationship between juvenile crime and music. As part of his research, he played small clubs and observed the reactions of audiences to specific sounds. Music pioneer and jazz orchestra leader, Duke Ellington, became friends with Shirley after hearing him play at Basin Street East. The musical virtuoso received an invitation in 1954 from the Boston Pops Orchestra conductor to play with them.
Когда ему исполнилось 9, его пригласили изучать теорию музыки у Миттоловского в Ленинградскую консерваторию. Ширли получил докторскую степень по музыке, психологии и литургии в период временного отказа играть на фортепиано. Годом позднее Ширли исполнил одну из своих композиций с Лондонским филармоническим оркестром. Ширли был разочарован советами окружающих бросить классическую музыку под предлогом неприязни к чернокожим артистам и продолжать карьеру в джазе. Столкнувшись с отсутствием перспектив для чернокожих музыкантов классической музыки, Ширли оставил карьеру пианиста и обратился к академической сфере, где добился выдающихся успехов. Он получил докторскую степень в области музыки, психологии Университет Чикаго, Фи Бета Каппа и литургического искусства. Он свободно говорит на восьми языках, а также считается опытным художником. Во время преподавания психологии в Чикагском университете в начале 50-х годов он вернулся к музыкальной карьере, практически случайно, в результате получения гранта на изучение возможных отношений между музыкой и волной преступности среди несовершеннолетних, разразившейся в начале 50-х годов.
Don Shirley Interview
Ellington would confess that Shirley would be the one pianist to whom he would "give up his bench". The next year, the London Philharmonic orchestra would also feature his first major composition. Dr Shirley has composed numerous pieces for piano, organ, violin, cello and string quartet, including a one-act opera. During the 1950s and 1960s, Dr Shirley would also record 16 albums for Cadence Records. His first release for Cadence, Tonal Expressions, would be reviewed in a 1955 Esquire Magazine article, which praised Don Shirley as "probably the most gifted pianist in the business. He is so good that comparisons are absurd". Many of his studio recordings and live performances have been re-released through master compilations, such as Collectible Jazz Classics, Golden Classics, and Walbridge.
Эдвин, племянник Дона, даже сказал, что в фильме показан человек, который «смущен своей чернотой».
Эдвин назвал изображение своего дяди «обидным». Настоящий Дон Ширли не был одиноким человеком. Он был близок со своей семьей и активно участвовал в движении за гражданские права.
Их история легла в основу сюжета фильма 2018 года « Зелёная книга », в котором роль Ширли сыграл Махершала Али [1]. По некоторым источникам, несмотря на разногласия во взглядах, они стали хорошими друзьями. Однако брат музыканта Морис Ширли говорил [11] : Мой брат никогда не считал Тони своим «другом»; он был служащим, его шофёром который отказывался носить форму и кепку. Вот почему контекст и нюанс так важны. Факт того, что успешный, состоятельный чернокожий артист мог нанять прислугу, не похожую на него самого, не должен теряться при переводе. Оригинальный текст англ. This is why context and nuance are so important. The fact that a successful, well-to-do Black artist would employ domestics that did not look like him, should not be lost in translation.
Поезд тем временем отправился дальше», — говорила Анна Павловна. Потом, когда после всего произошедшего мы с сестрой были в Одессе, то встретились с подругой Анны Павловны. Но когда немцы уходили, она пришла ко мне с маленьким чемоданом, совершенно бледная, глядела куда-то вдаль и говорила: «Я ухожу», — рассказала нам эта женщина. Подруга пыталась ее образумить, но Анна Павловна стояла на своем: «Я ухожу». Фото — be. В ней американец рассказывает о том, как стал свидетелем встречи Рихтера с матерью. Так получилось, что именно Мур, в 1958 году первым написавший в западной прессе о Рихтере, сделал все, чтобы эта встреча состоялась. Узнав, что в небольшом немецком городке Швебиш-Гмюнд живет некая фрау Рихтер, которая называет себя матерью пианиста, он немедленно сел в машину и отправился к ней. До этого во всех разговорах сам Рихтер на вопросы о родителях отвечал, что «они умерли». А потому иностранному журналисту и музыковеду захотелось самому разобраться, что же это за фрау Рихтер. Разыскав небольшой двухэтажный дом, одну из квартир в котором занимала та самая дама с мужем, Мур приготовился объяснить, кто он и зачем приехал. Но едва он появился на пороге, как хозяйка дома сама узнала его. Фрау сказала: «С тех пор как мы ее увидели, мы все время молились о встрече с вами. У нас не было никаких контактов со Славой с 1941 года, так что даже возможность повидать кого-то, кто видел его самого, для нас была настоящая сенсация», — вспоминал Пол Мур. Анна Павловна рассказала американцу и об обстоятельствах своего отъезда из Советского Союза: «Отца Славы арестовали вместе с примерно шестью тысячами других одесситов, носивших немецкие фамилии. Таков был приказ, полученный от Берия. Мой муж ничего предосудительного не совершал, ничего. Он был просто музыкантом, я тоже; большинство наших предков и родственников были либо музыкантами, либо артистами, и мы никогда не занимались политической деятельностью. Единственное, в чем его могли обвинить — в давнем, 1927 году он давал уроки музыки в немецком консульстве в Одессе. Но при Сталине и Берии этого было вполне достаточно, чтобы его арестовать и посадить в тюрьму. Потом они его убили. Когда войска «оси» дошли до Одессы, то город был оккупирован, в основном румынами; потом они начали отступать, мы с моим вторым мужем ушли вместе с ними. Увезти с собой многое было невозможно, но я захватила все, что смогла, связанное с воспоминаниями о Славе. Та встреча Мура с Анной Павловной продолжалась недолго: «Фрау Рихтер в основном пыталась выудить из меня любые, самые незначительные новости о Славе, или, как она иногда называла его, Светике, что в переводе означает «маленький свет». Тогда же Анна Павловна передала через журналиста короткую записку для сына, которая начиналась со слов «Mein uber alles Geliebter! Через общую знакомую Пол Мур сумел переслать записку Рихтеру в Москву. А первая встреча пианиста с матерью состоялась осенью 1960 года в Нью-Йорке, где импресарио Сол Юрок устроил концерт Рихтера. Анна Павловна потом вспоминала, что ей так долго пришлось доказывать Юроку, что она приходится Рихтеру матерью, что она почувствовала себя на допросе в полиции. Тогда же Рихтеру задали вопрос, собирается ли он добиваться реабилитации отца. На что Рихтер ответил: «Как можно реабилитировать невинного человека? Но женщина отказалась. И, в свою очередь, пригласила в гости сына. Этот визит стал возможен через два года. Пол Мур оставил детальные воспоминания о той встрече, при которой он также присутствовал. Все стены были покрыты его фотографиями с детства и до зрелых лет. На одной из них он был изображен загримированным под Ференца Листа, роль которого ему довелось однажды сыграть в советском фильме о Михаиле Глинке. Тут же висели цветные акварели домов Рихтеров в Житомире и Одессе, а также угла в одесском доме, где стояла его кровать. Один из снимков юного Славы в шестнадцатилетнем возрасте доказывает, что в молодости, до того, как стали постепенно исчезать его белокурые волосы, он был поистине поразительно красив. Хозяйка дома рассказала, что в ее сыне смешана русская, польская, немецкая, шведская и венгерская кровь… Фрау Рихтер провела сына по квартире и показала ему те картины, которые ей довелось спасти из их старого гнезда в Одессе. Рихтер рассеянным взглядом рассматривал карандашный рисунок своего старого дома в Житомире и другого, в Одессе». Их поезд прибыл из Парижа. На вокзале Рихтера и Дорлиак встречал Пол Мур. С такой же дружелюбной насмешкой Рихтер продемонстрировал длинный круглый пакет, завернутый в коричневую бумагу: по его словам, это был торшер, который Нина была намерена тащить с собой из Лондона до Москвы через Париж, Штутгарт, Вену и Бухарест». Они пробыли в Германии в общей сложности несколько дней. Тот же Пол Мур вспоминал, как во время обратной дороги на вокзал, откуда Рихтер и Дорлиак должны были ехать в Лондон, вел себя «муж фрау Рихтер». Вдруг он неожиданно спросил: «Светик, в твоем паспорте все еще значится, что ты немец? Рихтер снисходительно улыбнулся, но, обменявшись втихомолку взглядами с женой, решительно произнес: «Имя Святослав меня вполне устраивает». На вокзале, пока ждали поезд, все решили выпить чаю с пирожными. Сели за стол, сделали заказ. Но Рихтер в последний момент передумал пить чай и отправился побродить по городу. На платформе он появился одновременно с поездом. Потом фрау Рихтер пыталась внушить сыну, как важно для нее получать от него весточки. Но я сомневался в эффективности ее просьб: Нина как-то сказала мне со смехом, что за все эти годы, что они знают друг друга, Слава посылал ей множество телеграмм, но никогда не писал ни одного письма, даже открытки». О чем был самый последний разговор матери с сыном, Пол Мур не знает, так как нарочно оставил их наедине. Он подошел к фрау Рихтер, лишь когда состав тронулся. Я попыталась расспросить его о подробностях, ведь прошло столько лет. А вместо мамы — маска. Мы ни на одно мгновение не остались наедине. Но я и не хотел. Мы поцеловались, и все», — сказал Слава. Нина Дорлиак пыталась отвлечь мужа Анны Павловны, придумывая всякие уловки, например, прося показать дом. Но тот не поддался. После этого Светик еще несколько раз выезжал в Германию. Газеты писали: «Рихтер едет к матери», все выглядело очень мило. Но говорили они только об искусстве. Когда Анна Павловна тяжело заболела, Рихтер все заработанные на гастролях деньги потратил на ее лечение.