Новости дата стачки на путиловском заводе

Причины забастовки на Путиловском заводе Забастовка на Путиловском заводе началась в результате недовольства рабочих трудовыми условиями и низкими зарплатами. Забастовка на Путиловском заводе: дата и подробности события. В Санкт-Петербурге началась забастовка рабочих Путиловского завода, повлёкшая за собой шествие к Зимнему Дворцу и кровавое воскресение 22 января (9 по старому стилю) 1905 года.

116 лет назад – словно вчера: как «Кровавое воскресенье» стало началом конца Российской империи

В Петербурге не вышли газеты, промышленная и торговая жизнь была парализована. Исходом этих событий стало массовое шествие рабочих 22 9 января 1905 года к Зимнему Дворцу с целью предъявить царю петицию о рабочих нуждах. Мирное шествие было встречено на подступах к Дворцу и расстреляно воинскими подразделениями.

Кто такие левые социалисты-революционеры. С 12-13.

Левые эсеры и ВЧК. Казань, 1996. Партия левых социалистов-революционеров. Документы и материалы.

В 3-х тт. Июль 1917 г. Естественно, власти попытались объяснить невероятный казус - люди с винтовками на самом революционном из заводов: "Отряд матросов и рабочих проводится на завод не для борьбы с путиловцами, а для борьбы с хулиганами-левыми эсерами, которые хотят взорвать Путиловский завод, и с теми белогвардейцами, которые сыпали наждак в подшипник", - говорится в обращении Петроградского Совета, напечатанном в советских газетах2. На предприятии неспокойно.

Но небольшая дружина левых эсеров, угрожая бомбами, пыталась сорвать эту работу", - говорится в правительственном сообщении о контрреволюционном выступлении левых эсэров в Петрограде3. Иных сведений о том, что происходило в этот день за заводскими стенами, не сохранилось. Известно лишь, что 15 марта вставшие к станкам рабочие получили тот самый бронированный паек, который им обещали с конца февраля. Но на заводах и фабриках Петрограда появляются листовки с шокирующей информацией: расстрелян уличный митинг путиловцев.

Расстреливают рабочих китайские и латышские наймиты, а также большевистские коллективы", - говорится в одной из листовок, подписанной партией левых социалистов-революционеров интернационалистов 4. Подтверждений о расстреле уличного митинга "Родина" в открытых источниках не обнаружила. Одновременно на петроградских заводах и фабриках появляются визитеры, называющие себя путиловцами. Они устраивают митинги.

На Невском судостроительном заводе в этот день они призывают рабочих идти в Смольный с требованием снять с Путиловского завода вооруженную охрану6. При попытке задержать на Александровском заводе группу мужчин в матросской форме, представившихся путиловцами, визитеры скрылись, угрожая гранатами8. Тем временем по всему Петрограду прокатывается волна арестов. По Петрограду пошли упорные слухи: успокаивать рабочих приехал Владимир Ленин, который был освистан9.

На то, что у вождя состоялась встреча с путиловцами, указывает и протокол собрания рабочих Путиловского завода от 14 марта 1919 года: в повестке дня значится доклад делегата о переговорах с Лениным по прошедшим событиям10. Однако в протоколе об обстоятельствах встречи не сказано ни слова. Но в стенограмме заседания, опубликованной в советской печати11, Ленин говорит о закрытии пассажирского движения поездов и продовольственном снабжении города. И ничего - о ситуации на Путиловском заводе.

А официальная причина приезда Ленина в Петроград - похороны члена Народного комиссариата торговли и промышленности Марка Елизарова. Как следует из справки Петроградской ГубЧК, задержано около 200 человек, в том числе 35 левых эсеров, трое интеллигентов, 15 правых эсеров и центристов. Среди задержанных и "десяток шатавшихся по заводам мазуриков без определенных занятий". Но большинство арестантов - рабочие крупнейших заводов.

В ГубЧК охарактеризовали их так: "Означенные арестованные либо мешочники, либо работающие на одном заводе лет по 20-25 и успевшие превратиться из пролетариев в мелких буржуа"12. А Петроградский губернский Совет профсоюзов выпускает резолюцию с осуждением забастовки на предприятии. Ранее аналогичные документы были приняты на многих заводах и фабриках и напечатаны в советских газетах. Инициаторы забастовки названы шайкой черносотенцев, которая ранее устраивала поджоги в мастерских.

Истоки сегодняшнего недоверия пациентов к врачам - в холерных бунтах XIX века "Эта же банда попробовала, в середине марта сыграть на голоде... Путем обмана, подделок, угроз, всем этим людям удалось нарушить ход работы на Путиловском заводе на пару дней, но громадное большинство рабочих и работниц стало на работу и помогло очистить завод от кулаков, каторжников, шпионов и левых эсеров. Наша вина заключается в том, что мы слишком долго терпели лево-эсерскую шайку. Знайте, товарищи, что Путиловский завод по-прежнему грудью стоит за Советскую власть", - говорится в воззвании11.

Главный из них: участники акций протеста были бессудно расстреляны в Шлиссельбургской крепости15. Однако "Родина" не обнаружила источников, подтверждающих этот факт. Доподлинно известно, что в ходе мартовских волнений было арестовано порядка 120 сотрудников предприятия. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга16 сохранилась переписка администрации завода с комиссией по борьбе с контрреволюцией: руководство Путиловского просит отпустить из-под ареста или дать реабилитирующую характеристику наиболее ценным сотрудникам, дабы они смогли вернуться на работу.

А вышедшие на свободу рабочие дотошно выясняют, какую зарплату им начислили за время нахождения под стражей. Освобождаются все, кому не предъявлено обвинение.

Хабаловарешительного прекращения беспорядков в столице, в которых принимают участие уже 240 тыс. В Петрограде проливается первая кровь: подпоручик Финляндского полка застрелил рабочего на трубочном заводе Васильевского острова и был убит пристав на Знаменской площади около 3-х часов дня. Ранены полицмейстер и несколько других полицейских чинов. В жандармов бросали ручные гранаты, петарды и бутылки. Войска неохотно подчиняются приказам командования, предпочитая сохранять нейтралитет. В 9-м часу вечера у часовни Гостиного Двора стреляли из револьвера в кавалерийский отряд учебной команды 9-го запасного полка.

В ответ на выстрелы из толпы кавалеристы спешились и открыли огонь вблизи Гостиного Двора по толпе, при чём оказались убитые и раненые. Видные члены Думы, включая руководителей объединённой оппозиции, приняли решение не подчиняться указу царя и организовали Временный комитет Государственной думы. Председатель Думы М. Родзянко в середине дня отправил в Ставку императору Николаю II телеграмму, где призывал царя «составить новое правительство». Копии телеграммы были разосланы М. Родзянко командующим фронтами с просьбою поддержать перед царём это обращение председателя Думы. В отдельных частях города районы Невского проспекта, Финляндского вокзала, Выборгской стороны продолжают скапливаются демонстранты. Не работают трамваи и извозчики.

Организация во главе с Георгием Гапоном решила вступиться за своих сторонников, в том числе потому, что виновником увольнения стал мастер цеха, бывший членом «Общества». Сначала представители администрации завода отказали в правомочности делегациям от «Собрания», а впоследствии и вовсе нашли жалобы несостоятельными. Заседание «Собрания», состоявшееся 2 января, вынесло вердикт: на следующий день начать забастовку. Георгий Гапон Поражение Утром 3 января почти все рабочие Путиловского завода, коих было 12 тысяч, оставили свои рабочие места. Четверть из них отправилась требовать от дирекции уступок, но начальство оставалось непреклонным и пообещало через три дня начать увольнения бастующих.

Наш календарь

  • 15 марта 1919 года
  • Ход событий
  • Навигация по записям
  • Кровавое воскресенье - XX век (до 1917 г.) -
  • «Нет больше сил, государь»: что привело к Кровавому воскресенью
  • Наш календарь

К годовщине январской путиловской забастовки 1905 года

При снятии был произведён ряд насилий, рабочие бастовать не хотели. В 8 часов утра завод встал. Бастующие направились в Невский отдел «Собрания», где началась выработка требований. За основу был взят список общих требований, выработанных путиловцами, к которому был добавлен ряд местных требований, выработанных в каждой мастерской. В тот же день забастовали: Невская бумагопрядильная мануфактура с 2000 рабочих, Невская ниточная мануфактура с 2000 рабочих и Екатерингофская мануфактура с 700 рабочими. Везде администрации был предъявлен список общих требований.

Общая численность бастующих достигла 26000 человек. Гапон ознакомил членов правления со списком общих требований. Выслушав требования, правление разделило их на три категории: одни из них могут быть приняты к рассмотрению правлением, другие зависят от усмотрения общего собрания акционеров, которое соберётся только через 2 месяца, а третьи, как требование восьмичасового рабочего дня, находятся в ведении министерства финансов. Достичь соглашения не удалось. Вечером требования рабочих были доставлены в министерство финансов.

Ознакомившись со списком требований, министр финансов В. Коковцов составил доклад на имя императора Николая II. В докладе он сообщал, что требования рабочих незаконны и неисполнимы для фабрикантов. Министр, в частности, писал, что «рабочим никаким образом не может быть предоставлено право устанавливать для самих себя размер заработной платы и решать вопросы о правильности увольнения со службы тех или иных рабочих, ибо в таком случае рабочие сделаются хозяевами предприятия». Министр также сообщал, что деятельность «Собрания русских фабрично-заводских рабочих», возглавляемого священником Гапоном, стала вызывать у него большие опасения, о чём он сообщил министру внутренних дел.

Император ознакомился с докладом. Составление рабочей петиции Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года 5 января Гапон и руководители «Собрания» убедились, что заводчики не пойдут на уступки и забастовка проиграна. Надежды на то, что правительство вмешается и окажет давление на фабрикантов, оказались тщетными. Руководители «Собрания» оказались в трудном положении. Было ясно, что взбудораженная рабочая масса не простит вожакам несбывшихся ожиданий, организация потеряет всякое влияние, а зачинщиков забастовки ожидают репрессии со стороны властей.

В этих условиях Гапон и его помощники решили пойти на крайнюю меру: обратиться с петицией к царю. Он рассказал о своих переговорах с администрацией Путиловского завода и безуспешных попытках заручиться поддержкой градоначальника и министров. В своей речи он указывал, что рабочие не могут добиться уступок со стороны фабрикантов, потому что на стороне последних стоит чиновничье правительство. И отныне да будет нашим лозунгом: «Долой чиновничье правительство! Предложение было встречено знаками шумного одобрения.

Монархическая в целом рабочая масса приняла идею обращения к царю как естественный выход из сложившегося положения. В сознании русских рабочих были ещё живы предания о единстве царя с народом и о праве подданных бить челом своему монарху. В тот же день Гапон объехал другие отделы «Собрания» и везде выступал с призывом идти к царю. Было решено составить на имя царя петицию, излагающую основные нужды рабочего народа. Руководителям отделов было поручено агитировать за подачу петиции и собирать под ней подписи рабочих.

Мысль обратиться с народными нуждами к царю принадлежала самому Гапону и была высказана им задолго до январских событий. Меньшевик А. Сухов вспоминал, что ещё весной 1904 года Гапон в беседе с рабочими развивал свою идею: «Народу мешают чиновники, а с царём народ сговорится. Только надо не силой своего добиваться, а просьбой, по-старинному». В ноябре 1904 года, во время кампании земских петиций, Гапон с группой рабочих встретился с представителями либерального «Союза освобождения».

Последние предложили рабочим обратиться к царю с петицией политического содержания. На протяжении всего декабря эта идея обсуждалась в руководящем кружке «Собрания». Гапон был против немедленной подачи петиции, считая, что время для политического выступления ещё не пришло. Однако оппозиционная Гапону группа рабочих во главе с А. Карелиным и В.

Карелиной настаивала на скорейшем выступлении. Решающее совещание состоялось накануне путиловской забастовки, 2 января 1905 года. По воспоминаниям участников совещания, Гапон выступал против петиции, убеждая вести чисто экономическую забастовку. Сторонники петиции, напротив, настаивали на немедленном политическом выступлении, доказывая, что другого удобного случая может не представиться. Решающее значение сыграло выступление А.

Карелина, указавшего, что подачей петиции рабочие смоют с себя позорный ярлык «зубатовцев», навешанный на них партийными революционерами. После этого выступления большинство собравшихся проголосовало за подачу петиции, и Гапон сдался. В итоге было принято компромиссное решение: вести чисто экономическую забастовку, но в случае её неудачи использовать момент для подачи петиции. Вначале Гапон рассчитывал, что забастовку удастся выиграть и до подачи петиции дело не дойдёт. Однако неудачные переговоры с администрацией Путиловского завода и молчание высших властей сделали очевидным поражение забастовщиков, и 5 января Гапон взялся за подготовку политического выступления.

По замыслу священника, в основу петиции должна была лечь «программа пяти», с марта 1904 года рассматривавшаяся как тайная программа организации. В тот же день на квартире литератора С. Стечкина был составлен первый набросок петиции, получивший название «Резолюции рабочих об их насущных нуждах», и под ним стали собираться подписи рабочих. Первоначально предполагалось, что петиция будет подана царю депутацией рабочих. Однако Гапон сильно сомневался в эффективности такого метода.

Идея была мотивирована тем, что петицию, принесённую депутацией от рабочих, можно положить под сукно, а петицию, принесённую десятками тысяч рабочих, нельзя положить под сукно. Предложение было принято руководящим кружком рабочих. В этот день, выступая в «Собрании», Гапон произнёс речь, в которой говорил, что на рабочих не обращают внимания, не считают их за людей и они должны поставить себя в такое положение, чтобы с ними считались, как с людьми. Поэтому они должны явиться в воскресенье с жёнами и детьми к Зимнему дворцу и «всем миром» предъявить царю петицию о своих нуждах. В тот же день священник предложил нескольким литераторам написать текст петиции, пригодный для обращения к царю «всем миром».

По некоторым данным, в подготовке проекта петиции приняли участие литераторы А. Матюшенский, В. Богучарский и В. Однако Гапон, ознакомившись с предложенными проектами, отверг их все и в ночь с 6 на 7 января собственноручно написал свой вариант рабочей петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года. Петиция начиналась с обращения к царю и описания бедственного положения рабочих, после чего следовало изложение их требований.

Основным требованием петиции был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов. В дополнение к этому, выдвигался ряд политических и экономических требований, таких как свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, народное образование за государственный счёт, равенство всех перед законом, ответственность министров перед народом, гарантии законности правления, замена косвенных налогов прямым прогрессивным подоходным налогом, введение 8-часового рабочего дня, амнистия политических заключенных, отделение церкви от государства и т. Завершалась петиция прямым обращением к царю: «Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе… Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твоё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем.

У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим её! Гапон разъезжал из отдела в отдел, произносил зажигательные речи, читал и толковал петицию. Свои речи он начинал с Путиловской стачки, как примера бесправия рабочего класса, затем переходил к описанию общей обездоленности трудового народа и царящего произвола. Он говорил о необходимости протеста и борьбы, поносил министров и правительство, не заботящихся о нуждах народа, и заканчивал призывом обратиться к царю.

Если он любит свой народ, он исполнит его смиренную просьбу». В конце своих выступлений Гапон просил не выдавать его правительству, не позволять полиции производить арестов и заступаться за каждого арестованного товарища. Если вожаков движения арестуют, все от мала до велика должны выйти на улицу и требовать их освобождения. Рабочие обещали и клялись перед крестом исполнить своё обещание. В Нарвском отделе Гапон говорил: «Вот, товарищи, я стою за ваши интересы, а что я за это получу?

Тёмную карету от ваших врагов». В ответ рабочие кричали: «Разобьём мы эту карету! За тебя заступимся и тебя не выдадим. Начиная с 6 января, у квартиры Гапона на Церковной улице круглые сутки дежурила толпа в несколько сот человек. Продолжение забастовки Весь день 6 января прошёл в сильнейшей агитации по фабрикам и заводам Петербурга за присоединение к забастовке.

В этот день забастовали: Российско-американская резиновая мануфактура с 6100 рабочих, Трубочный завод военного министерства с 6000 рабочих, мастерские Николаевской железной дороги с 3000 рабочих, Петербургский вагоностроительный завод с 2600 рабочих, Петербургский металлический завод с 1900 рабочих, Спасская и Петровская мануфактуры с 2700 рабочих, Сампсониевская мануфактура с 1500 рабочих и ещё несколько десятков предприятий. В большинстве случаев снятие с работ происходило мирно. Толпы забастовщиков ходили по городу и приглашали рабочих поддержать путиловцев. При приближении к какому-либо предприятию толпа выделяла из себя группу людей, которая проходила по цехам и снимала с работы. Рабочие охотно покидали свои места и присоединялись к забастовщикам.

В некоторых местах к не желающим бастовать применялись угрозы. В большинстве случаев администрации был предъявлен список общих требований, кое-где к ним были добавлены местные требования. По данным фабричной инспекции, к вечеру 7 января забастовали 376 заведений с 99000 рабочих, а всего бастовало 382 заведения с 105000 рабочих. В этот день забастовали все типографии, и в городе перестали выходить газеты. К вечеру 8 января не работало 456 заведений со 111000 рабочих, а к 10 января забастовали все 625 предприятий города со 125000 рабочих.

С учётом же заведений, не подведомственных фабричной инспекции, общее количество забастовавших насчитывало не менее 150000 человек. С первого дня забастовки толпы рабочих заполняли помещения 11 отделов «Собрания». В отделах обсуждались рабочие нужды, зачитывалась петиция и собирались подписи под её требованиями. Небольшие помещения отделов не вмещали всех слушателей, и тысячи людей ожидали своей очереди на улице. Каждый час двери отдела открывались и в помещение впускалась очередная партия людей.

Стоявший на трибуне оратор обращался к собравшимся с приветственной речью и зачитывал петицию. В некоторых местах петицию читал сам Гапон, в других это делали руководители отделов. Зачитывая отдельные требования, оратор давал им краткое толкование и обращался к собранию с вопросом: «Так ли, товарищи? Затем оратор обращался к собравшимся с вопросом: «Готовы ли вы умереть за эти требования? Клянётесь ли вы в этом?

После этого собравшиеся подходили к столу и ставили под петицией свои подписи. Свидетели были поражены религиозно-мистической атмосферой, царившей на рабочих собраниях: люди плакали, приходили в исступление, некоторые падали в обморок. Популярность Гапона в эти дни достигла небывалых пределов; многие видели в нём пророка, посланного Богом для освобождения рабочего люда. Предвидя возможное столкновение с силами правопорядка, Гапон 8 января написал два письма: одно — царю Николаю II, а другое — министру внутренних дел П. В письме к царю священник сообщал, что рабочие и жители Петербурга, веря в него, бесповоротно решили явиться в воскресенье к Зимнему дворцу, чтобы представить ему свои нужды.

Если царь не покажется народу, если прольётся неповинная кровь, то порвётся та нравственная связь, которая ещё существует между царём и его народом. Священник призывал царя выйти к народу «с мужественным сердцем» и сообщал, что рабочие гарантируют его безопасность «ценой своей собственной жизни». В своих мемуарах Гапон вспоминал, с каким трудом ему удалось убедить вожаков рабочих дать царю эту гарантию: рабочие полагали, что если с царём что-то случится, они должны будут покончить с собой. По поручению Гапона письмо было доставлено в Зимний дворец, однако неизвестно, было ли оно передано царю. В письме к Святополк-Мирскому, составленном в аналогичных выражениях, священник призывал его немедленно сообщить царю о готовящемся шествии и ознакомить того с рабочей петицией.

Известно, что министр получил письмо и вечером 8 января возил его вместе с петицией в Царское Село. Однако никакого ответа от царя и его министра получено не было. Отсутствие реакции со стороны властей, неудачные переговоры с министром юстиции толкнули Гапона и его соратников на более радикальный путь. Начиная с 8 января, Гапон в своих речах стал касаться личности царя. Священник заявлял, что в случае применения силы против демонстрантов вся вина за это падёт на Николая II, а его власть утратит свою легитимность.

В таком случае, говорил Гапон, у нас больше нет царя и мы должны завоевать себе свободу сами. С каждым часом речи священника становились всё решительнее, а их тон всё резче. В одном выступлении он говорил: «Пойдём, братцы, убедимся, действительно ли русский царь любит свой народ, как говорят. Если даст все свободы, значит любит, а если нет — то это ложь, и тогда мы можем поступить с ним, как наша совесть подскажет…» В другой речи он заявил так: «Если царь не исполнит наших требований, тогда мы разнесём весь Зимний дворец, не оставим камня на камне». А в интервью корреспонденту английской газеты «Стандард» Гапон сообщил: если царь откажется принять петицию, «тогда будет страшный бунт».

Диспозиция войсковых частей в г. Прибывший к ним священник Гапон отслужил молебен и обратился к собравшимся с напутственным словом. Рядом с Гапоном шли руководители «Собрания» — рабочие И. Васильев, Д. Кузин, В.

В годы Великой Отечественной основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и еще шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» - крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов. После того, директор предприятия Сергей Иванович Смирнов отказал бастующим в удовлетворении их требований, забастовка переросла во всеобщую стачку в Петербурге: к бастующим Путиловского завода присоединились рабочие Семянниковского, Патронного и Франко-Русского заводов, и количество стачечников выросло до 15 тысяч человек. Поводом стало незаконное увольнение четырех рабочих и последующий отказ руководства восстановить их в должностях. Основными требованиями бастующих являлись: 8-часовой рабочий день, трехсменная работа, отмена сверхурочных, бесплатная медпомощь, установление минимума зарплаты и отсутствие наказания для участников забастовки.

Все они относились к «Собранию русских фабрично-заводских рабочих», а мастер — нет. С их слов, он пренебрежительно отозвался об этой организации. Рабочие пожаловались руководителям «Собрания» и потребовали защитить их интересы. Это послужило началом активных переговоров депутаций «Собрания» с администрацией, также Гапон безуспешно попытался заручиться поддержкой градоначальника. Требовали, с угрозами забастовкой, рабочих восстановить, а мастера уволить.

Переговоры велись пять дней и не дали положительного результата. Напряжение в обществе было накалено до предела. Хватало одно искры, чтобы вспыхнул пожар. Вынесли решение: на следующий день к работе не приступать, спокойно собраться у конторы Путиловского завода и снова корректно озвучить дирекции свои условия — мастера уволить, рабочих восстановить. При отказе — начать забастовку. В «штабе» произошел раскол: социал-демократическая группа Карелина требовала немедленно составить и предъявить царю петицию, пользуясь забастовкой как удобным моментом для политического восстания. Гапон считал политические требования преждевременными, предлагая ограничиться пока только забастовкой с экономическими вопросами, и не торопиться с подачей петиции. Группа Карелина в ответ попыталась отстранить Гапона от руководства «Собранием». Большинством голосов было принято решение подать петицию немедленно, и Гапону пришлось подчиниться, но с условием: забастовка будет экономической, а петицию с политическими пунктами подать только при неблагоприятном результате.

Шла русско-японская война, и многие заводы выполняли важные оборонные заказы. Гапон надеялся, что забастовщики одержат победу, и петиция не понадобится. Забастовка Утром 3 января прекратили работу 12500 рабочих Путиловского завода. Переговоры с директором возле конторы носили нервный, напряженный характер и ещё больше накалили обстановку, поскольку он пригрозил уволить абсолютно всех, если не вернутся в мастерские. Рабочие отказались и объявили забастовку. Кровавые события 9 января сопровождались многочисленным столкновениями между рабочими и владельцами заводов. В любой момент могло вспыхнуть. Гапон составил новый список условий из двенадцати пунктов, который сразу стали переписывать и разносить по предприятиям. Активизировались малочисленные революционные партии, которые не пользовались популярностью у рабочих, выступали, распространяли прокламации.

Рабочие не желали их слушать, выгоняли, избивали. Доклад сохранился и впоследствии был опубликован, на нем стоит отметка императора о прочтении. Наконец, стало ясно, что забастовка потерпела поражение. Гапон начал призывать к смене правительства и письменному обращению к монарху за помощью. Рабочие поддержали этот призыв с большим энтузиазмом. Развернулась агитация за составление петиции, была озвучена тайная «программа пяти».

Считается, что патриарх Алексий запретил всем священникам участвовать в выборах и партиях. Мирянин может выдвигаться, но церковь ради него ни чем рисковать не будет. Выплывай как хочешь.

Но на деле этого красивого нейтралитета не получилось. Церковь определенно встала на сторону власти и ее партии Единая Россия , суть в одном лице. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Из церковных проповедей исчезла всякая критика в отношении властей и их представителей, правда разрушения инфраструктуры страны, нищеты и бесправия народа. И народ этого Церкви не простил. Мы после проповеди ограниченного в темах священника уходим из церкви, в которой никогда не услышим о нашей реальной жизни ничего, уходим с неосознанным чувством подавленности и унижения. Я помню однажды на приходском совете священник, впоследствии отстраненный за злоупотребления, с усмешкой оглядывая старушек и скромных работяг рассуждал:»Ну что же вы так равнодушны к церкви, к ее ремонту и состоянию, ведь это же все ваше, все для вас, поработайте во славу Божию. Но я вдруг понял печальную вещь- ничего здесь в храме людям реально не принадлежало и любое мнение мирянина ничего здесь не стоило, у всего уже был строгий и бепрекословный хозяин, священник, ну, а судьбой священника владел архиерей. И они оба надеялись, что затуманенные рассуждениями о делах спасения люди будут относиться к их собственности как к своей.

Но опыт показывает, что человек гораздо больше участвует там, где ощущает собственное пространство. Каждому мирянину можно было бы поручить конкретный участок огромного храма и люди заботились бы о таких участках больше чем единственный священник с его разовыми ремонтами раз в пятнадцать лет. А мы наивно тогда полагали, что пирамида подчинения кончается на священниках, или пониже, диаконах и пономарях и чтецах. Но по прошествии многих лет я осознал страшную правду и должен сказать эту правду. Свобода мирянина лишь его иллюзия. Пирамида четко раздавливает свою огромную последнюю ступень и как только мирянин вмешается хоть во что либо из церковной хозяйственной или культовой жизни он сразу же получит самую жестокую и резкую оценку церковного руководства. Но Иисус не создавал этой пирамиды, вполне себе мирской по методам раздавливания нижестоящих. Замысел Иисуса настолько различен с человеческой версией понимания власти в церкви, что даже человек говорящий о нем воспринимается хранителями пирамиды как враг. Русский мирянин верит в церковь и ходит в нее только потому, что он не отдает своей свободы под распоряжение владык и архиереев или понимает их власть как некий договор управления.

Но реальность без политических противовесов скатывается к простому тиранству. Представьте, что архиереи получили власть указывать вам в каком городе жить, о чем вам говорить со своими братьями мирянами, запрещают вам какие-то темы и гнут вас под себя. Вы покинете такой приход, где ваши права кто-то присваивает. Издаются книги, где мягко и изощренно доказывается исключительность священства в руководстве всей Церковью, а клерикализм ставится как единственное решение всех проблем и церкви и общества. Но ведь все это насилие существует сегодня в отношении священников, они молча терпят насилие и называют это послушанием, но все здесь намного сложнее. Тем, кто захлебнется в возражениях, укажу простое постановление архиерейского собора в отношении церковного брака мирян, полностью взятое вообще без какого-то пересмотра из 18 века и вновь утвержденное в 2015 году. Не читали? Невежество является важнейшей опорой насилия. Так вот я потрудился прочесть.

В этом документе запрещаются браки между родствениками до восьмой степени родства, и даже до шестнадцатой… Зачем??? А потом я вам намекну на возможные резоны неисполнимого указа. А вот, во -первых во имя блага и борьбы с кровосмешением. Но этого греха у нас на Руси почти не знали. К тому же в народе вполне достаточным считают брак через три степени родства. Представьте себе ситуацию в русских деревнях в крепостном праве. Люди никуда уехать не могли. Через пару поколений все в округе становились родственниками. Одна фамилия распространялась на десятки верст вокруг.

Исполнить архиерейские указы о восьмой степени родства было невозможно и кстати, люди и не помнили родства более четырех -пяти степеней. И сполш и рядом женились уже через три степени. Откуда же взялось архиерейское восемь степеней? И даже уже вообще неисполнимое запрещение шестнадцати степеней родства? Что это, как не селекция, прямое вмешательство в брачные отношения супругов. Кто может любить по архиерейскому циркуляру о степенях родства? Ведь сказано, что Бог сочетал человек да не разлучает, но разве архиерей уже не человек, уже полубог? Дикость в церковной концелярии… А указы эти вытекают не из любви, а из желания власти над мирянами. Ведь понятно, что они неисполнимы, но у бюрократов нет случайно взявшихся документов.

Могу предположить, что это просто взяткоемкий документ, не испугаются ли миряне, не понесут ли пожертвование на разрешение брака с родственниками. Да и деревенские батюшки в прикорме от такой селекции и евгеники. Глядишь- крестьяне богатые задумали свадьбу, а родство то близкое-никуда от факта не денешься и вот появляется причина, пунктик объявить все кровосмешением или получить пожертвование выгодно свирепому пастырю. И все встает на свои места- гора родила мышь. Указ о степенях родства это просто средневековый позор, подлежащий немедленной отмене и приведение его в соответствие с уголовным правом государства о семье. Все это предпочли замолчать. А это требует всенародного собора и изгнания коррупционной составляющей, позорящей современное православие. Как в церкви этот отвратительный исторический мусор накапливается и почему она его не извергает, а тонет в нем? Потому что миряне изгнаны с архиерейского искусственного туманного Олимпа.

Старые монахи архиереи решают судьбы семейных мирян и священников и добровольность отсюда давно изжита, а с ней уходит и благодать. Именно свобода поведения, пути и духа является той средой, которая оживляет и питает церковь новыми адептами и привлекает к Церкви, ведь она рождена Христом как добровольное общество последователей учения Иисуса Христа. Это бесспорная основа Церкви. Другое дело, если люди утратили способность учить и учительствовать, тогда их власть и полномочия можно укрепить лишь скрытым насилием и учением о послушании. Но послушание добровольное вытекает из авторитета учителя, деятеля, а не из его должности, как директора в миру! Но именно это вы услышите в современной церкви- надо слушать батюшку, что бы он не сказал, не спорьте, так лучше будет всем. И скука обеспечена. У нас есть право искать проповедников и вне своего прихода если на нем нет достойного мастера духовного слова. А иначе это уже насилие над слушателями.

Насколько средневековая пирамида власти архиереев соотносится с добровольным характером принятия послушания Церкви? Откуда эти притязания «владык» как не из мрачных времен древнего мира , борьбы за архиерейские кафедры между группировками? Не пора ли открыто обсуждать и ставить эти вопросы, пока не поздно, пока никем не контролируемые архиереи не впали в комплекс царей и властителей мира сего- в цезарепапизм. Иисус сказал о таких- Князья народов господствуют над ними, у вас же да не будет так, но кто хочет быть первым да будет всем слугою… Крамольно уже звучит в России! Гапон на своем приходе вел себя необычно, привлекая правдой в проповедях о жизни рабочих толпы работяг. Обряд на приходе Гапона не был главным смыслом, все объединилсиь ради главного дела- преображения общественной среды мирным путем диалога христиан с царем христианином. По всем вышеперечисленным причинам Гапон не был характерным тихим и молчаливым послушником, выделялся на общем сером и малообразованном фоне провинциального духовенства, превосходил всех архиереев даром убеждения и реального слова правды о жизни рабочих. Они были лишены обсуждения и упоминания своих проблем в церкви как общественной организации. Гапон дал им это право и повел к лучшей жизни.

Я был в музее 1905 года в Москве и удивлялся что помешало царю, такому духовному спокойному человеку просто быть последовательным, просто выходить к народу, что кстати на деле было древне-русской традицией, отмененной Петром Первым, и вполне естественно, что темный народ этой традиции подсознательно следовал. Вот только традиции нельзя изменить, потому что созданы они для регуляции власти. И если власть вместо следования им стреляет в народ, ее просто сносят русские толпы. Власть есть и всегда будет ничтожным меньшинством, спасающимся только путем мира с народом, мирного договора! А расстрел 9 января показал что Николай Второй не умел управлять толпой и быть народным вождем, а не главным полицмейстером страны. Идея идти к Зимнему была прекрасная и светлая, истинно русская, и не даром принята была почти всеми. И никакой Гапон не провокатор, а гениальный христианский социалист, едва не изменивший историю страны. Без царя все рушилось, замысел работал только при его участии и в этом был шанс спасти царство, как систему отношений народа и царя. Вместо того чтобы принять предложенную Гапоном парадигму спасения отношений, Николай отдал свою власть и полномочия армии и полиции и по сути перестал быть царем после этого.

Его власть в русском понимании рухнула 9 января. Расстреливать на площадях можно мародеров, а расстреливать мирное шествие добрых и набожных трудяг, как преступников криминально и преступно, всех стрелявших следовало судить как военных преступников. Придя на площадь люди ожидали царя, был вариант не выйти к народу и все бы разошлись. Но прозвучали выстрелы, началась рубка конницей, по сути карательная экспедиция. Звучат обвинения толпы народной в том, что она якобы была нашпигована провокаторами с наганами и дубьем, но тогда войска бы не устояли. Трагедия стала так велика и возможно лишь потому, что люди в большинстве изначально не собирались давить горстку солдат на площади. Выстрелы заставили неприготовленных к ним людей увеличить жертвы давкой и убеганием, когда пострадали дети, взятые с собой на этот как думали люди праздник единения с Царем. Полиция должна была пойти на любые жертвы, изъятие патронов, допущение ограбления дворца, избиения и убийства полицейских и солдат, но только не потерю главного- мира с народом-медведем. Все было очень сложно, Гапон был прямым конкурентом ленинской партии и других крайних и они решили убить его.

Но идея русского христианского социализма под сакральным царским домом сохранением политических традиций в новое время не умерла и не умрет, пока жив народ, ее носитель, жаль что аналитики и историки одурманенные лишь западной трактовкой событий не видят русских национальных особенностей в тех событиях. Император Японии и королева Англии спокойно существуют до сих пор. А мы как всегда горячимся, да ладно, медведь отходчив. Но правда дороже, те монархисты, которые после перестройки расправили крылья мало разбирались и в истории, и в самой идее именно русской монархии. Они считали Петра Первого единственно возможным вариантом развития страны. Забывая, что Петр и разрушил многое из русских политических традиций, наивно полагая основать царство по западному, без местных коренных традиций. И странным образом в революции многие русские увидели возврат к вечевым традициям народной демократии домонгольского периода , сочетавшим и князя и народный сход, и упрощение обращения к главному вождю, как и было на Руси в древние времена, когда люди были все вольными и прямо могли говорить с князем. Не даром появляется в те годы революции обычай посыла ходоков к Ленину, к Калинину, с народными наказами… Именно поэтому в Кремле скромные царские палаты имеют крыльцо, выходящее на народную площадь и часто прямо из царского тронного зала и боярской думы коррупционеров свергали с этого крыльца и выдавали по требованию толпы на народную расправу. Все это в наших генах и никто это не изменит.

И смысл существования всех площадей именно в народных сходах для обсуждения событий и обид боярских. Мало известен и факт существования в окружении царя фашистско-ультра-монархической партии во главе с такими убийцами как Пуришкевич, убеждавший всех что все проблемы России можно решить??? И ничего этим не достигли, только древний каинов грех содеяли и выполнили волю британских агентов, не допустивших выхода России из войны, чего добивался Распутин от Николая Второго и оставления Британии наедине с мощью немцев. Именно след этих фашистов убийц прослеживается в самой идее убить рабочих —гапоновцев на дворцовой площади, беспощадно и бессмысленно, вероломно и подло, как потом убьют Распутина. К сожалению, фашизм тогда уже проникал и в высшее руководство армии и полиции. Это было не русское, а западное течение мысли, через полунемцев проникавшее в западную столицу Петербург. Дай Бог,чтобы мои подозрения не подтвердились. Мы много думаем и пытаемся уловить логику виновников расстрела, но мне представляется, что убийство как преступление имеет корнем не логику, а саму ненависть и потому легко раскрывается сыщиками. Оно не логично и потому иррационально по мотивам и природе.

Тем более массовое убийство невинных людей. Это просто торжество абсурда и пир эмоций ненависти. У кого же в Петербурге могло быть столько накопившейся ненависти? Хорошо бы проверить солдат и всадников по национальному и другим факторам, узнать, что им говорили перед карательной экспедицией, в которую превратилось мирное шествие семей рабочих. Пусть ни у кого из православных не останется иллюзий —Николай Второй знал о предложении Гапона, и вне всякой политики и малейшего компромисса, лично присутствовал при принятии решения о разгоне или даже расстреле толпы за день до события и принял решение уехать из города и отдать ситуацию генералу садисту Дубасову, ну и фамилия, не правда ли Бог шельму метит? Что мог генерал дать народу и как мог заменить личность царя если знал только дилемму —стрелять —не стрелять, бить —не бить? Даже если принять действия гапоновцев за хитрую игру, то эта игра была мирной, гуманной и в ней не было и тени бунта. Мудрый политик воспользовался бы ситуацией и увидел, что Гапон просто возглавил стихийную волну, без народа священник был ничто, что работа со стихией и есть дело реального вождя, реального политика, каким Николай себя уже не видел. Вместо награждения Гапона высшими орденами империи и приглашения его во дворец, как всегда поступали хитрые английские короли с народными вождями, последовало изгнание за границу.

Царь в зимнем, как Людовик в Версале вообще оказался не готов к диалогу с народом, древняя традиция которого предполагала такой прямой диалог. Для чего же крестьянин был откреплен от земли, если не для пришествия в городские заводы и наконец как вольный человек для права прямого обращения к царю? Или крепостничество еще не умерло в сознании верхов? Надо не иметь сердца, чтобы не увидеть в идущих с иконами рабочих тех самых вчерашних крестьян из разорившихся дальних усадеб, с их патриархальным сознанием, где царь оставался добрым батюшкой, и сама мысль о расстреле не приходила в голову его покорных и очень очень терпеливых работяг. Куда им еще было идти??? Возникает следующий вопрос-все это так не похоже на кроткого Николая, что остается одно предположение- он уже не был правителем в стране Дубасовых. И об этом хамстве мелких сошек на местах кричат все мемуары той поры. Царь уже не мог сдержать надзирателей и все шло по стенфордскому сценарию см мою статью «Путин и стэнфордская революция» А концом этого неуправления был смешной арест на станции Дно, когда никто вообще уже не был обязан умереть за свободу особы императора. Вот таковы основные мотивы трагедии сделавшей возможным революцию 17 года и успех партии радикала Ленина, пришедшей в созданную пустоту оставленную гапоновским движением русских христианских социалистов, расстрелянным и повешенным в лице отца Георгия Гапона.

А что если люди распяли образ самого Христа? Разве такая страна заслужила другую судьбу? Но кто предал этого Христа распинавшим, вместо того чтобы прославить и вознести быть может и во главу Церкви? Убит он был потому что никто уже не хотел его охранять. Рабочие от него тоже отвернулись, но его вины в этом не было. Гапон верил в Царя как и его стотысячная паства. Разве страна в лице верхов не предала своих политических традиций и корней? Что же удивляться буре, когда спокойный путь отвергнут. Рабочие прекрасно осознавали что их встретят войска и полиция, которых по статистике было вызвано в Петербург около 40 000 человек, пеших и конных, к дворцу было привезено две пушки.

Все происходящее и возможное развитие обсуждалось на собраниях рабочих организаций и все были единодушны-надо рискнуть, пусть опасность велика, но и победа рабочего движения казалась такой близкой. Политический взгляд действительно давал много возможностей. Технология Ганди была проста и гениальна. Толпы людей собирались по всей Индии на площадях и просто ходили или стояли, осыпаемые ударами дубинок полицейских, терпя убийства от полиции и готовые умереть за мирное решение предложенное Ганди. Вся сила этого движения состояла именно в проявлении терпения и долгодневности пеших акций по всей стране. Именно долгота и растянутость во времени, терпение и настойчивость вызвали панику в стане колониальных властей и привели к уступкам, открывшим дорогу к концу дикого британского колониализма. Итак судя по примеру Ганди, гапоновцы правильно мыслили, их самотверженность и терпение могли принести плод, но нельзя было рассчитывать на несколько дней демонстраций, нужно было ждать и действовать одновременно. Гандистов в Индии тоже пытались расстреливать, погибли сотни людей, но виновники все таки ответили и был суд над офицером убийцей. Гапоновцам, если бы они были готовы к пути Ганди, предстояли долгие месяцы избиений, расстрелов и арестов, пока наконец царь и его окружение не приняли бы условия мирного протеста.

Их путь был верен, гуманен, героичен и мужественен. Власть ответила террором, потому что как бы это не называли, но стрельба в толпу есть по сути слепой террор. Царь в конце концов опомнился и дал манифест, позволивший собрать народных представителей. Но было поздно, и по сути не сделано было главное- прямой контакт с народом. Окружение царя типа садиста Дубасова мгновенно подготовили выбранную палачами "делегацию" которой был накрыт обед в царском селе и Гапон как организатор всей акции мирных протестов вообще не был принят во внимание. Слона то я и не заметил, как в басне. Причем стрельба производилась настолько жестоко и слепо, что были убиты два полицейских и просто зеваки, потому что любую толпу офицеры воспринимали как восстание и начали просто стрелять в людей скопившихся на улицах многолюдного кстати города-столицы. Выбор был даже у солдат, они могли стрелять поверх голов, не попадать и или бить в землю, и ни кто бы не мог их контролировать. Рабочие называли солдат убийцами и многие рвали рубахи на груди, готовые умереть и быть раненными.

Но на солдат так никто и не бросился. Просто инстинктивно разбегались и уходили с места расстрела. И 9 января и десятого и еще два дня после рабочие большими шествиями с разных концов столицы шли разными дорогами ко дворцу и попадали в разных местах под огонь войск. Поэтому и количество жертв так и не удалось точно подсчитать, еще больше осталось неподсчитанных раненых, поскольку обращение к медикам грозило арестом за участие в беспорядках. Представьте что вы работаете по 12 часов в грохочущем цеху а потом валитесь на свою койку в общем бараке, с которой только что встал ваш сменщик, то есть у вас даже нет своей кровати. Постепенно весь мир для вас сузится в размеры этой койки и куска хлеба. Ваши забастовки не приводят к улучшениям. Вас готовы заменить толпы обнищавших на крошечных наделах крестьян, идущих как зомби в столицу из нищающих провинций. В церкви упитанный священник, никогда так не работавший, просит вас терпеть, но вы уже терпите на пределе.

В конце концов у таких полурабов развивается психическое расстройство , революционный психоз. Но и это предусмотрено властями- вас просто расстреливают на площади, когда вы собираетесь больше пяти человек. Дома отца Георгия Гапона ждала жена и дети. Его увели с площади вожди рабочего движения, когда стало ясно что никто не останется в живых, что дальше просто гибель под пулями и шашками. Старик несший портрет царя был убит пулей пробившей портрет и тело старика. Прекрасная сцена для трагедии. Причина тому была простая- стремление властей скрыть позорное количество жертв и коррупция властей. И не смотря на все жертвы даже таким кровавым путем можно бы идти, и мирные шествия могли бы продолжаться. У Ганди получилось, потому что он смог объединить усилия всех группировок общества Индии, недовольных колонизацией.

Скажу больше, именно арест Ганди дал ему возможность продолжать борьбу. Очень плохо, что Гапон не был арестован и заключен в Петропавловскую крепость как Максим Горький, взятый туда лишь по подозрению в соучастии организации беспорядков. Арест Гапона как и арест Ганди был бы освещен в прессе и общество имело бы время подумать и сделать выводы. Поймите, что Гапон прекрасно осознавал опасность своего поведения и был готов умереть за свою идею идти к царю. Но разве его идея была преступлением? К тому времени в Европе никто никого не расстреливал за мирные шествия. Он, царь, их прощает и принимает кое какие меры и тд. Вот это было воспринято участниками событий как бред. Прощает за готовность умирать и калечиться чтобы проявить свое гражданское отношение к положению дел в стране?

Прощает за отданных в кровавую жертву родственников, детей и женщин, убитых без разбору, до кучи? И люди это готовы были ему простить, если бы хоть что то Он сам понял, не передавая бесконечно свои полномочия Дубасовым и другим посредникам-палачам. Поистине у всех сложилось впечатление что царь неадекватен. А таким его делали его доверенные лица, докладчики, которые чтобы сохранить свои посты готовы были оболгать кого угодно, героев рабочих назвать преступниками, лишь бы усидеть в креслах. И у них получилось, Николай проспал момент, когда можно было войти во взаимодействие с проектом Гапона по спасению страны, царства и кстати и церкви, потому что сам отец Георгий олицетворял на улицах и в газетах Церковь. Его присутствие показывало обществу, что Церковь и коррупированный царизм разные институты, что церковь еще не кладбище душ, что она может и участвовать в политических процессах не спрятавшись за штыки силовиков и отсиживаясь по погостам. Гапон пожертвовал собой когда начал все это и понимал, что сам может быть отлучен от официальной церкви за подобные несогласия с верхами. Отлучение его и снятие сана означало разорение его семьи, утрату всей прошлой жизни. Что могло заставить отца Григория пойти на такое, он ведь мог бы свободно сойти с этого поезда на любрй стадии.

Предложение Гапона царь так и не осознал, не понял его гениальности, народного духа и воплощения мечты о царстве русском. Конечно движение мирного протеста спешило, встреча Гапона с представителем власти царя в Петербурге произошла крайне неудачно и поздно, предварительного обсуждения не успели добиться и да царя не дошел масштаб события и его огромные последствия... От доклада о шествии и предложении Гапона до расстрела 9 января оставались сутки. Другой момент,очень важный, что от позиции царя зависело, будет ли людям компенсированы потери от действий военных. И тут получилось, что при признании мертвецов -худосочных работяг, стариков и детей и женщин бунтовщиками никакой компенсации семьям этих преступников не положено. Любой адекватно видящий ситуацию политик подумал бы о том, что людей надо похоронить, и не в ямах как собак, а в нормальных гробах и оплатить кресты, венки и отпевание, простите, а так получалось, что если человек вышел на площадь мирным шествием протеста он объявлялся государственным преступником и лишался даже прав преступника на суд и человеческие похороны. Даже ЧК как то судили людей, но расстреливать толпы это даже красный террор себе не позволял. Существует еще такая вещь как честь и вежливость королей. Царь, император должен был понимать что побежденный, даже враг, а тем более свой же раб, не достоин собачьего отношения, тем более глупые по его мнению обманутые социалистами люди, его граждане, уже мертвые, зачем бесить общество жестокостью к трупам, жадностью к их похоронам, фактическим смертельным обвинением их без суда или хотя бы последующего публичного разбирательства их вины...

Но все было сделано именно так как требовалось для свержения самодержавия.

Путиловская стачка

В "Кратком курсе истории ВКП б " были указаны такие данные: более 1000 убитых и более 2000 раненых. Конечно, и эта цифра не может быть полной, потому что и днем не говоря уже о ночи невозможно было бы подсчитать всех убитых и раненых при всех стычках". По сравнению с ним писатель В. Бонч-Бруевич пытался как-то обосновать подобные цифры в своей статье от 1929 года. Он исходил из того, что 12 ротами разных полков было произведено 32 залпа, всего 2861 выстрел. Допустив 16 осечек на залп на роту, на 110 выстрелов, Бонч-Бруевич скинул 15 процентов, то есть 430 выстрелов, столько же списал на промахи, получил в остатке 2000 попаданий и пришел к выводу, что пострадало не менее 4 тысяч человек. Его методику подверг основательной критике историк С. Семанов в своей книге "Кровавое воскресенье". Например, Бонч-Бруевич считал залп двух рот гренадер у Сампсониевского моста 220 выстрелов , тогда как на самом деле в этом месте не стреляли. У Александровского сада стреляло не 100 солдат, как считал Бонч-Бруевич, а 68. К тому же , совершенно некорректно равномерное распределение попаданий - по пуле на человека многие получили по несколько ранений, что зарегистрировано врачами больниц ; а часть солдат умышленно стреляла вверх.

Семанов был солидарен с большевиком В. Невским считавшим наиболее правдоподобной общую цифру 800-1000 человек , не уточняя, сколько убитых и сколько раненых, хотя Невский такое разделение в своей статье 1922 года дал: "Цифры в пять и более тысяч, какие назывались в первые дни, явно неверны.

Стачкой руководил Нарвский районный стачечный комитет, который возглавляли большевики. Попытки эсеро-меньшевистских деятелей из рабочей группы Военно-промышленного комитета сорвать забастовку не удались.

В результате общегородской стачки отправка забастовщиков на фронт осуществлена только частично; предотвращена милитаризация петербургских заводов, задуманная правительством. Всего в годы 1 й мировой войны путиловцы провели 42 стачки, в которых участвовали 160 тыс. Ленинград: Энциклопедический справочник.

К тому же как раз в это время, для урегулирования раздачи хлеба, продовольственная комиссия решила перейти на карточную систему. Запас муки для продовольствия Петрограда был достаточный, и кроме того ежедневно в Петроград доставлялось достаточное количество вагонов с мукой. Таким образом, слухи о надвигающемся голоде и отсутствии хлеба были провокационными — с целью вызвать крупные волнения и беспорядки, что в действительности и удалось. Не только голод, а даже подлинный недостаток хлеба в Петрограде в те дни ещё не начинался, причем на многих заводах администрация вела снабжение продуктами сама — там и очередей хлебных не знали, а уж гарнизон-то вовсе не испытывал недостатка в хлебе. Роль непосредственного организатора блокады поставок хлеба, по мнению некоторых исследователей, принадлежит активному участнику заговора против Николая II Ю. Ломоносову, одному из руководителей министерства путей сообщения перед первой мировой войной, который затем 28 февраля вместе с инженером-путейцем А. По сообщениям газеты «Биржевые ведомости», 21 февраля 6 марта на Петроградской стороне начался разгром булочных и мелочных лавок, продолжавшийся затем по всему городу.

Толпа окружила пекарни и булочные и с криками: «Хлеба, хлеба» двинулась по улицам. В Петрограде обострились перебои с хлебом. Рабочие Путиловского завода вышли на улицу под лозунгами «Долой войну! Волнения продолжились и на следующий день 24 февраля 9 марта. К путиловским рабочим стали присоединяться рабочие других заводов Петрограда. Число бастующих достигло 90 тыс. Численность рабочих участвующих в стачечной борьбе и солдат перешедших на сторону восставших в Петрограде с 23 февраля по 1 марта 8 — 14 марта 1917 года[64] 25 февраля 10 марта царь Николай II в телеграмме требует от петроградского военного коменданта генерал-лейтенанта C.

ЗИНОВЬЕВ читает резолюцию : Главным образом мы говорим о путиловцах, но, собственно говоря, все, что говорили о них, относится к любому предприятию, где эти господа пытаются производить произвол. Я думаю - надо ударить по главному врагу и все будет относиться к второстепенным. Но это не значит, что мы в резолюции будем швыряться легкомысленными словами. В резолюции сказано: очистить заводы от этого элемента и, если будут продолжаться беспорядки, то закрыть эти заводы. Ничего другого больше и не надо говорить, остальное надо доделывать. Я голосую оглашенную резолюцию, - кто за нее - прошу поднять руку. Принята единогласно. Необходимый комментарий к стенограмме от 14 марта 1919 года Гневный пафос выступающих на заседании Петроградского Совета направлен, разумеется, не на рабочих Путиловского завода. Инициаторы бунта, его движущая сила - левые эсеры. Против них речи с трибуны. Но являлись ли эсеры реальной политической силой? Или это была всего лишь ширма, под прикрытием которой расправились с бастующими путиловцами? Организационное оформление Партии левых социалистов-революционеров ПЛСР пришлось на конец ноября 1917 года, когда решающее сражение в России за власть было в самом разгаре1. Причем проходило оно и на хозяйственном фронте, где надо было ежедневно решать мелкие и мельчайшие задачи момента - восстановление транспорта, обустройство хлебной торговли, уборка снега и мусора с улиц. Как убедить товарищей вернуться к станку, паровозу, канцелярским бумагам, к рутинной работе при нарастающих проблемах? Как остудить горячую кровь активистов, легко сбросивших Временное правительство и убежденных: германский фронт рассыплется от одного грозного вида вооруженных до зубов матросов и красногвардейцев? Ключ к победе - опора на массы и резерв партийных кадров. Это понимали и лидеры левоэсеровского течения, возникшего на волне стихийного протеста против войны, дороговизны и продовольственного дефицита. Но в момент, когда возникла необходимость управлять движением, а не следовать за ним, обнаружилась рыхлость организационной структуры ПЛСР, дефицит политических кадров и искренний страх потерять сочувствие тех самых общественных масс. Потому взамен реальной работы с людьми - рассуждения о "жертвенном настроении", "двенадцатом часе революции", "социалистической Голгофе". Политика эсеров чем дальше, тем сильнее приобретала экзальтированные черты, осуществляясь резкими жестами, решительными позами и громкими фразами. Но все же какими силами они располагали накануне Путиловского бунта? Это довольно дискуссионный вопрос. Максимальную цифру привел в 1921 году В. Карелин: 150 тысяч членов. Однако нужно отметить, что для эсеров было нехарактерно чёткое разграничение между членами с партбилетами и сочувствующими. Но в левоэсеровский "окоп" нередко попадали и левацки настроенные рабочие, и просто недовольные продуктовым пайком. А после убийства германского посла и поражения московского мятежа в июле 1918-го отток из рядов ПЛСР принял грандиозные масштабы. К началу 1919 года левоэсеровская партия располагала, по словам одного из ее организаторов - В. Трутовского, не более чем 10 тыс. А к реальным активистам можно было отнести и вовсе менее 1 тысячи. Левоэсеровская партия "перестала быть массовой организацией" и "стала скатываться к типу заговорщической организации"2.

"Кровавое воскресенье": почему Николай II отсутствовал в Петербурге

В 9-м часу вечера у часовни Гостиного Двора стреляли из револьвера в кавалерийский отряд учебной команды 9-го запасного полка. В ответ на выстрелы из толпы кавалеристы спешились и открыли огонь вблизи Гостиного Двора по толпе, при чём оказались убитые и раненые. Видные члены Думы, включая руководителей объединённой оппозиции, приняли решение не подчиняться указу царя и организовали Временный комитет Государственной думы. Председатель Думы М. Родзянко в середине дня отправил в Ставку императору Николаю II телеграмму, где призывал царя «составить новое правительство».

Копии телеграммы были разосланы М. Родзянко командующим фронтами с просьбою поддержать перед царём это обращение председателя Думы. В отдельных частях города районы Невского проспекта, Финляндского вокзала, Выборгской стороны продолжают скапливаются демонстранты. Не работают трамваи и извозчики.

На улицы введены войска, но солдаты отказываются стрелять в рабочих. Произошло несколько столкновений с полицией, к вечеру полиция очистила центр города от демонстрантов. Вечером же 26-го на частном совещании у премьера Н. Голицына принято решение объявить Петроград на осадном положении.

Требования, предъявленные рабочими к заводской администрации, были изложены на гектографированных листках, подписанных священником Гапоном, и распространены среди рабочих. В течение сегодняшнего дня стачка продолжалась. Рабочие держат себя совершенно спокойно. Среди них и в настоящее время находится священник Гапон, принимавший, по-видимому, деятельное участие в совещаниях рабочих. В 6 часов вечера началось новое заседание «Собрания», обсуждающее, по слухам, дальнейшее течение стачки.

Сегодня же началась забастовка на Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуре, расположенной в пределах Петергофского участка. После того как администрация фабрики им отказала, прядильщики, в количестве около 300 человек, прекратили работу и разошлись по домам. Остальные рабочие, общее число которых доходит до 2 000 человек, продолжают работать. В то же время на Невской ниточной мануфактуре, расположенной рядом с вышеупомянутой Невской бумагопрядильной мануфактурой, забастовала часть рабочих, в количестве около 300 человек, предъявив те же требования, как и рабочие Невской бумагопрядильной мануфактуры. Остальные рабочие до обеденного перерыва продолжали работать. Сегодня же утром на Невском судостроительном и Механическом заводе, находящемся в пределах Шлиссельбургского участка, группа рабочих пароходо-механической мастерской, явившись при начале работ на завод, обошла все прочие мастерские и убедила рабочих прекратить работы.

К 8-ми часам утра все рабочие, в количестве около 6 000 человек, прекратили работы, не предъявив никаких требований к заводской администрации. На вопросы управляющего заводом, обращенные к некоторым из рабочих, почему они прекращают работы, последовал ответ, что они «сами этого не знают» и что «их убедили». Вчера, после обеденного перерыва, на Франко-русском заводе, находящемся в пределах 2-го участка Коломенской части, рабочие предъявили дирекции завода ряд требований об увеличении платы, о введении 8-часового рабочего дня и об увольнении некоторых из служащих и после этого прекратили работу. Сегодня утром все рабочие завода, в количестве около 2 000 человек, к работам не приступили. На всех вышеупомянутых фабриках и заводах при прекращении работ никаких беспорядков рабочими произведено не было. Записка прокурора Петербургской судебной палаты на имя министра юстиции от 7 января 1905 г.

Сего числа к забастовавшим ранее заводам и фабрикам присоединилось большинство заводов города С. При этом в указанном участке рабочие воспрепятствовали движению паровой конки. В Петергофском участке прекратились работы на заводе Тильмана, на Тентелевском химическом заводе, на Триумфальной мануфактуре, на заводе Артура Коппель, на заводе Клемма и Пинта. В Петербургской части забастовали рабочие на всех фабриках и заводах, расположенных в 1-м участке указанной части; что же касается до остальных участков, то во 2-м участке забастовали 800 рабочих на железнопромышленном заводе, около 500 чел. Леонтьевых и около 700 чел. В Суворовском участке Балтийский судостроительный и механический завод морского ведомства, на котором работало около 3 200 чел.

Брусницыных — около 300 человек, Зверкова — около 250 человек, Парамонова — около 150 чел. При этом на Газовый завод, до сих пор еще не забастовавший, вызвана рота Финляндского полка с целью воспрепятствовать доступу на завод рабочих с других заводов и тем предотвратить, по возможности, стачку, так как упомянутым заводом освещается Васильевский остров. К находившемуся в Гребной гавани пироксилиновому заводу морского ведомства в первом часу дня сего числа подошла толпа рабочих с забастовавших заводов, в количестве около 2 000 человек, но на завод не проникла, причем управляющий заводом предупредил, что примет все зависящие от него меры к недопущению забастовки. Сего же числа партия рабочих с Путиловского завода, в числе нескольких сот человек, явясь на фабрику Воронина, расположенную в пределах 2-го участка Петербургской части, потребовала прекращения работ, а затем направилась на фабрику Керстен, на железопрокатный завод и на фабрику братьев Леонтьевых, находящиеся в том же участке. На Галерном острове забастовали рабочие на судостроительном заводе морского министерства в количестве 2 000 человек. В 1-м участке Выборгской части забастовали рабочие — около 1 500 человек на С.

Во 2-м участке Выборгской части забастовали рабочие на телефонной фабрике Эриксона в количестве 300 чел. В 1-м и 3-м участках Нарвской части прекратились работы на вагоностроительном заводе около 2 000 раб. Все остальные заводы и фабрики в пределах 3-го участка Нарвской части сегодня закрыты их хозяевами. В районе 2-го участка Нарвской части забастовка распространилась на все фабрики и заводы. В Охтенском участке забастовали рабочие на Охтенской бумагопрядильной фабрике. Во 2-м участке Рождественской части прекратили работы на механическом заводе Оуэра 150 человек и на вилопрокатном и лопаточном заводе Шпигеля 142 человека.

На некоторых из выше перечисленных забастовавших заводах и фабриках сегодня утром рабочие хотели приступить к работам, но к ним приходили партии рабочих с соседних, уже ранее забастовавших, заводов и убеждали прекратить работы, после чего и начиналась забастовка. В 4-м участке Спасской части арестовано шесть человек за подстрекательство рабочих к забастовке. Рабочие держат себя на забастовавших заводах и фабриках совершенно тихо и спокойно. В некоторых местах разбрасывались прокламации, между прочим, с надписями: «Долой войну! По сообщенным полицией сведениям, забастовавшие рабочие намереваются сегодня вечером собраться в разных отделениях «Собрания фабрично-заводских рабочих города С.

Виновником этого стал мастер цеха, член конкурентного «Общества». За своих решили вступиться члены "Собрания" во главе с Георгием Гапоном.

Представители администрации завода не приняли их делегацию, на жалобы никак не отреагировали. Заседание «Собрания», состоявшееся 2 января, постановило: на следующий день начать забастовку. Путиловский завод в Санкт-Петербурге Путиловский завод в Санкт-Петербурге Утром 3 января почти все рабочие Путиловского завода, численностью почти 12 тысяч, не вышли на работу. Часть из них отправилась к начальству, требуя вернуть уволенных работников. Но дирекция осталась непреклонна, к тому же пообещала через три дня уволить бастующих. Это заявление разозлило рабочих. Члены «Собрания» расширили список требований к начальству до 12 пунктов.

Среди них было требование восьмичасового рабочего дня, повышения зарплат и другие.

Это один из ключевых моментов плана переворота, разработанного заговорщиками из числа военных и либерально-буржуазных руководителей Государственной Думы. Министр внутренних дел Протопопов легкомысленно считает, что в Петрограде положение нормализовалось. Хотя из-за метелей опять начались перебои в снабжении хлебом, а на Путиловском заводе в лафетно-штамповочном цехе второй день забастовки. Как писал затем в 1920 году фактический руководитель Русского бюро ЦК большевиков А.

В каком году была забастовка на Путиловском заводе?

Кое-кто из всадников свалился с лошади на мостовую, другие пригнулись, ухватившись за конские гривы. Камни демонстрантов еще больше озлобили полицейских. В то же мгновение в воздухе блеснули вынутые из ножен шашки. Пришпоренные лошади галопом двинулись на демонстрантов. Одним прыжком я оказался на тротуаре и, чтобы не быть раздавленными лошадьми, прижался к стене дома. Я видел, как конные полицейские смешались с рядами женщин-работниц, как безжалостно они рубили шашками направо и налево. Лошади подминали под себя людей, топтали их подкованными копытами. В воздухе повисли вопли жертв и непристойная брань палачей. То здесь, то там снег краснел от крови.

Сжав кулаки, я в бессильной злобе скрежетал зубами. Как и участницы демонстрации, я в тот день был безоружным. Под впечатлением только что виденной кровавой расправы, я сел в поезд и в подавленном состоянии прибыл в Красное Село» 11 Скуратов, рабочий пушечной мастерской лафетно-штамповочного цеха Путиловского завода, вспоминает о первом дне Февральской революции: «Митинг закончился, и мы двинулись к своему заводу. Дойдя до Садовой вместе с Московско-нарвским районом, решили на Сенной площади сделать общий митинг — путиловцев и скороходцев. Только открыли митинг, как от Невского скачет конный отряд полиции. Наши товарищи: Голованов, Галанин, Корнеев, Мазуркевич, Бушуев и ряд других, в том числе и я, решили не допускать срыва митинга — встали поперек мостовой. А было уже к вечеру, темно, и по команде Мазуркевича или Галанина, точно не помню: «Стреляй по команде! Городовые, вооруженные до зубов, стояли против нас и ничего не делали.

Так кончился митинг. Мы повернулись и пошли дальше по Садовой. Они боялись преследовать нас, дрожа за свою шкуру»12 Примерно к 4 часам дня Невский проспект стал заполняться демонстрирующими рабочими. Рабочий завода Лоренц Байков вспоминал, что на Невском они застали многочисленные толпы демонстрировавших рабочих: «Полиция была бессильна их разогнать. То скоплялись кучками, то расходились. Стали появляться красные полотна, привязанные узлами к древкам. Полиция пыталась прорваться к ним, но рабочие оттесняли полицию к панелям, а местами прогоняли»13. Полицейские донесения также отмечают скопление рабочих в центре города: "Полицейский надзиратель 1-го участка Московской части Киреев доложил, что на Знаменской площади образовалась громадная толпа и предполагала двинуться по Невскому проспекту, по направлению к Казанскому собору, но нарядом полиции и казаками была рассеяна в разные стороны.

На некоторое время было прервано трамвайное движение, но потом восстановлено. Никто не арестован. По Невскому усиленное движение публики" 14 Прорвавшись с Петроградской стороны через Троицкий мост и Марсово поле, около 17 часов, колонна в основном рабочей молодёжи , с пением Марсельезы вышла с Садовой улицы на Невский проспект. На Невском колонна была атакована полицией и казачьим разъездом, но смогла в районе Городской думы собраться и снять у трех трамваев рукоятки от контролеров и тормозов, прервав, таким образом, трамвайное движение в сторону Знаменской площади на 40-50 минут. Одновременно с этим к Казанскому мосту на Невском проспекте со стороны Михайловской улицы вышла тысячная демонстрация рабочих с Выборгской и Петроградской сторон. Власти, стянув внушительные военно-полицейские силы, стали разгонять демонстрацию. Рабочие проявили упорство и оказали сопротивление разгоняющим их военно-полицейским силам. Целый час понадобилось карателям, чтобы разогнать демонстрацию.

Шляпников в своих мемуарах пишет: «Нам было очень хорошо известно о приготовлениях царских слуг для борьбы на «внутреннем фронте». Нам передавали даже некоторые детали. У начальника Петербургского военного округа, генерала Хабалова, в его канцелярии «работал» жандармский генерал Гордон, обложенный картами и точными планами Питера. На картах он делал пометки с указанием о том, где, на каких отдельных улицах, перекрестках и т. Нельзя также не коснуться и роли председателя правления «Общества Путиловский заводов» А. К февралю 1917 года Путилов, кроме председателя правления вышеуказанного общества, являлся директором Московско-Казанской железной дороги, председателем русского общества «Сименс-Шуккерт» ныне завод «Электросила» , председателем Русско-Балтийского судостроительного общества и председателем правления Русско-Азиатского банка. К 1917 году этот банк имел 102 отделения в империи и 17 за рубежом. Его капитал равнялся 629 млн.

Между тем именно нечистоплотная деятельность Путилова, стала одной из главных причин, по которой на военных частных заводах было введено государственное управление. Вот что пишет по этому поводу О. Айрапетов: «Принимая одной рукой значительные авансы в качестве заводчика, Путилов присваивал их другой рукой в качестве банкира» [13]. Путилов был членом масонской ложи. Но это не главное, а главное, что он был самым тесным образом связан с Бродвейским банкирским сообществом. Членом банковского консорциума являлся Абрам Лейбович Животовский, родной дядя Льва Троцкого по материнской линии [15]. После февральской революции Путилов активно способствовал финансовым потокам сначала в поддержку Керенского, а затем и большевиков. Причастность ведущих финансовых кругов, как российских, так и зарубежных к беспорядкам февраля 1917 года, видна из сообщений Охранного отделения.

Оно сообщало, что в феврале 1917 года «40 высших членов финансового и промышленного мира приняли участие в собрании. Собрание это имело место в помещении правления одного крупного промышленного предприятия, с участием 3 или 4 представителей больших заграничных банков. Финансисты и промышленники постановили почти единодушно, что в случае нового займа, они дадут деньги лишь народу, но откажут в этом нынешнему составу правительства» [16]. Напомним, речь идёт о займах, которые европейские и американские банки давали императорскому правительству для закупки вооружений. Следующий после февраля 1917 года заём, так называемый «Заём Свободы», был предоставлен Временному правительству банкирами США 14 мая 1917 года. Именно эти руководители направляли толпы на военные заводы, стреляли в полицейских и солдат, громили управления контр-разведки и охранных отделений. Эти боевики были, и их присутствие нашло своё отражение в мемуарной литературе. Генерал А.

Балк в своих мемуарах описывает английских офицеров, руководивших мятежниками. Но правильнее было бы сказать, что Балк видел людей одетых в английскую форму. Кем они были на самом деле, сказать трудно. Кроме того, многие свидетели указывают на большое количество боевиков, одетых в русскую форму и плохо говоривших по-русски. Ещё в 1912 году один из лидеров Бродвейской группы Герман Лёб призывал «посылать в Россию сотни наемников-боевиков» [17]. Если мы вспомним, об отрядах боевиков созданных американским капиталом и Л. Троцким в январе 1917 года в Нью-Йорке, а также о частых сообщениях заграничного бюро Охранного отделения, о засылке в Россию так называемых «американских анархистов», то можно предположить, что это именно они и принимали активное участие в беспорядках в феврале 1917 года на улицах Петрограда. Конечно, нельзя сбрасывать со счётов и участие германской агентуры в организации беспорядков.

Там собрались почти 20 тысяч человек, их у Троицкого моста встретили части Павловского полка и кавалерия. Перед войсками вышел офицер, потребовал у толпы остановиться. Рабочие вышли к нему с петицией и попросили пропустить, офицер махнул рукой, раздались выстрелы — мертвые начали падать навзничь. Шествие было рассеяно, погибли почти те же 40 человек. Примерно тогда же войска разогнали шествие на Каменноостровском проспекте. Огнестрельное оружие не было применено, но солдаты успешно рубили рабочих шашками, сбивали их с ног и затаптывали все солдаты сидели верхом на лошадях. Шлиссельбургский тракт На Шлиссельбургском тракте тоже произошли столкновения. В его сторону двинулись до 16 тысяч человек.

Сначала войска дали три залпа холостыми патронами, затем казаки начали оттеснять толпу. Средняя ее часть проломила забор и вывалилась на лед Невы, по которому пробиралась к центру города. Успешно к Дворцовой площади прошли рабочие Колпинского отдела «Собрания», однако им пришлось по приказу офицеров разбиться на мелкие группы и тоже идти по льду реки. Васильевский остров На Васильевском острове рабочие в количестве 5-6 тысяч человек выдвинулись к центру Петербурга примерно в 12:00. Рабочие демонстративно показали солдатам, которые стояли у Академии художеств, что не имеют оружия. Казаки оттесняли толпу шашками и нагайками, огонь открыт не был, но войскам все равно удалось разогнать протестующих, которые вернулись к отделу «Собрания», где начали произносить речи. Социал-демократы не растерялись и пошли разоружать городовых и офицеров, а также громить оружейные магазины. Началось возведение баррикад, но позднее рота Финляндского полка подняла на штыки выступившего оратора и расстреляла протестующих.

На Малом проспекте была осуществлена попытка строительства новой баррикады, но ее пресекли несколькими выстрелами в толпу. К Дворцовой площади собирался народ, несколько тысяч человек пробрались мелкими группами. Примерно в 14:00 войска попытались оттеснить толпу, народ кричал: «Вы воюете не с японцами, а с соотечественниками! Пошли слухи, что Георгий Гапон был убит. Рота Преображенского полка выстроилась перед рабочими, офицер три раза потребовал разойтись, в противном случае будет открыт огонь. Всего было убито 30 человек, чуть позже Дворцовая площадь и Адмиралтейский проспект полностью зачистили от демонстрантов. Стрельба была открыта и на Невском проспекте. Жертвы «Кровавого воскресенья» В результате разгона протестующих рабочих погибли 130 человек, 299 человек получили ранения.

Иностранные СМИ, как и сегодня, перевирали информацию и говорили о тысячах убитых. Число жертв и раненых может быть больше, так как многие не обращались в больницы, опасаясь репрессий со стороны властей, и лечились у частных докторов. Император Николай II не выступал перед публикой аж до 1913! Результаты «Кровавого воскресенья» После «Кровавого воскресенья» в Российской империи начали активно проводить рабочие забастовки.

В поддержку бастовавших 21 февраля начали останавливать работу и другие цеха. В результате 36 тыс. По мнению командующего Петроградским военным округом Хабалова С. Солженицын писал: «…агитаторы камнями и угрозами насильственно гнали в забастовку рабочих оборонных заводов это во время войны! Доклад начальника департамента полиции Васильева, что в ночь на 26-е он успешно арестовал 140 зачинщиков, — чиновная ложь, только революция потом раздувала это донесение. Арестовали — 5 большевиков, петербургский комитет». Хлебный бунт Подробная хронология введения карточной системы распределения продуктов в России во время Первой мировой войны описана в 1923 г. С июня 1917 г. Аналогичную картину наблюдаем мы в Петрограде и в других городах. До мая 1917 г. Трудности со снабжением хлебом в Петрограде в последней декаде февраля 1917 года вызванные в эти дни из-за снежных заносов срывом графика грузовых перевозок , слухи о скором введении карточек на хлеб привели к исчезновению хлеба, что раньше никогда в столице Империи не случалось, его население, включая низшие классы, привыкло к отлично налаженному продовольственному снабжению Петрограда. У хлебных лавок выстроились длинные очереди — «хвосты», как тогда говорили. Так на почве возникшего дефицита одного продукта — хлеба, вспыхнули локальные беспорядки неполитического характера. По воспоминаниям начальника Петроградского охранного отделения К.

Главные загадки "Кровавого воскресенья" 22 января 1905 года

Путиловская стачка 1905, стачка рабочих (свыше 12 тыс. чел.) на металлургическом и машиностроительном Путиловском заводе (ныне ленинградский Кировский завод) в Петербурге, проходившая в условиях сложившейся в России революционной ситуации. 4 января на Путиловском заводе стачка продолжалась. Стачка на Путиловском заводе. К 100-летию Октябрьской революции на НТВ вышла экранизация великого романа Алексея Толстого.

"Кровавое воскресенье": почему Николай II отсутствовал в Петербурге

5 января ЦК РСДРП распространил листовку с призывом к путиловцам продлить забастовку, а к рабочим других заводов – примкнуть к ней. За прошедшие годы было несколько забастовок с участием рабочих Путиловского завода, первая из которых произошла в 1905 году, однако именно эта забастовка в 1917 году считается катализатором Февральской революции. Основная причина забастовки на Путиловском заводе заключается в неустойчивости экономического положения рабочих. 3 января на Путиловском заводе началась забастовка – свои рабочие места оставили более 12 тысяч рабочих, парализовав работу предприятия. Путиловская стачка 1905, произошла на крупнейшем в Петрограде Путиловском заводе (ныне Кировский завод), Поводом к Путиловской стачке 1905 послужили незаконное увольнение 4 рабочих (члены Нарвского отдела гапоновского Собрания русских. Появление Ленина в Петрограде во время забастовки на Путиловском заводе лишь накалило обстановку.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

  • Великая российская революция 1917 года: события февральской революции
  • Последние вопросы
  • Комментарии
  • Арабский халифат и его распад
  • Кровавое воскресенье. Прокурор Санкт-Петербурга (Александр Бастрыкин) / Проза.ру

"ГАЛЕРЕЯ СОВЕТСКОГО МИРА. Стачка на Путиловском заводе"

В декабре 1904 г. на Путиловском заводе произошел заурядный трудовой конфликт. Начало забастовки на Путиловском заводе оказало значительное влияние на развитие рабочего движения в России и стало одним из этапов пути к революции 1905 года. Правильный ответ Дата забастовки на Путиловском заводе — 18 февраля 1917 года. Правильный ответ Дата забастовки на Путиловском заводе — 18 февраля 1917 года. Путиловские стачки 1905, 1916, произошли на крупнейшем в Петрограде Путиловском заводе (ныне «Кировский завод»), Поводом к Путиловской стачке 1905 послужили незаконное увольнение 4 рабочих. 4 января забастовка на Путиловском заводе продолжилась, и уже к вечеру к директору пришли 40 человек, выбранных от каждого цеха, во главе с Георгием Гапоном.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий