В чем заключается основная суть Великого поста, как к нему нужно правильно подготовиться, соблюдая все заповеди, а также что можно и нельзя есть во время главного православного поста, установленного в честь 40-дневного постничества Иисуса Христа. Можно ли есть морепродукты во время Великого поста? Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. Что можно готовить во время сухоядения?
Священники рекомендовали придерживаться календаря питания в Великий пост
Вот только когда осудят в ад хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда» — Феофан Затворник. Поэтому заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда, т. Таким образом, сохранённые силой Божией от возношения, мы постараемся всю жизнь пребывать в смиренномудрии, без которого никто не может благоугождать Богу» — прп. Марк «Пост это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия делается для подвижника орудием самоубийства. Сколь вредно невоздержание, столь вреден или ещё более неумеренный пост.
Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой» — Игнатий Брянчанинов Богданович спросил преподобного Серафима Саровского: «Можно есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна, и врачи приказывают есть скоромное? Как же люди сто лет жили? Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. А что святая Церковь положила на семи Вселенских Соборах то исполняй.
Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит». Иоанн Златоуст говорит, что Бог отделил для себя десятину из всего, чем владеем, и десятину нашей жизни требует время Великого Поста 365 дней в году. Десятая часть года 36,5 дней, так как в субботу и воскресенье запрещается поститься, т. В семи неделях 35 дней.
Поститься положено только в одну субботу в году в Великую, на Страстной неделе, перед Пасхой — Апост. Вы скажете: как нам обратиться? Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня.
Скажете: чем обкрадываем мы Тебя? Проклятием вы прокляты, потому что вы весь народ, обкрадываете Меня" — Малах. Часто ленивые и неверующие прихожане выпрашивают у батюшки разрешение на нарушение поста, ссылаясь на гастриты, язвы, рецепты врача. И неверующие священники часто без страха Божия позволяют во время поста есть рыбу, молочное, совершенно не имея права на такое разрешение, ибо каноны Церкви под страхом сурового наказания запретили нарушать пост.
Если мирянин да будет отлучён» — Апост. Пахомий Великий 15 мая : «Пост против воли не поможет, в болезни нет поста» Симеон Столпник 1 сентября : «Не подобает постом убивать это грех» «Уведали мы также, что в Армянской стране, и в иных местах, в субботы и воскресные дни святой Четыредесятницы, едят некоторые сыр и яйца. Того ради за благо признано и сие, чтобы Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершала пост и воздерживалась, как от всего закалаемого, также и от яиц и сыра, которые суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены» — VI Всел.
Необходимо знать, когда будет Пасха. По новому стилю Пасха будет: 2002 7 апреля, 2003 11 апреля. Перед самым Великим Постом сырная неделя масленница, сплошная, т. Перед масленницей неделя блудного сына.
На этой неделе в субботу родительская суббота мясопустная. Перед этой неделей сплошная неделя мытаря и фарисея разрешено вкушать и мясо. Их вздохи и стенания нигде так сильно не высказаны, а падшее состояние духа человеческого не оплакано такими горькими слезами, как в Триоди постной, проникновенно побуждающей к покаянию и сокрушённой молитве, чтобы с чистым сердцем встретить светлый Праздник праздников Христово Воскресение. Великий пост установлен в честь сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего Крещения удалившегося в пустыню и постившегося там — Мф.
Апостолов», составленные по источникам, относящимся к 2-3 векам, 69 правило. Игнатий Богоносец 1 век, Виктор, еп. Древние христиане соблюдали пост четыредесятницы с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого часа по-нашему до третьего часа дня хлеб и овощи. Если же кто слаб или не может поститься двух дней, то во вторник и в четверг есть хлеб с водой.
Нарушающий пост отлучается от причастия на два года «Настольная книга священнослужителя» стр. Если же Благовещение до пятницы разрешено только растительное масло. Если же случится в пятницу и в субботу, тогда в пище нет послабления ради Христовых страданий. Строгость поста различна: 1 не есть и не пить; 2 разрешено однажды в день сухоядение; 3 разрешено елей и вино; 4 разрешение на рыбу и значит на всё, что впереди сказано.
В великую пятницу и в субботу перед Пасхой, если можешь, не вкушай весь день. Начало с 28 ноября здесь и далее все даты по новому стилю и по 6 января включительно. Уже в 4-5 веках церковная практика знает все 4 поста. С 12 века постной пищей стала считаться рыба, хотя древние христиане постились намного строже.
Всякая радость считалась нарушением поста, и даже церковное «лобзание мира», по словам Тертуллиана 2-3 век считалось с постом несовместимым. Во все среды и пятницы в течение года пост строгий, как и в Великий пост, но в отдельные среды и пятницы разрешено есть рыбу или только елей, что ниже будет подробно указано. Сплошные седмицы: пасхальная, следующая за Пятидесятницей, то есть за днем Троицыным, Святки от Рождества Христова до Крещения кроме Богоявленского сочельника, седмицы мытаря и фарисея и сырная масленица сплошные. Филиппа 28 ноября до дня св.
Николы Чудотворца 19 декабря , в понедельник, среду и пятницу сухоядение; во вторник и в четверг, в субботу и в воскресенье разрешается рыба. От дня же Николы до Рождества Христова в субботу и в воскресенье рыба, во вторник и четверг вареное с маслом и вино пием Номоканон, лист 83. Особая строгость 6 января Рождественский сочельник не вкушать и не пить до появления звезды и потом еда с елеем. Во все посты воздержание и в супружеском общении.
Так же и 18 января Крещенский сочельник. Этот пост установлен Церковью для подражания примеру св.
Десерты Для детей или просто любителей сладкого в период сухоядения можно приготовить особое печенье. Для этого понадобится четыре стакана орехов кешью, половина стакана смеси сухофруктов на выбор курага, яблоки, инжир. Компоненты пропускаются через мясорубку для получения клейкой однородной массы. Затем катаются шарики, которым придают нужную форму.
Если сделать по центру печенья углубление, в него можно поместить ягоды в свежем виде или в виде пасты, смешанной с мёдом. Из указанного количества ингредиентов получается количество печенья, достаточное, чтобы побаловать сладким большую компанию. Перекусы Для тех, кто привык питаться часто, на помощь придут перекусы. В этом качестве можно использовать любые сухофрукты, семена и семечки. А также можно смешивать различные их комбинации в разных пропорциях с мёдом. Для усиления вкуса помогут соль, мускатный орех, корица.
Перемолов компоненты на мясорубке или в блендере, можно получить привлекательный, полезный и вкусный десерт, которым можно подкрепиться в перерывах между едой. Бутерброды В период поста можно побаловать себя бутербродами, которые не только вкусны, но и полезны. В качестве базы лучше использовать ржаной хлеб. Начинкой может послужить авокадо, помидоры, семена кунжута, соль и перец для вкуса, и укроп для украшения. Чёрный, ржаной или отрубной хлеб можно натереть чесноком и посыпать солью и зеленью. Напитки На завтрак и в течение дня подают соки и минеральную воду.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 сентября 2023 года; проверки требует 1 правка. Сухоядение предписывается уставом в большинство дней Великого поста , кроме суббот, воскресений [4] и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» [5] полное воздержание от пищи. Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается[ источник не указан 218 дней ] дополнительным подвигом, на который рекомендуется [ источник не указан 218 дней ] получить благословение духовника.
Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности. Сухоядение понимается по-разному. Одни считают, что это питание без первого блюда, а некоторые, что это вообще невареная холодная пища даже без чая. Поэтому не погрешите, если сухоядением будет пища без жидкого первого блюда. Говоря о посте, обычно рассуждают о тех или иных пищевых запретах. Однако что можно сказать по поводу духовного времяпровождения?
Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр.? Иерей Иоанн Курбацкий: Пост — время покаяния. Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах». Пост не должен пройти впустую, то есть мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком.
Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности. Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих» канон в неделю Сыропустную. Пост — орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу. Вы говорите о музыке, фильмах. Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу. Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать.
Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений. Мы окружены постоянным шумом информационным, музыкальным и т. Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой. Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира. Молчание же научает нас ответственно относиться к произносимым словам, уметь слушать и слышать других. Вот, что пишет авва Исаия: «Ни в одном труде не будь нерадив. Потому что труд, страдания и молчание рождают смирение». Сегодня очень у многих людей работа так или иначе связана с интернетом.
Нужно избегать развлечений не говоря уж об игрушках. А вот душеполезные материалы — поучения святых отцов, проповеди, аскетические, исторические и апологетические материалы, информацию о жизни Церкви — вовсе не возбраняется изучать в это время. Но в любом случае надо помнить, что предпочтительнее молитвы нет ничего.
Что такое сухоядение
- Значение слова «сухоядение»
- Сколько раз в день можно есть мирянам в Великий пост 2024 года
- В чем суть Великого поста
- О посте в вопросах и ответах. Об ограничениях в пище и допустимых послаблениях
О посте в вопросах и ответах. Об ограничениях в пище и допустимых послаблениях
Как убедить поститься родных и зачем вообще нужен пост? Почитать можно здесь. Правила питания в Великий пост так постятся монахи Этот пост самый строгий. Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты. Первую неделю придерживаются особо строгого поста. В первый день Чистый понедельник необходимо полностью воздержаться от принятия пищи. Затем, со вторника по пятницу, можно есть хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду разрешено сухоядение , а в субботу и воскресенье — горячую пищу с маслом. Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. В период Страстной седмицы последняя неделя придерживаются строгого поста. Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы.
В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи можно кушать рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление в пищу рыбной икры. Вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам же не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. Календарь питания по дням нажмите, чтобы развернуть 27 февраля Понедельник Полное воздержание от пищи — высшая степень строгости поста, отказ от употребления пищи. Рыбная икра — дозволяется потребление рыбной икры, вареной растительной пищи каши, супы, тушеные овощи, грибы с добавлением масла. Рыба — разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. Разрешённые продукты во время Великого поста Овощи и фрукты.
Эти продукты являются основой постного питания. Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным. Сухофрукты и орехи. Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста. Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков. Однако не стоит забывать об их высокой калорийности. Рынки и супермаркеты предлагают большое разнообразие круп: рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка, производные пшеницы станут отличным гарниром.
Хорошо подойдет и томатный суп гаспачо. Для этого необходимо очистить от кожуры 250 гр помидоров. Измельчить их вместе с 2 огурцами. Добавить измельченные 2 стебля сельдерея, 1 зеленый перец. Заправьте солью, лимонным соком. Охладить на протяжении 2 часов. Перед подачей присыпать зеленью. В качестве салата можно приготовить орехово-капустный салат.
Для этого нашинкуйте головку капусты. Посолите и пережмакайте руками. Сложите в кастрюлю, чтобы пустила сок. Через минут 20 добавьте мелко нарезанную зелень и орехи. Заправьте яблочным уксусом. Для морковного салата замочите изюм на 15-20 минут. Натрите на крупной терке 3 моркови. Измельчите 4 зубчика чеснока, зелень.
Смешайте все и добавьте мед и соль по вкусу.
Вместо них пьют фруктовые или травяные чаи. Сахар употреблять можно. Можно ли в Сухоядение масло? Можно ли есть халву в дни Сухоядения? Но в этом их опасения напрасны, ведь в пост нет жесткого запрета на сладкое. В Великий пост можно есть такие сладости: мед, варенье, сухофрукты изюм, курагу, финики, чернослив и т. Что нельзя есть в Сухоядение?
Запрещается употребление любой пищи животного происхождения, в том числе мяса, рыбы, яиц, молока и молочных продуктов. Благовещение, когда бывает в Великую пятницу, то согласно Типикону назначено сухоядение, но при этом разрешено вино. Можно ли горячий чай в Сухоядение? Сухоядение - особое время, когда в пищу употребляется сухая и грубая пища. Первый, строгий вариант предписывает употреблять в пищу сырых либо сушеных овощей и фруктов, хлеб.
Чтобы христианин мог успешно проходить духовные подвиги на пути к совершенствованию души, церковь устанавливает целую систему постов. В первую очередь по длительности различают: Однодневные посты — это каждая среда и пятница в течение календарного года. Исключение составляет лишь период от Рождества до Крещения Святки , Пасхальная седмица и другие «сплошные» недели.
К однодневным постам также относятся Крещенский Сочельник 18 января , Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижение Креста Господня 27 сентября ; Многодневные посты: Великий пост перед Пасхой, длительность которого зависит от правил исчисления, принятых в той или иной конфессии, но он обязательно включает в себя Четыредесятницу 40 постных дней ; Петровский пост, который начинается по истечении семи дней после праздника Троицы. Не зависимо от времени начала он всегда заканчивается 12 июля и может длиться от 6 недель до 1 недели и 1 дня; Успенский — самый короткий, который длиться всего две недели. Начинается он с янтарного медового Спаса 14 августа и заканчивается в лазурный праздник Успения Божьей Матери 27 августа ; Рождественский — начинается всегда 28 ноября и длится до 6 января, в общей сложности 40 дней. Сухоядение, что можно есть. Что значит сухоядение? Сухоядение делится на два типа строгое и простое. В строгом запрещены практически все продукты, кроме: хлеба, сырых овощей и фруктов, мёда и орехов. Из напитков разрешается пить только воду или натуральный сок.
В простой версии можно употреблять не только сырую, но и печёную еду, а также пить чай и кофе. В церковном словаре говорится, что сухоядение — это употребление грубой и самой простой пищи. Священнослужители отмечают, что каждый может сам определять для себя силу строгости и степень приготовления продуктов в этот пост. Ведь необходимо учитывать состояние здоровья и общий образ жизни человека, его возраст и материальное положение. Неплохо перед началом поста посоветоваться с педиатром , который поможет вам скорректировать диету в пост так чтобы не навредить организму. Перед началом поста лучше всего постепенно подготовить организм к изменению рациона, ведь его резкая смена и употребление непривычных продуктов могут привести к проблемам с пищеварительной системой. Не рекомендуется поститься и людям со слабым здоровьем или проблемами с желудком. Следует с осторожностью относиться к употреблению малого количества продуктов или голоданию.
Обычным мирянам разрешают делать послабление во время поста. Пост простых жителей отличается оттого строгого, что обычно проходит в стенах монастырей и аббатств. Рекомендуется перед началом поста посоветоваться со священнослужителем, который благословит вас пройти столь нелёгкий путь и очиститься не только физически, но и морально, духовно. В чем заключается сухоядение. Кому не рекомендовано поститься? В православии отказ от еды — осознанное решение каждого человека. Считается, что немощным и больным следует сгладить жесткость поста. В зависимости от состояния здоровья можно позволить продукты, необходимые для полноценной жизнедеятельности организма.
Сухоядение во время поста добавляет сложность тем, что в это время следует отказаться от горячей пищи.
Сухоядение
Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста? На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения. На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост.
Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник. Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления. К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам.
Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям. Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор. И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам.
Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст.
Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор.
Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой.
И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание.
Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело.
Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание?
Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию".
И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50.
Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор.
Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?
Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп.
Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св.
Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой.
Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве.
Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение.
Жесткий ригоризм в данном случае неуместен». Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений.
Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу.
Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха».
Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя!
Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью».
Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью.
И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность.
Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает.
Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его. Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп.
Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь.
Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам.
А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться.
А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения.
Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе?
Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся?
Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана.
У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное.
За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас.
Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник.
Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса.
После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим.
Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?
Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел.
И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян.
Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк.
На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп.
Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов...
Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя».
Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор.
Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?
Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте.
Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании.
Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит?
Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает.
А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми.
Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват!
Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное!
Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание.
Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать.
Пусть всякий себе, как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного.
Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего?
То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать?
Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен.
Аще же мирянин: да будет отлучен. Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св.
Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев. Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян.
Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу.
Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной.
В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап.
Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать?
Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III 1084-1111 , по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней ;;;; ;;;;;;;;;; , так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода. Толкования: Зонара.
Под определение поста, в частности, подпадают практически все среды в память о предательстве Иисуса Христа и пятницы в память о распятии Христа. Сухоядение указывает на весьма строгую форму поста. Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника. Чаще всего на трапезе в такие дни: хлеб, соль и вода, а также сырые овощи и фрукты, сухие фрукты изюм, курага, инжир, финики и т.
Нерафинированное растительное масло под запретом, для этого в Уставе прописаны дни пищи с маслом. Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений. Сухоядение как трапеза распространяется, преимущественно на церковнослужителей. Для мирян сухоядение считается очень строгим, на него рекомендуется получать благословение духовника служителя Церкви. Не всякий с непривычки может выдержать такую трапезу. Священники Псково-Печерского Свято-Успенского комментируют сухоядение так: «Следовательно, каждый постящийся может, учитывая состояние своего здоровья и образ жизни, определить, какая именно пища является для него «сухой и грубой» и установить себе посильное правило поста, предварительно посовещавшись со своим духовником». Тут сразу нужно пояснить — кто такой свой духовник? Так называется в православной церкви священник как совершитель таинства покаяния. Духовника, пообщавшись со священниками, нужно выбирать, прислушиваясь к своему сердцу. Традиционные продукты, составляющие основной рацион сухоядения Пшеничные, овсяные проращенные зерна, семечки, сырые овощи и фрукты, сушеные овощи и фрукты, квашеная капуста, грибы, соленья без пряностей и масла, в некоторых случаях печеный целиком картофель, печеные яблоки, печеная тыква, печеная свекла, очищенные и нарезанные ломтики, запеченные с солью, печеный чеснок намазка на сухари , печеная морковь, зелень. Рацион с разрешения духовника можно расширить и добавить оливки и масли, морскую капусту, сою, отварную фасоль, кукурузу, различные виды капусты, горошек. Важно помнить, что главная составляющая поста — это молитва. Пост без молитвы превращается в самую обыкновенную диету. Сухоядение может быть вкусным. Из разрешенных продуктов можно готовить различные интересные по вкусу блюда, в меру калорийные. Картофель, запеченный с медом и солью Мелкий картофель тщательно вымыть, разрезать пополам, посолить крупной морской солью, запечь до готовности. При подаче полить картофель небольшим количеством цветочного меда. Картофель, запеченный целиком, с орехово-чесночной заправкой. Картофель вымыть, сложить на противень или сковороду, запечь до готовности.
Но есть и другая версия. На заре христианства люди могли пройти таинство крещения лишь в определенные дни в году, как правило, это были дни больших праздников, например, Пасхи. Чтобы подготовиться к этому событию, нужно было долгое время поститься и молиться. Со временем другие христиане стали присоединяться к посту, чтобы поддержать таким образом тех, кто только планирует принять христианство. Кому нельзя соблюдать пост И хотя церковь приветствует всевозможные ограничения, есть люди, которым не рекомендуется соблюдение поста: Беременные и кормящие женщины, Дети, Люди, болеющие острыми или хроническими заболеваниями. Другими словами, соблюдать пост можно только тем, кто здоров, если говорить об ограничении питания. Но не в этом главный смысл поста, а в воздержании от соблазнов и искушений. Что нужно делать во время Великого поста Молиться. Если вы никогда не молились до этого, попробуйте начать с одной молитвы в день. Почитайте Евангелие. Если молиться у вас получается, начните ходить в храм. Если ваши воскресенья и без поста начинаются с церковной службы, можно ходить в церковь и в будние дни. Помогать людям.
Великий пост в вопросах и ответах
Во время поста многие люди задаются вопросом, что можно есть, а что нельзя. Во время Великого поста нужно чаще вспоминать Бога, молиться и совершать добрые дела. Что такое сухоядение? Особый вид поста, описанный в Типиконе (книга Церковного устава). В период сухоядения можно есть только хлеб, соль, мёд, фрукты, овощи и термически обработанную пищу без приправ и масла. Во время поста СМИ, в том числе центральные телеканалы, обычно рассказывают о самых строгих, монастырских его образцах. Сухоядение, вареное без масла. особое время, когда в пищу употребляется сухая и грубая пища. А вот РИА «Новости» пишет, что «на Руси предписание о «сухоядении» понималось как, пусть даже сваренная, но остывшая еда».
Сухоядение-что это
Островский, Волки и овцы. Чехов, Накануне поста. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Сухоядение предписывается уставом в большинство дней Великого поста, кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» полное воздержание от пищи. Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника. Растительное масло и вино , хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять в такие дни не дозволяется. Горячие напитки, включая кофе и компоты, не разрешены.
Даты начала и окончания каждый год разные, так как зависят от Пасхи.
Начинается Великий пост всегда в понедельник, за семь недель до самого важного христианского праздника и заканчивается в субботу, перед ним. Кстати, у нас есть материал с ответами губкинского священника на распространённые вопросы про Великий пост. Что делать, если во время поста постоянно хочется есть? Можно ли употреблять продукты со «вкусом мяса» в постные дни? Как убедить поститься родных и зачем вообще нужен пост? Почитать можно здесь. Правила питания в Великий пост так постятся монахи Этот пост самый строгий. Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты.
Первую неделю придерживаются особо строгого поста. В первый день Чистый понедельник необходимо полностью воздержаться от принятия пищи. Затем, со вторника по пятницу, можно есть хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду разрешено сухоядение , а в субботу и воскресенье — горячую пищу с маслом. Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. В период Страстной седмицы последняя неделя придерживаются строгого поста. Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы. В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи можно кушать рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление в пищу рыбной икры.
Вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам же не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. Календарь питания по дням нажмите, чтобы развернуть 27 февраля Понедельник Полное воздержание от пищи — высшая степень строгости поста, отказ от употребления пищи. Рыбная икра — дозволяется потребление рыбной икры, вареной растительной пищи каши, супы, тушеные овощи, грибы с добавлением масла. Рыба — разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. Разрешённые продукты во время Великого поста Овощи и фрукты. Эти продукты являются основой постного питания.
Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным.
Сегодня мы не употребляем слово «елей».
А оно означает «масло». Значит «горячая пища без елея» — это все то, что не было пожарено с маслом. Например, блюда вареные, печеные, тушеные или на пару. А их может быть огромное множество.
Но и это правило распространяется в основном на монашествующих. Для мирян, как пишет православный журнал «Фома», даже во время поста «растительное масло допустимо для ежедневного употребления». То же самое и с продуктами. Что можно есть мирянам во время Великого поста?
Для здорового человека, у которого нет никаких противопоказаний к таким ограничениям. Польза, например, в обилии клетчатки в рационе. Сегодня доказано, что употребление продуктов, богатых клетчаткой это овощи, фрукты, бобовые , снижает риск сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Второй момент: в период поста ограничено употребление насыщенных жиров мясо, колбаса, жирные кисломолочные продукты, кокосовое масло. Изобилие этих жиров в рационе — фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Во время поста человек начинает употреблять большое количество овощей и фруктов, орехов. Орехи — растительные белки, содержат аминокислоты. В обычное время включить в рацион орехи часто забывают. Большое количество овощей и фруктов в период, когда организм перестраивается с зимы на весну, — это хорошо. Это растительный белок.
Другая усвояемость, другой аминокислотный состав. Для здорового человека дневная норма потребления белка — 0,8 грамма на килограмм массы тела. Можно получить одинаковое количество белка из орехов и из мяса. Но по качеству сколько усваивается организмом, как подпитывает мышечную ткань не можем их приравнять друг к другу, растительный белок и животный. С другой стороны, это временное ограничение.
Постоянно придерживаться такого рациона с отказом от животных жиров медики не рекомендуют. Что касается заболеваний желудочно-кишечного тракта, то таким людям нужно соблюдать пост с осторожностью. Обязательно перед этим нужно посоветоваться с врачом. Например, обилие овощей может спровоцировать обострение, потому что овощи — это жесткая, грубая пища. Вообще нужно смотреть индивидуально, как человек переносит пост.
Например, если появились слабость, вздутие живота а это может быть именно от приема большого количества овощей , мы не можем это рекомендовать. Все очень индивидуально. Даже на разные диеты для похудения каждый может реагировать по-разному: например, от той же гречневой диеты один худеет, другой набирает вес.
Великий пост в вопросах и ответах
Смысл поста, постная трапеза, развлечения во время поста, великопостное богослужение, поминовение усопших Великим Постом, супружеские отношения во время Великого поста, пост у беременных женщин, детей и подростков, пост и нецерковные родственники и знакомые. Великий пост – особенное время, которое истинно верующие люди выбирают для физического и духовного очищения. Во время поста верующие отрешаются не только лишь от еды, да и от развлечений и греха. Сухоядение во время поста добавляет сложность тем, что в это время следует отказаться от горячей пищи.
Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания
Верующие во время поста часто приходят в крайности. Одни строго соблюдают аскетические правила, стараясь повторить подвиги отшельников, тогда как другие, узнав о возможности послаблений в определенные дни, сразу же объедаются. Во время Рождественского поста сухоядение необходимо во все среды и пятницы. Во время Великого поста из рациона исключаются.
Популярные материалы
- Сухоядение в пост - что можно кушать: список продуктов и готовых блюд 2021 :: Рецепты :: Клео.ру
- Recommended Posts
- Сухоядение в пост — что это и зачем
- Сухоядение в пост - что это такое в православии
Сухоядение в пост — что это такое в православии
Что нужно делать во время Великого поста. Сухоядение представляет собой строгую степень поста. Дни, во время которых питание жестко ограничивается, называются рассказывает, что значит сухоядение в пост и что можно и нельзя есть в этот день. Сухоядение – это одна из строгих степеней поста. При правильном подходе, сухоядение можно преодолеть с наименьшим трудом и страданиями. Действительно, ваши рецепты разнообразят пищу во время поста. В остальные пять дней первой недели Великого поста предписано сухоядение.