СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических государств.
Создание СЭВ
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатур. участниц совещания на основе равноправного представительства. К 60-летию создания Совета экономической взаимопомощи. К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным.
Создание СЭВ
Главная» Новости» Создание сэв январь. Совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Гораздо важнее без оглядки на Запад продолжать строить и укреплять свои международные объединения, как это делал СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора. СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Решение о её создании было принято 5 января 1949 года на закрытом Экономическом совещании представителей ряда стран Восточной Европы: СССР, Румынии. Совет экономической взаимопомощи был создан в январе 1949 года представителями СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. 5 января 1949 года.
Рассекреченная история. Забытый эксперимент: СЭВ (Совет экономич. взаимопомощи). - "Культура", 201
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали почти все соц. страны Европы. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических государств. 5 января 1949 года.
66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. За 40 лет существования Совета экономической взаимопомощи были созданы многообразные экономические и научно-технические связи между странами соцблока. Формирование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) произошло в ходе особого экономического заседания 05.01.1949 г. Его членами стали СССР и государства Восточной и Центральной Европы.
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
Решение о его создании было принято на закрытом экономическом совещании, созванном по инициативе СССР и Румынии. С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
Даже больше: они составляли основу процветания. Позже оно составило основу разливного "Жигулевского". И все благодаря переводному рублю, общей валюте стран социализма. Большинство этих марок умерли вместе с СЭВ, а его штаб-квартиру в Москве - "открытую книжку" на Новом Арбате - заняла столичная мэрия. Но некоторые социалистические бренды благополучно пережили эпоху перемен. Первый в этом ряду - венгерский автобус "Икарус" - еще живая легенда СЭВ. После упразднения СЭВ и разделения фирмы на две - венгерский "Икарус" и турецко-венгеро-американскую корпорацию "Ikarus Special Factory Ltd", мало что изменилось. Правда, есть одно "но". Для бывших партнеров по соцлагерю "Икарус" делал продукцию по старым лекалам и менее экологичную, а для США, Кувейта, Катара, Китая и Гонконга - круче и безопаснее, но не такую востребованную как в "золотые годы" СЭВ. Что постепенно вытеснило легендарный автобус сначала с рынка России и СНГ, а затем и мирового. Но осталась "гармошка" имени "Икаруса". В рамках СЭВ российские конструкторы усовершенствовали "Икарус", таким образом, что он стал вместимее за счет пристегиваемой "гармошки".
На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС - Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН.
В свою очередь, и Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, он вынужден был постоянно согласовывать с союзниками свою линию. Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. При этом Китай, который поначалу был наблюдателем в СЭВ, отказался от этого статуса в 1961-м, тогда же из организации также вышла Албания. С другой стороны, к тому времени в деятельности ряда структур СЭВ начала участвовать Югославия, а в 1964-м она стала ассоциированным членом организации — экономические интересы оказались выше идеологических разногласий. При этом количество членов СЭВ постоянно росло: в 1962 году в организацию вступила Монголия, в 1972-м — Куба, в 1978-м — Вьетнам. Чрезвычайно широким был круг наблюдателей: кроме социалистических стран Северная Корея, Ирак, Ангола, Мозамбик, Лаос, Афганистан, Эфиопия, Никарагуа, Йемен , этот статус имели Финляндия с 1973 года и Мексика с 1975-го. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Об этом президент РФ Владимир Путин сказал 10 декабря на заседании Высшего совета интеграционного объединения, передает Sputnik В своей деятельности Совет экономической взаимопомощи прошёл несколько этапов. Никита Хрущёв рассматривал СЭВ как ядро мировой системы социализма с участием всех стран, симпатизирующих СССР и встающих на социалистический путь в рамках процесса деколонизации. Наконец, при Леониде Брежневе, особенно в период "разрядки", СЭВ приобрёл особое значение: в его рамках осуществлялось как сотрудничество, так и противодействие на международной арене. Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-83 годах Николай Фадеев, придал этой организации особое звучание и продвигал её именно как глобальную организацию. Последний аспект особенно важен: при всех событиях "холодной войны" организация была призвана играть важную роль в международных экономических отношениях. На начало 1975 года организация поддерживала отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В 1975 году на долю стран СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Это в значительно мере было обеспечено природными ресурсами СССР.
СЭВ - очередная чёрная дыра СССР
Об этом свидетельствовали и статистические сведения. В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества.
Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран—членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.
В 1991 году СЭВ общей волей своих членов прекратил существование, не оставив преемника. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции. Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ например, Международный банк экономического сотрудничества , Международный инвестиционный банк , Интерспутник , существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.
В этих условиях национальные интересы вышли на первый план. Он был частью биполярного мироустройства и поддерживал геостратегическую стабильность в мире. Будучи конкурентом ЕС, СЭВ невольно способствовал совершенствованию институтов европейской интеграции, особенно в части планирования и создания механизмов сближения уровней развития и благосостояния стран-участниц. Жаксылыков: пенсионное соглашение ЕАЭС обеспечит соцзащиту граждан и справедливость 20 декабря 2019, 21:53 Благодаря СЭВ была создана инфраструктурная сеть, связующая экономики стран-участниц, которая и сейчас широко используется во взаимных экономических связях России и других стран СНГ с Евросоюзом, да и между странами ЕС. Сегодня действуют и нефтепровод "Дружба", и газопровод "Ямал — Европа", и Усть-Илимский целлюлозный завод, и многие другие объекты, возникшие в ходе социалистической интеграции и сохраняющие свое международное значение.
Для стран СЭВ интеграция стала базой индустриализации, способствовала прогрессивным в то время изменениям в структурах их экономики. Она вызвала бурную урбанизацию и рост доходов населения во всех социалистических странах Восточной Европы. А самое главное, она способствовала росту человеческого капитала. Это обстоятельство впоследствии сыграло важную роль в адаптации этих стран к условиям ЕС и вхождению в европейскую экономическую систему. Сильно различаются и механизмы.
Но цели во многом совпадают. Какие уроки СЭВ можно извлечь для проекта евразийской интеграции?
И в общем, наверное, та ситуация, которая сложилась во всех объединениях, требует определенной корректировки, точно также, как потребовал в свое время СЭВ, но это вовремя не было сделано, и это, думаю - одна из причин того, что он, к сожалению, приказал долго жить", - сказал журналистам президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. При этом, по его словам, за время существования СЭВ накоплен огромный опыт интеграции: строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Братство". Шмаль отметил, что сейчас нужно учитывать опыт организации и строить отношения на взаимовыгодной основе.
СЭВ тогда, считает он, стал механизмом передачи технологий и поднятия уровня жизни в этих странах. По словам Липкина, участники конференции заинтересованы в обмене информацией с представителями зарубежных стран, занимающимися изучением опыта СЭВ, в том числе в условиях кризисов, например, энергетического кризиса 1973 года.
На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН.
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
В Совете экономической взаимопомощи изначально такой цели не было. Сейчас новая волна молодых исследователей подходит к документам более эмпирически и приходит к пониманию, что на самом деле надо менять фокус: СЭВ можно сравнивать с Европейской экономической комиссией ООН, с Организацией европейского экономического сотрудничества, которая выросла из плана Маршалла. И если сравнить с этими организациями, то тут СЭВ ушел далеко вперед. Он в первую очередь был не наднациональной структурой, а очень важным форумом, который позволял вообще существовать социалистическому лагерю. В его рамках многим странам было дозволено, скажем так, «выпускать пар» — проявлять инициативу и даже демонстрировать диктат малых стран над Советским Союзом, которому не раз приходилось жертвовать своими интересами ради сохранения единства. Чем занимался Совет экономической взаимопомощи?
Как отмечают исследователи, в первое десятилетие после создания СЭВ главной формой экономического сотрудничества стран-участниц Совета была внешняя торговля, в которой СССР выступал в качестве основного экспортера топливных, сырьевых ресурсов и зерна. А наиболее активная фаза деятельности блока началась примерно в 1960 году, после объединения западноевропейских государств в ЕЭС. Для проведения многосторонних расчетных операций был создан существующий до сих пор Международный банк экономического сотрудничества, а в качестве коллективной валюты был утвержден безналичный «переводной рубль».
На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. День 5 января в истории Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.
Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса. Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит. Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…». В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.
Роль СЭВ значительно возрастает в 1970-е и 1980-е годы, когда страны социалистического лагеря восстановились от послевоенных разрушений. Помимо хозяйственной роли, СЭВ выполнял и политические задачи — он был призван поддерживать коммунистические режимы в Восточной Европе, во Вьетнаме, на Кубе и в Монголии, посредством косвенного субсидирования и предоставления льготных цен обеспечивать занятость, снимать социальную напряжённость и протестную активность. И, конечно, работа Совета являлась предметом постоянной пропаганды, подчёркиванием единства социалистических стран.
Совет экономической взаимопомощи: какие уроки можно извлечь для евразийской интеграции
Формирование новой структуры хозяйства требовало перехода от двустороннего сотрудничества к многостороннему. Эту задачу призван был решить Совет экономической взаимопомощи СЭВ , учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали все социалистические страны Европы кроме Югославии с 60-х годов Белград стал участвовать в работе некоторых органов СЭВ. В 1950 г. В круг задач СЭВ входили обмен хозяйственным опытом, технический обмен, организация взаимных поставок сырья, машин и оборудования, а также продовольствия. В первое десятилетие главной сферой экономического сотрудничества стран СЭВ оставалась внешняя торговля.
С середины 50-х годов начали предприниматься меры по развитию специализации и кооперирования производства. В 1962 г. Стало возможным осуществлять в рамках СЭВ экономическое сотрудничество на основе коллективно согласованных целей, решений и программ. Начав с согласованных взаимных поставок товаров, участники СЭВ перешли к более высоким формам экономического сотрудничества, охватывающим целые области производства, науки и техники. СЭВ тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи — закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов.
Таким образом, к началу 50-х годов экономическому и политическому объединению государств в Западной Европе было противопоставлено объединение государств в Восточной Европе, в котором ведущую роль играл Советский Союз. Рекомендации принимаются Советом Экономической Взаимопомощи лишь при наличии согласия заинтересованных стран. В обязанности СЭВ входит координация народнохозяйственных планов, разработка и содействие в осуществлении мероприятий по специализации и кооперированию производства в социалистических странах, по расширению между ними товарообмена, научно-технического сотрудничества и т. Для осуществления функций и полномочий, указанных в Уставе, Совет Экономической Взаимопомощи имеет следующие основные органы: сессия Совета, Исполнительный комитет с его Бюро, Секретариат, постоянные комиссии. К таким комиссиям относятся: отраслевые комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области черной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, газовой и химической промышленности, машиностроения, геологии, сельского хозяйства; Комиссия по вопросам торговли между социалистическими странами — участницами СЭВ; Комиссия по координации проектирования и поставкам комплексных предприятий для внешнего рынка и др.
В последнее время главное место в деятельности СЭВ занимает координация планов развития народного хозяйства стран — членов Совета, которая позволяет сочетать национальные интересы каждой социалистической страны с общими интересами всего социалистического содружества. Опираясь на тесное экономическое сотрудничество социалистических стран, каждая социалистическая страна ныне развивает свое хозяйство не изолированно, а в общей экономической системе социализма. В этих условиях почти для каждой страны социалистического содружества отпала необходимость развивать все отрасли производства, как это приходилось в силу известных причин делать Советскому Союзу. В связи с этим в экономике стран мировой социалистической системы стал развиваться процесс специализации, позволяющий избежать параллелизма в производстве, а следовательно, и ненужного расходования сил и средств, дающий возможность обеспечить более быстрый рост производства. Одновременно со специализацией происходит и процесс кооперирования, который составляет вторую сторону развития производства стран мировой социалистической системы.
Кооперирование охватывает как производственные усилия этих стран, так и проведение экспериментальных, конструкторских, геологоразведочных и других работ.
В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.
Которым из СССР с того времени тоже поставлялось преимущественно нефте- и газовое сырье... В связи с 60-летием СЭВа, примечательны некоторые основополагающие документы-направления экономической, в том числе энергетической и транспортной политики СССР в Восточной Европе во второй половине 1940-х-середине 1950-х годов. Подчеркнем, что в начале деятельности СЭВа СССР не планировался в роли бессрочного трубопроводного поставщика нефти и газа восточноевропейским странам! На совещании руководителей восточноевропейских стран в начале января 1949-го в Москве, провозгласившем создание СЭВ, И. Сталин отметил, что "видимо, в ваших странах будут расти потребности в нефти, газе, другом промышленном и энергетическом сырье. Мы, конечно, будем его поставлять на льготных условиях, но у вас есть собственные ресурсы такого сырья, особенно в Албании и Румынии. Пусть его не так много, как в СССР, но его нужно по-максимуму использовать и перерабатывать. И проводить тщательную геологоразведку. Строить длинные трубопроводы в Восточную Европу из нашей страны - это дорого, долго и наверняка приведёт к тому, что вы "привыкнете" к этим поставкам, забросите ваши отрасли по переработке такого сырья и геологоразведку.
Однако интерес к документам, отражающим различные аспекты деятельности СЭВ, не ослабевает. Вашему вниманию предлагаются уникальные документы о подробностях создания СЭВ:.
Почему СЭВ, дав миру уникальные бренды, ушел в небытие
Кроме того, чтобы углубить экономическое сотрудничество между социалистическими странами, СЭВ был создан для укрепления их позиций на международной арене, а также для защиты их интересов в условиях международной конкуренции с капиталистическим миром. Важной задачей СЭВ было также установление единых торговых отношений между странами-членами и сближение их экономических систем. СЭВ также занимался развитием и углублением экономических связей между странами-членами, а также обеспечивал координацию их экономической политики. Организация также участвовала в разработке общих правил и стандартов для товаров и услуг, а также оказывала техническую помощь странам-членам в развитии и совершенствовании их экономик.
В частности, ряд заседаний СЭВ стали площадкой для выработки принципов международного социалистического разделения труда, что способствовало укреплению экономических связей между социалистическими странами. Организация также имела важное значение для международной политики.
СЭВ тогда, считает он, стал механизмом передачи технологий и поднятия уровня жизни в этих странах. По словам Липкина, участники конференции заинтересованы в обмене информацией с представителями зарубежных стран, занимающимися изучением опыта СЭВ, в том числе в условиях кризисов, например, энергетического кризиса 1973 года. Ключевая задача организации заключалась в развитии экономического сотрудничества стран-членов, содействии и ускорении их экономического и научно-технического прогресса. За годы нахождения в СЭВ ряд стран прошли этап индустриализации, развили инфраструктуру и освоили масштабное строительство жилья. В связи с этим СЭВ стал восприниматься в качестве альтернативы только набирающему тогда динамику процессу европейской интеграции.
В Москве был построен в 1963 — 1970 годах специальный комплекс зданий СЭВ.
Весь ансамбль зданий СЭВ состоит из трёх зданий и занимает территорию в 4,6 га. Главный административный корпус — это 31-этажное высотное здание, выполненное в виде двух плавно изогнутых крыльев, объединённых центральным стволом. Оно выглядит как развёрнутая книга, поэтому в народе получило прозвище «дома-книжки».
В состав СЭВ позже также вошли Албания с 1949 по 1961 гг.
С 1964 г. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации.