Новости создание днепрогэса

Этот день принято считать официальной датой ввода станции в эксплуатацию, хотя первую электроэнергию Днепрогэс выдал 1 мая 1932 года, когда был пущен первый агрегат. Чрезвычайные меры по взрыву Днепрогэса рассматривались задолго до настоящих событий, и необходимая подготовка тоже была проведена.

Днепрострой: исторические фотографии

Учитывая низкий образовательный уровень большинства из них, на Днепрогэсе создали вечерние школы. После государственного переворота Днепрогэс упоминался только в связи с "декоммунизацией": с плотины спилили имя Ленина и советскую символику. Уже в 1947 году ДнепроГЭС снова стал давать ток, а через три года не просто заработал на полную мощность, а еще и увеличил свои первоначальные возможности на 16%. По словам директора Днепрогэса, плотина гидроэлектростанции отвечает всем эксплуатационным требованиям.

История ДнепроГЭСа. Взрыв и восстановление.

Сегодня подборка фотографий о строительстве ДнепроГЭС (1927-1931), крупнейшего проекта Первой пятилетки. Сегодня, 22 марта, на Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС) в Запорожье произошли взрывы, за которыми последовал пожар. Уже в 1947 году ДнепроГЭС снова стал давать ток, а через три года не просто заработал на полную мощность, а еще и увеличил свои первоначальные возможности на 16%. 23 февраля 1944 года Государственным комитетом обороны было принято решение о восстановлении Днепрогэса, подорванного в ходе отступления РККА в 1941 году. История Днепрогэса начинается с утвержденного в 1920 г. плана ГОЭЛРО, который предусматривал строительство гидроэлектростанции ниже порогов Днепра мощностью 500 тыс.

Открытие Днепрогэс (Днепровская гидроэлектростанция) (1932 г.)

То есть — их почти нет, и остается лишь уповать, что у информатора есть основания для такого утверждения. Однако, осознавая саму сущность киевского режима, не стоит и в легкую отмахиваться от этого сообщения. Кроме того, еще свежо в памяти разрушение плотины Каховской ГЭС, усилиями украинской стороны произошедшее 6 июня 2023 года и приведшее сперва к наводнению на территории ниже плотины, а позже, когда уровень воды снизился — к обмелению и исчезновению Каховского водохранилища. А поскольку Каховское водохранилище было основным источником водоснабжения юга Украины, вода из него также подавалась в Северо-Крымский канал, то в данном случае вполне уместно было бы говорить об акте умышленного экоцида. Не говоря уже об экономических последствиях. Помимо всего вышесказанного, сейчас как раз сезон весеннего половодья. Стоит ли упоминать, что в случае разрушения плотины Днепровской ГЭС последствия для людей и экологии могут оказаться еще более катастрофическими?

Турбины и пять генераторов для станции также были закуплены в США. На стройке постоянно находились американские консультанты — представители фирм — поставщиков оборудования. Мощность Днепрогэса достигает 1569 МВт, это самая мощная ступень Днепровского каскада. При этом на Днепрогэсе ни разу не проводили капитальный ремонт, хотя такие планы существовали с 1980-х годов. В 1997-м прошла частичная модернизация отдельных блоков. Еще на рубеже 2010-х годов украинские эксперты заявляли, что часть украинских дамб на Днепре находится в опасном состоянии и требует серьезного ремонта. В 2019 году объект признали аварийным. Из-за угрозы разрушения дамбы по мосту Днепрогэса перестали пускать 25-тонные фуры.

Проведенный в 2021 году ремонт проезжей части на общее состояние инфраструктуры гидроузла практически не повлиял. В 2018 году в ходе учений служб ЧС из-за аварийного состояния всего Днепровского каскада были смоделированы последствия ЧП из-за неконтролируемого сброса воды. Теперь выводами спасателей, по словам Рогова, заинтересовались британские и американские эксперты.

Вот как они описываются в постановлении ЦК ВКП б о необходимости усилении партийной работы на этом объекте: "Некоторая стихийность организации работ в связи с необходимостью быстрого темпа развертывания строительства при неподготовленности к этому хозяйственных организаций".

Плодами этой "стихийности" были постоянная нехватка строительных материалов, рабочих рук, жилья для всё возрастающего числа строителей, низкий уровень механизации труда. Были проблемы и с организацией труда. В документе отмечаются "нездоровые настроения в широких рабочих массах рвачество значительных групп рабочих и служащих, отсутствие производственной заинтересованности ", проблемы с трудовой дисциплиной, "высокий процент прогулов", а также "бюрократические извращения в отдельных звеньях хозяйственного руководства". Эти проблемы решались традиционными для строек первых пятилеток мобилизационными методами, стимулированием массового энтузиазма.

Днепрострой был объявлен зоной сплошного ударного строительства, где практиковались "сверхскоростные темпы работ". Работы велись в три смены, сверхурочно. Впрочем, и здесь были пределы человеческим возможностям. Нередки случаи, когда некоторых из них находят спящими на производстве", — сообщала газета "Правда".

Благодаря ударным методам строительства еще в конце сезона 1928 года удалось начать первые работы по возведению плотины в русле реки. Весной 1929 года строители Днепрогэса приступили к укладке рабочих путей, по которым бетон с заводов должен был поступать к плотине. В этом же году началось возведение всех основных сооружений электростанции. В июле из котлованов была откачана вода, очищено дно реки и начаты работы по возведению бетонной плотины.

В 1930 году было завершено возведение дамбы. Главный инженер Днепростроя А. Винтер в интервью корреспонденту ТАСС заявил, что строители "уже в этом году в темпах и качестве работ на Днепрострое сравнились с темпами Америки, оставив далеко позади европейскую технику. В дальнейшем мы должны значительно опередить и американские темпы".

Также станция обеспечивала энергией промышленные предприятия региона, такие как Днепровский промкомбинат, «Запорожсталь», «Днепроспецсталь». Современное состояние и функционирование Сегодня Запорожская ГЭС является частью единой энергетической системы Украины. Это важно для поддержания стабильности энергосистемы, особенно в часы пиковых нагрузок. Взаимодействие с атомной энергетикой В контексте украинской энергетики стоит отметить, что крупнейшая в Европе атомная электростанция ЗАЭС также соединена с украинской энергосистемой. Связь осуществляется по линии электропередачи ВЛ-330 кВ «Запорожская ТЭС — Ферросплавная», что подчеркивает взаимодействие различных видов генерации электроэнергии в стране.

Последствия удара ВС РФ по ДнепроГЭС 22 марта 2024

Строители Днепрогэса укладывают бетон на плотине с помощью железнодорожных кранов. Операция по спасению Днепрогэса, началась, когда наши войска находились на подступах к Запорожью. После завершения возведения Днепрогэс начальника строительства Александра Винтера избрали академиком АН СССР, хотя он не имел опубликованных научных работ. Хан-Магомедов так комментирует итоги конкурса: «Опыт разработки конкурсного проекта здания турбинного зала Днепрогэса показал, что при решении задачи создания монументального.

Несколько тысяч человек в Запорожье могут погибнуть при подрыве Днепровской ГЭС

Днепр, ставший судоходным на своем протяжении 2200 км и соединенный через притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Черным морями. Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности - возникли такие предприятия, как завод "Коммунар", Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и другие. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья. Ленина на Днепре, у города Запорожья, ниже днепровских порогов. Этот день принято считать официальной датой ввода станции в эксплуатацию, хотя первую электроэнергию Днепрогэс выдал 1 мая 1932 года, когда в 6 часов 30 минут был пущен первый агрегат гидростанции.

В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: «Достаточно того, что он построил Днепрогэс». В 1944 году началось его восстановление. Ускоренными темпами проводились работы по разминированию и восстановлению Днерогэса.

Подвиг советских солдат, не допустивших подрыва, увековечен в памятнике, установленном на могиле Неизвестного солдата. Взрыв 20 тонн аммонала частично разрушил плотину, вызвав многометровую волну. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства. Подрыв Днепрогэса был произведён согласно распоряжению Генштаба. Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А. Петровский и представитель Генштаба, начальник отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военный инженер 1-го ранга Б.

Автором архитектурного проекта был В. На стройке постоянно находились американские консультанты — представители фирм поставщиков оборудования. Шестой генератор для станции изготовили специалисты ленинградского завода «Электросила». В мае 1932 г. Калинин и нарком тяжёлой промышленности Г. В 1939 г. На основе дешёвой электроэнергии был создан Запорожский промышленный комплекс. Днепровские пороги были затоплены и обеспечено сквозное судоходство по Днепру. В августе 1941 года, отступая, красноармейцы взорвали плотину. А осенью 1943 года, навсегда оставляя Запорожскую область, гитлеровцы попытались стереть Гидроцентраль с лица земли. Но ДнепроГЭС выстоял. Операция по спасению станции началась, когда наши войска находились еще только на подступах к Запорожью.

Оборудование для нее закупали в Германии. Открывались учебные заведения, в которых днепростроевцев на скорую руку обучали рабочим специальностям. И все-таки на строительстве остро не хватало квалифицированных рабочих. Несмотря на попытки Винтера улучшить условия труда и сравнительно высокие зарплаты, текучка кадров на Днепрострое сложилась фантастическая: чтобы получить одного постоянного сотрудника, нужно было привлечь к работе пятерых. Не хватало настоящих профессионалов. Но бригадиры и инженеры научились работать в чрезвычайных обстоятельствах. Всесильный Винтер добивался от властей доверия к специалистам с «сомнительным» по тем временам происхождением. Например, важнейшим гидротехническим отделом руководил Георгий Сергеевич Веселаго, внук царского адмирала. И таких сотрудников на Днепрострое было немало. Многие его решения казались рискованными. Во-первых, он объявил на строительстве сухой закон. Рабочие стали ездить за водкой в соседние села. И к нему прислушались, хотя республика от этого решения несла убытки. Но строили станцию на трезвую голову. Но так оно и было. Необходимое собирали по крупицам. Для стройки удалось добыть ценный строительный материал, который до этого в СССР почти не применяли, — например, марблит, толстое стекло, цемент высокого качества. Прямо на плотине, для укладки бетона, провели железнодорожные пути. И строили качественно: до сих пор бетон станции, уложенный в тридцатые годы, крепок. Строители Днепрогэса укладывают бетон на плотине с помощью железнодорожных кранов Фото: РИА Новости Многое пришлось закупать за рубежом — турбины, генераторы. Но Винтер оказался не только замечательным «толкачом», но и талантливым конструктором. Все американские консультанты ахнули, когда он предложил вместо строительства в две очереди с установкой турбин мощностью по 30 тыс. И это оказалось не авантюрой! Всё удалось построить и наладить на ленинградском заводе «Электросила». Винтеровская сварная конструкция генератора и ротора оказалась настоящим открытием мирового уровня. И к концу лета 1932 года стало ясно, что проект состоялся, что вот-вот станция даст энергию. Академик предупредил об опасности ударов по Днепрогэсу Строительство крупнейшей гидроэлектростанции с плотиной и рабочим городком заняло пять лет — гораздо меньше, чем предполагали скептики. Советский Союз получил крупнейшую в Европе электростанцию. Этот статус Днепрогэс сохранял долго — четверть века. Себестоимость киловатт-часа электроэнергии, которую вырабатывала Днепровская ГЭС, оказалась самой низкой в мире. Вода пошла К октябрю 1932 года гидроагрегат был готов к работе.

Разрушение Днепрогэса

Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение. Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20000 красноармейцев - сколько именно никто и не думал считать. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе. Немцы умудрились восстановить Днепрогэс, и платили за работу даже рейхсмарками. Но не успев поработать год ее пришлось опять взрывать. Теперь уже при отступлении гитлеровцев. Кстати, при этой операции не погиб ни один захватчик и ни один советский мирный житель... Начались тяжелые часы восстановления.

Ускоренными темпами проводились работы по разминированию и восстановлению Днерогэса. Всего с января по август 1944 года саперы извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат. В общем на территории края было разминировано 14,5 тысячи кв. Запорожские саперы по этим показателям вышли на первое место в республике.

В 1969 начато расширение гидроузла строительством ДнепроГЭСа II мощностью 828 МВт, которое в комплексе с судоходным шлюзом было закончено к 1975 — 1980. На начало 2001 года на станции работало 337 человек. В 2010 г. Было разработано несколько проектов для улучшения судоходства на Днепре, в частности, над проектами использования энергии Днепра и создания судоходного пути через Днепровские пороги работали инженеры Н. Лелявский 1893 г. Тимонов 1894 г.

Максимов и Г. Графтио 1905 г. Рундо и Д. Юскевич 1910 г. Розов и Л. Юргевич 1912 г. Основной задачей при этом было улучшение судоходства; гидроэнергетика фигурировала в них лишь попутно как «использование даром протекающей воды». Регулирование расхода воды не предусматривалось [5] [6]. Но при царской власти эти проекты оставались неосуществленными. В декабре 1920 года выработанный комиссией план электрификации всей страны был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов.

Устраивая у города Александровска внутренний каботажный порт, соединяющийся с Херсоном нижней частью Днепра, углубленного настолько, что морские каботажные суда будут в состоянии подходить к Александровску, возможно вполне обойтись без устройства сложных и дорогих шлюзов для пропуска судов, приходящих к средней части Днепра. В сферу ее действия входят прежде всего весь Криворожский рудный район, Екатеринославский промышленный район, Херсон, Николаев и северная часть Крымского полуострова. Ленинский лозунг "Коммунизм- это советская власть плюс электрификация всей страны" был движущей идеей в выполнении плана ГОЭЛРО [9] В этом же 1921 году 10 августа , ещё до утверждения IX Всероссийским съездом Советов сроков реализации плана ГОЭЛРО , еще было принято постановление СНК «об освобождении земель, подлежащих затоплению при строительстве гидроэлектростанции у города Александровска Запорожье ».

А еще Днепрогэс, а именно сама плотина представляла собой мост, по которому уже 19 июля в Запорожье могли вкатиться немецкие танки. А Запорожье — это 22 крупнейших предприятия всесоюзного значения, в том числе моторостроительный завод теперь это скандально известный «Мотор-Сич» , которые могли бы достаться оккупантам. Всесоюзная стройка До войны в Советском Союзе было много построено, но вот Днепрогэс стал одним из значимых проектов, который воплотили в жизнь уже в первой пятилетке. Стройка проходила на бывших землях русской сторожевой службы и стала стартовой площадкой для бурного строительства города Запорожья и всего развития Донецко-Криворожского промышленного района. Ленинский проспект в Запорожье, проходящий по плотине Днепрогэс составляет 13 километров, и это самая длинная улица Европы. Днепрогэс сделал всю реку Днепр судоходной и знаменитые днепровские пороги уже не стояли на пути «из варяг в греки». К строительству станции приложили руку и царские инженеры, и американские технические специалисты, и 36 тысяч рабочих, приехавших на стройку со всех концов страны.

Многим неграмотным и не имеющим отношения к строительству людям Днепрогэс дал путевку в жизнь, позволил обзавестись рабочими профессиями, что и определило жизненный путь на долгие годы. Днепрогэс был одной из немногих строек в стране, где не использовался труд заключенных, а вот вольнонаемные стекались отовсюду. Качество работ было высочайшее, а крепость бетона поражает и современных специалистов. Естественно, плотина получила гордое название Днепровская ГЭС им. Трагедия на Днепре 18 августа 1941 года обстановка на фронте еще больше ухудшилась, немецкий вал докатился и до Днепра. Немцы бросили танки и моторизованные войска на прорыв и внезапный захват Днепрогэса и плотины, рассчитывая ворваться в город. По мосту через старое русло Днепра немцы смогли прорваться на остров Хортицу и начали обстреливать плотину из орудий и минометов. И вот теперь начинается самое интересное. То, что операция по взрыву плотины была секретной, позволило нашим недоброжелателям вылить ушаты грязи в виде иллюстрации бесчеловечности советского руководства и в отношении своих граждан. Приказ о взрыве плотины отдало командование Юго-Западного направления в лице Семена Буденного.

Приказ приняли от отчаяния, что не могут остановить немецкое наступление. По данным наших доброжелателей, взрыв плотины стал трагедией и для войск Красной Армии, и для местных жителей.

Политическая оценка Работы по строительству ГЭС начались только в марте 1927 года — причиной отсрочки были недостаток средств и политическая борьба среди советской партийной верхушки. Сперва идею строительства гидроэлектростанции на Днепре поддержал Троцкий в 1926 — и Сталин эту идею достаточно жёстко раскритиковал и высмеял, причиной было то, что проект потребует слишком больших средств для его осуществления. Но через пару лет Днепрострой превратился в программный проект советского правительства, средства нашлись. Одним из источников были иностранные кредиты — и источником очень важным, потому что для покупки высокотехнологичного оборудования и механизмов требовалась валюта. Летом 1926 года целая группа инженеров из «Купер Компани» прибыла на берега Днепра и начала обследовать выбранный советским правительством и Днепростроем участок на предмет его пригодности для сооружения ГЭС. Затем американцы ознакомились с проектом Александрова и — скорее в британских традициях — выразили некоторые сомнения вместо того, чтобы его раскритиковать.

После этих сомнений в 1927 Александрову пришлось отправиться в США, в тур по проектным бюро, плотинам и электростанциям. Там же, в США, было заказано и строительное оборудование на сумму в 1,5 миллиона долларов на кредитные средства, США же и предоставленные. Дополнительно была заказана строительная техника и в Германии включая специальные уникальные камнедробильные машины. В общем, западные экономики обеспечивали всё необходимое для строительных работ — от строительной техники и автомобилей до разборных столовых и прачечных, но стандартная политика Советского государства по отношению к иностранным бизнес-партнёрам была, мягко говоря, циничной: предполагалось, что сперва они вложат средства в развитие какого-то проекта, ну а потом… потом иностранцев можно будет отстранить от реализации проекта. Авария на крупной ГЭС создаст угрозу для жизни и здоровья миллионов людей. ГЭС наносят ущерб биоразнообразию. Проекты строительства ГЭС не учитывают климатических изменений, поскольку их трудно предсказать. С водохранилищами ГЭС связаны огромные выбросы парниковых газов.

Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн. Этот шаг откровенного отчаяния — последняя надежда на то, что дамба ГЭС не рухнет.

Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции

Короткая ссылка 10 октября 2022, 08:52 10 октября 1932 года состоялся торжественный пуск Днепровской гидроэлектростанции имени Ленина, которая на 25 лет стала крупнейшей ГЭС Советского Союза и Европы. Это гидротехническое сооружение считается одним из символов индустриализации в СССР. В ходе возведения ГЭС коллектив «Днепростроя» установил несколько мировых рекордов в сфере строительства, в частности по объёму укладки бетона.

По всей стране начались отключения, был полностью обесточен Харьков. Минобороны России сегодня заявило, что с 16 по 22 марта Вооруженные силы РФ в ответ на украинские обстрелы российской территории нанесли 49 ударов возмездия. А сегодня был массированный удар по объектам энергетики , ВПК, железнодорожным узлам, арсеналам и местам дислокации ВСУ.

Перед работниками Днепростроя была поставлена задача проанализировать все материалы проводившихся на Днепре геодезических и гидрологических изысканий. В летнее время работники Днепростроя выезжали непосредственно на место предполагаемого строительства, где также проводили изыскательские работы. В качестве главного консультанта выступил Хью Купер — известный в то время американский инженер — гидростроитель, который предложил использовать ряд эффективных мер, помогающих увеличить темпы строительства и снизить стоимость материалов. Однако, непосредственно в 1922 г. Поэтому в начале 1920-х гг. В 1923-1926 гг. Медленные темпы подготовки к строительству были связаны, в том числе, и с особенностями экономического положения советской страны в начале 1920-х гг. В первые годы после революции страна находилась в международной изоляции, а собственная промышленность еще не производила оборудование, необходимое для строительства электростанции. Ситуация изменилась ближе к середине 1920-х гг. Американская компания «General Electric» обратилась к советскому руководству с предложением запустить полный цикл строительства гидроэлектростанции, но к этому времени СССР уже справился с задачей разработки плана строительства самостоятельно. Такой масштабный проект как Днепрогэс обсуждался на самых высших этажах советской партийно-государственной иерархии. Необходимость строительства Днепрогэса признавали все советские руководители, включая и «антиподов» И. Сталина и Л. Тем не менее, разногласия все же присутствовали, и прежде всего — по вопросу очередности строительства грандиозных объектов. Ведь кроме Днепрогэса советское руководство в те же годы планировало начать еще несколько масштабных строек, включая, например, не менее важное для советского государства строительство Волго-Донского канала. Сторонники первоочередного строительства Днепрогэса объясняли его необходимость потребностью в дальнейшем росте производительности металлургической отрасли Украинской ССР. Однако, «верхи» все не могли прийти к единому знаменателю, и лишь отставка Льва Троцкого с поста председателя комиссии Днепростроя позволила принять окончательное решение о строительстве крупнейшей гидроэлектростанции на Днепре. Главным инженером, а затем и руководителем Днепростроя в 1927 году был назначен Александр Васильевич Винтер 1878-1958 — еще один выдающийся российский и советский инженер, сыгравший одну из ключевых ролей не только в строительстве Днепрогэса, но и других масштабных советских объектов. В отличие от Александрова, Винтер был из простой семьи рабочего, что не умаляло его тяги к знаниям. После окончания начального железнодорожного училища он поступил в Киевский политехнический институт, однако вскоре сблизился с революционерами и принял участие в студенческих волнениях. За это в 1900 году 22-летнего Винтера исключили из института, а затем, после четырехмесячного ареста, выслали в Баку. Именно здесь молодой человек и познакомился на практике с работой электростанций. Он устроился в общество «Электрическая сила» по увеличению мощности электростанций, где прошел путь от простого электромонтера до заведующего станциями «Биби-Эйбат» и «Белый город». В 1905 г.

Это означало, скорее всего, что, во-первых, в задачи организаторов конкурса входило столкнуть между собой именно эти три фигуры, проекты остальных даже не рассматривались в партийных кругах, а во-вторых, что публичному обсуждению конкурсных работ в январе 1930 г. Через два с половиной года Жолтовский и Щуко стали победителями конкурса на Дворец советов в разных турах и тем самым ведущими советскими специалистами по части архитектурной эстетики. Веснины же, после нескольких неудачных попыток на разных конкурсах начала и середины тридцатых годов спасти хоть что-то из своих недавних художественных убеждений, ушли в тень и перестали играть какую-либо явную роль в советской архитектурной жизни, сохранив таинственным образом формально очень высокое положение в иерархии. Но в 1930 г. Так, например, отозвался о них работавший в Москве Бруно Таут в 1932 г. Сам факт организации конкурса на фасад турбинного зала в 1929 г. Иначе невозможно объяснить, каким образом Жолтовскому и Щуко удалось бы вмешаться в далекое от них, находившееся в ведении братьев Весниных и подконтрольное Политбюро промышленное строительство. Конкурс совпал по времени с проектированием и строительством каменного мавзолея Ленина, чем занимался Алексей Щусев. Судя по скорости проектирования и таинственности процедуры утверждения щусевского проекта в 1929-30 гг,7 контролировал этот процесс лично Сталин. Мавзолей был, видимо, первым архитектурным проектом, привлекшим внимание Сталина. Можно предположить, что и конкурс на Днепрогэс он приказал организовать одновременно с проектированием мавзолея, чтобы ближе познакомиться с архитектурной проблематикой и присмотреться к ведущим архитектурным кадрам. Во всяком случае, по результатам конкурса совершенно очевидно, что склонность высшего начальства к классическому декору проявилась уже тогда. В этом смысле конкурс на Днепрогэс можно считать прямым предшественником конкурса на Дворец советов и первым, еще не очевидным для внешнего мира шагом к смене общегосударственного стиля в 1932 г. Хан-Магомедов рассматривает конкурс на Днепрогэс как борьбу конструктивизма с «неоренессансной школой». Но, учитывая ситуацию 1929-30 гг. О борьбе, протекавшей по инициативе и под контролем партийного верхушки. Возможно, что это был один из самых ранних открытых эпизодов такой борьбы уже в сталинское время. Смысл этой борьбы понять довольно трудно. Хан-Магомедов пишет: «Анализ конкурсных проектов с очевидностью выявляет, что при решении фасада главное внимание все конкуренты уделили художественно-композиционным вопросам. Больше того, на общественном обсуждении проектов споры шли, прежде всего, вокруг проблем образного решения фасада». Для конструктивистов Весниных такой подход был изначально неприемлем, для классициста Жолтовского — естественен. Получается, что Весниных заставили играть и позволили им победить! По словам Хан-Магомедова, «... В центре внимания на обсуждении оказались два проекта — веснинский и «ренессансный» вариант Жолтовского. Веснинский проект был одобрен, причем, что важно подчеркнуть, не за его функционально-конструктивные или технико-экономические качества, а прежде всего за художественные достоинства, при этом фактически не принимались во внимание конструктивные и экономические преимущества других проектов»9. О том, чьи проекты обладали большими, чем проект Весниных «конструктивными и экономическими преимуществами», Хан-Магомедов не упоминает. Более того, его вывод выглядит убийственным для Весниных, как конструктивистов. Художественные принципы конструктивистов изначально исключали проектирование фасадов вне связи с решением конструктивных, функциональных и экономических проблем. Однако, Хан-Магомедов ставит проекты Жолтовского и Весниных на одну доску, причем именно с точки зрения разрыва между конструктивной основой здания и фасадным декором: «Позднее и сами Веснины, и другие авторы, писавшие о Днепрогэсе, противопоставляя проекты Жолтовского и бригады В. Веснина, подчеркивали функционально-конструктивную целесообразность веснинского проекта и декоративную бутафорность проекта Жолтовского. Однако такая оценка во многом не соответствует действительности. В проекте Жолтовского была неприемлема тогда, прежде всего его стилевая сторона, что же касается функционально-конструктивных вопросов, то в проекте Жолтовского они были решены на очень высоком уровне. Если отвлечься от борьбы творческих течений тех лет, а оценивать оба проекта с точки зрения соответствия фасадного решения принятой автором на функционально-конструктивной основе, то еще не известно, какой из проектов Жолтовского или веснинский можно было бы признать более органичным». Это само по себе означает неудачу Весниных как конструктивистов, по существу их поражение. Однако, Хан-Магомедов подчеркивает, что конкурс был эпизодом борьбы конструктивизма с «неоренессансной школой», в которой победил конструктивизм. Странная это борьба и странная победа, если конструктивистам пришлось отказаться от главных принципов свое движения. А что же удалось сохранить? Хан-Магомедов так описывает проект Весниных: «В веснинском проекте в данных конкретных условиях был выбран исключительно удачный художественно-композиционный прием. Вместо ритмического членения фасада была подчеркнута его монолитная крупная форма, всякий намек на ритм на фасаде был убран. Фасад решен предельно лаконично: облицованная камнем стена прорезана в нижней части горизонтальным эркером. Такое решение было подсказано авторской бригаде, возглавлявшейся В. Весниным, Александром Александровичем Весниным, который создал первоначальный эскиз на кальке, положенный затем в основу разработки конкурсного проекта». В том, что фасад лишен ритма и подчеркнута его монолитность? Совершенно неясно, почему это хорошо. Еще менее ясно, в чем удачность решения фасада как стены, облицованной рустованным камнем и прорезанной посередине горизонтальным окном во всю длину стены? Вообще-то, это довольно дикая идея, причем с точки зрения обеих, якобы противоборствующих художественных систем - и конструктивизма, и неоклассики в вариантах Жолтовского и Щуко. Скорее всего, разгадка кроется в оговорке Хан-Магомедова: «в данных конкретных условиях был выбран исключительно удачный художественно-композиционный прием». То есть, это не вообще удачный прием, а именно в данных конкретных условиях. Веснины были вынуждены на него пойти. Александр Веснин подсказал авторской бригаде не столько удачный художественный, сколько удачный тактический прием. О том, какой именно проект обладал большими конструктивными и экономическими достоинствами, чем веснинский, можно судить по книге Чинякова. Жолтовским и В. Щуко, и в проекте, выполненном американскими консультантами Днепростроя под руководством инженера Купера, получили отражение две диаметрально противоположные концепции архитектуры промышленного сооружения. В американском проекте все внимание было сосредоточено на разработке конструктивно-технической стороны сооружения и полностью игнорировались художественно-эстетические требования к его архитектуре. Широкое общественное обсуждение проектов, устроенное в январе 1930 г. Гинзбург резко и обоснованно критиковал в своем выступлении американский проект. В то же время академик Щусев, защищая проект Жолтовского от ожесточенной критики со стороны архитектурной молодежи во главе с И. Это мастерство и мастерство высокой марки. Просто нам оно не подходит. Веснин решил лучше, а Жолтовский — хуже"»12 Стоит обратить внимание на фразу: «В американском проекте... На языке сталинского и постсталинского архитектуроведения это означало отказ от неоклассического декорирования фасадов. Именно за «игнорирование художественно-эстетических требований к архитектуре» и поносили в 30 и 40-е годы конструктивизм. Получается, что конкурирующих сторон было не две, а три. И что, скорее всего, конструктивистские ценности — конструктивную и экономическую осмысленность — защищали не Веснины, а американцы с совершенно не известным нам проектом. Любопытен отзыв о проекте Купера в выступлении Луначарского: «Критикуя техницизм американского проекта, он Луначарский — Д. Если по тому или иному поводу существовало мнение высшего начальства, он озвучивал именно его. Противопоставление красивой, заботящейся о рабочем советской архитектуры западной, которая этого не делает, было идеологически развито чуть позже, в эпоху наступившего сталинского ампира. Главной причиной якобы естественного краха конструктивизма в начале тридцатых всегда называлось в советских публикациях то, что народу стало жить лучше, веселее и потому его перестала удовлетворять аскетическая конструктивистская архитектура. То, что такого рода риторика использовалась уже в 1929 г. Начинает высвечиваться фантасмагорическая и малопонятная ситуация. Купер ругает Весниных, по-видимому, за конструктивную и экономическую нелогичность, то есть за отступление от конструктивистских ценностей. Конструктивист Гинзбург ругает американский проект неизвестно за что. Щусев защищает Жолтовского от конструктивистской молодежи вполне понятным и логичным образом и хвалит проект Весниных опять же неизвестно за что. Во всяком случае, не за отсутствующие в нем художественные достижения конструктивизма.

ДнепроГЭС: где находится на карте, фото, история строительства, последние новости

Мифы и факты про взрыв ДнепроГЭСа 18 августа 1941 года Удары российских ракет 22 марта нанесли существенный урон ДнепроГЭС-2, восстановление работы электростанции может затянуться на длительное время.
Названа страна, которая займется восстановлением ДнепроГЭС ДнепроГЭС – одна из крупнейших новостроек первой пятилетки – и сегодня остается важнейшим энергетическим объектом, вносящим достойный вклад в общий энергетический потенциал.
Днепрогэс открылся 87 лет назад - Парламентская газета Операция по спасению Днепрогэса, началась, когда наши войска находились на подступах к Запорожью.

Вечерний Излучатель: ДнепроГЭС

Его действительно строила вся страна. Окончание строительства было встречено с небывалым энтузиазмом. Есть все основания считать Днепрогэс выдающимся объектом не только архитектуры промышленных зданий и сооружений, но и советской архитектуры в целом. Его влияние на практику строительства гидростанций, промышленных зданий, научно-исследовательских учреждений несомненно. В нем воплощалась мечта В. Ленина о промышленных зданиях нового типа. В историю советской архитектуры Днепрогэс вошел как выдающееся произведение архитектуры социалистического реализма. Авторы Днепрогэса — убежденные конструктивисты — были талантливыми архитекторами, подлинными мастерами своего дела. Ленин в свое время отмечал, что в искусстве весь «гвоздь» в индивидуальности. Можно утверждать, что независимо от известной ограниченности эстетических принципов конструктивизма авторы действовали как подлинные зодчие, художники, способные подчинить все элементы сложного комплекса единой художественной идее, извлечь из технологической функции, материалов и конструкций максимальный эстетический эффект. Пропорциональная разработка здания станции, фактура его облицовки в контрасте с зеркальным стеклом ленточного эркера, упругая сила выгнутой дуги плотины с ее ритмическим рядом устоев — все впечатляюще передает силу, напряжение, торжество человеческого разума над покоренной стихией.

Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А. Петровский и представитель Генштаба, начальник отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военный инженер 1-го ранга Б. Число жертв, вызванных взрывом Днепровской плотины, дискуссионно, так как подсчётов сразу не велось. В современной литературе встречаются цифры от 20 до 100 тыс. Эти цифры не подкрепляются никакими документами. Есть попытка обосновать число жертв в 20-30 тысяч, вычисляя количество войск и беженцев, которые могли находиться на левом берегу Днепра до Херсона.

Днепр, ставший судоходным на своем протяжении 2200 км и соединенный через притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Черным морями. Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности - возникли такие предприятия, как завод "Коммунар", Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и другие. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья. Ленина на Днепре, у города Запорожья, ниже днепровских порогов. Этот день принято считать официальной датой ввода станции в эксплуатацию, хотя первую электроэнергию Днепрогэс выдал 1 мая 1932 года, когда в 6 часов 30 минут был пущен первый агрегат гидростанции. В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: «Достаточно того, что он построил Днепрогэс». В 1944 году началось его восстановление. Ускоренными темпами проводились работы по разминированию и восстановлению Днерогэса.

Вся Украина начала бесперебойно снабжаться электроэнергией. Днепр, ставший судоходным на своем протяжении 2200 км и соединенный через притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Черным морями. Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности - возникли такие предприятия, как завод "Коммунар", Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и другие. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья. Ленина на Днепре, у города Запорожья, ниже днепровских порогов. Этот день принято считать официальной датой ввода станции в эксплуатацию, хотя первую электроэнергию Днепрогэс выдал 1 мая 1932 года, когда в 6 часов 30 минут был пущен первый агрегат гидростанции. В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: «Достаточно того, что он построил Днепрогэс». В 1944 году началось его восстановление.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий